ЭКУМЕНИЧЕСКОЕ БОГОСЛУЖЕНИЕ
Чин богослужения
П. – предстоятель.
Ч. – чтец.
С. – собрание.
Воззвание
С места главного входа в богослужебное пространство.
П. Да будет благословен Бог наш вовеки.
С. Ныне и вовеки. Аминь.
П. Придите, почтим Бога, нашего Царя.
С. Почтим Христа среди нас, нашего Царя и нашего Бога.
П. Придите, склоним головы пред Господом, нашим Царем и нашим Богом.
С. Святый Боже, Святый и Крепкий, Святый и Бессмертный, помилуй нас.
Ч1. Иисус, придя в Вифанию, нашел, что он уже четыре дня в гробе.
Начинается шествие в главную часть богослужебного пространства.
Ч2. Марфа, услышав, что идет Иисус, пошла навстречу Ему; Мария же сидела дома.
Ч3. Марфа сказала Иисусу: Господи! если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой. Но и теперь знаю, что чего Ты попросишь у Бога, даст Тебе Бог.
С. Иисус говорит ей: воскреснет брат твой.
Ч1. Марфа сказала Ему: знаю, что воскреснет в воскресение, в последний день.
С. Иисус сказал ей: Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет. И всякий, живущий и верующий в Меня, не умрет вовек.
Ч2. Веришь ли сему?
Пауза.
Ч3. Веришь ли сему?
Пауза.
Ч1. Веришь ли сему? (Ин 11, 17-26)
Долгая пауза.
П. 1700 лет назад между христианами возникли споры, связанные с вопросами веры, сомнениями и трудностями. Несмотря на эти споры, они все-таки смогли все вместе провозгласить собсивенную веру словами Никейского символа веры. Сегодня мы как собрание общины христиан пришли сюда как представители разных культур и конфессий, чтобы исповедовать нашу общую веру.
Христос среди нас.
С. Был, есть и вовеки будет.
Начальные молитвы
С. Kyrie, eleison! Господи, помилуй.
Ч1. О, Творец и Хранитель всякого духа,
умножающий семью человеческую по всей семье,
даруй всем народам познать, что Ты есть Бог единый,
и Иисус Христос – Твой Сын,
а все мы – Твой народ, стадо на пажити Твоей.
С. Kyrie, eleison! Господи, помилуй.
Ч2. Молим Тебя, Господи, приди на помощь нам,
сохрани тех страдающих среди нас,
будь милостив к несчастным,
яви Твой лик нуждающимся.
С. Kyrie, eleison! Господи, помилуй.
Ч3. О, Господи, верный во всех поколениях,
праведный во всех Твоих судах, милосердный и сострадательный,
прости нам наши прегрешения, очисти нас истиной Твоей,
и направляй наши шаги на путь святости и праведности.
С. Kyrie, eleison! Господи, помилуй.
Ч4. Господи, да воссияет лице Твое над нами в мире нам во благо,
даруй нам согласие и мир нам и всему, что обитает на земле.
Даруй нашим правителям мудрость и благоразумие,
направляй их решения так,
чтобы они употребляли свою власть в справедливости и мире.
С. Kyrie, eleison! Господи, помилуй.
(ср. Климент Римский, с. 35-99)
Слушай, Израиль: Господь, Бог наш, Господь един есть;и люби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим, и всею душею твоею и всеми силами твоими.И да будут слова сии, которые Я заповедую тебе сегодня, в сердце твоеми внушай их детям твоим и говори о них, сидя в доме твоем и идя дорогою, и ложась и вставая;и навяжи их в знак на руку твою, и да будут они повязкою над глазами твоими,и напиши их на косяках дома твоего и на воротах твоих.
С. Надейся на Господа отныне и вовек.
Господи! не надмевалось сердце мое,
и не возносились очи мои.
С. Надейся на Господа отныне и вовек.
И я не входил в великое
и для меня недосягаемое.
С. Надейся на Господа отныне и вовек.
Не смирял ли я и не успокаивал ли души моей,
как дитяти, отнятого от груди матери?
Душа моя была во мне, как дитя, отнятое от груди.
С. Надейся на Господа отныне и вовек.
Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, по великой Своей милости возродивший нас воскресением Иисуса Христа из мертвых к упованию живому к наследству нетленному, чистому, неувядаемому, хранящемуся на небесах для вас, силою Божиею через веру соблюдаемых ко спасению, готовому открыться в последнее время. О сем радуйтесь, поскорбев теперь немного, если нужно, от различных искушений, дабы испытанная вера ваша оказалась драгоценнее гибнущего, хотя и огнем испытываемого золота, к похвале и чести и славе в явление Иисуса Христа, Которого, не видев, любите, и Которого доселе не видя, но веруя в Него, радуетесь радостью неизреченною и преславною, достигая наконец верою вашею спасения душ.
Ч. Велик Господь в могуществе Своем.
С. Велик Господь в могуществе Своем.
Ч. Мудрость Его безмерна.
С. Велик в могуществе Своем.
Ч. Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу.
С. Велик Господь в могуществе Своем.
Фома же, один из двенадцати, называемый Близнец, не был тут с ними, когда приходил Иисус.Другие ученики сказали ему: мы видели Господа. Но он сказал им: если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю.После восьми дней опять были в доме ученики Его, и Фома с ними. Пришел Иисус, когда двери были заперты, стал посреди них и сказал: мир вам!Потом говорит Фоме: подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим.Фома сказал Ему в ответ: Господь мой и Бог мой!Иисус говорит ему: ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие.
Молчание/гимн
Молчание/гимн/музыкальная интермедия
Пока говорит предстоятель, раздаются свечи.
П. Иисус сказал: «Я – свет миру».
Во многих христианских традициях при крещении крещаемому (или крестному) вручается зажженная свеча. Иисус также призывает Своих последователей быть светом миру. Все мы являемся носителями зажженным светом Христовым. Мы получаем этот свет от Христа через друг друга.
Когда каждый получает свечу, предстоятель зажигает первую из них и передает свет близстоящим, которые, в свою очередь, передают его собранию.
П. Иисус сказал Марфе: «Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет.И всякий, живущий и верующий в Меня, не умрет вовек. Веришь ли сему?»
С. Так, Господи! я верую, что Ты Христос, Сын Божий, грядущий в мир.
Каждый зажигает свечу близстоящего. При этом они говорят: «Свет Христов». Когда все свечи зажжены, предстоятель продолжает:
П. Да возлюбим друг друга, чтобы единомысленно исповедовать веру, в которой все мы были крещены.
С. Верую во единого Бога,
Отца всемогущего,
Творца неба и земли,
видимого всего и невидимого.
И во единого Господа Иисуса Христа,
Сына Божия Единородного,
от Отца рожденного прежде всех веков,
Бога от Бога, Свет от Света,
Бога истинного от Бога истинного,
рожденного, несотворенного,
единосущного Отцу,
через Которого все сотворено.
Который ради нас, людей,
и ради нашего спасения сошел с небес.
И воплотился от Духа Святого
и Марии Девы и стал человеком;
был распят за нас при Понтии Пилате,
пострадал и был погребен,
и воскрес в третий день по Писаниям,
и восшел на небеса, сидит одесную Отца,
и вновь придет со славою
судить живых и мертвых,
и Царству Его не будет конца.
И в Духа Святого,
Господа и Животворящего,
Которому вместе с Отцом и Сыном
подобает поклонение и слава,
Который вещал через пророков.
И во единую, Святую, Католическую
и Апостольскую Церковь.
Исповедую единое крещение
во отпущение грехов.
Ожидаю воскресения мертвых
и жизни будущего века.
Аминь.
Ч1. Ибо все сущее было создано из ничего, и его бытие вновь обратилось бы в ничто, если бы Творец всего сущего не держал его рукою правящей (Григорий Великий [ок. 540-604]).
Ч2. Владыка жизни, мы получаем все творение из рук Твоих и по провидению Твоему. Научи нас жить в Твоем мире с заботой и справедливостью ко всему, что сотворил Ты.
С. Веруем, помоги нашему неверию.
Ч1. Вот что я называю верой: постижимый свет, озаряющий благодатью душу, укрепляющий сердце и ниспосылающий дар надежды (Исаак Ниневийский [VII век]).
Ч2. Боже любящий, изобильно ниспошли нам дар надежды в этом мире, охваченном раздорами и распрями. Укрепи народ Твой, страдающий от равнодушия и разделения.
С. Веруем, помоги нашему неверию.
Ч1. Что же удивительного в том, что, придя к Богу, мы первым делом исповедуем свою то, во что верим, видя, что без всего этого не стоит и пытаться жить в общении (Руфин Аквилейский [ок. 344-411]).
Ч2. Боже милостивый, прости нам то, что до сих пор нам мы так и не можем жить в общении как христиане. Обрати нас еще глубже к единой вере в Тебя, чтобы мы могли свидетельствовать миру.
С. Веруем, помоги нашему неверию.
Ч1. Да возобладает вера: вера, пробуждающая в разуме доверие, вера, порожденная не человеческой логикой, а являющаяся плодом Святого Духа (Василий Кесарийский [ок. 330-378]).
Ч2. О, небесный Утешитель, молим Тебя о том, чтобы мы могли больше доверять дару Твоей мудрости, а не разумности нашего суждения.
С. Веруем, помоги нашему неверию.
Ч1. Его свет явился и рассеял тьму темницы, освятил наше рождение и уничтожил смерть, разорвав эти оковы, в которые мы были закованы (Ириней Лионский [ок. 135-198]).
Ч2. Сострадательный Господь, веди нас к тому, чтобы нам вместе трудиться над тем, дабы повсюду, где тьма и угнетение, страдания и несправедливость, мы смогли принести Твой свет и свободу.
С. Веруем, помоги нашему неверию.
П. Как братья и сестры Иисуса помолимся вместе словами, которым Он научил нас:
С. Отче наш.
Заключительная молитва (от общины Бозе)
П. Боже, Отче наш, прими нашу хвалу и благодарение за то, что уже объединяет христиан в исповедании Господа Иисуса и свидетельстве о Нем. Приблизь тот час, когда все Церкви признают друг друга в едином общении, которого Ты желал и о котором молился Тебе Твой Сын в силе Духа Святого. Услышь нас, Ты, живущий и царствующий ныне и вовеки.
С. Аминь.
Отпуст
П. Благословим Господа.
С. Благодарение Богу.
П. Тот, Кто есть наш мир и Кто сотворил нас одним, да дарует нам, дабы мы вверяли друг друга Отцу в едином Духе.
С. Аминь.
РАЗМЫШЛЕНИЯ И МОЛИТВЫ
НА ВОСЕМЬ ДНЕЙ: ПУТЕШЕСТВИЕ
ПО НИКЕО-КОНСТАНТИНОПОЛЬСКОМУ
СИМВОЛУ ВЕРЫ
ДЕНЬ 1
Отцовство и забота Бога, правящего Вселенной
Чтения из Писания:
Ис 63,15-17
Пс 139, 1-3. 13. 23. 24b
1 Кор 8,5-6
Чтения из Отцов Церкви[1]
Из греческой традиции
Узри тайны любви, и тогда узришь сердце Отца, явленное нам единородным Сыном Божьим. Сам Бог есть любовь, и через любовь мы созерцаем Его. И хотя в Своей несказанной реальности Он есть Отец, в Своем сострадании Он стал для нас матерью.
- Климент Александрийский [ок. 150-215 гг.], «Какой богатый человек спасется?» (37:1-2).
1. Как вы ощутили отцовскую заботу и материнское сострадание Бога в своей собственной жизни?
2. Что мешает нам признать каждого человека чадом Божьим?
3. Как исповедание Бога как Отца всего сущего влияет на наше восприятие других людей и отношения с ними?
Молитва
℟ Благодарение и хвала Тебе, Господи.
Благословляем Тебя, Господи, Отче света:
от Тебя исходит всякое блао
и всякий совершенный дар. ℟
Ты сотворил мир и все, что в нем есть,
Ты – Владыка неба и земли.
Всем смертным Ты подаешь жизнь, и дыхание, и все. ℟
Ты сотворил все народы, живущие на земле.
Ты установил для них порядок времени и границы их пространства.
В сердца людские Ты вложил мысли о вечности. ℟
Отче небесный, по великой благости Своей
Ты в Законе и Пророках даруешь нам путь жизни.
Милосердный Отче, в Иисусе, Твоем Сыне, Ты возвестил благую весть о Царстве. ℟
Бог всякого утешения,
призови нас следовать за Тобой.
Укрепи для нас дело наших рук. ℟
Помолимся:
Отче милосердия,
обнови нашу веру в Тебя и свяжи нас воедино Своей любовью,
чтобы мы могли признать друг в друге Твоих чад
и соединиться в одно целое.
Славим Тебя через Иисуса Христа, Твоего единородного Сына,
в общении Святого Духа. Аминь.
Из сирийской традиции
Кто может созерцать Бога недремлющей мыслью и узреть Его величие, постигать Его сокрытую природу и оком своего разумения видеть эту чистую и святую Природу, которая не нуждается ни в чем? …Он просит, молит и побуждает каждого человека жить. Он страдает, чтобы дать нам жизнь, стремится найти нас и радуется нашему счастью больше, чем мы сами. Он непрестанно молит нас взять из Его достояния и почерпнуть из изобилия Его сокровищницы, чтобы мы стали богаты благодаря Его богатству и не обнищать. Он радуется не столько Своей жизни, сколько тому, что живем мы.
- Филоксен Маббугский [ок. 440-523 гг.], Беседа 7.
Из латинской традиции
Источник Жизни – вот главное Благо, из которого всем раздаются средства для жизни, в то время как жизнь пребывает в Нем Самом. Ни от кого Он не получает ничего, как если бы нуждался. Он скорее дарует другим, чем берет, потому что мы Ему не нужны… Итак, что же может быть прекраснее, чем придти к Нему, соединиться с Ним? Какое наслаждение может быть большим этого? Чего еще может желать тот, кто видел и испил даром из Источника Живой Воды?
- Амвросий Медиоланский [ок. 337-397 гг.], Послания IV, 11, 18.
ДЕНЬ 2
Творение как дело Божье
Чтения из Писания:
Быт 1, 1-5
Пс 148, 1. 3. 9-14
Рим 8, 19-23
Чтения из Отцов Церкви
Из греческой традиции
Бога не узреть глазами человеческими, но можно Его увидеть и постичь в Его провидении и делах. Как тот, кто, видя оснащенный полностью корабль, входящий в порт, предполагает, что у него есть лоцман, который ведет его, так же и нам должно разуметь, что Бог есть лоцман всей Вселенной, даже если Он незрим для плотских глаз, ибо Он непостижим.
- Феофил Антиохийский [II век], К Автолику, I:5.
1. Мы верим, что Бог присутствует во всем творении, пусть даже иногда Его присутствие трудно ощутить.
2. Творение – это дар Божий, часто страдающий из-за того, что причиняют ему люди. Как нам глубже осознать свою ответственность за то, чтобы заботиться о нем и сохранять его?
3. По возможности проведите некоторое время на природе и поразмышляйте о том, как она связывает нас с Творцом.
Молитва
℟ Благословен Ты, Господи.
Славим Тебя и благодарим Тебя,
Бог неизменной любви,
за великие знамения благоволения Твоего
и милости Твоей ко всякому творению. ℟
Ты сотворил все сущее.
Ты все назвал хорошим,
ибо Дух Твой пребывает во всех них,
и они – Твои, о Господи, любящий живых. ℟
Исповедуем, Господи, славу Твою
в необъятных звездных просторах Вселенной и в мельчайшем зернышке жизни.
Благодарим Тебя за дело рук Твоих
и за создание всех людей. ℟
Тебя благословляем мы за воздух, который подает нам жизнь.
Тебя благословляем мы за землю, которая питает нас.
Тебя благословляем мы за воду, которая утоляет нашу жажду.
Тебя благословляем мы за огонь, который согревает нас. ℟
От имени всего творения, вложив в наш голос все горести и радости,
мы славим и благодарим Тебя.
Господи Боже, Ты сотворил все сущее
и скоро его преобразишь, облекая Своей славой. ℟
Помолимся:
Господи Боже, Отче света,
укрепи наши сердца в ожидании и надежде,
пока мы стремимся к единству и вместе трудимся ради гармонии во всем творении.
Даруй нам быть горящими светильниками
до дня пришествия Сына Твоего во славе
со всеми святыми Его в вечном Царстве.
Благословен ты ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Из сирийской традиции
Первая книга, данная Богом разумным бытиям – это природа всего сотворенного. Наказы, записанные чернилами, были добавлены после грехопадения.
- Исаак Ниневийский [VII век], Первое собрание, 5.
Из латинской традиции
Ибо все сущее было сотворено из ничего, и его бытие вновь обратилось бы в ничто, если бы Творец всего сущего не держал его рукою правящей.
- Григорий Великий [ок. 540-604 гг.], Moralia in Job, XVI:37, 45.
ДЕНЬ 3
Воплощение Сына
Чтения из Писания:
Иер 33, 14-16
Пс 72, 7. 12. 16-17
Ин 1, 1-14
Чтения из Отцов Церкви
Из армянской традиции
Он взял на Себя все человеческие страсти, за исключением греха. То есть: алкал Тот, Кто дает пищу всем живущим. Жаждал Тот, Кто дает воду жизни Своим верующим. Уставал Тот, Кто дает отдохновение уставшим. Спал Тот, Кто всегда поддерживал бодрствование Израиля. Плакал Тот, Кто отер всякую слезу со всех глаз… Он облекся в наше уязвимое тело, дабы Тот, Кто не подвержен страданиям, мог страдать с уязвимым телом, а Тот, Кто бессмертен, мог умереть со смертным телом, чтобы освободить нас, провинившихся.
- Григорий Просветитель [XII-XIII века], «Об истинной вере и чистом поведении в добродетелях», 15-1.
1. Как вера в Иисуса, воплощенного Сына Божьего, вдохновляет и направляет нашу жизнь?
2. Как вы ощутили утешительное присутствие Христа в своей жизни?
3. Всюду, где мы видим кого-то жаждущего, голодного, плачущего или страдающего, присутствует Христос.
Молитва
℟ Слава Тебе, Христе, слава Тебе.
Слово Божье, Ты стал плотью и пришел, дабы поселиться среди нас.
Ты разделил нашу жизнь во всем;
Ты умер, как умираем все мы. ℟
Сыне Давидов, Коего жаждали праведники и пророки,
Ты возвестил благую весть бедным;
Ты провозгласили лето Господне благоприятное. ℟
Ты пришел, дабы разорвать цепи рабства;
Ты ходил, творя добро;
Ты для всех проложил путь пред лице Божье. ℟
Ты пришел в этот мир слабым и нищим;
Ты посрамил гордых Своим смирением;
Ты призвал к Себе уставших и обремененных. ℟
Ты – Агнец Божий и наш Пастырь,
Слуга Божий и наш Господь:
Ты стал грехом ради нас, наш Искупитель. ℟
Помолимся:
Господи Боже, Отче наш,
обрати наши взоры к Тебе,
дабы мы вместе могли выйти
из мрака к свету лика Твоего,
явленного нам в Иисусе,
Твоем Сыне и нашем Брате,
живущем с Тобой и Святым Духом
ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Из сирийской традиции
Теперь, когда высшие и низшие создания стали единым целым, больше нет высокого и низкого. Бог даже явился на земле, и наша [человеческая] природа вознеслась на небеса. Когда Бог снизошел к нам, земля стала небесами, а когда Сын нашего рода воскрес, небеса стали землей. И тогда небеса и земля стали одним.
- Авдишо бар Бахриз [IX век], Комментарий к церковным праздникам, 58.
Из греческой традиции
Вот благодать Господня, и вот Божьи средства для возрождения сынов человеческих. Ибо Он пострадал, дабы подготовить избавление от страданий для тех, кто страдает в Нем. Он сошел, дабы воскресить нас. Он пережил зачатие, дабы мы любили Нерожденного. Он уничижился до тления, дабы тление могло облечься в бессмертие. Он стал слабым ради нас, дабы мы могли восстать сильными. Он снизошел до смерти, дабы даровать нам бессмертие и дать жизнь мертвым. Наконец, Он стал человеком, дабы мы, умирающие, как все люди, могли вновь жить, и смерть более не властвовала над нами.
- Афанасий Александрийский [ок. 295-373], Праздничные послания, 10:8, 19.
ДЕНЬ 4
Пасхальная тайна:
Страдания, Смерть и Воскресение Иисуса
Чтения из Писания:
Исх 3, 7-8
Пс 16, 5. 7. 10. 11
Флп 2,5-11
Чтения из Отцов Церкви
Из латинской традиции
Бог Отец был весьма милостив: Он послал Свое творящее Слово, Которое, идя освободить нас, пришло именно туда, где мы потеряли жизнь, и разорвало узы наших пут. Его свет явился и рассеял мрак темницы, освятил наше рождение и уничтожил смерть, освободив от пут, в которые мы были закованы.
- Ириней Лионский [ок. 135-198 гг.], Изложение апостольской проповеди, 38.
1. Все мы знаем, что умрем. Как вера в то, что Иисус уничтожил смерть, меняет наше отношение к этой реальности?
2. «Бог позволяет выпихнуть Себя из мира на крест. Он слаб и бессилен в этом мире, и это именно та форма, единственная форма, благодаря которой Он с нами и помогает нам». (Дитрих Бонхеффер).
3. В качестве Воскресшего Иисус пребудет с нами до скончания веков. Как общение с Ним поддерживает Вас в повседневной жизни?
Молитва
℟ Слава и хвала Тебе, Господи.
Благословен Ты, о Христе, Первенец всего творения:
Ты увенчан славою и честью. ℟
Пред именем Твоем преклонится всякое колено на небесах, и на земле,
и под землей, и каждый язык будет исповедовать, что Ты – Господь. ℟
Возрадуемся и воспоем хвалу Тебе, о Христос, возлюбленный Сын Отчий:
Ты – Воскресший, Ты призываешь нас жить в Тебе. ℟
Мы поклоняемся Тебе, мы прославляем Тебя, ибо Ты – Царь Царей и Господь господствующих:
Ты открыл нам Царство Небесное. ℟
Мы всегда благодарим Тебя и благословляем Твое Имя:
Ты с нами всегда до скончания веков. ℟
Помолимся:
Господи Боже наш,
прославляющий Сына Своего Иисуса и освободивший нас от смерти.
Своим воскресением
пробуди наши дремлющие сердца,
просвети всех ищущих Тебя
и сделай так, чтобы утренняя звезда воссияла над нами,
Живый Иисусе Христе,
Господь во веки веков. Аминь.
Из греческой традиции
Спаситель снизошел на землю из милосердия к роду человеческому. Он в полной мере испытал на Себе наши чувствования, прежде чем принять муки крестные и облечься в нашу плоть. Ибо, если бы Он не страдал, то не пришел бы, дабы обитать среди людей. Сначала Он страдал, затем сошел и стал зримым. Что же это за чувствования, которые Он претерпел ради нас? Чувствования милосердия.
- Ориген Александрийский [ок. 185-254 гг.], Проповеди на Иезекииля, 6:6.
Из сирийской традиции
Тело благодарит Тебя за то, что оно было спасено Твоим уничижением. То была заблудшая овца, и лев затаился в засаде, дабы растерзать ее, а скрытый грех – то зверь, разрывающий ее на куски. Давид сохранил себя, когда спасал овец, но Ты вместо нашего тела Свое тело предал смерти, которая пожирала нас, не насыщаясь.
- Ефрем Сирин [ок. 306-373 гг.], Гимн девственности, 37:5.
ДЕНЬ 5
Святой Дух – Податель жизни и радости
Чтения из Писания:
Иез 36, 24-28
Пс 104, 24-25. 27-29. 33-34
Ин 3, 4-8
Чтения из Отцов Церкви
Из сирийской традиции
Неверно говорить, что Дух покидает нас, когда мы грешим, и возвращается после нашего обращения… Какая мне польза, если Он поселится во мне после того, как я стану праведным? Если во время падения Он не пребудет во мне, не протянет мне руку и не поднимет меня, как я почувствую Его помощь? Какой врач при виде больного, уйдет и бросит его, чтобы прийти к нему, когда тот выздоровеет? Разве не полезнее, чтобы врач был рядом с больным во время его болезни?
- Филоксен Маббугский [ок. 440-523 гг.], О пребывании Святого Духа.
1. Божий Дух каждый день обновляет лице земли, призывая нас к сотрудничеству.
2. Каковы источники радости в вашей жизни и как они связаны со Святым Духом?
3. Где мы видим действие Святого Духа, преодолевающего наши разделения и ведущего нас к более глубокому единству, и как мы можем присоединиться к этому действию?
Молитва
℟ Аминь, аминь! Аллилуйя!
Ты – Дух, дунувший в лицо Адама:
человеческая плоть превратилась в живое существо. ℟
Ты – Дух, данный Воскресшим:
наши грехи прощены. ℟
Ты – Дух, посланный в день Пятидесятницы:
Ты открыл Евангелию путь к достижению всех людей. ℟
Ты – Дух, пробуждающий нашу молитву:
мы пребываем в любви Божьей. ℟
Ты – Дух Божий, излитый на мертвых:
гробы разверзнутся, и мертвые восстанут ℟
Помолимся:
Боже, Отче наш,
Ты открыл нам дивную тайну Своей жизни,
послав в мир Твоего Сына
и разделив с нами Свой Дух святости и радости.
Даруй нам возрадоваться в Духе,
обновляющем лице земли и ведущем нас к единству.
Исповедуем нашу веру в Тебя,
Единого Бога Трисвятого:
Отца, Сына и Святого Духа.
Благословен Ты ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Из греческой традиции
Вот мой Бог, Господь всего сущего, один распростерший небеса и утвердивший под ними широту земли…, основавший землю на водах и давший Духа, питающего ее. Его дыхание озаряет все, и, если бы Он сдержал Свое дыхание, все полностью рухнуло бы. Им ты говоришь, о человек. Его дыханием ты дышишь, но еще Его не знаешь.
- Феофил Антиохийский [II век], Автолику, I:7.
Из латинской традиции
«Отец ваш Небесный даст Духа просящим у Него». Это тот Дух, силой Которого в наши сердца изливается любовь, с коей мы соблюдаем божественные заповеди, любя Бога и ближнего. Это тот Дух, силой Которого мы взываем: «Авва, Отче». Итак, именно Дух дает нам способность просить, и именного этого Духа мы жаждем обрести. Именно Он побуждает нас искать, и именно Его мы желаем найти.
- Августин Гиппонский [354-430 гг.], Толкование на Псалом 118, 14:2.
ДЕНЬ 6
Церковь – община верующих
Чтения из Писания:
Ис 2, 2-4
Пс 133
Еф 4, 1-6
Чтения из Отцов Церкви
Из латинской традиции
Церковь едина, распространяется повсюду во множестве людей, умножая свою плодовитость. Как много лучей у солнца, но один свет, и много ветвей у дерева, но одна сила, проистекающая из его крепкого корня…, так и Церковь, озаренная светом Господним, проливает свои лучи на весь мир, но это один свет, распространяющийся повсюду без нарушения единства Церкви. Ее плодоносное изобилие распростирает свои ветви надо всем миром.
- Киприан Карфагенский [ок. 210-258 гг.], О единстве Церкви, 5.
1. Церковь призвана распространять свет Христов по всему миру. Как вы воспринимаете эту реальность в вашем личном контексте?
2. Хотя во Христе Церковь – это единое тело, исторически Церкви разделены. Как вы лично переживаете боль от этого разделения?
3. Церковь как община Святого Духа, Подателя мира, призвана жить и распространять послание мира по всему миру. Каким образом Церкви могут помочь своим членам исполнить это призвание?
Молитва
℟ Господи, услышь нашу молитву!
У пустого гроба Ты вверил женщинам весть о Своем воскресении:
избавь всех вестников Евангелия от страха. ℟
По дороге в Эммаус Ты разъяснял ученикам закон и пророков:
открой наш разум для понимания Святых Писаний. ℟
В горнице Ты дал Своим друзьям дар мира:
помоги нам сохранить этот мир нашей взаимной любовью. ℟
На берегу озера Ты поставил Петра пастырем Твоего стада:
поддержи Своим Духом лидеров наших общин. ℟
На горе Ты собрал рассеянных учеников, прежде чем вернуться к Отцу:
дай единство в вере и милосердии верующим в Тебя. ℟
Помолимся:
Боже неба и земли,
Твой Сын Иисус Христос открыл нам,
что Ты – наш Отец,
и обещал дар Святого Духа:
дай Своей Церкви преодолеть позор наших разделений,
чтобы мы могли свидетельствовать о Твоей жизни в общении,
в единстве нашего исповедания веры
и в любви взаимного служения.
Через Христа, Господа нашего. Аминь.
Из армянской традиции
Святые отцы и учители истины! Вожди и пастыри стада Христова! Вы, председательствующие в доме Божьем и управляющие им! Сегодня вижу вас собравшимися в одном духе и в одном теле в согласии с волей Того, Кто есть глава всего. Кто привел вас в эту тихую гавань мира, о миротворцы этой земли, если не Святой Дух, поданный нам с небес как наш мир? И зачем, если не для того, чтобы начать отстраивать разгромленный и разрушенный храм Божий, повергнутый виновником всякого зла?
- Нерсес Ламбронаци [1152-1198 гг.], Синодальная речь.
Из греческой традиции
Будучи многочисленны и неисчислимы мужчины, женщины, дети, разные и глубоко различные друг с другом по происхождению и внешности, нации и языку, укладу и возрасту, знаниям и искусствам, образу жизни, обычаям и склонностям, наукам и почестям, судьбам, характерам и привычкам, все они пребывают в [Церкви], благодаря чему все возрождаются и воссоздаются заново в Духе. Всем в равной степени она придает и уделяет тот же божественный облик и достоинство, дабы они пребывали во Христе и носили Его имя, имея те же простые, нераздельные и неделимые отношения в вере, так что более нельзя уже и признавать существование многочисленных и невыразимых различий, существующих между ними, потому что все повсеместно обращаются к [Церкви] и встречаются в ней.
- Максим Исповедник [ок. 580-662 гг.], Мистагогия, 1.
ДЕНЬ 7
Крещение в Смерть и Воскресение Господа
Чтения из Писания:
Мих 7, 18-19
Пс 51, 1. 7. 10. 12
Мф 28, 16-20
Чтения из Отцов Церкви
Из греческой традиции
Такова сила веры во Христа, таков избыток Его благодати: как стихия огня, когда встречается с рудой из шахты, тотчас из земли превращает ее в золото, так и крещение делает омытых в нем людьми из золота, а не из глины. Дух в это время, подобно огню, проникает в наши души, сжигая «образ земной» и создавая «образ небесный», свежеотчеканенный, яркий и блистающий, как бы вышедший из формы для обжига.
- Иоанн Златоуст [ок. 350-407 гг.], Проповедь на Евангелие от Иоанна, X:2.
1. Христиане крестятся в смерть и воскресение Христа. Что ваше крещение значит для вас сегодня?
2. Грех уродует нас различным образом. Посредством крещения Бог освобождает нас от этого уничижения.
3. Как, несмотря на в различия в церковных традициях и обычаях, исповедание «одного Господа, одной веры, одного крещения» (Еф 4, 5) влияет на наши отношения с другими христианами?
Молитва
℟ Благодарим Тебя, о Господи, и благословляем Твое имя.
За то, что Ты призвал нас к вере в крещении,
за общение, которым мы делимся друг с другом в Новом Завете,
за Твое присутствие в святой Церкви. ℟
За свидетельство гонимых христиан,
за их мученические страдания,
за их участие в страданиях Христовых. ℟
За всех служителей общения,
за тех, кто молится и трудится ради примирения Церквей,
за тех, кто отдает свою жизнь за единство. ℟
Помолимся:
Боже, Отче наш, славим Тебя и благословляем Твое имя.
Прими наше благодарение за единство, которым уже наслаждаются христиане
в исповедании Господа Иисуса.
Молим Тебя, приблизь день полного взаимного признания наших Церквей
в общении, которого Ты желаешь
и о котором молился Твой Сын.
Просим Тебя об этом силой Святого Духа. Аминь.
Из сирийской традиции
Сын Божий сошел с небес, стал человеком и поднял тебя из бездны, чтобы ты стал сыном Божьим. Он стал твоим братом в лоне, исполненном святости, и сделал тебя Своим братом в лоне крещения… Сыном Божьим он сделал тебя вместе с Собою в воде, дабы Единородный обрел братьев через второе рождение. Ибо Он Сам через второе рождение стал человеком и этим вторым рождением сделал тебя сыном Божьим.
- Иаков Серугский [ок. 451-521 гг.], Беседа 10.
Из латинской традиции
Человек, ты не осмеливался поднять свое лицо к небесам, ты обратил свой взор к земле, и внезапно ты получил благодать Христову… Поэтому подними свой взор к Отцу, породившему тебя через крещение, к Отцу, искупившему тебя через Сына, и скажи: «Отче наш!»
- Амвросий Медиоланский [ок. 337-397 гг.], Таинства, V:19.
ДЕНЬ 8
В ожидании Царствия и жизни
Чтения из Писания:
Откр 21, 1-4
Пс 85, 8. 10-12
Лк 12, 35-40
Чтения из Отцов Церкви
Из сирийской традиции
Живущий любовью среди этого творения дышит жизнью, исходящей от Бога. Еще будучи в этом мире, он дышит воздухом возрождения. В этом воздухе праведники возрадуются при воскресении. Любовь – это то самое Царство, в котором, как таинственно обещал ученикам наш Господь, они будут вкушать в Его Царстве: «Да ядите и пиете за трапезою Моею в Царстве Моем». Что же они будут вкушать, если не любовь? Любви достаточно, чтобы насытить человека, а не пищи и пития. Вот вино, которое радует сердце человека. Благословен пьющий это вино!
- Исаак Ниневийский [VII век], Первое собрание, 5.
1. Любовь станет действительностью Царства Божьего. Благодаря конкретным делам милосердия это Царство присутствует в нашей жизни.
2. Как, живя в ожидании Царства Божьего, мы воплощаем знамения грядущего Царства в современном мире?
3. Мы призваны быть готовыми ко второму пришествию Господа. Как мы готовимся к этому?
Молитва
℟ Иисус Христос – Господь во славу Бога Отца.
О Христе Господи, обнищавший ради нас
и обещавший, что бедные наследуют Царство Небесное,
Ты наполняешь Своими богатствами нас. ℟
О Господи Иисусе, кроткий и смиренный сердцем,
открывающий новый мир для тех, кто уповает на Тебя,
Ты даруешь нам Свою полноту. ℟
О Христе Господи, склонивший колени и молившийся, опустив лик Свой до земли,
Ты, в скорби начертавший путь утешения,
и есть та радость, которой ничто и никто не сможет у нас отнять. ℟
О Господи Иисусе, низвергающий правящих и сильных
и облекающий миротворцев в одеяния славные,
Ты преображаешь нас по Своему образу и подобию. ℟
О Христе Господи, сострадательный и милостивый,
простивший на Кресте разбойника, умершего вместе с Тобой,
молим Тебя: помяни нас, когда придешь в Царствие Твое. ℟
Помолимся:
О Господи, ускорь приход Твоего великого и славного дня!
В нашей тьме многие мужчины и женщины более даже не смеют надеяться.
Сохрани пламя веры в сердцах слабых и страждущих.
Да будет Церковь верной вестницей победы над смертью Христа, Твоего Сына,
и светочем ожидания Его возвращения во славе.
Он, Живущий с Тобой и Святым Духом
ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Из греческой традиции
О Господи, освободивший нас от страха смерти. Ты сделал так, что конец этой жизни стал для нас началом жизни истинной. Ты на время погружаешь наши тела в сон и вновь будишь их звуком последней трубы. Ты предаешь нашу землю, вылепленную Твоими руками, земле, дабы она оберегала ее сохранность. Однажды Ты вернешь Себе данное Тобой, преобразив бессмертием и благодатью наши смертные и неприглядные останки… Ты указал нам путь к воскресению, сокрушив врата ада и уничижив властвовавшего смертью.
- Григорий Нисский [ок. 335-395 гг.], Житие святой Макрины, 24.
Из латинской традиции
Надеждой Бог вскармливает нас, питает нас, укрепляет нас и дает нам утешение в этой тяжкой жизни. В этой надежде мы поем: «Аллилуйя». Лишь посмотрите, какая радость скрывается в надежде! Какой же тогда может быть действительность? Ты спросишь: «Что бы это могло быть?» Послушайте, что сказано: «Насыщаются от тука дома Твоего». Вот действительность, на которую мы надеемся. Мы жаждем. Мы алчем. И мы должны насытиться. Алчем в пути, насыщаемся по возвращении домой. Когда же мы насытимся? «Буду насыщаться образом Твоим»… Тогда это будет настоящее «аллилуйя», в то время как сейчас оно лишь звучит в надежде.
- Августин Гиппонский [354-430 гг.], Проповеди, 255:5.
Источник: www.christianunity.va
Перевод: "Кредо"