ГЛАВНАЯ
СТАТЬИ
НОВОСТИ
ГАЗЕТА
ПРИХОДЫ
О НАС
Газета "Кредо" №4(200)'12
ПОЗДРАВЛЕНИЕ АРХИЕПИСКОПА ТОМАША ПЭТЫ
ОТ ИМЕНИ КОНФЕРЕНЦИИ

ЕПИСКОПОВ КАЗАХСТАНА
НА СВЕТЛОЕ ХРИСТОВО ВОСКРЕСЕНИЕ



Слава Иисусу Христу!
Дорогие братья и сестры!

В одной деревне в Европе тяжело заболела 12-летняя девочка. Весь католический приход вместе с отцом и матерью больного ребенка начал усердную молитву о чуде исцеления. Родители твердо верили, что их дочь исцелится и будет жить. К сожалению, девочка умерла. Каким большим разочарованием это стало для ее родных, особенно для мамы, какие претензии высказывали они всемогущему Богу! Но боль матери утихла и даже переродилась в покой, когда она уже после похорон нашла дневник своего умершего ребенка. Среди многих глубоких высказываний были там и такие слова, обращенные прямо к ней: «Мамочка, дорогая, не молись о чуде, но проси о крепкой вере для себя, и тогда ты сможешь увидеть чудеса вокруг тебя!»


Дорогие братья и сестры!
Мы находимся в преддверии «ГОДА ВЕРЫ». Пусть через молитву растет в нас всех глубокая вера и доверие Богу, чтобы мы смогли увидеть чудеса, которые Он творит в нас и вокруг нас!

+ Архиепископ Томаш Пэта,
митрополит в Астане

ЮБИЛЕЙ ГАЗЕТЫ «КРЕДО»



Мне хотелось бы от всего сердца поздравить и поблагодарить редакцию газеты «Кредо» по случаю выхода юбилейного двухсотого выпуска нашего ежемесячника Католической Церкви в Казахстане.

Публикация католической газеты, без сомнения, принадлежит к числу важнейших инициатив и проявлений жизни веры в Казахстане. Ежемесячник был основан в 1995 г. по инициативе епископа Яна Павла Ленги, поручившего редакцию заботам Школьных сестер-францисканок, которые по сей день с большим самопожертвованием исполняют данное служение.

Хотелось бы выразить глубокую благодарность всем, кто в течение прошедших 17 лет внес свою лепту в становление нашей газеты. Особой благодарности заслуживают те, кто на протяжении всего этого времени трудился непосредственно в редакции: епископы Генрих Феофил Хованец и Атаназиус Шнайдер, о. Клаудиуш Михальский, Джалиль Газизович Абдулвалиев, Виктор Заурович Ермекбаев, Людмила Евгеньевна Корикова, о. Каликст Салак, с. Ярмила Сумиласова, c. Cимеона Янчова, о. Иоганнес Трай, о. Вацлав Поплавский, Аида Забирована Махмудова, Елена Викторовна Журавлева, о. Николай Мамаев, сестры-евхаристки Анастасия Трошкина и Людмила Клостер, а также Марина Мун, Кира Гарина и уже покинувший этот мир о. Бернардо Антонини. Следует, конечно же, поздравить и поблагодарить и нынешних сотрудников: о. Евгения Зинковского, с. Михаэлу Хлахулову, Инну Якутину и Армана Нурланова. Огромное спасибо также тем, кто все эти годы присылал свои статьи и фотографии в «Кредо» и поддерживал его собственным трудом и талантами.

На протяжении многих лет наша газета издавалась благодаря дотациям организации немецких католиков «Renovabis». Сегодня, опираясь на поддержку наших читателей, мы стремимся к финансовой самостоятельности, но все еще зависимы немного от помощи извне.

Главные задачи газеты «Кредо» - это, во-первых, побуждать читателей воплощать в своей повседневности принципы католической веры, а во-вторых, отражать жизнь казахстанской Церкви, наших епархий и приходов и всей Церкви Вселенской. Это важное подспорье ищущим Бога и истины, вытекающей из божественного откровения.
«Кредо» получают во всех приходах нашей республики и во многих местах за ее пределами. Газету можно также прочесть и в интернете. Приглашаем наших читателей к сотрудничеству и будем особенно благодарны за любую помощь в развитии нашего издания. Ведь его страницы – это особый форум для католиков, желающих поделиться свидетельством веры и побудить других жить в согласии с ее принципами.

Пусть Господь благословит ваш труд и даст вам ощутить радость возвещения благой вести в современном мире.

+ Епископ Януш Калета

ДВА ПРЕКРАСНЫХ ДНЯ


"Доброе дело – молитва с постом
и милостынею и справедливостью"
(Тов 12,8)

31 марта и 1 апреля прошла встреча молодежи епархии Пресвятой Троицы в Алматы. Встреча стала стимулом к совершению дел милосердия, молитвы и любви к ближнему в Великий пост.

Кафедральный собор Пресвятой Троицы в Алматы и его прихожане были рады принимать молодых католиков со всей епархии. Начались реколлекции в субботу, 31 марта, накануне Пальмового (Вербного) воскресенья. Открыл встречу епископ епархии Пресвятой Троицы в Алматы его преосвященство Хосе Луис Мумбиела Сиерра, сердечно поприветствовавший молодых людей. Торжественно был принесен к алтарю реликварий с мощами бл. Папы Иоанна Павла II, покровителя молодежи. Как подчеркнул его преосвященство, усопший Папа любил Казахстан и всегда желал его посетить, потому что знал, что здесь, на этой земле, страдают католики, и не только они, но и все уповающие на Господа. И в день встречи молодежи нашей епархии Папа снова был среди нас, испрашивая нам Божьих благодатей. Епископом была прочитана молитва по заступничеству бл. Иоанна Павла II и акт препоручения его покровительству нашей молодежи.

Затем о. Давид Змуда (OFM) провел конференцию для молодежи на тему молитвы и ее разновидностей. Тема оказалась очень актуальной: ведь многим верующим иногда тяжело молиться в силу нехватки времени, духовной лени, боязни или стеснения перед другими людьми и, что серьезнее, утраты упования на Господа. Но молитва – не просто внешнее шевеление губами прм произнесении заученной молитвы. Это, прежде всего, прямой разговор с Богом, особая связь с Ним, не имеющая ограничений. О. Давид подчеркнул, что наш разговор с Богом может происходить внутри нас самих посредством медитации, созерцания, благодарения и других видов личной молитвы. Важно при этом всегда благодарить Господа за Его величайшее милосердие.

После конференции все поделились на группы, где им предстояло сформулировать молитвы к Богу в интенциях прославления, просьбы о прощении, благодарения и прошения. В полдень прошла св. Месса, во время которой каждый мог помолиться в личных интенциях. В своей проповеди о. Элиот Марецки (OFM) рассказал о силе Божьей благодати, действовавшей через св. апостола Петра, исцелявшего больных, действующей ныне через мощи бл. Иоанна Павла II и через нас, когда мы совершаем дела милосердия. После Мессы нашу молодежь ждал обед, во время которого ребята могли пообщаться и поделиться духовным опытом.

Немного отдохнув, участники отправились на вторую конференцию с о. Иосифом Трелей. Темой конференции стала всепрощающая отцовская любовь Бога к своим детям, т.е. к нам. О. Иосиф зачитал притчу о блудном сыне, а наглядным материалом стала картина голландского художника Рембрандта «Возвращение блудного сына». Каково же было удивление всех, когда о. Иосиф попросил обратить внимание на руки отца, обнимающего своего вернувшегося сына: левая рука отца – мужская, а правая – женская. Как пояснил о. Иосиф, художник желал показать этим полноту отцовской и материнской любви Бога к людям. В заключение конференции молодежь прочла венчик Божьему милосердию.

Крестный ход вокруг храма, размышления которого готовили в группах, позволил ощутить безграничную любовь Отца, отдавшего Сына Своего Единородного, Который страдал ради нашего спасения. В завершение дня молодежи представилась возможность поклониться животворящему кресту Господню, почтить Его своими молитвами, песнями, а также почувствовать Божие милосердие в таинстве покаяния. Каждый молодой человек подходил ко кресту с зажженной свечой, символизировавшей его личную молитву к Агнцу Жертвенному.

На следующий день 1 апреля, в Вербное воскресенье, молодежь нашей епархии участвовала в торжественной св. Мессе, возглавляемой его преосвященством епископом Хосе Луисом Мумбиелой Сиеррой. После обеда и прощания с епископом и друг с другом уставшая, но духовно укрепленная на Великую неделю и встречу с воскресшим Господом молодежь нашей епархии уехала домой.

Благодарим Господа за тех, кто организовал эту встречу, подарив молодежи нашей епархии возможностью участия в реколлекциях. Благодарим Господа за эти два прекрасных дня духовного обновления и укрепления, за дар молитвы и Его бесконечное милосердие.

Максим Пермин

ОСТРОВ РАДОСТИ


Чтобы разделить свою радость, молодежь Карагандинской епархии из разных приходов собралась на очередной Всемирный день молодежи, который проходил с 30 марта по 1 апреля в епархиальном центре г. Караганды.

Радуйтесь всегда в Господе;
и еще говорю: радуйтесь
(Флп 4, 4)


Это шутка? Это, наверное, какой-то первоапрельский розыгрыш? Радоваться накануне страданий Христа, радоваться в тот момент, когда Он умирает? Да. Именно такой лозунг был выбран Папой на очередной XXVII ВДМ. Радоваться в преддверии воскресения, победы над смертью и нашего спасения для жизни вечной.

Молодые люди всегда динамичны, они развиваются, познают жизнь, и конечно, имеют право на радость, которой так тщательно ищут. Зачастую, разочаровавшись в одной «радости», ищут другую, и так до бесконечности. Некоторые замечают, что все эти «радости» пустые и только временные. Мы ищем радость, которую сможем ощутить, увидеть, которая принесет нам пользу. Но радость в Господе недостаточно только ощутить, ее нужно осознать, принять и делиться ею.

На протяжении этих нескольких дней молодежь собралась, чтобы искать и говорить именно об этой иной и истиной радости, отличающейся от других. Каждый преследовал свои цели на этой встрече, но всех объединял Христос, с которым можно было встретиться на молитве в совместных занятиях групп и, конечно же, в Евхаристии, которая проходила в соборе св. Иосифа.

Также вниманию молодых был представлен фильм «Остров», в котором нужно было найти тонкий смысл, отражающий радость главных его героев.
В воскресенье молодежь встретилась после св. Мессы с епископом Янушем Калетой, чтобы подвести итоги прошедшей встречи и по традиции представить «кусочек» из жизни своего прихода. Более 50 человек приняли участие в этой встрече, среди которых было и немало вновь прибывших.

И вот эти дни вошли уже в историю, но радость нельзя заархивировать. Если она есть, то она распространяется, а если мы радуемся в Господе, то это не на пару дней.
Желаю, чтобы в это пасхальное время мы не надевали на себя только маску «безумной радости», но нашли истинную радость, которая преображает нас. А принимая активное участие в распространении и отдаче этой радости другим, наша радость преумножиться.

Инна Якутина

АЛЕБАСТРОВЫЙ СОСУД


Одна из участниц этого Всемирного дня молодежи написала нам о своих переживаниях и выразила это в своем стихотворении.

Алебастровый сосуд стоял на алтаре возле Христа в святых дарах, и в него, как в сердце, можно было вместить все то, что было так дорого: драгоценное миро чувств, тихие тайны, мечты, слабости... Все, что я собирала всю жизнь - не больше, не меньше. А потом он разбился... В исповедальнях кающегося ждало прощение.


В ноги бросалась, локоны – черный шелк.
Слезы лила, Галилейское море – глаза.
Он бы волосы эти все перечесть мог
И усмирить шторм, когда надвигалась гроза.

Сердце разбить – и миро течет рекой.
Пусть, что не свята, пусть, осуждают все...
Он, посмотрев, полюбил ее сразу такой
И, спасая ее, отдал жизнь на позорном кресте.

Ксения Готовская

ЗЕМЛЯ КАЗАХСТАНА И ЕЕ СВЯТЫЕ ПОКРОВИТЕЛИ


30 ноября 2011 г. в Петропавловске прошла конференция под названием «Репрессии советского времени и невозможность их повторения в независимом Казахстане».

Это была церковно-историческая конференция «Земля Казахстана и ее святые покровители.» Главный реферат прочел протоиерей Сергий Снопков, благочинный парвославных приходов Северо-Казахстанской области. Заголовки следующих рефератов звучали так: «Казахстан - территория межконфессионального и духовного согласия» - Алишев Р. К., начальник управления внутренней политики Северо-Казахстанской области; «Значение почитания мученичества для церковного и светского общества» - протерей Виктор Михейник, настоятель храма Всех святых; «Подвиги за веру среди подвижников ислама» - Касымхан Исаев, уполномоченный представитель духовного управления мусульман Казахстана, главный имам центральной областной мечети «Кызыл Жар»; «Подвиги духовенства Северного Казахстана как пример исповедничества» - Шатилов С. Ф., преподаватель Северо-Казахстанского государственного университета; «Репрессии против католиков в Петропавловске» - о. Андрей Михонь, декан католических приходов Северо-Казахстанской области; «Ислам в Казахстане в советский период» - Сулейменова С. К., преподаватель Военного института, кандидат философских наук; «Наша сила в единстве. Духовное согласие – ключевое направление стратегии страны» - Доценко М. Ю., руководитель ОО «Прозрение Көз –Жету»; «Благодатная помощь неба» - представители католического прихода Царицы мира в с. Озерное; «Репрессии в судьбе моих земляков» - Горбацевич И. В., представитель краеведческого музея.

Все рефераты были богаты по содержанию и интересны с исторической стороны для всех собравшихся - католиков, мусульман, православных и атеистов. Ниже в кратце изложим содержание реферата о. Андрея Михоня, рассказавшего об истории католичества в Казахстане.

Первыми христианами на территории современного Казахстана были несториане, прибывшие сюда в III - IV вв. В XIII – XIV вв. в казахстанские степи прибыли представители Папы Римского. В последние пару столетий католики в нашей стране - это, в основном, ссыльные и специалисты, приехавшие для строительства русских военных фортов, таких как Петропавловск. Массовый наплыв католических верующих начался в конце XIX в. Перед Первой мировой войной приехало около 65 тыс. немцев. Примерно 30% из них были католиками. В казахских степях действовало несколько католических часовен в таких селениях, как Келлеровка, Костанай, Липовка, Петропавловск.
После революции были закрыты все церкви и часовни. Католики преследовались особенным образом, потому что Папа Римский открыто критиковал большевистскую идеологию и преследования верующих в коммунистической России.

28 апреля 1936 г. появился декрет, преждписывающий переселить 65 тысяч поляков из Восточной Украины. А в 40-ых гг. сюда же было департировано около 400 тыс., 30% из которых были католиками).

Регилигиозные гонения в СССР были направлены, прежде всего, потив духовенства. В Карлаге отбывало заключение около 122 священников и монашествующих, большинство из которых погибло, а судьба многих неизвестна.

Преследование верующих было связано с преследованиями направленными против священников. Без своих пастырей, верующие были бессильны, не могли исповедоваться и участвовать в св. Мессе.

В 1989 г. в Казахстане к католикам относили себя около 950 тыс. немцев и 300-400 тыс. поляков, литовцев, беларусов и украинцев. Думаю, что память о тех, кто сохранил и передал нам веру, должна жить в наших сердцах и нашей молитве.

c. Божена Генюш (ZMBM)

КАЗАХСТАН ИМЕЕТ ПРАВО
НА БОЖЬЕ МИЛОСЕРДИЕ



Интервью с редемптористом о. Збигневом Котлиньским.


– Слава Иисусу Христу, отец. Для начала расскажите, пожалуйста, немного о себе.
– Родился я в Польше и как священник проработал там 14 лет. Тогда не было возможности поехать на миссию, так как все поездки заграницу контролировались коммунистическими властями. Но потом наступила так называемая «оттепель», и оказался в первой группе миссионеров, получивший разрешение на выезд. 22 года проработал в Аргентине и Боливии, а когда в 1991 г. открылся Восток, то изъявил желание поехать в бывший СССР. Сначала была Беларусь - Минск и Могилев, а оттуда я отправился дальше - в Казахстан.

- Для католиков в Петропавловске и в Казахстане вы являетесь живой легендой. В «новых», можно сказать, временах вы построили очень красивый храм, монастырь и начали реставрацию самого старого католического храма в нашей стране. Расскажите пожалуйста о начале своей работы, трудностях и успехах.
– В начале хочу сказать о том, что лежит у меня на сердце: о святилище Божьего Милосердия в Петропавловске и о распространении культа Божьего Милосердия в астанинской архиепархии, по всему Казахстану и, может быть, даже и дальше... Этот месяц я посвятил духовным упражнениям, в ходе провозглашаю слово Божье, езжу по другим приходах, вожу с собой икону Божьего милосердия и, если ее там нет, оставляю местной общине. За время моей долгой жизни я все более убеждаюсь, что каждый человек совершает много ошибок. В Св. Писании сказано, что человек в своей жизни совершает больше ошибок, чем у него волос на голове. Милосердие Божье - это надежда для каждого человека.

Будучи ребенком, а потом священником, я читал истории о сосланных в Сибирь, Россию, Казахстан и и гонениях против различных национальностей. Потом я узнал что в Казахстане в результате этих гонений оказались представители около 120 народностей. Поэтому, собираясь в Казахстан, я думал, что буду возвещать верующим истину о бесконечном Божьем Милосердии, и вместе мы построим храм в его честь. Читая Евангелие, мы видим милосердного Христа, желавшего открыть людям великую тайну Бога – Его бесконечное милосердие.

Человек свою значимость и высокий статус демонстрирует в богатстве и суровом управлении, а Господь Бог являет Свое величие в Милосердии, о котором Святой Отец Иоанн Павел II говорил, что оно является синонимом любви Господа Бога. Провозглашая слово Божье, я стараюсь обратить внимание верных на то, что Иисус Христос был очень чуток к человеческим страданиям. В пустыне Он сжалился над голодными людьми и накормил несколько тысяч человек. Входя в небольшой город Наим, Он встретил страдающую матерь, сына которой несли на кладбище, и сказал ей: «Не плачь». Мы, люди, часто говорим те же слова другим, но мы бессильны им помочь... А Иисус Христос воскресил умершего и отдал его страдающей матери.

– Т.е. можно сказать, что самым глубоким смыслом католичества является милосердие, проистекающее из любви. Но Господь, будучт милосердным к нам, тем самым как бы дает нам задание быть милосердными к другим, а это временами бывает очень сложно...
– Иисус Христос вверил с. Фаустине культ Божьего Милосердия, т.е. икону и молитвы. Он подчеркнул, что, получая Милосердие Бога, мы должны быть милосердными к окружающим. Господь через св. Фаустину учил нас смотреть на человека сквозь призму Евангелия, т.е., с огромным уважением к его достоинству чада Божьего.
Казахстан - это страна страданий. Когда я приехал сюда двадцать лет тому назад, то встретил здесь много депортированных, трагические истории которых навсегда запечатлелись в моем сердце. Так что можно сказать, что Казахстан имеет право на Божье Милосердие.

По приезде в республику я встретился с епископом Яном Павлом Ленгой и поделился с ним идеей построить храм в честь Божьего Милосердия. Отец епископ поддержал эту идею, и после многих трудов и усилий мы получили территорию под строительство церкви. Теперь в Петропавловске есть два храма: один - в честь Святейшего Сердца Иисуса, который поляки построили в 1911 г., и новый - в честь Божьего Милосердия. Вместе с о. Станиславом Марчакем, который работал тогда вместе со мной, мы решили пригласить в приход сестер Богоматери Милосердия, чтобы они помогли нам распространять культ Божьего Милосердия. Сестры приехали из Польши. На сегодняшний день у них два дома: в Петропавловске и в Тайынше.

Когда мы только собирались строить храм, деканом нашего региона был настоятель из с. Озерное о. Томаш Пэта – нынешний архиепископ архиепархии в Астане. Тогда я сказал ему: «Вы строите святилище Богоматери в Озерном, а мы построим святилище Божьего Милосердия в Петропавловске.

Приехав в Казахстан во второй раз, я напомнил архиепископу о том, что еще не довершено великое дело – провозглашение святилища Божьего Милосердия в Петропавловске. Он с огромной радостью поддержал мою задумку, и в прошлом году мы решили, что в 2012, в воскресенье Божьего Милосердия храм в Петропавловске будет провозглашен святилищем Божьего Милосердия.

– Что это значит для Петропавловска и всего Казахстана?
– Иисус Христос сказал св. Петру: «Что свяжешь на земле, будет связано и на небесах, а что развяжешь на земле, будет развязано и на небесах...». Эти слова были обращены ко всем апостолам, а значит и к епископам. Я уверен, что если храм в Петропавловске будет провозглашен декретом архиепископа как святилище Божьего Милосердия, то Иисус Христос подаст верующим, которые будут здесь молиться, богатство Своего Милосердия. С верой вслушиваясь в слова Иисуса Христа: «Кто вас слушает, Меня слушает» и «Я с вами во все дни до скончания мира», мы уверены, что Сам Иисус Христос учреждает в Петропавловске святилище Божьего Милосердия, чтоб принимать благодарения за Его благодати и выслушивать просьбы страдающего народа. И только от нас, от нашего упования и молитвы зависит, будем ли мы черпать богатство Божьего Милосердия.

- Можно ли увидеть в происходящем в Петропавловске и во всем Казахстане какое-то проявление Божьего Милосердия?
– Наверное, да. Хочу сказать, что, как культ Божьего Милосердия прошел на своем пути через много трудностей и преследований, так и в ходе строительства храма в Петропавловске имелись свои кресты. Когда мы приехали с о. Казимежем Зымулой в Петропавловск, то столкнулись со множеством трудностей и проблем. Когда мы получили участок под строительство, нужно было искать средства. Это было не так-то просто, но Милосердие Божье протянуло нам руку помощи, и мы смогли построить храм и монастырь, а также сделать реставрацию храма в парке, который был разобран почти до фундамента.

– Внесли ли какой-то вклад в строительство прихожане?
– Это были очень бедные люди, потому что вся страна тогда находилась в разрухе. Только что распался СССР, и было трудно найти даже строительную фирму и материалы. Кирпичи возили с России, многое также из Польши. Прихожане помогали своти трудом: разгружали тиры, сторожили материалы, работали на стройке, причем и мужчины, и женщины.

– Что вы еще хотели добавить по поводу предстоящего торжества провозглашения святилища Божьего Милосердия?
– Это будет великое торжество для нашего прихода, для всей епархии и всего Казахстана вообще. Празднование начнется уже 14 апреля в 14.30 представлением делегаций и приглашенных гостей из Казахстана, России и Польши. Позже будут конференции на тему Божьего Милосердия, выступление хора местной филармонии и св. Месса. Вечером того же дня (около 20.00) в храме Святейшего Сердца Иисуса по ул. Конституции Казахстана епископ Иосиф Верт из Новосибирска прочтет реферат на тему: «Казахстан имеет право на Божье Милосердие», а потом возле памятника мученичества будет прочитан венчик к Божьему Милосердию за умерших в лагерях Казахстана и России.

15 апреля, в воскресенье Божьего Милосердия, в 11.00 начнется торжественная св. Месса, на которой будет предстоять архиепископ Томаш Пета. Его высокопреосвященство огласит декрет об учреждении святилища Божьего Милосердия.

– Спасибо за беседу. Рад был с вами познакомиться. Желаю вам изобилия Божьей благодати, любви и доброжелательности человеческой и радости от вашего важного служения - возвещения слова Божьего. С Богом.
– Большое спасибо. С Богом.

Беседовал Дарьюш Сулковски

ДОБРЫЙ ПАСТЫРЬ


Приближается неделя Доброго Пастыря. «Я есмь пастырь добрый: пастырь добрый полагает жизнь свою за овец», - говорит Иисус фарисеям в Св. Писании (ср. Ин 10, 11). Эти слова Господа напоминают нам о том, что Он страдал, был унижаем, распят и умер на кресте ради каждого из нас. Как добрый пастырь идет искать каждую заблудшую овцу, несмотря ни на что, так и Иисус идет для спасения каждого, даже зная, что его ждет. Его слова спасали людей, исцеляли и обращали. Его слово является особенным и сейчас.

Во время Великого поста верующие всего мира переживают духовные упражнения. Наша семинария не стала исключением. Реколлекции для семинаристов проводил о. Марк Пеньковски, бывший духовный отец семинарии в Пшемысле. В основу этих упражнений он положил метод, предложенный св. Игнатием Лойолой. В течении нескольких дней семинаристы молились, размышляли над фрагментами Св. Писания, и все это в полном молчании.

Наверно, каждый задаст вопрос, почему именно в молчании? Когда я поступил в семинарию, то тоже задавал себе этот вопрос. Но, пройдя свои первые духовные упражнения, я понял, почему. Молчание несет в себе особую силу. Наверное, каждый может вспомнить хотя бы один случай, когда, находясь в тишине, он понял и осознал нечто важное. Хотя нет – НЕЧТО ВАЖНОЕ. Находясь в молчании и молитве, мы можем немного глубже познать Бога и хотя бы на один шаг стать ближе к Нему. Подтверждением тому являются, например, отцы пустыни и многие святые, такие как Тереза Авильская и Иоанн Креста, большее время своей жизни проведшие в молитвенном молчании.

В Св. Писании есть много мест, где говорится о молчании. В одном из них написано: «В тишине и уповании крепость ваша» (ср. Ис 30,15). Бл. мать Тереза однажды сказала: «Тишина ушей, тишина ума, тишина сердца. И только в тишине сердца заговорит Бог». Св. Игнатий Лойола, которого называют одним из учителей молитвы, призывает каждый раз перед началом молитвы несколько минут просто провести в молчании. В уставах созерцательных монашеских орденов существуют особые пункты, посвященные молчанию. Значит молчание действительно важно в нашей жизни!

От имени всей семинарской общины от всей души благодарим читателей за ежедневную молитву в единении с обществом о. Владислава Буковинского, а также за молитвы, возносимые к Богу о нас во время наших духовных упражнений. В свою очередь, заверяем вас о своей молитве во время Мессы в каждый первый четверг месяца.

С любовью и уважением,

семинарист Олег Подгородецкий

ВСТРЕЧА МИНИСТРАНТОВ


С 29 марта по 31 марта в стенах Межъепрахиальной высшей духовной семинарии Марии – Матери Церкви в Караганде прошла традиционная ежегодная встреча министрантов со всего Казахстана.
На приглашение участвовать в данной встрече откликнулись министранты из астанинской архиепархии, карагандинской и алматинской епархий и атырауской апостольской администратуры.
К сожалению, по разным причинам и обстоятельствам не все желающие смогли добраться до места проведения встречи
и принять в ней участие.


Встреча министрантов - это одно из важнейших событий в жизни всей Римско-католической Церкви и для жизни отдельно взятого молодого человека. Почему именно молодого? Молодость – это не категория времени и даже не просто состояние души, часто преходящее и изменчивое, впрочем, как и любое состояние, в чем мы можем легко убедиться на многочисленных примерах из окружающей нас природы. Молодость – это особенный дар от Бога человеку, о чем говорит нам Святой Дух через Св. Писание в Псалме 47: «Подойду я к алтарю Божию. К Богу, возрадовавшему молодость мою». Таким образом, молодость – это особый дар от Бога человеку, чтобы он во всю свою жизнь имел крепкое и сильное, могучее желание посвящать себя Богу без остатка, отдавать себя Его непостижимому любящему проведению и служить Ему в справедливости и в духе подлинного, искреннего раскаяния и покаяния. Все это подчеркивает одно общее свойственное всем людям стремление. А именно, любовь. Тот, кто любит, как будто всегда молод. И это правда. Молодость горит любовью и воспламеняет любовь. Вряд ли кто-то будет любить, так как он любил в самый свой первый раз.

Так вот именно такая встреча, в которой собираются влюбленные в таинственное священство Христа, может называться встречей министрантов. И поэтому очень значительно, что такая встреча может или лучше должна происходить в семинарии, где готовят будущих священников, будущих Божьих служителей, исполняющих по особенному дару благодати самое совершенное и величественное таинственное искупительное священослужение хвалы и благодарения Богу Отцу, Сыну Божию Первосвященнику Иисусу Христу, совершенному Богу и совершенному человеку в Святом Духе. В этом служении Иисус есть жертва за грехи - Агнец непорочный, жертвенный алтарь и Священник, а Дух Святой - небесный жертвенный огонь, огонь вечной любви Отца и Сына, огонь вечной молодости, огонь вечной жизни, где нет и тени смерти.

Таким образом, встреча министрантов сразу же задает самые высочайшие духовные рамки. Но какая же молодость человека без бурной и радостной энергии, бьющей через край, готовой выплеснуться, как уже готовый разразиться извержением вулкан. Бурная и подчас безудержная радость – это центр и источник всех сил молодого министранта, его готовности помогать в служении священника Богу при алтаре.

Так же эта радость готова делиться своею радостью с другими, сея радость в них и, что особенно ценно, даже в очень трудные и сложные моменты их жизни. Поэтому, чтобы ни в коем случае тоска и уныние не возобладали над такой радостью молодых министрантов, руководство семинарии, а также некоторые семинаристы разработали такую программу проведения встречи, в которую наряду с глубокими духовными практиками и упражнениями были включены различные развлечения, а именно веселые конкурсы и игры, а также серьезные спортивные состязания, где сильнейшие были отмечены призами и наградами, а в итоге победила дружба.

Но истинным центром встречи и всей программы проведения встречи министрантов в 2012 г. стала тема «Единство», источником которого является непостижимое единство Святой Троицы - самая центральная и великая тайна веры всего христианского мира, т.е. тайна Единственного и Единого Бога, источника и цели всякого подлинного религиозного поиска человека. Поэтому в рамках данного общего направления прошли встречи с представителями других вероисповеданий. Были посещены мусульманская мечеть, православный храм и греко-католическая церковь, а также строящийся новый кафедральный собор.

И в заключение хотелось бы поблагодарить от лица всей семинарии, епископов и всех настоятелей приходов и их викариев за помощь и сотрудничество в проведении данной встречи. И хочется надеяться, что именно эти молодые министранты станут настоящим будущим Римско-католической Церкви, и хорошим, светлым будущим всего нашего родного Казахстана.

Руслан Мурсаитов

ПОЛОЖЕНИЕ СТОЯ


Мы говорили уже, что почтение к бесконечному Богу требует определенного и соответствующего поведения. Бог так велик, а мы так ничтожны перед Ним, что сознание этого факта проявляется даже внешне: делает нас маленькими, заставляет склонять колени.

Но почтение может проявляться и иначе. Например, ты сидишь, отдыхаешь или развлекаешься беседой, и вдруг входит кто-то очень уважаемый и почтенный и обращается к тебе. Что бы ты сделал? Тут же встал бы и, вытянувшись по струнке, слушал бы его или отвечал ему. Что это значит?

Положение стоя означает, прежде всего, что мы берем «в скобки» самих себя. Вместо небрежной, свободной сидячей позы мы принимаем другую, символизирующую дисциплинированность и самоконтроль. Это знак внимательности. Положение стоя выражает напряжение и бдительность. Оно является также проявлением готовности: ведь тот, кто стоит, может тут же пойти, может без промедления исполнить приказ, сразу же взяться за дело, которое ему поручено.

Положение стоя – еще одно выражение почтения к Богу. Коленопреклонение – это проявление благоговейного почтения, пребывающего в покое. Положение же стоя говорит о почтении бдительном и деятельном. Такое почтение выказывает исполнительный слуга или солдат в строю, и проявляется оно в позиции стоя.

Мы встаем, когда слышим радостную весть: Евангелие во время св. Мессы. Родители и крестные стоят, когда от имени ребенка дают крещальные обещания. Стоят дети, когда во время первого причастия обновляют эти обещания. Стоят перед алтарем жених и невеста, когда клятвою верности создают супружескую пару. И ту же позицию люди принимают во многих других случаях.

Бывает, что сам человек острее чувствует и лучше выражает содержание своей души, молясь стоя. Так было принято и у первых христиан. Наверняка, ты видел часто встречающийся в катакомбах образ «оранта», стоящего в длинных одеждах и с распростертыми руками. Весь его облик говорит о свободе, внутреннем мире и готовности услышать и исполнить услышанное.

Порой из-за давки и тесноты нельзя преклонить колени, как следует. Тогда позиция стоя исполняет свою роль: дает большую свободу. Но стоять нужно достойно: на обеих ногах и не облокачиваясь на что-нибудь; колени ровные, а не небрежно пригнутые; все тело вытянуто в струнку.
Тогда молитва будет одновременно напряженной и свободной, с почтением и готовностью к действию.

Романо Гвардини