Лидии 15 лет и она живет со своими родителями – Хосе и Марией. Ее сестре Анне 25 лет, она и ее супруг Иоанн только что стали родителями. Однажды, спустя несколько недель после родов, Анна и Иоанн приехали пообедать в дом родителей. За столом Мария спросила их, какую дату они хотят избрать для крещения младенца, на что Анна и Иоанн ответили, что они не собираются его крестить, а хотят позволить своему сыну решить это в свободе. И что он сделает это тогда, когда будет в соответствующем для этого возрасте. Если он захочет креститься, они не будут этому препятствовать. «Крестить его – утверждают они, – было бы принуждением, это было бы навязыванием того, что он должен выбрать сам».
Мария попыталась убедить их, что не видит в этом принуждения, и Лидия сказала, что она не чувствует себя принужденной из-за того, что ее крестили в младенчестве. Однако все эти попытки оказались тщетными. В конце концов, Мария спросила, что будет, если ребенок умрет, на что Анна ответила, что это очень маловероятно, так как он здоров, и что «Бог не будет осуждать его, ведь он никому не мог сделать ничего плохого».
Когда молодая пара ушла, Лидия осталась разговаривать со своей матерью, которая выглядела взволнованной. Она сказала, что не знает, «кто мог внушить им эти идеи», и не может оставить это так, и, что надо крестить этого ребенка, во что бы то ни стало. Они обе решили, что будет лучше крестить ребенка в приходе, без родителей, в день, когда они оставят его у бабушки. Лидия предложила пойти в приход и всё узнать у приходского священника.
Когда Лидия встретила священника, она рассказала ему о том, что произошло, и какие мысли возникли у нее и ее матери. Священник только спросил о том, здоров ли малыш, а узнав, что ребенок здоров, сказал, что очень сожалеет, но не может сделать того, о чём они его просят. Лидия пыталась убедить его, но священник любезно, но твердо остался стоять на своем.
По дороге домой Лидия продолжала размышлять. Ей казалось, что здоров ли, болен ли ребенок, – не имеет отношения к принятию решения крестить его или нет. Таким образом, в ее голове возникла идея, что, пожалуй, она могла бы крестить ребенка сама. Она вспомнила о том, что «это было возможным», и согласилась с этой мыслью, которая воодушевляла ее всё больше.
Вернувшись домой в довольно взволнованном состоянии, она рассказала матери о произошедшем и о том, какая мысль пришла ей в голову.
– Мне нужно будет еще уточнить, как это делается – убеждала Лидия, – я спрошу у другого священника, будет ли достаточно произнесения: «Я крещу тебя», или нужно сказать что-то больше. Также спрошу необходимо ли совершить крестное знамение, либо нечто подобное; и можно ли крестить водой из-под крана или это должна быть освященная вода, и каким образом нужно ее полить.
– Но ты сошла с ума! – возразила мать Лидии, – Как ты собираешься такое сделать?
Лидия ответила: «Раньше ты говорила, что нужно его крестить, «во что бы то ни стало», и поскольку никто этого не хочет делать, тогда сделаем это здесь, и всё. Кроме того, если это сделаю я, и об этом узнает Анна, то к тебе претензий не будет, а на меня пусть сердится, если хочет».
Наконец, мать попыталась успокоить Лидию, и сказала, что еще есть время и, что они постараются убедить родителей, чтобы те поменяли свое отношение: «А потом мы посмотрим», – сказала она. Лидия немного успокоилась и решила: «Познакомлюсь ближе с другим священником», а потом, как сказала мама, «мы посмотрим».
Вопросы
Какова разница между младенцем, который умирает, будучи некрещеным и тем, что был крещен? Почему? Какие последствия имеет крещение? Являются ли они одинаковыми, как для ребенка, так и для взрослого? Какие требования имеют место быть в каждом случае?
Являются ли корректными доводы родителей ребенка? Защищают ли они свободу, откладывая крещение? Могли бы вы сказать обратное? Почему? Когда нужно крестить младенцев?
Является ли ответ приходского священника правильным? Каким было обоснование? Почему он спросил, здоров ли ребенок?
Каким был ответ на вопрос Лидии? Каково содержание (материя) и форма Таинства Крещения?
Может ли Лидия крестить ребенка? Должна ли она это делать? Кто является служителем Таинства Крещения? Какова разница между обычным (ординарным) и чрезвычайным служителем? Являются ли корректными аргументы Лидии?
Комментарий
Здесь мы сталкиваемся с довольно типичным примером неразумного подростка с добрым сердцем, который стремится решить проблемы прямым путем, не обдумывая их дважды. Для Лидии всё выглядело простым, но дела, как правило, обстоят более сложным образным.
Но более серьезным является то, что мы встречаем родителей, отказывающих своему ребенку в самом лучшем из всех благ. Они дали ему биологическую жизнь, но в то же время отрицают жизнь сверхъестественную, являющуюся более важной. Они отказывают ребенку в Крещении, а ведь это входная дверь в благодатную жизнь. Это первая благодать, сверхъестественное рождение: рождение, которое делает нас детьми Божьими и, вводя нас в божественную семью, делает нас членами Церкви. Крещение оставляет неизгладимый отпечаток на душе – особую печать, – оно нас отмечает, чтобы мы могли приступать к другим таинствам (эта печать является участием в священстве Христа), а также, как и все таинства, дает сакраментальную благодать: в данном случае, чтобы вести себя по-христиански. И, будучи первой благодатью, оно очищает нас от грехов, а в случае с новорожденным ребенком – смывает только первородный грех.
Оправдание, которое приводят родители, не является убедительным. Получение благодати нисколько не отнимает сущности свободы, наоборот – это способность, помогающая нам совладать с нашими инстинктами и склонностями ко злу, и таким образом стать свободными, так как человек свободен тогда, когда умеет совладать с самим собой. К тому же, как возразила Лидия: никто не чувствует принуждения получив Таинство Крещения в младенчестве. На чём могло бы основываться это принуждение?
«Истина сделает вас свободными» (Ин 8, 32), – говорит Господь. Кажется, что сестра Лидии и ее супруг не уверены в этом, и, что более вероятно, они не кажутся уверенными в том, что с верой они стоят в истине. Когда крестится взрослый, он должен признать это, должен иметь веру. Когда дело касается новорожденного, то он не в состоянии сделать этого, поэтому необходимо поставить лиц, ответственных за его образование в вере: его родители, имеющие подобное обязательство (их могут заменить в случае, когда в этом есть необходимость; ответственными могут стать крестные родители, т.е., соответствующие люди, способные выполнить это обещание). Ничего не делать ради уважения будущего выбора ребенка – на самом деле есть принятие решения: не воспитывать его по-христиански. Кроме того, необходимо напомнить о том, что здесь невозможен нейтралитет, а на практике это представляет собой не что иное, как маскировку релятивизма. И, разумеется, у молодых супругов появляется отрицательная концепция воспитания, если они отождествляют это с навязыванием. Всё это объясняется тем, что Церковь установила крестить новорожденных детей после нескольких первых недель жизни, как моральное обязательство.
Но, так как ответственность лежит на родителях, никто не может брать ее на себя без их согласия. Даже бабушка. Единственное, что бабушка должна сделать – это попытаться убедить родителей, чтобы они осознали свои обязательства и выполняли их. Если, конечно же, для ребенка нет угрозы смерти, в этом случае его вечное счастье важнее всего. Поэтому священник спросил, здоров ли младенец.
В случае если для ребенка была опасность смерти, тогда и только тогда Лидия была бы вправе крестить своего племянника. Она знала, что могла, но, кажется, не учла, что одно дело, когда ты можешь что-то сделать и другое дело – когда должен. Полномочие крестить имеет каждый человек, включая некрещеного, если он совершает знамение креста с намерением крещения, но в обычных условиях нужно принести новорожденного в церковь, для того, чтобы там его крестил священник или дьякон: они являются обычными служителями этого таинства. Все остальные – лишь чрезвычайные служители и должны совершать Таинство Крещения только в особых случаях такой необходимости.
То же самое относится и к обряду. Важно то, что упомянула Лидия: должна использоваться вода (обыкновенная вода). Эта вода должна быть полита на голову младенца три раза, и должны быть произнесены слова: «Я крещу тебя во имя Отца, и Сына, и Святого Духа». Таково содержание (материя) и форма крещения. Знамение креста не является обязательным для совершения таинства. Но вместе с тем, обряд согласно требнику должен быть более сложным, включающим вещи, которые, хотя и не обязательны для совершения таинства, но являются очень важными, и украшают праздник с подобающим достоинством.
Ответы были представлены не на все вопросы. Прочитайте их еще раз и дайте ответ.
Библиография
Катехизис Католической Церкви, 1213-1216, 1246-1274.