Дорогие братья и сестры!
В наше время, полное дезинформации и поляризации, когда немногие центры силы контролируют беспрецедентную массу данных и информации, обращаюсь к вам с сознанием того, сколь необходима (причем сегодня более, чем когда-либо) ваша работа журналистов и коммуникаторов. Нужно ваше смелое усилие, чтобы поставить в центр коммуникации личную и коллективную ответственность перед ближним.
В свете Юбилея, который мы в этом году празднуем как пору благодати в столь неспокойное время, мне хотелось бы этим своим посланием призвать вас быть коммуникаторами надежды, начав с обновления вашего труда и миссии в духе Евангелия.
Сегодня слишком часто коммуникация рождает не надежду, а страх и отчаяние, предубеждение и обиду, фанатизм и даже ненависть. Слишком часто она упрощает действительность, чтобы вызвать инстинктивные реакции, использует слово как клинок и даже прибегает к ложной или искусно искаженной информации, чтобы вбрасывать известия, которые должны возбуждать души, провоцировать и ранить. Мне уже неоднократно приходилось говорить, что нужно «разоружить» коммуникацию, очистить ее от агрессии. Когда реальность сводят к слогану, это никогда не приносит добрых плодов. Все мы видим, как при коммуникации, начиная с телевизионных ток-шоу и заканчивая словесными войнами в социальных сетях, возникает риск возобладания парадигмы соперничества, противостояния, желания доминировать и владеть, манипулирования общественным мнением.
Есть и еще одно тревожное явление: то, которое можно было бы назвать «программируемым рассеянием внимания» посредством цифровых систем, которые, профилируя нас в духе логики рынка, изменяют наше восприятие действительности. Случается, что мы становимся зачастую бессильными свидетелями своего рода распыления интересов, и это в конечном счете подрывает основы нашего сообщества, саму способность работать вместе во благо всем, слушать друг друга, понимать чужие доводы. И тогда нам кажется, что мы нашли «врага», на которого следует наброситься словесно или который необходим нам для самоутверждения. И когда другой становится «врагом», когда мы затмеваем его лицо и достоинство, чтобы насмехаться над ним и издеваться, также уменьшается шанс породить надежду. Как учил нас дон Тонино Белло, все конфликты «коренятся в размывании лиц».[1] Нельзя поддаваться этой логике.
Надеяться и в самом деле совсем не просто. Жорж Бернанос говорил, что «надеются только те, кто осмелился разочароваться в иллюзиях и лжи, которые давали им уверенность и ошибочно принимались ими за надежду… Надежда – это риск, на который нужно пойти. Это риск из рисков».[2] Надежда – скрытая добродетель, упрямая и терпеливая. Однако для христиан надежда – не какой-то добровольный выбор, а непременное условие. Как Бенедикт XVI напоминал в энциклике «Spe salvi», надежда – это не пассивный оптимизм, а, напротив, «перформативная» добродетель, способная изменить жизнь: «Имеющий надежду живет иначе; ему дана новая жизнь» (п. 2).
В Первом послании Петра (3, 15) мы находим дивный синтез, в котором надежда сослагается со свидетельством и христианской коммуникацией: «Господа Бога святите в сердцах ваших, всегда готовые всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением». Мне хотелось бы остановиться на трех мыслях, которые мы можем почерпнуть из этих слов.
«Господа Бога святите в сердцах ваших»: у христианской надежды есть лицо, и это лицо воскресшего Господа. Его обетование всегда быть с нами посредством дара Святого Духа позволяет нам надеяться даже вопреки всякой надежде и видеть капельки добра, которые незримо имеются и тогда, когда все кажется потерянным.
Вторая мысль требует от нас готовности дать отчет в нашем уповании. Интересно заметить, что апостол призывает давать этот отчет в уповании «всякому». Христиане – это, в первую очередь, не те, кто «говорит» о Боге, а те, кто отражает красоту Его любви, новый способ переживания всего. И именно эта живая любовь вызывает вопрос и требует ответа: почему вы так живете? Почему вы такие?
Наконец, в словах св. Петра мы находим третью мысль: ответ на этот вопрос нужно дать «с кротостью и благоговением». Коммуникация христиан – и я бы сказал, коммуникация вообще – должна быть соткана из кротости и близости: стиль попутчиков по примеру величайшего Коммуникатора всех времен – Иисуса из Назарета, Который в дороге беседовал с двумя учениками из Эммауса, заставляя их сердца гореть от Его интерпретации событий в свете Писаний.
Поэтому я мечтаю о такой коммуникации, которая смогла бы сделать нас попутчиками для многих наших братьев и сестер, чтобы вновь зажечь в них надежду в такое неспокойное время. О коммуникации, способной обращаться к сердцу, вызывать не эмоциональную реакцию замыкания в себе и гнева, а поведение открытости и дружбы; способной настраивать на красоту и надежду даже в самых, казалось бы, отчаянных ситуациях, рождать самоотдачу, сочувствие, интерес к другим. О коммуникации, которая поможет нам «признавать достоинство каждого человека и вместе заботиться о нашем общем доме» (Окружное послание «Dilexit nos», 217).
Мечтаю о такой коммуникации, которая не продает иллюзии или страхи, а будет в состоянии дать основание для надежды. Мартин Лютер Кинг как-то сказал: «Если я смогу помочь кому-то, идя вперед, если смогу подбодрить кого-то словом или песней…, то проживу свою жизнь не напрасно».[3] Для этого мы должны исцелиться от «мании» протагонизма и самоотносимости, избегать риска одиночного говорения: хороший коммуникатор позволяет слушателю, читателю или зрителю стать сопричастником, близким, отыскать лучшее в себе и таким образом погрузиться в рассказываемые истории. Тем самым коммуникация помогает стать «паломниками надежды», как гласит девиз нынешнего Юбилея.
Надежда – это всегда проект общинный. Давайте на мгновение задумаемся о величии послания этого года благодати: оно призывает всех нас (действительно всех!) начать заново, позволить Богу поднять нас, заключить в Свои объятия и излить милосердие на нас. Во всем этом переплетается личное и общинное измерение. Мы вместе пускаемся в путь, совершаем паломничество вместе со столькими братьями и сестрами, вместе проходим через Святые врата.
У Юбилея есть много социальных последствий. Можно упомянуть хотя бы послание милосердия и надежды к проживающим в тюрьмах или призыв к близости и любви по отношению к страдающим и выброшенным на обочину.
Он также напоминает нам, что ставшие миротворцами «будут наречены сынами Божьими» (Мф 5, 9). Тем самым Юбилей открывает нас надежде, указывает на необходимость внимательной, кроткой, вдумчивой коммуникации, способной обозначить пути диалога. Поэтому призываю вас отыскать и рассказать множество историй о добре, забытых на полках хроник, подражать золотоискателям, которые без устали просеивают песок в поисках крошечного самородка. Прекрасно, когда удается отыскать такие семена надежды и показать их другим. Это помогает миру быть не таким глухим к воплю самых последних, не таким равнодушным и не таким замкнутым. Всегда умейте находить искры добра, вселяющие в нас надежду. Такая коммуникация может помочь ткать общность, дать нам почувствовать себя не такими одинокими, заново открыть для себя, как важно идти по пути вместе.
Дорогие братья и сестры, перед лицом головокружительных достижений техники призываю вас заботиться о своем сердце, т.е. о своей внутренней жизни. Что это значит? Дам вам лишь несколько подсказок.
Нужно быть кроткими и никогда не забывать лица другого, говорить к сердцам женщин и мужчин, ради служения которым вы выполняете свою работу.
Не позволять инстинктивным реакциям управлять вашей коммуникацией. Всегда сеять надежду, даже когда это трудно, когда это многого требует от вас, даже когда кажется, что это не приносит плода.
Стараться практиковать такую коммуникацию, которая способна исцелять раны нашего человечества.
Дать место упованию сердца, которое, как хрупкий, но стойкий цветок, не поддается жизненный ненастьям, а распускается и растет в самых немыслимых местах: в надеждах матерей, каждый день молящихся о том, чтобы увидеть своих сыновей, вернувшихся из фронтовых траншей; в надеждах отцов, проходящих сквозь тысячи угроз и бед в поисках лучшего будущего; в надеждах детей, способных играть, улыбаться и верить в жизнь даже среди руин войны и на бедных улицах трущоб.
Быть свидетелями и сеятелями коммуникации, свободной от вражды, распространяющей культуру заботы, строящей мосты и проникающей сквозь видимые и невидимые стены нашего времени.
Рассказывать истории, пропитанные надеждой, переживая сердцем за нашу общую судьбу и вместе записывая историю будущего.
Вы можете все это, и мы вместе можем сделать это по благодати Божьей, которую помогает нам в изобилии обрести этот Юбилей. Поэтому молюсь и благословляю каждого из вас и вашу работу.
Рим, у св. Иоанна на Латеране, 24 января 2025 г., в память св. Франциска Сальского.
Франциск