Из-за Лютера многие перестали молиться об усопших, так как он отрицал догмат о Чистилище и считал бесполезной молитву о них.
По случаю недавнего празднования 500-летней годовщины протестантской Реформации сестра Тереза Алетея Нобль из конгрегации Дочерей св. Павла, автора книги «Заблудший, которого ты любишь: позови любимых обратно в Церковь», написала статью для католической платформы «Aleteia», в которой заявила, что благословенные души Чистилища вряд ли отмечают этот юбилей. Хотя она и признаёт, что гораздо больше того, что объединяет христиан, чем того, что их разделяет, и что верующие должны смотреть друг на друга глазами Бога, всё же остаются еще важные вопросы, по которым имеются разногласия, и один из таких вопросов – догмат о существовании Чистилища.
«Множество душ в Чистилище нуждаются в наших молитвах. И одним из самых печальных последствий Реформации стало отрицание значения ходатайственной молитвы об усопших», – сетует сестра, напоминая, что Мартин Лютер первоначально признавал догмат о Чистилище, но, в конце концов, отверг его в 1519 г. и отсоветовал людям служить св. Мессы за упокой усопших. Традиция молитвы об умерших, возникшая еще в среде еврейского народа, о чём свидетельствует 2-я книга Маккавейская, практиковавшаяся первыми христианами и рекомендовалась Отцами Церкви, стала предметом спора.
В наши дни Церковь продолжает хранить учение о Чистилище, протестантизм же отвергает его. «А тем временем множество душ в Чистилище нуждаются в наших молитвах, – сожалеет монахиня. – Для католиков же это дело милосердия, и они призваны горячо молиться о душах умерших, особенно о тех, о ком некому молиться».
К рекомендуемым Церковью для этой цели практикам принадлежит служение Св. Мессы за усопших, особенно на третий, седьмой и тринадцатый день после смерти, а также в годовщины согласно «Руководству по народному благочестию и литургии». Также часто прибегают к новенам за благословенные души, составленным св. Альфонсом Марией де Лигуори, посещению кладбищ для специальной молитвы, полным индульгенциям для усопших верных, которые позволяют ему выйти из Чистилища.