Философия – слово греческого происхождения, означающее: «люблю мудрость».
В казахском словаре прежде не было подобного понятия. Следует считать, что термин «казахская философия» – категория современная, хотя такие понятия, как «дана» –мудрый, «данышпан» – мудрец, «даналық» – мудрость, «хаким» (в арабских источниках хакимом называли Сократа, Платона, Аристотеля; и эту традицию перенял Абай), были в языке с незапамятных времен.
Слова «даналық» и «хаким» стоят ближе всего по значению к философии. Народная память сохранила в своих недрах немало мудрых мыслей, сказанных в свое время хакимами или, изъясняясь современными категориями, философами. «Слово, завещанное предками», – эта поговорка бытует в народе до сего времени. Есть еще такое выражение: «От мудрого остается сөз (слово)». Понятие «сөз» в данном случае значительно шире своего прямого значения.
Короткая история
казахской философской
мысли
В связи с этим историю мудрых мыслей казахского народа можно разделить на два периода. Первый период – их генезис, т. е. та богатая традициями общетюркская философская мысль, заложенная выдающимися мыслителями такими, как Коркут, Юсуф Баласагуни, Ходжа Ахмет Яссави, аль-Фараби, Махмут Кашгари и др. Одним из первых казахских мыслителей считается суфий XII века Ахмед Яссави, о котором мы уже писали в «Кредо» (№ 4(272) 2018).
Творческое наследие вышеуказанных мыслителей средних веков и стало основой, отправной точкой, предпосылкой формирования мировоззрения казахов, с которой и начинается второй ее этап.
Следующими заметными представителями казахской мысли считаются Абай Кунанбаев и Шакарим Кудайбердиев, тоже уже нам известные (Кредо № 1(269), № 2(270) 2018).
Впервые в истории казахской философии великий Абай изложил концептуальное видение модели, сущности зрелой личности (толық адам). По Абаю, зрелой личностью человека делают три качества: разум, сердце, воля. В творческом наследии Абая его глубокие размышления о душе и плоти. «Природа не вечна, человек не подвластен смерти», – говорит Абай, имея в виду бессмертие души и разума, т. е. человеческого «Я» («Мен»). Тленна плоть, то есть то, что Абай определяет категорией «Мое» («Менікі»).
В категории «Я» душа и разум едины, и Абай не разделяет их. Если душа бессмертна, следовательно, разум обретает вечную жизнь. Эту свою догадку Абай дополняет в двадцать седьмом слове, говоря о присутствии Великого бессмертного разума. В стихотворении «Когда баран войдет в ручей, воде жирней не стать», Абай называет место вечного обитания души и разума – «ла макан», что означает место без адреса, вне осязаемого нами пространства и времени. Тайна эта известна лишь тому, кто управляет всем – Всевышнему.
Шакарим глубоко и всесторонне исследовал идеи Абая относительно души и плоти. Кроме того, он выдвинул свое понимание этой проблемы. По мысли Шакарима, душа пребывает, как сущность, задолго до появления материальной субстанции человека. Это высшая истина, и к тому же проявление всего сущего, и это во-первых. Во-вторых, душа – это энергия движения, если хотите, его первопричина. В-третьих, в душе заложено проявление усилий Творца.
Казахская философия имеет глубокий религиозный характер.
Литературный образ
казахской философии
Современный исследователь Абдималик Нысанбаев подчеркивает, что казахские философы не создавали законченных философских систем, но поднимали важные мировоззренческие проблемы в своем литературном творчестве.
Уникальный образец философско-поэтического творчества кочевников представляет собой письменная поэзия казахов XVIII-XIX вв.
По уровню обобщающего осмысления бытия она не уступает знаменитой лирико-философской традиции фарсиязычной поэзии, представленной Рудаки, Саади, Хафизом и другими, но вместе с тем отличается яркой социальной направленностью.
Философская мысль казахов была достаточно своеобразной не только по форме своего выражения, но и в значительной мере по содержанию. Форма изложения мыслей у казахских акынов и жырау во все времена носила характер законченного стихотворного текста, передаваемого последующим поколениям путем многократного повторения и запоминания. Однако стихотворчество их не совпадало в полной мере с поэзией в классическом смысле этого слова и не являлось способом творческого самовыражения. В поэзии казахских акынов и жырау мысль преобладала над образом, порой эта мысль высказывалась ими напрямую без обращения к образной параллели, нередко с выраженным стремлением воплотить мысль в понятии. Известно, что акыны и жырау в своих произведениях нередко пользовались такими понятиями, как время и пространство, бренность и вечность, добро и зло и т. д.
Ясно, что поэзия у казахов – это особый тип самого философствования, насыщенного серьезными раздумьями о духовном существовании народа. Казахскую литературу же, на наш взгляд, было бы верным понимать как способ существования казахской философии, а поэтическое творчество изучать средствами философского мышления, пытаясь вскрыть заключенное в нём философское содержание.
Казахское поэтическое философствование – это сплав ума и сердца, суфийского мистицизма и рационально-логизированнного знания, философской публицистики и лирики, это внутренне единое знание рождается в «дочувствовании» логических смыслов на пересечении двух истин – поэтической и философской, которые тем самым перестают существовать по отдельности, а объединяются в некую ценностную установку, определяющую свободный и ответственный творческий выбор личности.
При этом именно нравственная ответственность всегда в первую очередь определяла характер и цель казахской философской мысли.
О специфике казахской
философии
Философско-этическое осмысление мира, человека, его места и роли в жизни – характерная особенность казахской философской мысли. Этим она продолжает традицию восточной философии. Если в западной философии больше внимания обращается на построение философской системы, на создание учений о мире, космосе, на исследование проблем логики, гносеологии, на создание учений об обществе, о государстве, то в восточной философии прежде всего изучается человек, его душа, психология. Если западная философия более рационалистична, то восточная философия больше внимания обращает на эмоциональную, чувственную сторону проблемы. Сущность человека, его этический и эстетический облик глубоко волновали казахских мыслителей.
Следует отметить, что этическая проблематика – проблемы счастья, добра, долга, совести человека, назначения, смысла и цели его бытия – всегда доминировала в казахской философской мысли.
Здесь этика и религия связаны друг с другом. Традиция хикметов или мудрых слов не прерывалась до времен Абая. Хаким Абай высказал глубокие мировоззренческие идеи в части познания человеческой сущности. «Любовью (махаббат) Аллаха рожден человек», – говорит Абай, следовательно, любовь – это категория, связанная с сущностью Творца и составляющая Его могущество.
Взаимоотношения между
Аллахом и человеком Абай определяет категорией «любить». Таким образом, выходит, что долг человека – любить Творца, создавшего его с любовью. Кроме того, человек должен любить всех людей, как братьев, и любить Справедливость (әділет), как благой, истинный путь. Эти три характеристики категории «любить» (сүю) составляют, по Абаю, суть святости (имани гүл).
Особенность геополитического положения Казахстана между Востоком и Западом, древние традиции взаимодействия с индоиранской, китайской, византийской, арабской, тюркской, монгольской, славянской цивилизациями, специфика скотоводческо-земледельческого хозяйствования с преобладанием кочевничества, сложнейшая этнополитическая история – всё это
обусловило богатство и своеобразие духовной культуры казахского народа, его философского мировосприятия.
Свидетельством тому служат дошедшие до наших дней письменные и устные памятники этической, эстетической, историко-политической, юридической, религиозно-мифологической, мистико-философской мысли.
Интерес к казахской
философии
Активный интерес к казахской философии возник после обретения Казахстаном независимости в 1991 году. В современной казахской философии получили развитие идеи евразийства и номадологии.
Казахская философия – самосознание степной культуры, создавшей свой уникальный космос с особым поэтическим восприятием и ощущением жизни и мира. Восточная философия, казахская философская мысль в частности, не должны рассматриваться как полярная противоположность западной философии. Духовная культура казахского народа есть проявление диалектики общего и единичного в истории мировой духовной культуры.
Таким образом, столица Казахстана – Нур-Султан, расположенная в самом сердце древних казахских степей, в центре Евразии, на пересечении дорог Востока и Запада, Юга и Севера, Европы и Азии, во весь голос заявила о себе в качестве инициатора межконфессионального диалога, а также о том, что для казахов толерантность не академическое, а практическое понятие.
В казахской философской мысли, где определяющими ценностями выступают духовность, нравственность, милосердие и толерантность, всегда подчеркивалась мысль о том, что личность, действующая ненасильственным методом, прежде всего защищает себя и своего противника от морального зла, лжи, ненависти, фальши, отсутствия уважения к другим и несправедливости.
Казахские мыслители полагали, что философские аргументации и размышления – это сила, действующая через слово, которое может сделать вызов другим силам, разоблачить ложь и приоткрыть завесу над иллюзиями, а также предложить варианты лучшего мира для всех людей, живущих на Земле.
о. Александр Посацкий
Некоторые источники:
Нысанбаев А. Н., Барлыбаева Г. Г. Этика как ядро казахской философской мысли // Вопросы философии. 2012. № 10. С. 65-74.
https://bookucheba.com/obschaya-filosofiya/filosofskie-idei-kazahskih-myisliteley-raznyih-26945.html
http://www.almau.edu.kz/download/10807/kazakhskayafilosofiyaistoriyaimetodologiyavoprosa.pdf
http://www.intelros.ru/readroom/credo_new/k3-2013/20013-chelovek-smysl-ego-suschestvovaniya-kak-osnova-kazahskoy-filosofii.html
.