ГЛАВНАЯ
СТАТЬИ
НОВОСТИ
ГАЗЕТА
ПРИХОДЫ
О НАС


Ложные виды поиска счастья, Фэн-шуй



Счастье – состояние человека, которое соответствует наибольшей внутренней удовлетворенности условиями своего бытия, полноте и осмысленности жизни, осуществлению своего человеческого назначения.
Феномен счастья изучается в основном философией, психологией, богословием и оккультизмом. Одним из оккультных вариантов поиска счастья является фэн-шуй. Одновременно это и форма «магического мышления».




Фэн-шуй как форма оккультизма

Фэн-шуй или фэншуй (кит. трад. 風水, упр. 风水, пиньинь: fēngshuǐ – дословно «ветер и вода») – даосская практика символического освоения (организации) пространства, восточноазиатский вариант геомантии, которая является очень распространенной формой оккультизма на Западе, а также в России и Казахстане.

Геомантия (др.-греч. γεωμαντεία от γῆ – земля и μαντεία – прорицание) – гадание с помощью земли; популярный в арабских странах метод гадания, основанный на толковании отметок на земле или рисунков, которые образуются в результате подбрасывания горсти земли, камешков или песчинок. Восточноазиатский вариант геомантии называется фэн-шуй.
С помощью фэн-шуй якобы можно выбрать «наилучшее» место для строительства дома или захоронения или «верную» разбивку участка. Считается, что специалист фэн-шуй может прогнозировать события.






Невозможный и иллюзорный поиск счастья

Цель фэн-шуй – поиск благоприятных потоков энергии ци и их использование на благо человека. Это своеобразный технический поиск счастья. Здесь речь идет об искусстве прочтения данных территории, чтобы строение для живых или умерших разместить там, где создается благоприятное энергетическое равновесие, и энергия ци свободно циркулирует. Творя человеческое счастье, в фэн-шуй рекомендуется не создавать мест застоя энергии ци, таких как: нефункциональные углы, длинные проходы, неэстетичная мебель.
Появляется культ своеобразного «энергетизма». Энергетическая гармония (идеология) заменяет религию, мораль и этику. Доминирует своеобразная эстетика. В этой идеологии земная энергия изменяется, как изменяется сама Земля. Она может создавать гармоничные или негармоничные структуры во времени и пространстве. Как это получается – неизвестно. Так как энергия нематериальна, то не впустить «вредоносное ци» (несчастье) в дом невозможно. Но можно располагая определенным образом двери, мебель и необходимые предметы менять места активной жизнедеятельности так, чтобы они не попадали в негармоничный поток.
Как мы видим, счастье и несчастье понимаются в фэн-шуй очень поверхностно. Изменить земное несчастье – этот временный энергетический дисбаланс (!) – можно только положительной энергетикой. В противном случае человек начинает искать благотворную энергетику в других местах – в духовных (например, в молитве) или физических (акупрессура и акупунктура) практиках. Наконец, используя энергию людей, имеющих ее в достаточном количестве. Так появляются амулеты или талисманы – как попытка персонифицировать энергию в виде предмета.
В этом проявляется типичная идеология оккультного и псевдонаучного энергетизма, которую мы встречаем повсюду.




Талисманы китайской
культуры

Классический фэн-шуй не имеет никакого отношения к статуэткам, амулетам, талисманам и прочему. Эти атрибуты китайской культуры и фольклора по ошибке относят к фэн-шуй. Но логика магического мышления остается той же самой!
Кроме того, фэн-шуй использует так называемые зоны «любви», «богатства», «семьи», «здоровья». Энергетика каждого дома рассчитывается индивидуально, используя соотношение времени и пространства. Не бывает двух одинаковых домов, как и двух одинаковых людей, потому что каждая точка пространства планеты Земля имеет свою уникальную характеристику, и каждый человек тоже.
Талисманы китайской культуры, ошибочно приписываемые фэн-шуй – это Лазурный дракон (Цин Лун), Лун Гуй – драконочерепаха и – популярная в России и Казахстане – трёхлапая жаба, как талисман богатства.
Трёхлапая жаба (кит. упр. 招財蟾蜍,пиньинь: zhāocái chánchú, палл.: чжаоцай чаньчу), реже Чань Чу – в китайской культуре символ богатства. Некогда была злобным и мстительным существом настолько, что люди обратились к Будде. Но была наказана и утратила одну из своих лап. В качестве расплаты за свои грехи она должна выплевывать золотые монеты, поэтому и изображается сидящей на горке золотых монет и держащей одну монету во рту, часто с красными глазами и ноздрями.
Трёхлапую жабу используют в качестве «магнита» для денег. Лучше всего ее располагать около двери так, словно она впрыгивает в дом. Если имеется несколько фигурок, их ставят в разные комнаты. Жабу нельзя ставить высоко от пола, так как по преданию она боится высоты. Китайцы очень любят этот талисман и используют его дома и в бизнесе. Трёхлапую жабу надо каждый день гладить, чтобы монетка выпадала изо рта (!!!).
Необходимо предостеречь людей в том, что такие деньги не приходят от Бога. А это само по себе уже является духовной опасностью. Это предрассудок и одновременно – грех идолатрии.




Церковь запрещает
использование талисманов

Мы говорили уже о талисманах, как о грехе идолатрии (Кредо №2 (234) 2015). Стоит вспомнить и прочитать эту статью заново.
Христианская Церковь крайне отрицательно относится к талисманам, причисляя их к атрибутам магии, считая их «узами души» человека. Это отношение было изложено в Библии и еще в раннем Христианстве. В IV веке Лаодикийский собор, правила которого стали канонами Церкви, принял 36-ой канон, строго запрещающий талисманы. Этот канон гласит:
«Не подобает освященным или причетникам, быти волшебниками, или обаятелями, или числогадателями, или астрологами, или делати так именуемыя предохранилища, которыя суть узы душ их. Носящих же оныя повелели мы извергати из церкви».
Предохранилища (ст.-слав.
   ; др.-греч. φυλακτήρια от др.-греч. φῠλακτήριος – несущий охрану; лат. phylacteria) – это талисманы.
Магическое действие часто связано с действием духов, что мы находим и в фэн-шуй.




Фэн-шуй и спиритизм

Практика фэн-шуй также связана со спиритизмом (верой в духов), что часто скрывается или недооценивается.
Для убежденности в защите от неудачи или зла часто используются соответствующие ритуалы, медитации (происходящие из Индии, Китая, Тибета), которые должны сохранить людей от «гневных богов» или расставить «ловушки на демонов». Для этого могут служить, например, распространенные в продаже специальные звоночки, подвешивающиеся над входной дверью и якобы отпугивающие злых духов.
Мастер Ян И (кит. 杨益) сформулировал некоторые теории, впоследствии ставшие основой фэн-шуй. Иносказательно его методика называется «Поиск дракона там, где его труднее всего найти». Ян И говорил, что для хорошего ведения домашнего хозяйства важно «дыхание дракона», описывал местности, которые якобы поднимались благодаря этому дыханию. Первая его книга вышла под названием «Хань лун цзин» (кит. 撼龙经) «Искусство пробудить дракона», вторая книга «Цин нан ао юй» (кит. 青囊奥语), третья «И лун цзин» (кит. 疑龙经) «Правила недоумения дракона». Все они предлагают рекомендации по «поискам дракона».
Какого дракона мы ищем?
Практическая база фэн-шуй построена на созерцании и медитации, использующихся для обретения состояния бесстрастия и покоя, а также бессмертия. Шаманство является прародителем даосизма. А потому мастера фэн-шуй, практикующие шаманизм или общение с духами – это не аномалия, а норма.
В фэн-шуй язык «спиритизма» приобретает форму «энергетизма». В связи с этим возникает необходимость так называемого «очищения» территории от «негативной энергии» и «информационных матриц», заключающегося в том, чтобы избегать мнимо энергетически вредных заостренных форм, а также предметов в форме креста (то есть как раз того, что соответствует традиции христианских, особенно католических форм, форм церкви или места культа). Подобные высказывания выглядят подозрительно.
В этой идеологии, даже если человек живет в грехе и служит сатане, он слишком легко избегает несчастий и приобретает счастье, успех и благосостояние. Таким образом, здесь речь идет о типичном проявлении «магического мышления», где добро отождествляется с успехом, а зло – с поражением или неудачей. Как мы видим, в этой концепции не существует настоящего добра и зла. Нет в ней ни Бога, ни дьявола. А это ложь.




Духовная оценка фэн-шуй
с христианской точки зрения

В основе фэн-шуй лежит взятое из даосизма учение об энергии ци, пронизывающей всю Вселенную и дающей человеку «силу и душу». Материя и дух – это разные состояния ци, как пар и лед – разные состояния воды. Вещество есть «замороженный» дух, дух есть «оттаявшее вещество», т. е. в даосизме материя и дух единосущны – они существовали всегда и не знали Творца. Человек живет в ци. Ци окружает его со всех сторон. Даосы стремились слиться с ци и через это обрести бессмертие. Это ересь (ошибка идеологии) пантеизма, которую Церковь отвергла на I Ватиканском Соборе.
В даосизме нет Бога Личности. Для даоса Космос есть Бог, а Бог есть Космос. Идея творения мира из ничего, присущая христианству, также отвергается в даосизме. В даосизме нет идеи бессмертной души, которая присутствует в христианстве. Даос воспринимает мир как непрерывный процесс перетекания одних форм и модусов энергии ци в другие. Этот процесс вечен и безличен. В общем, даосизм и христианство настолько отличны, что лишь человек незнающий их может говорить о совместимости этих двух мировоззрений.
Фэн-шуй – учение языческое, заимствованное из китайского философского учения, последователи которого свято верят, что переставляя определенным образом предметы быта в своем доме, можно добиться не только положительных эмоций, но также счастья, здоровья и благосостояния. При подробном рассмотрении в фэн-шуй можно заметить определенные признаки магизма. Предмет важнее личности Бога и человека. – Это форма духовного рабства. Это можно назвать «узами души».
Перестановка предметов в доме носит тот же характер, что и магические заклинания и заговоры. В такой обстановке легко появляются злые духи, которые обманывают людей иллюзией счастья. В отличие от религии, которая предполагает существование Живого Бога как Личности, фэн-шуй наделяет божественными признаками предметы быта или сам дом.
Фэн-шуй – это однозначно магическое, и даже спиритическое учение, пытающееся изменить жизнь человека без какой-либо духовной работы, духовных усилий, духовных перемен со стороны последнего. Это антропологическая ересь!
Магия, спиритизм, гадание и другие формы оккультизма представляют собой грех идолатрии и не могут принести счастья. Такое счастье будет скорее иллюзорным и скрытой или явной формой несчастья, так как оно основано на иллюзии, и даже на грехе. Тем более это касается христиан, которые не имеют права возвращаться к язычеству, потому что принадлежат Христу, Который является Личностью.


o. Александр Посацки
доктор богословских наук
кандидат философских наук

Перевод: с. Марина Юрченко