ВАЖНО!
Это международная версия текста Недели молитв 2021 г.
Убедительная просьба обратиться в Вашу поместную конференцию епископов или синод Вашей Церкви, чтобы получить материалы, адаптированные к Вашим местным реалиям
|
Материалы для
НЕДЕЛИ МОЛИТВЫ О ЕДИНСТВЕ ХРИСТИАН
и всего 2021 г.
Пребудьте в любви Моей
и принесете много плода
(ср. Ин 15, 5-9)
Совместно составили и опубликовали:
Папский совет по содействию христианскому единству
Комиссия «Вера и конституция» Всемирного совета Церквей
Библейские цитаты: Святое Писание цитируется здесь по Синодальному переводу.
ОРГАНИЗАТОРАМ НЕДЕЛИ МОЛИТВЫ
О ЕДИНСТВЕ ХРИСТИАН
Поиск единства: в течение всего года
В северном полушарии Неделя молитв о единстве христиан традиционно приходится на период с 18 по 25 января. Пол Уотсон в 1908 г. предложил эти дни, чтобы охватить промежуток между праздниками св. Петра и св. Павла, что придает им символическое значение. В Южном полушарии, где январь – время отпусков, Церкви зачастую подбирают другое время для проведения этой недели, например, около Пятидесятницы (предложено движением «Вера и порядок» в 1926 г.), что также довольно символично для единения Церкви.
Не забывая о надлежащей гибкости в подходах, мы предлагаем Вам использовать данные материалы в течение всего года, чтобы продемонстрировать степень общения, которой уже достигли Церкви, и вместе молиться о том полном единстве, в котором заключается воля Христа.
Адаптация текста
Предлагая эти материалы, мы предполагаем, что по возможности они будут адаптированы к местным условиям. Следует учитывать локальные литургические традиции и практику богопочитания, а также весь социально-культурный контекст. В идеале такая адаптация должна проходить экуменически. Кое-где экуменические структуры для адаптации материала уже созданы; надеемся, что и в других местах необходимость адаптации подтолкнет к созданию таких структур.
Использование материалов Недели молитвы
БИБЛЕЙСКИЙ ТЕКСТ НА 2021 г.
Ин 15, 1-17
Я есмь истинная виноградная лоза, а Отец Мой – виноградарь. Всякую у Меня ветвь, не приносящую плода, Он отсекает; и всякую, приносящую плод, очищает, чтобы более принесла плода. Вы уже очищены через слово, которое Я проповедал вам. Пребудьте во Мне, и Я в вас. Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе: так и вы, если не будете во Мне. Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нём, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего. Кто не пребудет во Мне, извергнется вон, как ветвь, и засохнет; а такие ветви собирают и бросают в огонь, и они сгорают. Если пребудете во Мне и слова Мои в вас пребудут, то, чего ни пожелаете, просите, и будет вам. Тем прославится Отец Мой, если вы принесете много плода и будете Моими учениками. Как возлюбил Меня Отец, и Я возлюбил вас; пребудьте в любви Моей. Если заповеди Мои соблюдете, пребудете в любви Моей, как и Я соблюл заповеди Отца Моего и пребываю в Его любви. Сие сказал Я вам, да радость Моя в вас пребудет и радость ваша будет совершенна.
Сия есть заповедь Моя, да любите друг друга, как Я возлюбил вас. Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих. Вы друзья Мои, если исполняете то, что Я заповедую вам. Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает господин его; но Я назвал вас друзьями, потому что сказал вам всё, что слышал от Отца Моего. Не вы Меня избрали, а Я вас избрал и поставил вас, чтобы вы шли и приносили плод, и чтобы плод ваш пребывал, дабы, чего ни попросите от Отца во имя Мое, Он дал вам. Сие заповедаю вам, да любите друг друга.
ВВЕДЕНИЕ В ТЕМУ НА 2021 г.
Пребудьте в любви Моей
и принесете много плода
(ср. Ин 15, 5-9)
Неделю молитвы о единстве христиан 2021 г. подготовила монашеская Община Гран-Шама.[1] Выбранная тема «Пребудьте в любви Моей и принесете много плода» основана на отрывке Ин 15, 1-17 и отражает призвание этой общины к молитве, примирению и единству в Церкви и человеческой семье.
В 30-ых гг. прошлого века несколько женщин-реформисток из франкоговорящей части Швейцарии, принадлежавших к группе, известной как «Моржские дамы», вновь открыли для себя, как важно молча слушать слово Божье. Одновременно, вдохновляясь примером Христа, удалявшегося в уединенные места, чтобы помолиться, они возродили практику духовных реколлекций, поддерживающих их жизнь веры. Вскоре к ним присоединились и другие, принимавшие участие в регулярно организуемых реколлекциях в Гран-Шаме – маленькой деревушке на берегу озера Невшатель. Со временем возникла необходимость непрерывно поддерживать молитву и обеспечивать бытовые условия для растущего числа гостей и участников духовных упражнений.
Сегодня община насчитывает пятьдесят сестер, представляющих разные поколения, христианские традиции, страны и континенты. В своем разнообразии эти женщины служат живым примером церковного общения. Они верно блюдут принципы молитвенной и общинной жизни и гостеприимства. Сестры делятся благодатью своего монашеского призвания с посетителями и добровольцами, приезжающими в Гран-Шама ради реколлекций, молчания, исцеления и поиска смысла жизни.
Первые сестры сами страдали от боли разделения между христианскими Церквами. В этой борьбе отвагу им придавала дружба с аббатом Полем Кутюрье – одним из пионеров Недели молитвы о единстве христиан. Поэтому с самого начала данная молитва оказалась в центре жизни этой общины. Именно это в сочетании с верностью Гран-Шама трем столпам, т.е. молитве, общинной жизни и гостеприимству, легло в основу нижеследующих текстов.
Пребывать в любви Божьей значит примириться с самим собой
Слова «монах» и «монахиня» происходят от греческого μόνος, что значит «один» и «единый». Наши сердца, тела и умы, далекие от единства, зачастую рассеиваются, рвутся в разных направлениях. Монах или монахиня хотят быть едиными в себе самих и со Христом. «Пребудьте во Мне, и Я в вас», – говорит нам Иисус (Ин 15, 4а). Цельность жизни предполагает путь самопринятия, примирения с моей личной и наследственной историей.
Иисус сказал ученикам: «Пребудьте в любви Моей» (Ин 15, 9). Он Сам пребывает в любви Отца (Ин 15, 10) и не желает ничего иного, кроме того, чтобы поделиться этой любовью с нами: «Я назвал вас друзьями, потому что сказал вам всё, что слышал от Отца Моего» (Ин 15, 15б). Мы привиты к виноградной лозе, каковой является Сам Иисус, и Отец становится нашим виноградарем, который обрезает нас, чтобы мы росли. Именно это и происходит в молитве. Отец – центр нашей жизни, влекущий нас к Себе. Он очищает нас, ведя к свершению, и вся полнота человечества воздает Ему хвалу.
Пребывание во Христе – это внутренняя позиция, укореняющаяся в нас со временем. Ей нужно место для роста, которое может быть занято борьбой за удовлетворение потребностей, различными отвлекающими факторами, шумом, заботами и трудностями жизни. Среди смятения, охватившего Европу в 1938 г., Женевьева Мишели, позднее ставшая известной как матушка Женевьева – первая настоятельница общины, написала такие строки, сохранившие актуальность по сей день:
«Мы живем в тревожное, но вместе с тем великое время, в опасное время, когда ничто не защищает душу, а стремительные и абсолютно человеческие достижения будто сметают всё живое… И я боюсь, что наша цивилизация погибнет в этом коллективном безумии шума и скорости, когда ни одно существо не в состоянии думать… На нас – христианах, знающих всю ценность духовной жизни, – лежит огромная ответственность, и мы должны осознавать ее, объединяясь и помогая друг другу созидать силы покоя, прибежища мира, средоточия жизни, где молчание людей взывает к творческому слову Божьему. Это вопрос жизни и смерти».
Пребывать во Христе, пока не принесем плода
«Тем прославится Отец Мой, если вы принесете много плода» (Ин 15, 8). Мы не можем плодоносить сами по себе, не можем плодоносить, оторвавшись от виноградной лозы. Этот сок, текущая через нас жизнь Иисуса, плодоносит. Пребывая в Его любви, оставаясь ветвью виноградной лозы, мы позволяем Его жизни течь через нас.
Когда мы слушаем Иисуса, Его жизнь течет через нас. Он предлагает нам позволить Его слову пребывать в нас (Ин 15, 7), и тогда всё, чего бы мы ни попросили, будет нам дано. Благодаря Его слову мы приносим плод. Как личности, как община, как вся Церковь мы хотим соединиться со Христом, чтобы исполнить Его заповедь любить друг друга так, как Он возлюбил нас (ср. Ин 15, 12).
Если мы пребываем во Христе, источнике всякой любви, растет плод нашего общения
Общение со Христом требует общения с другими. Дорофей Газский, палестинский монах VI в., так выразил эту мысль:
«Представьте себе начерченный на земле круг, т.е. линию, проведенную по окружности, с лучами и центром внутри. Представьте себе, что круг – это мир, центр – Бог, а лучи – это различные стези или пути человеческой жизни. Когда святые, желая приблизиться к Богу, идут к центру круга, то по мере продвижения к нему они сближаются друг с другом, и чем ближе они становятся друг к другу, тем ближе становятся к Богу. Уразумейте, что то же происходит и при обратном движении, когда мы отворачиваемся от Бога и удаляемся вовне. И тогда непременно, чем больше мы отдаляемся от Бога, тем больше отдаляемся друг от друга, и чем больше отдаляемся друг от друга, тем больше отдаляемся и от Бога».
Сближение с другими, сосуществование с ними, порой совершенно непохожими на нас людьми, может быть настоящим вызовом для нас. Сестрам Гран-Шама знаком этот вызов, и большой помощью для них стало учение брата Роже из Тэзе[2]: «Нет дружбы без очищающего страдания. Нет любви к ближнему без креста. Только крест позволяет нам познать непостижимую глубину любви»[3].
Разделения между христианами, отдаляющие нас друг от друга – это скандал, так как они отдаляют и от Бога. Многие христиане, скорбящие из-за такого положения дел, горячо молятся Богу о восстановлении того единства, о котором молился Иисус. Христова молитва о единстве – это призыв вернуться к Нему и тем самым сблизиться друг с другом, радуясь богатству нашего разнообразия.
Как показывает опыт общинной жизни, стремление к примирению стоит дорого и требует жертв. Нас поддерживает молитва Христа, желающего, чтобы мы были едины, как Он един с отцом, дабы уверовал мир (ср. Ин 17, 21).
Если мы пребываем во Христе, растет плод солидарности и свидетельства
Пребывая, как христиане, в любви Христовой, мы живем также в стенающем и ждущем освобождения творении (ср. Рим 8). В мире мы видим зло страданий и конфликтов. Проявляя солидарность со страдающими, мы позволяем любви Христовой течь через нас. Пасхальная тайна приносит плод в нас, когда мы дарим любовь братьям и сестрам, подпитывая надежду в этом мире.
Духовность и солидарность неразрывно связаны друг с другом. Пребывая во Христе, мы обретаем силу и мудрость, чтобы противостоять структурам несправедливости и угнетения, вполне осознавать себя братьями и сестрами по нашей человеческой природе и стать творцами нового жизненного стиля при уважении ко всему творению и общности с ним.
Краткое правило жизни[4], которое сестры Гран-Шама каждое утро читают вместе, начинается со слов: «Молитесь и трудитесь, чтобы воцарился Бог». Молитва и повседневная жизнь – не две отдельные, а предназначенные к соединению реальности. Всё, что мы переживаем, предназначено для того, чтобы стать встречей с Богом.
За восемь дней Недели молитвы о единстве христиан в 2021 г. предлагаем проделать следующее молитвенное путешествие:
День 1: призванные Богом – «Не вы Меня избрали, а Я вас избрал» (Ин 15, 16а).
День 2: внутреннее созревание – «Пребудьте во Мне, и Я в вас» (Ин 15, 4а).
День 3: созидание единого тела – «Да любите друг друга, как Я возлюбил вас» (Ин 15, 12б).
День 4: совместная молитва – «Я уже не называю вас рабами… но Я назвал вас друзьями» (Ин 15, 15).
День 5: позволить Слову преобразить нас – «Вы уже очищены через слово...» (Ин 15, 3).
День 6: радушие к другим – «Идите и приносите плод, который будет пребывать» (ср. Ин 15, 16б).
День 7: возрастание в единстве – «Я есмь лоза, а вы ветви» (Ин 15, 5а).
День 8: примирение со всем творением – «Да радость Моя в вас пребудет и радость ваша будет совершенна» (Ин 15, 11).
ПОДГОТОВКА МАТЕРИАЛОВ
ДЛЯ НЕДЕЛИ МОЛИТВЫ О ЕДИНСТВЕ ХРИСТИАН
2021 г.
Международная группа, спонсируемая Папским советом по содействию христианскому единству и Комиссией по вере и порядку Всемирного совета Церквей, для подготовки материалов к Неделе молитвы о единстве христиан 2021 г. встречалась в Гран-Шаме, Арез, кантон Невшатель, Швейцария, 15-18 сентября. Всемирный совет Церквей предложил Общине Гран-Шама выбрать тему и подготовить тексты. Вся эта община несколько месяцев работала над черновиком, который лег в основу окончательной редакции, подготовленной международной группой. Четыре сестры приняли участие в сентябрьском заседании этой группы, проходившей под совместным председательством директора Комиссии по вере и порядку Всемирного совета Церквей досточтимого Одаира Педросо Матеуша и досточтимого Энтони Каррера из Папского совета по содействию христианскому единству.
Монашеская община Гран-Шама объединяет сестер из разных Церквей и стран. Она появилась в первой половине ХХ в. и с самого начала поддерживала тесные связи как с Общиной Тэзе, так и с аббатом Полем Кутюрье – знаковой фигурой для истории Недели молитвы о единстве христиан. Сегодня Гран-Шама насчитывает около полусотни сестер, ищущих пути примирения между христианами в рамках единой человеческой семьи при уважении ко всему творению.
Группа, состоявшая из сестер этой общины, выбрала тему: «Пребудьте в любви Моей и принесете много плода» (ср. Ин 15, 5-9). Это позволило монахиням поделиться опытом и мудростью своей созерцательной жизни, пребывающей в любви Божьей, и рассказать о плодах своей молитвы: углублении общности с братьями и сестрами во Христе и расширении солидарности со всем творением.
Члены международной группы:
– г-жа Анна-Ноэль Клеман «Христианское единство»
– дост. Питер Колуэлл заместитель генерального секретаря «Церкви вместе» в Британии и Ирландии
– дост. Энтони Каррер Папский совет по содействию христианскому единству
– д-р Ани Газарян Дрисси руководитель программы Секретариата веры и порядка Всемирного совета Церквей
– г-жа Вираг Кинга Мезей стажер Всемирного совета Церквей
– д-р Ханне Лампартер Немецкая Лютеранская Церковь
– с. Летисия Канделярио Лопес Миссионерское братство «Verbum Dei» (Сингапур)
– дост. д-р Одаир Педросо Матеуш директор «Веры и порядка»
– дост. о. Джеймс Пульизи монах Искупления, «Центр единения»
– дост. д-р Мики Робертс руководитель программы духовной жизни Всемирного совета Церквей
– д-р Клэр Уоткинс Рохамптонский университет
Члены из община Гран-Шама:
– с. Анна-Эммануэль Гай
– с. Гезине Рорбах
– с. Эмбла Фегерфорс
– с. Свенья Вихманн
Секретарскую помощь оказал г-н Александр Фримэн из Всемирного совета Церквей.
ЭКУМЕНИЧЕСКОЕ БОГОСЛУЖЕНИЕ
Вступление
Это богослужение отражает стиль молитвенной жизни сестер Гран-Шама. В их традиции три монашеских чина молитвы, которые у бенедиктинцев именуются иногда «навечериями» или «ночными бдениями» и обычно совершаются по ночам, объединяются в одно вечернее богослужение. Точно так же наше богослужение Недели молитвы о единстве христиан состоит из трех частей, называемых «бдениями» и соответствующих образцу Общины Гран-Шама.
Каждое бдение составлено по одному шаблону: чтение Священного Писания; ответное песнопение, молчание и прошения. Каждое бдение также включает в себя одно действо, соответствующее его теме. Эти действа представлены ниже. Каждый из них заканчивается пением «Света Божьего» («Lumière de Dieu») – произведения одного из членов Общины Гран-Шама.
Первое бдение сосредоточено вокруг единства всей личности и нашего пребывания во Христе. Участникам предлагается пятиминутное молчание, которое повторяется на протяжении всего богослужения.
Второе бдение выражает желание вновь обрести видимое единство христиан. Укоренившись в любви Христовой, мы обращаемся к ближним и обмениваемся друг с другом знамением Его мира.
Третье бдение раскрывает перед нами горизонты единства всех народов и всего творения. Происходящее в его рамках действо вдохновляется отрывком из сочинений Дорофея Газского (см. «Введение в тему»). Несколько человек становятся кругом и двигаются к центру. Чем ближе мы к Богу, т.е. к центру, тем ближе мы становимся друг к другу.
Есть много способов украсить это действо хореографически в зависимости от имеющегося в распоряжении пространства и обычаев участников. В качестве руководства можно взять следующие рекомендации:
Литания в начале может читаться или петься, если возможно, двумя разными людьми. Псалмы также можно читать или петь либо заменить гимном, соответствующим теме ночного бдения. Ответы на молитвенные прошения можно читать, петь или заменить другими. Прошения можно продлить, добавив время для произвольной молитвы. Музыкальное сопровождение для литании, ответов и прошений, используемых в Гран-Шама, можно найти на стр. 19-22.
Гимны можно найти и услышать на веб-сайте Общины Гран-Шама: www.grandchamp.org.
Можно также ежедневно слушать онлайн их общую молитву на: www.grandchamp.org/prier-avec-nous.
Чин богослужения
П. – предстоятель.
С. – собрание.
Ч. – чтец.
Призыв к молитве
Вводное песнопение
Гимн, призывающий Святого Духа (подбирается на месте).
Приветственное слово
П. Благодать Господа нашего Иисуса Христа, любовь Божья и общение Святого Духа да пребудет всегда с вами!
С. И с тобой.
Ч1. Братья и сестры во Христе, в этом году тема Недели молитвы о единстве христиан, выбранная сестрами из швейцарской Общины Гран-Шама, звучит так: «Пребудьте в любви Моей и принесете много плода».
Ч2. Таково великое желание Бога, высказанное Иисусом, чтобы мы смогли прийти к Нему и пребывать в Нём. Он неустанно ждет нас, надеясь, что, соединившись с Ним в любви, мы принесем плод, всем дающий жизнь. Столкнувшись с отличием «другого», мы рискуем замкнуться в себе и видеть только то, что разделяет нас. Но давайте прислушаемся, как Христос зовет нас пребывать в Его любви и благодаря этому принести много плода.
Ч1. В следующих трех пунктах молитвы мы вспоминаем призыв Христа, обращаемся к Его любви, к Нему – центру нашей жизни. Ведь стезя единства начинается с наших близких отношений с Богом. Пребывание в Его любви усиливает желание искать единства и примирения с другими. Бог открывает нас для тех, кто отличается от нас. Вот важный плод, дар исцеления раздоров внутри нас, между нами и в мире.
П. Помолимся в мире ко Господу:
Господи, Ты – Виноградарь, возделывающий нас в любви.
Ты призываешь нас взглянуть на красоту каждой ветви на одной виноградной лозе,
красоту каждого человека.
И всё же слишком часто отличия в других пугают нас.
Мы замыкаемся в себе,
теряем упование на Тебя,
и между нами зарождается вражда.
Приди и вновь направь наши сердца к Тебе.
Даруй нам жить Твоим прощением,
чтобы мы смогли быть вместе и прославлять имя Твое.
Литания хвалы
C. Ты, призывающий нас быть хвалою среди мира сего: слава Тебе!
Ч1. Мы поем хвалу Тебе среди мира сего и всех народов.
Ч2. Мы поем хвалу Тебе среди творения и всех творений.
C. Ты, призывающий нас быть хвалою среди мира сего: слава Тебе!
Ч1. Мы поем хвалу Тебе среди скорбей и слез.
Ч2. Мы поем хвалу Тебе среди надежд и достижений.
C. Ты, призывающий нас быть хвалою среди мира сего: слава Тебе!
Ч1. Мы поем хвалу Тебе в местах конфликтов и непонимания.
Ч2. Мы поем хвалу Тебе в местах встреч и примирения.
C. Ты, призывающий нас быть хвалою среди мира сего: слава Тебе!
Ч1. Мы поем хвалу Тебе среди раздоров и разногласий.
Ч2. Мы поем хвалу Тебе посреди жизни и смерти, рождения нового неба и новой земли.
C. Ты, призывающий нас быть хвалою среди мира сего: слава Тебе!
Первое бдение: Пребывать во Христе:
единство всей личности
Псалом: 103.
Чтение: Ин 15, 1-17.
Ответ: «Ubi caritas» (стр. 19).
Краткое молчание (около 1 минуты).
Прошения
Ч. Боже любви, Ты сказал нам устами Христа: «Не вы Меня избрали, а Я вас избрал». Ты ищешь нас, предлагаешь нам принять Твою дружбу и пребывать в ней. Научи нас глубже отвечать на это предложение и жить всё более полноценной жизнью.
С. Радость сердца нашего в Боге (если поется, стр. 20).
Ч. О Боже жизни, призвавший нас быть хвалою среди мира сего и принимать друг друга как дар Твоей благодати. Пусть Твой любящий взор, обращенный к каждому человеку, откроет сердца наши, дабы принимали мы друг друга такими, какие мы есть.
С. Радость сердца нашего в Боге.
Ч. О Боже собирающий, Ты сплачиваешь нас вместе в одну виноградную лозу в Твоем Сыне Иисусе. Да пребудет в нас Твой любящий Дух на наших приходских и местных экуменических встречах. Даруй, чтобы мы смогли вместе с радостью восхвалять Тебя.
С. Радость сердца нашего в Боге.
Ч. О Боже единого виноградника, Ты призываешь нас пребывать в любви Твоей во всём, что бы мы ни делали и говорили. Благость Твоя коснулась нас, даруй же нам быть отражением этой любви в наших домах и на работе, дабы мы налаживали мосты между враждующими и преодолевали напряженности.
С. Радость сердца нашего в Боге.
Действо: время тишины.
Ч. Мы часто думаем о молитве как о чём-то, что делаем мы, как о нашем собственном деле. Давайте проведем несколько минут во внутреннем молчании, отвлечемся от всего шума и забот нашей жизни и наших мыслей. В этой тишине будет действовать Бог. Нам нужно просто пребывать в любви Божьей, успокоиться в Нём.
Молчание (около 5 минут).
Гимн: «Lumière de Dieu» («Свет Божий») (стр. 20).
Второе бдение: Видимое единство христиан
Псалом: 85.
Чтение: 1 кор 1, 10-13а.
Ответ: Один Господь, одна вера, одно крещение (стр. 21).
Краткое молчание (около 1 минуты).
Прошения
Ч. Дух Святой, повсюду создающий и воссоздающий Церковь. Приди и прошепчи в наших сердцах молитву, которую Иисус обращал к Отцу в преддверие Своих страданий: «Да будут всё едино… да уверует мир».
C. Kyrie eleison (Господи помилуй).
Ч. Господи Иисусе, Князь мира, разожги в нас огонь Твоей любви, дабы исчезли в Церкви подозрения, оскорбления и недопонимания. Да падут стены, разделяющие нас.
C. Kyrie eleison (Господи помилуй).
Ч. Дух Святой, всех утешающий, открой наши сердца прощению и примирению и верни нас из наших блужданий.
C. Kyrie eleison (Господи помилуй).
Ч. Господи Иисусе, кроткий и смиренный сердцем, дай нам нищету духа, дабы мы могли принять непредвиденность Твоей благодати.
C. Kyrie eleison (Господи помилуй).
Ч. Дух Святой, никогда не покидающий мужчин, женщин и детей, гонимых за их верность Евангелию. Даруй им сил и мужества и поддержи тех, кто им помогает.
C. Kyrie eleison (Господи помилуй).
Действо: знак мира
Ч. Господь призывает нас к единению друг с другом. Он нам дает Свой мир и велит делиться им. Давайте же дадим знак мира ближним.
Каждый оборачивается к близстоящим и дает им знак мира в соответствии с местным обычаями и условиями.
Третье бдение: Единство всех народов
и всего творения
Псалом: 96.
Чтение: Откр 7, 9-12.
Ответ: О, Ты превыше всех вещей (стр. 21).
Проповедь по желанию.
Краткое молчание (около 1 минуты).
Прошения
Ч. Боже жизни, сотворивший каждого человека по образу и по подобию Своему. Мы поем Тебе хвалу за дар множества наших культур, выражений веры, традиций и национальностей. Даруй нам мужества всегда противостоять несправедливости и расовой, классовой и религиозной ненависти и не бояться тех, кто не похож на нас.
C. Бог мира, Бог любви, в Тебе наша надежда! (если поется, стр. 22).
Ч. Боже милосердный, показавший нам во Христе, что мы едины в Тебе. Научи нас использовать этот дар в этом мире, дабы верующие всех религий во всех странах могли слышать друг друга и жить в мире.
C. Бог мира, Бог любви, в Тебе наша надежда!
Ч. О Иисусе, пришедший в этот мир и всецело разделивший нашу человечность. Тебе известны тяготы людской жизни со всеми ее многообразными страданиями. Дух сострадания да побуждает нас делить свое время, саму жизнь и ее блага со всеми нуждающимися.
C. Бог мира, Бог любви, в Тебе наша надежда!
Ч. Дух Святой, слышащий вопль Своего раненного творения и крики тех, кто уже страдает от изменения климата. Направь нас к новым формам поведения. Да научимся мы жить в гармонии как часть Твоего творения.
C. Бог мира, Бог любви, в Тебе наша надежда!
Действо: Движение к центру… и наружу в мир (на основе текстов Дорофея Газского)
Ч. Мы призваны быть служителями исцеляющей и примиряющей любви Божьей. Этот труд может быть плодотворен лишь в том случае, если мы пребываем в Боге как ветви истинной лозы, которая есть Иисус Христос. Чем ближе мы становимся к Богу, тем ближе становимся друг к другу.
Представьте себе нарисованный на земле круг. Представьте себе, что этот круг и есть мир.
Заранее отобранные люди встают и образуют круг вокруг свечи в центре.
Ч. Центр – это Бог, а пути к центру – это различные стези человеческой жизни. Когда люди, живущие в этом мире и желающие приблизиться к Богу, идут к центру круга…
Люди в круге делают несколько шагов к центру.
Ч. …и, чем ближе они подходят к центру, к Богу, тем ближе они становятся друг к другу. А чем ближе они становятся друг к другу…
Люди в круге вместе движутся к центру.
Ч. …тем ближе они подходят к Богу.
Когда люди со свечами подходят к центру, каждый из них зажигает свою свечу, и, пока они стоят вместе в центре, все какое-то время молятся в молчании.
Краткое молчание (около 1 минуты).
Молитва Господня
П. Помолимся все вместе теми словами, которым научил нас Иисус:
C. Отче наш…
Гимн: «Lumière de Dieu» («Свет Божий») (стр. 20).
Во время пения люди со свечами возвращаются к собравшимся и передают им свет, который получили.
Ч. Духовность и солидарность неразрывно связаны друг с другом. Молитва и дело неотделимы друг от друга. Пребывая во Христе, мы обретаем Духа мужества и мудрости, чтобы противостоять всякой несправедливости и угнетению. Скажем же все вместе:
С. Молитесь и трудитесь, чтобы воцарился Бог.
Позвольте Слову Божьему весь день
вдыхать жизнь в труд и отдых.
Храните внутреннее безмолвие во всём,
чтобы пребывать во Христе.
Исполнитесь духом Заповедей блаженства:
радости, простоты, милосердия.
Эти слова ежедневно произносят сестры общины Гран-Шама.
Благословение
П. Будьте едины, дабы уверовал мир! Пребудьте в Его любви, идите в мир и приносите плод этой любви.
C. Бог надежды да наполнит нас всякой радостью и миром в вере, дабы мы могли преисполниться надежды силою Святого Духа.
Во имя Отца, Сына и Святого Духа. Аминь.
Заключительный гимн (подбирается на местах).
БИБЛЕЙСКИЕ РАЗМЫШЛЕНИЯ И МОЛИТВЫ
НА ВОСЕМЬ ДНЕЙ
День 1
Призванные Богом
«Не вы Меня избрали, а Я вас избрал»
(Ин 15, 16а)
Быт 12, 1-4 Ин 1, 35-51 |
Призвание Авраама Призвание первых учеников |
Размышление
Начало пути – это встреча между человеком и Богом, творением и Творцом, временем и вечностью.
Авраам услышал зов: «Иди в землю, которую Я укажу тебе». Подобно Аврааму, и мы призваны оставить то, к чему привыкли, и отправиться в то место, которое Бог приготовил в глубине наших сердец. На этом пути мы всё более и более становимся собой, т.е. теми людьми, которых Бог желал с самого начала. И следуя зову, обращенному к нам, мы становимся благословением для наших близких, соседей и всего мира.
Любовь Божья ищет нас. Бог стал человеком в Иисусе, в глазах Которого мы встречаем взор Божий. В нашей жизни, как и в Евангелии от Иоанна, Божий зов слышится по-разному. Тронутые его любовью, мы пустились в путь. На этой встрече мы идем по пути преображения – яркого начала отношений любви, которые всегда рождаются заново.
Однажды ты понял, что «да» уже было начертано в самых сокровенных глубинах твоего сердца, пусть даже ты сам этого не сознавал. И потому ты решил идти вперед по стопам Христа…
В безмолвии перед лицом Христа ты слышишь, как Он говорит: «Следуй за Мною, и Я укажу тебе место, где упокоится твое сердце».
«The Sources of Taizé»(2000)с. 52
Молитва
Иисусе Христе,
Ты ищешь нас, предлагаешь нам Твою дружбу,
и ведешь нас к жизни, что становится всё полнее.
Даруй нам веры, чтобы ответить на Твой зов,
дабы мы преобразились
и несли свидетельство Твоей любви к миру сему.
День 2
Всестороннее созревание
«Пребудьте во Мне, и Я в вас»
(Ин 15, 4а)
Еф 3, 14-21 Лк 2, 41-52 |
Да поселится Христос в наших сердцах Мария сохраняла всё |
Размышление
Встреча с Иисусом рождает желание остаться с Ним и пребывать в Нём: время созревания плодов.
Будучи всецело человеком, подобным нам, Иисус рос и взрослел, живя простой жизнью, проникнутой обычаями Его иудейской веры. В этой тайной жизни в Назарете, в которой, по всей видимости, не происходило ничего необыкновенного, Его питало присутствие Отца.
Мария размышляла над деяниями Бога в Ее жизни и в жизни Сына. Всё это Она хранила в Своем сердце, как некое сокровище, понемногу проникаясь так тайной Иисуса.
Нам тоже нужно много времени для созревания – вся наша жизнь, чтобы мы погрузились в глубины любви Христа, позволили Ему пребывать в нас и нам в Нём. Мы даже не сознаем и не понимаем, как Дух вселяет Христа в наши сердца. И именно когда мы молимся, слушаем слово, делимся с другими, применяем в жизни понятое нами, это внутреннее бытие в нас укрепляется.
«Позволим Христу снизойти в глубины нашего бытия… Он проникнет во все области ума и сердца, коснется нашей плоти до самой бездны нашего существа, чтобы и мы однажды испытали глубины Его милосердия».
«The Sources of Taizé»(2000 г.), с. 52
Молитва
О Дух Святой,
да примем мы в наши сердца присутствие Христа
и да храним его, как хранят тайну любви.
Питай нашу молитву,
просвещай наш разум при чтении Писания,
действуй через нас,
чтобы плоды Твоих даров постепенно росли в нас.
День 3
Созидание единого тела
«Да любите друг друга, как Я возлюбил вас»
(Ин 15, 12б)
Кол 3, 12-17 Ин 13, 1-15. 34-35 |
Облекитесь в сострадание Любите друг друга |
Размышление
Накануне Своей смерти Иисус преклонил колени, чтобы омыть ноги Своим ученикам. Он знал, как трудно жить вместе и как важно прощать и взаимно служить друг другу. «Если не умою тебя, – сказал Он Петру, – не имеешь части со Мною».
Петр допустил Иисуса к своим ногам, был умыт и тронут смирением и кротостью Христа. Позднее он последует Его примеру, служа общине верующих ранней Церкви.
Иисус желает, чтобы жизнь и любовь струились через нас, как сок через виноградную лозу, чтобы христианские общины были единым телом. Но сегодня, как и в прошлом, нам нелегко жить вместе. В этом часто нам мешает наша собственная ограниченность. Иногда нам бывает трудно полюбить тех, кто живет рядом с нами в обществе, приходе или семье. Случается, что отношения полностью разрываются.
Во Христе мы призваны облечься в сострадание, предпринимая всё новые и новые начинания. Осознание того, что мы любимы Богом, да побуждает нас принимать друг друга со всеми нашими сильными и слабыми сторонами. Лишь в этом случае Христос посреди нас.
Не имея почти ничего, творишь ли ты примирение в том общении любви, которое есть Тело Христа – Его Церковь? Следуя общему импульсу, радуйся! Ты больше не одинок, во всём ты движешься вперед вместе с твоими братьями и сестрами. С ними ты призван претворять в жизнь притчу об общине.
«The Sources of Taizé»(2000 г.), с. 48-49
Молитва
Боже, Отче наш,
являющий нам Свою любовь во Христе
и в наших братьях и сестрах,
открой наши сердца,
чтобы мы могли принять друг друга
со всеми нашими различиями
и жить в прощении.
Даруй нам соединиться в одном теле,
чтобы раскрылся дар, каким является каждый человек.
Да будем все мы вместе отражением Христа живого.
День 4
Совместная молитва
«Я уже не называю вас рабами… но Я назвал вас друзьями»
(Ин 15, 15)
Рим 8, 26-27 Лк 11, 1-4 |
Дух укрепляет нас в наших немощах Господи, научи нас молиться |
Размышление
Бог жаждет отношений с нами. Он ищет нас, как искал Адама, зовя его в саду: «Где ты?» (Быт 3, 9).
Во Христе Бог вышел нам навстречу. Иисус жил в молитве, тесно соединяясь со Своим Отцом и налаживая дружеские отношения со Своими учениками и со всеми, кого Он встречал. Он открыл им самое дорогое для Себя: любовь, что связывала Его с Отцом, Который есть и наш Отец. Иисус вместе с учениками пел псалмы, укорененные в иудаизме. Порой Он удалялся, чтобы помолиться в одиночестве.
Молиться можно в одиночестве или вместе с другими. Молитва может выражать восхищение, скорбь, просьбу, благодарность или просто тишину. Иногда человек хочет помолиться, но чувствует, что не может. Если обратиться к Иисусу и сказать Ему: «Научи меня», это может открыть путь. Само наше желание – это уже молитва.
Если собраться вместе в группу, то это тоже помощь. Гимны, слова и молчание созидают общину. Когда мы молимся вместе с христианами других традиций, нас может поразить то чувство единения, которое дают нам узы дружбы, создаваемые Тем, Кто стоит надо всеми разделениями. Формы могут быть разными, но один Дух объединяет нас.
Если мы регулярно молимся вместе, любовь Иисуса, без нашего ведома, рождается в нас. Общая молитва не отменяет необходимости личной молитвы. Одно поддерживает другое. Так давайте же ежедневно уделять время тому, чтобы обновлять наши личные отношения с Иисусом Христом.
«Правило Тэзе на французском и английском языках».
Общество содействия познанию христианства, Великобритания, стр. 19 и 21.
Молитва
Господи Иисусе,
вся Твоя жизнь была молитвой,
совершенной гармонией с Отцом.
Духом Твоим научи нас молиться по воле Твоей любви.
Верующие всего мира да объединятся в прошении и хвале,
и да придет Твое Царствие любви.
День 5
Позволить преобразить себя Слову
«Вы уже очищены через слово…»
(Ин 15, 3)
Втор 30, 11-20 Мф 5, 1-12 |
Слово Божье очень близко к тебе Блаженны вы |
Размышление
Слово Божье очень близко к нам. Это благословение и обетование счастья. Когда мы открываем наши сердца, Бог говорит с нами и терпеливо преображает то, что в нас умирает. Он удаляет все, что препятствует росту настоящей жизни, подобно тому, как виноградарь обрезает виноградную лозу.
Регулярное личное или групповое размышление над библейскими текстами меняет наше мировоззрение. Многие христиане ежедневно с молитвой перечитывают заповеди блаженства, раскрывающие перед нами счастье, скрытое в несбывшемся, лежащее за пределами страданий: блаженны те, кого коснулся Дух, и они уже не сдерживают слез, а плачут и тем самым обретают утешение. Обнаруживая в себе неиссякаемый родник, бьющий из их внутреннего мира, они начинают ощущать растущий голод справедливости и жажду взаимодействия с другими ради мира во всём мире.
Господь снова и снова призывает нас доказывать своими мыслями и делами нашу верность жизни. Порою нам доводится вкушать здесь и сейчас блаженство, которое достигнет своей полноты в конце времен.
Молись и трудись, чтобы воцарился Бог. Позволь Его Слову вдыхать жизнь в работу и отдых на протяжении всего дня. Храни внутреннее безмолвие во всём, чтобы пребывать во Христе. Наполнись духом заповедей блаженства, радости, простоты и милосердия.
Эти слова ежедневно произносят сестры Общины Гран-Шама.
Молитва
Благословен Ты, Боже Отче наш,
ибо даровал нам в Святом Писании Твое слово.
Благословен Ты, ибо его сила преображает нас.
Помоги нам выбрать жизнь и направь нас Своим Духом,
чтобы мы ощутили счастье, которым Ты так хочешь поделиться с нами.
День 6
Радушие к другим
«Идите и приносите плод, чтобы плод ваш пребывал»
(ср. Ин 15, 16б)
Быт 18, 1-5 Мк 6, 30-34 |
Авраам принимает ангелов у дубравы Мамре Сострадание Иисуса в толпе |
Размышление
Когда мы позволяем Христу преобразить себя, Его любовь растет в нас и приносит плод. Радушие по отношению к другому – это конкретный способ делиться любовью, которая внутри нас.
Всю Свою земную жизнь Иисус радушно относился к тем, кого встречал. Он слушал их и позволял им прикасаться к Нему, не гнушаясь их страданиями.
В евангельском повествовании об умножении хлебов Иисус преисполняется сострадания при виде голодной толпы. Господь знает, что нужно напитать всю человеческую личность, и только Он один способен поистине утолить голод хлеба и жажду жизни. Но не желает делать этого без Своих учеников, без того малого, что они могут Ему дать: пяти хлебов и двух рыб.
И сегодня Он предлагает нам быть соработниками в Его безоговорочной заботе. Иногда такой мелочи, как добрый взгляд, готовность слушать или просто быть рядом, достаточно, чтобы человек почувствовал себя желанным гостем. Когда мы предлагаем наши малые способности Иисусу, Он удивительным образом употребляет их.
И тогда мы переживаем то же, что пережил Авраам, так как именно отдавая, мы получаем, и, принимая других, мы обретаем обильное благословение.
Принимая гостя, мы принимаем Самого Христа.
«Правило Тэзе на французском и английском языках»(2012 г.), с. 103.
Люди, которых мы принимаем день за днем, найдут ли в нас мужчин и женщин, излучающих Христа – мир наш?
«The Sources of Taizé» (2000 г.), с. 60.
Молитва
Иисусе Христе,
мы хотим полностью принять братьев и сестер, которые рядом с нами.
Тебе известно, как часто мы чувствуем беспомощность перед их страданиями,
но Ты всегда идешь впереди нас
и уже принял их в Своем сострадании.
Говори с ними нашими устами, поддерживай их нашими руками,
и пусть Твое благословение пребудет надо всеми нами.
День 7
Расти в единстве
«Я есмь лоза, а вы ветви»
(ср. Ин 15, 5а)
1 Кор 1, 10-13; 3, 21-23 Ин 17, 20-23 |
Разделился ли Христос? Как Я и Ты одно |
Размышление
Накануне Своей смерти Иисус молился о единстве тех, кого дал Ему Отец: «Да будут все едино… да уверует мир». Соединяясь с Ним, как ветви с виноградной лозой, мы делим один сок, который течет через нас и нас животворит.
Каждая традиция стремится ввести нас в сердце нашей веры: в общение с Богом через Христа и в Духе. Чем полнее мы живем в этом общении, тем сильнее связаны с другими христианами и со всем человечеством. Павел предостерегает нас перед таким поведением, которое угрожало единству уже первых христиан: возведения в абсолют собственной традиции в ущерб единству Тела Христова. В этом случае различия начинают разделять, а не обогащать взаимно. У Павла было очень широкое видение: «Всё ваше; вы же – Христовы, а Христос – Божий» (1 Кор 3, 22-23).
Воля Христова направляет нас на путь единства и примирения. Она же обязует нас присоединяться своей молитвой к Его молитве: «Да будут всё едино… да уверует мир» (Ин 17, 21).
Никогда не смиряйся с соблазном разделения христиан, которые якобы исповедуют любовь к ближнему, но при этом не могут преодолеть разделений между собой. Пусть единство Тела Христова будет твоим страстным желанием.
«Правило Тэзе на французском и английском языках»(2012 г.), стр. 13.
Молитва
Дух Святой,
огонь животворящий и легкое дуновение, приди и пребудь в нас.
Обнови в нас стремление к единству,
чтобы мы жили, сознавая связь, что объединяет нас в Тебе.
Пусть все, кто при крещении облекся во Христа,
объединятся и вместе несут свидетельство надежды, которая поддерживает их.
День 8
Примириться со всем творением
«Да радость Моя в вас пребудет и радость ваша будет совершенна»
(Ин 15, 11)
Кол 1, 15-20 Мк 4, 30-32 |
В нём соединилось все творение Маленькое горчичное зерно |
Размышление
Гимн Христу из Послания к Колоссянам побуждает нас воспеть хвалу спасению Божьему, объемлющему всю Вселенную. Распятый и воскресший Христос открыл перед нами путь примирения, и творение также предназначено к будущей жизни и миру.
Глазами веры мы видим, что Царство Божье – это реальность очень близкая, но всё же такая маленькая, едва заметная – как горчичное зерно. Однако оно растет. Даже среди несчастий нашего мира действует Дух Воскресшего. Он побуждает нас включиться вместе со всеми людьми доброй воли в неустанный поиск справедливости и мира и добиваться того, чтобы земля вновь стала домом для всех творений.
Мы участвуем в деле Духа, дабы творение во всей своей полноте продолжало славить Бога. Когда страдает природа, когда растоптан человек, Дух воскресшего Христа, не позволяя нам опустить руки, призывает нас стать частью Его дела исцеления.
Новизна жизни, даруемой Христом, пусть и сокрытая, для многих становится светом надежды. Она – источник примирения для всего творения, в ней радость, исходящая из нас самих: «Да радость Моя в вас пребудет и радость ваша будет совершенна» (Ин 15, 11).
Хочешь ли ты возвещать новизну жизни, даруемую Христом в Духе Святом, и позволить ей жить в тебе, среди нас, в Церкви, в мире и во всём творении?
Второй обет, приносимый при вступлении в Общину Гран-Шама.
Молитва
Трисвятый Боже, благодарим Тебя за то, что Ты сотворил и возлюбил нас.
Благодарим Тебя за Твое присутствие в нас и во всём творении.
Да научимся мы так смотреть на этот мир, как Ты смотришь на него – с любовью.
Надеясь на это, да сможем мы трудиться ради созидания мира,
в котором расцветут справедливость и мир
во славу имени Твоего.
В 30-ых гг. прошлого века несколько женщин-реформисток из франкоговорящей части Швейцарии, принадлежавших к группе, известной как «Моржские дамы», вновь открыли для себя важность молчаливого слушания слова Божьего по примеру Христа, Который часто удалялся в уединенные места, чтобы помолиться. Они организовывали духовные реколлекции, в которых могли участвовать и другие, и со временем нашли постоянное здание для проведения этих упражнения в Гран-Шаме в маленькой деревушке недалеко от Невшательского озера. Со временем возникла необходимость, чтобы кто-то постоянно находился в этом здании, чтобы молиться и принимать гостей. Именно тогда в Гран-Шаме поселилась будущая с. Маргарита. К ней вскоре присоединились еще две женщины. Женевьева Мишели, инициатор проведения реколлекций, сопровождала это скромное начало молитвой и поддерживала сестер. Именно по их просьбе в 1944 г. она стала первой матушкой-настоятельницей общины.
Не имея ни опыта, ни тем более служебника или монашеского правила, так как в те времена в реформаторских церквах не было монашества, первые сестры обратились за наставлением в монастыри других конфессий. Они открылись на сокровища этих традиций. Им нужно было учиться всему: как жить, опираясь на слово Божье и ежедневное созерцание, как строить отношения в общине и как оказывать гостеприимство другим.
Первые сестры страдали из-за разделения христиан – особенно матушка Женевьева, которая поэтому понимала всю значимость экуменических и богословских усилий. Но эти усилия должны были вдохновляться самым существенным для нее – молитвой в свете Ин 17, 21: «Да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино – да уверует мир, что Ты послал Меня». Она желала отдать свою жизнь за единство во Христе и через Христа, пока не наступит тот день, когда Бог станет всем во всём. Таким образом, экуменическое призвание общины было не выбором, а даром, благодатью, полученной от начала и рожденной бедностью.
Эту благодать подтвердили и укрепили несколько решающих встреч. Одной из них для молодой общины стала встреча с о. Полем Кутюрье. Этот католический священник из Лиона стоял у истоков экуменического движения и был одним из вдохновителей идеи Недели молитвы о единстве христиан в ее сегодняшнем виде. Между ним и первыми сестрами сложилась глубокая внутренняя связь, и он верно сопровождал их в их духовном странствии, как это видно из завязавшейся между ними переписки. В 1940 г. о. Поль писал матушке Женевьеве:
«Любые духовные упражнения христиане должны переживать, глубоко страдая из-за разделений и наполняясь решимостью добиваться единства пламенной молитвой и неустанным очищением… Для меня проблема единства – это прежде всего и в принципе проблема внутренней направленности жизни. Так что вы понимаете, сколь великое значение я придаю вашим молитвам и труду духовных реколлекций. Будем же горячо молиться, т.е., иными словами, откроем Христу свободный доступ в нас».
Не менее важной была и встреча с Роже Шютцем, будущим братом Роже из Тэзе, посетившим Гран-Шама в 1940 г. С тех пор он поддерживал постоянный контакт с сестрами и вдохновлялся их примером в своих поисках. Узы общения между ними укреплялись на протяжении многих лет и еще более усилились в 1953 г., когда община Гран-Шама приняла и Устав Тэзе, и Служебник Тэзе сразу же после его публикации. Брат Роже писал:
«Непрестанный поиск единства гармонизирует человеческое существо: он обеспечивает мысль поступками, а бытие – действием. Это равновесие достигается в той мере, в какой мы стараемся шаг за шагом претворять в жизнь лучшее в нас и скрытое в самой сути нашего существа – Самого Христа в нас»[2].
Очень скоро вместе с братьями из Тэзе и Малыми сестрами Иисуса сестры из Гран-Шама также встали на путь призвания жизни в простом молитвенном присутствии и дружбе в небольших общинах, селившихся преимущественно в бедных регионах, прежде всего, в Алжире, Израиле, Ливане и в рабочих районах разных стран Европы. Глубокие связи с местным населением и Церквами позволили им открыть для себя всё многообразие литургических обрядов вселенской Церкви и подготовиться ко встрече с другими религиями.
Экуменическое призвание Гран-Шама обязывает сестер трудиться ради примирения христиан и всей человеческой семьи при уважении ко всему творению. Они очень скоро обнаружили, что это призвание требует от них добиваться этого примирения, прежде всего, внутри себя и между собой. Сразу после Второй мировой войны к первым сестрам из Швейцарии и Франции присоединились немки и голландки, взволнованные последними событиями, а вскоре за ними последовали индонезийки, австрийки, конголезки, чешки, шведки и латышки, принадлежавшие к разным конфессиям. Сейчас община насчитывает около полусотни разновозрастных монахинь.
Как и все крещеные, сестры призваны стать теми, кем они уже являются в глубинах собственного бытия: общинными людьми. Но как же нам стать ими, если мы не научимся сначала принимать друг друга со всеми различиями между нами? Различия – это и дар Божий, и трудный вызов. При всём различии конфессий, языков, культур и поколений община должна своей жизнью олицетворять единство в многообразии на ее маленьком пути. Это многообразие подразумевает также разные обычаи молитвы, образы мышления, действия, отношений, а равно и разнообразие характеров.
Итак, разве можно служить примирению, если день за днем не жить прощением? Прежде всего, это требует работы над самим собой, а затем – над отношениями при уповании на милость Божью. Нужно начать с сердца человека, где коренятся все разделения и таятся глубочайшие раны, ожидающие излечения и исцеления миром Божьим. Так что единство между нами – это плод медленного и терпеливого преображения нашей жизни, которое с нашего согласия совершает Дух.
Литургическая молитва, на которую община собирается четыре раза в день – это стержень жизни Гран-Шама. Разные части литургии помогают сестрам усвоить жизнь Христа при помощи Святого Духа.
В тишине часовни сестер встречает помещенная в самом центре икона Святой Троицы. Она побуждает их погрузиться в общение любви между Отцом, Сыном и Святым Духом, чтобы позволить этой любви расти внутри них и через них течь к их гостям. Кроме того, молящиеся в этой часовне делятся друг с другом своими духовными дарами. Сестры часто говорят, что всегда получают больше, чем отдают!
Их гостеприимство дало возможность удивительных встреч с людьми, которые обратили внимание общины на ненасильственность Евангелия: например, Жан и Хильдегард Госс, Жозеф Пиронне и Симона Пако, которые стояли у истоков съездов «Вифезда», посвященных глубинной евангелизации. Одновременно весьма ощутимо росло внимание сестер к окружающей среде. Они разбили экологический сад, использовали экологически чистые продукты и тщательно следили за тем, как питаются, путешествуют, распоряжаются благами и исполняют принцип солидарности. Вот почему сестры стараются поддерживать связи и взаимообмен с другими общинами, группами, движениями и друзьями, особенно с сетями религиозных и монашеских объединений на местном, региональном, международном и экуменическом уровнях, стремясь внести свой вклад в экуменический и межрелигиозный диалог, а также борьбу за мир, справедливость и целостность творения.
Несмотря на новые призвания, за которые сестры благодарны, они, как и многие другие общины в Европе, также сталкиваются с ослаблением источника их жизненной силы – старением, которое побуждает их к креативности. Как и в самом начале, Гран-Шама сегодня также зависит от внешней помощи, без которой монахини не смогли бы принимать гостей. Им они предлагают разделить их жизнь в молитве и работе. Их двери открыты, в первую очередь, для молодежи, но к ним приходят и люди других возрастов, желающие придать смысл своей жизни, христиане разных конфессий, сестры и братья из других общин, иногда даже иудеи, мусульмане и последователи прочих религий, а также лица без определенной религиозной принадлежности. Таким образом, община становится домом молитвы для всех, местом радушия, диалога и встречи.
Бедность других монашеских общин подсказала новый путь служения, в рамках которого сестры координируют свои действия с другими монастырями, чтобы вместе решить, как отвечать на встающие перед ними вызовы. Это новая благодать – быть местом молитвы и знаком примирения. Так одна из сестер Гран-Шама шесть лет провела во Франции в экуменической общине, состоящей из представительниц разных общин. Вот уже несколько лет монахини ездят по трехмесячной визе в Израиль, чтобы просто провести это время в Святой Земле. Одна из сестер присоединилась к общине Малых сестер Иисуса, чтобы разделить их повседневную жизнь. Немногим позднее две другие сестры испытали на себе духовность общины Кармелиток св. Иосифа. На сегодня несколько монахинь неформально проживают в Тэзе. Весь этот новый опыт приносит новые дары всей общине. Работа Всемирного совета Церквей также занимает важное место в молитве Гран-Шама. Каждый понедельник по вечерам сестры произносят прошения Экуменического молитвенного цикла, предложенного ВСЦ. Им также выпала честь поучаствовать в нескольких заседаниях этой организации – в Ванкувере, Хараре и Порту-Алегри. Вот уже несколько лет сестры участвуют в жизни Экуменического института Боссэ – небольшой общины, где студенты могут провести в молитве и дружеском общении время подготовки к выпускным экзаменам.
Монашеская жизнь играет особую, хотя и незаметную роль в деле примирения Церквей. Она воспевает воскресшего Христа и всегда предлагаемый нам дар общения, которое Дух Святой пробуждает посредством множества людей и харизм. Монашество может стать закваской единства, потому что оно ведет нас в глубины тайны веры на путь постоянного обращения и преображения. И в некоторых случаях монашеская жизнь способна помочь человеку выйти за границы собственного «я». И без нашего ведома это может отразиться в другой части Тела Христова. Андре Луф выразил это в следующих словах:
«В разделенной Церкви монастырь инстинктивно становится «ничьей землей» Духа. Монастырь должен быть экуменической территорией в высшей степени. Он может предвосхищать общение, которое существует где-то лишь в надеждах. Где бы монастырь ни находился, он фундаментально не принадлежит ни православию, ни католичеству, пока они всё еще временно противостоят друг другу. Это уже знак неразделенной Церкви, к которой Дух могущественно ведет сегодня нас»[3].
Больше информации на сайте: www.grandchamp.org
[1] Данный текст перепечатывается исключительно по разрешению Общины Гран-Шама, подготовившей оригинальный текст Недели молитвы о единстве христиан.
[2] Брат Роже из Тэзе, «Les écrits fondateurs, Dieu nous veut heureux» (Тэзе, мастерские и типографии Тэзе, 2011 г.), с. 121.
[3] О. Андре Луф, чтение 16 декабря 1979 г. в соборе Парижской Богоматери на открытии Года св. Бенедикта.
[1] См. также презентацию упомянутой общины в конце этого буклета и www.grandchamp.org.
[2] Общины Гран-Шама и братьев Тэзе во Франции связывает друг с другом, прежде всего, история их происхождения, но также и тот факт, что сестры положили в основу своего устава книгу, указанную в сноске 3.
[3] Брат Роже из Тэзе, «Les écrits fondateurs, Dieu nous veut heureux» (Тэзе: «Les Ateliers et Presses de Taizé», 2011 г.), 95.
[4] Мы предлагаем вместе прочесть этот текст на экуменическом богослужении: см. с. 18.
Источник: http://www.christianunity.va/content/unitacristiani/it/settimana-di-preghiera-per-l-unita/settimana-di-preghiera-per-l-unita-dei-cristiani-2020.html
Перевод Кредо
.