ГЛАВНАЯ
СТАТЬИ
НОВОСТИ
ГАЗЕТА
ПРИХОДЫ
О НАС


Материалы для НЕДЕЛИ МОЛИТВЫ О ЕДИНСТВЕ ХРИСТИАН 2022





 

 

ВАЖНО!

 

Это международная версия текста

Недели молитв 2022 г.

 

Убедительная просьба обратиться
в Вашу поместную конференцию епископов или синод Вашей Церкви,
чтобы получить материалы, адаптированные к Вашим местным реалиям

 

 

 

 

 

 

Материалы для

НЕДЕЛИ МОЛИТВЫ О ЕДИНСТВЕ ХРИСТИАН

и всего

 

2022 г.

 

 

 

 

Мы видели звезду Его на востоке

и пришли поклониться Ему

 

(Мф 2, 2)

 

 

 

 

 

 

 

 

Совместно составили и опубликовали:

 

Папский совет по содействию христианскому единству

Комиссия «Вера и конституция» Всемирного совета Церквей

 

 

 

Библейские цитаты: Святое Писание цитируется здесь по Синодальному переводу.

 

 

ОРГАНИЗАТОРАМ НЕДЕЛИ МОЛИТВЫ

О ЕДИНСТВЕ ХРИСТИАН

 

 

Поиск единства: в течение всего года

В северном полушарии Неделя молитв о единстве христиан традиционно приходится на период с 18 по 25 января. Пол Уотсон в 1908 г. предложил эти дни, чтобы охватить промежуток между праздниками св. Петра и св. Павла, что придает им символическое значение. В Южном полушарии, где январь – время отпусков, Церкви зачастую подбирают другое время для проведения этой недели, например, в околицах Пятидесятницы (предложено движением «Вера и порядок» в 1926 г.), что также довольно символично для единения Церкви.

Не забывая о надлежащей гибкости в подходах, мы предлагаем Вам использовать данные материалы в течение всего года, чтобы продемонстрировать степень общения, которой уже достигли Церкви, и вместе молиться о том полном единстве, в котором состоит воля Христа.

 

Адаптация текста

Предлагая эти материалы, мы предполагаем, что, по возможности, они будут адаптированы к местным условиям. Следует учитывать локальные литургические традиции и практику богопочитания, а также весь социально-культурный контекст. В идеале такая адаптация должна проходить экуменически. Кое-где экуменические структуры для адаптации материала уже созданы; надеемся, что и в других местах необходимость адаптации подтолкнет к созданию таких структур.

 

Использование материалов Недели молитвы

  • Для Церквей и христианских общин, организующих совместные мероприятия, предусмотрено экуменическое богослужение.
  • Церкви и христианские общины могут также включать материалы из Недели молитвы в собственные богослужения. Молитвы из экуменического богослужения, «восемь дней» и подборку дополнительных молитв можно использовать по своему усмотрению.
  • Общины, проводящие в течение всей Недели молитв ежедневные богослужения, могут почерпнуть необходимый материал из «восьми дней».
  • Желающие провести библейские курсы в ходе Недели молитв могут использовать как основу предложенные на восемь дней отрывки и размышления. Эти встречи ежедневно можно подытоживать ходатайственной молитвой.
  • Желающим помолиться лично материал может помочь точно сформулировать молитвенные интенции. При этом они могут мысленно соединяться в духовном общении с другими людьми, молящимися по всему миру о более зримом единстве Церкви Христовой.

 

 

 

 

 

БИБЛЕЙСКИЙ ТЕКСТ НА 2022 г.

 

 

 

Мф 2, 1-12

 

Когда Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода, пришли в Иерусалим волхвы с востока и говорят: где родившийся Царь Иудейский? ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему. Услышав это, Ирод царь встревожился, и весь Иерусалим с ним. И, собрав всех первосвященников и книжников народных, спрашивал у них: где должно родиться Христу? Они же сказали ему: в Вифлееме Иудейском, ибо так написано через пророка:

 

И ты, Вифлеем, земля Иудина,

ничем не меньше воеводств Иудиных,

ибо из тебя произойдет Вождь,

Который упасет народ Мой, Израиля.

 

Тогда Ирод, тайно призвав волхвов, выведал от них время появления звезды и, послав их в Вифлеем, сказал: пойдите, тщательно разведайте о Младенце и, когда найдете, известите меня, чтобы и мне пойти поклониться Ему. Они, выслушав царя, пошли. И се, звезда, которую видели они на востоке, шла перед ними, как наконец пришла и остановилась над местом, где был Младенец. Увидев же звезду, они возрадовались радостью весьма великою, и, войдя в дом, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и, пав, поклонились Ему; и, открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну. И, получив во сне откровение не возвращаться к Ироду, иным путем отошли в страну свою.

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ В ТЕМУ НА 2022 г.

 

 

 

Мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему

(Мф 2, 2)

 

Согласно Евангелию от Матфея (2:1-12), появление звезды на небе Иудеи стало долгожданным знаком надежды, который ведет Волхвов, а, на самом деле, все народы земли, туда, где находится истинный Царь и Спаситель. Эта звезда – дар, свидетельство любви Божьей ко всему человечеству. Для волхвов это был знак рождения Царя. Своими лучами звезда ведет человечество к более яркому свету: Иисусу – новому свету, озаряющему каждого человека и направляющему нас во славу Отца и великолепие Его сияния. Иисус есть свет, вторгшийся в наш мрак, когда по действию Святого Духа Он воплотился в Деве Марии и стал человеком. Иисус есть свет, проникший еще глубже во тьму мира сего, когда ради нас и нашего спасения Он пожертвовал Собой, став послушным вплоть до смерти. Господь сделал это, чтобы озарить нам путь к Отцу, дабы мы смогли познать Его Самого и Его любовь к нам, которая столь велика, что Он отдал за нас Своего единородного Сына, чтобы, веруя в Него, мы не погибли, но имели вечную жизнь.

Волхвы увидели звезду и последовали за ней. Толкователи традиционно видят в этих персонажах символ разнообразия известных в те времена народов и знак универсальности божественного призвания, которое звучит в свете звезды, сияющей с востока. А деятельные поиски волхвов, ищущих новорожденного Царя, символизируют, по мнению комментаторов, тоску всего человечества по истине, добру и красоте. С первого момента сотворения люди стремились к Богу, чтобы воздать поклонение Ему. Звезда зажглась, когда в полноте времени родилось божественное Дитя, и возвестила о долгожданном Божьем акте спасения, начало которому положила тайна воплощения.

Волхвы символизируют собой единство всех народов, которого желает Бог. Они прибывают из далеких стран и представляют разные культуры, но ими движет все же одно желание увидеть и узнать новорожденного Царя, и потому они сходятся в маленьком вифлеемском домишке в простом акте поклонения и приношения даров. Христиане призваны быть для этого мира знамением Бога, сея то единство, Которого Он желает. Носители разных культур, рас и языков, они объединяются в общем поиске Христа и общем желании поклоняться Ему. Таким образом, миссия христианского народа – это быть знамением и, подобно звезде, вести все человечество, жаждущее Бога, ко Христу, став орудиями, с помощью которых Бог созидает единство всех народов.

Одной из составляющих поклонения волхвов было раскрыть свои сокровища и преподнести дары, которые с древних христианских времен толковались как знаки различных аспектов личности Христа: золото – символ Его царственности, ладан – Его божественности, а мирра – предвестие Его смерти. Таким образом, разные дары рисуют нам образ особых озарений о личности и деяниях Иисуса в различных христианских традициях. Когда христиане собираются вместе, раскрывая свои сокровища и сердца в поклонении Христу, все они обогащаются, делясь дарами этих озарений.

Звезда взошла на востоке (Мф 2, 2). Именно там восходит солнце, и оттуда, с Ближнего Востока, явилось спасение по милосердию нашего Бога, благословившего нас зарею свыше (ср. Лк 1, 78). Однако, история Ближнего Востока и тогда, и сейчас по-прежнему проникнута раздорами и распрями, пропитана кровью и омрачена несправедливостью и угнетением. Буквально за последнее время после палестинской Накбы (исхода арабского населения Палестины в ходе войны 1948 г.) в этом регионе произошла серия кровопролитных войн и революций, и распространился религиозный экстремизм. В истории волхвов тоже есть много мрачного, особенно деспотический приказ Ирода перебить в окрестностях Вифлеема всех детей от двух лет и младше (Мф 2, 16-18). Жестокость этого рассказа полностью вписывается в долгую историю и тяжкое настоящее Ближнего Востока.

Именно на Ближнем Востоке слово Божье пустило корни и принесло плод: тридцати-, шестьдесяти- и стократный. И именно с Востока апостолы начали свою проповедь Евангелия «до края земли» (Деян 1, 8). Ближний Восток дал тысячи христианских свидетелей и тысячи христианских мучеников. Но все же в наши дни само существование небольшой местной христианской общины находится под угрозой, так как многие вынуждены искать более безопасной и спокойной жизни в других местах. Подобно свету, который есть Младенец Иисус, свету ближневосточного христианства в наши трудные времена грозит растущая опасность.

Иерусалим – мощный символ для христиан, потому что в этом «городе мира» было спасено и искуплено все человечество. Но сегодня здесь нет мира. Различные стороны заявляют о своих притязаниях на него, игнорируя других. Даже молитва в Иерусалиме превратилась в предмет политических и военных мер. Тот был город царей, тот самый город, в который триумфально войдет наделенный этим титулом Иисус (Лк 19, 28-44). Так что вполне естественно, что волхвы ожидали найти новорожденного царя, возвещаемого звездой, именно в этом царском городе. Однако повествование говорит нам, что вместо благодати рождения Царя-Спасителя в Иерусалиме царило смятение, как и сегодня.

Сегодня Ближний Восток, как никогда, нуждается в небесном свете, который вел бы его жителей. Вифлеемская звезда – знамение того, что Бог сопровождает Свой народ, ощущает его боль, слышит его вопль и являет Свое сострадание. Это вселяет в нас уверенность в том, что, даже если обстоятельства меняются и возможны ужасные бедствия, верность Божья непоколебима. Господь не дремлет и не спит. Он идет вместе со Своим народом и отыскивает его, если тот заблудился или попал в опасность. Путь веры – это странствие вместе с Богом, всегда присматривающим за Своим народом и ведущим нас по сложным стезям истории и жизни.

Для этой молитвенной недели христиане Ближнего Востока выбрали тему взошедшей на востоке звезды по целому ряду причин. В наши дни многие западные христиане празднуют Рождество, но для многих восточных христиан все еще главным остается более древний праздник Богоявления, когда спасение Божье явилось народам в Вифлееме и на Иордане. Такая сосредоточенность на Богоявлении – это в определенном смысле сокровище, которое христиане Ближнего Востока могут предложить своим братьям и сестрам по всему миру.

Звезда ведет волхвов через встревоженный Иерусалим, где Ирод замышляет оборвать невинную жизнь. По сей день в разных регионах мира насилие и угрозы его применения заставляют страдать невинных, а молодые семьи бегут от таких тиранов, как Ирод и Август. И в такой ситуации люди ищут знамения того, что Бог с ними. Они ищут новорожденного Царя – Царя кротости, мира и любви. Но где же звезда, что указывает путь к Нему? Это миссия Церкви – быть звездой, озаряющей путь ко Христу, Который есть свет миру. Как такая звезда Церковь становится знаком надежды в мире бед и знамением того, что Бог пребывает со Своим народом, ведя его сквозь жизненные трудности. Христиане призваны своим словом и делом освещать путь, чтобы народы вновь смогли узреть Христа. Но разделения между нами заглушают свет христианского свидетельства и наводят тьму на этот путь, мешая другим найти его. И наоборот, христиане, объединившись в поклонении Христу и открыв свои сокровища во взаимном обмене дарами, становятся знамением единства, которого Бог желает для всего Своего творения.

Христиане Ближнего Востока предлагают эти материалы для Недели молитвы единстве, сознавая, что весь мир сейчас переживает множество страданий и трудностей и жаждет света, который укажет путь к Спасителю, способному победить тьму. Глобальная пандемия COVID-19, последовавший за ней экономический кризис и неспособность политических, экономических и общественных структур защитить самых слабых и уязвимых выявили глобальную потребность в том, чтобы, наконец, свет воссиял во тьме. Звезда, засиявшая на востоке, на Ближнем Востоке, две тысячи лет назад, все еще зовет нас к яслям – туда, где родился Христос. Она зовет нас туда, где живет и действует Дух Божий, к реальности нашего крещения и к преображению наших сердец.

Отыскав Спасителя вместе поклонившись Ему, волхвы, предупрежденные во сне, вернулись в свои страны другим путем. Точно так же общение, в которое мы вступаем в нашей совместной молитве, должно вдохновлять нас при возвращении к нашей жизни, нашим Церквям и нашему миру, ища новые пути. Эти новые пути требуют покаяния и обновления в нашей личной жизни, в наших Церквях и в наших обществах. Следование за Христом – вот наш новый путь, и в этом колеблющимся и изменчивом мире христиане должны оставаться стойкими и решительными, как сияющие созвездия и планеты. Но что это значит на практике? Служение Евангелию требует сегодня твердого отстаивания достоинства человека, особенно когда речь о самых бедных, слабых и маргинализованных слоях населения. Оно требует от Церквей прозрачных и честных отношений с миром и друг с другом. Это значит, что Церкви должны сотрудничать, друг с другом, чтобы помогать страдающим, принимать мигрантов и строить справедливое и честное общество. Церкви призваны работать вместе, чтобы молодежь могла строить будущее по сердцу Бога, будущее, в котором все люди смогут радоваться жизни, миру, справедливости и любви. Новый путь Церквей – это путь римого единства, к которому мы должны с мужеством и решимостью самоотверженно стремиться, дабы день ото дня Бог становился «все во всем» (1 Кор 15, 28).

 

 

 

ЭКУМЕНИЧЕСКОЕ БОГОСЛУЖЕНИЕ

 

 

 

Рекомендации по подготовке богослужения

 

В течение этой Недели молитвы о единстве христиан крещеные из самых разных традиций и конфессийсобираются вместе по всему миру, чтобы помолиться о своем единстве. Материалы и богослужение этого года подготовлены Ближневосточным советом Церквей. Подборка Святых Писаний и литургических текстов вдохновлялась повествованием оволхвах, пришедших почтить новорожденного Царя, из Мф 2, 1-12, особенно ст. 2: «Мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему».

В приложении приведена музыка. Если в собрании присутствуют христиане с Ближнего Востока, предпочтительно предложить им исполнить некоторые из этих гимнов и песнопений на их родных языках. Так как в последние годы на богослужениях все чаще используются цифровые ресурсы, приложение содержит также ссылки на видеозаписи некоторых песнопений. В зависимости от местных условий вместо предложенных можно использовать другие гимны и песнопения, раскрывающие тему этого года.

Для части богослужения, озаглавленной «Делиться светом Христовым», необходимо подготовить несколько предметов. Во-первых, кусок темно-синей ткани, которую нужно развесить так, чтобы она напоминала ночное небо. Во-вторых, большую звезду, которая крепится на эту ткань. В-третьих, маленькие бумажные звездочки для верующих. В зависимости от обстоятельств всем присутствующим можно предложить взять по звезде и закрепить ее на «небе» в качестве подношения небесному Царю. В качестве альтернативы можно выбрать представителей, которые сделают это от имени различных групп и общин, участвующих в богослужении.

Части текста, предназначенные для чтеца, можно распределить между несколькими чтецами. Точно так же тексты, предназначенные для предстоятеля, можно предложить клиру или главам разных традиций и общин, участвующихв богослужении. Эти главы могут прочесть послание и вместе уделить благословение.

 

 

 

 

Чин богослужения

Пребудьте в любви Моей
и принесете много плода
(ср. Ин 15, 5-9)

П. – предстоятель.

С. – собрание.

Ч. – чтец.

 

I. ПРИЗЫВ К МОЛИТВЕ

Входное песнопение

Клир и прочие участники богослужения входят под звуки восточного гимна.[1]

 

П. Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

С. Аминь.

 

П. Братья и сестры, соединимся сегодня с братьями и сестрами со всех четырех краев земли, собравшись для молитвы о зримом единстве Церкви. Материалы для этого богослужения подготовил Ближневосточный совет Церквей, который при этом вдохновлялся повествованием о поклонении волхвов новорожденному Царю из Евангелия от святого Матфея: «Мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему». Давайте же сосредоточим наши взгляды на звезде, взошедшей на Востоке, и позволим ей вести и нас.

С благодарением и радостью предстанем перед Богом, приводя к Нему всех больных, страдающих, отвергнутых, беженцев и лишенных родины с уверенностью в том, что Он в силах рассеять Своим светом нашу тьму. Молясь сегодня вместе с нашими общинами о единстве Церкви, да будем и мы светом, который приведет других к Спасителю Иисусу.

П. Слава тебе, Отче Всемогущий, ибо Ты явил Себя в Своем творении и призвал всех людей предстать пред Тобою. Мы видели звезду Иисуса в наших жизнях и точно так же, как волхвы, пришли поклониться Ему, принося Ему себя сегодня и прося, дабы Дух Святой присутствовал среди нас.

C. Соедини нас воедино – стариков и молодежь, мужчин и женщин, собравшихся сюда с севера и юга, востока и запада, чтобы склониться пред Тобою и воздать почтение Тебе, нашему небесному Царю. Аминь.

 

Гимн.

 

 

II. МОЛИТВА ПРОСЛАВЛЕНИЯ И ИСПОВЕДАНИЕ ГРЕХОВ

П. Славим Тебя, Господи, Творец неба и земли, ибо Ты поместил светильники на своде небесном, отделил свет от тьмы и установил знамения, дабы обозначить священные времена, дни и годы. Звездами Ты усеял небосвод. Как величественны дела Твои, небеса возвещают славу Твою и восхваляют творения рук Твоих!

C. Славим Тебя, Господи!

 

П. Прославляем Тебя за то, что Ты не покинул нас, несмотря на наше противление Тебе, а послал Сына Твоего, дабы Он озарил наш мрак и стал нам светом и спасением. В Нем была жизнь, и жизнь была светом для всего человечества. И свет во тьме воссиял.

C. Славим Тебя, Господи!

 

П. Поклоняемся Тебе, Господи, ибо Ты ведешь нас через хаос нашей жизни силой Твоего Святого Духа. Ты освещаешь наши стези и даруешь нам мудрость и веру в этом мире лжи и колебаний.

C. Славим Тебя, Господи!

 

П. Благодарим Тебя, Господи, ибо Ты послал нас в мир, дабы мы сеяли Твой свет вокруг себя в наших Церквах и культурах и свидетельствовали об Иисусе – истинном Царе, отдавая Ему себя самих.

C. Славим Тебя, Господи!

 

П. Да склонятся пред Тобою все народы и да поклонятся Тебе. Зачастую мы предпочитаем тьму, но Ты даровал нам свет, а потому мы идем к Тебе, исповедуя наши грехи и говоря:

C. Исповедуемся пред Тобою, что сошли с путей Твоих и ослушались Твоих повелений. Мы изуродовали благое творение Твое и из-за нашего потребленчества расточили его ресурсы, загрязнили Твои реки и моря, отравили Твой воздух и почву и привели к исчезновению многих видов.

 

Молчание.

 

C. Мы вели себя эгоистично с братьями и сестрами и позволили нашим собственным потребностям и желаниям взять верх над верностью справедливости, воздвигая стены между нами и сея зерна недоверия друг к другу.

 

Молчание.

 

C. Мы разделяли людей по национальности, религии и полу и призывали Иисуса на нашу сторону на любой войне, которую вели. Прости нам, с покаянием к Тебе приходящим, все эти мысли и поступки, Господи.

 

Молчание.

 

П. Боже всемогущий, Отче Господа нашего Иисуса Христа, Которого Ты послал, когда настала полнота времен, чтобы искупить все человечество, просим Тебя, смилуйся над нами, прости нам грехи наши и преобрази нас по славному образу Его, дабы мы светили, как маяк надежды в этом беспокойном мире.

 

Молчание.

 

П. Всемогущий Боже, услышь наши молитвы, смилуйся над нами и прости нам грехи наши.

С. Благодарение Богу, Которого все мы славим.

 

 

Песнь: Трисвятое.[2]

Святый Боже!

Святый Крепкий!

Святый Бессмертный, помилуй нас!

 

Псалом 8:

Ч.  Господи, Боже наш! как величественно имя Твое по всей земле!

Слава Твоя простирается превыше небес!

С.  Из уст младенцев и грудных детей Ты устроил хвалу, ради врагов Твоих,

дабы сделать безмолвным врага и мстителя.

 

Ч.  Когда взираю я на небеса Твои – дело Твоих перстов,

на луну и звезды, которые Ты поставил,

С.  то что есть человек, что Ты помнишь его,

и сын человеческий, что Ты посещаешь его?

 

Ч.  Не много Ты умалил его пред Ангелами:

славою и честью увенчал его;

С.  поставил его владыкою над делами рук Твоих;

все положил под ноги его.

 

Ч.  Овец и волов всех, и также полевых зверей,

птиц небесных и рыб морских, все, преходящее морскими стезями.

С.  Господи, Боже наш!

Как величественно имя Твое по всей земле!

 

 

Песнь: «Tui amoris ignem».[3]

Первое чтение: Ис 9, 2-7.

Песнь: Песнь света (св. Ефрем).[4]

Второе чтение: Еф 5, 8-14.

Провозглашение Евангелия (пение).

Провозглашение Евангелия: Мф 2, 1-12.

Проповедь (время для молчания).

Никейский символ веры (согласно традиции Восточных Церквей):

Верую во единого Бога,

Отца Всемогущего,

Творца неба и земли,

видимого всего и невидимого.

И во единого Господа Иисуса Христа,

Сына Божия Единородного,

от Отца рожденного прежде всех веков,

Бога от Бога, Света от Света, Бога истинного от Бога истинного,

рожденного, несотворенного, единосущного Отцу,

через Которого все сотворено.

Ради нас, людей, и ради нашего спасения сошедшего с небес

и воплотившегося от Духа Святого и Марии Девы

и ставшего Человеком;

распятого за нас при Понтии Пилате, страдавшего и погребенного,

воскресшего в третий день по Писаниям,

восшедшего на небеса и сидящего одесную Отца,

вновь грядущего со славою судить живых и мертвых,

и Царству Его не будет конца.

И в Духа Святого, Господа Животворящего,

от Отца исходящего,

Которому вместе с Отцом и Сыном подобает поклонение и слава,

Который вещал через пророков.

И во единую, Святую, Вселенскую и Апостольскую Церковь.

Исповедую единое крещение во отпущение грехов.

Ожидаю воскресения мертвых

и жизни будущего века.

Аминь.

 

 

Передача Света Христова

Отрез темно-синей ткани подвешивается так, чтобы это напоминало ночное небо, на которое помещается большая звезда. Участникам богослужения раздаются бумажные звезды, которые предлагается закрепить на ткани, выйдя вперед.

П. Звезда привела волхвов ко Христу. Сегодня эта звезда указывает на присутствие явленного нам Христа, свет Которого нас озаряет. Как волхвы последовали за звездой в Вифлеем, так и мы сегодня собираемся под этой звезды, добавляя наши собственные звезды на небо и присоединяя к ним наши дары и молитвы о видимом единстве Церкви. А пока мы движемся к этой цели, давайте превратим все вместе наши жизни в лучезарное свидетельство, ведущее других к познанию Христа.

 

 

Молитвенные воззвания

П. С верой и упованием предстанем в молитве пред Богом Отцом, Сыном и Духом Святым:

Ч. Волхвы пришли с Востока, чтобы воздать поклонение и принести особые дары от собственных культур и стран. Помолимся сегодня обо всех христианских общинах по всему миру во всем многообразии их обрядов и традиций:

- просим Тебя, Господи, сохрани эти сокровища, особенно в тех районах мира, где насилие и угнетение ставит под угрозу само присутствие и выживание христиан.

С. Услышь нашу молитву, Господи (произносится или поется).

 

Ч. Первые годы жизни Господа были омрачены насилием и массовым убийством, совершенным по приказу тирана Ирода. Помолимся о детях, живущих в там, где по-прежнему продолжается насилие с ощутимыми последствиями:

- укрепи, Господи, узы единства и взаимной любви между нашими Церквами и помоги нам трудиться вместе и свидетельствовать о святом имени Твоем. Побуди нас неустанно стоять на защите угнетенных и вовлекать изгоев. Помоги нам вместе противостоять тирании и деспотическим режимам, созидая Царство Твое среди нас.

С. Услышь нашу молитву, Господи.

 

Ч. После посещения волхвов Святое Семейство перешло пустыню и стало беженцами в Египте.

Помолимся обо всех беженцах и изгнанниках этого мира:

- одари нас, Господи, способностью проявлять гостеприимство к тем, кого лишили дома, и даруй нам радушия по отношению к тем, кто ищет безопасного убежища.

С. Услышь нашу молитву, Господи.

 

Ч. Рождение Иисуса стало благой вестью для всех, соединив людей разных наций и религий в почитании святого Младенца.

Помолимся о наших усилиях по поиску гармонии и диалога с другими религиями:

- Господи, даруй нам смирения и терпения, чтобы с уважением идти с другими по их пути.

С. Услышь нашу молитву, Господи.

 

Ч. Волхвы вернулись домой другим путем.

Помолимся о наших Церквах в этом меняющемся мире:

- Господи, помоги нам найти новые и креативные пути следования за Тобой и свидетельства о Тебе, чтобы мир уверовал в Тебя.

С. Услышь нашу молитву, Господи.

 

Ч. Увидев святого Младенца, волхвы исполнились великой радости.

Отче небесный, обрати на Него наши взгляды, чтобы мы не сбились с пути. Соедини нас в Господе Иисусе, Который есть путь, истина и жизнь. Он научил нас молиться, говоря:

С. Отче наш…

 

 

Гимн

 

Отпуст и благословение[5]

П. Идите и живите, как подобает чадам света.

C. Дабы плод света пребывал во всем добром, правильном и истинном.

 

П. Сторонитесь бесплодных деяний тьмы.

C. Пробудимся ото сна, и Христос воссияет над нами.

 

П. Да пребудет со всей общиной мир, любовь и вера от Бога Отца и Господа Иисуса Христа.

Да пребудет благодать со всеми, в ком живет неугасимая любовь к Господу нашему Иисусу Христу.

C. Аминь. Благодарение Богу.

 

 

Заключительный гимн.


 

 

 

 








 

БИБЛЕЙСКИЕ РАЗМЫШЛЕНИЯ И МОЛИТВЫ
НА ВОСЕМЬ ДНЕЙ

 



День 1

«Мы видели звезду Его на востоке» (Мф 2, 2)

Подними нас и веди к Твоему совершенному свету

Чтения:

Зах 4, 1-7                    «Вижу, вот светильник весь из золота».

Пс 139(138), 1-10      «Удержит меня десница Твоя».

2 Тим 1, 7-10             «Благодать…, открывшаяся ныне явлением Спасителя нашего Иисуса Христа».

Ин 16, 7-14                «Когда же приидет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину».

 

Размышление

В этом хрупком и колеблющемся мире мы ищем свет, далекий луч надежды. Посреди моря зла мы тоскуем по добру, ища его внутри себя, но нас так часто одолевает наша слабость, что надежда улетучивается, и все свое упование мы возлагаем на Бога, Которому поклоняемся. Он в Своей премудрости вселил в нас ожидание божественного вмешательства, но мы не предполагали, что оно воплотится в конкретной личности и что Сам Господь станет светом среди нас. Это превзошло все наши ожидания. Божий дар нам – «дух силы и любви». Мы движемся вперед по пути к этому совершенному свету, уповая не на собственные силы и способности, а на Святого Духа Божьего.

Во тьме человечества засияла звезда на Востоке. Ее свет проникает в самые глубины мрака, разделяющего нас друг с другом. Свет звезды озарил не только определенный исторический момент, но продолжает сиять и сегодня, меняя лик истории. На протяжении веков с тех самых пор, когда впервые взошла та звезда, мир, глядя на жизнь последователей Христовых, познавал надежду, вдохновляемую Святым Духом. Они свидетельствуют о действии Божьем в истории и о постоянном присутствии Святого Духа. Вопреки всем превратностям и меняющимся обстоятельствам, Воскресший продолжает светить нам, возвышаясь над потоком истории подобно маяку, направляющему всех к этому совершенному свету и побеждая тьму, разделяющую нас друг с другом.

Желание победить разделяющую нас тьму побуждает нас молиться и трудиться ради единства христиан.

 

Молитва

Господи Боже, озари наш путь светом Христа, идущего перед нами и ведущего нас. Просвети нас и вселись в нас. Направляй нас  так, чтобы мы нашли в своих сердцах маленькие ясли, в которых пока спит великий Свет. Творец света, благодарим Тебя за дар этой немеркнущей Звезды – Иисуса Христа, Господа нашего и Спасителя. Да будет Он нам маяком в нашем паломничестве. Исцели разделения между нами и сделай нас ближе к Свету, чтобы мы смогли обрести наше единство в Нем. Аминь.

 

 

 

День 2

«Где родившийся Царь Иудейский?» (Мф 2, 2)

Смиренное управление разрушает стены и насаждает любовь

Чтения:

Иер 23, 1-6                 «Воцарится Царь, и будет поступать мудро».

Пс 46(45)                   «Прекращает брани до края земли».

Флп 2, 5-11                «Не почитал хищением быть равным Богу».

Мф 20, 20-28             «Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить».

 

Размышление

Иеремия осуждает дурное правление израильских монархов, разделивших и рассеявших народ. Их царствование разрушало страну и обрекало граждан на изгнание. В противовес им Господь обещает Царя-Пастыря, Который «будет поступать мудро и производить суд и правду на земле», собрав воедино всех овец Своего стада.

Наш мир жаждет хорошего правления и постоянно ищет того, кто осуществит эту мечту. Где же найти такого правителя? Лишь во Христе мы находим образец Царя или Лидера по сердцу Божьему. Так как мы призваны следовать за Ним, нам нужно подражать Его образу царствования-служения в миру и в Церкви. Во Христе мы видим Того, Кто не разрушает и не разделяет, а созидает и творит целое во славу имени Божьего. В Своем правлении Он не преследует своекорыстных целей и не использует силу. Скорее в Нем мы обретаем любящего смиренного Слугу, Который при этом не считает кощунством сравнивать Себя с Богом. Он – Тот, Кто приходит, чтобы служить, а не чтобы Ему служили, и Его последователи призваны вести себя так же.

Сегодня Ближний Восток переживает бегство его жителей в изгнание, поскольку «суд и справедливость» стали дефицитом не только здесь, но и по всему миру. Но у нас все еще есть надежда, которая не поколеблется, даже если вокруг нас «восшумели народы» и «двинулись царства».

И в миру, и в Церкви правители обязаны объединять, а не разделять народ Божий. Сколько разногласий порождается стремлением к положению, власти и собственной выгоде. Чем вернее христиане подражают служебному правлению Христа, тем больше разделений и в миру, и в Церкви удастся преодолеть. Трудясь во имя правды, справедливости и мира ради всеобщего блага, мы смиренно свидетельствуем о Царе-Пастыре и ведем к Нему других.

 

Молитва

Боже, наше единственное прибежище и сила, славим Тебя за то, что Ты – Бог праведный и справедливый. Исповедуем пред Тобою, что часто следуем мирским образцам лидерства. Помоги нам искать Господа нашего Иисуса Христа не во дворцах сильных мира сего, а в скромных яслях и подражать Его кротости. Дай нам решимости отречься от себя, служа друг другу в послушании Тебе.

Молим Тебя во имя Христа, царствующего с Тобою и со Святым Духом во славе во веки веков. Аминь.

 

 

 

День 3

«Услышав это, Ирод царь встревожился, и весь Иерусалим с ним» (Мф 2, 3)

Пришествие Христово перевернуло мир

Чтения:

Неем 4, 11-21                        «Так производили мы работу… от восхода зари до появления звезд».

Пс 2, 1-10                   «Зачем мятутся народы…?»

2 Фес 2, 13 – 3, 5       «Но верен Господь, Который утвердит вас».

Мф 2, 1-5                   «Встревожился, и весь Иерусалим с ним».

 

Размышление

Господь поселился среди нас. Пришествие Христово нарушает течение мира сего. В отличие от большинства политических лидеров, Господь приходит в смирении, осуждая зло несправедливости и угнетения, которые всегда сопутствуют стремлению к власти и положению. Пришествие Иисуса требует преображения сердца и перемены жизни, дабы люди освободились от всего, что лишает их человечности и сеет боль. Он показывает нам, что Бог со страждущими, поскольку каждый человек наделен достоинством Его возлюбленного чада. Таким образом, присутствие Иисуса приводит к потрясениям именно потому, что Он раскачивает лодку богатых и сильных мира сего, заботящихся лишь о собственных интересах и пренебрегающих общим благом. Но тем, кто трудится ради мира и единства, пришествие Христово несет свет надежды.

Сегодня нам предлагается взяться за конструктивные действия по реализации справедливости в нашем мире. Это подразумевает необходимость осмысливать и признавать те случаи, когда наши пути не совпадают с Божьими путями справедливости и мира. Если мы, христиане, трудимся вместе ради справедливости и мира, наши усилия становятся эффективнее, а ответ на нашу молитву о единстве приобретает видимую форму, чтобы другие разглядели в нас присутствие Христово в современном мире. Своими словами и делами мы можем принести свет надежды множеству людей, все еще живущих во мраке политических волнений, социальной нищеты и структурной дискриминации. Благая весть состоит в том, что верный Бог всегда укрепляет нас и хранит от зла, вдохновляя на труд во благо других людей, особенно тех, кто влачит существование во тьме страданий, ненависти, насилия и боли.

 

Молитва

О, Боже, выведший нас из тьмы к Иисусу и зажегший звезду надежды в нашей жизни. Помоги нам соединиться в стремлении созидать Твое Царствие любви, справедливости и мира и тем самым стать светом надежды для всех, кто живет во тьме отчаяния и разочарования. Господи, возьми нас за руку, чтобы мы могли разглядеть Тебя в нашей повседневности. Избавь нас, следующих за Тобою, от страха и тревоги. Излей Свой свет на нас и разожги в наших сердцах огонь, дабы Твоя любовь объяла нас своим теплом. Вознеси нас к Себе, пожертвовавшему Собою ради нас, чтобы наши жизни прославляли Тебя, Отца, и Сына, и Святого Духа. Аминь.

 

 

 

День 4

«И ты, Вифлеем…, ничем не меньше» (Мф 2, 6)

Хотя нас мало, и мы страдаем, у нас ни в чем нет недостатка

Чтения:

Мих 5, 2-5a, 7-8         «Из тебя произойдет Мне Тот, Который должен быть Владыкою в Израиле».

Пс 23(22)                   «Господь — Пастырь мой; я ни в чем не буду нуждаться».

1 Петр 2, 21-25          «Вы… возвратились ныне к Пастырю и Блюстителю душ ваших».

Лк 12, 32-40               «Не бойся, малое стадо!»

 

Размышление

Господь, Сын Божий, пришел в этом мир в маленьком и скромном местечке Вифлеем. В лоне смиренной сельской девушки Он принял человеческую плоть и решил жить как человек в безвестности и простоте, став зерном, посеянном в поле, закваской в тесте и лучиком света для наших глаз, и этот свет наполнил землю. Правитель, Пастырь и Хранитель наших душ вышел из безвестности Ефрафы, став Агнцем, Который понес не Себе грехи мира, дабы мы исцелились. Не имевший особого значения среди великих родов Иуды Вифлеем возвеличился благодаря рождению Пастыря всех пастырей и Царя всех царей. Этот городок, название которого значит «дом хлеба», можно воспринимать как метафору Церкви, несущей миру хлеб жизни. Церковь, сегодняшний Вифлеем, продолжает оставаться тем местом, где с радушием принимают слабых, обессилевших и малых, потому что в ней для каждого найдется свое место. Сбор таких зерен и есть жатва. Закваска, объединившись, превращается в мощную силу. Лучи, объединившись в один пучок, становятся путеводной звездой. В условиях политических смут, распространяющейся культуры стяжательства и злоупотребления властью в этом мире христиане вместе с другими жителями Ближнего Востока страдают от гонений и выталкиваются на обочину жизни в постоянном страхе перед насилием и несправедливостью. Но они не боятся, потому что Пастырь идет с ними, собирая их в одно стадо и превращая в знамение Своего любящего присутствия. Объединившись, они становятся закваской, которая заставляет расти тесто. Христос подает Своим последователям пример смирения и призывает их сплотиться в одно стадо. Хотя их мало, но в своих страданиях они идут за Агнцем, Который пострадал ради спасения мира. Хотя их мало, они уверены в своей надежде, потому у них ни в чем нет недостатка.

 

Молитва

Пастырь Добрый, разделение малого стада огорчает Твой Святой Дух. Прости нам слабость и медлительность наших стараний исполнить Твою волю. Дай нам мудрых пастырей по сердцу Твоему, которые, признав грех разделения, будут праведно и свято вести наши Церкви с к единению в Тебе. Молим Тебя, Господи, услышь нашу молитву. Аминь.

 

 

 

 

День 5

«Звезда, которую видели они на востоке, шла перед ними»

Ведомые одним Господом (Мф 2, 9)

Чтения:

Исх 13, 17 – 14, 4      «Господь же шел пред ними днем в столпе облачном».

Пс 121(120)               «Возвожу очи мои к горам, откуда придет помощь моя».

Откр 22, 5-9               «Господь Бог освещает их».

Mф 2, 7-10                 «Звезда, которую видели они на востоке, шла перед ними».

 

Размышление

Писания снова и снова рисуют нам Господа Бога, Который идет со Своим народом, хранит его и оберегает днем и ночью. Путь не всегда бывает прямым: иногда мы вынуждены повернуть назад, чтобы пойти другой дорогой. Но на всех наших жизненных стезях мы можем быть уверены в том, что Бог, Который никогда не дремлет и не спит, оберегает нас, чтобы мы не поскользнулись и не упали.

Даже в самой непроглядной тьме свет Божий остается с нами. Он сияет в пророках, посланных, чтобы подсказывать народу Божьему путь и напоминать им о завете. И самым совершенным образом этот свет воссиял в полноту времен в единородном Сыне Божьем Иисусе Христе. Он – путеводная звезда для всех народов, слава Божья в этом мире, источник божественной жизни, запечатлевший новый завет Своей кровью.

Дальнейший путь к единству друг с другом, а значит и к более тесному единению со Христом не всегда очевиден. Искреннее стараясь воссоздать единство, мы можем легко упустить из виду это фундаментальное учение Писаний: Бог не покидает Свой народ даже в его падениях и распрях. Вот весть надежды не только для христиан, но и для всего мира. Как напоминает нам история волхвов, Бог ведет всех без различия людей светом звезды туда, где можно найти Христа – Свет миру.

Он посылает Святого Духа, благодаря свету Которого мы видим глазами веры истину Богомладенца и слышим зов к единению и примирению всего сущего в Нем. Этот Дух ведет нас сквозь тьму и драму к Христовому свету и жизни.

 

Молитва

О, Господи Боже, Отче наш, пославший звезду, чтобы привести волхвов к Твоему единородному Сыну. Укрепи наше упование на Тебя и дай нам всегда помнить, что Ты странствуешь вместе с нами, оберегая Свой народ. Научи нас следовать наставлениям Твоего Святого Духа, каким бы странным ни казался путь, дабы Он привел нас к единству в Иисусе Христе, Свете этого мира. Открой наши сердца для Твоего Духа и укрепи в нас веру, чтобы мы могли исповедовать Иисуса как Господа, поклоняться Ему и обрести в Нем радость, подобно волхвам в Вифлееме. Молим Тебя об этом благословении во имя Сына Твоего Иисуса Христа. Аминь.

 

 

 

 

День 6

«Увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и, пав, поклонились Ему»

Собраться для служения вокруг одного Господа

Чтения:

Исх 3, 1-6                   «Моисей закрыл лице свое, потому что боялся воззреть на Бога».

Пс 84(83)                   «Как вожделенны жилища Твои, Господи сил!»

Откр 4, 8-11               «Поклоняются Живущему во веки веков».

Mф 28, 16-20             «Увидев Его, поклонились Ему».

 

Размышление

Когда волхвы прибыли из своих далеких стран в Вифлеем и увидели Младенца с Его Матерью, то поклонились Ему. Перед лицом откровения Божьего среди нас глаза сами опускаются вниз, а колени подгибаются. Точно так же при виде горящего куста Моисей закрыл свое лицо, боясь взглянуть на Бога. Когда ученики увидели воскресшего Христа на горе в Галилее, то изумились и встревожились. И все же они поклонились Ему. На небесной литургии двадцать четыре старца падают ниц перед Тем, Кто восседает на престоле. Столкнувшись с присутствием Божьим, мы реагируем именно так: видим, затем изумляемся, и это побуждает нас к поклонению.

Мы видим? Изумляемся? Искренне поклоняемся? Как часто мы смотрим, не видя, и наши глаза остаются слепы к присутствию Божьему? Как же можно поклоняться истине, не увидев ее сначала? В своем узком восприятии мы слишком часто видим только неразрешимые разногласия, забывая при этом, что единый Господь даровал Свою спасительную благодать всем нам, и единый Дух, вдохновляющий всех, объединяет нас. Зачастую в своей гордыне мы руководствуемся собственными человеческими правилами и обычаями, пренебрегая любовью, которую мы призваны разделять как единый народ, оправданный кровью Христовой, в общей вере в Иисуса – нашего Спасителя.

Как общины, животворимые Святым Духом, наши Церкви призывают нас вместе пойти навстречу Младенцу Христу, чтобы воздать Ему поклонение как единый народ. Дух сострадания толкает нас друг к другу и ведет всех вместе к нашему единому Господу. Лишь следуя Его наставлениям, мы можем «поклоняться в духе и истине». Наше будущее в Боге – это будущее в единстве и любви. Наш путь к этому предназначению должен отражать истину единства во Христе.

 

Молитва

Боже сострадательный, давший слепому прозрение, дабы он познал Тебя как своего Спасителя, даруй нам покаяние. По милости Твоей сними пелену с наших глаз и дай нам поклоняться Тебе как нашему Богу и Искупителю. Посреди наших скорбей и вопреки всей глубине наших грехов даруй нам способность полюбить Тебя всем сердцем. Да идем мы вместе, ведомые Твоим светом, единые сердцем и душой, как самые первые ученики. Да пребудет на нас благодать Господа нашего Иисуса Христа, дабы мы вместе прославляли Тебя в общении Святого Духа и несли свидетельство всем окружающим. Аминь.

 

 

 

 

 

 

 


День 7

«И, открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну» (Мф 2, 11)

Дар общения

Чтения:

Ос 6, 1-6                     «Ибо Я милости хочу, а не жертвы».

Пс 100(99)                 «Входите во врата Его со славословием, во дворы Его – с хвалою».

Деян 3, 1-10               «Серебра и золота нет у меня; а что имею, то даю тебе».

Mф 6, 19-21               «Ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше».

 

Размышление

В нашем странствии в Вифлеем, город хлеба, мы размышляем о мудрецах, пришедших воздать почтение Христу Младенцу. Они открыли свои сокровища и преподнесли новорожденному Царю дары: золото, ладан и смирну.

Наши исторические разделения, неправильно понимаемая верность правилам и ритуалам и мирские соображения посеяли рознь между нами. Итак, какие дары мы приготовили Царю, идущему, чтобы озарить нашу жизнь и привести нас к благодати единения? Мы знаем, что Богу не нужны наши богатства или всесожжения. Его сила действует скорее в нашей бедности: «Серебра и золота нет у меня…». Господь хочет наших бьющихся и любящих сердец: сердец, исполненных любви к Нему и к тем нашим братьям и сестрам во Христе, с которыми мы разделены; сердец, источающих милосердие; сердец, искренне раскаивающихся и желающих перемен.

Итак, давайте приготовим Ему дар сердца, полного любви. Поклонение предполагает сердце, кающееся в разделяющем нас грехе и послушное тому Единому, Кому мы служим. Это послушание животворит, исцеляет и примиряет все, что разбито или ранено в нас, вокруг нас и среди нас, христиан.

Христос уже дал дар единства Своей Церкви. Мы растем в общении, когда делимся благодатями, которые обрели наши различные традиции, и признаем, что источником всех наших дарований является Господь.

 

Молитва

Вся хвала, слава и благодарение Тебе, Боже, открывший Себя в явлении Твоего Сына тем, кто давно ожидал пришествия Твоего, и тем, кто совсем не ждал Тебя. Тебе известны окружающие нас страдания и боль, которую нам причиняют разделения между нами. Ты видишь, как терзается мир и как сегодня ухудшается ситуация на Ближнем Востоке, который Ты избрал когда-то для Своего рождения и освятил Своим присутствием. Просим Тебя: дай нашим сердцам и умам познать Тебя. Присоединяясь к пришедшим издалека мудрецам, мы молим Тебя открыть наши сердца Твоей любви и любви братьев и сестер вокруг нас. Дай нам волю и возможности трудиться для преображения этого мира и дарить друг другу то, что может укрепить общение между нами. Ниспошли нам Твои нескончаемые дары и благословения. Прими нашу молитву во имя Сына Твоего Иисуса Христа, живущего и царствующего с Тобой и Святым Духом. Аминь.

 

 

 

 

День 8

«Иным путем отошли в страну свою» (Мф 2, 12)

Со знакомых путей разделения на новые стези Божьи

Чтения:

Иер 31, 31-34             «Заключу с домом Израиля… новый завет».

Пс 16(15)                   «Ты укажешь мне путь жизни».

Еф 4, 20-23                «Обновиться духом ума вашего».

Mф 11, 25-30             «Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл то младенцам».

 

Размышление

Нам не известно, что подумали мудрецы, прекрасно разбиравшиеся в астрономии и навигации, когда им было велено возвращаться домой другой дорогой. Возможно, они были в большой растерянности, но тот же свет, что освещал их путь, указал им другую стезю, другую возможность. Бог призвал их сменить направление.

Зачастую мы слишком привязаны к привычным нам путям ведения дел и понимания мира. Когда эти пути закрываются, мы начинаем спрашивать себя, что делать дальше и куда идти. Провидение Божье всегда рядом, чтобы подсказать нам, что нам уготован другой путь. Бог рядом, чтобы обновить завет с нами и избавить от отчаяния, которое охватывает нас при столкновении с препятствиями. Нам остается лишь поверить, что тот Единый вечный, Кто даровал нам свет, всегда сможет найти путь вперед, когда все пути и тропы перекрыты. Новый старт всегда возможен, если мы готовы и открыты на действие Духа. Как Церкви мы оглядываемся на прошлое и находим озарение, смотрим в будущее и ищем новых путей, на которых сможем и дальше с новым пламенем излучать свет Евангелия и принимать друг друга, как Христос принимает нас во славу Божью.

Христианские общины шли порознь друг от друга по старым знакомым им путям. Бог направляет нас на новые пути, по которым мы, христиане, пойдем вместе как товарищи по паломничеству. Поиск этих новых путей требует умения различать, смирения и мужества. Настало время обратиться и примириться.

 

Молитва

Милостивый Боже, когда мы видим только один путь и собираемся вернуться на него, когда мы думаем, что все дороги перекрыты, и отчаиваемся, то всегда находим Тебя. Ты – Бог новых обетований, открывающий перед нами новую стезю, которой мы не ждали. Благодарим Тебя за то, что Ты превосходишь наши ожидания. Благодарим Тебя за то, что Твоя мудрость выше нашего понимания. Благодарим Тебя за то, что Твои творческие пути открывают перед нами нежданные возможности. Даже когда нам не удается по нашим картам проложить маршрут, мы всегда находим Тебя, а Ты ведешь нас путями более превосходными. Молим Тебя через Иисуса Христа, Господа нашего, в общении Святого Духа, дабы Ты всегда возвращал нас к Тебе. Аминь.

 



[1] См. Приложение.

[2] См. Приложение.

[3] Песнопение Тэзе. Арабская версия в Приложении.

[4] См. Приложение.

[5] Основано на Еф 5 и 6.

 




Источник: christianunity.va






.



.