ГЛАВНАЯ
СТАТЬИ
НОВОСТИ
ГАЗЕТА
ПРИХОДЫ
О НАС


Блаженный Алексий Зарицкий






Литургическая память 30 октября

 

 

 

 

Первая торжественная святая месса в честь Блаженного Алексия Зарицкого

№ 12 (77), 2001. с. 8-9.

 



        Блаженный Алексий,

        светом Твоей подлинной священнической жизни Ты украсил землю Казахстана,

        облагодетельствовав её Твоей жертвенностью, чистотой, смиренностью и кротостью.

        Будь для всех священников Казахстана и для семинаристов,

        будущих священников, примером  и небесным помощником!

        Блаженный Алексий,

        кровью Твоего свидетельства Ты окропил землю Казахстана,

        послужив этой земле Твоей верой и пылающей любовью.

        Будь для всех нас, верующих, духовным отцом и могучим заступником на небе,

        дабы все мы становились всё более и более истинными учениками Христа,

        свидетелями глубокой веры и любви!

 

30 октября 2001 г. в Кафедральном соборе св. Иосифа г. Караганды собрались верующие, дабы впервые на торжественной мессе в честь блаженного Алексия Зарицкого, священномученика Казахстана, молиться о его заступничестве. О. Атанасий Шнайдер, который ещё ребёнком знал отца Алексия, возглавлял святую мессу, на которой  присутствовали священники прихода, а также греко-католические священники: о. Василий и приехавший новый священник Иван Мыслюк.

 









Отец Алексий, первый блаженный Казахстана, является именно мучеником. Это имеет для нас глубокое значение. Мученик – это тот, который до того совершенно последовал за Христом, что дал свою жизнь, как сам Спаситель отдал Свою жизнь за наше спасение. “Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих” (Ин 15,13). Мученик – это самый совершенный ученик Христа, он стал подобным Христу даже до смерти. Мученик – это тот, в котором горел огонь любви Христа. Таким сильным был этот огонь любви, что он победил все угрозы гонителей. Этот огонь любви, который горел в душе нашего мученика, блаженного Алексия, преодолел темницы, изгнания, побои, труды, лишения и всяческие унижения (ср. 2 Кор 6,5-10). В мученике сияет в самом явном виде образ Христа. Перед Богом нет ничего большего, чем дать с любовью свою жизнь в жертву за Христа и за братьев. Жертва Христа и жертва мученика слились в одну жертву. Так и апостол Павел увещевал: “Живите в любви, как и Христос возлюбил нас и предал Себя за нас в приношение и жертву Богу, в благоухание приятное” (Еф 5,2). Кровь мучеников является источником для новой жизни Церкви. “Кровь мучеников – это семя для новой христианской жизни”, - говорил Тертуллиан, древний писатель Церкви.

Мученик показывает, что значит быть истинным учеником Христовым. Человек является тогда истинным христианином, когда он становится свидетелем веры. Быть учеником Христа значит быть свидетелем всей своей жизнью. Во все времена мир ненавидел Христа, потому что Христос не от сего мира. Бывали времена, в которые ненависть ко Христу и Его ученикам проявлялась сильнее, чем в другие времена. Во время коммунистического тоталитаризма было одно из самых жестоких гонений на Христа и Его Церковь. Но каждое время требует от христиан свидетельства за Христа и за веру. Ибо эти слова Господа остаются всегда актуальны: “Если мир вас ненавидит, знайте, что Меня прежде вас возненавидел. Если бы вы были от мира, то мир любил бы свое; а как вы не от мира, но Я избрал вас от мира, потому ненавидит вас мир. Помните слово, которое Я сказал вам: раб не больше господина своего. Если Меня гнали, будут гнать и вас” (Ин 15,18-20).

Отец Алексий Зарицкий родился 17октября 1912 г. в селе Бильче близ Львова. Его отец Василий был псаломщиком (дьяком) при приходской Церкви; мать его звали Марией. Кроме Алексия в семье было ещё пятеро детей. После окончания гимназии Алексий поступил во Львовскую Богословскую Академию, где он учился до 1934 года. Тут он решил принять целибат, хотя он имел право жениться, как греко-католический священник.

В 1936 году Митрополит Андрей Шептицкий уделил ему таинство священства. Отец Зарицкий работал настоятелем в разных сёлах Львовской области. Он оставил необычайно хорошие воспоминания в сердцах своих прихожан. Так, например, с его прибытием изменилась вся жизнь в селе Струтин. И молодые, и старые исповедовались каждый месяц и принимали практически ежедневно св. Причастие. Особое внимание о. Алексий уделял воспитанию молодежи и детей. Он организовал для самых маленьких прихожан детский сад. Тут дети учили стихи, песни, углубляли свои познания в религии. Благодаря заботе о. Алексия дети из бедных семей получили возможность образования. Люди любили и уважали о. Алексия Зарицкого за его смирение, искреннюю набожность, скромность, кроткий характер и за его целомудрие.

В 1946 году на Украине настал великий голод. Отец Алексий относился с большой заботой и милосердием ко всем, кто приходил к нему, и если не мог помочь, то хотя бы принимал их с добротой. Видя нищету людей, он сразу давал милостыню. Чтобы получить помощь, люди шли чаще всего к священнику. Хотя хозяйка и говорила, что нечего было дать, о. Алексий велел: “Дайте, дайте, что есть”.

Один раз он пришел в церковь и сказал, что ему дали срок на подпись соответствующих документов, чтобы перейти в православие. Отец Алексий сообщил людям, что подписывать не будет, ибо отрекаться от Папы Римского значило изменять Иисусу Христу.  Последнее наставление отца, сильно запечатлевшееся в памяти прихожан, было: “Не изменяйте вере отцов ваших”.

В 1947 году отца Алексия арестовали. Шесть месяцев его держали в тюрьме, близ Львова. Тут о. Алексий продолжил свое душепастырское служение: ежедневно утром, в обед и вечером молился с другими заключенными, рассказывал им об истории Церкви, поддерживал дух всех заключенных, так как они думали, что настает их последний час.

Вначале он был в лагерях Иркутской области, где работал в тайге. Потом его перевели в особый лагерь для политических заключенных в Мордовии. Из-за уважения к его священническому сану другие заключенные предлагали ему более легкие работы, однако о. Алексий желал быть, как все. Большую часть заключения отец провел в лагерях Кемеровской, Омской и Карагандинской областей. Несмотря на чрезвычайно трудные обстоятельства заключения он не пренебрегал ни одной из своих священнических обязанностей: он тайно исповедовал людей, служил Литургию и уделял таинства.

В 1956 году о. Алексия освободили. Он остался в Караганде и организовал церковную жизнь, особенно заботясь о молодежи. Отец Алексий служил Литургию также и латинского обряда (для немцев и поляков). Часто случалось так, что отец Зарицкий целый день не ел, не отдыхал, а только служил духовно людям: исповедовал, крестил, венчал. Его характерной чертой была любовь доброго пастыря к ближним и понимание их проблем и слабостей.

В 1957 году начался последний период его миссионерской деятельности на территориях Самары, Урала, Оренбурга и Казахстана. Несколько раз о. Алексий менял место проживания. Однажды после возвращения домой из короткого миссионерского путешествия, он узнал, что милиция его выписала. Отец Алексий не обратился по этому поводу к властям, а стал добровольным “скитальцем Христовым”. Нигде не прописанный, имея при себе лишь паспорт и одежду на теле, он продолжал миссионерскую деятельность, несмотря на то, что знал, что это закончится не иначе как заключением и смертью.

Отец Алексий встречался несколько раз с Митрополитом Иосифом Слипым во время его заключения в Красноярской области. Митрополит хорошо знал о. Алексия и его миссионерскую ревность, и особенно его непоколебимую верность Святому Престолу. По этой причине Митрополит Слипый назначил о. Алексия Зарицкого Апостольским Визитатором Казахстана, определив город Караганду в качестве его резиденции. Об этом Митрополит Слипый проинформировал Папу Римского. Хотя о. Алексию предлагали возможность вести душепастырскую деятельность на Украине, он предпочел служить своей карагандинской пастве.

В апреле 1962 г. здоровье о. Зарицкого значительно ухудшилось, появились признаки болезни желудка. Но он не обращал внимания на самого себя и продолжал свою душепастырскую деятельность. В мае того же года его арестовали в Караганде близ 17-ой шахты, где была украинская церковь, которой он руководил. Его осудили за „волокитство“ - а на самом деле -  за активную душепастырскую деятельность и отправили в лагерь Долинка Карагандинской области. Выжить в условиях этого лагеря было практически невозможно. Ежедневно в лагере умирало около 30-40 человек, зимой их не закапывали, а просто кидали во рвы, куда ночью сбегались волки в поисках пищи.

Свою миссию на земле “Апостол Сибири и Казахстана” завершил 30 октября 1963 г. в больнице лагеря Долинка Карагандинской области. Его похоронили на лагерном кладбище в Долинке. Позже его останки перенесли на Карагандинское городское кладбище. В 1990 г. бывшие прихожане о. Алексия перевезли его мощи на кладбище села Рясна Руська близ Львова, где воздвигли ему красивый памятник. Как уже во время жизни люди почитали его за святого, так и после смерти почитают его таковым. Верующие на Украине, в Казахстане, в Германии и в других местах просят его о заступничестве в своих молитвах. 27 июня 2001 года о. Алексий Зарицкий был причислен во Львове к лику блаженных Папой Иоанном Павлом II.

В своих письмах блаженный Алексий оставил нам простое и в то же время глубокое духовное наставление. Он говорил о силе и красоте веры, о нашем общении со страданиями Христа, о красоте семьи, если в ней царствуют вера и любовь, и об истинной жизни с Богом как о самом большом богатстве и счастье человека. Послушаем его наставления, так он писал своему родному отцу: “Как я хотел бы быть рядом с Вами, чтобы помочь Вам и утешить Вас в Вашей болезни! Я очень переживаю обо всем этом и несу с Вами тот крест, который на Вас возложило Божие Провидение. Нужно посвящать все обстоятельства каждого дня и любой минуты страдающему Иисусу, Который нес Свой Крест на Голгофу, чтобы научить нас, как нужно терпеть ради жизни вечной. Вечная жизнь достойна того, чтобы ради неё пожертвовать всем. Помните всегда те слова, которые я Вам читал: “Если бы человек имел возможность лицезреть Бога лишь одно мгновение, то душа его преисполнилась бы такой радостью, что была бы готова принять величайшие страдания мира ради того, чтобы созерцать Его хотя бы одну минуту, даже если бы она знала, что не будет больше такой возможности”. Молитесь много. Молитва – это могущественная сила”.

В письме к своему женатому брату блаженный Алексий писал: “Нет лучшей жизни, чем в хорошей семье, где царит взаимопонимание, сострадание и взаимопомощь. Нет большей дружбы, чем дружба между хорошим мужем и женою. Лишь те находят счастье в супружестве, кто понимает эту жизнь в свете Евангелия. Жизнь – это обязанность! Жить – значит прославлять в молитвах Творца. Жить – значит творить добро для другого, быть смиренным, терпеливым, прощать, обуздывать каждое слово и каждую мысль, чтобы они способствовали благу. Именно семья является местом, где можно достичь этих добродетелей, украсить ими свою душу и найти счастье уже в этом мире. Супружеская жизнь – это жизнь беспрерывных уступок, жертв и помощи одного другому ради Бога и добра. Пусть у вас все будет именно так! Ищите Бога, и жива будет душа ваша, - учит Иисус-Спаситель. Поступайте также и вы. Молитесь много, вместе, вслух. Исповедуйтесь несколько раз в год, цените Службу Божию и будете иметь Бога в душе. Ибо тот, кто имеет Бога в душе, имеет все, а кто не имеет Бога в душе, хотя бы целый мир возымел, ничего не имеет. Это – могущественная мысль, которая до сих пор служила мне светом. И я счастлив, что ценю её как высочайшую мысль жизни”.

Счастливы мы, ибо являемся наследниками славного сонма мучеников Казахстана, “которые омыли одежды свои и убелили их Кровию Агнца” (Откр 7,14). Как первенца сонма мучеников Казахстана Церковь представляет нам сегодня яркий свет святой жизни и смерти смиренного отца Алексия, ибо Бог “вознёс смиренных” (Лк 1,52).

Блаженный отче Алексий, моли Бога за нас!

О. Атанасиус Шнайдер

 

 

 

 

 


 

О. Алексий Зарицкий, какой же он был?

Из воспоминаний с. Клары Риттер SJE г. Караганда

№ 10 (98), 2003. с. 11.

Блаженный Алексий Зарицкий (17. 10. 1912 - 30. 10. 1963), священник и мученик. Служил после освобождения из заключения верующим на Урале, Сибире и Ср. Азии. Умер в тюрьме Долинки возле г. Караганды.

Последний раз я видела о. Зарицкого в 1961 г., за год до его смерти. Мы встретились в доме Гертруды Детцель, там он служил св. Мессу. В службе мог участвовать только небольшой круг “своих” людей. Мы жили в доме напротив, кроме того, мы с Гертрудой много общались. На проповеди о. Александр рассказывал о небе, чистилище, аде. Хорошо помню, как он сказал, что каждый будет страдать за те грехи, которые делал на земле. После св. Мессы попросил проводить его к еп. Александру Хире. Я была самой молодой из присутствующих на св. Мессе, но несмотря на то, что провожать о. Зарицкого было опасно (его искало КГБ), я охотно согласилась. По дороге я спросила его: “Отец, а на небе хватит для всех места?” Он рассмеялся и ответил: “Моя дорогая, на небе для каждой души столько места, что на одного приходится больше, чем половина света”. Затем добавил, что чем больше добра человек сделал на земле, чем святее был, тем больше он получит на небе. Приближаясь к дому еп. Хиры, мы видели, что тот уже ждет на крылечке. Увидев нас, епископ помахал. Прощаясь, о. Зарицкий просил меня быть верной вере моих отцов, затем ушел. Больше я его не видела, только однажды узнала, что о. Александра опять арестовали и посадили в Долинку. О. Зарицкий в основном ходил пешком, например, из Караганды в Сарань (50 км, если идти из Майкудука), опасался ездить на автобусах, там  много людей, кто-то может быть предателем. В Челябинске у меня жила тетя, она тоже рассказывала мне об о. Зарицком. Говорила, что по городу были развешаны его фотографии, тому, кто сообщит о его местонахождении, обещалось хорошее денежное вознаграждение. Однажды о. Зарицкий находясь в Челябинске, пришел к одной верующей семье, там ему постирали вещи, и он хотел немного отдохнуть. Неожиданно эти люди узнали, что КГБ его разыскивает, сильно испугались и попросили о. Зарицкого уйти от них. Он надел свои полумокрые вещи и пошел, была уже поздняя осень. Бедный отец, всегда, когда я вспоминаю этот случай, мое сердце сжимается. Он не был нигде прописан, КГБ его выписало, и поэтому он был повсюду нелегальным скитальцем. Сам он  был очень нетребовательным и много постился. Когда люди, заказывая св. Мессу, давали ему пять рублей, он брал только рубль, хотя своих, заработанных денег, он не имел. Мы можем только брать пример с наших священников, они не жалели себя, отдавали целиком людям.

 

 

.