Молодежь с корнями
179. Иногда я видел молодые красивые деревья, поднимавшие свои ветви к небу, всегда ища чего-то большего. Они казались песней надежды. Позднее, после бури, я обнаруживал их безжизненно павшими, потому что у них было мало корней. Они раскинули свои ветви, не укоренившись хорошо в земле, и, таким образом, поддались ударам природы. Поэтому мне больно видеть, что некоторые предлагают молодым людям строить будущее без корней, словно бы история мира только начиналась. Потому что «невозможно, чтобы кто-то вырос, если у него нет сильных корней, которые бы хорошо поддерживали его и помогали укрепиться в земле». Легко «улететь», если не за что схватиться, не на чем закрепиться» [98].
Да не вырвут вас из земли
180. Это не второстепенный вопрос, и, мне кажется, что было бы хорошо посвятить ему небольшую главу. Понимание этого позволило бы нам отличать радость молодости от ложного ее культа, который некоторые используют, чтобы соблазнять молодых людей и использовать их для своих целей.
181. Задумайтесь об этом: если человек предлагает вам что-то и говорит, чтобы вы игнорировали историю и не принимали опыт старших, а пренебрегали всем, что было в прошлом, и просто смотрели в будущее, которое он предлагает, – разве это не легкий способ обмануть вас своим предложением, чтобы вы делали то, что он вам говорит? Этому человеку вы нужны пустыми, оторванными от корней и относящимися с недоверием ко всему, чтобы вы доверяли только его обещаниям и подчинялись его планам. Так работают идеологии различных оттенков, которые разрушают (или деконструируют) всё отличное от них, чтобы править, не встречая противодействия. Для этого им нужны молодые люди, пренебрегающие историей, отказывающиеся от духовного и человеческого богатства, которое передавалось из поколения в поколение, и игнорирующие всё, что было до них.
182. Одновременно манипуляторы пользуются и другим средством: культом молодости, так словно то, что не молодо – устарело и отвратительно. Молодое тело становится символом этого нового культа, и тогда всё, что имеет отношение к этому телу, превращается в объект поклонения и безграничного желания, тогда как то, что не молодо, воспринимается с презрением. Но это оружие, которое в первую очередь приводит к деградации молодых людей, выхолащиванию у них настоящих ценностей, и использованию их для получения личных, экономических или политических выгод.
183. Дорогие молодые люди, не соглашайтесь с тем, чтобы вашей молодостью пользовались для продвижения поверхностной жизни, путающей красоту с внешностью. Лучше научитесь находить красоту в работнике, который возвращается домой грязным и неопрятным, но с радостью от того, что заработал хлеб для своих детей. В общении семьи, собравшейся за столом, и щедро разделяемом ею хлебе существует необычайная красота, даже если этот стол очень беден. Есть красота и в непричесанной и уже немолодой женщине, которая по-прежнему заботится о своем больном супруге, невзирая на свои силы и собственное здоровье. И хотя весна периода ухаживаний уже прошла, есть красота в верности пар, которые любят друг друга в период осени их жизни; красота в тех старичках, которые гуляют, держа друг друга за руки. В каждом мужчине и каждой женщине, с любовью живущих своим призванием, бескорыстным служением общине или родине, самоотверженно трудящихся ради счастья семьи и совершающих нелегкую анонимную и безвозмездную работу по восстановлению социальной дружбы, есть красота, превосходящая внешность или эстетику моды. Открывать, показывать и подчеркивать эту красоту, подобную красоте Христа на Кресте, – значит закладывать фундамент истинной социальной солидарности и культуры встречи.
184. Наряду со стратегиями ложного культа молодости и внешности, сегодня продвигается духовность без Бога, эмоциональность без общины и приверженности страдающим, страх перед бедными, воспринимаемыми, словно опасные существа, а также ряд предложений, заставляющих поверить в райское будущее, которое всегда будет отложено на потом. Я не хочу предлагать вам этого, и со всей моей любовью хочу предупредить вас, чтобы вы не позволяли подчинять себя этой идеологии, которая не сделает вас моложе, но превратит в рабов. Я предлагаю вам другой путь, основанный на свободе, энтузиазме, креативности и новых горизонтах, но с одновременным развитием корней, которые нас питают и поддерживают.
185. В связи с этим я хотел бы подчеркнуть, что «многие синодальные отцы, выходцы из незападных культур, отмечали, что в их странах глобализация приносит с собой различные формы настоящей культурной колонизации, которая отрывает молодых людей от культурной и религиозной среды, из которой они происходят. Поэтому Церковь должна быть привержена сопровождению их на этом этапе, чтобы они не утратили наиболее ценных черт своей идентичности» [99].
186. Сегодня мы видим тенденцию к «гомогенизации» молодых людей, к растворению отличий, свойственных их месту происхождения и превращению их в объекты серийного производства, которыми легко управлять. Так происходит разрушение культуры, которое столь же серьезно, как и исчезновение каких-либо видов животных или растений [100]. Вот почему в послании к аборигенной молодежи, собравшейся в Панаме, я призвал ее «осознать свои корни, потому что из них исходит сила, заставляющая их расти, цвести и приносить плоды» [101].
Ваши отношения с пожилыми людьми
187. На Синоде было сказано: «молодые люди ориентированы на будущее и подходят к жизни с энергией и динамизмом. Однако […] порой они склонны обращать мало внимания на память о прошлом, в частности на многочисленные дары, которые передали им их родители, бабушки и дедушки, на тот культурный багаж общества, в котором они живут. Помощь молодым людям в открытии для себя живого богатства прошлого, памяти о нём, и использовании его в своих решениях и возможностях – это подлинный акт любви к ним, принимающий во внимание их развитие и решения, которые они должны будут принять» [102].
188. Слово Божие рекомендует не терять контакт с пожилыми людьми, чтобы иметь возможность перенять их опыт: «Бывай в собрании старцев, и кто мудр, прилепись к тому […]. Если увидишь разумного, ходи к нему с раннего утра, и пусть нога твоя истирает пороги дверей его» (Сир 6, 35-36). В любом случае, долгие годы, которые они прожили, и всё, через что они прошли в своей жизни, должно побуждать нас относиться к ним с уважением: «Пред лицом седого вставай» (Лев 19, 32). Потому что «слава юношей – сила их, а украшение стариков – седина» (Притч 20, 29).
189. Библия призывает нас: «Слушайся отца твоего: он родил тебя; и не пренебрегай матери твоей, когда она и состарится» (Притч 23, 22). Заповедь о почтении отца и матери – «это первая заповедь с обетованием» (Еф 6, 2; ср.: Исх 20, 12; Втор 5, 16; Лев 19, 3), чье обетование таково: «да будет тебе благо, и будешь долголетен на земле» (Еф 6, 3).
190. Это не означает, что вам нужно соглашаться со всем, что они говорят или же, что вы должны одобрять все их действия. Молодой человек всегда должен обладать критическим духом. Святой Василий Великий, говоря о древнегреческих авторах, рекомендовал молодым людям ценить их, но принимать лишь хорошее из того, чему они могут научить [103]. Иными словами, речь идет просто о том, чтобы быть открытыми принятию мудрости, которая передается из поколения в поколение, и которая может сосуществовать с некоторыми человеческими слабостями и не должна исчезнуть из-за новинок общества потребления и рынка.
191. Миру никогда не приносил и не принесет пользы разрыв между поколениями. Это песнь сирен о будущем без корней и истоков. Это ложь, заставляющая вас поверить, что лишь то, что ново хорошо и прекрасно. Опыт отношений между поколениями подразумевает наличие в общинах коллективной памяти, поскольку в этом случае каждое поколение перенимает учения предыдущих, оставляя тем самым наследие последующим. Это создает ориентиры, закладывающие надежное основание для нового общества. Как говорится в пословице: «Если бы молодой знал, а старый мог, – то не было бы ничего невозможного».
Сны и видения
192. В пророчестве Иоиля мы находим стих, в котором это очень красиво изложено. В нём говорится: «Излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; старцам вашим будут сниться сны, и юноши ваши будут видеть видения» (Иоил 2, 28; ср.: Деян 2, 17). Если молодые и старые открываются Святому Духу, вместе они создают чудесное сочетание. Старцам снятся сны, а молодые видят видения. Как же эти две вещи дополняют друг друга?
193. У пожилых людей сны состоят из воспоминаний, образов множества прожитых событий, которые несут на себе отпечаток их долгих лет и опыта. Если молодые люди пустят корни в эти мечты стариков, им удастся увидеть будущее, они смогут увидеть видения, открывающие перед ними горизонты и показывающие новые пути. Но если старики не видят снов, то молодые не смогут ясно увидеть эти горизонты.
194. Приятно обнаружить среди того, что сохранили наши родители, какую-нибудь памятную вещь, которая позволит нам представить, какими были мечты наших бабушек и дедушек о нас. Каждый человек, еще до своего рождения, получил от своих бабушек и дедушек в подарок благословение мечтой, полной любви и надежды, мечтой о лучшей жизни для него. Если же он не получил его ни от одного из своих дедушек и ни от одной из своих бабушек, то, наверняка, какой-нибудь его прадедушка или какая-нибудь его прабабушка мечтала об этом и радовалась за него, любуясь своими детьми, а затем и внуками в колыбели. Самая первая мечта – созидательная мечта нашего Отца, Господа, предшествует и сопровождает жизнь всех Его детей. Память об этом благословении, передающаяся из поколения в поколение, – это ценное наследие, которое нужно уметь сохранить живым, чтобы мы тоже могли его передать.
195. Вот почему хорошо позволять старикам рассказывать свои длинные истории, которые порой кажутся сказочными и фантастическими (таковы воспоминания пожилых людей), но очень часто они наполнены богатым опытом, красноречивыми символами и скрытыми посланиями. Эти рассказы требуют времени, чтобы мы были готовы самоотверженно выслушать их и терпеливо интерпретировать, потому что они не приходят одним сообщением, как мы привыкли в социальных сетях. Мы должны принять тот факт, что вся мудрость, которая нам нужна для жизни, не может ограничиваться рамками, налагаемыми современными средствами коммуникации.
196. В книге «Мудрость годов» [104], я выразил некоторые пожелания в виде просьб: «О чём прошу я стариков, к которым причисляю и себя? Я прошу о том, чтобы мы были хранителями памяти. Мы, бабушки и дедушки, должны сформировать хор. Я представляю себе пожилых людей в виде хора, постоянно присутствующего в важном духовном святилище, в котором просительные молитвы и песни хвалы поддерживают всю общину, которая трудится и борется на ниве жизни» [105]. Это прекрасно, когда юноши и девушки, старцы и отроки вместе хвалят имя Господа (ср. Пс 148, 12-13).
197. Что мы, старики, можем дать молодым людям? «Сегодняшней молодежи, живущей смесью героических устремлений и неуверенности, мы можем напомнить, что жизнь без любви – это бесплодная жизнь» [106]. Что мы можем сказать им? «Робким молодым людям мы можем сказать, что тревогу перед будущим можно преодолеть» [107]. Чему мы можем научить их? «Молодых людей чрезмерно сосредоточенных на себе мы можем научить, что, отдавая, испытываешь большую радость, нежели получая, и что любовь выражается не только словами, но и делами» [108].
Рисковать вместе
198. Любовь, в которой есть отдача и действие, часто ошибается. Тот, кто действует, тот, кто рискует, может порой совершать ошибки. Здесь может быть интересно привести свидетельство Марии Габриэлы Перин, потерявшей отца сразу после рождения, которая размышляет о том, как это повлияло на ее жизнь, на ее отношения, которые не длились долго, но сделали ее матерью, а теперь и бабушкой: «Что я знаю, так это то, что Бог создает истории. Со Своей гениальностью и милосердием, Он берет наши победы и поражения и плетет из них красивые гобелены, полные иронии. Обратная сторона гобелена может казаться неаккуратной, с запутанными нитями, представляющими собой события нашей жизни, и, возможно, это и есть та сторона, на которой мы зацикливаемся, когда нас одолевают сомнения. Однако правильная сторона гобелена показывает великолепную историю, и именно эту сторону видит Бог» [109]. Когда пожилые люди пристально смотрят на жизнь, они часто инстинктивно знают, что находится позади запутанных нитей, и осознают, что Бог может сотворить из наших ошибок.
199. Если мы идем вместе, молодые и старые, мы можем – будучи прочно укорененными в настоящем – взаимодействовать с прошлым и будущим: с прошлым, чтобы извлекать уроки из истории и исцелять раны, которые порой влияют на нас; с будущим же – чтобы подпитывать энтузиазм, пробуждать мечты и пророчества и позволять расцветать надеждам. Таким образом, объединившись, мы можем учиться друг у друга, согревать наши сердца и вдохновлять наш разум светом Евангелия, придавая новую силу нашим рукам.
200. Корни – это не якоря, которые привязывают нас к другим эпохам и мешают воплощать себя в современном мире, чтобы создавать что-то новое. Напротив, это место крепления, которое позволяет нам развиваться и отвечать на новые вызовы. Поэтому они служат не для того, «чтобы мы садились грустить по ушедшим временам; мы должны с реализмом и любовью принимать нашу культуру и наполнять ее Евангелием. Сегодня мы посланы возвещать Добрую Весть Иисуса новым временам. Мы должны любить наше время с его возможностями и рисками, с его радостями и скорбями, с его богатствами и ограничениями, с его успехами и ошибками» [110].
201. На Синоде один из молодых слушателей с островов Самоа заявил, что Церковь – это каноэ, в котором старики помогают держаться курса, толкуя положение звезд, а молодые – с силою гребут, представляя то, что ждет их впереди. Давайте не будем позволять увлечь себя ни молодым, которые считают, что старики – это лишь прошлое, которое не стоит учитывать и которое больше не имеет значения, ни старикам, считающим, что они всегда знают, как должна вести себя молодежь. Лучше вместе сядем в одно каноэ и, сообща, будем искать лучший мир, движимые вечно новым дуновением Святого Духа.
Источник : http://w2.vatican.va//es/en
Перевод: КРЕДО
.