Мария – орудие Святого Духа
Часть проповеди о. Адольфа Кайпра (SI) от 28 мая 1947 г.
Лишь в то самое мгновение, когда Христос явился среди нас, мир и человечество обрели свой подлинный смысл. Но Он пришел к нам не с фанфарами и помпой, а начал свое существование среди нас, как и любое другое человеческое существо, в материнском лоне – в лоне Приснодевы Марии. Это девственное зачатие – подлинное чудо, но чудо, которое совсем незримо было для глаз мира сего, а ведомо только Богу и только Той, Кого это касалось.
И Дева Мария становится орудием Духа Святого, свободно, охотно и с любовью способствуя пришествию Христову в мир и полностью этому отдаваясь. «Се, раба Господня; да будет Мне по слову твоему!» Сколько раз мы уже слышали либо сами произносили эти слова и настолько уже привыкли к ним, что, наверное, даже не понимаем, почему они, на самом деле, так святы и прекрасны: потому что в них заключено полное самопожертвование своего рода всесожжение: я от Тебя, я верю, что Ты заслуживаешь абсолютного послушания, а потому вот я, здесь, и да будет мне по слову Твоему. Располагай мною, как пожелаешь, для чего пожелаешь, когда пожелаешь, как долго пожелаешь, всё, что у меня есть и что могу, всё, что у меня есть от Тебя, всё должно служить Твоим замыслам и планам.
Внешне материнство Марии не дало Ей совершенно ничего, одни проблемы и страдания: проблемы с Иосифом, трудности поездки в Вифлеем, лишения бегства в Египет. И вся Ее дальнейшая жизнь – вечные проблемы и вечная бедность, но при этом непоколебимая вера: Господь знает обо Мне, Он бдит надо Мною, Он так хочет, и этого достаточно.
Дева Мария стала орудием Святого Духа, дабы Христос мог просто родиться, как все обычные люди, чтобы стать одним из нас. Она стала орудием Святого Духа в том смысле, что всё, что у Христа было общего с нами, Он получил от Нее, получил из Нее. Всё, что сотворил Господь Бог, должно неким образом сходиться во Христе, в каждой вещи должно быть некое Его подобие, если Она угодна Богу, если Она вообще имеет какую-то ценность. И для того, чтобы запечатлеть подобие Христа на всей жизни человека, Святому Духу нужно много орудий, и Он всех нас призывает стать ими. Иногда это будут не такие приятные задачи, как Богоматеринство. Ведь, наверняка, так было прекрасно и приятно заботиться о Младенце Иисусе, быть матерью Младенца Иисуса. Есть гораздо более неприятные занятия и обязанности в жизни. Однако быть христианином значит верить в то, что Христос таинственно живет в нас и во всех прочих людях. «Так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне». Это не просто красивое изречение или риторический, гомилетический оборот речи. И для этих, как и всех прочих слов Иисуса, верно сказанное им: «Небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут». Всё творение – это таинственное тело Христово, над созиданием которого трудится Святой Дух, для чего и нуждается в нас как в орудиях. Поэтому всякий раз, совершенствуя себя и делая что-то для любого из своих братьев, я служу орудием Духа для созидания тела Христова.
Святой Дух совершает в нас и через нас всё доброе, где бы и как бы это ни происходило. Он не только протагонист девственного зачатия Иисуса в лоне Марии, не только творец великих чудес нашего духовного возрождения. Он же действует, например, когда маленький мальчик из подлинной любви отказывается от конфетки, чтобы отдать ее тому, кто еще беднее, чем он сам. Он действует и в маленькой девочке, у которой болит зуб, но она не плачет, не жалуется и смело идет к врачу, чтобы тот поставил ей пломбу. Он действует во всех по-настоящему добрых поступках.
Если мы хоть немного понимаем, что в этом есть что-то великое и прекрасное, то мы немного понимаем и христианство. Немного понимаем Духа. Дух внутри. Чем более мы наполняемся Духом, тем дальше держимся от фанфар и шума, тем проще действуем всегда и везде. Давайте попробуем и тогда поймем, что только в этом жизнь и подлинное счастье.
Чтобы стать таким бескорыстным орудием Духа, необходим великий героизм. Для этого нужно победить свой эгоизм, который постоянно заявляет о своих мнимых правах. Нам очень нелегко пойти на такое бескорыстное самопосвящение, и всё же только в нём истина, удовлетворение и счастье.
Мы же видим свое счастье только в том, чтобы о нас говорили, чтобы мы блистали какой-то своей оригинальностью, и снова и снова гонимся за этим, даже когда тысячи раз убеждаемся в том, что это сверкание мыльных пузырей, которые так легко лопаются, и не остается вообще ничего.
Приснодева Мария, пресвятое орудие Святого Духа, все мы называем Тебя нашей Матерью. Испроси для нас у этого могучего Духа Божия познания того, как великолепно и почетно быть Его орудием, дабы мы позволили Ему полностью проникнуть и наполнить нас, чтобы Он говорил и действовал в нас, так как тогда мы будем счастливы и спасены, тогда мы действительно станем Твоими детьми.
Источник: Адольф Кайпр, «Ministerium verbi (проповеди о Св. Мессе, смерти и различных аспектах веры)», публикацию подготовил Войтех Новотны, Карлов университет, издательство «Karolinum», 2017 г., с. 404-406).
Алессандро де Франчискис – врач, служащий при французской мариинской святыне. А с 2009 года является президентом Управления медицинского освидетельствования Лурда.
Как мы знаем, Дева Мария, Матерь Божья, явилась трём пастушкам в Фатиме (1917 г.), в Португалии, и оставила им несколько посланий, которые можно обобщить в трёх словах: молитва, жертва и восстановление.