ГЛАВНАЯ
СТАТЬИ
НОВОСТИ
ГАЗЕТА
ПРИХОДЫ
О НАС
Газета "Кредо" №11-12(183-184)'10
Познаем основы веры
Какое величайшее из таинств?
 
Таинство Евхаристии – самое великое из всех таинств Церкви, она есть «источник и вершина всей христианской жизни» (LG). Величие тайны и непостижимое богатство этого таинства отражаются в различных названиях: Евхаристия (благодарение) - Вечеря Господня, cв. Месса, божественная литургия.
Святое причастие – главнейший, признаваемый всеми христианскими вероисповеданиями обряд; у православных, католиков, лютеран – Таинство, при котором верующие христиане вкушают Тело и Кровь Иисуса Христа под видом хлеба и вина, и, согласно их вероучению, через этот акт взаимной жертвенной любви соединяются непосредственно с самим Богом.
На Литургии этого таинства мы не просто молимся, как в личной или общей молитве, но под видом хлеба и вина встречаем реально присутствующего Господа, Который таким образом пожелал остаться с нами на все века. В этом таинстве мы воспоминаем дело нашего искупления от греха ценою крестной жертвы Иисуса Христа и, очищенные драгоценной кровью, становимся членами Его Тела через причастие.
Первый раз совершил Евхаристию Сам Иисус со Своими учениками на Тайной вечери и таким образом установил это таинство, чтобы непрерывно увековечивать Свою Жертву для нашего спасения, и поручил апостолам ее совершение «доколе Он придет».
Литургия св. Мессы состоит из литургии слова со слушанием слова Божьего, обращенного к нам, и литургии Евхаристии «с приношением хлеба и вина, анафорой, т.е. молитвой освящения, и причастием» (Ком. ККЦ, 277).
Служителем этого таинства является «священник (епископ или пресвитер)…, действующий в Лице Христа – Главы от имени Церкви» (Ком. ККЦ 278).
Но не только священник совершает Жертву Евхаристии: здесь «Жертва христова становится жертвой каждого члена Его Тела. Жизнь верных Христовых, их хвала, страдания, молитвы и труд слиты воедино с жизнью, хвалой, страданиями, молитвой и трудом Христа. … С Жертвой Христа соединяется и небесная Церковь» (Ком. ККЦ 281).
Логическим завершением св. Мессы является св. Причастие. Причащение Телу Христову – это пасхальный пир, за трапезой которого мы получаем духовную пищу и силу Божьей благодати для перенесения всех невзгод в нашем жизненном странствии, а также, по словам Господа, залог жизни вечной. Причастие, как говорили святые – это небо на земле, ибо мы обретаем Того, «Которого жаждет душа наша» (Песнь Песней), и мы пребываем в единстве с Тем, Которого узрим однажды лицом к лицу.
Перед величием этой тайны св. Августин восклицал: «О таинство Благочестия! О знамение единства! О узы любви!» И действительно, кто принимает Христа, становится частью Единого Тела Христова – Церкви, где соединяются ни формальным членством, ни человеческими узами, но только Духом Святым объединяются в дивную согласную семью Божью. Божественная же любовь Христова дает нам возможность видеть друг в друге брата и сестру, которые способны к взаимной чуткости, жертвенности и милосердию.
 
 О. Виктор Мессмер
Поздравляем!   
 
Как помнят, наверное, наши читатели, в номере за июль-август текущего года мы публиковали условия межъепархиального конкурса творческих работ на тему: «Евангелие от св. Луки», который был организован атырауской администратурой.
В итоге перед компетентным жюри встала нелегкая задача выбрать лучшие из множества прекрасных работ. Итак, вот имена победителей:
Младшая группа:
I место – Шим Лиана (4 кл.).
II место – Цой Марина (4 кл.).
III место – Трошкина Глория (2 кл.).
 
Старшая группа:
I место– Ткаченко Дарья (5 кл.).
II место – Цой Вера и Лолита Мушта (5 кл.).
III место – Шимкова Валерия (5 кл.).
 
В качестве наград победители получили фотоапараты, МР3-плееры, музыкальные центры МР3, детские Библии, мячики и дипломы. Организаторы благодарят всех участников и тех, кто помог им подготовить работы для конкруса и приглашают на свой сайт www.catholic-kazakhstan.org, где можно найти фотографии всех работ.
 
О. Петр Клюза
Европа на грани вымирания
 
С 30 сентября по 3 октября 2010 г. в хорватской столице г. Загребе прошло XL пленарное заседание Совета епископских конференций Европы (СЕКЕ).
 
В заседании совета приняли участие главы епископских конференций различных стран, представители Апостольского Престола, главы отдельных комиссий СЕКЕ и приглашенные гости. На сессии открытия присутствовал премьер- министр Хорватии Ядранка Косор, а президент страны Иво Йосипович принял всех участников встречи в своей резиденции. Конференцию католических епископов Казахстана, являющуюся постоянным гостем СЕКЕ, в Загребе представлял епископ Януш Калета, апостольский администратор Атырау.
В этом году главной темой заседания стали вопросы демографии и семьи. Обсуждались культурные, воспитательные и социальные аспекты демографического кризиса.
 
Демографическая зима
СЕКЕ получила от отдельных епископских конференций данные по названной выше проблематике, а директор Европейской сети Института семейной политики Лола Веларде подготовила на их основе соответствующий доклад. По ее мнению, «Европа вступила в демографическую зиму», так как средний коэффициент суммарной детности по субконтиненту составляет лишь 1,52 на одну женщину репродуктивного возраста, в то время как для нормальной смены поколений, по общепринятому мнению, он должен составлять не менее 2,1. В наихудшем демографическом положении оказалось Словения, где данный коэффициент составляет всего 1,2, а в наилучшем положение Исландия с 2,2. Помимо этого островного государства, результат выше 2,0 зарегистрирован только во Франции и Швеции.
Количество жителей Европы старше 65 лет на 3,4 млн. превышает количество молодежи. К 2050 г. при постоянном числе работоспособного населения уменьшится число детей младше 14 лет, а число людей старше 65 в европейских странах будет составлять 1/4, а кое-где и 1/3 от общего числа граждан.
 Кроме того, возрастает количество внебрачных детей, доля которых в некоторых странах (Исландия, Эстония, Норвегия, Швеция, Болгария, Франция, Словения) превышает уже 50% от общего числа. Бездетные семьи составляют 41%, семьи с одним ребенком – 27%, с двумя – 24%, с тремя – 6%, с четырьмя и более детьми – 2% (причем в 35% многодетных семей есть только один родитель!). Большое число детей рождается только в тех семьях, в которых мать отличается ревностной религиозностью.
На 90% прирост населения Европы обеспечивается иммиграция из других частей света, и лишь на 10% рождаемостью среди самих европейцев. Наибольшее число иммигрантов проживает в Германии (7,1 млн.), Испании (5,6 млн.), Великобритании (4 млн.), в Италии (3,9 млн.) и во Франции (3,7 млн.).
Демографическую ситуацию еще более усугубляет искусственное прерывание беременности. В 2008 г. в Старом свете было проведено 2,9 млн. абортов, т.е. 327 в час и 7468 в день. В России на десять родов приходится 8 абортов, а в таких странах как Румыния, Эстония и Болгария – по 5. В Европе погибает каждый четвертый зачатый ребенок, и главная причина такой высокой смертности – аборты. Только на Мальте и в Ирландии прерывание беременности не позволено законом.
Если нынешние демографические тенденции сохранятся, то к 2050 г. население России уменьшится на 15 млн. человек, Украины – 8,4 млн., Германии – 7,3 млн., Польши – 4,9 млн. Одновременно рост количества жителей главным образом благодаря иммиграции будет отмечен в Ирландии (на 2 млн.), Франции (6,3 млн.), Испании (7, 2 млн.) и Великобритании (12,5 млн.).
В Евросоюзе только на Мальте расторжение брака запрещено законом, в большинстве же стран возможны даже так называемые экспресс-разводы, что оказывает очевидное влияние на рост числа распавшихся семей. Более того, пять государств (Испания, Бельгия, Голландия, Норвегия и Швеция) законодательно приравняли гомосексуальные союзы к обычным бракам.
По мнению прелата Карлоса Симона Вазкеза, заместителя секретаря Папского совета по делам семьи, мы столкнулись с последствиями «антропоцентрической революции», в результате которой «сексуальность была сведена до похоти, деторождение – до практичности, а семья – до личного дела каждого». Чтобы изменить сложившуюся ситуацию, Церковь предлагает проводить политику, отвечающую реальным потребностям семьи.
Говоря о причинах «демографической зимы», прелат указал на распространение потребленческой морали среди молодежи, противозачаточных средств, обесценивание материнства, представления о том, что самореализация женщины возможна главным образом путем профессиональной карьеры. Все это влечет за собой ослабление семьи, образцом которой стала пара или даже один из родителей с одним ребенком. Старение населения, связанное с повышением продолжительности жизни, вынуждает правительства инвестировать больше в дома престарелых, чем в дошкольные, школьные и воспитательные учреждения для детей. Чтобы найти необходимые бюджетные средства, приходится прибегать к увеличению пенсионного возраста.
Не всегда законодательные и налоговые системы действительно поддерживают родителей. «Наиболее высокий риск грозит семье в тех странах, где забыты традиции и ценности. Там родители легче отказываются от своей воспитательной роли», - отметил о. Симон.
Он напомнил также, что конституции всех европейских стран декларируют защиты брака и семьи. Прелат подчеркнул, что «законодательная и налоговая поддержка семей обычно бывает спорадична и связана с борьбой с бедностью. Т.е. семье помогают не потому, что она является основополагающей ячейкой общества, но лишь для того, чтобы решить проблемы бедности». В этом смысле лучшей можно назвать скандинавскую модель, которая действительно способствует детности семей и, в то же время, обеспечивает высокое качество заботы о престарелых.
Когда Церковь высказывается по демографическим вопросам, то затрагивает проблемы не только супружеской жизни, но и жизни общественности. Важно, чтобы супруги понимали, что передача жизни – это не просто их частное дело, что она имеет общественное значение, служа общему благу и государству в целом. Душепопечительство должно рассматривать семьи не только как неотъемлемые составляющие Церкви, но и как столпы общества, так как именно в семье человек получает жизнь и усваивает общепризнанные добродетели, превращается в гражданина, учится любить и т.д. Без семьи лишенный своей естественной среды человек легче становится жертвой манипуляции и одиночества.
Как уже говорилось выше, Церковь полагает, что улучшить ситуацию могла бы политика, отвечающая реальным потребностям семей. Но более всего они нуждаются в энтузиазме – энергии, ниспосылаемой Богом тем, кто в Нем живет. «Вдохновляемый Богом человек полон радости, а значит, и надежды. А потому он в состоянии нести ответственность, действовать во благо всех, активно участвовать в делах общества и отстаивать жизнь», убеждал председатель СЕКЕ кардинал Эрдё.
«Кризис семьи – это, в действительности, один из аспектов кризиса культуры. Ведь если мы живем «в» и «для» настоящего момента, но теряем не только интеллектуальную, но и биологическую и психологическую связь с прошлым». Европа сегодня переживает «кризис самосознания», поразивший не только отдельные страны, но и саму идею общей Европы. «Когда систематически отвергается существование Бога, то тем самым отвергается и возможность построения жизни и общественных структур на солидном основании, которое бы не создавалось только мнением немногочисленной кучки людей или группы послов. Европе нужен Бог, нужна живая память о своих корнях, чтобы она могла смотреть в будущее с реализмом и надеждой», подчеркнул архиепископ Эстергомский и Будапештский.
 
Обсерватория дискриминации
Епископам представили также проект Обсерватории нетерпимости и дискриминации христиан в Европе www. intoleranceagainstchristians.eu. Координатором проекта, реализуемого агентством Kairós Consulting, стал венгерский епископ Андрас Верес. Дискриминацией будут признаваться случаи преступлений, совершенных из ненависти к христианам, нарушений права на свободу совести и самовыражения и на свободу вероисповедания, в том числе и в институциональном измерении, и т.д. Как проявления нетерпимости рассматриваться будут действия, направленные на маргинализацию христиан, такие как исключение их и христианских символов из публичной сферы, насмешки и издевательства над верующими во Христа или их игнорирование в СМИ.
Обсерватория будет не только вести мониторинг ситуации, пробуждать общественное сознание в этой сфере, передавать собранные данные учреждениям, неправительственным организациям и средствам информации, а также создавать благоприятную атмосферу для христианской миссии и евангелизации. Она должна также бороться с антихристианскими и особенно антикатолическими предубеждениями, добиваться равных прав для всех, в том числе и для христиан, защищать права последних, помогать жертвам дискриминации добиваться справедливости и найти тех, кто мог бы поддержать их в этом.
Кардинал Эрдё пояснил, что обсерватория создается не с полемическими целями. Она должна служить созиданию общества, с большим уважением относящегося к свободе вероисповедания, сознающего и признающего свои корни и принципы здоровой светскости.
 
Другие темы
В ходе заседания СЕКЕ говорилось также о том вызове, который бросают Церкви и всему обществу секты, закрытые на какой бы то ни было диалог. Не осталась без внимания и проблема цыган, составляющих «самое многочисленное меньшинство в Европе». Кроме того, особое внимание было уделено вопросам подготовки XXVI Всемирного дня молодежи в Мадриде.
В проделанной работе отчитались главы четырех комиссий СЕКЕ: по делам СМИ (епископ Жан-Мишель ди Фалько, «Caritas in veritate» (епископ Джампаоло Крепальди), по делам призваний (епископ Войчех Поляк) и по делам катехизации и образовательных учреждений (архиепископ Винсент Николс). Кроме того, обсуждалась возможность создания европейского церковного портала и организации Европейской общественной недели.
 
 
На основе репортажа
Павла Белиньски, KAI
Интернет о естественном планировании семьи
 
В связи с прошедшим заседанием СЕКЕ возникает вопрос, какую роль Церковь и христианство вообще играет в решении демографической проблемы в Европе и в Казахстане?
 
Обычно Католическая Церковь занимается обучением кандидатов в супружество, проводит курсы подготовки молодых людей к этому очень важному в их жизни шагу. К сожалению, у нас нет больших возможностей и специалистов, чтобы проводить такие курсы на должном уровне. Поэтому мы с надеждой смотрим на ресурсы, доступные во всемирной паутине, где их сейчас не мало.
Хочу обратить ваше внимание на сайт «Экологическое супружество». Это сайт о естественных методах планирования семьи; информация на нем изложена понятным и доступным языком. Адрес сайта: www.eps-metod.ru.
Особенно интересными и полезными, на мой взгляд, являются радиопередачи «Здоровая семья», которые можно услышать, зайдя на сайт «Естественное планирование семьи» http://www. nfp-russia.ru/?out=video. Эти программы поделены на циклы, посвященные периоду полового созревания, женскому циклу, гормональной контрацепции, защите от различных инфекций, целомудрию, жизни мужчин и женщин, одиночеству и т.д. Доктор медицинских наук Самарина В. Н. по христианскому радио «Мария» и во время семинара в Якутии, посвященному физиологии планирования семьи, дает ответы на многие вопросы. Это может быть очень полезным для людей, посещающих курсы по подготовке к браку, и просто тем, кто достиг определенного возраста и хочет приобрести основные знания в данной области или углубить их.
Тем, у кого нет доступа к скоростному интернету, мы могли бы выслать эти материалы на диске CD – обращайтесь: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. .
Достаточно много информации можно найти на сайте Центра поддержки женщин http://caritas.vladivostok.ru/broshures.htm. Это социально-психологическая программа католического прихода Пресвятой Богородицы в г. Владивостоке, в России. На сайте размещено множество статей, посвященных проблемам семьи, защиты жизни ребенка, супружеской этики, естественных методов планирования семьи, а также такие работы, как «Аборт и Библия», «Христиане и контрацепция», «Христианская реакция на аборт». Кроме того, здесь вы найдете архивные номера газеты «Принять жизнь» http://caritas.vladivostok.ru/gazeti.htm.
И конечно же, мы приглашаем вас на наш сайт http://catholickazakhstan.org/Npr/index.htm, где можно найти ссылки и множество материалов по этой теме.
 
Мен И. К
Верный путь жизни  
 
3 октября участники XL пленарного заседания СЕКЕ отслужили в кафедральном соборе Загреба св. Мессу, приуроченную к завершению празднования 50 летней годовщины со дня смерти бл. Алоизие Степинаца, архиепископа Загребского и кардинала.
 
Участники встречи помолились у его саркофага, расположенного в пресвитерии, о скорейшей канонизации этого мученика эпохи коммунистического режима. Кардинал Эрдё в своей проповеди назвал его образцом для сегодняшних епископов и для всех жителей Европы, который указывает нам «верный путь христианской жизни в этом сложном мире». Кардинал Алоизие Степинац родился в 1898 г. в деревне Брезарич, в 40 километрах от Загреба, в большой семье (кроме него было еще 7 детей). После окончания гимназии в Загребе в 1916 г. хотел поступить в семинарию, однако был призван в австрийскую армию и отправлен на итальянский фронт, где вскоре попал в плен. В начале 20-х гг. вернулся в Хорватию, включённую после Первой мировой войны в состав Королевства сербов, хорватов и словенцев, позднее Королевства Югославия, и поступил на факультет теологии Загребского Университета. В 1926-1931 гг. продолжал обучение в Риме, после чего получил докторскую степень по философии и теологии и принял духовный сан.
Несколько лет он работал в Загребе помощником загребского архиепископа Антуна Бауэра. В 1934 г. Степинац стал епископом, а в 1937 г., после смерти Бауэра, стал загребским архиепископом. После начала Второй мировой войны Хорватия оказалась оккупированной гитлеровской армией, власть в стране перешла к фашистскому движению усташей, объявивших о создании «Независимого государства Хорватия». Он, как и многие хорваты, видел поначалу в усташах силу, способную восстановить независимость страны и освободить её от подчинения сербам.
Отношение архиепископа к режиму усташей начало меняться после разворачивания ими в стране террора против сербов, евреев и цыган. Поначалу Степинац писал к лидеру усташей Анте Павеличу письма, в которых описывал усташеские преступления, добавляя: «Я уверен, что это происходит вне вашего знания». Убедившись, что письма остаются без ответа, Степинац начал произносить в загребском соборе проповеди, направленные против принципов усташеского нацизма. В проповеди от 14 марта 1943 г. он говорил: «Каждый человек, независимо от того к какой расе и народу он принадлежит, несет на себе печать Бога-Творца и имеет свои неотъемлемые права, которые от него не может самовольно отнимать или их ограничивать никакая человеческая власть».
За время правления усташей Степинац спас от смерти большое число еврее, укрыв их в церковных владениях; с его ведома католическая благотворительная организация «Каритас» спасла более тысячи сербских сирот.
После окончания Второй мировой войны к власти в Югославии пришли коммунисты, начавшие политику преследования Церкви. Степинац резко критиковал гонения, 23 сентября 1945 г. он подписал письмо католических епископов Югославии, где выражался протест коммунистическому правительству Тито против закрытия Церквей и преследования духовенства. В следующем году он был арестован и обвинен в сотрудничестве с усташами, после чего приговорен к 16 годам тюрьмы. Многие как в Хорватии, так и за пределами страны, считали этот приговор местью режима Тито за критику. Югославский коммунист Милован Джилас говорил:
«Сказать правду, я думаю, и не только я, что Степинац – цельный человек, с твердым характером, которого невозможно сломать. Он был действительно несправедливо обвинён, но сколько раз случалось в истории, что люди были осуждены исходя из политической необходимости».
Пять лет он провел в тюрьме Лепоглава, затем был переведён под домашний арест в родное село. В 1953 г. Папа Римский Пий XII возвел Степинаца в звание кардинала, однако находящийся под арестом кардинал так и не смог лично участвовать в церемонии. 10 февраля 1960 г. Степинац скончался от болезней, полученных им в тюрьме.
В тяжелейших условиях, когда у власти в стране последовательно находились два тоталитарных режима, Степинац вел себя с неизменным достоинством. Он протестовал как против преступлений усташей против человечества, так и против коммунистических гонений на Церковь. Также в заслугу ему ставят действия по спасению тысяч евреев и сербов во время нацистского террора. Католическая Церковь считает Степинаца мучеником, пострадавшим от рук коммунистического режима.
 
По материалам Википедии — свободной энциклопедии
Епархия в Алматы
В Талдыкоргане новый Храм
 
Огромную радость испытывали талдыкорганские католики, когда 19 сентября 2010 г. в этом городе был освящен новый храм Пресвятой Девы Марии. Этого события все ждали давно.
 
Католическая община существовала здесь с 1936 г., когда в Талдыкоргане оказались депортированные католики-поляки. Верующих стало еще больше в 1939-1941 гг., когда та же участь постигла немцев и украинцев. Верующие собирались тайно на общую молитву в частных домах: в самом городе – у Лаос Е. Н. (нем- цы) и Багинской П. Ф. (поляки), в с. Чубар – у Розбицкой Е., в с. Буденном у Запольской К.Ф.
23 августа 1984 г. в г. Талдыкорган был официально зарегистрирован римско-католический приход св. Девы Марии. Верующие купили маленький домик по ул. Архитектурная, 36. Во время богослужения молились по-немецки, по-польски и по-русски. Вскоре в молитвенный дом стали съезжаться и католики из близлежащих поселков.
В 1999 г. о. Клаудиуш Михальски (ОFM) купил другой дом по ул. Биржан-сал, 149. Первый этаж реконструировали и переделали под часовню, где св. Месса служилась до сих пор. Дом снаружи ничем не отличался от обычных до- мов, да и места для проведения св. Мессы со временем стало недостаточно. 30 апреля 2000 г. состоялось торжественное освящение часовни св. Иоанна Крестителя, которое совершил епископ Генри Феофил Хованец (ОFM), тогда еще алматинский апостольский администратор. Декретом от 1 августа 2002 г. приходу было возвращено историческое имя Пресвятой Девы Марии.
А 7 мая 2006 г. состоялся обряд освящение краеугольного камня для нового храма и наш настоятель о. Дэвид Гаа (ОFM), брат Франческо Галиано (ОFM) и прихожанин Александр Полянский (26 сентября этого года его внучка первой приняла крещение в только что освященной церкви) начали строительство. Предстояло проделать огромную работу. Необходимо было найти спонсоров, и они откликнулись со всего мира: США, Германия, Польша, Италия, нунциатура Св. Престола, епархия Пресвятой Троицы в Алматы и др.
«Каждый прихожанин помогал, чем мог, - говорил настоятель о. Дэвид. - Особенно хочу отметить бабушек: они - живые “камни” Церкви - ежедневной молитвой и пожертвованиями “на кирпичик” поддерживали строительство».
И вот настал исторический момент: в 11:00 19 сентября 2010 г. Генрих Феофил Хованец, епископ Епархии Пресвятой Троицы в Алматы совершил обряд освящения нового храма Пресвятой Девы Марии. Помимо поместного ординария и пяти священников присутствовало также множество гостей из разных стран: США, Польши, Южной Кореи, Алматы, Талгара, представители Православной Церкви и местной протестантской общины, городского акимата, строительных организаций и т. д.
В проповеди его преосвященство сказал: «Церковь – это здание, посвященное Богу как место молитвы. Церковь – это место, где община верных Христовых собирается вместе, чтобы совместно и лично восхвалять Бога. Да, тело воскресшего Христа стало духовным храмом, местом присутствия Божьего (ср. Ин 1, 14) и поклонения Ему в духе и истине (ср. Ин 4, 21сл.). Об этом сказал Иисус Самарянке в сегодняшнем Евангелии: “Настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе. Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине” (Ин 4, 23-24). Горница, где Иисус совершил Тайную вечерю со Своими учениками, была первым христианским храмом, о чем говорилось в первом чтении из книги Деяний святых апостолов (2, 42-47). В первом послании к Коринфянам апостол Павел говорит нам: “Хлеб, который преломляем, не есть ли приобщение Тела Христова? Один хлеб, и мы многие одно тело; ибо все причащаемся от одного хлеба” (10, 16). Причащаясь Телу Христову, христиане соединяются со Христом и друг с другом. В Евхаристии осуществляется единство Церкви во Христе (ср. 1 Кор 12, 12). Пусть эта Церковь станет центром приходской жизни. Здесь в таинстве крещения человек родится духовно, чтобы стать чадом Божиим. Здесь в таинстве брака Бог благословит союз любви между мужчиной и женщиной, чтобы он был плодотворным источником святости. Здесь в таинстве примирения Христос, посредством священиков, дарует прощение грехов кающимся грешникам. Здесь в воскресной св. Мессе вы будете питать свою душу словом Божьим и Телом и Кровью Иисуса Христа. Эта церковь – также ваша духовная семья, где вы можете встречаться со своими братьями и сёстрами во Христе, чтобы возрастать в любви к Богу и ближнему, и стать одним сердцем и одной душой во Христе».
 
Слава Иисусу Христу!!!
 
Я благодарна Господу Богу за то, что Он дал мне немного здоровья, и я дожила до этого торжества – освящения нашего нового храма. Мне 87 лет, всех своих четверых детей возили крестить в Украину. Очень жаль, что мой муж, с которым мы прожили 65 лет, не дожил до этого дня. У нас дружная верующая семья. Наши предки, депортированные поляки из Украины, тайком привезли с собой иконы, распятья, молитвенники, рукописные песенники на польском языке. Религию впитывали с молоком матери. В нашем доме многие годы собирались тайно на молитву, свекровь крестила детей и взрослых. Из Украины моя мама каждый год перед Рождеством или Пасхой присылала «облатки», которыми мы делились с сестрами и братьями. К нам тайно приезжали и служили св. Мессы священники о. Серафим Кашуба и о. Юрий Потерейко. В нашем доме есть маленький семейный алтарь. Я рада, что настало время, когда мы можем открыто молиться в храме.
Господь Бог услышал наши ежедневные молитвы, и теперь у нас есть красивый храм, в котором можно принимать все таинства. Главное, чтобы были верующие. Необыкновенной красоты дарохранительница, мраморный алтарь, статуя Девы Марии Гваделупской, Иоанна Крестителя, крещальня у входа. А снаружи две белые статуи св. Клары и св. Франциска. Огромное спасибо о. Дэвиду за его нелегкий труд, всем спонсорам и строителям. Пусть Господь Бог их благословит и даст им крепкое здоровье на многие годы. Прошу Господа, чтобы Он дал и мне здоровья, и я могла почаще приходить молиться в храм.
 
Цезара Багинская
 
Возлюбленные братья и сестры во Христе! Мы, прихожане талдыкорганской церкви Пресвятой Девы Марии, испытали огромную радость, которой хотим поделиться со всеми вами.
 
19 сентября епископ Генри Феофил Хованец освятил новую Церковь, о постройке которой мы молились не менее 10 лет. Как приятно ощущать, что Бог отвечает на молитвы, нужно только проявить терпение и настойчивость. Около семи лет назад мы предлагали нашему настоятелю о. Антону Крачуновскому прекратить молиться о постройке храма из-за ее не перспективности, но он, слава Богу, отказался. И мы продолжали молиться, часто даже машинально. И вот стараниями о. Клаудиуша и о. Антона, сестры Татьяны Вильгоцкой (ныне покойной), о. Дэвида Гаа, бр. Франческо Галиано и прихожанина Александра Полянского и многих других людей нашего и многих других приходов, спонсоров со всего мира, имена которых мы даже не упомним (но Ты, Боже, знаешь и щедро их вознаградишь), стоит наша новая церковь. Теперь всякий, проходя мимо нашей Церкви, останавливаясь, любуется и восхищается ею.
Особенно потрудился горячо любимый настоятель о. Дэвид Гаа. Сколько бессонных ночей он провел, сколько отдал здоровья, сил, нервов, терпения. Все продумано до мельчайших подробностей. Помимо своей неописуемой красоты, здание очень практично, удобно. И это при том, что когда о. Дэвид начинал служить у нас, он не говорил ни слова по-русски. Но еще до завершения строительства ему пришлось вернуться на родину. Мы и плакали и переживали из-за того, что он не откроет двери своего храма, в который столько вложил от богатства своей огромной души. И только накануне освящения мы узнали, что он все же приедет на праздник. Мы были на седьмом небе от счастья: он не только был на освящении, но и пробыл с нами несколько дней, поездил по деревням, проведал бабушек. Так все красиво, так сердечно, так мирно. Как благ Господь! Как милосерд! Мы имели возможность поблагодарить о. Дэвида за его труды. Благослови его, милосердный Боже, позаботься о нем и продли его дни во здравии на этой грешной земле, которая так нуждается в таких святых священниках, как о. Дэвид.
Рады приветствовать нашего нового настоятеля о. Рафаэля Невольника. Желаем ему от всего сердца раскрыть свои таланты, желаем сил, крепости и мудрости служить людям, отдать себя без остатка ради прославления имени Господа нашего Иисуса Христа. Аминь.
 
Вера Трофименко
Наша почта
Благодарение Богу
 
Laudetur Iesus Christus!
 
Глубоко уважаемая редакция «Кредо»!
Желаю вам плодотворной работы, наполненной Божественным миром в ваших добрых сердцах. Да царит в вас мир Иисусовый! Об этом я молюсь в своих молитвах!
Благодарю вас за вашу работу. Читаю и радуюсь, что в Казахстане Католическая Церковь может свободно трудиться, расти и распространять Евангелие. Это великая благодать, ниспосланная нам Господом! Мне вспоминается один эпизод из моей жизни. Однажды в Алматы, отпустив молодежь после катехизации, я закладывала кирпичами тайник с книгами, устроенный в углу церковного подвала. Эти книги были самиздатовскими, отпечатанными на машинке или размноженными с помощью фотоаппарата. Кладя кирпичи, я шептала: «Господи, когда же кончатся эти преследования? Дай, даруй нам свободу!» Это было в 1987 г.
Милостивый Бог даровал свободу и моей родной Литве, и Казахстану. Благодарение Ему за это. Сегодня нужно молить Господа помочь нам правильно и ответственно использовать эту свободу, соблюдая Его заповеди!
Всего вам наилучшего! С Богом!
 
С. Дануте Йоне (ACJ)
 
Верующий христианин не может быть масоном?
 
Интервью с Буркгардтом Гориссеном
 
- Когда вы официально стали вольным каменщиком?
- Меня приняли в ложу в Кельне 22 января 1997 г. Впервые войдя в здание ложи, я увидел там собрание почтенных старцев и услышал и выслушал обязательную лекцию о «Волшебной флейте» Моцарта.
- Почему вы решили вступить в ложу?
- Со мной произошло то же, что и со многими моими сверстниками. Как дитя своего времени я был заперт в этом мире, слепо следуя веренице атеистических постулатов и не пытаясь критически их осмыслить. Интересно, насколько интеллектуалы нашего времени зависят от идейных шаблонов и обороняют их предрассудки, как чуть ли не мессианское обетование. При этом я не был атеистом, который просто отрицает Бога. Впрочем, атеист – это, строго говоря, не неверующий; он ставит под вопрос существование Бога, но все же при этом как раз-таки признает Его существование. Атеист – это подлинный богоискатель, даже если и с негативной стороны. В этом смысле он всегда готов к обращению.
И я как искатель пришел к вольным каменщикам, которые требуют от кандидата веры в Бога. В «Древних уставах», т.е. в кодексе вольных каменщиков, составленном досточтимым Джеймсом Андерсоном в 1723 г., сказано: «Каменщик самим занятием своим призван соблюдать нравственный закон, и, если он верно понимает свое искусство, то уже не будет более ни глупым безбожником, ни безверным развратником».
Масоны называют себя «гуманистическим братством». Но это только полправды. Гуманистическому объединению не нужны ритуалы, а ведь именно последние отличают вольных каменщиков от других филантропических организаций. Ротари, Общество Льва или “Amnesty International” – все они действуют под знаменем гуманизма.
Какого рода людей можно встретить в ложах? Гете, Моцарт, Лессинг и множество других исторических лиц были вольными каменщиками. Нынешние масоны сохранили тот же высокий уровень или же выродились в обычных обывателей?
Мне кажется, есть четкая разница между каменщиками прошлого и современными. Сегодня масонство живет своей славной историей.
В нынешних ложах, по крайней мере, немецких, выдающиеся личности встречаются реже белых ворон. Если раньше можно было сказать: «Здесь веет вольный дух», то сейчас было бы честнее признаться: «Здесь тлеет мелкая душонка». Если прежние масоны были поджигателями, то сегодняшние – это скорее простые обыватели. Но эти обыватели, и их нельзя недооценивать, имеют немалое влияние по всему миру и способны пагубно воздействовать на душу и дух, в чем я убедился на собственном опыте.
-Убожество и мещанство можно найти и в Церкви…
Да, мне не раз приходилось слышать данное замечание. Но никто не находит, что возразить, когда я говорю, что существует огромная разница между мирскими объединениями и Церковью, т.е. Самим Иисусом Христом. Как бы печальны не были возможные побочные явления, они все же остаются побочными явлениями. В конечном счете, дело не в том, был ли господин Х одет в красивое литургическое одеяние, а в том, жил ли я лично моим христианством в мире.
Что именно составляет сущность, содержание масонства? Разве это не строго структурированная религия, зиждущаяся на столпах человечности, терпимости и таинственного символизма?
Вольные каменщики отрицают, что создают собой религию. Комиссия бундестага после соответствующих исследований также пришла к выводу, что масонство не является ни партией, ни религией. Знала ли эта комиссия, на самом деле, о чем она говорит?
Когда стульный мастер, т.е. глава ложи, принимает кого-нибудь в ряды вольных каменщиков, он кладет на грудь кандидата иглу циркуля и затем трижды бьет по этому циркулю молотком, со словами: «Во имя великого плотника всех миров, по поручению великой ложи свободных и принятых каменщиков Германии, в силу моих полномочий стульного мастера этой праведной и совершенной ложи, я принимаю и возвожу вас в вольные каменщики».
В таком случае возникает вопрос: разве это не настоящее посвящение?
Кто этот «великий плотник всех миров», покрыто мраком. При более тщательном рассмотрении, он сильно смахивает на гностического божка. Вольные каменщики не признают богосыновства Христа. Отсюда со всей очевидностью следует, что верующий христианин не может быть масоном.
Правда, я получил несколько писем от католиков, которые полагали, что могут совместить свою веру с масонством. Я могу лишь предостеречь всех перед этим заблуждением. Если я говорю, что Иисус Христос – это просто основатель религии и пророк, наподобие Будды, Магомета, Заратустры и Пифагора, то тем самым я отрекаюсь от Библии и делаю Иисуса обычным человеком, одним из множества других, и именно это и делают вольные каменщики.
 
Продолжение следует „Der Fels”, 7/2010
 
Кто мой ближний
Психологическая и духовная помощь человеку  
 
В какой мере можно помочь человеку психологической терапией, и в какой мере следовало бы ссылаться на духовную жизнь? Как определить, в какой именно помощи нуждается тот или иной человек?
И при психологическом, и при духовном подходе мы имеем дело с одним и тем же человеком. Нельзя как-то определенно вычленить психологическую или духовную сторону его личности. Человек – это единое целое, внутренне спаянное и интегральное. Любая помощь должна исходить из этого внутреннего единства и опираться на него. Внутренняя дезинтеграция, разлад между психикой и духом всегда является признаком некоего заболевания, проявляющегося как в психической, так и духовной сферах. Поэтому любой вид помощи должен предполагать внутреннюю целостность человека. Если психолог будет конкурировать со священником или, наоборот, священник с психологом, жертвой станет их «пациент». И терапевт, и священник должны быть лояльны к человеку. Психолог, не считающийся с человеческой совестью, не считается и со своим клиентом так же, как и священник, пренебрегающий психическими процессами, происходящими в человеке. Религиозное давление, не принимающее во внимание психологическое состояние человека, зачастую мешает ему придти к Богу, чем помогает. Бог сотворил не только бессмертные души, но также психику и тело.
Можно сказать, что ключом к решению людских проблем является правда о человеке. Она освобождает его. Но подлинная правда о человеке состоит не в том, что он страдает, блуждает и не имеет в себе сил, а, прежде всего, в вечной и личностной любви Бога к человеку. «В самом основании бытия, в самом основании реальности… лежит любовь в смысле общения личностей… Человек зарождается именно в этой любви. Поэтому мы существуем лишь настолько, насколько любимы… Можно сказать, что мы… утопаем в отцовской любви. Все творение, нас окружающее, все, что с чем мы встречаемся, зародилось в бесконечной любви» (Жан Даниелю /SI/). Любовь – вот главный ключ к эффективной помощи человеку. Если мы откроем для себя такую любовь, примем ее и будем ей жить, то она станет для нас основным путем решения людских проблем. Любовь Божья – это целительный источник примирения с самим собой и всей своей жизнью, источник взаимопонимания и единения с другим человеком.
Если говорить о методике помощи человеку, то она, как мне кажется, должна заключаться, в первую очередь, в том, чтобы помочь ему вновь открыть для себя свою жизнь как «место» проявления любви. Любовь Божественная и человеческая вплетена во всю историю жизни каждого отдельного человека. А история – это не только прошлое, но и настоящее и будущее. А ведь нас интересует именно вся человеческая жизнь: с рождения и до самой смерти. Благодаря пониманию цели и смысла своего существования мы начинаем понимать себя самих и можем смириться с собой, ближними и Богом.
Мы должны учиться распознавать все аспекты собственной жизненной истории: дар Божьей любви, обычную человеческую симпатию и любовь (даже если она далеко несовершенна), все природные таланты, духовный опыт и т.д. Но с другой стороны, мы должны видеть и все тяжелое, болезненное и позорное: личные раны (особенно раны любви), ошибки, грехи, неудачи, утраты…
Столкновение с собственной историей неприятно поразило бы нас, если бы сосредоточились только на ее негативной стороне. И наоборот, смотреть сквозь розовое стекло значило поддаться самообману и иллюзии. Всесторонний анализ нашей жизни даст нам ключ к целостному пониманию самих себя и эффективному решению наших проблем. Христианин взирает на свое прошлое, настоящее и будущее сквозь призму размышления над словом Божьим. Молитва – это пересечение двух историй: великой истории искупления и личной истории человека. Это слияние моей личной истории с историей спасения.
 
Из: Ю. Аугустин (SJ),
«Kdo je můj bližní»,
«Kostelní Vydři», 1997 г
 
А у нас Сочельник вот такой!
 
24 декабря в канун, или в день навечерия праздника Рождества Христова католиками соблюдается особо строгий пост, получивший название Сочельник, так как в этот день употребляется в пищу сочиво - сваренные с медом пшеничные или ячменные зерна.
 
Святой вечер начинается после появления первой звезды, когда всходит в небе первая звезда, вся семья в нарядной одежде встречается на торжественном ужине.
Готовясь к праздничному ужину, отец приносит в дом сноп жита и ставит его в угол помещенья, где будет проходить застолье, как символ изобилия хлеба. Наконец, вся семья собирается вокруг стола, накрытого белой скатертью, под которую кладется солома. Отец читает отрывок из Св. Писания о Рождестве Христовом, а затем произносится молитва о живых и умерших членах семьи. Потом все по очереди берут облатку и делятся ею в знак мира, прощения и любви, одновременно поздравляя друг друга с наступающим праздником.
Обязательные блюда сочельника: красный борщ с ушками, фаршированными грибами, селедка разных видов, капуста с грибами, карп, макароны (или другие мучные изделия) с маком, компот из сухофруктов, кисель, постные булочки. Каждый член семьи должен хотя бы попробовать, чтобы наступающий год оказался для него благодатным.
Тем временем участники застолья вытягивают из-под скатерти соломинки, чтобы по их длине и форме узнать, какая их ждет жизнь: долгая или короткая, прямая или же кривая. А после ужина отец идет в сарай, чтобы поделиться облатками и соломой с домашним скотом. Затем все поют колядки, обмениваются подарками, а потом идут на Мессу Навечерия в Церковь.
В первый день праздника дети и молодежь, переодетые в ангелов, пастухов и других героев рождественской истории, ходят по домам, поют колядки и получают за это маленькие подарки.
 
С. Кристела