Образ трех царей изначально имел сугубо религиозное значение и был тесно связан с Богоявлением, т.е. тем моментом, когда Бог явил Себя все людям всех народов земли.
Их визит к новорожденному Иисусу был предсказан в Ветхом Завете (книги Царств и Исаия), и хотя св. Матфей называет их «волхвами с востока», уже на заре христианской истории этих магов именовали тремя царями. Свидетельство этому мы находим, например, у Оригена – христианского богослова, жившего во II в. По всей видимости, это были вавилонские жрецы, поклонявшиеся Зороастру и занимавшиеся астрологией.
В V в. Лев Великий зафиксировал число царей. Три персонажа рождественской истории должны были представлять три человеческие расы: семитскую в лице молодого царя, хамитскую в лице чернокожего монарха и яфетическую в лице самого старшего правителя. А в XV в., с открытием новых земель, волхвы приобрели свои нынешние черты.
С течением истории менялись и их имена: Магалаф, Галгалаф и Серакин; Аппелликон, Америн и Дамаскон; Атор, Сатер и Параторас. Мельхиором, Каспаром и Валтасаром три царя впервые названы на пергаменте, датируемом VII в.
Останки венценосных волхвов, обнаруженные св. Еленой в Саве, после долгих и беспокойных странствий по всей Европе нашли, наконец, свой покой в Кельнском соборе.