ГЛАВНАЯ
СТАТЬИ
НОВОСТИ
ГАЗЕТА
ПРИХОДЫ
О НАС
Газета "Кредо" №11(195)'11
Дорогие читатели, будьте уверены - Он придет!

«О Нем веселится сердце наше, ибо на святое имя Его мы уповали» (Пс 32, 21).
Время Адвента подобно весне в природе, когда все обновляется, все свежее, здоровое и прекрасное. Так же должен влиять на нас Адвент – обновлять и исцелять нас, чтобы мы были способны принять Христа, в каком бы образе Он ни пришел к нам.
Слово Божье в эти дни перекликается с нашим ожиданием и богоисканием и с точностью называет то, что сам человек чувствует в своем сердце и о чем он думает, хотя и не в состоянии назвать. Оно призывает нас не опускать рук в своем ожидании, и возвещает, что наше ожидание сбывается.  
«Пророчество о Думе. - Кричат мне с Сеира: сторож! сколько ночи? сторож! сколько ночи?  Сторож отвечает: приближается утро…» (Иез 21, 11-12) Именно, на вопрос ночной стражи, сколько осталось до утра, можно ведь с уверенностью ответить: «Наступает день..!»
Время «до» пришествия Господа наполнено радостью: «Душа наша ожидает Господа…». Это радостное время отмечено подготовкой сердца: готовить путь, отделить зерно от плевелов… Нужно также иметь в виду, что у этого времени иной характер, чем у времени Великого поста, когда ударение делается на покаяние и обращение как подготовку к тайне Страстей Христа и Его воскресения.  Адвентовский зов к «очищению сердца» проистекает из ожидания пришествия Господня. Тот факт, что по воскресениям не поется «Слава», имеет другое значение, чем в Великий пост: ангельский гимн в Рождество должен прозвучать как новое послание.  Итак, Адвент - не только время покаяния (в преддверие Страшного суда в конце веков), но, самое главное - напоминание, а потому и радостное ожидание второго пришествия Христа. Это ожидание не будет искренним, если не сочетается с подготовкой сердца, которая, естественно, в последствии влияет и на все внешнее поведение.
Голос в пустыне зовет: приготовьте путь Господу!
 
Кафедральный собор Фатимской Божьей Матери, Матери всех народов в Караганде 
Епископ  Януш Калета 
 
 
Приближается 2012 г. – особенный для карагандинской епархии и, думаю, для всего Казахстана. Если Бог позволит, то в конце сентября или в начале октября в Караганде будет торжество освящен новый кафедральный собор в честь Фатимской Божьей Матери, Матери всех народов.
В замыслах Божьих не бывает случайностей. И, конечно же, не случайно, что в следующем году, когда будет праздноваться 95-ая годовщина фатимских явлений, мы отметим и юбилеи других событий, тесно связанных с культом Пресвятой Девы Марии и, в особенности, с фатимскими явлениями и явлениями амстердамскими, в ходе которых Богородица назвала себя «Владычицей всех народов».
– 31 октября 1942 г., семьдесят лет назад, Папа Римский Пий XII совершил посвящение всего мира Пресвятому Сердцу Марии. Посвящение было совершено в обращении, переданном на волнах португальского радио „Regina des santissimo rasario“ («Царица святого розария»), затем повторено 8 декабря 1942 г. в Риме.
– 7 июля 1952 г., шестьдесят лет назад, Папа Римский Пий XII в апостольском послании «Sacro Vergente anno» («На исходе святого года») посвятил Пресвятому Сердцу Марии всех людей, живущих на территории советской империи.
– 13 мая 1982 г. Папа Римский Иоанн Павел II в Фатиме посвятил весь мир Пресвятой Деве Марии.
– 31 мая 2002 г. епископ Гарлемский Иосиф Мариа Пунт по окончании соответствующих исследований признал «сверхъестественное происхождение» явлений Богоматери Иде Пеердеман, в которых Приснодева просила возвестить о ней как о Владычице всех народов.
– Строительство карагандинского кафедрального собора началось по инициативе архиепископа Яна Павла Ленги и епископа Атаназиуса Шнайдера и, если учитывать проектные работы, продолжается уже десять лет. В октябре 2002 г. г-жа Агнес Риттер основала в Форарльберге (Австрия) Товарищество в поддержку строительства кафедрального собора Матери всех народов», без помощи которого реализация этого монументального проекта была бы, без сомнения, невозможна. В 2004 г. товарищество решило поддрежать строительство кафедрального собора в Караганде. И именно в десятилетие создания данного товарищества планируется посвящение собора.
Все мы хотим надлежаще подготовиться к этому важному для всего Казахстана событию. А потому предлагаем всем читателям «Кредо» прочесть небольшую книжку Антония Борелли: «Фатимская весть: Трагедия или Надежда?», которую мы прилагаем к декабрьскому но меру газеты. Можно также скачать аудио-версию этой книги на интернет-странице Католической Церкви в Казахстане: http://catholic-kazakhstan.org/Audio book. Данная публикация, увидевшая свет в 1995 г., без сомнения, поможет нам лучше познакомиться с одним из известнейших явлений Богородицы, подтвержденных Католической Церковью.
Главное послание фатимских явлений – это необходимость личного покаяния и обращения и молитвы о мире. Те, кому Богородица являлась в Фатиме, передают также ее обещание: «В конце мое непорочное сердце восторжествует. Святой Отец посвятит мне Россию. Россия обратится, и миру будет дано время мира». Архиепископ Ян Павел Ленга часто вспоминает о том, что с. Луция, одна из фатимских визионерок, во время его паломничества в Фатиму подтвердила то, что Приснодева говорила обо всей советской империи, к которой принадлежал также Казахстан. Таким образом и мы являемся адресатами фатимского послания. При Божьем водительстве и благодаря молитвам и щедрым пожертвованиям такого множества людей приближается к концу строительство карагандинского кафедрального собора. Однако многое еще нужно сделать в душепастырском центре, расположенном возле него. Надеюсь, что нам удастся собрать необходимые средства, чтобы закончить это дело.
 
Приводим номер счета для желающих внести свои пожертвования, чтобы помочь в окончании строительства и подготовке освящения кафедрального собора.

РО «Римско-Католическая Карагандинская епархия»
РНН 301900013099
ИИК KZ219261101143645000
БИК KZKOKZKX в АО «Казкоммерцбанк»
Адрес: Караганда, ул. Октябрьская, 25
Кбе 18, код 119
КОММЮНИКЕ

XXII пленарного заседания Конференции Католических епископов Казахстана
 
14-15 ноября в Караганде состоялось XXII пленарное заседание Конференции католических епископов Казахстана, на котором присутствовали все ординарии Казахстана, а в первой части также его высокопреосвященство архиепископ Мигель Маури Буэндия, апостольский нунций в нашей стране. В ходе встречи епископы обсудили ряд проблем, связанных с жизнью и деятельностью Католической Церкви в республике и, прежде всего, Высшей духовной семинарии в Караганде, Национального благотворительного фонда «Каритас» и редакции «Кредо». Особое внимание было уделено вопросам священной литургии, в частности, литургического календаря, и аспектам дисциплины христианского брака.
Участники заседания ознакомились также с ходом процесса беатификации раба Божьего о. Владислава Буковинского. Важным и радостным событием они сочли присуждение ему командорского креста со звездой ордена Возрождения Польши посмертно. 13 ноября 2011 г. все казахстанские епископы во главе с апостольским нунцием присутствовали в карагандинском кафедральном соборе на церемонии, во время которой польский консул передал эту высокую награду епископу Карагандинскому Янушу Калете.
В продолжение встречи ординарии подвели итоги Всемирного дня молодежи, прошедшего в августе этого года в Мадриде. Обсуждались также конкретные вопросы, касающиеся подготовки к освящению нового кафедрального собора в Караганде, которое запланировано на сентябрь 2012 г. В ходе заседания были затронуты также проблемы, связанные с юридическими аспектами нового Закона о религиозных объединениях и религиозной деятельности.
В заключение епископы призвали всех верующих к молитве о том, чтобы Католическая Церковь в Казахстане могла беспрепятственно духовно возрастать во благо всех жителей нашей страны.
 
Время правды
 
Из: Йозеф Ратцингер,  „Der Glaube der Kirche“
В преддверие Адвента мы каждый раз вновь спрашиваем себя, в чем суть этого периода литургического года. Ниже мы предлагаем вам расшифровку этого понятия, предложенную в популярном молодежном катехизисе кардиналом Йозефа Ратцингера „Der Glaube der Kirche“ («Вера Церкви»).
Адвент должен побудить нас осознать безграничную меру неискупленности, которая не просто когда-то царила в мире и где-то царит до сих пор, а является неоспоримым фактом сегодня внутри нас самих и внутри Церкви.
И мне кажется, что здесь мы нередко подвергаемся одной опасности: мы не хотим видеть этого, мы, можно так сказать, живем при приглушенном свете, потому что боимся, что наша вера не перенесет полного, яркого света фактов. Поэтому мы отгораживаемся от них и изгоняем их из своего сознания, чтобы не упасть. Но вера, признающая действительность лишь наполовину или и того меньше, по сути своей является одной из форм неверия или, по крайней мере, запущенной формой маловерия, страшащегося того, что вера не доросла до реальности. Маловерие не смеет и помыслить, что вера – это сила, побеждающая мир. Напротив, действительно верить значит бесстрашно и с открытым сердцем смотреть в лицо всей реальности, даже если она противоречит тому образу веры, который мы сами создали себе по тем или иным причинам. Поэтому неотъемлемой составляющей христианского бытия является и то, что мы, вопреки всем соблазнам нашей тьмы, дерзаем, подобно Иову, говорить с Богом, что мы даже не думаем, что можем предложить Богу лишь половину нашего бытия, а остальное попридержать для себя, потому что оно может раздосадовать Его. Нет, как раз-таки пред Ним можно сложить все бремя нашего существования во всей его горькой правде. Мы слишком часто забываем, что в книге Иова, которую донесло до нас Св. Писание, в самом конце драмы Бог объявляет Иова правым – Иова, который не постеснялся бросать в лицо Творцу самые чудовищные обвинения. Зато друзей библейского страдальца Господь уличает в заблуждениях – друзей, которые защищали Бога, на все лады оправдывая Его.
Должным образом переживать Адвент означает именно это: говорить с Богом, как говорил с Ним Иов. Это значит хотя бы однажды бесстрашно взглянуть в лицо голой действительности христианского бытия со всеми его тяготами и представить его пред все поправляющим и спасающим ликом Божьим, даже когда мы, подобно Иову, не находим ответов. В этом случае нам остается одно: оставить ответы за Господом и рассказать Ему, как мы плутаем во тьме без этих ответов.
 
Карагандинская епархия
Командорский крест  о. Владиславу

Михаэла Хлахулова 
Орден «Возрождения Польши» посмертно присвоил достопамятному о. Владиславу Буковинскому президент этой страны Бронислав Комаровский. В воскресенье 13 ноября консул Речи Посполитой Бартош Яблоньски торжественно передал эту награду епископу Янушу Калете в карагандинском кафедральном соборе св. Иосифа
На торжественной св. Мессе, приуроченной к этому знаменательному событию, предстоял апостольский нунций архиепископ Мигель Маури Буэндия, которому сослужили все епископы Казахстана. В своей проповеди его высокопреосвященство митрополит Томаш Пэта подчеркнул таланты о. Владислава, которые он так обильно преумножил в казахстанских степях, куда был насильно депортирован, но свободно остался здесь. Иерарх подчеркнул, что «святые тоже страдают и болеют, но они при любых обстоятельствах находятся в глубоком общении с Богом» - это и есть тот талант, которому мы должны учиться у них.
В момент награждения консул Бартош Яблоньски с великой радостью передал пожелания президента Польши и заверил всех в том, что о. Владислав Буковинский остался в сердцах польского народа, хотя его мощи хранятся, здесь в Караганде. Епископ Януш Калета вновь подчеркнул, что о. Буковинский добровольно остался в нашей стране и духовно останется с нами всегда.
В торжестве приняли участие не только карагандинские прихожане, но и многочисленные верующие из других приходов епархии. Они буквально припали к мощам слуги Божьего о. Владислава Буковиснкого, прося его о заступничестве.
Кирпичи, ставшие храмом. Из истории прихода св. Иосифа в Караганде (1976-1977 гг.)

Елена  Журавлева Елена 
 
В 1976 г. в Караганде так и не было еще получено официальное разрешение на открытие католической церкви и регистрацию прихода. Однако верующие уже организовали сбор средств на строительство храма. Сохранились тетради, в которых записывались пожертвования людей. Были отдельные тетради для жителей Майкудука и Мелькомбината, Придолинки и совхоза им. Энгельса. Привозили деньги на храм из обществ украинцев и поляков, из Семипалатинска, станции Акуль, Шокай, из Алтайского края. Есть пожертвования и от пожелавших остаться неизвестными. Так в 1976 г. было собрано 11180 советских рублей.
Нужен был только священник, который помог бы добиться регистрации прихода и разрешения на строительство. Четыре женщины: Гертруда, Клара, Валентина и Флора обратились с просьбой о помощи к о. Альбинасу, который жил уже в это время в Караганде, работал водителем на скорой помощи и тайно служил только для узкого круга надежных проверенных людей. Но выслушав просьбу этих женщин, отец согласился хлопотать перед властями об открытии храма в Караганде.
Первое, что сделал он – объявил новенну в монастырях, которые уже организовал, в январе отправил маленькую группу паломников в Марьямполь, где 27 января они присутствовали на поминальных Мессах, посвященных памяти епископа Георгия Матулайтиса и просили его о заступничестве, а сам составлял и отправлял самые разные прошения, в самые разные инстанции. Тайно передавал информацию и в Рим, прося о молитвах и помощи. И вот чудо - 28 января получено разрешение из Москвы на регистрацию прихода.
Сразу после получения разрешения из Москвы купили землянку в Майкудуке. 10 марта о. Альбинас пишет заявление о согласии исполнять религиозные обряды. И 19 марта служит в землянке первую Мессу.
В это время власти Караганды еще не дали разрешения на строительство церкви, а отец уже связался с архитектором, составлял проект нового храма, купил школу под снос, которую прихожане разбирали, привозили кирпичи к землянке. Многие после работы приезжали, очищали и складывали их.
В это же время хлопочет о. Альбинас и о том, чтобы уполномоченный по вопросам религии позволил назначить Александра Хиру викарием в эту церковь. И 8 апреля получает такое разрешение.
10 апреля – первая открытая Месса на праздник Пасхи. Сестра Петруте сшила балдахин и хоругвь для процессии, которая состоялась ночью при зажженных свечах. Так как обойти землянку вокруг не было возможности, ходили три раза подковой. Процессиантками были сестры, а крест нес Николай Мессмер. Под ноги пришлось постелить шахтный брезент: так было грязно и холодно. Но впервые это было открыто.
Общину в Караганде зарегистрировали, но церковь строить не разрешали. В землянке, в ужасной тесноте служил о. Альбинас ежедневно Мессы, считая розданные хостии. Возле каждого принимавшего причастие человека звучал колокольчик.
На праздник Пятидесятницы священник разобрал крышу в землянке. На вопрос обеспокоенной прихожанки: «В чем дело», ответил: «Как иначе Дух Святой к нам придет сегодня». И действительно, в свою церковь на Мессу прихожане заходили, прижав руки к груди, иначе для крестного знамения внутри их поднять было невозможно.
В октябре 1977 г. купили вторую землянку, 26 получили благословение от Папы, а 31 октября, наконец-то, пришло долгожданное разрешение на строительство церкви от властей города Караганды.
 
 «Не бойся, малое стадо»

Беседовал Арман Нурланов 
 
В середине октября в Казахстане побывал епископ Влоцлавский (Польша) Веслав Меринг, известный у себя на родине тем, что стал одним из немногих представителей местной иерархии, открыто осудивших акцию рок-музыканта Адама Дарского. Напомним, 34-летний лидер группы «Бегемот», выступающий под псевдонимом Нергал (шумерский бог ужаса и разрушений), в 2007 г. публично разорвал Библию во время одного из своих концертов. И лишь в 2010 г. волна протестов, поднятая епископом Мерингом и его сторонниками, заставила власти выдвинуть против него обвинение в оскорблении чувств верующих.
– Вы впервые в Казахстане? Какова цель Вашего приезда?
В Казахстане я впервые, но к этой поездке, можно сказать, готовился давно благодаря встречам с митрополитом Томашем Пэтой, материнская епархия которого находится совсем не далеко от Влоцлавка. Мы виделись с ним несколько раз, и последнее важное событие с его участием – это встреча со всем клиром нашей епархии - более 350 священников - в рамках празднования 600-летия влоцлавского кафедрального собора, построенного в знак благодарности за победу над крестоносцами в XV в. И еще одна вещь, которая соединяет нас с Казахстаном – это статуя Скульской Богоматери Скорбящей, которая находится в церкви в Малиновке, на месте лагерей, унесших жизни множества женщин. Эта статуя – копия фигуры, давно почитаемой в святилище в Скульске и увенчанной Папой Иоанном Павлом II во время одного из его визитов в Польшу. Тогда вместе с оригиналом была увенчана и копия, которая поэтому почти так же ценна, как и оригинал. Митрополита Томаша очень заинтересовала эта копия, и мы решили, пойти ему навстречу.
Архиепископ Пэта приглашал меня сюда, и я решил послать сначала «на разведку» канцлера курии и своего епископского викария. И вот теперь, два года спустя, мы приехали втроем.
Зачем я приехал? Во-первых, чтобы увидеть, как живет местная Церковь. Мы в Польше не перестаем удивляться тому, что здесь, где столько лет господствовал атеизм, Церковь возрождается, растет, приобретает новых адептов, люди возвращаются к вере, которую когда-то исповедовали их родители, и это, конечно же, не может не радовать каждого христианина. Во-вторых, мне хотелось посмотреть, можем ли мы каким-то образом сотрудничать, чтобы научиться чему-то друг у друга и помочь друг другу.
В сравнении с Польшей Церковь в Казахстане – это «малое стадо», как сказал во время своего визита в нашу страну Папа Иоанн Павел II. Какое впечатление у вас сложилось о религиозной жизни в нашей стране?
Я здесь всего неделю, но это была необыкновенно насыщенная неделя. С самого раннего утра и до позднего вечера мы ездим по приходам и монастырям – как созерцательным, так и деятельным, встречаемся с различными христианскими община, посещаем кафедральные соборы… Мои впечатления? Я уже пробовал упорядочить их для себя, и, в первую очередь, должен сказать, что Церковь в Казахстане – это вполне нормальная живая Церковь.
Что значит «нормальная»? Нормальная Церковь – это такая Церковь, в которой представлены все поколения: и старики, и дети, и взрослые, и молодежь. На каждом богослужении – будь то в архиепархии астанинской, будь то в Карагандинской епархии – я вижу христиан всех возрастов. Здесь и дети, которые ждут благословения, и старики, которые говорят на этом своем прекрасном польском языке с восточным распевом, которого в Польше уже не услышишь. Для нас это живой отголосок того, что нам известно только из литературы, фильмов, рассказов, и чего на родине мы не встречали.
Одним словом, мы видим здесь нормальную Церковь, прекрасную литургию… Тот же русский язык (я уже говорил об этом раньше и буду всегда повторять это в Польше) никогда не ассоциировался у меня с литургией. Долгие десятилетия этот язык употреблялся скорее для уничтожения религии. А здесь мы вдруг слышим псалмы, песни, чтения, прекрасно звучащие на языке, который, как мне казалось, более служил борьбе с Богом, а не Его прославлению. И меня очень радует этот факт, еще раз подтверждающий, что для Господа нет ничего невозможного: то, что двадцать лет назад казалось совершенно невероятным, сегодня стало реальностью.
Так что Церковь в Казахстане – это, конечно, маленькая Церковь. Но она маленькая только количественно; качественно же она не отличается от Церкви в любом другом уголке мира. И еще одна уникальная черта поместной Церкви – это ее чудесное лицо Церкви вселенской, которая объединяет все языки, все расы. В местных храмах можно увидеть африканцев, азиатов, европейцев, немцев, поляков, людей других национальностей. И всех их собрала одна вера и один Бог. И это настоящее чудо. Такую вселенскость Церкви мы привыкли видеть где-нибудь в Риме, и вдруг видим то же здесь: у Церкви много лиц, которые обращены к одному Господу.
Вы были одним из тех немногих, кто открыто осудил поступок Адама Дарского, лидера польской рок-группы «Бегемот». Как Вы думаете, почему в современном мире Церковь и евангельские истины подвергаются столь ожесточенным нападкам?
Христос никогда не пользовался всеобщим признанием. Он был лучшим катехизатором, лучшим проповедником, лучшим наставником, но все же не смог привлечь на Свою сторону всех. Вера должна быть выбором человека. Это дар Божий, на который каждый должен дать ответ. Спаситель Сам предупреждал нас, что Он станет предметом пререканий, что, выбирая Его, человек должен быть готов понести крест. Нам трудно принять это даже теоретически, и уж тем более согласиться с этим практически. А потому мне кажется, что нет ничего странного в том, что Христа пытаются изгнать из жизни.
Ведь, помимо Бога, существует еще ангел зла, которого мы называем Сатаной и который стремится уничтожить связь между людьми и их Творцом. Он хочет заставить человека думать только о себе, о личной выгоде, о своих удовольствиях и наслаждениях. И именно это предлагают сегодня различные течения современной культуры и СМИ, которые, за малым исключением, борются с Иисусом. Не зря говорят, что в ХХ в. погибло больше христиан, чем за девятнадцать предыдущих столетий. Но эта ненависть, непримиримость в отношении Церкви и Евангелия парадоксальным образом подтверждает, что истина именно у Христа, потому что Его ненавидят за возвещаемую Им истину.
В чем эта истина? В том, что здесь, в этом мире, никогда не будет построено «царствие божье»   царствие, богом которого был бы человек. Нам не раз уже обещали сделать это. Гитлер утверждал, что построит тысячелетний рейх, Сталин заверял, что только коммунизм обеспечит человеку счастье и светлое будущее. Но и тот, и другой принесли смерть, унижения, страдания и ненависть к человеку. Христос говорит, что Царствие Его не от мира сего, и здесь его построить не удастся. Поэтому все эти светские режимы так не любят христианство.
Что Вы считаете самым важным в борьбе со злом?
В этой борьбе у нас есть только одно оружие – свидетельство об истине. Вот два ключевых слова: истина и свидетельство. Можно проповедовать абсолютно верные истины, но нужно еще и подтверждать их своей жизнью. Здесь должно быть абсолютное согласие: свидетельство об истине. Спокойно и бескомпромиссно проповедовать истину так, как желал того Христос. Сегодня у некоторых людей даже внутри Церкви можно видеть склонность приспосабливать эти истины к себе, возвещать не все Евангелие, а только часть его, удобную для меня. Это одно. А другое – то, что никакие идеологии, никакие самые прекрасные слова, никакие тонкие теории не смогут научить любить. Только человек может научить этому человека. Все амвоны мира ни к чему, если за ними не стоят свидетели Евангелия Христова.
Конечно, это трудная задача, потому что это – призыв к радикализму. Но именно к такому радикализму призывает нас Иисус, говоря нам: «Будьте святы». И ты, и я, и он, и она – каждый должен быть святым, потому что нет иного выхода. Чтобы убедить мир и людей, мы должны свидетельствовать о евангельской истине собственной жизнью.
А как Вам кажется, почему среди католиков в наши дни так мало отважных защитников нравственного учения Церкви и Христа?
Наверное, как раз-таки потому, что свидетельство, которое мы должны давать, многого требует от человека. С одной стороны, сознание того, что нравственная жизнь христианина предполагает требования, обязательства, при тягивает внимание. Люди смотрят на нас и думают: «Почему этот человек не крадет, не обманывает? Почему он, ссорясь со своей женой, не думает о разводе?» Это беспокоит и привлекает окружающих. Но, с другой стороны, самому христианину бывает нелегко. Все вокруг крадут, обманывают, разводятся, убивают нерожденных детей, и он спрашивает себя: «Почему я должен быть другим?» И порой бывает, что человек предпочитает более легкий путь. Христианство предполагает определенные требования. Но Христос никогда не покидает нас и помогает нам посредством Своих таинств, общины Церкви, где мы видим людей, живущих так же, как мы. И мне кажется, что именно в том усилии, которого требует христианство, следует искать причин поражения отдельных людей. Потому что по своей природе мы склонны к жизни легкой и комфортной, а Иисус повелевает нам побеждать самих себя.
Вдобавок, следует учитывать и то, что СМИ сегодня пропагандируют антихристианский образ жизни. Почти невозможно найти сегодня фильм, книгу, произведение искусства, которые бы прославляли или представляли в выгодном свете самопосвящение, жертвенность, великодушие, прощение, милосердие. А потому человек, не имеющий тесной связи с Церковью, чувствует себя одиноким в своем христианстве и опускает руки.
В Караганде Вы молились у гроба о. Владислава Буковинского. Что связывает Вас с этим истинным апостолом Казахстана?
О. Буковинский известен мне только по памятникам, воспоминаниям и литературе. Еще не так давно лишь изредка приходилось встречать какие-то упоминания о нем. Еще в начале моего священнического пути я впервые услышал эту фамилию. А сегодня о нем говорят все больше и больше. Что меня лично привлекает в этом человеке? Он как раз-таки сделал то, что так тяжело для человека и о чем мы только что говорили: он предпочел остаться здесь, в стране, где отношение к христианству было далеко не благосклонным, чтобы быть со своими людьми, со своими верными, совершать таинства, возвещать слово Господне и разделить участь своей паствы. Это настоящий вызов для каждого человека в сутане, для каждого сознательного христианина. Поэтому пример о. Буковинского будет актуален всегда; образ этого священника со временем будет только расти в глазах потомков и никогда не исчезнет в забвении.
Есть ли такие священники из Вашей епархии, которые работают на миссии, в том числе и на территории бывшего Советского Союза?
Да, группа наших священников работает на миссии, но преимущественно в соседних странах, таких как Украина, Белоруссия, Чехия. Впрочем, здесь, в Казахстане, тоже трудится пара моих учеников, например, о. Цезарий Комосинский. Конечно же, когда они приезжают на родину, мы встречаемся, как минимум, раз в полгода. Миссионеры рассказывают о своей работе, а епархия старается поддерживать их.
В таком случае, не побуждает ли Вас чувство вселенскости Церкви послать больше священников в Казахстан, чтобы помочь местной общине верующих?
Это как раз-таки одна из причин моего приезда сюда. Мне хотелось лично побывать здесь, чтобы потом мочь говорить священникам: «Я был там, я знаю, а потому, если кто-то хочет, то прошу». Я никого не могу заставить отправиться сюда, потому что это не принесет желанных результатов. Но я могу предложить священнику, сказать ему: «Послушай, ты очень нужен там. Там люди ждут тебя, там епископы нуждаются в тебе. Там у тебя будет работа». И, конечно же, я буду говорить об этом.
Уже готовится обширный отчет об этой поездке, который священники, без сомнения охотно прочитают. Вряд ли кто-то приедет уже в следующем году. Но через два-три года, надеюсь, и здесь, в Караганде, и в Астане будут работать наши отцы.
И в заключение, что вы хотели бы пожелать католикам Казахстана?
Мне хотелось бы повторить слова Господа и Иоанна Павла II: «Не бойся, малое стадо!» С таким призывом Иисус обращался к апостолам. Только подумайте: их было всего двенадцать, и перед ними был весь мир, который еще совсем не знал Спасителя. А в Казахстане вас, все таки, во много раз больше! И пусть порой в сердце прокрадывается страх. Но Христос – это источник надежды и мужества. «Не бойся, малое стадо! Я победил мир!»
Когда в Польше мы начинали борьбу с Нергалом (псевдоним Адама Дарского), то тоже казалось, что один единственный епископ тут вряд ли что-то может сделать. Но десятки сотни тысяч людей поддержали этого епископа. И точно так же будет здесь: порой Евангелие распространяется с большим трудом, но в какой-то момент наступает прорыв, и оно разносится, как пожар. Нужно только уповать, надеяться на Господа и помнить, что мы служим добру.
Божьего благословения всем!
 
Епархия в Алматы
Тройной юбилей

Михаэла Хлахулова 
 
4 октября в алматинском соборе Пресвятой Троицы состоялась торжественная литургия в честь св. Франциска Ассизского – одного из покровителей Церкви в Казахстане и, конечно же, основателя францисканцев.
На торжественной литургии епископ Хосе Луис особое внимание обратил на основу святости св. Франциска: если бы не было Христа, не было бы Франциска! Его преосвященство упомянул и о св. Кларе, спутнице св. Франциска, год которой как раз отмечает францисканская семья. Быть францисканцем значит следовать за Христом в простоте, братстве и смирении. И здесь важную роль играет духовного общение, основанное на поддержке во взаимном духовном росте.
Епископ подчеркнул также значение свидетельства францисканских ценностей для наших дней и обратился с пожеланиями и словами благодарности к с. Виктории Заньевой, бриллиантовый юбилей монашеских обетов которой праздновался в тот день.
В заключение торжества о. Богумил Беднарский, настоятель прихода и генеральный викарий алматинской епархии, поблагодарил матушку Викторию за ее служение верующим и всем жителям города. Юбилярша рассказала, что всю жизнь мечтала быть миссионеркой, но осуществить эту мечту смогла лишь в возрасте шестидесяти лет, когда приехала на служение в Алматы. Она поделилась также воспоминаниями о своих родителях и семье, в которой ей привили веру и любовь ко Христу.
 
Посол миссии мира

Михаэла Хлахулова
 
Во время прошедшего 9 мая в Сочи международного конгресса восточных врачей и целителей организация Междунородной безопасности («Intersafety») вручила высокую награду «Посол миссии мира» брату-францисканцу Диего Киму Чангу Наму. Эта международная золотая медаль вручается за заслуги перед обществом, и ее обладатель получает звание «Посла миссии мира». В этом году это уже третья высокая награда, которой удостоен брат Диего за выдающийся вклад в дело охраны здорового образа жизни, развития народной медицины и обеспечения общественной безопасности. Напомним, что при приходе Пресвятой Троицы в Алматы с 1994 г. действует благотворительная амбулатория и столовая для малоимущих, основателем которых является сам брат Диего, врач восточной медицины.
В память переселения поляков и немцев в Казахстан

Евгений Стариков 
 
В этом году мы отмечаем 75-ую годовщину депортации поляков и 70-ую годовщину принудительного переселеня немцев в Казахстан. В этой связи в Караганде были организованны семинар и конференция международного уровня, в которых приняли участие и представители Католической Церкви во главе с епископом Янушем Калетой.
С 1 по 5 ноября 2011 г. карагандинское общество „Wiedergeburt“ организовало международный обучающий семинар, посвященный депортации немцев и привлекший к участию ученых из пяти стран СНГ. Необходимо отметить, что аналогичные семинары в прошлые годы были организованы в Одессе (Украина), Саратовской области (Россия), Москве (Россия), Омске (Россия) и т.д.
Следует напомнить, что массовая депортация немцев из Поволжья и других регионов Советского Союза была связанна с началом войны с гитлеровской Германией в 1941 г.
Поляки же были массово депортированы в Казахстан сначала в 1936 г. из пограничных с Польшей районов СССР, а затем в 1940 г. из занятых Советским Союзом в 1939 г. западных областей Украины и Белоруссии.
Международная научная конференция, посвященная 75 годовщине массовой депортации поляков в Казахстан, прошла 17-18 ноября в Карагандинском государственном университете им. Е.А. Букетова. Она была организованна при активном содействии посольства Республики Польши в нашй стране. Участие в ней приняли как ученые из Караганды, так и историки из Астаны, Костаная, Актюбинска и др., а также гости из Польши: доктор Славомир Кальбарчик из Института национальной памяти (Варшава) и доктор Мачей Вырва из «Центра Карта» (Варшава). Выступили также работники посольства и епископ Карагандинской епархии Януш Калета. Были затронуты вопросы, связанные с появлением поляков в Казахстане, их численности и влияния поляков на культуру современного Казахстана. Например, одним из основоположников нефтедобычи в Казахстане в начале XX в. был поляк Михал Богуш.
Во второй день конференции, который начался в Государственном архиве Карагандинской области, принял участие и посол Республики Польша г-н Яцек Ключковский.
Одним из важнейших итогов, прошедших мероприятий стала очередная констатация того факта, что именно вера в Бога, религиозная жизнь и служение священников помогали немцам и полякам сохранить свою национальную самотождественность, достоинство, язык и культуру.