ГЛАВНАЯ
СТАТЬИ
НОВОСТИ
ГАЗЕТА
ПРИХОДЫ
О НАС


Св. Рита Кашская, покровительница: несчастных жен и тех, кто оказался в безвыходной ситуации









Св. Рита Кашская, вдова и монахиня
22 мая (факультативная память)
Роккапорена, близ Кашьи, Перуджа, ок. 1381 г. –
Кашья, Перуджа, 22 мая 1447 г.


Предание рассказывает, что с ранней юности она испытывала сильное влечение к монашеству. Но родители решили иначе и выдали ее замуж за грубого и несдержанного человека. Своим многолетним терпением и кротостью она, в конце концов, привела его к обращению. Умирая от рук убийц, он раскаялся перед Богом и просил сыновей отказаться от мести. Но юноши не послушались не предсмертного наказа отца, ни слезных просьб матери. И тогда Рита стала молить Бога о том, чтобы они скорее умерли сами, чем из ненависти лишили бы жизи кого-то другого. И Бог услышал ее молитвы. Умирающие от чумы сыновья уступили настояниям матери и простили убийц отца, попросив прощения у Бога за себя самих.

 

Покровительница: несчастных жен и тех, кто оказался в безвыходной ситуации.

Имя: сокр. от «Маргарита» – лат.: «жемчужина».

 

Среди стольких удивительных явлений, обычно сопровождающих жизни святых или происходящих после их смерти, нет ни одного, которое было бы связано с именем св. Риты Кашской, принадлежащей к числу самых почитаемых в Италии и во всем католическом мире исповедников веры. И это притом, что она была причислена к сонму блаженных лишь спустя 180 лет после своей кончины, а канонизирована еще 273-мя годами позже.

Итак, речь идет о святой, официальный процесс канонизации которой проходил чрезвычайно медленно (если учесть, что св. Антоний Падуанский, например, был канонизирован спустя год после своей смерти). И все же она является одной из наиболее почитаемых и часто призываемых личностей католического благочестия из-за совершившихся по ее заступничеству чудес и из-за ее столь человечной земной доли.

Ее именуют «святой невозможных дел», обращаясь к ней тогда, когда из болезни или жизненных трудностей человек оказывается в, казалось бы, безнадежной ситуации. И многократно случалось так, что по заступничеству св. Риты чудесным образом болезни отступали, а трудности разрешались.

Св. Рита родилась ок. 1381 г. в Роккопорене – горной деревушке, расположенной на высоте 710 м. над уровнем моря близ г. Кашья в провинции Перуджа. Ее родители – Антонио Лоттиус и Амата Ферри – поженились уже в довольно немолодом возрасте, и лишь после 22-х лет напрасных ожиданий у них родилась, наконец, дочь, принятая ими как дар самого Провидения.

Жизнь св. Риты была богата чудесными событиями, о которых, правда, рассказывают нам скорее предания, нежели достоверные свидетельства истории. Но ведь в основе любой легенды почти всегда лежат подлинные факты.

Так, например, рассказывают, что очень благочестивой матери св. Риты явился как-то ангел, возвестивший ей запоздалую беременность: у нее родится дочь, которую одна должна назвать Ритой. Не трудно, наверное, заметить сходства с историей рождения св. Иоанна Крестителя, родителям которого, достигшим уже почтенного возраста, его рождение и имя также было возвещено в видении.

Так как в Роккапорене не было храма с баптистерием, малышку Риту крестили в церкви св. Марии Простонародной в Кашье. С ее ранним детством также связано одно чудесное событие. Через несколько месяцев после рождения девочки начались полевые работы. Пока родители трудились в поле, ребенок лежал неподалеку в ивовой корзине. Однажды, когда св. Рита спала в тени какого-то дерева, а родители были заняты своей работой, пчелиный рой стал кружить над головой младенца, не причиняя ему никакого вреда. Несколько пчел заползали даже в открытый ротик и складывали там нектар. А в это время один из крестьян поранил себе руку серпом и, бросив работу, решил отправиться в Кашью к врачу. Проходя мимо корзины и увидев происходящее, он принялся отгонять пчел, и тут произошло нечто еще более чудесное: по мере того, как он размахивал руками, рана постепенно заживала, пока совершенно не зарубцевалась. Сам исцеленный и все жители Роккапорены признали произошедшее чудом.

Рита же росла послушным ребенком, а родители, со своей стороны, прививали столь долгожданной дочери живейшие религиозные чувства. Ее детство и отрочество прошли на тихих улочках Роккапорены, где ее семья обладала хорошим по местным меркам достатком и пользовалась всеобщим уважением. Антонио Лоттиус часто даже выступал в роли мирового судьи в гражданских спорах и в уголовных делах.

Уже в ранней юности у Риты явственно видны были признаки призвания к монашеской жизни. Свободные минуты она проводила в маленькой молельне, построенной по ее просьбе родителями, и при любой возможности спешила в монастырь св. Марии Магдалины, в котором, вероятно, жила ее родственница. Она также часто ходила в церковь св. Августина, избрав в качестве своих покровителей особенно почитавшихся там святых: самого св. Августина, св. Иоанна Крестителя и св. Николая Толентинского, канонизированного в 1446 г. И все же, когда ей было всего 13 лет, ее родители, вероятно, по каким-то причинам вынужденные так поступить, обещали выдать дочь замуж за Фернандо Манчини – парня из той же деревни, известного своим резким характером и запальчивостью и даже, как утверждают некоторые биографы св. Риты, грубостью и жестокостью.

Риту, горевшую иными желаниями, конечно же, не обрадовала предстоящая свадьба. Но в те времена браки зависели не столько от воли потенциальных супругов, сколько от интересов семьи. Так что девушке пришлось уступить настояниям родителей и пойти к алтарю с этим молодым офицером, командовавшим гарнизоном Колледжаконе, для которого, как скажут позднее, она станет «жертвой и женой».

Она терпеливо сносила его дурное обращение с ней, никогда никому не жаловалась и послушно просила у него разрешения даже на то, чтобы пойти в церковь. Родив двух мальчиков-близнецов и стойко отвечая нежностью на насилие, ей удалось-таки исправить характер мужа и смягчить его нрав. Этим переменам радовалась все Роккапорена, жители которой годами вынуждены были терпеть сумасбродства Фернандо.

Сыновья Джанджакомо Антонио и Паоло Мария воспитывались матерью в правилах, привитых ей ее собственными родителями. Но они не могли не усвоить и нравов кашского общества, помимо всего прочего узаконивавшего вендетту.

Спустя несколько лет после замужества (нам неизвестны точные даты), умерли престарелые родители Риты. Однажды вечером по дороге домой из Кашьи был убит ее муж. Убийцы, вероятно, кто-то из тех, кто не сумел простить ему прошлых обид, - специально поджидали его.

Рита пыталась скрыть от 15-летних уже сыновей, что их отец умер насильственной смертью, но с того драматического дня она жила в постоянном страхе за них. Убийцы супруга намеревались уничтожить всех членов семьи Манчини, а родственники мужа, со своей стороны, поклялись отомстить за Фернандо Манчини, так что ее дети обязательно были бы вовлечены в огонь кровной мести, грозивший вот-вот разгореться.

Согласно преданию, Рита, чтобы спасти их от подобной судьбы, молила Христа не допустить гибели душ ее сыновей, даже если для этого Он заберет их из этого мира: «Я дарю их Тебе, - говорила она. – Поступай с ними, как на то будет воля Твоя». Итак, год спустя братья тяжело заболели и умерли на руках у страдающей матери.

Здесь автору хотелось бы поделиться личными наблюдениями. Мне выпало родиться на юге Италии, и для некоторых местных регионов все еще характерна не только организованная преступность, но и такое явление, как кровная месть, периодически оставляющая после себя, точно, как во времена св. Риты, шлейф смертей с обеих сторон. Главное отличие наших времен заключается в том, что все чаще и чаще место убитых, арестованных или бежавших мужей занимают их жены, подстрекающие других членов семьи или банды к мести. Так у нас появляются женщины, руководящие мафией, каморрой (неаполитанская мафия – прим. пер.), ндрангетой (калабрийская мафия – прим. пер.), кровной местью и т.д. и т.п.

Рита же, напротив, видя разгорающееся пламя вендетты, просила Бога забрать сыновей, чтобы они не запятнали своих душ убийством.

Св. Рита – образцовый пример женщины, живущей в трудные времена. Она жила в трагический век, когда в Италии свирепствовали братоубийственные конфликты, эпидемии, голод, иностранные армии, вторжения которых не прекратились даже после Вальнеровой войны, и засухи. И без того нелегкую жизнь Риты Лоттиус еще более отяготила кровная месть, разрушив все то, что он созидала своей кротостью и терпением долгие годы. Но она не отчаялась, не провела остаток своих дней в безутешных слезах. Она нашла в себе силы бороться, остановить колесо вендетты и встать на защиту мира. Добрая слава вскоре стала окружать ее имя. Жители Роккапорены почитали ее как народную судью мира посреди волчьего логова, которое напоминали средневековые общины. Св. Рита стала яркой иллюстрацией роли женщины в обществе как хранительницы мира и справедливости.

После трагической гибели мужа и сыновей св. Рита обратилась к сестрам-августинкам кашского монастыря св. Марии Магдалины с просьбой о принятии в орден и, несмотря на все свои мольбы, трижды получала отказ. Нам трудно сегодня судить, чем именно руководствовались сестры, но, скорее всего, они просто боялись быть втянутыми в кровную вражду между двумя семействами. И лишь после публичного примирения между братьями Фернандо Манчини и его убийцами вдову, наконец, приняли в монастырь, и, по преданию, не без помощи чуда.

Той ночью Рита, как обычно, молилась на Скольо (продолговатом, напоминающем по форме шпору выступе горы, на сотню метров возвышающейся над Роккапореной). Неожиданно ей явились трое вышеназванных святых ее покровителей и перенесли в Кашью, опустив во двор монастыря. Когда утром сестры обнаружили ее молящейся у них на хорах и удостоверились, что ворота закрыты и ночью никто в них не входил, это чудо и улыбка святой убедили их, наконец, принять ее в монастырь.

Это случилось в 1407 г., когда Рите тогда было ок. 30-и лет. Она не умела читать, но ее все же назначили хористкой, т.е. одной из монахинь, которые, умея читать, рецитировали молитвы часослова за себя и остальных. Видимо, для нее делали исключение, когда употребляли другие молитвы помимо часослова.

Новая сестра влилась в общину, ведя жизнь в образцовой святости, проявляя любовь, благочестие и такое терпение, что очень скоро заслужила восхищение других монахинь. С особым благоговением читая повествования о Страстях Христовых, она жаждала разделить Его страдания, и это стало главной темой ее размышлений и молитв.

Иисус услышал ее молитвы, и в 1432 г., погруженная в созерцание перед распятием, она почувствовала, как в кожу ее лба вонзились шипы терния, оставив глубокую рану, которая со временем воспалилась и стала гноиться, обрекая святую на постоянную изоляцию.

Гной исчез лишь после паломничества в Рим, где монахини молились о скорейшем завершении процесса канонизации св. Николая Толентинского, начавшегося еще в предыдущем столетии. Это позволило Рите общаться с простыми людьми.

Она была настолько тесно внутренне связана с Крестом, что оставшиеся 15 лет ее жизни прошли в нескончаемых страданиях. С одной стороны, ее изнуряли напряженный труд и различные беды и горести, а с другой стороны, посты и самобичевание разного рода плетьми. Последние 4 года Рита провела в своем убогом ложе и ела так мало, что евхаристическое причастие, наверное, было ее единственной пищей.

И на этом конечном этапе ее жизни произошло еще одно чудо. Как-то уже прикованную к кровати больную пришла навестить ее родственница, которая, уходя, спросила ее, не принести ли ей в следующий раз чего-нибудь из Роккапорены. Рите попросила принести розу, на что родственница попыталась напомнить, что за окном давно наступила зима, но больная настаивала.

Вернувшись в Роккапорену, женщина вошла в сад и посреди розового куста увидела распустившуюся прекрасную белую розу. Изумленная родственника срезала цветок и, к удивлению всех сестер, принесла ее Рите в Кашью.

Так святая вдова, мать и сестра стала святой «терния» и «розы». До сих пор сохранился обычай благословлять в день ее памяти эти растения и раздавать их затем верующим.

Рита почила в Боге 22 мая 1447 г. под звон колоколов, как будто возвещавших ее «рождество» на небесах. По преданию, в день похорон, когда уже разнеслась слава о происходящих у ее тела чудесах, появились черные пчелы, которые не делают сотов, не производят мед и с тех пор вот уже пять веков живут на стенах монастыря св. Марии Магдалины.

Из особого почтения к памяти умершей ее тело не было погребено в земле, но, омытое и убранное в соответствии с обычаями тех времен, помещено в кипарисовом гробе. После пожара, во время которого гроб сгорел, но тело чудом совершенно не пострадало, его уместили в деревянном резьбовом саркофаге, изготовленном кашским плотником Ческо Барбари, исцелившимся когда-то по заступничеству святой.

В 1457 г. саркофаг был также украшен росписями Антонио да Норчья; на крышке была изображена сама святая в одеянии августинок, уснувшая смертным сном на драпе. Сегодня саркофаг хранится в базилике, построенной в 1937-1947 гг. Нетленное же тело покоится в прозрачной усыпальнице в часовне базилики-святилища св. Риты Кашской, куда ежедневно стекаются тысячи верующих.

Рядом с подушкой можно увидеть длинную надпись, рассказывающую о жизни «Умбрской Жемчужины», ее любви к кресту и различных эпизодах жизни святой монахини. Эта эпитафия написана на старо-умбрском диалекте и может быть особенно интересной для тех, кто хочет лучше познакомиться с духовным обликом св. Риты.

Необходимо также отметить, что тело чудесным образом не подвержено тлению и, в отличие от останков других святых, не высохло и не пожелтело, подобно пергаменту, и выглядит, как тело только что умершего человека. На лбу святой нет знаменитой раны, необъяснимым образом зажившей после смерти.

Вышесказанное документально подтверждено медицинскими заключениями, сделанными в ходе процесса беатификации, завершившегося в 1627 г. при папе Урбане VIII. С течением столетий почитание святой, прозванной «Роккапоренской Розой», ни на толику не угасло, и 24 мая 1900 г. папа Лев XIII торжественно причислил ее к лику святых.

Ее имя носит множество благотворительных движений, монастырей и церквей по всему миру. Существует также благочестивое объединение под названием «Дело св. Риты», в цели которого входит распространение и углубление культа святой, ознакомление с ее жизнью и духовностью, организация паломничеств. Среди осуществленных этой организацией предприятий можно назвать обустройство часовни в доме четы Манчини и строительство часовни «Священного Скольо» на месте явления св. Иоанна Крестителя, св. Августина и св. Николая Толентинского, роккапоренского святилища, детского дома и дома паломника.

Культ св. Риты Кашской сосредоточен вокруг святилища и монастыря в Кашье, которая вместе с Ассизи, Норчьей и Кортоной когда-то послужила колыбелью для великой умбрской святой.

Антонио Боррелли













.