ГЛАВНАЯ
СТАТЬИ
НОВОСТИ
ГАЗЕТА
ПРИХОДЫ
О НАС
Газета "Кредо" №8(252)'16
Груша
 
Эдуард Мартин
 
Когда моей бабушке было одиннадцать лет, она заболела воспалением легких и умирала. Это было еще до открытия пенициллина. Диагноз «воспаление легких» был равнозначен диагнозу «конец».
Маленькая, с наперсток, девочка лежала с высокой температурой и все в деревне знали, что эта девочка не выживет.
Никто там не переживал такого тяжелого воспаления легких.
О том, что Анечка умирает, узнал и капеллан, проживавший в отдаленном городке, добираться до которого было три часа лесом.
Он любил мою бабушку и помнил еще со школы, где обучал ее.
Поэтому в приходском саду он сорвал грушу, великолепную, большую грушу. Это был бедный капеллан, и он не знал, что еще дать девочке.
Затем он отправился в дорогу через лес.
Он знал, что девочка умрет, но любил ее, поэтому нес ей эту грушу, чтобы подарить ей хотя бы что-то. Не зная жива ли еще моя бабушка, он нес ей эту грушу в дорогу из этого мира.
Он дошел до школы, где жила моя бабушка и попросил привести к умирающей девочке.
Бабушка была в изумлении…
Ее любимый священник, ее капеллан, пришел ради нее (ради нее, пройдя три часа через лес), чтобы принести ей нечто настолько восхитительное, как эта груша!
Она схватила золотистую грушу, влажными от лихорадки пальцами.
Когда она рассказывала мне об этом, даже семьдесят лет спустя, в ее дыхании чувствовалось счастье и трепет.
Ради нее, маленькой девочки, он шесть часов шел по лесу, чтобы принести ей подарок.
Капеллан сел у ее постели, поговорил с ней, погладил ее по голове и вновь удалился. Ему нужно было столько всего сделать в городе!
А моя бабушка…
С этого момента она начала выздоравливать.
Психологи хорошо знают, и доказывают психосоматикой, что можно прикоснуться к душе, что можно «настроить душу» так, что иногда ее может излечить всего лишь одна фраза. Одна радость…
Один подарок.
Пусть даже крошечный подарок-фраза.
Или… может быть, чья-то рука…
Какая-нибудь «груша»…
Моя бабушка выздоровела.
Она выросла, вышла замуж, родила дочь; ее дочь тоже выросла и вышла замуж, а потом родился я.
Ни одна нить жизни не оборвалась.
Не оборвалась благодаря этому священнику, который, без колебаний совершил «бессмысленную поездку» к умирающей девочке. И подарил ей грушу. Свою близость. Несколько слов…
Кто знает, где он похоронен, этот священник, который в начале прошлого века шесть часов шел через лес, чтобы принести маленькой девочке грушу. Кто знает, где тишина, что стоит над его могилой.
Но эта тишина освещает.
Эта тишина, которая освещает… Тишина, что осталась после добрых людей освещает…
Кто знает, может быть, я последний, кто вспомнил о нём.
Этого в мгновение упавшего в сугроб священника, этого молодого капеллана звали Бодлак.
Порой достаточно сделать так мало…
Подать грушу.
Пройти через темный лес к тому, кто одинок, болен, чувствует горе.
Иногда достаточно чего-то маленького, казалось бы, незначительного…
Кто знает, кто ждет.
Кто сам ждет, в этот момент, одинокий, отчаявшийся от тоски и горя.
Кто ждет сегодня, ждет какой-нибудь груши, которую…
Которую мы можем ему дать.
Сегодня…
Мы…Только мы…
ЦЕННОСТЬ ЖИЗНИ!
 
Тяжелейшая болезнь сегодняшнего мира – незнание  истинной ценности человеческой жизни. Эпидемия  зависимости, несущей в себе разрушение физической, духовной и психической природы человека, ставящей под угрозу само существование человечества. Это специфическая болезнь нашей цивилизации, причина которой кроется в том, что в человеческом сердце, в обществе, в семьях, во всём сотворенном мире не оказалось места для Бога.
 
Первая  реакция матери, когда она узнаёт, что в ней совершилось чудо, имеет для ребенка решающее значение. Если мать и отец рады ребенку – это положительное отношение к жизни. Если ребенок не был желанным, то это может стать его главной проблемой.
 
Часто приходится слышать от родителей, что они не могут понять, почему их ребенок стал наркоманом, алкоголиком, страдает булимией, анорексией, сидит в компьютерных играх, в сотке и имеет иные зависимости. Ведь они дали ему всё, что могли. Они должны спросить себя искренне: работая ради него и его материального благополучия, не забыли ли они о нём самом? Ребенок нуждается в присутствии отца и матери, он должен быть с ними, играть, говорить, помогать в работе. Как много людей жалуются, что в детстве их часто оставляли одних. Именно одиночество толкает их в компании, где они чувствуют себя принятыми. Но если компания плохая, то всё идет наперекосяк. Научить людей радоваться жизни – означает, помочь им понять, как ценна их жизнь, что у нее есть смысл, что она зависит ни от материальных ценностей, карьеры, ни от того, мал человек или стар, здоров он или болен. Сама жизнь в современном мире стала хронически больной. Только Тот, Кто сотворил жизнь, может исцелить ее и исцелить через тех, кого Он, Бог, сотворил. Именно поэтому важно найти отдельных людей или группы, которые примут этих хронически больных без всяких оговорок. Возможно, мы были отвергнуты и ранены нашими родителями, женой, мужем, детьми, но мы узнаём Бога, Который сотворил, возлюбил, возжелал и познал каждого из нас. С человеком происходят самые невероятные вещи, но лишь когда он находит Бога, жизнь его обретает смысл, поскольку смысл дает Сам Бог. Основной вопрос на уроках катехизиса: «Для чего сотворен человек?». Ответ на него таков: «Для того, чтобы познать Бога, любить Его и счастливо войти в Царствие Небесное». Ничто другое не способно удовлетворить человеческое сердце, всё остальное наносит лишь смертельные раны, постепенно убивающие человека. Знание, что жизнь имеет смысл, это огромный дар и необходимое условие для исцеления души и тела, а также возможность помогать в исцелении другим.
 
Остров Надежды
 
 
 
И ТЫ МОЖЕШЬ ПОМОЧЬ ДРУГОМУ!
ЖЕЛАЮЩИЕ, в качестве волонтеров помогать людям, нуждающимся в помощи, или те, кто имеет в своей семье похожие проблемы, могут связаться с нами по телефону:
8 705 292 64 11 (с. Беата)

Продолжение, начало в №186-187

 

Коммуникация  как акт любви

Для полного общения любви необходимы два условия. Согласно первому, мы сами должны осознавать себя, в качестве дара другому. Согласно второму, мы должны так же принимать других – как дар, который (иногда нерешительно и неопределенно) предложен нам. Обмен этим даром называется коммуникация. Это акт радушного гостеприимства, которым мы впускаем другого в наше доверие. Точно так же, любезностью других является то, что они впустят нас туда, где живут и работают, в свои тайные места. Но это произойдет только тогда, когда мы будем понимать коммуникацию как акт любви. Единственный по-настоящему ценный дар, который я могу дать тебе – это я сам. Единственный действительно ценный дар, который ты можешь предложить мне – это ты, через свое открытие. Если мы не в состоянии идти на риск, который скрыт в этом обмене, тогда мы точно ничего не дали друг другу. Поэтому наши отношения могут действовать только на основании необходимости, но не любви. Если наша взаимная любовь должна жить, то общение не роскошь, а необходимость.
 
Если один из нас нарушит взаимный обмен, он уничтожит этим всё. Я не должен идти на общение для того, чтобы лучше себя чувствовать, но лишь для того, чтобы ты меня лучше узнал. И я не должен делиться с тобою, чтобы ты отреагировал так, как я этого желаю. Я не общаюсь с тобой только для того, чтобы ты почувствовал за меня ответственность и решал мои проблемы. Но я делюсь с тобой, чтобы ты узнал кто я, и как это «находиться на моем месте». В это я вкладываю то, что доверяю твоим нежным и чувствительным рукам. И у меня нет никаких скрытых намерений. Обходись с этим как хочешь. Это мой дар тебе.
 
Мы не должны обольщаться понятием, что коммуникация сделает из двух человеческих существ одного человека. Ты всегда должен оставаться самим собой и должен сохранить свою личность. Ты – это ты, а я – это я. У каждого из нас свои мысли, свои увлечения, свои собственные решения (и также, при необходимости, компромиссы). Так это было, есть и будет всегда. При общении с тобой я не хочу смотреть в зеркало и видеть в нём свое лицо. И я не хочу, чтобы ты делал то, чего я желаю. Шармом нашей коммуникации всегда будет совместное празднование наших разногласий. Каждый из нас уникален. Быть самим собой, это не то же самое, что быть тобой. Но если ты меня примешь в свой уникальный мир, и будешь делиться им со мной, это точно станет для нас совместным обогащением. И когда я поприветствую тебя в своем личном мире, ты станешь богаче от того, что ты меня знаешь.
 
 
 
Речь и коммуникация
 
Существует так много вещей, которые я могу с тобой разделить. Здесь и мое прошлое. Вот мое прошлое. И это не просто утверждение биографических данных. Я должен рассказать вам о том, что вызывало у меня смех и слезы, о своих достижениях и падениях. Я должен рассказать вам о своих воспоминаниях, которые формируют и направляют мою жизнь. Бог дал нам воспоминания о том, как в декабре цвели розы. Некоторые из моих воспоминаний освещены солнечным светом. Другие возникли в темноте, и их сопровождает грусть. Я должен рассказать вам о своем уникальном видение реальности, способе видения вещей, нас самих, людей в моей жизни, мире вокруг меня и Бога, Которому поклоняются, и Которому вы молитесь. Они также должны разделить Его скрытую тайну, свои надежды и свои ценности.
Но я должен говорить тебе и о более важном – о своих чувствах. Некоторые из них являются поверхностными, другие болезненными, некоторые из них красивые, другие такими мне не кажутся. Но все они мои. Я не могу их полностью объяснить. Могу их тебе только описать. Я знаю, что корни моей личности сложны. И некоторые из моих чувств возникают именно из них. Они происходят из мест и опытов, скрытых глубоко во мне, так, что я никогда не был в состоянии в полной мере изучить их. Но я знаю, что мои чувства принадлежат мне, и когда я с тобой их разделяю, я чувствую, что предлагаю тебе наиболее чувствительное, что у меня есть. Мои чувства включают в себя всю мою историю, опыты, которые формировали мой взгляд на мир. Мои чувства также зависят от моего физического состояния, от моего питания и сна. И когда мы используем одинаковые обозначения – так например, страх и разрушение, – никто никогда не чувствует себя так же, как я. Тогда я знаю, что когда я с тобой разделяю свои чувства, этим я передаю тебе свое уникальное я.
 
Еще одна вещь. И я хочу ее сказать ясно. Хочу, чтобы ты навсегда знал: я принимаю за эти чувства полную ответственность. Я знаю, что при коммуникации я должен быть тем, кто отвечает за себя, а не тем, кто обвиняет других. Обвинение – это игра. Она меня отдаляет от реальности. Обвинение, по сути, – способ, как переложить ответственность в другое направление и как завоевать власть над другими. Обвинение хочет, чтобы его жертва была прибита к кресту. Взрослые, зависимые от других, хотят за все свои скорби обвинить родителей. Другие не понимают их, потому что им не дали достаточно любви. Это бесполезная игра, которая служит только отговоркой, чтобы я оправдал то, что мне тяжело принять. Когда я обвиняю, я высказываю свое чувство вины и стыда. «Я был бы в порядке, если бы не…» В межличностных отношениях, как правило, не имеет значения кто «прав», и кто «ошибается». При обвинении проигрывают все. Так называемый победитель, возможно, на мгновение чувствует себя хорошо, но возможность поражения ждет, чтобы сровнять счет. Тот, кто обвиняет других, теряет связь с реальностью. Обвиняемый чувствует себя корзиной для мусора. Игра в виноватых, это только одна из игр, в которую люди играют, заменяя реальные отношения. Как верна фраза: «Рост начинается там, где заканчиваются обвинения!»
Когда речь идет о том, кто отвечает за себя, а когда о том, кто обвиняет другого, разницу можно увидеть очень легко. Тот, кто в своих поступках руководствуется собой, всегда говорит в первом лице, в то время как те, кто обвиняет других, предпочитают и говорить о другом человеке. «Я зол» – свидетельствует о первом лице. Это изречение того, кто отвечает за себя, кто знает, что гнев вспыхнул над тем, что в нём. «Ты меня раздражаешь!» – эти слова произносит тот, кто обвиняет других. Он делает из слушающих жертвенного агнца, переносит ответственность за гнев с говорящего на слушателя. Те, кто отвечает за себя, и приходят к самим себе, и узнают самих себя, и так созревают. Те, кто обвиняет других, живет в искусственном мире своих представлений, который довольно горек. Своими обвинениями они удаляются от реальности, и, таким образом, никогда не познают ни себя, ни другого. Никогда, к сожалению, не будет у них личного роста.
Когда я разделяю с вами самого себя, я пытаюсь скрыть свои уязвимые места. Я хочу, закрыть некоторые области, поскольку они содержат мои замаскированные слабости. Я с легкостью покажу вам свои успехи, но я не хочу, чтобы вы увидели, что осталось после моих неудач. Но если, однако, свою уязвимость, свои слабости и свои измены я скрываю, то в действительности я не разделяю с вами свое настоящее «Я». Я «отредактировал» свое общение и предоставил вам только те части, которые хочу, чтобы вы видели. Я уверен, что вы это увидите и будете делать то же самое. Вы решили подправить свое общение. Но если я покажу всё свое «Я», такое, каковым оно есть, то вы будете чувствовать, что я рискнул и поверил вам. На каждого человека можно повлиять. Вы захотите сделать то же самое. Коммуникация она такая же, как любовь, решение и усилие.
И, наконец, я должен быть очень осторожным, чтобы не судить вас. Я должен попытаться обучить себя исследовать тайну каждого уникального человеческого существа. Каждый человеческий мозг весит полтора килограмма, но является более сложным, чем самый сложный компьютер. Миллионы опыта, хранящегося в моем мозгу обо всём, что мы говорим и делаем, в некотором роде активизируются. Я знаю, что твое поведение имеет смысл с точки зрения психологии, хотя, вероятно, оно не логично. Я знаю, что если бы я имел твои гены и твою семью, так же рос и учился в школе, как и ты, я мог бы быть больше похож на тебя, чем на себя. Мой подход берет свое начало из осознания, что я не имею вместо глаз рентгена. Когда мне кажется, что я тебя вижу насквозь, это только мой самообман, и, возможно, мои проекции ожиданий. Я хочу честно соблюдать тайну, которая есть ты и я.
          Джон Пауэлл
Из: „Štestí začíná uvnitř“,
Продолжение следует.
Папы
 
8 римский Папа
 
 
Церковное имя
 
Святой Телесфор     
 
 
Светское имя
-
 
Годы понтификата
127 (128)-137 (138)
 
Место рождения
и происхождение
     
Грек
 
 
Liber Pontificalis упоминает, что он был отшельником или монахом до вступления в должность. Погиб мученической смертью во время гонений на христиан. Хотя большинство ранних Пап называют мучениками из источников, таких как Liber Pontificalis, св. Телесфор является первым, кому св. Ириней Лионский и присваивает это звание.
Католическая Традиция считает Папу Телесфора важным систематизатором Богослужения: с его именем связываются установление ночной службы на Рождество, Великого поста, празднования Пасхи в воскресенье, пение гимна «Слава» («Gloria»).
Почитается как в Католической, так и в Православной Церкви. Память в Католической Церкви 2 января. св. Телесфор считается покровителем монахинь-кармелиток, а также города Сен-Телесфор в Канаде.
 
9 римский Папа
 
 
Церковное имя
 
Святой Гигин (Игин)
 
 
Светское имя
-   
 
Годы понтификата
138-142 (149)
 
Место рождения
и происхождение
     
Грек, вероятно из Афин
 
 
 
Согласно Liber Pontificalis, Папа Гигин был греком родом из Афин. Источник также утверждает, что он ранее был философом, что, вероятно, основано на сходстве его имени с именами двух латинских философов. Считается, что Гигин установил окончательное деление священнослужителей по степеням иерархии, а также ввел обычай крестничества.
Кроме того, Папа Гигин также постановил, что все храмы должны освящаться и для их строительства необходимо разрешение соответствующего епископа.
Св. Ириней Лионский говорит, что гностик Валентин прибыл в Рим во время правления Папы Гигина и оставался там до понтификата Аникета. Кердон, другой гностик и предшественник Маркиона, также жил в Риме в правление Гигина. Он признал свои ошибки и смог вернуться в лоно Церкви, но, в конце концов, опять впал в ересь и был отлучен от Церкви. Что из этих событий произошло во время Гигина, неизвестно.
Почитается, как мученик, хотя источники не содержат информации об этом. Он был похоронен на Ватиканском холме, рядом с могилой святого Петра.
Сохранились три письма, приписываемых Гигину, но их авторство недостоверно.
Память св. Гигина в Католической Церкви – 11 января. Как и дни памяти многих других святых, был исключен из календаря после литургической реформы 1969 г.
Вадим Пархоменко
Среди гонений /30
Священники Казахстана и Средней Азии
 
 
86) Круммель Иосиф Викентьевич. Родился в 1872 г. в Бердичеве Винницкой губ. Окончил Житомирскую Духовную Семинарию и в 1899 г. был рукоположен. С 1902 г. администратор прихода в пос. Млинов Дубненского деканата, с 1904 г. в с. Корытницы Владимиро-Волынского деканата, с 1906 г. в с. Яново Винницкого деканата, с 1913 г. в с. Кутковцы Каменец-Подольского деканата, с 1917 г. в приходе Лабунь Заславского деканата. С 1922 г. администратор прихода в с. Белогродка и декан Заславский, а с 1925 г. и приходов в Староконстантинове и с. Бутовцы, староконстантиновский декан. 19 декабря 1929 г. арестован в с. Шепетовка под Винницей. Содержался в тюрьмах Киева и Харькова. 27 июня 1930 г. приговорен по ст.ст. 54-3, 54-4, 54-6, 54-10 и 54-11 УК УССР к 5 годам ИТЛ (ПП ОТ КГПУ УССР). Отправлен в Ярославский политизолятор, а в мае 1933 г. вывезен в Соловецкий лагерь особого назначения. В декабрь 1933 г. выслан в Среднюю Азию, с января 1934 г. находился в ссылке в с. Челгир Актюбинской области. 28 января 1935 г. из ссылки освобожден. Выехал в с. Яново под Винницей, в августе переехал в Смелу под Киевом, где в конце 1935 г. был арестован. В 1936 г. приговорен по ст.ст. 58-10 и 58-11 УК РСФСР к 3 годам ссылки в Северный край. 15 апреля отправлен в д. Жуковка (Коми АССР), позднее переведен в д. Березовка под Йошкар-Олой. 13 июля 1937 г. арестован в ссылке. 13 сентября 1937 г. приговорен к ВМН (ПП ОСО при НКВД и Пр. СССР). 25 сентября 1937 г. расстрелян в тюрьме Йошкар-Олы (ср. Книга памяти. Мартиролог Католической Церкви в СССР, М. 2000, с. 100-101).

87) Крушинский Иосиф Петрович. Родился в 1865 г. Окончил Саратовскую Духовную Семинарию и 5 февраля 1889 г. был рукоположен. Долгое время был настоятелем и деканом в с. Ровное в Поволжье, где построил большую и красивую церковь. Несколько лет был также настоятелем прихода в с. Мариенталь. Был выдающимся педагогом и историком: печатал статьи по истории Поволжья, собрал и опубликовал материалы о деятельности иезуитского ордена в Поволжье. Генеральный викарий Тираспольской епархии, профессор и ректор Саратовской Духовной Семинарии, где преподавал нравственное и пастырское богословие, каноническое и гражданское право, литургику и латинский язык. В 1903 г. стал прелатом и официалом Тираспольской консистории. После 1918 г. выехал из Саратова и с 1922 г. настоятель прихода в с. Карлсруэ под Одессой и администратор южной части епархии. Очевидно, вынужден был публиковать письма, осуждающие «антисоветскую деятельность католических священников на Украине». В 1932 г. арестован в с. Карлсруэ и приговорен к 3 годам ссылки в Казахстан (ПП КОШУ). Отправлен в Алма-Атинскую область, где в 1935 г. был арестован и привлечен к следствию по групповому делу католического духовенства на юге Украины.
Проходил по делу «Таубергер и другие». Об этом деле народный комиссар внутренних дел УССР Всеволод Аполлонович Балицкий сообщил секретарям ЦК Компартии Украины Станиславу Косиору и Павлу Постышеву. При этом указывалось, что о. И. Крушинский, вместе с о.о. Гофманом, Кемиром и Таубергером «проводили работу по организации массовых обращений немецкого населения в фашистские центры с просьбой о помощи, посылая за границу провокационные письма». Балицкий В.А. считал необходимым осудить о. Иосифа Крушинского на десять лет лагерей, которые, учитывая возраст, следовало бы заменить на тот же срок ссылки в Казахстан. 10 апреля 1935 г. Косиор С. и Постышев П. высказались по этому предложению положительно. 28 апреля 1935 г. Одесским областным судом о. Иосиф Крушинский был осужден по ст.ст. 54-4 и 54-7 УК УССР на десять лет лагерей.
В сентябре 1935 г. приговор заменен на увеличение срока ссылки на 3 года (ПП ОСО при НКВД СССР). Оставлен в Алма-Атинской области. В начале 1937 г. переведен в пос. Талгар под Алма-Атой, где работал пастухом и продолжал тайно вести пастырскую деятельность. В 1940 г. смог скромно отметить 50-летие своей священнической деятельности. 31 июля 1940 г. скончался в ссылке. Похоронен в Алма-Ате своим другом о. Рафаилом Лораном (ср. Соколовський О.К., Церква Христова 1920-1940. Переслідування християн в СРСР. Київ 1999, с. 106; Книга памяти. Мартиролог Католической Церкви в СССР, М. 2000, с. 101-102).                      
 
Продолжение следует
Евгений Стариков 
Духовные опасности  29/
«Позитивное мышление»  как психологическая и духовная  опасность
 
«Позитивное мышление» – это концепция, применяемая на семинарах по мотивационному развитию личности, а также в соответствующей литературе. Синонимы: «новое мышление», «правильное мышление», «мышление силы» или «ментальный позитивизм». Оно лежит в основе тренингов личностного роста, о которых мы говорили в прошлый раз. Нередко принципы позитивного мышления используют авторы деловой и обучающей литературы (например, Р. Кийосаки), а также бизнес-коучеры и популяризаторы самого позитивного мышления применительно к различным наборам технологий, близких по духу к практикам тренингов личностного роста, призванных привнести конструктивную и креативную составляющую в рабочие и деловые процессы.
 
Понятие «позитивное мышление» не является синонимом позитивной психологии, имеющей научные основы, но в то же время позитивное мышление во многом опирается на нее, являясь как бы прикладным ее продолжением (хотя, как система концепций, позитивное мышление возникло раньше: позитивная психология связана с именами Мартина Селигмана, Майкла Фордиса и ряда других авторов, работавших в 1970 – 2010 гг., в то время как позитивное мышление уходит своими корнями в XIX в., к спиритизму Наполеона Хилла).
 
Современные авторы «по позитивному мышлению» охотно цитируют корифеев позитивной психологии, видя в их работах теоретическое обоснование с одной стороны, и с другой – практическое «научно обоснованное» подтверждение своих концепций.
 
Однако «позитивное мышление», в сущности, обычно перемещается на границы псевдонауки и оккультизма. Самовнушение, являющееся сутью «позитивного мышления», часто ищет опоры в философских, метафизических и псевдорелигиозных концепциях. Часто речь идет об эзотеризме или оккультизме.
 
Метод «позитивного мышления» в своей основе исходит из того, что применяющий его путем постоянного позитивного влияния осознанного мышления, например, с помощью аффирмаций (формул самовнушения, которые помогают человеку настроить свое сознание на позитивную волну) или медитативных визуализаций, достигает в мыслях продолжительного «конструктивного», «оптимистичного», «позитивного» настроения и тем самым, как будто повышает свою удовлетворенность и качество жизни. Зачастую, однако, грань перехода к оккультизму или эзотеризму трудно заметить.
Однако, уже с точки зрения самой психологии, здесь появляется недоверие и критика.
 
 
 
«Позитивное мышление»
 снижает самооценку
 
Самоутверждение высокой самооценки своей личности, казалось бы, должно не просто ее повысить, а изменить жизнь в лучшую сторону, перейти на некий уровень душевного равновесия и гармонии души и тела. Но порой мнимая завышенная самооценка наносит вред и приводит к дисгармонии и даже болезни. Рассмотрим некоторые заблуждения в аспектах психологии.
 
Канадские психологи опровергли распространенное мнение о том, что самовнушение способно улучшить самооценку. Согласно их выводам, популярная техника позитивного мышления только ухудшает состояние людей с заниженной самооценкой.
Исследование, проведенное специалистами из университетов Ватерлоо и Нью-Брунсвика, показало, что повторение фраз вроде «меня все любят» неспособно решить проблемы самооценки. У людей с уже заниженной самооценкой подобные техники самовнушения приводили к еще большему недовольству собой, а тем, кто изначально оценивал себя достаточно высоко, метод помогал лишь незначительно.
В эксперименте, организованном психологами, приняли участие две группы людей. В одной собрали тех, кто в предварительном тестировании обнаружил проблему с самооценкой, а в другой, напротив, все участники эксперимента отличались высоким мнением о себе.
Каждую группу также разделили. Одна часть использовала технику, которая описана во многих популярных книгах, и занималась самовнушением и повторением позитивных утверждений. Оставшаяся же часть, в рамках эксперимента, оставалась в качестве контрольной. Казалось бы, те, кто изо дня в день повторял: «Меня любят», «Я самый привлекательный» и т.п., должны были, в соответствии с утвердившейся в обществе теорией, повысить свою самооценку. Но на практике произошло прямо противоположное: у недовольных собой самооценка стала ниже по сравнению с теми, кто такую методику не применял.
С точки зрения психологии, «позитивное мышление» может вытеснять настоящие чувства и эмоции утверждать иллюзорный подход к реальности, что угрожает психическим заболеванием.
Здесь речь идет не только о психологической опасности, но и о духовной.
 
 
 
Между псевдонаукой,
манипуляцией
и оккультизмом
 
«Позитивное мышление» является не наукой и даже не нейтральной психотехникой, но мировоззрением, которое принимает разные формы, иногда близкие к религии или оккультизму. Псевдонаука сопутствует оккультизму и сотрудничает с ним.
В наши дни заметна тенденция к сокращению теоретических разработок и одновременному распространению рассказов об историях удачных последствий самовнушения, успехе, также и в финансовой сфере. В области практических руководств по «позитивному мышлению» повторяются следующие имена: Джозеф Мёрфи и его ученик Эрхард Ф. Фрайтаг, Дейл Карнеги, Норман В. Пил. В этих учениях есть много манипуляций другими людьми и автоманипуляций. Эти книги очень популярны и доступны в любом книжном магазине в Казахстане.
Однако эти практики не остаются нейтральными и представляют духовную опасность для христианского мировоззрения, несмотря на то, что перечисленные авторы неоднократно цитируют Священное Писание, что, по сути дела, является манипуляцией сакральным текстом.
 
В некоторых трудах по данной теме центральное место занимает вера, ссылающаяся на христианство. В данном случае речь в первую очередь идет не о религиозной и трансцендентально направленной вере, а об убежденности, что вещи, которые человек субъективно считает «правдой», имеют тенденцию осуществляться в его жизни. Это вера не теологическая, а психологическая.
 
«Позитивное мышление» возникло во второй половине XIX века под влиянием духовного толчка, исходившего в первую очередь от Р. У. Эмерсона и его «Трансценденталистов», а затем было развито в Америке Квимби, Р. У. Трайном, П. Мёлфордом и другими. В Европе развивался «месмеризм» (Ф. А. Месмер опубликовал свои первые работы еще в 70-х годах XVIII века) и метод Куэ. Эмиль Куэ (фр. ÉmileCoué; 26 февраля 1857, Труа – 2 июля 1926, Нанси) – французский психолог и фармацевт, разработавший метод психотерапии и личностного роста, основанный на самовнушении. Этот метод основывается на мантроподобном регулярном повторении простых фраз, например, такой: «С каждым днем мне во всех отношениях становится лучше и лучше». Регулярность занятий является важным условием лечения.
Месмеризм имеет много общего с оккультизмом и считается предшественником гипноза в психотерапии. Месмеризм был популярен в «Нью Эйдж», так как он также имеет похожий эзотерический источник.
 
 
Не только психотехника,
но и опасное
мировоззрение
 
В то время как в специализированных группах и сообществах «позитивное мышление» рассматривается в первую очередь как метод оздоровления, популярная литература предлагает его в качестве помощника в жизни, обещая максимизацию доходов, здоровье и счастье. А это значит, что мы имеем дело не только с умственной техникой, но и с мировоззрением.
Мировоззренчески метод «позитивного мышления» выказывает себя как способ деконструкции ложной или несуществующей «негативной» действительности и ее воздействий. В этой идеологии считается, что они возникают лишь как следствие ложных представлений и «неправильного» и «негативного» использования «законов сил космоса».
Эти «космические законы» особенно пропагандируются в книге и фильме «Секрет» или «Тайна». Это псевдонаучный фильм, выпущенный в 2006 году, по которому впоследствии вышла одноименная книга Ронды Берн. В фильме обобщаются некоторые идеи философии «позитивного мышления», в частности – способность человека силой своей мысли влиять на окружающую реальность, способность к самоисцелению.
В этом контексте появляется радикальная критика, так называемого «негативного мышления». В сущности, она исключает возможность христианского обращения и даже спасения.
«Негативное мышление» касается греха и сатаны, реальность которых не признается в идеологии «позитивного мышления», проповедующей новое оптимистическое определение человеческой природы. Поэтому «позитивное мышление» – это не только техника, но и скрытое антихристианское мировоззрение.
Идеология «позитивного мышления», догматически исключая проблему греха и тему исцеления через отречение от греха, может привести людей на широкую и удобную дорогу зла (ср. Мф 7, 13), противоположную Евангелию и Откровению. Здесь повторяются действия лжепророков, которые ложно успокаивали людей, и поэтому это угрожает вечному спасению. Сатана является здесь в облике ангела света (ср. 2 Кор 11, 14).
 
В такой идеологии человек не может быть реально исцелен, но исцеление будет лишь видимым, иллюзорным. Христианская позитивность имеет совсем другую природу, о чём мы еще расскажем.
 
о. Александр Посацки, SJ
 
Доктор богословских наук
Кандидат философских наук
Член Польской ассоциации
богословов духовности
Член-эксперт Международной
Ассоциации Экзорцистов в Риме
РЕЦЕПТ 18/  КОТЛЕТЫ ИЗ ГРЕЧКИ С ЯЙЦОМ
 
 
Из различных круп можно приготовить не только вкусные каши, но и отличные котлеты, и гречка – одна из таких универсальных круп.
Гречку нужно кушать как можно чаще – так говорят врачи, – но ведь одну кашу, пусть даже с разными овощами, есть постоянно, вряд ли сможет даже самый большой любитель гречки. Поэтому чем больше блюд из этого замечательного продукта есть в вашем «арсенале», тем проще будет выполнять рекомендации специалистов о полезном и здоровом питании.
 
 
Ингредиенты:
 
·     2 зубчика чеснока
·     1 луковица
·     1 яйцо
·     1 пучок укропа
·     1 ст. гречневой крупы
·     2 ст. л. пшеничной муки
·     1 ст. л. сметаны
·     панировочные сухари
·     растительное масло
·     соль, перец
 
 
 
Способ приготовления
 
- Из гречневой крупы сварить рассыпчатую кашу и дать ей остыть.
 
- В остывшую кашу добавить укроп, лук и чеснок и пропустить через мясорубку, для получения фарша.
 
- Заправить фарш сметаной, добавить муку, яйцо, посолить и поперчить.
 
- Сформировать из приготовленного фарша котлеты, обвалять в панировочных сухарях и обжарить до корочки, с добавлением растительного масла.