Дорогие братья и сестры, дорогая молодежь!
В 60-ый раз мы отмечаем Всемирный день молитвы о призваниях, учрежденный св. Павлом VI в 1964 г. в ходе II Ватиканского вселенского собора. Эта провиденческая инициатива направлена на то, чтобы помочь членам народа Божьего лично и общинно ответить на призвание и миссию, которые Господь поручает каждому в современном мире с его несчастьями и надеждами, проблемами и достижениями.
В этом году предлагаю вам размышлять и молиться, ведомые темой: «Призвание: благодать и миссия». Это прекрасная возможность для того, чтобы вновь с удивлением открыть, что призвание Господне – это благодать, бескорыстный дар и в то же время обязательство идти, выйти наружу, чтобы нести Евангелие. Мы призваны к вере свидетелей, мощно укрепляющей связь между жизнью благодати в таинствах и церковном общении и апостольством в мире. Христианин, вдохновляемый духом, открыт для воплей жизненных периферий и чуток к человеческим драмам, всегда прекрасно сознавая, что миссия – дело Божье, и она выполняется не в одиночку, а в церковном общении вместе с братьями и сестрами во главе с пастырями. Потому что Бог извечно и вовеки мечтает об одном: чтобы мы жили с Ним в общении любви.
Апостол Павел открывает перед нами чудесный горизонт: Бог Отец «избрал нас в Нем (Христе) прежде создания мира, чтобы мы были святы и непорочны пред Ним в любви, предопределив усыновить нас Себе чрез Иисуса Христа, по благоволению воли Своей» (Еф 1, 4-5). Эти слова позволяют нам увидеть жизнь в ее полном смысле: Бог «задумывает» нас по образу и подобию Своему и принимает Своих детей: мы были сотворены Любовью, из любви и с любовью, и мы сотворены для того, чтобы любить.
Всю нашу жизнь это призвание, вписанное в саму ткань нашего естества и кроющее в себе тайну счастья, действием Святого Духа всегда по-новому достигает нас, просвещает наш разум, придает энергию воле, наполняет нас изумлением и заставляет наши сердца гореть. Порой оно врывается прямо неожиданно. Так было со мной 21 сентября 1953 г., когда по пути на ежегодную встречу выпускников мне захотелось войти в храм и исповедаться. Тот день изменил мою жизнь и навсегда наложил на нее несмываемую печать. Но божественный призыв к самодарованию так или иначе шаг за шагом прокладывает путь себе: при столкновении с бедностью, в момент молитвы, благодаря ясному свидетельству Евангелия, при озарившем наш разум чтении, когда однажды мы слышим слово Божье и чувствуем, что оно обращено именно к нам, в совете брата или сестры, которые помогают нам, во время болезни или траура… Фантазия зовущего нас Бога бесконечна.
И Его инициатива и бескорыстный дар ждут нашего ответа. Призвание – это «сплетение божественного выбора и человеческой свободы»,[1] динамичная и вдохновляющая связь, когда Бог ведет беседу с человеческим сердцем. Таким образом, дар призвания подобен божественному семени, которое прорастает на поле нашей жизни, открывает нас на Бога, а потом и на других, чтобы поделиться с ними найденным сокровищем. Вот фундаментальная структура того, что мы подразумеваем под призванием: Бог зовет, любя, и мы, любя, с благодарностью отвечаем. Мы находим сыновей и дочерей, которых любит тот же Отец, и узнаем друг в друге братьев и сестер. Св. Тереза Младенца Иисуса, когда ясно «увидела» эту реальность, воскликнула: «Я, наконец, нашла свое призвание! Мое призвание – любовь! Да, я нашла свое место в Церкви… В сердце Церкви, матери моей, я буду любовью».[2]
Как мы уже говорили, когда Бог призывает, Он отправляет. Нет призвания без миссии. И нет счастья и полной самореализации без предложения другим той новой жизни, которую мы сами обрели. Божественное призвание к любви – это опыт, о котором нельзя молчать. «Горе мне, если не благовествую!» – восклицает св. Павел (1 Кор (9, 16). И первое послание Иоанна начинается так: «О том, что мы слышали, что видели, что рассматривали и что осязали – о Слове жизни, ставшем плотью, возвещаем вам, чтобы радость ваша была совершенна» (ср. 1, 1-4).
Пять лет назад в апостольском увещевании «Gaudete et exsultate» я обратился к каждому крещеному и крещеной с такими словами: «И ты должен постичь всю свою жизнь как миссию» (п. 23). Да, потому что каждый из нас без исключения может сказать: «Я – миссия на этой земле, и потому я в этом мире» (апостольское увещевание «Evangelii gaudium», 273).
У всех нас, христиан, одна общая миссия, и она состоит в том, чтобы в любой ситуации своим отношением и словами с радостью свидетельствовать о том, что мы переживаем, будучи с Иисусом и в Его общине, которая есть Церковь. И это выражается в делах материального и духовного милосердия, в радушном и кротком жизненном стиле, подразумевающем близость, сострадание и нежность вопреки культуре отмены и равнодушия. Идя к другим, как добрый самаритянин (ср. Лк 10, 25-37), мы сможем понять «суть» христианского призвания: подражать Иисусу Христу, пришедшему служить, а не чтобы Ему служили (ср. Мк 10, 45).
Такая миссионерская деятельность созидается не только нашими способностями, намерениями или замыслами, не нашей волей и даже не нашими усилиями жить добродетельно, но и глубоким опытом общения с Иисусом. Лишь в этом случае мы можем стать свидетелями Кого-то, самой Жизни, и это превращает нас в «апостолов». Тогда мы осознаем, что «опалены огнем этой миссии просвещать, благословлять, животворить, утешать, исцелять, освобождать» (апостольское увещевание «Evangelii gaudium», 273).
Евангельской иконой такого опыта стали два ученика из Эммауса. После встречи с воскресшим Иисусом они признаются друг другу: «Не горело ли в нас сердце наше, когда Он говорил нам на дороге и когда изъяснял нам Писание?» (Лк 24, 32). На их примере мы можем видеть, что значит, когда «сердца пылают, и стопы на пути».[3] Именно это мне хотелось бы увидеть на Всемирном дне молодежи в Лиссабоне, которого я с радостью жду и который пройдет под девизом: «Встав, Мария с поспешностью пошла» (ср. Лк 1, 39). Пусть каждый и каждая услышит призвание встать и спешно пойти с пламенным сердцем!
Евангелист Марк рассказывает, как Иисус призвал к Себе двенадцать учеников: каждого по имени. Он выбрал их, чтобы они были с Ним и чтобы посылать их проповедовать, исцелять болезни и изгонять бесов (ср. Мк 3, 13-15). Тем самым Господь закладывает основы Своей новой Общины. Эта Дюжина состояла из людей разных общественных кругов и профессий, не принадлежавших к самым важным слоям. Позднее Евангелия рассказывают нам о других призваниях, таких как призвание семидесяти двух учеников, которых Иисус посылает по двое (ср. Лк 10, 1).
Церковь – это именно «ἐκκλησία». Данный греческий термин обозначает собрание людей, призванных, созванных для того, чтобы образовать общину учеников и учениц, миссионеров Иисуса Христа, стремящихся жить любовью друг к другу (ср. Ин 13, 34; 15, 12) и распространять ее посреди всех, чтобы наступило Царство Божие.
В Церкви все мы – слуги и служительницы с разными призваниями, харизмами и служениями. Общее для всех призвание к самодарованию из любви раскрывается и конкретизируется в жизни мирян и мирянок, стремящихся строить семью как малую домашнюю церковь и обновлять различные сферы общества закваской Евангелия; в свидетельстве монашествующих, пожертвовавших себя Богу за братьев и сестер как пророчество о Царстве Божьем; в рукоположенных служителях (дьяконах, пресвитерах и епископах), поставленных для служения слова, молитвы и общения святого народа Божьего. Лишь в связи со всеми остальными каждое особое призвание в Церкви раскрывается во всей полноте своей истины и богатства. В этом смысле Церковь – это симфония призваний, в которой все они едины и различны в гармонии и вместе «выходят», чтобы излучать в этом мире новую жизнь Царства Божьего.
Дорогие братья и сестры, призвание – это дар и задание, источник новой жизни и истинной радости. Молитвенные и вдохновляющие инициативы, приуроченные к этому дню, могут обострить чуткость к призваниям в наших семьях, приходских общинах и общинах посвященной жизни, в церковных объединениях и движениях. Дух воскресшего Господа да встряхнет нас от апатии и да дарует нам симпатию и эмпатию, чтобы мы проживали каждый день как возрожденные дети Бога-Любви (ср. 1 Ин 4, 16) и, со своей стороны, также были плодовиты в любви: способны нести жизнь повсюду, особенно там, где живут изгои, где есть эксплуатация, нужда и смерть. И так пусть расширятся пространства любви,[4] и Бог все более и более царствует в этом мире.
И пусть на этом пути нас сопровождает молитва, составленная св. Павлом VI к первому Всемирному дню призваний от 11 апреля 1964 г.:
«О, Иисусе, божественный Пастырь душ, призвавший апостолов, чтобы соделать их ловцами человеков, привлеки к себе другие пылкие и щедрые молодые души, чтобы сделать их Твоими последователями и служителями. Пусть они станут сопричастниками Твоей вселенской жажды искупления…, открой перед ними горизонты всего мира…, чтобы, отвечая на Твое призвание, они продолжали здесь, на земле, Твою миссию, созидали Твое мистическое Тело, которое есть Церковь, и были “солью земли” и “светом миру” (Мф 5, 13)».
И да пребудет с нами и да хранит нас Приснодева Мария. С моим благословением.
Рим, у св. Иоанна на Латеране, 30 апреля 2023 г., IV воскресенье Пасхи.
ФРАНЦИСК
[1] Итоговый документ XV Очередной генеральной ассамблеи синода епископов (2018 г.), «Молодежь, вера и распознание призвания», п. 78.
[2] Рукопись «Б», написанная во время ее последних реколлекций (сентябрь 1896 г.).
[3] Ср. Послание к 97-ому Всемирному миссионерскому дню (6 января 2023 г.).
[4] «Dilatentur spatia caritatis»: св. Августи, Слово 69: PL 5, 440. 441.