ГЛАВНАЯ
СТАТЬИ
НОВОСТИ
ГАЗЕТА
ПРИХОДЫ
О НАС


Кардинал Рысь: В Духе Святом мы говорим, что Иисус — Господь, а не я... Святой Дух ломает нас!









 

Единство, которое даёт Святой Дух, — разнообразно в любви. «Это единство не является тоталитарным. Оно не означает, что ты должен согнуть другого человека под свой способ переживания веры, заставить его принять твою чувствительность, твои понятия и переживания. Во имя чего? Откуда у тебя такая уверенность, что это именно то? Святой Дух ломает нас!» — сказал кардинал Рысь в Риме.

«У меня такое ощущение, что Сам Бог захотел, чтобы проповедь была короче, потому что диакон прочитал другое Евангелие, не то, о котором я просил» (с улыбкой).

Это значит, что всё, что я вымолил и обдумал из этого Евангелия, Бог хотел, чтобы было только для меня лично, а не для вас. А для вас — для нас всех вместе — пусть будет слово из Деяний Апостолов», — этими словами кардинал Гжегож Рысь начал свою проповедь во время Дня Общины, который переживали участники оазисных реколлекций в Риме.

День общины участников летних оазисных реколлекций прошёл в римской базилике святого Панкрация. В этом году в то же самое время в Вечном Городе проходят пять оазисов III ступени из Польши. В них участвует около 500 человек из нашей страны. Перед Евхаристией можно было услышать прекрасные свидетельства, а во время самой Мессы супруги из Домашней Церкви обновили свои брачные обещания. Все переживали силу Святого Духа, который объединяет и создаёт общину Церкви.

Именно о Святом Духе, о красоте подлинного единства, говорил в своей проповеди кардинал-номинант.

«Дух хочет отчаянно построить из вас общину!» — подчеркнул он. День Общины всегда отсылает к событию Пятидесятницы. Кардинал Рысь процитировал важные слова, ранее произнесённые кардиналом Раньеро Канталамессой OFMCap:

«Отец Раньеро говорит, что, читая этот отрывок из Деяний Апостолов, нужно чётко различать действие Святого Духа и знаки того, что Дух Святой действует», — сказал кардинал-номинант.

Иногда бывает так, что внимание человека больше привлекают именно знаки, а не само действие.

Шум, ветер, огонь в воздухе… «А это всего лишь знаки того, что действует Святой Дух», — подчёркивал кардинал Рысь. «Дух не в этом ветре, не в этом шуме, не в этих языках пламени. Где Дух? Дух в Двенадцати. Он — в них», — добавил он.

Знаком вопроса для собравшихся людей, были поэтому... ученики. «Когда вы выйдете отсюда, будете ли вы для кого-то знаком вопроса?» — продолжил кардинал Рысь. Он добавил, что ученики стали таким знаком потому, что были людьми, в которых Святой Дух совершил великий переворот. «Отец Канталамесса говорил, что это был своего рода коперниканский переворот. В апостолах всё перевернулось в результате действия Святого Духа. И именно это действие, перевернувшее в них всё, сделало их людьми, готовыми строить общину», — подчеркнул кардинал Гжегож Рысь. Святой Дух восстанавливает утраченное единство человечества. «Когда Святой Дух строит Церковь, Он делает это для того, чтобы Церковь стала инструментом построения общности между людьми, единства всего рода человеческого — как говорит Второй Ватиканский Собор. Церковь — не для самой себя, Церковь существует, чтобы строить единство всего человечества. Выходит у нас… так себе. Даже в Польше. А уж что говорить про весь мир», — добавил он.

Кардинал напомнил участникам реколлекций, что событие Пятидесятницы является противоположностью другого библейского события: строительства Вавилонской башни. Кардинал Рысь обратил внимание на то, что люди у Вавилонской башни искренне стремились к единству. Они хотели построить башню, чтобы не рассеяться. Хотели быть вместе, так почему же не получилось?

Потому что они строили памятник… своему имени. А вот Апостолы, выходя из Горницы, начали возвещать... великие дела Бога. Они не возводили памятника самим себе. Раньше, когда они входили в Горницу, каждый думал только о себе. «А теперь они выходят из Горницы, и каждый возвещает великие дела Бога. И вот он — этот коперниканский переворот. Они открыли, вокруг чего всё вращается. А ведь очень часто в нашей жизни мы хотим, чтобы вся реальность, включая самого Иисуса, вращалась вокруг нас. Мы ставим памятник себе», — сказал кардинал Рысь. Он добавил, что люди у Вавилонской башни были очень религиозными.

И всё же…

«Что делает Святой Дух? Святой Дух обращает религиозных людей, чтобы они возвещали великие дела Бога, а не искали памятника себе», — продолжал кардинал Рысь. «Сколько раз мы строим себе памятник, столько раз мы рассеиваемся. Столько раз мы не объединяемся. Невозможно построить единство, воздвигая памятник себе», — добавил он.

«Это касается всех возможных общин, это, конечно, касается Церкви, но также и брака. Попробуйте построить супружеское единство, если каждый будет стремиться поставить памятник себе. Попробуйте... Интересно, доживёте ли до пятой годовщины свадьбы...» — сказал кардинал супругам из Домашней Церкви.

 

Кардинал Гжегож Рысь говорил также о втором большом перевороте, который сегодня стоит обдумать. «Вы должны помнить, что люди у Вавилонской башни имели всё необходимое, чтобы быть едиными, потому что говорили на одном языке, имели одни и те же слова. Не было никакой проблемы, чтобы понять друг друга...» — сказал кардинал и добавил, что чудо языков в Горнице, по сути, могло и не понадобиться, ведь тогда все понимали просто греческий язык. Все говорили по-гречески. Пётр мог выйти и просто говорить по-гречески. Так в чём же дело? «Мы живем в эпоху, которая кажется коммуникационным раем. Все коммуникационные средства у каждого в кармане. Никогда раньше человек не имел столько средств общения. И я осмелюсь сказать, что… никогда раньше человек не был так одинок. Без умения разговаривать, вести диалог, встречаться… И вот это сегодня показывает, в чём суть: действительно — это одно, когда ты говоришь с кем-то на общем языке, будь то греческий тогда или английский сегодня, а совсем другое — когда ты говоришь с кем-то... на его языке».

Кардинал добавил, что его всегда поражал тот факт, что в еврейской традиции тот факт, что все говорили на одном языке в Вавилонской башне, не был почитаем. Раввины считали это даже проклятием.

Потому что, если все говорят только на одном языке, было трудно говорить об общине. Здесь мы уже имеем дело с тоталитаризмом, как подчеркнул кардинал в своей проповеди. «Этот единый язык был навязан всем, хотели они того или нет, они должны были говорить именно на нём», — сказал он и добавил, что при строительстве Вавилонской башни никто на самом деле не заботился о человеке. Если падал кирпич — было жалко материал. Если падал человек его никто не жалел… «Человек ничего не стоил. Гораздо больше значили кирпичи», — подчеркнул кардинал Рысь. Он добавил, что, если мы хотим строить общину, то необходим Дух. Святой Дух делает человека способным говорить с другим на его языке. И это не вопрос того, талантлив ли кто-то в области филологии. «Это вопрос того, что Дух даёт тебе любовь — чтобы ты захотел говорить с кем-то на его языке. Дух дарит тебе любовь, а не способности к изучению языков. Если ты хочешь слушать другого на его языке и говорить с ним на его языке — это значит, что ты хочешь войти в его мир, в его чувствительность, в его реальность», — сказал кардинал.

Единство, которое даёт Святой Дух, как написано, — разнообразно. И в этом его красота. «Это единство — не тоталитарное. Оно не заключается в том, чтобы подогнать другого человека под свой способ переживания веры, заставить его принять твою чувствительность, твои понятия и твой опыт. Во имя чего? Откуда у тебя такая уверенность, что именно твой путь — правильный? Святой Дух ломает нас!» — с особой силой подчеркнул кардинал Гжегож Рысь.

Он добавил, что тогда на первое место выходит не «я», а великие дела Бога. И это — не единообразие и не тоталитаризм, а многообразие в любви.

«И чтобы было ясно — я не стою перед вами и не говорю: вы должны такими быть… Я стою перед вами и говорю: откройтесь Святому Духу — Он Сам сделает вас такими людьми. Это в Духе мы говорим, что Иисус — Господь, а не я… Это Дух в нас прославляет великие дела Бога.  Именно поэтому я могу узнать, что я подчинился Духу — если говорю, что Иисус есть Господь, и говорю это в истине. И я имею мир. И я знаю, что я не играю роль, не устраиваю спектакль. Когда я знаю, что говорю это, по правде, я открываю Святого Духа, действующего во мне... Дух учит меня такой любви, которая принимает другого в его инаковости, в том, что он — не копия меня самого. Мы переживаем одно и то же, но каждый по-своему. И я могу его слушать, и я могу говорить с ним на его языке… Вот оно действие Духа. Откройтесь Духу, и Он сделает вас такими людьми», — завершил кардинал.


"opoka.org.pl"
Перевод: "Кредо"









.