ГЛАВНАЯ
СТАТЬИ
НОВОСТИ
ГАЗЕТА
ПРИХОДЫ
О НАС
Газета "Кредо" №4(212)'13
Соделай нас, Господи, орудием милосердия Твоего

Благодаря инициативе его преосвященства епископа епархии Пресвятой Троицы в Алматы Хосе Луиса Мумбиелы Сиерры c 21 по 23 марта в приходе Непорочного зачатия Пресвятой Девы Марии в Капшагае впервые прошла Встреча лидеров приходов, которую провели о. Ярослав Словы и о. Гвидо Треццани. В ней приняли участие прихожане из Капшагая, Алматы, Талдыкоргана, Нуры, Жетыгена и Каскелена. Темами встречи стали Год веры, молитва и служение милосердия.


Под словом «лидер» часто подразумевается личность, обладающая политическим, социальным авторитетом и способная представлять и защищать интересы своей
стороны. Можно также понимать под лидером просто организатора, инициатора, помощника, служителя и т.п.
Как подчеркнул о. Гвидо на первой конференции, начавшейся 21 марта после обеда, лидерство в Церкви может выражаться в различных степенях служения ближним. Таким образом, если лидерство – служение в Церкви, то подход в его определении иной. В качестве теоретической основы о. Гвидо взял послание (Папы на пенсии) почетного епископа Бенедикта XVI «Deus caritas est» («Бог есть Любовь»). Бенедикт XVI выделяет три задачи служения Церкви: в провозглашении слова (проповеди апостолов (κήρυγμα) и свидетельства веры (μαρτυρία)), в служении таинств (λειτουργία), в социальном служении (ответ на нужды Церкви – διακονία, caritas, т.е. служение милосердия). В этом служении важна вера. Как подчеркнул в своей проповеди Святой Отец Папа Франциск, без веры Церковь рискует стать сострадательной неправительственной организацией. Поэтому нам необходима непрестанная молитва о преумножении собственной веры.
После первой конференции все участники приняли участие в св. Мессе и помолились о плодотворности данной встречи. Первый день окончился совместной молитвой повечерия Литургии часов.

На следующий день после утрени прошла вторая конференция, которую провел о. Ярослав. Он сосредоточился на теме веры. Вера – ответ каждого из нас на то, что предлагает нам Бог. При этом ее должны сопровождать молитва и дела милосердия. «Вера, если не имеет дел, мертва сама по себе», – пишет св. апостол Иаков (Иак 2, 17).
Темой следующей конференции стала молитва и литургия. Как сказал о. Ярослав, молитва – это не слова, но время, которое мы посвящаем Богу. Отдавая ему свое время, мы одновременно отдаем Ему и наши дела, даже самые незначительные и простые. Во время брака в Кане Галилейской, когда Господу Иисусу принесли простую воду, Он превратил ее в изысканнейшее вино (см. Ин 2, 1-11). Так бывает и с нашими делами, когда мы отдаем их Ему.
Далее, чтобы молитвенно поразмышлять над великими страданиями нашего Господа, все приняли участие в крестном пути.
На следующей, четвертой конференции отцы рассказали о caritas – о деле милосердия, а это именно то, к чему призван каждый христианин. В совершении дел милосердия не мы сами являемся источником любви к ближнему, но Бог через нас дает Свою Любовь нуждающимся. Мы отражаем Его милосердие, подобно как луна отражает свет Солнца. Перспективы милосердия безграничны, и их нужно осваивать. Очередной день встречи завершился св. Мессой и молитвой повечерия.

Последний день Встречи лидеров приходов отличался особой атмосферой, ведь от каждого требовалось раскрыть перспективы собственного служения в приходе, в помощи своим настоятелям, предложить идеи и рассказать о проблемах, с которыми сталкивается каждая община. На кульминационной пятой конференции присутствовал его преосвященство епископ Хосе Луис Мумбиела Сиерра. Он подчеркнул, что милосердие – значит получать любовь от Бога и дарить ее. Далеко ходить не нужно – нуждающиеся среди нас, они – наши ближние. «Вера открывает нам глаза на то, что совсем рядом» – подчеркнул его преосвященство. Бог всегда рядом с нами.
При подведении итогов встречи было выделено несколько направлений, над которыми наши «лидеры» могли бы работать в своих приходах: катехизация, молодые семьи, естественное планирование, молодежь и призвания к священству и монашеству. Встреча стала стимулом для развития межприходского сотрудничества.
Благодарим Господа за инициатора встречи его преосвященство епископа Хосе Луиса, за о. Ярослава и о. Гвидо, а также за о. Ондрея, настоятеля прихода в Капшагае, и за всех тех, кто организовал эту встречу и помогал в ее проведении. Просим Господа, дабы Он благословил каждое их служение многими плодами.

Максим Пермин,
Приход Пресвятой Троицы в Алматы

Реколлекции для женщин

Слово «реколлекции» происходит от латинского «recollere», что означает «вновь собрать» – собрать – нечто разбросанное, когда-то услышанное, где-то прочитанное, кем-то сказанное... СЛОВО.

Как непросто женщине в наше стремительное время остановиться, прервать свой бесконечный бег и задуматься: «А что, собственно, происходит в моей жизни, а не только в жизни моего мужа, моих детей? Вижу ли я Иисуса, Который идет рядом? Слышу ли Отца, Которому сама все время что-то говорю?». Очень непросто, особенно в выходные и праздники. И как было приятно видеть, когда на вторые женские реколлекции, начавшиеся 8 марта 2013 г., приехали представительницы почти всех приходов Карагандинской епархии и греко-католических приходов.

Встреча началась с поздравлений, подарков, праздничного ужина. Ведущие реколлекций предложили нам очень интересную форму знакомства, создавшую теплую, доброжелательную атмосферу. И мы отправились в увлекательный путь, на котором предстояло собрать каждому свое. Сопровождали нас опытные проводники – о. Владимир Дзуренда, о. Владимир Немец, с. Алма Джамова, с. Екатерина Этцель, с. Анна Сарафанова.

С их помощью мы прикоснулись к символам слова Божьего, узнали о его семи действиях. Нас учили читать его, заглядывая за семь печатей. Нам дали семь заповедей того, как пользоваться им каждый день. С нами делились тем, как размышлять над Библией, как услышать ответ Бога. Наши опытные проводники водили нас в синагогу, где проповедовал Иисус. Мы молились, читали, размышляли. Мессы наполнились особым смыслом, осознанностью. Ценно было все: тихая молитва в пустой часовне, работа в группах, где мы делились сокровенным, совместный просмотр фильма. К нам, несмотря на непогоду, все-таки на несколько минут заглянул епископ Януш Калета. Он порадовался тому, что вновь проходят женские реколлекции и подчеркнул, что это очень важно, что мы должны быть грамотны и нести почерпнутое дальше, в свои семьи.
Время пролетело быстро. Встреча завершилась 10 марта в 15.00 венчиком Божьего милосердия. И не осталось ни одного равнодушного сердца. Каждую из нас нежно обнял Иисусу, каждой из нас Он ответил на какой-то вопрос и вновь помог... собрать разбросанное.

Татьяна Селедец

Реколлекции для мужчин

Слава Иисусу Христу!
Более месяца спустя после проходивших в Караганде реколлекций для мужчин я все еще с большим воодушевлением вспоминаю их.
За два с половиной дня я смог многое узнать о Любви небесного Отца ко мне, открыть новый духовный путь, новый опыт. Возможно, этот опыт я накапливал бы месяцами или даже годами, если бы не принял приглашение о. Владимира принять участие в реколлекциях. Программа была насыщенной, но не утомительной. Конференции, обсуждения вопросов, общение, размышления, совместная молитва и исповедь открывали новые знания и обогащали духовно. Я благодарен всем участвовавшим мужчинам за то, что они не стеснялись и не боялись делиться проблемами в духовной и личной жизни и возможными вариантами решения этих проблем. Большое спасибо также отцам Владимиру Дзуренде и о. Владимиру Немцу за то, что они не жалели сил для нас.
С нетерпением жду новых духовных встреч!
С наилучшими пожеланиями,
Николай.
Приход Покрова Пресвятой
Богородицы Украинской
Греко-католической Церкви.
Идите по всему миру...

Празднование Всемирного дня молодежи ставит своей целью побуждать молодых людей обращаться к Церкви, делиться своей верой и размышлять над глубоким смыслом послания, которое Папа Римский направляет к каждому такому дню. С 22 по 24 марта во всем мире проводились встречи молодежи. Их девиз был таков: «Идите и научите все народы». Как обычно, карагандинские парни и девушки также приняли в этом активное участие, и было сразу видно, что их стремление жить со Христом очень велико.
Движение ВДМ зародилось в Вербное воскресенье 1984 г., когда Папа Иоанн Павел II призвал молодежь Рима отпраздновать вместе с ним Год искупления. Этот призыв был воспринят с огромным энтузиазмом, что превзошло все ожидания. В 1985 г. Папа обнародовал послание, обращенное к молодежи всего мира, а позднее учредил Всемирный день молодежи.

Наша встреча была организована в Майкудуке в здании приходского центра при храме св. Иосифа.
Нас было 96 человек от 15 до 35 лет. Программа началась в пятницу в 12 часов, немного раньше, чем обычно, так как в связи с праздником Наурыз в нашей стране никто не работал и не учился. Все участники собрались вовремя, и началось размещение иногородних ребят по комнатам, которые специально были выделены для молодежи на три дня. Там было очень уютно и тепло, хотя погода все это время нас не радовала: солнышка, ясной и теплой погоды мы дождались только в воскресенье после св. Мессы. Как всегда, весь груз общения с молодежью взял на себя о. Владимир Немец, который из года в год проводит такие встречи, и все знают, что, где он, там интересная программа и веселье. В первый день у нас проводилась игра-знакомство, которую подготовили Катарина ... и Антон Галицкий. Затем была работа в группах, в ходе которой мы обсуждали темы, предложенные нам о. Владимиром.

На второй день к нашим группам присоединились семинаристы, которые также хотели рассказать нам о своем опыте и жизни со Христом. Утром нас посетил епископ Януш Калета, который благословил нас и, думаю, был рад видеть, что на эту встречу собралось так много людей. Ближе к приехал о. Збигнев Грыгорцевич, который подчеркнул, что нужно научиться познавать себя и жить со Христом, а самое главное - определить в своей жизни, кто ты есть, найти себя.
В воскресенье прошла наша последняя совместная встреча в соборе Фатимской Богоматери, где после Мессы прошла официальная встреча с епископом.
Все закончилось в три часа дня, но чувства и эмоции, которые мы ощутили там, будут еще долго жить в наших сердцах. И пусть Господь благословит всю молодежь, которая так ревностно стремится познать Его!

Наташа Миликова

Сердце полное добра
Рузалии Петровне Китовской посвящается


Сердце полное добра

верующего человека.
Делать добро всегда,
Делать добро всем,
зла никогда, никому.


Как только яркое солнце скрылось за горизонтом, в домике у Рузалии Петровны Китовской стемнело. Она бережно положила Библию. В памяти Рузалии в один миг ожили трогательные незабываемые картины. Она рано осталась вдовой, детей у нее с мужем Владимиром не было, осталась одна в большом доме. Рузалия с детства любила Бога и все свои переживания доверяла небесному Отцу. Она часто преклоняла колени и рассказывала Ему о своих трудностях и тревогах. Рузалия родилась в Украине в Житомирской области, с. Черна, 18 декабря 932 г. и была первым ребенком в семье Осинских Петра и Текли. В 1936 г. семью выслали в Казахстан, и уже с двумя детьми - в село Красная Поляна. Это село стало родиной еще 8 детей, которые родились уже здесь.

Отец, Петр Францевич, был очень трудолюбив, работал плотником в колхозе, строил дома. Мать, Текля, работала в поле. Это была простая, энергичная, набожная, бережливая женщина, которая с уважением относилась ко всем и которую все уважали. Вся ее жизнь проходила в больших заботах о хлебе насущном для детей, так что разговоры о нем из ее уст Рузалия начала слышать очень рано, можно сказать, вместе с «Отче наш». Мама часто брала Рузалию с собой на сжатые поля собирать потерянные колосья.
Текля плохо умела читать и писать, зато хорошо знала толк в других вещах и учила детей молитвам, заповедям, розарию. У нее был хороший голос, и вместе с детьми она пела по вечерам псалмы, молилась Богоматери, а по воскресеньям вместе с дургими верующими они тайно собирались по домам. Ей таже пришлось заменять детям отца, потому что тот был далеко от дома.

Мама очень любила своих детей, но особое внимание уделяла старшей Рузалии, потому что та была первой помощницей. Девочка видела, что отец и мать никогда не сидят без дела. Рузя сушила траву вместе с братьями и сестрами перед домом, собирала кизяк для топки печи и работала вместе со взрослыми в поле, куда посылали подростков. Жили впроголодь, не было теплой одежды, собирали весной конский щавель, лободу и варили борщ. Ох, и вкусный он был тогда!
Мать с отцом говорили: «Ты теперь большая и помогаешь нам. Немного заработала денег, и купили платье». Рузя помнит первое ситцевое платье, купленное на заработанные ею деньги. Ох и красивое же оно было!

Жизнь была трудная, часто приходилось таскать тяжести, тяжелые носилки с зерном, возить тачки. Но семья Осинских никогда не забывала о Боге и о молитве. После тяжелого трудового дня вся семья молилась. Молитва – это наша Единственная сила. Просили о помощи народу, особенно солдатам на фронте. И война завершилась победой для нас.
Весной в 1944 г. Петр Осинский он ушел на фронт и провоевал 13 месяцев. Освобождал Венгрию, Чехословакию и вернулся домой в октябре 1945 г. Жить стало легче.
В 1954 г. Рузя вышла замуж. Муж Владимир оказался заботливым человеком. Своими силами построили дом, собственных детей не было, и всю свою любовь Рузя отдавала чужим, работая в школе прачкой при интернате. Она трудилась с душой, стирала, была для ребят второй мамой, и все любили ее - и взрослые, и дети.

Но у верующих все еще не было священников, чтобы крестить детей, утешать больных и освящать могилы умерших. Хотя иногда к ним приезжал какой-нибудь героический пастырь, и каждый раз, вспоминает Рузя, это был самый великий праздник.
Подыскивали место у кого-нибудь из тех, кто собирался на молитву. Во время подпольных Месс затемняли окна. Много было проблем с властями, запрещалось даже иконы в доме иметь. Все верующие были на учете в сельсовете. «Но Бог хранил нас», - говорит Рузя. Так наши предки страдали и терпели в сталинские времена.
Наконец, в Тайынше была построена церковь, и мать вместе с Рузей, ее сестрами и другими верующими часто ездили на автобусе по бездорожью на Мессы, которые служил о. Ян Павел Ленга. Случалось, что в автобусе не хватало мест, и приходилось сидеть на вокзале до утра. Уже в конце 80 гг. мы открыто могли молиться, и к нам приезжал священник из Озерного о. Томаш Пэта. Председатель колхоза Нимировский Петр Иванович отдал здание бывшей столовой, и мы сами перестроили его под церковь, которую посвятили Божьему Милосердию. Сколько было радости у верующих, когда в с. Красная Поляна открыл свои двери храм. С раннего утра люди собирались, чтобы вместе молиться. Не было машины, но люди, израненные коммунизмом, находили ее и привозили священника. О. Томаш на Мессах говорил о главных вещах, таких как любовь, уважение друг к другу, доброта, взаимопомощь. Он старался использовать местный язык, дабы стать ближе к людям, принимал их обычаи и традиции, чтобы передать Евангелие. И прихожане очень любили и любят его, теперь уже архиепископа астанинской архиепархии.

Несмотря на свой возраст, Рузалия ездила в Астану, когда туда приезжал Папа Иоанн Павел II. Побывала она и на своей исторической родине в Польшу.
Никогда не была спокойной ее жизнь. До сих пор сама трудится в огороде, выращивает капусту, свеклу, морковь, картошку. Ее домик утопает в цветах и весной, и летом, и осенью, а зимой на окнах расцветают комнатные растения.
Священник и монахини приезжают к нам один-два раза в месяц, так как приходов много, и он везде не успевает. С сестрой Рузей, как ее у нас называют, мы собираемся по всем праздникам и воскресеньям. Несмотря на свой возраст, она не идет, а бежит в церковь, чтобы не только помолиться самой, но и учить нас, прихожан, песням и молитвам, проводить с нами розарий. Приходит всегда первой, следит за порядком, делает ремонты, запасает на зиму дрова, уголь. Эта замечательная женщина поддерживает нас в трудные минуты и является примером христианской жизни. Сколько трудностей и горя выпало на ее долю, но она никогда не унывает, во всем полагаясь на Бога. Восхитительный ее голос и молитвенный дух уносит наши сердца к небу, туда где царит любовь. Много сил, труда, здоровья и сердца вложила наша Рузалия в наш приход, в котором всегда тепло, чисто и уютно.

Любовь Иисуса Христа направляет ее ежедневную жизнь, преображает ее, и Рузя делится ею с другими и так хочет, чтобы все познали эту радость, и еще больше людей приходило в нашу церковь в с. Красная Поляна. В награду за верное сердце Бог дал ей большую дружную семью из десяти братьев и сестер. Вместе со своими мужьями, женами, детьми, внуками, правнуками собираются они в родительском доме, как это было при живых родителях. Все праздники отмечают вместе: и Пасху, и Рождество, и День Победы, вместе ходят в церковь. Они разделяют друг с другом и беды, и радости.
Мы, прихожане католического прихода «Божьего Милосердия», хотим выразить нашей прихожанке сестре Рузалии Китовской от нас всех благодарность и поздравить ее с 80-летним юбилеем. Желаем ей от всей души здоровья, счастья, и чтобы еще долго звучал ее сильный красивый голос в нашем храме, прославляя Бога.

Только с Вами Рузалия в наших сердцах Дух Святой смог зажечь огонь любви к Богу. Просим Иисуса Христа, чтобы по заступничеству Его Матери Марии и Вашего ангела хранителя Он одарил Вас Своей благодатью, крепостью духа, терпением, прощением и добротой. Спасибо Вам за совет и любовь к нам и просто за поддержку, которую Вы нам всем оказываете уже много лет. Мы Вас любим.

Прихожанка Романа Карпова
и приход Божьего Милосердия
с. Красная Поляна

Cв. Адальберт Пражский
епископ и мученник, 23 апреля

Либице (современная Чехия), ок. 956 г. – Тенкиттен, Пруссия (ныне Россия), 23 апреля 997 г.
Имя: Адальберт – нем.: «весьма благородный».

«Римский мартиролог»: «Св. Адальберт (Войтех), епископ Пражский и мученик, столкнулся со множеством невзгод в своей Церкви и предпринял большое число путешествий во имя Христово, всеми силами стараясь искоренить языческие обычаи. Поняв, что его труды приносят мало пользы, уехал в Рим и стал монахом. В конце концов, отправился в Польшу, чтобы нести веру соседним пруссам. В селении Тенкиттен у устья Вислы язычники закололи его копьями».
999 г.: Папа Сильвестр II канонизирует в Риме епископа Адальберта. Тем временем молодой император Оттон III восстанавливает здания Палатинского холма. Никаких «ужасов тысячелетия», как будут говорить потом: после многих веков вражеских вторжений для Европы наступило время быстрого возрождения. Появляются новые государства, такие как Польша и Венгрия, которым сегодня уже более тысячи лет.

Богемец по происхождению, при рождении получил славянское имя Войтех. Но во время учебы в Магдебурге при миропомазании пожелал принять имя местного архиепископа Адальберта. В 27 он уже сам архиепископ Праги. Войтех-Адальберт был вторым пастырем этого города после немца Тиетмаро и первым славянином на епископском престоле. Но христианство здесь все еще малопонятная новинка, которую многие принимают в штыки как нечто иностранное и противоречащее местным традициям, допускавшим многоженство, кровную месть и жестокость с рабами. Вскоре Адальберту начинает казаться, что все его усилия по евангелизации этого тогда еще языческого края напрасны, и в 988 г. он уезжает в Рим, где становится бенедиктинцем. Но немецкие епископы воспринимают его решение как дезертирство и направляют гневные протесты в Рим. В итоге Папа Иоанн XV посылает Адальберта обратно в Прагу. Тот подчиняется, возвращается, вновь пытается что-то делать, но опять без особых успехов. Не помогают ни его образование, ни богатство духа, ни кротость. В итоге он вновь отрекается от должности и возвращается в свой монастырь на Авентине. Здесь его находит Оттон III, который чтит архиепископа как своего учителя и как отца. Но Адальберт слышит ужасную новость: в Богемии были зверски убиты его близкие. А потом еще одно мрачное известие: под давлением все тех же немецких епископов Папа Григорий V вновь повелевает ему вернуться в Прагу. И опять он подчиняется, однако богемский князь запрещает ему входить в город, и архиепископ становится изгнанником, но свободным.

Он не едет обратно в Рим, а решает отправиться на север к пруссам, которые совсем еще не слышали Евангелия. Польский король Болеслав Храбрый дает ему эскорт, который сопровождает его в Пруссию до Данзика. Далее Адальберт идет уже без оружия вместе с несколькими монахами, но его миссия продолжалась всего несколько дней: весной 997 г. Адальберт и его товарищи были зверски убиты недалеко от берега Балтики. Польский король выкупил останки и перевез их в Гнезно (первая епископская кафедра в Польше), где поместил в соборе, построенном в 1000 г. А годом ранее Папа Сильвестр II уже канонизировал Адальберта, и император Оттон III тут же отправился в паломничество ко гробу святого. В 1039 г. Прага пустила, наконец, своего первого архиепископа-славянина в его собор, где мощи мученика покоятся по сей день. Здесь почти тысячу лет спустя перед его гробом молился Иоанн Павел II – первый Папа-славянин в истории.

Доменико Агассо

У нас в Смирново

«Овцы Мои слушаются голоса Моего... и они идут за Мною» (Ин 10, 27)
В 4-е воскресенье Пасхи, 21 апреля, в с. Смирново (Северо-Казахстанская обл.) местная община отметила престольный праздник своего прихода Иисуса Доброго Пастыря. Совершая Евхаристию в атмосфере пасхальной радости, мы просили Доброго Пастыря и впредь заботливо хранить и одаривать щедрыми милостями Своих верных, собирающихся на молитву, слушающих Его голос и идущих за Ним. В этот Всемирный день молитв о призваниях к священству и монашеству особым образом в нашем приходе Доброго Пастыря звучала молитва верных: «Пошли народу Твоему хороших священников, готовых положить свои жизни за Церковь», и ещё: «Укрепи благодатью Духа Святого всех – особенно наших семинаристов, вступивших на путь священнической жизни, услышь нас, Господи!»
Не забыли мы в молитве и о пастыре нашей архиепархии митрополите Томаше Пэте, епископе-помощнике Атаназиусе Шнайдере, бывших настоятелях этого прихода, особенно об о. Артуре Награбе, и обо всех почивших и нынешних жителях Смирнова. Поздравляем и передаем привет всем, кто когда-то жил в Смирново.
В приходе Иисуса Доброго Пастыря, который официально существует с 2006 г., в настоящее время работают отцы редемптористы из Петропавловска.

о. Кшиштоф Бугара

Мне приснился необычный сон


Мне приснился необычный сон:
Я проникла в самый первый век
И хожу по тем дорогам,
Где ходил когда-то
Самый Человечный Человек.
Шел израненный, измученный Спаситель,
На плечах Своих – грехи Он наши нес.
Подбежать к Нему хочу, как Вероника,
И стереть с лица Его святую кровь.
Вот уже и та гора Голгофа
И пронзенное копьем Сердце Его.
То Святое Сердце нашего Иисуса,
Что одаривает всех – божественным теплом.
На душе – и радость, и тревога...
То ли сплю я, то ли наяву –
Сам Иисус, Он простирает руки...
Господи! Я так Тебя люблю!

Светлана Приходько, Петропавловск

Дверь


Мы только вошли в храм, а дверь уже что-то сказала нам. Мы услышали это? Зачем здесь эта дверь? Тебя, наверное, удивил этот вопрос. «Чтобы входить и выходить, – ответишь ты. – Ведь это понятно». Конечно, но, чтобы входить и выходить, дверь необязательна! Для этого вполне достаточно было бы прохода и какой-нибудь калитки из пары брусков и крепких досок. Люди могли бы войти и выйти, и было бы проще и дешевле. Но это не была бы дверь. А она не просто отгораживает – она говорит.
Когда ты проходишь сквозь ее проем, то чувствуешь: «Сейчас я оставляю то, что снаружи, и вхожу внутрь». Снаружи мир – прекрасный, полный жизненных и созидательных сил. Но в нем есть также много уродливого и низкого. Он чем-то похож на базар: все снуют туда-сюда, все куда-то спешат. Мы не назовем его греховным, но что-то такое в нем все-таки есть. А дверью мы входим внутрь, в пространство, отделенное от рынка, тихое и священное – в святыню. Конечно, все – дар Бога. Мы можем встретиться с Ним везде. Все мы должны принимать с благодарностью Творцу, как из Его рук. И все же люди издавна знали, что определенные места особенно священны, предназначены для Бога.
Дверь стоит посредине, между тем, что снаружи, и тем, что внутри, между рынком и святыней, между тем, что принадлежит всему миру, и тем, что посвящено Богу. И она говорит входящему: «Оставь снаружи все, что будет лишним внутри: мысли, желания, заботы, любопытство и тщеславие. Все неосвященное оставь снаружи. Очистись, потому что ты входишь в святыню.

Дверь нельзя просто пробежать! Ее нужно проходить медленно, открывая свое сердце, чтобы оно слышало то, что она говорит. Нужно даже немного остановиться, чтобы прохождение двери было путем очищения и сосредоточения.
Но дверь говорит еще больше. Обрати внимание, что, пройдя, ты непроизвольно поднимаешь голову и глаза. Взгляд устремляет вверх и уносится вдаль, грудь раскрывается, и в душе ты чувствуешь простор. Высокие своды храма подобны бесконечной вечности, в которой пребывает Господь. Горы снаружи, конечно, выше, а голубая даль безмерна. Но все это открыто, лишено границ и формы. А здесь пространство четко разграничено и отделено для Бога. Создано для Него, свято устроено. Мы всматриваемся в уносящиеся вверх колонны, в широкие крепкие стены, в высокие своды: да, это дом Божий, в котором Он обитает особым внутренним образом.
И дверь вводит человека в эту тайну. Она говорит: «Прочь, все мелкое, прочь все узкое и суетное. Прочь все, что давит и тянет вниз. Расширь грудь. Подними глаза. Теперь душа свободна! Это храм Божий и образ тебя самого. Ведь ты сам – живой храм Божий, твое тело и твоя душа. Расширь ее, сделай ее свободной и высокой!»
«Поднимите, врата, верхи ваши, и поднимитесь, двери вечные, и войдет Царь славы!» – взывает Писание.
Услышь этот призыв. Что пользы тебе от дома из дерева и камня, если ты сам – не живой дом Божий? Что пользы тебе от высоких ворот и с трудом открывающихся створ, если внутри тебя не открывается никакая дверь, и Царь славы не может войти?

Романо Гвардини
(«Сакраментальные знаки»)

Начинающий с себя


Начинающий с себя, обвиняющий других и самопознание

Еще древние мудрецы говорили, что познать себя самого значит достичь вершин мудрости. Но, если я буду вину за свои поступки и эмоции взваливать на кого-то или на что-то, то, к сожалению, ничего о себе не узнаю. Несчастен тот человек, который постоянно перекладывает ответственность на других людей, места или предметы: «ты выводишь меня из себя», «это место нагоняет скуку», «ваш тест меня напугал», «я чувствовал себя перед ним таким маленьким». Беда тому, кто обвиняет других и вновь и вновь повторяет заранее известные оправдания. Это классический механизм самозащиты, называющийся проекцией. Как только обвиняющий других «увязнет» в ней, он выпадет из реальности, лишится пространства для роста. Красота всего, что могло развиваться, тут же увядает, пока обвиняющий не превратится в того, кто начинает с себя. Рост начинается там, где кончаются обвинения.

Начинающий с себя задает только полезные вопросы: «Что со мной такое? Почему я повел себя именно так, почувствовал именно это?» Прошу, запомните, что начинающий с себя явно дурное поведение других не оправдывает и не объясняет. Он способен здраво увидеть, что поведение других прискорбно и даже деструктивно. Но он знает, что может изменить только себя. Можно стараться помочь провинившейся стороне, но начинающего с себя больше занимают собственные реакции. Когда кто-то подрежет его на дороге, он говорит себе более или менее следующее: «Зачем я без конца сигналю водителю, который меня подрезал? Чего это я так разнервничался и злобно смотрел на него у следующего светофора? Какая мысль, приступ или привычка вызвали такую реакцию? Может быть, этот водитель мне показался грубым и опасным человеком? Вдруг он спешит в больницу к больному ребенку? А если он сделал это безо всякой причины, то почему мне его не жаль?» Если мы будем задаваться такими вопросами, то, без сомнения, больше узнаем о самих себе.

Конечно, я не всегда до конца остаюсь тем, кто начинает с себя, я не всегда такой, каким мне хотелось бы быть. Как и многие другие, я также ищу убежища в обвинениях, в перекладывании ответственности за собственные реакции на других. Разрешите мне рассказать вам историю из собственной жизни, которая многому меня научила. Однажды после лекций двое моих студентов полушутя заявили мне: «А знаете, ведь некоторым вы кажетесь отъявленным лицемером?» Я чувствовал, как во мне закипает гнев, но к тому времени уже научился выражать его элегантней, чем простой вспышкой ярости. Я умею контролировать себя. С точностью хирурга, испытывающего скальпель, я спросил: «Правда? А что конкретно при этом имеют в виду?» Те стали протестовать и уверять, что они так не думают. Пытались уйти от разговора, но я продолжал настаивать. «Хорошо, но мне все-таки интересно, что значит "лицемер"». В конце концов, я вытянул из одного из них ответ, которого ждал: «Наверное, это значит, что вы не делаете то, что проповедуете».

Я напустил на себя смиренный вид и тут же признал вину: «В таком случае, я действительно лицемер. Мои идеалы для меня слишком высоки». Процитировал отрывок из св. Павла о «ином законе в членах моих» (Рим 7, 23) (мне самому смешно, когда я вспоминаю об этом). Но за спиной у меня уже было заготовлено оружие самого большого калибра. Шейлок радовался своему фунту мяса. «У слова "лицемер", дорогие друзья, есть еще одно значение: когда кто-то проповедует то, чего, нас самом деле, не думает. Такой вины за мной не водится. Я верю в то, что говорю. Просто, к сожалению, у меня не всегда получается делать это так хорошо, как хотелось бы». И с чувством большой неловкости мы разошлись.
Обвиняющий других (и я тоже часто бываю таким) на моем месте, наверное, подумал бы, что он отдает студентам всю свою жизнь, а они отвечают ему просто поразительной неблагодарностью. Возможно, впоследствии он злобно поквитался бы за неприятные слова с этими «безнадежными щенками». Произвел бы потоки желчи и чувствовал бы ярость и досаду, из-за которых у него поднялось бы давление. И все это глубже и глубже укоренялось бы в нем. И у меня было искушение повести себя так же.

К счастью для себя самого, я недолго был в роли обвиняющего других, а очень скоро превратился в того, кто начинает с себя. Ушел в свой кабинет, чтобы побыть наедине с собственными мыслями. «Почему я так разнервничался?» Я открыл истинный образ своего гнева, чтобы проникнуть в его суть. После двадцати минут самоанализа мне все стало ясно. Я разозлился, потому что я – лицемер во втором значении. Мне вспомнилось множество случаев, когда я настаивал на чем-то и сам сомневался при этом, что думаю так в действительности. Как-то раз, например, я произнес большую проповедь о смерти. «Чего все боятся? Смерть, где твоя победа? Смерть, где твое жало?» И вдруг посреди этого представления, достойного «Оскара», я почувствовал боль в груди. Желудок свело от страха, по спине пробежал холодок. И где-то глубоко внутри меня появилось смутное предчувствие: «Это инфаркт!» Но мой рот спокойно продолжал проповедовать.
Боль, конечно же, вскоре прошла. Но потом, когда никто меня не видел, я улыбнулся и сказал себе: «Между моим желудком и ртом всего полметра, но ничто их не связывает». И я сам над собой посмеялся: «Действительно, трудно в жизни следовать проповеди».
В памяти всплывали и другие подобные случаи. Но все-таки от этого разговора со студентами была вполне конкретная польза: я узнал, почему разозлился. Парни коснулись обнаженного нерва, и я раздвоился. Одна моя часть верит тому, чему я учу. А у другой есть сомнения. Потом я снова поговорил с теми молодыми людьми и, несмотря на их протесты, что, дескать, не нужно, извинился перед ними и все им объяснил. Я рассказал, почему разозлился и что узнал о себе. Они ответили: «Вот видите, как хорошо». А я согласился с ними.

Джон Пауэлл
Из: „Stesti začina uvnitř",
Продолжение следует