Торжество Пятидесятницы имеет свою предъисторию в культе ветхого завета, которое представляло собою праздник жатвы и являлось как бы дополнением Пасхи. С этим праздником соединялось и воспоминание о даровании Синайского закона (10 заповедей), совершившемся через 50 дней после избавления израильского народа из египетского рабства.
Поэтому, новозаветное повествование о Сошествии Святого Духа в день Пятидесятницы из книги Деяний Святых Апостолов, наполнено образами, берущими своё начало в ВЗ.
Зарождающаяся Церковь является тем первым плодом, которое приносит Семя Слова Божьего, посеянное Иисусом в его земной проповеди Евангелия. А «шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра» и языки пламени, сопровождающие нисшествие Святого Духа, явно напоминают «громы и молнии» из книги Исхода при заключении Завета с Богом и получении Закона Моисеем.
В этой связи, яснее представляется христианский смысл торжества Сошествия Святого Духа. Церковь, созданная Иисусом на основании апостолов, начинает свою спасительную миссию в смелой проповеди и в духовном рождении новых чад Божиих. Понимание всего Писания и дивного спасительного дела Божьего является исполнением многих пророчеств Ветхого завета: «вложу закон мой во внутренность их»; «и будут все научены Богом»; «и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши».
Действительно, в день Пятидесятницы спасительный замысел Божий находит своё завершение и Церковь, наполненная Новым вином Духа Святого, продолжает Его дело с радостью и в Силе Духа Святого. Этот Дух Святой приводит в движение всё, что было пока безжизненным в сердцах апостолов, он даёт способность разумения всех тайн Божиих, и животворит всякого, кто готов принять Его. Без этого живительного Дара невозможно ни принять Слово Божие, ни ощутить любовь Божию к нам, ни обратиться к Богу в молитве как к нашему Отцу. Без Него же, не может совершиться никакое таинство, дарующее нам Благодать!
Святой Дух, Дух Истины, Ходатай наш перед Богом – это сам Господь, дающий нам новое дыхание жизни. Это Он, который зовет нас тихим голосом вдохновения к более глубокому познанию воли Божией, к безбоязненному радостному свидетельству о Христе и силу к неподдельной любви к ближнему.
О. Виктор Мессмер
.