Экстрасенс, в обыденном определении, – это человек, предположительно обладающий способностями к экстрасенсорному восприятию. Поскольку нет научно подтвержденных случаев существования таких людей, то обычно словом «экстрасенс» называют тех, кто заявляет, что обладает экстрасенсорными способностями.
Люди, заявляющие, что являются экстрасенсами, часто используют подобные утверждения для получения дохода, поиска денег. Самым распространенным способом такой деятельности является оказание различных «услуг» населению («диагностика» заболеваний, «розыск» пропавших без вести людей, предсказание будущего и т.п.).
Предсказание будущего – это уже гадание, а значит – форма оккультизма. Поэтому такую деятельность зачастую трудно отграничить от деятельности людей, рекламирующих себя как оккультистов, магов или колдунов. В некоторых случаях таким лицам вменяются в вину мошеннические действия. Иногда они признаются, что стали магами или спиритистам, получив этот «дар» от родителей или приняв оккультную инициацию. Часто это идет непосредственно от какого-либо духа, неизвестного происхождения.
Магия в форме псевдонауки
Экстрасенсорика – это, «официально», внечувственное восприятие мира и воздействие на него, что звучит безобидно и даже научно. Примером экстрасенсорики являются: телепатия (чувствование на расстоянии), ясновидение (зрительное восприятие на большом расстоянии), проскопия прошлого (видение прошлых событий) и будущего (видение будущего или предсказание, гадание), магия (управление силами мира, в том числе другими людьми), спиритизм (вызывание духов и общение с ними), биоэнерготерапия (лечение биополем, или жизненной энергией) и так далее. Колдуны и маги, как и сами экстрасенсы, называют экстрасенсорику магией. Часто они гордятся тем, что принадлежат к магической традиции и передают ее другим.
А. Бабич, целитель-экстрасенс, называет экстрасенсорику магией. Экстрасенс с большим стажем Н. Е. Мареева прямо называет экстрасенсов, занимающихся «лечением» ауры (биополя) – колдунами, а манипуляции экстрасенса – «колдовскими операциями» («Мегаполис-Экспресс» № 39, статья «Мама, не продавай меня экстрасенсу», Зуфар Гареев). Колдун и маг В. М. Бедаш признается, что лечебная магия – экстрасенсорика или биоэнерготерапия – это зеленая магия.
Известный в среде интеллигенции «целитель» С. Н. Лазарев, занимающийся еретической, с точки зрения учения о карме, диагностикой кармы и ее исправлением, неоднократно признавался в своей книге «Диагностика кармы», что он, как экстрасенс, начинал как маг и колдун, да и теперь, занимаясь диагностикой и лечением кармы, периодически, в трудных случаях, прибегает к колдовским приемам.
Концепции Лазарева подвергаются критике со стороны представителей науки. Так, отвечая на запрос Московского комитета образования, проректор МИПКРО доктор физико-математических наук В. А. Носкин отмечает абсолютно лженаучный характер теорий Лазарева.
В рамках научного рассмотрения сотрудниками Института философии PАН отмечено, что теории С. Лазарева, основанные на использовании энергии из потустороннего мира, несовместимы с научной картиной мира, лежащей в основе современной медицины. Старший научный сотрудник Института философии РАН, Л. В. Фесенкова, рассматривая учение С. Лазарева, отмечает:
«Представления Лазарева о человеке и мире находятся в вопиющем противоречии с научными данными. Он игнорирует представления современной медицины о закономерностях функционирования человеческого тела, отрицает открытия генетики, полагая, что передача наследственной информации происходит через полевые структуры материи, которые передаются детям от родителей. Все научные авторитеты он бестрепетно отвергает. Для него не существует ни Ламарка, ни Дарвина, ни Эйнштейна, ни других гигантов науки, воззрения которых лежат в основе современных представлений о мире».
Псевдонаука вместе с оккультизмом – это деструкция
Деятельность Лазарева часто становится объектом критики антикультового движения и религиозных деятелей. Российской Aссоциацией Центров Изучения Религии и Сект (РАЦИРС) движение С. Н. Лазарева («Диагностика кармы») перечислено среди наиболее известных деструктивных тоталитарных сект и групп, обладающих значительным числом признаков таковых, а также оккультных центров и движений.
В энциклопедическом справочнике «Новые религиозные организации России деструктивного, оккультного и неоязыческого характера» (2002) C. Н. Лазарев причислен к группе 2 – Деструктивные религиозные организации и религиозные группы класса «Экология духа, оккультизм и оккультное целительство», к подгруппам О-5 «Псевдомедицинские группы и оккультные целители» и О-4 «Оккультные центры» (в составе «Ассоциации прикладной парапсихологии»).
Профессор А. Л. Дворкин, самый известный православный эксперт по сектам, в одном из своих интервью позиционирует Лазарева как типичного представителя оккультных движений, а «Диагностику кармы» – в ряду сект российского происхождения.
Учение Лазарева критикуется христианскими внеконфессиональными организациями, представителями Русской Православной Церкви. Известный православный богослов диакон Андрей Кураев назвал учение Лазарева безнравственным и непрофессиональным.
Касательно притязаний Лазарева на научность некоторые авторы пишут, что стиль Лазарева таит в себе и серьезную опасность. Его «легкость» обращения с понятиями из духовной и физической реальностей, из научной и религиозной областей приводит к опасной терминологической путанице. Добавим, что она опасна и для Спасения человека, что касается также проблемы зла, о чём мы расскажем ниже.
Настоящий оккультизм в теориях Лазарева
Те же самые исследователи замечают, что Лазарев, создавая систему «полевой саморегуляции», где основным параметром является любовь, открыто указывает свои духовные источники: приемы черной магии, колдовства, методы знахарей, восточные психотехники. Причину бедственного положения современного человека Лазарев видит в отступлении от высших этических законов, закрытии «третьего глаза» и утрате прежнего «духовного просветления». Причины атрофии «третьего глаза» остаются неуточненными. Выход из сложившейся ситуации автор видит в изменении мировоззрения человека, очищении кармы каждого человека и человечества в целом через коррекцию полевых структур группой лиц со светлой кармой.
Карма – понятие индуистского происхождения, а также излюбленный термин оккультистов, например, Елены Блаватской или Елены Рерих. Ученые обращают внимание на употребление Лазаревым и многих других оккультных слов.
Под духовным Лазарев понимает что угодно, только не духовно-личностное начало. Таким образом, он отвергает христианскую концепцию личности. При этом использует типичный, безличностный сленг экстрасенсов: «рыхлое ватное поле больного», «чувствование руками мощных структур», «деформация поля», «низшие слои поля», «уровень подключения к космосу». Это язык оккультизма и псевдонауки одновременно.
Идолопоклонство, ересь и фальшивая концепция зла
В понимании Лазарева, зло – это наше несовершенство. Оно есть неконтролируемое добро. Более того, источник зла – дьявол – это некий «информационный вирус на полевом, духовном уровне человечества».
С. Н. Лазарев выводит мысль о том, что все болезни и несчастья человека – следствие негативной кармы, которая является «глубинным характером человека», его «зацепленностью» за определенные блага (как материальные, так и духовные). Такими благами, по мнению автора, могут являться: обостренная справедливость, честолюбие («зацепка» за управление – гордыня), переживания из-за желания иметь семью, детей (зацепки за желания – ревность) и другие. То есть, когда «любовь к Богу» отходит на второй план, что называется неправильной расстановкой приоритетов в жизни.
Нам нельзя обманываться этими словами о любви Бога. Истинная любовь к Богу – это соблюдение Первой заповеди Божьей и учения Церкви. Лазарев этого не делает. Пропагандируя оккультизм во многих аспектах, он выступает как лжепророк, преступающий Первую заповедь Декалога. Он сам совершает грех идолопоклонства и втягивает других в этот тяжелый и небезопасный грех. Это не может привести к благословению и исцелению. Скорее, наоборот.
Тем более, что его учение – это ересь. Книги Лазарева несовместимы с христианством, поскольку содержат учение о карме и переселении душ. Это противоречит пониманию Спасения человека, то есть самому главному в нашей вере. Спасение – это освобождение от греха. Грех совершается в свободе личности. А Лазарев говорит не о личном грехе, а о безличной негативной карме, не о свободной личности Сатаны, а о безличном информационном вирусе. Тем временем зло, с богословской точки зрения, – это грех и Сатана. Лазарев не только не говорит об этом, но делает нечто худшее и небезопасное: подменяет их значение. И тогда дорога к Спасению, а также к истинному Исцелению души и тела радикально закрыта. Лишь бы не на вечно. Будем остерегаться лжепророков.
о. Александр Посацки
Доктор богословских наук
Кандидат философских наук