ГЛАВНАЯ
СТАТЬИ
НОВОСТИ
ГАЗЕТА
ПРИХОДЫ
О НАС


Катехизис Католической Церкви - "Верую в Святого Духа"








ГЛАВА ТРЕТЬЯ
Верую в Святого Духа

«Никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым» (1 Кор 12, 3). «Бог послал в сердца ваши Духа Сына Своего, вопиющего: Авва, Отче!» (Гал 4, 6). Это познание веры возможно только в Духе Святом. Чтобы соприкасаться со Христом, надо сначала быть затронутым Духом Святым. Он идет перед нами и порождает в нас веру. Через наше Креще ние, первое таинство веры, Жизнь, имеющая источник в Отце и дарованная нам в Сыне, сообщается нам лично и внутреннеДухом Святым в Церкви:

«Крещение подает нам благодать нового рождения в Боге Отце посредством Его Сына в Духе Святом. Ибо те, кто несет Духа Божия, ведомы к Слову, то есть к Сыну; но Сын представляет их Отцу, а Отец дает им нетленность. Следовательно, без Духа невозможно видеть Сына Божия, а без Сына никто не может приблизиться к Отцу, ибо познание Отца есть Сын, а познание Сына Божия происходит посредством Святого Духа»1.

683
424,2670
152








249

Святой Дух своею благодатью первый пробуждает нашу веру и дает новую жизнь, которая состоит в том, чтобы знали «Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа» (Ин 17, 3). Однако Святой Дух занимает последнее место в откровении Лиц Святой Троицы. Св. Григорий Назианзский, именуемый также «Богословом», объясняет это развитие педагогическим характером Божественного «снисхождения»:

«Ветхий Завет откровенно провозглашал Отца, более потаенно Сына. Новый Завет, открыв Сына, дал взглянуть на божественность Духа. Теперь Дух получил право именоваться среди нас и дает нам яснее видеть Его Самого. Действительно, неосторожно было бы, когда еще не исповедовали божественность Отца, открыто проповедовать Сына и, когда еще не была принята божественность Сына, прибавлять Духа Святого как дополнительный груз, если допустить такое несколько дерзкое выражение... Именно продвижением и переходом «от славы в славу» свет Троицы воссияет еще более ослепительным блеском»2.

684


236

Верить в Духа Святого значит, таким образом, исповедовать, что Святой Дух есть одно из Лиц Святой Троицы, единосущное Отцу и Сыну, «Которому вместе с Отцом и Сыном подобает поклонение и слава»3. Вот почему вопрос о Божественной тайне Святого Духа возникал в «богословии» Троицы. Поэтому здесь речь будет идти о Святом Духе только в рамках «домостроительства» Божия.

685





236

Святой Дух с самого начала действует с Отцом и Сыном ради совершения замысла о нашем спасении. Но именно в «последние времена», начатые искупительным Воплощением Сына, Он открыт и дарован, признан и принят как Лицо. Тогда этот Божий замысел, завершенный во Христе, «Первенце» и Главе нового творения, сможет воплотиться в человеческом роде через излияние Духа: Церковь, общение святых, отпущение грехов, воскресение мертвых, жизнь вечная.

686
258

Статья восьмая
«Верую в Святого Духа»

«Божиего никто не знает, кроме Духа Божия» (1 Кор 2, 11). Дух же Его, Который Его открывает, дает нам познать Христа, Его Слово, Его Глагол живой; Тот, Кто говорил «через пророков», дает нам услышать Слово Отца. Но Его Самого мы не слышим. Мы не знаем Его иначе, как в движении, которым Он открывает нам Слово и располагает нас принять Его с верою. Дух истины, Который «открывает» Христа, «не от Себя говорит» (Ин 16, 13). Такая скромность, чисто Божественная, объясняет, почему Духа «мир не может принять, потому что не видит Его и не знает Его», в то время как те, кто верует во Христа, знают Духа, потому что Он пребывает с ними (Ин 14, 17).

687
243

Церковь, живое общение в апостольской вере, которую она передает, есть место нашего познания Духа Святого:

— в Писании, которое Он вдохновил;
— в Предании, неизменными свидетелями которого остаются Отцы Церкви;
— в Учительстве Церкви, которому Он содействует;
— в совершении таинств, в их словах и символах, где Дух Святой вводит нас в общение со Христом;
— в молитве, в которой Он заступается за нас;
— в харизмах и служениях, посредством которых созидается Церковь;
— в знамениях апостольской и миссионерской жизни;
— в свидетельстве святых, где Он открывает Свою святость и продолжает дело спасения.

688

I. Совокупная миссия Сына и Духа

 

Тот, Кого Отец посылает в наши сердца, Дух Сына Его4, есть воистину Бог. Единосущный Отцу и Сыну, он неотделим от них как во внутренней жизни Троицы, так и в Своем даре любви к миру. Но, поклоняясь Святой Троице, животворящей, единосущной и нераздельной, вера Церкви также исповедует различие Божественных Лиц. Когда Отец посылает Слово Свое, Он всегда посылает Своего Духа, Дыхание: это общая миссия, где Сын и Дух Святый различимы, но неразделимы. Конечно, является Христос, видимый Образ невидимого Бога, но открывает Его Святой Дух.

689
245


254

485

Иисус есть Христос, «Помазанник», ибо Дух есть Его помазание, и все, что происходит начиная с Боговоплощения, вытекает из этой полноты5. Когда Христос наконец прославлен6, Он может в Свою очередь, будучи при Отце, посылать Духа тем, кто верует в Него: Он сообщает им Свою славу7, то есть Духа Святого, Который Его прославляет8. Общая миссия развернется отныне в детях, усыновленных Отцом в Теле Его Сына: миссия Духа усыновления будет состоять в том, чтобы соединить их с Отцом и дать им жизнь в Нем.

«Понятие помазания подсказывает, (...) что нет никакого расстояния между Сыном и Духом. Воистину, как между поверхностью тела и миропомазанием ни ум, ни чувства не знают посредника, так прямо соприкасается Сын с Духом. Поэтому всякому, кто захочет верою соприкоснуться с Сыном, неизбежно надо сначала осязанием встретить миро. Воистину нет никакой части обнаженной от Духа Святого. Вот почему исповедание Сына как Господа соделывается в Духе Святом для принимающих Его: Дух грядет отовсюду перед теми, кто приближается верою»9.

690
436






788

II. Имя, наименования и символы Святого Духа

 

Собственное имя Святого Духа

 

«Святой Дух» — таково собственное имя Того, Кому мы поклоняемся и Кого славим с Отцом и Сыном. Церковь получила это имя от Господа и исповедует его в Крещении своих новых детей10.

Слово «Дух» - перевод древневрейского «Руах», в своем первоначальном смысле означающего дыхание, воздух, ветер, веяние. Иисус использует ощутимый образ Духа как веяния, чтобы объяснить Никодиму трансцендентную новизну Того, Кто есть лично Дыхание Божие, Дух Божий (Ин 3, 5-8). С другой стороны, «Дух» и «Святой» - это Божественные атрибуты, общие для всех трех Божественных Лиц. Но, соединяя два термина, Писание, литургия и богословский язык называют неизреченное ЛицоСвятого Духа, и всякое смешение с другими применениями терминов «дух» и «святой» тут невозможно.

691

Наименования Святого Духа

 

Когда Иисус возвещает и обещает пришествие Духа Святого, Он называет Его «Параклит» (греч. Παράκλητος - дословно «тот, кто призываем к кому-либо», по-латыни ad-vocatus (Ин 14, 16. 26; 15, 26; 16, 7). «Παράκλητος» обычно переводится как «Утешитель», притом что Иисус - первый Утешитель11. Сам Господь называет Духа Святого «Духом истины» (Ин 16, 13).

692


1433

Кроме Его собственного имени, которое чаще всего употребляется в Деяниях Апостолов и в Посланиях, у ап. Павла мы находим наименования: обещанный, обетованный Дух (Гал 3,14; Еф 1, 13); Дух усыновления, Дух Сына (Рим 8, 15; Гал 4, 6); Дух Христов (Рим 8, 11); Дух Господень (2 Кор 3, 17); Дух Божий (Рим 8, 9. 14; 15, 19; 1 Кор 6, 11; 7, 40), а у ап. Петра Дух славы (1 Петр 4, 14).

693

Символы Святого Духа

 

Вода. Вода как символ знаменует действие Духа Святого в таинстве Крещения, ибо после призывания Духа Святого она становится действенным священным знаком нового рождения: так же, как в водах происходило созревание к нашему первому рождению, так крещальная вода действительно означает, что наше рождение к Божественной жизни дано нам Духом Святым. Но, как «все мы одним Духом крестились», так же мы «все напоены одним Духом» (1 Кор 12, 13) - значит, Дух лично есть живая Вода, источившаяся из распятого Христа12 как из Ее источника и текущая от Него в нас как жизнь вечная13.

694
1218






2652

Помазание. Помазание елеем как символ также знаменует Духа Святого, вплоть до того, что становится Ему синонимом14. В приобщении к христианству оно есть священный знак конфирмации (утверждения), справедливо называемый в Восточных Церквах «миропомазанием». Но, чтобы оценить всю его силу, надо вернуться к первому помазанию, совершенному Духом Святым,  к помазанию Иисуса. Христос (по-древнееврейски «Мессия») означает «Помазанник» Духа Божия. В Ветхом Завете есть «помазанники» Господни15, среди них особенно выделяется царь Давид16. Но Иисус есть Помазанник Божий единственным образом: человечество, которое принимает на Себя Сын, в совершенстве «помазано Духом Святым». Иисус есть «Христос» благодаря действию Духа Святого17, Дева Мария зачинает Христа от Духа Святого, Который устами Ангела провозглашает Его Христом в момент Его рождения18 и направляет Симеона в храм, чтобы он увидел Христа Господня19; именно Дух Святой наполняет Христа20, и Его сила исходит от Христа при совершаемых Им исцелениях и опасениях21. Именно Он, наконец, воскрешает Иисуса из мертвых!22 Тогда, во всей полноте ставший «Христом» в своем человечестве, которое победило смерть23, Иисус изливает потоки Святого Духа, пока «святые» в своем единении с человечеством Сына Божия не составят «Мужа совершенного, в меру полного возраста Христова» (Еф 4, 13),; «Всецелого Христа», по выражению Августина.

695
1293


436











1504




794

Огонь. В то время, как вода знаменует рождение и плодородие Жизни, данной в Духе Святом, огонь символизирует преобразующую энергию действий Святого Духа. Пророк Илия, который «восстал (...) как огонь, и слово его горело, как светильник» (Сир 48,1), своей молитвою призвал огонь небесный на всесожжение на горе Кармил24 - прообраз огня Святого Духа, преобразующего то, к чему Он прикоснется. Иоанн Креститель, который пред Господом «предъидет (...) в духе и силе Илии» (Лк 1, 17), возвещает Христа как Того, Кто «будет крестить вас Духом Святым и огнем» (Лк 3, 16), тем Духом, о Котором Иисус скажет: «Огонь пришел я низвести на землю, и как желал бы, чтобы он уже возгорелся» (Лк 12, 49). В виде языков, «как бы огненных», почиет Дух Святой на учениках в утро Пятидесятницы и исполняет их (Деян 2, 3-4). Духовная традиция сохранит этот символизм огня как особо яркое выражение действия Святого Духа25: «Духа не угашайте» (1 Фес 5, 19).

696
1127


2586

718

Облако и свет. Эти два символа неразлучны в явлениях Духа Святого. Начиная с богоявлений Ветхого Завета, облако - то темное, то светозарное - открывает Бога Живого и Спасителя, прикрывая трансцендентность Его славы: с Моисеем на горе Синай26, в Скинии собрания27 и на пути через пустыню28; с Соломоном при освящении храма29. И все эти прообразы исполняются Христом в Духе Святом. Дух Святой нисходит на Деву Марию и «осеняет» Ее, чтобы Она зачала и родила Иисуса (Лк 1, 35). На горе Преображения Дух Святой - в том облаке, которое «явилось (...) и осенило» Иисуса, Моисея и Илию, Петра, Иакова и Иоанна, и «был из облака глас, глаголющий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный: Его слушайте» (Лк 9, 34-35). Наконец, то же облако «взяло Его [Христа] от вида их» в день Вознесения (Деян 1, 9), и то же облако откроет Сына Человеческого в Его славе в день второго пришествия30.

697







484
554


659

Печать есть символ, близкий к помазанию. На Христе «положил печать Свою Отец» (Ин 6, 27), в Нем Отец и нас запечатлел (2 Кор 1, 22; Еф 1, 13; 4, 30). Печать указывает на неизгладимое действие помазания Святого Духа в таинствах Крещения, Миропомазания и Священства; поэтому образ печати (Σφραγίς) в некоторых богословских традициях используется, чтобы выразить неизгладимую природу этих трех таинств, которые не могут быть повторены.

698

1295 - 1296

1121

Рука. Возложением рук Иисус исцеляет больных31 и благословляет детей32. Его именем то же будут делать апостолы33. Более того, возложением рук апостолов дается Дух Святой34. В Послании к Евреям возложение рук указано среди основных элементов учения Иисуса35. Этот знак всемогущего излияния Духа Святого Церковь сохранила в своих молитвах, связанных с таинствами.

699
292
1288

13001573
1688

Перст. «...Я перстом Божиим изгоняю бесов», - говорит Иисус (Лк 11, 20). Если Закон Божий написан на скрижалях «перстом Божиим» (Исх 31, 18), то «письмо Христово», врученное апостолам, написано «Духом Бога Живаго, не на скрижалях каменных, но на плотяных скрижалях сердца» (2 Кор 3, 3). В гимне «Veni, creator Spiritus» («Приди, Дух-Творец») Дух Святой призывается как «перст десницы Отца».

700
2056

Голубь. В конце потопа (символизм которого относится ко крещению) голубь, выпущенный Ноем, возвращается с зеленой масличной ветвью в клюве - это знак, что земля вновь стала пригодной для жизни36. Когда Христос поднимается из вод Своего крещения, Дух Святой в виде голубя нисходит и почиет на Нем37. Дух нисходит и почиет в очищенном сердце крещеных. В некоторых храмах Святые Дары хранятся в помещенной над алтарем металлической дарохранительнице, сделанной в форме голубя («колумбарий»). Символ голубя как образ Духа Святого традиционен в христианской иконографии.

701
1295


535

III. Дух и Слово Божие во времена обетований

 

От самого начала до «полноты времен» (Гал 4, 4) совокупная миссия Слова и Духа Отца остается сокровенной, однако же она совершается. Дух Божий в ней подготавливает времена Мессии, и Оба, хотя еще не открыты во всей полноте, уже обещаны, чтобы их ожидали и в момент явления приняли. Вот почему Церковь, читая Ветхий Завет38 рассматривает39 в нем то, что Дух, говоривший «через пророков», хочет сказать нам о Христе.

Под «пророками» вера Церкви имеет здесь в виду всех, кого вдохновлял Святой Дух при живой проповеди и при составлении священных книг,  как Ветхого, так и Нового Завета. Иудейская традиция различает Закон (пять первых книг - Пятикнижие), Пророков (то, что мы называем историческими и пророческими книгами) и Писания (особенно книги Премудрости, прежде всего Псалтирь)40.

702


122




107


243,522

В творении

 

Слово и Дыхание Божие лежат в основе бытия и жизни всей твари41:

«Святому Духу еже царствовати подобает, освящати, подвизати тварь; Бог бо есть, единосущен Отцу и Слову»42.

703

292

«Что же до человека, то его Своими руками [т.е. Сыном и Духом Святым] Бог вылепил (...) и начертал на вылепленной плоти Свой вид, так чтобы даже то, что видимо, имело вид Божий»43.

704

291
356

Дух обетования

 

Изуродованный грехом и смертью, человек остается пребывать «по образу Божию», по образу Сына, но он «лишен славы Божией» (Рим 3, 23), лишен «подобия». Обетование, данное Аврааму, кладет начало домостроительству спасения, в конце которого Сын Сам примет «образ»44 и восстановит его в «подобии» Отцу, возвращая ему Славу, Духа «животворящего».

705

410

2809

Вопреки всякому человеческому чаянию, Бог обещает Аврааму потомство — как плод веры и всемогущества Духа во Святого45. В этом потомстве благословятся все племена земные46.Этим потомством будет Христос47, Который излиянием Духа Святого соберет «рассеянных чад Божиих воедино»48. Принимая обязательства клятвою49, Бог уже обещает даровать Сына Своего Возлюбленного50 и Духа «обетования (...) для искупления удела Его» (Еф 1, 13-14)51.

706
60

В Богоявлениях и Законе

 

Богоявления озаряют путь обетования, от патриархов до Моисея и от Иисуса Навина до видений, открывающих миссию великих пророков. Христианство всегда признавало, что в этих Богоявлениях Слово Божие позволяло видеть Себя и слышать, одновременно открываясь и скрываясь в сени облака Духа Святого.

707

Этот педагогический метод Божий особенно очевиден в даровании Закона52. Закон дан как «детоводитель ко Христу» (Гал 3, 24). Но его бессилие спасти человека, лишенного «подобия» Божия, и приносимое им более полное знание о грехе53 порождают жажду Духа Святого. Стенания псалмов свидетельствуют об этом.

708
1961 - 1964

122

В Царствии и в пленении

 

Закону, знаку обетования и завета, надлежало управлять сердцем и учреждениями народа, наследника веры Авраамовой. «Итак, если вы будете слушаться гласа Моего и соблюдать завет Мой (...) вы будете у Меня царством священников и народом святым» (Исх 19, 5-6)54. Но после Давида Израиль поддается искушению стать таким же царством, как и другие. Царство же, которое обетовано Давиду55, будет творением Святого Духа и принадлежать будет нищим духом.

709






2579
544

Забвение Закона и неверность завету приводят к смерти: это — пленение, на первый взгляд — крах обещаний, на деле таинственная верность Бога Спасителя и начало обещанного возрождения, но в Духе. Надо было, чтобы народ Божий выстрадал это очищение56; пленение уже несет на себе тень Креста в замысле Божием, и «смиренные земли», остаток народа Божия, который из него возвращается, — один из самых прозрачных образов Церкви

710

Ожидание Мессии и Его Духа

 

«Вот, Я делаю новое» (Ис 43, 19) - здесь начинают вырисовываться две пророческие линии: одна связана с ожиданием Мессии, другая - с возвещением нового Духа. Они сливаются в «небольшом остатке», в «смиренных земли»57, с надеждой ожидающих «утешения Израилева» и «избавления в Иерусалиме»58.

Выше мы видели, как Иисус исполняет относящиеся к Нему пророчества. Здесь мы ограничимся теми, где на первый план выступает взаимосвязь Мессии Его Духа.

711
64

Черты Лика ожидаемого Мессии начинают вырисовываться в т.н. Книге Еммануила59 («Сие сказал Исаия, когда видел славу Его», Ин 12, 41), особенно в Ис 11, 1-2:

«И произойдет отрасль от корня Иессеева,
       и ветвь произрастет от корня его:
И почиет на нем Дух Господень,
       дух премудрости и разума,
       дух совета и крепости,
       дух ведения и благочестия:
и страхом Господним исполнится».

712
439

Черты Мессии особенно открываются в песнях Отрока Господня60. Эти песни возвещают смысл Страстей Иисуса и указывают также, как Он изольет Духа Святого, чтобы даровать жизнь многим, - не извне, но «приняв образ раба», подобный нашему (Флп 2, 7). Приняв на Себя нашу смерть, Он может сообщить нам Своего Духа Животворящего.

713
601

Поэтому Христос начинает проповедь Благой Вести, от Своего Лица читая эти слова из Исаии (Лк 4, 18-19)61: «Дух Господень на Мне, ибо Он помазал Меня благовествовать нищим, и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедовать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу, проповедовать лето Господне благоприятное».

714

Пророческие тексты, прямо относящиеся к ниспосланию Святого Духа, - это прорицания, в которых Бог обращается к сердцу Своего народа, на языке обетования, подчеркивая «любовь и верность»62, исполнение которых ап. Петр провозгласит в утро Пятидесятницы. Согласно этим обещаниям, в «последние времена» Дух Господень обновит сердца людей и начертает на них новый закон; Он соберет и примирит рассеянные и разделенные народы; Он преобразует первое творение, и Бог будет жить там в мире с людьми.

715
214





1965

Народ «смиренных»63, малых и кротких, полностью преданных на волю сокровенных замыслов их Бога, ожидающих справедливости не от людей, но от Мессии, - это, в конечном счете, великое дело сокровенной миссии Духа Святого на протяжении времени обетовании, чтобы приготовить пришествие Христа. Это достоинство их сердец, очищенных и освященных Духом, то, что звучит в Псалтири. В этих смиренных Церковь растит Господу «народ приготовленный»64.

716






368

IV. Дух Христов в полноте времен

 

Иоанн: Предтеча, Пророк и Креститель

 

«Был человек, посланный от Бога. Имя ему Иоанн» (Ин 1,6). Иоанн исполнен «Духа Святого еще от чрева матери своей» (Лк 1, 15. 41) Самим Христом, Которого Дева Мария только что зачала от Духа Святого. Посещение Марией Елизаветы стало, таким образом, моментом, когда «посетил Бог народ Свой» (Лк 1, 68).

717
523

Иоанн есть Илия, которому «надлежит придти» (Мф 17, 10-13): огонь Духа Святого живет в нем, и под действием его он «предъидет» грядущему Господу. В Иоанне Предтече Святой Дух завершает Свою миссию «представить Господу народ приготовленный» (Лк 1, 17).

718
696

Иоанн «больше пророка» (Лк 7, 26). В нем Дух Святой исполняет сказанное «через пророков». Иоанн завершает цикл пророков, начатый Илией65. Он возвещает близость утешения Израилева, он - «глас» грядущего Утешителя (Ин 1, 23)66. Как и Дух истины, «он пришел для свидетельства, чтобы свидетельствовать о свете» (Ин 1, 7)67. На глазах у Иоанна Дух исполняет таким образом «исследования пророков» и то, «во что желают проникнуть ангелы» (1 Петр 1, 10-12): «...на Кого увидишь Духа сходящего и пребывающего на Нем, Тот есть крестящий Духом Святым (...). И я видел и засвидетельствовал, что Сей есть Сын Божий. (...) Вот Агнец Божий» (Ин 1, 33-36).

719


2684







536

Наконец, с Иоанном Крестителем Дух Святой начинает и предвещает то, что Он исполнит со Христом и во Христе: возвращение человеку «подобия» Божия. Крещение Иоанново было для покаяния, Крещение от воды и Духа будет новым рождением68.

720


535

«Радуйся, Благодатная»

 

Приснодева Мария, Пресвятая Матерь Божия, - это вершина миссии Сына и Духа в полноте времен. Впервые в замысле спасения, поскольку Дух Святой предуготовил Марию, Бог находит обитель, где Его Сын и Его Дух могут жить среди людей. В этом смысле церковное Предание часто связывало с Марией самые прекрасные тексты о Премудрости69: Мария воспета и представлена в литургии как «Престол Премудрости». И в Ней начинают являться «чудеса Божий», которые Дух совершит во Христе и в Церкви:

721


484

Дух Святой подготовил Марию Своей благодатью. Матери Того, в Ком «обитает вся полнота Божества телесно» (Кол 2, 9), подобает быть «Благодатной». По благодати, Она была зачата без греха как самая смиренная из всех созданий, самая способная принять невыразимый Дар Всемогущего. Ангел Гавриил справедливо обращается к Ней как к «Дочери Сиона»: «Радуйся!»70. В песнопении, которое Она возносит к Отцу в Духе Святом, когда уже носит во чреве Предвечного Сына, содержится благодарение всего народа Божия и, следовательно, Церкви71.

722
489






2676

В Марии Дух Святой осуществляет благой замысел Отца. От Духа Святого Дева зачинает и рождает Сына Божия. Ее девственность силою Духа и веры становится уникальной плодоносностью72.

723
485
506

В Марии Дух Святой открывает нам Сына Божия, ставшего Сыном Девы. Она - Неопалимая Купина окончательного Богоявления: исполненная Духа Святого, Она показывает Слово в смирении плоти и дает познать Его смиренным73 и начаткам народов74.

724
208
2619

Наконец, через Марию Дух Святой начинает приобщать ко Христу людей, в которых «благоволение» Божие75, и смиренные всегда приобщаются первыми: пастухи, волхвы, Симеон и Анна, супруги в Кане и первые ученики.

725
963

В конце этой миссии Духа Мария становится «Женою», новой Евой — «матерью живущих», Матерью «Христа всецелого»76. И как таковая она предстает вместе с Двенадцатью апостолами, «единодушно (...) в молитве и молении» (Деян 1, 14), на заре «последних времен», которые открывает Дух в утро Пятидесятницы явлением Церкви.

726
4942618

Христос Иисус

 

Вся миссия Сына и Духа Святого в полноте времен содержится в том, что Сын помазан Духом Отца от Своего Воплощения: Иисус есть Христос, Мессия.

727
438, 695
536

Иисус не открывает во всей полноте Духа Святого, пока Он Сам не прославлен смертью Своей и Воскресением. Однако мало-помалу Он подсказывает мысль о Духе, поучая народ, когда открывает, что Его Тело будет пищей для жизни мира77. Он подсказывает это также Никодиму78, самарянке79 и участникам праздника Кущей80. Своим ученикам Он говорит об этом откровенно в связи с молитвой81 и свидетельством, которое им надо будет давать82.

728







2615

И лишь при наступлении часа, когда Он будет прославлен, Иисус обещает пришествие Духа Святого, ибо смерть Его и Воскресение будут исполнением обещания, данного праотцам83: Дух истины, другой Параклит, будет дан Отцом по молитве Иисусовой; Он будет послан Отцом во имя Иисуса; Иисус пошлет Его от Отца, ибо от Отца Он исшел. Дух Святой придет, мы Его познаем, Он будет с нами во веки веков, Он будет обитать с нами; Он все нам преподаст, Он напомнит нам все, что сказал нам Христос, и даст о Нем свидетельство; Он поведет нас к полноте истины и прославит Христа. Что до мира, то Он обличит его о грехе, о справедливости и о суде.

729









388, 1433

Наконец приходит час Христов84: Иисус предает Свой дух в руки Отца85 тогда, когда смертию Своей Он победил смерть, так что, воскреснув «из мертвых славою Отца» (Рим 6, 4), Он тут же дает Духа Святого, «дунув» на учеников86. С этого часа миссия Христа и Духа становится миссией Церкви: «...как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас» (Ин 20, 21)87.

730




850

V. Дух и Церковь в последние времена

 

Пятидесятница

 

В день Пятидесятницы (на исходе семи пасхальных недель) Пасха Христова исполняется в излиянии Духа Святого, Который явлен, дан и сообщен как Божественное Лицо: Христос, Господь, от Своей полноты щедро изливает Духа88.

731
2623767

1302

В тот день во всей полноте явлена Святая Троица. С этого дня Царство, возвещенное Христом, открыто тем, кто верует в Него: в смирении плоти и в вере они уже участвуют в общении Святой Троицы. Пришествием Своим, которое не прекращается, Дух Святой вводит мир в «последние времена», во время Церкви, Царства уже унаследованного, но еще не исполнившегося:

Видехом свет истинный, прияхом Духа небеснаго, обретохом веру истинную. Нераздельней Троице покланяемся, Та бо нас спасла есть89.

732
244

672

Дух Святой - Дар Божий

 

«Бог есть любовь» (1 Ин 4, 8. 16), и любовь - первый дар, который содержит в себе все остальные, «...любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам» (Рим 5, 5).

733
218

Мы мертвы или, по крайней мере, ранены грехом, поэтому первое действие дара любви - это отпущение наших грехов.

734
1987

Это - общение Духа Святого (2 Кор 13, 13), которое в Церкви возвращает крещеным подобие Божие, утерянное через грех. Дар любви дает нам таким образом «залог» или «начатки» нашего наследия90: саму жизнь Пресвятой Троицы, которая состоит в том, чтобы любить, как «Он возлюбил нас»91. Эта любовь (1 Кор 13) есть начало новой жизни во Христе, ставшее возможным потому, что мы «приняли силу», когда сошел на нас Дух Святой (Деян 1, 8).

735
1822

Благодаря этой силе Духа дети Божий могут принести плоды. Тот, кто привил нас к Лозе истинной, даст нам вынашивать «плод (...) духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, веру, кротость, воздержание» (Гал 5, 22-23). «Мы живем духом»; и чем больше наше самоотвержение92, тем больше мы «по духу и поступать должны» (Гал 5, 25):

«Общением с Собою Дух Святой делает духовными, восстанавливает в раю, вновь приводит к Царству Небесному и к усыновлению, дает доверие, позволяющее называть Бога Отцом и участвовать в благодати Христовой, именоваться сынами света и иметь удел в славе вечной»93.

736

1832

Дух Святой и Церковь

 

Миссия Христа и Духа Святого исполняется в Церкви, Теле Христовом и Храме Духа Святого. Эта совокупная миссия отныне вводит верных Христу в Его общение с Отцом в Духе Святом: Дух подготавливает людей, предваряет их Своей благодатью, чтобы привлечь ко Христу. Он являет им Господа воскресшего, Он напоминает им Его слово и открывает их ум пониманию Его Распятия и Воскресения. Он открывает им присутствие тайны Христовой, особенно в Евхаристии, чтобы они принесли «много плода» (Ин 15, 5. 8. 16).

737
787 - 798
1093 - 1109

Таким образом, миссия Церкви не есть дополнение к миссии Христа и Духа Святого, но составляет ее таинство: всем своим существом и всеми своими членами Церковь послана возвещать и свидетельствовать, обновлять и распространять тайну общения Святой Троицы (которая будет темой следующей статьи):

«Все мы, получившие одного и того же Духа, а именно Духа Святого, слиты друг с другом и с Богом. Ибо, хотя мы и многочисленны по отдельности и хотя Христос делает так, что Дух Отца и Его Дух живет в каждом из нас, этот единый и неделимый Дух Сам Собою приводит к единству тех, кто различен меж собою (...) и соделывает так, что все выглядят как одно в Нем. И так же, как могущество святого человечества Христа соделывает то, что все, в ком оно находится, образуют одно тело, так же, я думаю, Дух Божий, обитающий в нас, единый и неделимый, всех нас приводит к духовному единству»94.

738
850777

Дух Святой есть помазание Христа, и поэтому Христос, Глава Тела, изливает Его в свои члены, чтобы питать их, исцелять, организовывать в их взаимные действия, одушевлять, посылать на свидетельство, приобщать к Своему приношению Отца и Своему заступничеству за весь мир. Церковными таинствами Христос сообщает членам Своего Тела Своего Святого и Освящающего Духа (это будет темой второй части Катехизиса).

739
1076

Эти «чудеса Божии», даруемые верующим в таинствах Церкви, приносят свои плоды в новой жизни, во Христе, согласно Духу (об этом будет говориться в третьей части Катехизиса).

740

«Также и Дух подкрепляет нас в немощах наших, ибо мы не знаем, о чем молиться, как должно, но Сам Дух ходатай ствует за нас воздыханиями неизреченными» (Рим 8, 26). Дух Святой, Художник дел Божиих, есть Наставник молитвы (об этом - в четвертой части Катехизиса).

741

Коротко

 

«А как вы - сыны, то Бог послал в сердца ваши Духа Сына Своего, вопиющего: „Авва, Отче!”» (Гал 4, 6).

742

От начала до скончания времени, когда Бог посылает Сына Своего, Он всегда посылает Своего Духа: их миссия совокупна и нераздельна.

743

В полноте времен Дух Святой совершает в Марии все приготовления к пришествию Христа в Народ Божий. Действием Духа Святого в Ней Отец дает миру Еммануила, что значит: «с нами Бог» (Мф 1, 23).

744

Сын Божий помазан как Христос (Мессия) помазанием Духа Святого в Своем Воплощении95.

745

Смертью Своей и Воскресением Иисус установлен Господом и Христом во славе (Деян 2, 36). От полноты Своей Он изливает Духа Святого на апостолов и Церковь.

746

Дух Святой, Которого Христос, Глава, изливает в члены Свои, созидает, одушевляет и освящает Церковь. Она есть таинство общения Святой Троицы и людей.

747









.