«Йога – это пантеистическая и нигилистическая практика» – предупреждает священник Хавьер Лусон (Javier Luzón). Фото: «UN News».
Йога – это не просто набор физических упражнений: она включает в себя философию и указывает на определенную религию – ни в том ни в другом нет ничего хорошего.
Многие люди убеждены, что йога – это система чисто физических поз. Но это нечто гораздо большее. С помощью авторов конференции «Христианство и нью-эйдж: рейки и йога. Опасности, которые подстерегают нашу веру» Хавьера Лусона Пеньи (бакалавра гуманитарных наук, доктора богословия и профессора богословской антропологии, который был экзорцистом в Мадриде), Хуана Санчеса (занимавшегося в прошлом рейки) и Розы-Марии Рамирес (занимавшейся раннее йогой), в следующем диалоге мы покажем вам дискуссию двух католиков о йоге, занимающих противоположную позицию.
Один из них не знает, что йога тесно связана с индуизмом, и что занимаясь ей, его духовное состояние подвергается опасности; другой же попытается объяснить ему, что в действительности все позы йоги и ее дыхательные упражнения – это шагами к пантеистическому и нигилистическому единству с Брахманом, безличным индуистским «божеством».
– Я начал заниматься йогой и стал чувствовать себя гораздо лучше.
– В самом деле? Я рад, что Вам гораздо лучше. Признаться, я и сам хотел заняться йогой по той же причине, пока не решил проконсультироваться с отцом Хавьером Лусоном Пеньей, экспертом в этой области. Он предупредил меня, что любой вид йоги (раджа-йога, карма-йога, джняна-йога, хатха-йога, лайя или кундалини-йога, бхакти-йога и мантра-йога) один другого опасней.
– Опасней? Какая опасность может быть от практики, которая помогает самочувствию стольких людей? Это же как гимнастика!
– Дело в том, что йогу никогда нельзя сводить к дисциплине физической культуры, поскольку она происходит из индуизма и старается помочь человеку достичь связи со своим «божественным я», т.е. нирваны. Она делает это через положение рук (мудры), тела (асаны), звуки (мантры) и дыхание (пранаяма). Поэтому ее нельзя рассматривать лишь как физические упражнения, даже если в этом состоит намерение практикующего. Обратите внимание, что слово «йога» происходит от санскритского корня «йудж», который означает «единение», поскольку йога стремится соединить «временное Я» или «джива» с «бесконечным Я» или «Брахманом», являющимся индуистским понятием «божества». Это «божество» не имеет ничего общего с нашим личностным Богом. Для индуистов, оно означает безличную духовную субстанцию, единую с природой и космосом; поэтому «Брахман» пантеистичен. Мы же, напротив, знаем, что мы творения Божьи, Его дети, но не одно целое с Ним.
– Хорошо, но меня не интересует эта духовность; я католик, и просто хочу воспользоваться той физической пользой, которую ощущаю на своих занятиях йогой.
– Я понимаю, что Вы практикуете йогу по физическим причинам, не ища в ней духовности, но, как я уже сказал, йога не может быть отделена от ее индуистских корней, так же, как мы не можем отделить христианство от Иисуса Христа. Йога была задумана, чтобы поклоняться индуистским «богам», и каждая ее поза предназначена для поклонения одному из них.
Вот почему, хотя практикующие и начинают с физических поз, которые выглядят как гимнастика, они постепенно замечают, что асаны действуют гораздо глубже на их сущность. Если Вы стремитесь поправить свое здоровье, то можете прибегнуть к упражнениям, которые не мешают вашей вере: растяжка, ходьба, бег, гимнастика…
– Вы действительно думаете, что это может нанести мне духовный вред, хотя я сосредоточен только на физических упражнениях?
– Да. Более того, принимаясь за йогу, думая, что у нее мало или никакой связи со своими духовными корнями, Вы можете подвергнуть свое духовное состояние еще большей опасности. Однажды я слышал свидетельство бельгийского священника Жозефа-Мари Верлинда, который несколько лет занимался йогой и трансцендентальной медитацией и был правой рукой Махариши Махеш Йоги, гуру группы «Битлз». Отец Жозеф-Мари рассказывает, что вскоре после поездки в Германию, он рассказал своему гуру, что европейцы занимаются йогой, чтобы расслабиться. Гуру «засмеялся, подумал немного и сказал: „Это, однако, не помешает йоге достичь своего эффекта”».
– Серьезно? Но ведь она заставляет меня чувствовать себя так хорошо, что я не хотел бы ее бросать.
– Я понимаю Вас, но Вы ступаете на зыбкую почву, ведь восемь ступеней, которыми Вы руководствуетесь в занятиях йогой, от невежества к просветлению, подобны лестнице: у каждого из них своя духовная цель; вместе же они образуют единство. И даже если Вы начнете с одной из них, понемногу, не осознавая этого, Вы перейдете к остальным.
– Если бы это было так, я не думаю, что столь много католиков практиковало бы йогу. Ведь я даже знаю священников и монахинь, которые ее предлагают! А на мои занятия йогой ходят люди, которых я вижу в приходе.
– Я лишь рекомендую Вам послушать полностью свидетельство отца Верлинда на YouTube.
Он уверяет, что не может быть «христианской йоги». Заблуждение многих католиков объясняется тем, что иногда их инструкторы йоги не знают о ее значении, или думают, что она для расслабления или концентрации; что это форма зарядки; и так продают ее своим ученикам. Или даже скрывают это намеренно. А их ученики не знают, что эти практики являются частью противоположной христианству теософии. Я думаю, что если бы мы знали сокровища нашей веры, мы не искали бы благополучия в этой среде.
– Это правда, что вокруг йоги создается определенная среда. В этом я с Вами согласен…
– Конечно, и это заметно с того самого момента, когда Вы приходите в центры йоги: они украшены статуями Будды, изображениями йога с семью чакрами или божеств индуизма. Эти изображения не являются случайными. Образ Будды, например, является символом образа жизни, диаметрально противоположного христианству. А слово приветствия и прощания в йоге, санскритское слово «намасте», имеет духовный смысл. Оно означает: «Божественное во мне приветствует и соединяется с божественным в тебе». Подумайте об одном: если в Вашем центре йоги вы видите эти образы, и слышите эти выражения, то это место не для католика, такого как Вы.
Йог с семью чакрами повсеместно присутствует в центрах йоги, в той или иной форме
– У меня есть друзья, которые действительно ищут ту духовность, которую предлагает йога, но они уверяют меня, что мы можем адаптировать йогу, чтобы молиться нашему Богу.
– Отец Лусон объясняет, что никакая практика, противостоящая человеческой природе, не может приблизить нас к Богу.
Хавьер Лусон Пенья, священник Мадридской Епархии.
– Такие практики нигилистичны, то есть, они стремятся к растворению себя в неком «Ничто», так чтобы человек остался духовно беззащитным, хотя он этого и не осознает. И это нечто дьявольское, поскольку лишь демоны заинтересованы в нашем разрушении.
– Дьявольское? Если это так, то почему же Церковь не предупреждает об этом?
– «Нью-Эйдж»? Я думаю, Вы слишком преувеличиваете…
– Хорошо, я расскажу Вам то, что знаю. Тот самый отец Лусон рассказал мне, что в годы, когда он был экзорцистом в Мадриде, то составлял историю болезни человеку, который просил о помощи, поскольку страдал от унижений, притеснений, навязчивых идей и одержимости дьяволом. Когда тот рассказал отцу Лусону, что занимался йогой, он легко догадался, что этот человек стал чувствовать себя плохо именно с тех пор, как начались эти занятия.
– Объясните мне вот что: отец Лусон заверил Вас, что существует связь между йогой и демонами?
– Верно. Он рассказал, что более чем из десяти тысяч случаев людей, терзаемых нечистыми духами, с которыми он работал, «очень высок процент тех, кто занимался практиками „Нью-Эйдж”, такими как йога, рейки или тайцзицюань (тайчи)».
– Это настолько масштабная опасность?
– Да, очень опасно обращаться к телесным позам, которые сами по себе, хотя практикующий этого и не знает, являются воззваниями к индуистским (или иным языческим – прим. пер.) «божествам»; их безвредность лишь мнима.
– Вы заставили меня задуматься. Я исследую это глубже. То, что меня всегда шокировало, так это видеть инструкторов йоги, практикующих рейки на своих учениках, и возлагающих на них руки…
– Возложение рук еще более опасно, поскольку является знаком действия внутренней силы возлагающего над тем, кто ее получает. В Ветхом Завете только священники и пророки возлагали руки; а в Новом Завете – Иисус Христос и Апостолы. Возложения рук, призывающие «энергии», в действительности призывают нечистых духов, которые могут войти в человека. Это очень отличается от возложения рук, которое делает служитель Иисуса Христа, который благодаря силе, полученной в Таинстве Священства, передает Святого Духа. Но о рейки мы поговорим в другой день…
– Итак, Вы говорите мне, что я должен перестать заниматься йогой?
– Вы сами решаете. Я только говорю Вам, что эти практики «Нью-Эйдж» крайне опасны, поскольку через них в человека могут проникать злые духи, что иногда случается с теми, кто открывает свои чакры: в них вторгается дух змия.
Три причины не заниматься йогой
Так обобщает их отец Хавьер Лусон Пенья:
«Йога – это пантеистическая и нигилистическая практика, поскольку ее цель соединить «временное Я» с «вечным Я» или «Брахманом», индуистским понятием о «божестве». Это «божество» – безличная, духовная субстанция, единая с природой и космосом, в которой личность должна раствориться, чтобы достичь нирваны или исчезновения страдания, посредством просветления или открытия «третьего глаза». Так, человек приобретает, якобы «божественные силы», хотя на самом деле часто оказывается одержимым.
– Йога, как и даосизм и другие подобные языческие матрицы, имеет аморальный подтекст, поскольку постулирует, что добро и зло эквивалентны, и в итоге сливаются.
– Йога несет риск доведения до безумия практикующего, потому что постулирует, что освобождение духа достигается медитативными техниками, которые в действительности доходят до того, что изменяют сознание человека, сводя его с ума и подвергая вторжению нечистых духов.
Восемь ступеней йоги стремятся довести практикующего от невежества к просветлению следующим образом: 1. Самоконтроль (яма). 2. Религиозная практика (нияма). 3. Позы (асаны). 4. Дыхательные упражнения (пранаямы). 5. Контроль чувств (пратьяхара). 6. Концентрация (дхарана). 7. Глубокое созерцание (дхьяна). 8. Просветление (самадхи).
Позы и дыхательные упражнения, которые рассматриваются на Западе как безобидные практики, на самом деле это 3 и 4 шаг в направлении пантеистического и нигилистического единства с Брахманом.