ГЛАВНАЯ
СТАТЬИ
НОВОСТИ
ГАЗЕТА
ПРИХОДЫ
О НАС
Газета "Кредо" №12(268)'17


Святой Шарбель Махлуф из Ливана

 

Шарбель Махлуф прожил большую часть жизни в ливанском монастыре Аннайя, из которых почти 25 лет он провел в скиту. Он вел невероятно аскетическую жизнь покаяния и жертвы. Ежедневно с полуночи до утра молился перед дарохранительницей, даже в великую зиму был одет лишь в простую монашескую одежду. Вскоре после смерти Шарбеля его могила стала популярным местом паломничества для людей с Ближнего Востока и всего мира, как христиан, так и мусульман. Святой Шарбель – модель идеального монаха, его считают одним из величайших чудотворцев XIX века. Именно в этом году 9 октября мы отметили годовщину 30-летия его канонизации (9 октября 1977 года), в декабре вспомним 109 лет со дня смерти (24 декабря 1898 года), а в следующем – 180 лет со дня рождения (8 мая 1828 года). Святой Шарбель, молись о нас!

 

 

 

 

Шарбель Махлуф из Ливана (1828-1898)

 

Для людей, которые часто не встречали арабов христиан, может быть странно слышать об этом канонизированном святом арабском христианине – Шарбеле Махлуфе. Шарбель был монахом. Он жил и умер в XIX веке в Ливане, в гористой местности, где растут знаменитые ливанские кедры. И он был, как большинство сегодняшних ливанских христиан, католиком-маронитом – член одной из великих восточных Церквей, объединенной с Римом с начала своего существования в конце IV века. Святой Шарбель жил как отшельник, очень аскетично, и этим напоминает нам древних отцов пустыни. Столь радикальная аскеза может показаться нам странной. Но, как объяснил Папа Павел VI в 1977 году в проповеди во время канонизации, жизнь Шарбеля была необыкновенной, и Бог преподнес его как «парадоксального творца мира».

 

 

 

Заступник всех

 

Ливан особенно нуждается в мире, потому что там раненый народ, уязвленный и опустошенный гражданской войной, которая в 1975-1990 гг. разделила страну. Роберт Фиск, известный военный журналист, надлежащим образом назвал одно из своих углубленных исследований конфликта: «Жалейте народ». В нём он сравнивает Ливан с овцой, ведомой на заклание. Даже сегодня, еще многие здания в стране хранят шрамы войны. И это касается не только построек. Возможно, самая большая рана находится в памяти людей. Даже сегодня, спустя почти 30 лет, многие ливанцы ищут внутреннего мира, способности прощать и просить о прощении и уверенности в том, что военные годы действительно позади.

Эти люди (около 4,5 миллионов) происходят из разной среды. Мусульмане составляют скромное большинство. Христиане – около 40% населения. Марониты – это самая многочисленная христианская группа. Они живут бок о бок с христианами других церквей: халдейской, сирийской, армянской, коптской, латинской, православной и протестантской. Ливан также имеет небольшое количество друзов (одна из веток ислама). Надо сказать, что некогда процветающая еврейская община полностью исчезла.

Ливанцы, христиане и нехристиане, считают Шарбеля заступником, к которому они могут обратиться со всеми своими нуждами. Привлекает их его репутация чудотворца и целителя. Они приходят к его могиле в монастыре св. Марона на вершине горы Аннайя. Особенно 22 числа каждого месяца. Это паломничество связано с историей удивительного исцеления, по заступничеству Шарбеля.

 

 

 

Сверхъестественная

операция

 

В ночь 22 января 1993 года Нухад Хами, мать 12 детей, почувствовала желание помолиться перед сном. У нее недавно был инсульт, после которого она была частично парализована. Делать было нечего – врачи сказали ей, что шейная артерия почти полностью заблокирована. Операция была бы очень рискованной, и она ее боялась. Когда в эту ночь женщина молилась и плакала перед Девой Марией и св. Шарбелем, в ее сердце воцарился мир. И она уснула. Г-жа Хами говорит, что она проснулась около двух часов ночи (или всё еще находилась в полусне), когда ее комнату наполнил ослепительный свет, и из него вышли два монаха. Одного она узнала, им был св. Шарбель, тот другой – как она определила позже – был отшельник IV в., св. Марон. Шарбель сказал женщине: «Я пришел, чтобы сделать операцию, которую ты не разрешила сделать врачам». «Как они могут оперировать меня без хирургических инструментов и анестезии?» – спросила она саму себя, дрожа от страха. Через мгновение Нухад Хами почувствовала руки св. Шарбеля на своей шеи и сильную боль, но она не могла ни сопротивляться, ни кричать. Когда операция закончилась, к ней подошел второй монах и помог сесть, поправил ей подушку и протянул стакан воды. Она сказала, что у нее парализован язык, и она не может пить без соломинки. Монах успокоил ее, сказав, что она здорова, и может сама есть, пить, ходить и работать. Затем оба монаха исчезли в таинственном свете. Нухад Хами разбудила мужа и дочерей, чтобы сообщить им радостную новость. Все были поражены, потому что ее исцеление было полным и немедленным. С обеих сторон горла у нее были надрезы, зашитые хирургическими нитками. Сегодня эти шрамы остаются видимыми знаками ее чудотворного исцеления.

С тех пор, по просьбе св. Шарбеля, 22-го числа каждого месяца Нухад Хами отправляется в паломничество в Аннаю. И не одна: недавно в паломничестве приняло участие несколько тысяч человек. Если 22-й день выпадает на воскресенье или на праздник, то народу бывает намного больше. В монастыре св. Марона паломники принимают участие в Святой Мессе. После которой, иногда, некоторые из них приходят к госпоже Хами с просьбами о молитве, и она молится над каждым из них. Другие хотят увидеть шрамы на ее горле, которые в день паломничества слегка кровоточат. Паломники молятся у гробницы св. Шарбеля, которая находится в монастырской часовне. Они также поднимаются на холм и посещают скит с видом на прекрасную плодородную долину Нахр Ибрагим, реку Авраама. Вокруг часовни, посвященной свв. Петру и Павлу, находятся только несколько скромных келий и кухня. В этом жилище отец Шарбель провел свои последние годы.

 

 

Окруженный тишиной

 

Посетители этого скромного места спрашивают: «Почему некоторые решаются жить в такой изоляции и строгости?». Шарбель, к сожалению, не давал ответов! Он говорил очень мало, и большая часть его внутренней жизни покрыта тайной. Иосиф Махлуф родился 8 мая 1828 года. Он был известен своим молчанием. Даже будучи ребенком, когда следил за коровой, принадлежащей их семье, у него было совсем другое поведение, так что люди стали звать его «святой». Когда ему был 21 год, он услышал призыв Бога. Иосиф Махлуф был вдохновлен примером двух своих дядей и вступил в Ливанский маронитский орден. Он стал монахом и священником и принял имя Шарбель в честь мученика II века. Никто не знает, что зажгло пламя любви, которое горело в этом человеке. Даже его собратья не понимали, каким образом он мог так совершенно выполнять свои религиозные обеты. Хотя они слышали, как он взывал к Богу за помощью в борьбе с искушениями, но эту борьбу он вел глубоко внутри себя.

Шарбель радикально соблюдал строгие религиозные правила. У него было отвращение к деньгам. Он тщательно избегал контакта с женщинами, даже взглядом. Однажды он не позволил своей матери войти в скит. Он говорил с ней нежно, но твердо, за закрытой дверью и заверил ее, что, если они уже никогда не встретятся в этом мире, то увидятся в мире другом. Главной чертой его духовности было послушание. Он решил подчинить свою волю воли своих настоятелей, и это правило сохранил до конца. В старости Шарбель повиновался даже младшему монаху, который помогал ему в скиту, и ел только тогда, когда ему говорили это делать.

Хотя его принципы могут быть для кого-то экстремальными, но это была часть его пути к святости. Как отметил Павел VI: «он оставлял дорогу открытой для Духа Святого». Шарбель мало говорил, но его слова были эффективными. Люди из местных деревень искали его, ходили в его скит за советом, исцелением или просто посещали его Св. Мессу. Было и много чудес. Одно произошло с масляной лампой Шарбеля. Какой-то монах шутки ради наполнил ее водой, но он удивился, когда Шарбель смог ее зажечь, как обычно, для ночного молитвенного бдения. Дважды исчезли облака голодной саранчи, после того, как поле созревающего хлеба обрызгали водой, которую благословил Шарбель. Неудивительно, что жители деревни, как мусульмане, так и христиане, обращались к нему за помощью! И Шарбель оказывал ее всем. Единственное, чего он требовал от людей, это того, чтобы они сначала получили разрешение его настоятеля.

 

 

Присутствие, которое евангелизирует

 

Проведя 16 лет в монастыре, Шарбель попросил разрешения перебраться в скит, и ему разрешили. После 23 лет еще более пылкой молитвы, поста и покаяния он перенес инсульт, а через восемь дней умер в 1898 году в канун Рождества. Люди из Энн пробирались сквозь глубокий снег, чтобы присутствовать на его похоронах. Тело Шарбеля положили на грязный пол влажной подземной погребальной комнаты, которая служила общей монастырской гробницей. Примерно в течение месяца они каждую ночь видели, как яркий свет исходил от гробницы и окружал монастырь. Многие люди – монахи и жители деревни – видели свет и приписывали его святости Шарбеля. В конце зимы они убедили настоятеля монастыря исследовать это явление. Они отвалили камень, закрывающий могилу, и в луже воды лежало неповрежденное тело Шарбеля, как будто он только что заснул. Сегодня его тело остается нетронутым. За эти годы по заступничеству св. Шарбеля произошло бесчисленное множество чудес. Отец Матар ведет их учет. Например, в 2010 году он отметил более 60 человек, в том числе 10 мусульман, которые чудесно исцелились от недугов. Как и г-жа Хами, многие из них сразу и полностью исцелялись от физических болезней. Но известны и случаи духовного исцеления. Отец Матар вспоминает о некоторых супругах, которые были удивлены, когда однажды утром встретились перед скитом. Святой Шарбель подготовил их встречу: к каждому из них он пришел во сне и попросил их пойти на исповедь в 10 утра (возможно, они должны были примириться друг с другом и Богом!).

По причине сложной ситуации на Ближнем Востоке из-за последствий гражданской войны, монастырь св. Марона стал одной из главных исповедален Ливана. Многие люди, участвовавшие в войне, приходят сюда за примирением. Молодые пары с детьми просят о Божьем благословении и о защите семьи. Множество паломников здесь преклоняют колени перед Господом в духе покаяния. Ежегодно, полмиллиона паломников приезжают в Аннаю, а молчаливый св. Шарбель стал самым ярким примером «новой евангелизации». Отец Матар рассказывает о канадце, у которого был сон: он видел монаха, которого не знал. Он спросил его: «Кто ты?». Монах ответил: «Я Шарбель из Ливана». Когда святой отождествляет себя со страной – это великая честь. И большой вызов для его соотечественников: искать Бога всем своим сердцем. Но Шарбель помогает не только Ливану. А как сказал Папа Павел VI: «Шарбель с его покаянием и постоянной ходатайственной молитвой – «как Моисей на холме», – предлагает себя для спасения всех». Его жизнь и постоянное заступничество – дар всему миру.

Источник: www.kapky.eu