Всем известно имя католического монаха Грегора Менделя (Gregor Mendel), отца генетики; но лишь немногие знают о Нильсе Стенсоне (Niels Stensen), Блаженном Епископе, заложившем основы современной геологии. Мало кто осознает, что многие католические священники и монахи и несколько протестантских пасторов заложили основы различных областей научных исследований, притом, что ни один имам, ни один раввин, ни один шаман, индуистский брахман или буддистский монах не сделал ничего подобного.
По этой причине Франческо Аньоли (Francesco Agnoli) и Андреа Бартеллони (Andrea Bartelloni) написали книгу на эту тему, озаглавленную «Ученые в [церковном] облачении. От Коперника, отца гелиоцентризма до Леметра, основоположника [теории] Большого взрыва» (изд. La Fontana di Siloe). В этой книге они уделяют особое внимание ученым-монахам и священникам, чьи труды лежат в основе современной экспериментальной науки, и для которых «изучение природы было ничем иным, как попыткой прочесть книгу, написанную Творцом и отправиться на поиски Его следов».
Грегор Мендель, отец генетики, был монахом-августинцем
«Ученые в облачении» - это история о разных людях, живших во время сильной религиозной веры в трансцендентного Бога и большой страсти к эмпирическим и научным исследованиям, с целью показать плодотворную связь, существующую между верой и разумом.
Большие достижения в своих областях
В книге Франческо Аньоли и Андреа Бартеллони рассказывается о самых разных священниках и монахах, внесших огромный вклад в науку. Здесь говорится, в частности о Николае Орезмском (Nicolas Oresme), Епископе Лизьё, который рассуждал о возможности движения Земли вокруг своей оси, будучи тем самым предшественником Николая Коперника (Nicolaus Copernicus). Далее речь идет о Леонардо Гарцони (Leonardo Garzoni), отце магнетизма; Бенедикто Кастелли (Benedicto Castelli), эксперте по гидравлике. Книга продолжается рассказом о «князе биологов», иезуите Ладзаро Спалланцани (Lázaro Spallanzani), первом европейском натуралисте и Бонавентуре Корти (Bonaventura Corti), также иезуите, эксперте в области физики, ботаники и метеорологии.
Кроме того, в книге повествуется о Луиджи Гальвани (Luigi Galvani), первооткрывателе «животного электричества», который, по словам Нильса Бора (Niels Bohr), положил начало «новой эпохе в истории науки»; Рене Жюсте Гаюи (René-Just Haüy), специалисте по минералогии, Джованни Баттиста Вентури (Giovanni Battista Venturi), эксперте в области гидравлики, теории света и оптики; сейсмологах и метеорологах, таких как Святой Альберт Великий (Sanctus Albertus Magnus) и отец Андреа Бина (Andrea Bina); основателе микросейсмологии Теодоро Бертелли (Teodoro Bertelli); микологе Джакомо Брезадоле (Giacomo Bresadola), а также Жорже Эдуарде Леметре (Georges Eduard Lemaître), священнике, написавшем множество трудов, связанных с теорией «Большого взрыва», авторе теории расширяющейся вселенной.
В заключении книги написано о двух священниках, которые живут и по сей день, а также приводится интервью с ними. Речь идет о Джузеппе Танцелла-Нитти (Giuseppe Tanzella-Nitti), который посвятил себя многолетним научным исследованиям в области радиоастрономии и космологии; а также физике доне Альберто Струмия (Alberto Strumia).
Таким образом, книга развенчивает миф о «плохом звучании» сочетания священник-ученый. Но проблема заключается в том, что догмы позитивизма, с давних времен связанные с либеральными кругами, или же, диктатурами XX века, повторяемые бесчисленное множество раз, оставили вмятину в коллективном воображении людей, подкрепляемую банальной и неполной версией процесса над Галилеем, в которой отсутствует всякий исторический подход.