Христиане не первые кто принцип всего – не только человеческого существования – назвали Богом. Это явление может быть для неверующей части человечества шокирующим. Чтобы столько умов страдало от недомогания, чтобы они нуждались в существе высшего Бытия, которое должно объяснить, почему и как люди на самом деле живут? Признанием веры в существование Бога, человек не только признает, что должно быть «что-то над нами», но и то, что это существо качественно и экзистенциально более совершенно, чем человеческое я. Именно потому, что человеческие способности ограничены, путь к нему будет сложным. Ведь иногда мы не в состоянии понять химические формулы или правила грамматики. Выйти на дорогу к Тому, кто превосходит нас, также означает признание того, что часто мы не будем понимать ни Его, ни Его пути.
По той же причине путь человека к Богу, аналогично, может быть очень простым. Таким он становится с того момента, когда человек будет в состоянии сказать и признать, что Бог выше Его. И в моменты, когда человеческое (то есть наше) мышление не будет совпадать с тем, что мы воспринимаем, как логику Бога, Бог всегда будет иметь правду. Независимо от того, понимаем ли мы это. И точка. Именно где-то здесь и заключается проблема. Как и где узнать эту «логику» Бога? Другими словами, Бог дает человеку знать то, что для него приготовил, когда в начале создания в Своем долгосрочном плане задумал его?
Христианство (вместе с иудаизмом) обладает фантастической вещью. И это – Библия. Именно ее принимают как Слово Бога, которое должно направлять человеческие шаги так, чтобы жизнь, независимо от ее продолжительности, стала на самом деле дорόгой, которая имеет свою кульминацию в Боге. В этих текстах, которые также называют Священное Писание, мы можем познать всю жизнь (и каждый день) – всё, это в течение многих лет истории еврейского народа для современного и будущего избранного народа записали разные авторы. Не только они, но другие адресаты этого Слова могут воспринимать в нём Божье откровение. Это значит, что Бог открыл человеку, чтобы он мог легче определить свой собственный путь к Нему, ведущий через пейзаж реальности.
Если мы попробуем после прочтения всех книг Ветхого Завета создать своего рода основы, соединяющие отдельные книги, с удивлением, мы найдем, что и мы можем, немного обобщенно, разглядеть их в своей жизни. Если есть Бог, то, конечно, (где-то) существует ясное и однозначное сознание того, какой Он есть. Точно так же к Нему должен вести четкий и прямой путь, своего рода полная отдача под Его руководство. Но наш путь, аналогично у израильтян, проходит различные стадии вокруг многих влияний, которые в результате этого отдаляют от прямого пути (и, следовательно, от Бога, как его цели). Мы создаем собственные сокращения пути, и потом блуждаем. Понимая это, мы призываем Его и можем наобещать звезд с неба, потому что не знаем, что делать. Мы как Адам и Ева протягиваем руки к запрещенным плодам, а затем прячемся от угрызений совести. Мы становимся рабами событий, действий, или даже людей, с которыми связаны, как правило, вполне добровольно. Даже для нас не просто признать, что мы просто по своей вине находимся в пустыне и не знаем, что делать. Когда Бог посылает нам помощь быстро – мы забываем и, в конце концов, даже можем быть убеждены, что в этой ситуации это была помощь необязательно Бога. Подобно евреям, и мы встречаем различных пророков, через которых Бог призывает нас вернуться на правильный путь, но признать их голос в клубке собственных ошибок и падений, часто так тяжело, что мы зачастую приносим боль не только себе, но и этим Божьим посланникам. Среди всех библейских учебников о дороге, как основные правила переплетаются заповеди Бога, которые вошли в историю под названием «Десять заповедей». Всё остальное просто дополнение или практическое объяснение их соблюдения в конкретных условиях жизни.
Имя в Библии имеет большое значение. Речь идет не просто о названии объекта или человека, но о знаке индивидуальности и личного достоинства. Всё, что связано с Богом, должно быть в наших глазах настолько святым и достойным, чтобы мы не только не могли впасть в дешевые насмешки, не говоря уже об оскорблении, но даже не соглашались на условия, которые приводят к подобным насмешкам или оскорблениям. Евреи когда-то с таким большим уважением относились к имени Бога, что вообще не произносили его, чтобы избежать смешения понятий, при котором Бог будет перепутан с каким-либо предметом, они не могли даже создать ничего, что могло бы восприниматься, как их Бог.
С тех пор, когда Бог стал одним из нас, и принял человеческий облик, взял Себе человеческое имя, которым Его называли другие люди, и мы можем напомнить себе о Нём разными символами. Иисус сам нам это позволяет, когда для понятия Божьих качеств, а также и Царствия Божьего использует различные образы, рассказы, притчи и учит нас обращаться к Богу как к нашему Отцу.
Достоинство Бога и Его жизни должно нас, верующих, привести сегодня к большой осторожности, когда мы шутим и к высокому почтению при произнесении имен связанных с Богом (это касается и святых, которых Бог одарил полнотой Своей славы).
Бог вездесущий и всеведущий, поэтому он становится свидетелем всего, что происходит, даже тогда, когда никого нет вокруг. О достоверности некоторых фактов в основном свидетельствуют другие люди, присутствующие или находящиеся в курсе того о чём говорится или того что случилось. В случае если отсутствует такой свидетель, то свидетелем приглашается Бог. Об этом идет речь в присяге. Иначе – без веры в Бога – клятва повторяет уже сказанное. Таким образом, когда мы приглашаем Бога в свидетели того, что было или есть совсем по-другому. Речь идет о лжесвидетельстве.
Как далеки мы от почитания имени Иисуса или Бога, когда при каждом удивлении и испуге произносим Его имя просто так, по привычке! Почему клянемся им без причины, только чтобы подчеркнуть, что говорим правду? Мы можем сказать, что знаем, как вести себя по отношению к предметам, напоминающим нам о вере либо непосредственно о Боге?
2. Не произноси имени Господа Бога твоего напрасно
Испытание совести
– Не смеялся ли я над религиозными предметами (Библией, Церковью, крестом, розарием…)? – Проявлял ли я достаточное уважение к тем, кто состоит в сообществе с Богом – к святым? – При утилизации предмета связанного с верой, сделал ли я всё для того, чтобы никто не мог его обесчестить? (Ненужные вещи, связанные с верой, такие как старые розарии и др. закапывают в землю или сжигают). – Я никогда сам не обесчещивал священные предметы, посуду, одеяние?
– Не ставил ли я на место Бога свои увлечения, моду, успех, спорт, школу? – Не подчинял ли я этому всё остальное в своей жизни?
– Не произносил ли я имя Бога без серьезной на то причины? – Не высмеивал ли Бога или веру? – Не высмеивал ли я веру, Бога, Церковь перед теми, кто не верит? – Не клялся ли я именем Бога напрасно? – Не клялся ли я без необходимости и без причины? – Не призывал ли я Бога в свидетели, когда лгал? – Не матерился ли я?