ГЛАВНАЯ
СТАТЬИ
НОВОСТИ
ГАЗЕТА
ПРИХОДЫ
О НАС
Газета "Кредо" №9(253)'16

Блаженный о. Владислав Буковинский душпастырь немецких католиков Казахстана
 
Владислав Буковинский стал для немецких католиков Казахстана настоящим душпопечителем – их «Падером» (Pater). Они в свою очередь, заботились о своем священнике: давали ему кров и пропитание, предоставляли 1 сентября 2016 г. в городе Караганда (Казахстан) состоялось неординарное событие – торжественная церемония провозглашения блаженным (беатификация) Католической Церкви священника Владислава Буковинского. Святую Мессу беатификации служил прибывший из Ватикана кардинал Анджело Амато. На празднование беатификации приехали священнослужители, монашествующие, паломники-миряне из различных католических приходов Казахстана, России, Средней Азии, а также из Польши, Германии, Италии. Литургия проходила в Карагандинском кафедральном соборе Пресвятой Девы Марии Фатимской – Матери всех народов. На церемонии присутствовали представители Православной Церкви, ислама, органов власти.
Поляк по национальности, отец Владислав Буковинский служил всем людям, но особым объектом его душпастырской опеки были немецкие и польские католики Казахстана. Как он сам писал в воспоминаниях: «Провидение Божие действует иногда и через атеистов, которые сослали меня туда, где нужен был священник. Уже в сентябре 1954 года я знал, что меня ожидает огромная душпастырская работа».
 
Владислав Буковинский родился 22 декабря (по старому стилю) 1904 г. в Бердичеве на Украине. После переезда семьи в 1920 г. в Польшу, учился на юридическом и теологическом факультетах Ягеллонского университета в Кракове (1921–1931 гг.). В 1931 г. был рукоположен в священники. В 1931–1936 гг. служил в Краковской архиепархии. С 1936 г. служил в Луцке, был профессором Луцкой Духовной семинарии. После начала войны стал настоятелем Луцкого кафедрального собора. Во время войны помогал еврейским детям и голодающим советским военнопленным. Со смирением и мужеством Буковинский перенес 13 лет тюрьмы, ссылку, бесправное положение, тяготы и лишения повседневной жизни. Он находился в тюрьмах Киева, исправительно-трудовых лагерях Челябинска, Джезказгана (Казахстан), Иркутска, в ссылке в Карагандинской области. При этом он «никогда не позволял злу отравить свою душу. «Кто читает слова… написанные человеком, который, как я, отсидел 13 лет в тюрьме, тот даже подсознательно ожидает какого-то разочарования, чувства горечи, ожесточения… Мне кажется, что я никогда не позволял ненависти отравить свою душу, и что любовь к врагам никогда в моей жизни не была лишь одной прекрасной теорией».
 
Отец Буковиснкий отказался от возможности выехать в Польшу и добровольно принял советское гражданство. «Любовь к покинутым, которых было очень много не только в самые трудные времена, – это творческая и, я глубоко в это верю, нужнейшая сила. Любовь не знает поражения, потому что, кто может запретить мне быть добрым?! Не что иное, как любовь, не позволяет покинуть покинутых».
После освобождения из заключения он вернулся в Караганду, где и нес пастырское служение вплоть до своей смерти 3 декабря 1974 г.
Во время краткого пребывания в Польше в 70-е гг. отец Владислав Буковинский написал «Воспоминания о Казахстане», представляющие собой ценнейший источник по истории «катакомбной Церкви». Жизнь и деятельность о. Буковинского – это действительно «целая историческая эпоха, отмеченная трагедией, коснувшейся Католической Церкви в прошлом столетии».
 
В Казахстане Владислав Буковинский провел 20 лет, став также душпастырем и для немецких католиков или, выражаясь лексиконом местных атеистов, «немецким попом». Отец Буковинский очень хорошо знал свою «немецкую паству», был знаком с ее историей и современным положением. Он служил Святую Мессу на разных языках, но чаще всего – на немецком. На протяжении 7 лет он жил в доме у немецкой семьи – Иосифа и Катерины Гааг, черноморских немцев из колонии Кляйнлибенталь.
Характеристики, данные им католикам-немцам, очень ценны. «Объектом моей долголетней душпастырской работы и миссионерской деятельности являются не русские, и не казахи или таджики. Прежде всего, я работаю среди немцев и поляков… Могу утверждать с полной уверенностью, что хорошо быть душпастырем среди немцев, или, как говорят здешние атеисты, «немецким попом»… Немцев в самой Караганде и вообще в тех краях намного больше, чем поляков». Среди характеристик немецких католиков отец Владислав Буковинский отмечает их порядок, дисциплинированность, последовательность в религиозной жизни. Он также говорит и о превосходстве религиозной идентичности над этнической. «Старшие немцы-католики чувствуют себя, прежде всего католиками, а потом уже немцами. Так старый немец-католик говорит о себе: «Я немец-католик, и реже «Я немец». У молодежи уже нет этого перевеса католицизма над национальностью. Среди характерных для немецкого населения черт, Буковинский выделяет их стремление «жить скученно». «В течение последних 15 лет немцы заселили всю Караганду. Конечно же, они приезжали сюда по той причине, что здесь легко найти работу, но прежде всего, их сюда привлекало то, что в Караганде было много католиков, а особенно то, что в нашем городе есть католические ксёндзы». Отец Буковинский замечает и ограниченность знаний местных немцев о Германии. «Как среди поляков, так и среди немцев создается молодая интеллигенция. И у нее также не достает знаний о Германии, ее истории и культуре. Но, однако, эти молодые интеллигенты-немцы больше знают о Германии, чем молодые поляки о Польше».
 
Отец свои дома для богослужений.
Всю свою жизнь отец Владислав посвятил отстаиванию «первого права каждого человека (и тем более верующего человека) на Бога». Он делал это через личное свидетельство святости, тайное подпольное служение (о. Владислав тайно крестил, исповедовал, венчал, уделял Первое Причастие, Миропомазание, Елеопомазание больных, служил Святые Мессы в домах верующих, проводил подпольно катехизические занятия для детей и молодежи, совершал миссионерские поездки в разные регионы Казахстана и Союза, в места, где люди десятилетиями не видели священника), через готовность пожертвовать всем, даже свободой и жизнью, ради Бога и права людей на веру, а также через отношение к людям: верующим и неверующим, заключенным и тем, кто работал на систему, и даже к самой системе, которая выдвигала против него ложные обвинения, старалась очернить его имя в газетах.
Во время суда над ним в Караганде он произнес речь, в которой сказал: «…У меня нет цели выступать в собственную защиту. Лично я не чувствую вины перед советским государством… поэтому мое личное дело я полностью поручаю решению советского суда. Но я использую эту возможность, которую мне впервые в жизни дала советская власть, чтобы выступить в защиту тех, ради которых я работал в течение последних лет. Великая Октябрьская социалистическая революция бросила на весь мир девиз свободы политической, общественной и экономической. Но не следует забывать и о том, что свобода охватывает также национальные и вероисповедальные отношения. Те люди, в защиту которых я выступаю, это немцы и поляки. Их привезли в этот край. Могут ли они чувствовать себя очень хорошо? Если бы привезли группу русских православных в Бурятию и велели бы им там жить, а там не было бы никакой русской советской школы. И если бы русские вдруг заметили, что их дети всё реже говорят по-русски и даже стыдятся русского языка, дети всё чаще и охотнее говорят по-бурятски. И при этом их еще и воспитывают верующими буддистами, а не православными, то нужно спросить, могли ли эти русские – а вы, граждане-судьи, русские, – быть довольны своей жизнью в Бурятии? И вот я смею утверждать, что в таком положении и находятся немцы и поляки в Караганде… Я не прошу ничего для самого себя, но хочу, чтобы Вы учли мои слова для блага верующих Казахстана. Я хотел бы надеяться, что мои слова не будут голосом, взывающим в пустыне, но дойдут до Алма-Аты и Москвы. Был один случай, когда мне запретили пойти к умирающей больной, приготовить ее к хорошей христианской смерти. Лишь бы мы все в СССР поняли, что первое право каждого человека, а тем более верующего человека, это право на Бога».
Мир этого святого священника был глубоким молитвенным миром, и именно молитва была основным средством противостояния насилию. Он писал: «Насилие тоже имеет свои границы. Кто может мне запретить молиться?.. Действительно, молиться можно всегда и везде, было бы желание. Тело можно закрыть и даже целыми годами держать в одиночной тюремной камере, но нельзя связать душу, которая и оттуда найдет прямую дорогу к Богу». Папа Иоанн Павел II отмечал «…он живет в памяти многих как героический свидетель Христа и пастырь преследуемых из-за своей веры и происхождения. Он никогда не оставлял их. Он добровольно отправился в ссылку, чтобы разделить с ними их участь… Отец Буковинский никогда ни о чём не просил для себя помимо молитвы. Он всегда был готов сделать всё, что могло поддержать в вере и терпении тех, кого Господь вверил его опеке. Я восхищаюсь его самоотверженностью и душепопечительским жаром. Он не боялся ни препятствий, ни тюрем, желая лишь одного: чтобы народ Божий мог питаться его служением».
Святость отца Буковинского состоит ни в каких-то выдающихся способностях или героических поступках, она в его полном смирении перед волей Божьей. Он дал Богу действовать в его жизни, распоряжаться ею, и Бог привел его к святости.
 
Уже тяжело больной, он отказался от возможности выехать в Подолье: «Нет. Я хочу быть вместе с моими прихожанами. И раз я уже ничего не в состоянии делать, это единственное, что я могу для них сделать. И если я умру, то умру среди них. И тогда буду с неба помогать им».
Это был его путь к святости, о котором он ни на миг не пожалел: «И тогда я почувствовал себя счастливым и благодарным Провидению за то, что оно привело меня к этим бедным, покинутым, но сильно верующим и любящим Христа людям. Это счастье, которое я испытал, едучи на этой телеге, трясясь по дороге, я не заменил бы ни на какие почести и богатства».
Сама церемония беатификации стала очень красивым глубоко духовным событием для верующих католиков. Накануне воскресенья состоялась Святая Месса в соборе Святого Иосифа в Майкудуке, бывшем Кафедральном соборе Караганды. И хотя этот собор был построен и освящен уже после смерти отца Владислава Буковинского, он тоже плод его служения, под его руководством верующие молились о том, чтобы у них был свой храм и десятилетиями ходили по структурам власти, добиваясь разрешения на строительство церкви. К его стенам впоследствии была перенесена могила этого священника. Ныне его мощи находятся в крипте нового Кафедрального собора. Месса в старом соборе погрузила верующих в дух эпохи «катакомбной Церкви». (Тот, кому довелось бывать в соборе Св. Иосифа, наверняка заметил необычную особенность строения – углубление в землю. Выполняя требования властей о предельно допустимой высоте культового здания, верующие достигли желаемой высоты за счет углубления в землю). Во время Мессы прозвучала трогательная, вдохновенная проповедь новосибирского епископа Иосифа Верта, который лично знал о. Буковинского и поделился живыми воспоминаниями о нём из своего детства. В тот же день, вечером, в новом Кафедральном соборе прозвучали живые воспоминания и свидетельства людей, лично знавших отца Владислава. В том числе, было представлено свидетельство врача о чуде, случившемся по молитве о заступничестве отца Владислава Буковиснкого. Официальная медицина зарегистрировала и подтвердила факт полного исцеления находившегося в коме священника отца Мариуша.
 
На воскресную Мессу беатификации в новом соборе собралось большое количество верующих и гостей. Храм был полон и даже не мог вместить всех собравшихся. Великолепный, освященный четыре года назад Кафедральный собор, в стенах которого прошла красивая литургия, помог еще глубже пережить это большое событие духовной жизни.
 
После Богослужения состоялся концерт органной музыки в исполнении маэстро из Италии Чезаре Манчини. В программе беатификации также было посещение Музея политических репрессий в пос. Долинка и Мемориала узникам Карлага в пос. Спасск.
 
Всё, что сделал отец Владислав Буковинский за эти 20 лет, и в духовном, и в практическом отношении, имело большое значение не только для сохранения веры католиков в Казахстане, но и способствовало формированию Караганды как «центра» католической веры для всего Советского Союза, а также сыграло огромную роль в деле утверждения «права на Бога» и последующего возрождения веры и Церкви в СССР. Ныне же верующие католики в Казахстане обрели своего святого небесного покровителя. Но святость не имеет границ. Как сказал епископ Карагандинской епархии о. Аделио Дель Оро: «…богатая личность отца Владислава Буковинского, это не только церковная фигура и образ свидетеля Евангелия, но и фигура истинного и целостного человека, имеющего универсальный характер».
 
 
Людмила Бургарт,
г. Усть-Каменогорск