Чем серьезнее родители относятся к своей вере и чем усерднее живут ею, тем больше беспокоит их вопрос, как правильно передать ее детям. И их тревога только возрастает при виде роящихся вокруг не только искушений мира сего, существовавших во все времена, но и более могущественных сил (проникнутой политическим диктатом школы, СМИ, новых технологий), состоящих на службе у идеологий, которые стремятся совратить их души.
Социолог Кристиан Смит два десятка лет посвятил изучению вопросов духовности подростков и молодежи и ее передачи от родителей детям, причем не только в среде христиан. В соавторстве с Эми Адамчик он написал на эту тему книгу, озаглавленную: «Передача веры. Как родители прививают религию следующим поколениям», которая вскоре будет опубликована издательством Оксфордского университета.
И у Смита есть для обеспокоенных родителей одна хорошая новость, которую он сообщил в своей недавней статье в “First Things” : «Хорошая новость заключается в том, что среди всех возможных влияний влияние родителей на убеждения и религиозность детей самое и самое большое».
Но к этой хорошей новости, как всегда, прилагается плохая: «Почти вся человеческая ответственность за религиозную направленность детей лежит на их родителях».
Ссылаясь на «эмпирические доказательства» из своих многолетних исследований, Кристиан отмечает, что нет такого религиозного движения, молодежной группы, конфессиональной школы, лагеря, курса катехизации, паломничества или чего бы то ни было еще, одним словом, вообще ничего, что могло бы так влиять на формирование религиозности юного поколения, как это могут делать их родители».
Все прочие воздействия «способны лишь усилить влияние родителей, но почти никак не могут возобладать над ним или свести его на нет». И преимущество этого влияния над прочими силами состоит как раз-таки в «значении (или отсутствии такового) религиозных убеждений и привычек родителей для их же собственной повседневной жизни: и не только по воскресеньям, а каждый день, неделю, год...».
Естественно, результат не гарантирован, потому что, в конечно счете, дети сами выбирают свой жизненный путь. Однако, «за малым исключением можно гарантировать, что у родителей, которые не особенно старательно, внимательно и последовательно передают свою веру, вырастут менее религиозные дети, чем они сами, если вообще будут религиозны.
Что же советует Смит тем родителям, которые хотят как можно лучше передать веру своим детям?
Во-первых, по-настоящему жить верой
Быть самими собой: «Подлинно и последовательно верить и практиковать свои религиозные убеждения. Детей не обмануть притворством. Они видят действительность и, когда эта действительность подлинна и жизненна, могут почувствовать желание жить так же».
Во-вторых, авторитет без авторитаризма и вседозволенности
Воспитывать в вере лучше с «авторитетом», когда дети знают, чего от них ожидают, и где границы, которые, в любой сфере жизни, нельзя переступать. Но в то же время они должны чувствовать вокруг себя атмосферу родительской любви, поддержки и внимания.
Любые альтернативы здесь будут хуже, предупреждает Смит. «Авторитарный» стиль, т.е. строгость без эмоциональной поддержки «оставляет детям слишком мало возможностей возможностей для того, чтобы связаться, увлечься и отождествиться» с тем, что им хотят передать, и отсюда возникают «трудности с внутренним усвоением».
Другая крайность - вседозволенность, когда родители - «полнота чувства и эмпатии». Она внушает детям уверенность в том, что не важно, что они сделают или не сделают, «в том числе и в том, что касается религии».
Сочетание «отцовского авторитета и эмоционального тепла» позволит детям понять, что их папы и мамы чего-то требуют от них, потому что их любят и что, хотя у их поступков есть последствия, «эти последствия никогда не лишат их родительской любви и поддержки».
В третьих, говорить о вере естественно
Смит поясняет, что родители, которым удается хорошо передать веру своим детям, и в будние дни говорят со своими детьми о религии как об обычной составляющей жизни семьи: о том, во что верят, что практикуют, что это значит и предполагает и и почему все это важно для них».
Речь идет о том, чтобы не ограничивать религию какими-то конкретными часами и минутами (по воскресеньям, например) или не слишком удобными разговорами, которые заводятся лишь в исключительных случаях. Вера должна быть «тем, что мы есть и что важно для нас». Конечно, здесь не имеется в виду, что нужно постоянно твердить своим детям о вере. Скорее нужно показывать им, что она нужна и уместна во множестве ситуаций и вопросов.
Именно в этом, как подчеркивает Кристиан, фундаментально важно «по-настоящему быть собой всегда, а не приниматься вдруг не к месту проповедовать».
В ходе социологических исследований люди, унаследовавшие веру от своих родителей, всегда рассказывают, что в их детские годы религия была одной из тех тем, на которые часто говорили дома.
Смит советует родителям при разговорах на религиозные темы подталкивать детей к тому, чтобы они «анализировали и выражали собственные мысли и чувства, но при этом не позволять, однако, таким беседам завершаться релятивистским «все равно» и «каждый прав по-своему».
Четвертое: направлять, чтобы интериоризировать
То, что неродительское влияние слабее родительского, совсем не значит, что оно несущественно. Поэтому нужно их «направлять в определенное русло , мягко подталкивая, наводя, подсказывая детям верный религиозный путь», но так, чтобы это не выглядело все же как приказное и надоедливое давление: «Цель религиозного направления состоит в том, чтобы дети прочно персонализировали и интериоризировали свою веру и религиозное самотождествление так, чтобы в зрелом возрасте они вели себя как верующие и практикующие люди, а не как дети, которые плетутся за родителями».
Им будет полезно и доброе воздействие других, и «исследования показывают, что после родителей наиболее значимое влияние на формирование юных умов оказывают среди прочего взрослые неродственники из религиозных групп, которые хорошо знают детей и могут вовлечь их в разговор на серьезные темы».
Поэтому важно побудить детей вступить в какую-нибудь религиозную группу или приходскую общину и поддерживать хорошие молодежные группы и участвовать в из жизни. И тем более важно внимательно присматриваться к кругу общения детей и поощрять их участие в молодежных встречах и реколлекциях, на которых они смогут приобрести «знакомства, опыт м примеры», которые помогут им внутренне усвоить веру и практиковать ее.
Итого…
Смит сознает, что некоторым родителям ответственность за веру их детей кажется «обременением», а другие опасаются, что попытка религиозной социализации их отпрысков может «вызвать у них протест». Существуют и другие факторы, усложняющие стратегии выполнения этой задачи.
Но, как пишет в заключение Смит, «все родители могут»:
- воплощать в свою жизнь ту веру, которую хотят привить детям;
- строить с ними отношения, основанные на авторитете и любви;
- подталкивать их к людям и делам, которые помогут религии глубже укорениться в их душах;
- молиться о том, чтобы Бог направил их жизни по пути Истины, Добра и Красоты.