ГЛАВНАЯ
СТАТЬИ
НОВОСТИ
ГАЗЕТА
ПРИХОДЫ
О НАС
Газета "Кредо" №10(170)'09
И духовенство изучает казахский
 
5 октября в Караганде начались первые курсы казахского языка для духовенства. Такое решение приняла еще в ноябре 2008 г. Конференция католических епископов Казахстана. Тем самым иерархи стремились исполнить одну из рекомендаций, данных центрально-азиатским ординариям Папой Бенедиктом XVI во время прошлогоднего визита «ad limina», когда Святой Отец призвал их в своем апостольстве обращать особое внимание на культуру и язык той страны, в которой живут верующие.
Чтобы эти курсы смогли пройти все священники и монашествующие республики, до ноября будущего года в карагандинском епархиальном центре предполагается провести 4 блока занятий, каждый из которых будет длиться два месяца. На первый блок уже съехалось 19 священ­ников и монашествующих.
«Gaudeamus igitur»
 
Если объявленный Папой «Год священства» должен где-то иметь особое эхо, то таким местом, без сомнения, является семинария. С тем большим энтузиазмом мы открыли 1 сентября новый академический год. Первые три дня были отведены духовному сосредоточению под руководством о. Алексея Скаковского, затем архиепископ Ян Павел Ленга отслужил торжественную св. Мессу в карагандинском кафедральном соборе, и 7 сентября начались занятия.
В субботу 3 октября в 1500 состоялось официальное открытие академического года. В качестве особых гостей на церемонии присутствовали архиепископ Ян Павел Ленга, епископ Атаназиус Шнайдер, митрофорный протоиерей Василий Говера и новый секретарь апостольской нунциатуры в Астане о. Павел Обежински.
После пения гимна «Veni Creator» и молитвы, произнесенной архиепископом, ректор поприветствовал всех гостей и раздал зачетные книжки новым студентам философского курса Руслану Мурсаитову и Юрию Лубянцу - оба из Апостольской администратуры Атырау.
Затем присутствующие выслушали три интересных доклада. Первый представил епископ Атаназиус, который рассказал о новом переводе миссала, подготовленном литургической комиссией Казахстана и одобренном недавно Ватиканом. Затем о. Хосе-Луис Лопез, духовник семинарии, предложил свои размышления над тайной священства, основанные на словах, обращенных ко Христу: «Ты священник вовек по чину Мелхиседека». Наконец, профессор Василий Куликов, кратко охарактеризовав сегодняшнее положение религиозных организаций в нашей стране и в Караганде в частности, поделился своими мыслями по поводу нового закона о преподавании религии в школах.
Присутствующие, которых очень заинтересовали доклады, смогли задавать выступавшим свои вопросы. В заключение после краткой музыкальной паузы несколько слов произнес архиепископ Ян Павел Ленга, призвавший не бояться быть самим собой, уметь ценить сокровище нашей веры и нашего священства – сокровище, которое нужно не прятать, а поставить на служение всем ради всеобщего духовного обогащения.
Торжественные аккорды гимна «Gaudeamus igitur» наполнили души всех присутствующих энтузиазмом, поскольку, несмотря на молодость, дарованную нам, Бог призвал нас стать соработниками Его спасения. И начавшийся учебный год стал новой благодатью Господней для всех нас.
Епархия в Алматы
Великий францисканский юбилей
800-летие Ордена братьев меньших
 
Общину братьев меньших св. Франциска Ассизского, главного покровителя Епархии в Алматы, удостоил своим посещением апостольский нунций в Казахстане его высокопреосвященство архиепископ Мигель Маури Буэндия, пожелавший принять участие в празднованиях великого юбилея 800-летия ордена, устав которого был утвержден Папой Иннокентием III 4 октября 1209 г.
3 октября вечером в соборе Пресвятой Троицы г. Алматы прошел традиционный для францисканцев «transitus» - первая вечерня праздника св. Франциска, в которой воспоминается его уход из земной жизни. В этом юбилейном году, как сообщил президент фонда о. Гвидо Треццани (OFM), все братья меньшие по всему миру по желанию генерала ордена возобновляли свои монашеские обеты перед лицом епископа или папского легата. Алматинская община братьев во главе с епископом Генрихом Феофилом Хованцем удостоилась чести обновлять свои обеты перед папским нунцием.
Тем же вечером алматинская молодежь представила мюзикл, посвященный празднованию торжества св. Франциска. В спектакле участвовало около двадцати человек, в том числе и наши друзья протестанты и православные. Режиссер и постановщик о. Давид Змуда (OFM) взял за основу сокращенную версию известного итальянского мюзикла “Forza gente”. Спектакль донес до каждого зрителя основные моменты биографии св. Франциска, начиная с отречения от богатств и родительского дома и заканчивая образованием Ордена братьев меньших и ордена св. Клары.
Главных персонажей ярко сыграли аспирант консерватории - Виктор Петухов (св. Франциск Ассизский), Юлия Брушковская (св. Клара), отец Лука Байно (ОFM) (Папа Иннокентий III)… На представлении присутствовали апостольский нунций архиепископ Мигель Маури Буэндия, епископ Генри Феофил Хованец и гость из протестантской церкви пастор Михаил Шакуров, а также гости из приходов Талдыкургана, Талгара и Капшагая. Прихожане встретили артистов продолжительными аплодисментами.
4 октября, в торжество св. Франциска Ассизского, апостольский нунций, присутствовавший на св. Мессе, передал папское благословление всем прихожанам. Он также посетил южный регион алматинской епархии, приход св. Терезы Младенца Иисуса в г. Шымкент в его престольный праздник (1 октября).

Натали Коломенска
Фото: о. Давид Змуда
Живое Евангелие
14 октября
Св. Каллист I, Папа и мученик
† 222
 
 
Имя: «самый красивый», «прекраснейший» (греч.).
 
«Св. Каллист I, Папа и мученик. Еще будучи дьяконом, после длительного изгнания в Сардинию, заботился о носящем теперь его имя кладбище вдоль Аппиевой дороги, где были собраны мощи мучеников, дабы будущие потомки могли воздавать им почитание. Избранный Папой, отстаивал верное учение и милостиво поправлял заблудших, увенчав свое деятельное епископство лучезарным мученичеством. В этот день воспоминается положение его останков на кладбище Калеподио в Риме у Аврелиевой дороги» («Римский мартиролог»).
 
Одной из главных достопримечательностей Рима по праву считаются катакомбы св. Каллиста, расположенные вдоль Аппиевой дороги. Это самое известное и часто посещаемое подземное захоронение Вечного города, знаменитое, прежде всего, так называемой «Папской криптой».
Но среди множества мучеников и понтификов, погребенных здесь, бесполезно было бы искать гроб того, чье имя носят эти катакомбы и кто значится сегодня в генеральном календаре Церкви в списке мучеников.
У этого святого, возглавлявшего Церковь в первой половине III в., была по-настоящему странная судьба. У него было множество противников среди римских хри-стиан, и почти всю имеющуюся у нас информацию о нем оставил нам именно глава схизматиков Ипполит Римский. И конечно, антипапа старается представить своего оппонента в довольно неприглядном свете.
Так, например, он называет его «человеком, изобретательным на зло и преисполненным заблуждений». Мы узнаем, что, прежде чем стать Папой, св. Каллист был рабом, мошенником, обманувшим своего слишком наивного господина, хитрым денежным воротилой, при необходимости прикидывавшимся разорившимся банкротом. В конце концов, жулику пришлось бежать в Португалию, но там его арестовали и привели обратно в Рим, где приговорили к принудительным работам в шахтах Сардинии. Амнистия позволила ему вернуться, но Папа, не желавший, согласно тенденциозному рассказу, даже видеть этого ворюгу, выслал его в Анциум. И, видимо, долгая ссылка заставила бывшего раба одуматься и избавиться от своих пороков, если они, конечно, были, потому что новый Папа Зеферин вызвал его обратно в Рим и поручил ему заботу о захоронениях Церкви. В итоге Каллист положил начало огромному кладбищу вдоль Аппиевой дороги, которое и носит его имя по сей день.
После смерти Зеферина Каллист сменил заботу о мертвых на окормление живых. И именно тогда, после избрания Папой, его прошлое каторжанина из сардинских шахт и «ссыльного» навлекло на него немилость некоторых христиан, слишком привязанных к традиции, слишком ригористичных в нравственности, слишком враждебных ко всему новому.
Каллиста обвинили в ереси, касавшейся учения о тайне Троицы, хотя в итоге оказалось, что он-то как раз-таки отстаивал православное учение, подтвержденное впоследствии соборами. Ему также вменялся в вину недостаток рвения, и это при том, что в те времена духовной вялости он ввел пост Четырех времен.
Самым главным недостатком Папы называли «попустительство», т.е. недостаточную строгость в вопросах дисциплины. Так, он принимал обратно в Церковь раскаявшихся грешников и христиан, проявивших малодушие в опасные времена.
Но какие бы пятна ни лежали на жизни св. Каллиста, все они были смыты мученической смертью в 222 г. Его сбросили в колодец в Траставере, вероятно, во время одного из стихийных антихристианских погромов. Из колодца тело вынесло в реку у Аврелиевой дороги далеко от открытых им катакомб, которые по сей день хранят его имя, но не мощи.
Познаем основы нашей веры в Катехизисе
Что значит, что «человек сотворен по образу Божьему»?
 
Человек - разумное бытие. У него есть воля: он свободен любить, как Бог, Который есть сама Любовь. Без свободы нет любви: у растений и животных нет свободы, у них нет разума, и потому они не могут любить. Итак, вместе с ангелами человек - прекраснейшее создание Бога, настолько хорошее, что Бог предопределил, что Его Слово станет человеком. Можно сказать, что человек сотворен по образу Сына Божия, Который должен был воплотиться. Бог сотворил первую пару людей, от которых все произошли: белые, черные, желтые люди из всех народов и всех родов происходят от одних родителей, так что все мы браться, все равны перед Богом.
Как бытие духовное и материальное человек является одновременно телом и душей. Наша душа дана непосредственно Богом; она делает каждого уникальным лицом, достойным уважения и незаменимым с первого момента своего зачатия. Душа оживляет тело; без нее тело становится трупом. Поэтому можно сказать, что душа - «форма тела». В момент смерти душа отделяется от тела, но такое положение может быть только временным: чтобы человек мог вечно оставаться самим собой, ему необходимо полностью стать самим собой - телом и душой, и потому после смерти душа преобразиться, а в последний день тело воскреснет.
 
О. Пьер Дюмулен
О существовании ангелов
 
Еще в Ветхом Завете знали о существовании ангелов-хранителей. Патриарх Иаков, благословляя перед смертью сыновей Иосифа, молится: «Ангел, избавляющий меня от всякого зла, да благословит отроков сих» (Быт 48, 16).
Но со всею ясностью говорят об ангелах-хранителях новозаветные свидетельства Самого Христа, Его апостолов и святой Церкви.
Беседуя однажды о том, что только чистые (как дети) сердцем войдут в Царство Небесное и какой величайший грех есть их соблазнить, Господь Иисус Христос заключил Свою речь следующими словами: «Смотрите, не презирайте ни одного из малых сих [по связи речи относится к младенцам не по возрасту, а по злобе - 1 Кор. 14, 20, т.е. к взрослым, просто и смиренно верующим]; ибо говорю вам, что ангелы их на небесах всегда видят лице Отца Моего Небесного» (Мф. 18, 10).
Святые отцы открывают нам тайну ангелов и ангелов-хранителей. Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин пишет: «Никто из верных не сомневается, что прежде сотворения видимого мира Бог сотворил духовные и небесные силы, которые, зная, что они сотворены из небытия для великой славы блаженства по благости Творца, воссылают Ему постоянное благодарение и непрестанно прославляют Его». По слову Василия Великого: «Назначение же ангелов - святость и пребывание в святости. Ангелам, которые не имеют никакого покрова, подобного нашей плоти, ничто не препятствует непрестанно взирать на лице славы Божией. Ангелы не претерпевают изменения. Нет между ангелами ни отрока, ни юноши, ни старца, они остаются в том состоянии, в каком сотворены вначале, и состав их сохраняется чистым и неизменным». И «их так много, что они превосходят всякое число» -, говорит святитель Иоанн Златоуст.
Преподобный Петр Дамаскин пишет об ангельской иерархии, что у ангелов имеется девять чинов, и именуются они сообразно их природе и деятельности: престолы, херувимы, серафимы, силы, господства, власти, начала, архангелы и ангелы. Называются они бесплотными, потому что невещественны; умными, так как они - умы; и воинствами, поскольку они «служебные духи» (Евр. 1, 14) Царя всяческих. Кроме того, они имеют имена общие и собственные, т.е. называются силами и ангелами. Первое есть собственное название одного чина, но по деятельности своей все девять чинов называются силами, ибо все могут приводить в исполнение божественную волю. Ангелы тоже собственное имя одного из чинов, первого от нас и девятого от Страшного Престола; по деятельности же все называются ангелами (вестниками) как возвещающие людям божественные повеления.
Все они «имеют чистую, беспримесную природу, непреклонную или трудно склоняемую ко злу…, непрестанно ликуют вокруг Причины (Бога)..., или от первой Причины озаряются чистейшим, святейшим озарением, или, по мере естества и чина, иным способом (от высших к низшим) приемлют озарение» -, пишет святитель Григорий Богослов.
О семи наивысших ангелах имеется известие в Откровении св. Иоанна Богослова, в главе первой, где сказано следующее: «Благодать вам и мир от Того, Который есть и был и грядет, и от семи духов, находящихся перед престолом Его» (Откр 1, 4), и еще: «Я видел семь ангелов, которые стояли пред Богом» (Откр 8, 2). В книге Товита один из них говорит: «Я -Рафаил, один из семи святых ангелов» (Тов 12, 15), предстоящих Господу. Эти семь ангелов по именам и по порядку в чине своем именуются так: Михаил, Гавриил, Рафаил, Уриил, Селафиил, Иегудиил; Варахиил.
Каждый из них имеет свое особое высшее служение у Господа Бога. Вкратце, эти служения проявляются так.
Михаил - служитель божественной славы, страж и защитник чести Божьей. Гавриил  - служитель божественной крепости и изъявитель сокровенных таинств Божьих. Рафаил  - служитель божественных исцелений, чудесно изливаемых свыше на немощное естество. Уриил - служитель божественной любви, свет и огонь, освещающий познанием Бога и воспламеняющий сердца человеческие божественной любовью. Селафиил - служитель божественных молений, всегда молящийся Богу о роде человеческом, учащий людей усердной, богомысленной и умиленной молитве и возбуждающий к ней. Иегудиил - служитель божественных хвалений и исповеданий, помощник в трудах и подвигах, укрепляющий тех, которые в чем-либо трудятся ради славы имени Господня, ходатайствующий и готовящий им за это воздаяние от Бога. Варахиил - служитель божественных благословений и дарований, посылаемых людям благоутробием Божьим.
В ангельской иерархии ангелам-хранителям дано служение всюду посылаться для нас, для охранения и для помощи тем, которым усвоено право на наследие обетованных благ в жизни будущей. Для тех, кто крещен и стремится к добродетели, даны от Бога ангелы, заботящиеся о них и содействующие им. Ангелы-хранители есть у всякого, кто верует в Господа Иисуса Христа.
Св. Иоанн Златоуст говорит, что прежде ангелы были по числу народов, а ныне по числу верующих. Откуда и это известно? Слушай, что говорит Христос: «Смотрите, не презирайте ни одного из малых сих; ибо говорю вам, что ангелы их на небесах всегда видят лице Отца Моего Небесного» (Мф 18, 10). Каждый из верных имеет ангела. Да и каждый из древних праведников имел ангела, как говорит Иаков: «Ангел, избавляющий меня от всякого зла, да благословит отроков сих» (Быт 48, 16)».
А святитель Василий Великий предупреждает: «Всякая душа, за коснение во зле оставшаяся без защиты Ангела хранителя, предается на разграбление врагам и на попрание».
Вот что об ангеле-хранителе говорит св Бернар: «Сколь часто слышим мы, что ты стучишь в наше сердце, и не внемлем тебе. Сколь много прегрешений против любви совершаем мы, но при этом возмущаемся, когда сами подвергаемся беззаконию. Вымоли нам сердце, подобное Сердцу Марии, которое всему сострадает из любви, которое все прощает из любви, которое молчит, когда ему причиняется беззаконие, которое молит за врагов, которое жаром своей любви возжигает жар в других сердцах, которое только в Любви Божьей находит свое удовлетворение и счастье». А св. Тереза от младенца Иисуса с удивительной нежностью и доверием восклицает: «Зная великую слабость мою, ведешь ты меня за руку. И я вижу, как, преисполненный нежности, убираешь ты камни с пути моего. Твой голос любящий призывает меня взирать на небо; и чем меньше я в глазах твоих, тем лучезарнее для меня твой лик».
«Желание нашего ангела-хранителя помочь нам гораздо сильнее, нежели наше желание получить от него помощь» (св. Иоанн Боско). «Ангелы открываются, но только тем, кто их любит и призывает» (кардинал Шарль Жорне).
У людей есть ангелы-хранители, как равно, с другой стороны, есть и ангелы-губители, бесы.
Желающему встать на путь спасения надо это хорошо знать и помнить. Как Бог с рождения человека, точнее с крещения, приставляет к нему Своего ангела, так и сатана для соблазна первого назначает к нему одного из своих падших духов.
Вот как рассказывал св. Ерм (в книге «Пастырь») о разговоре ангела покаяния и тайнозрителя Ерма, мужа апостольского:
«Послушай теперь, - говорит он (ангел Ерму), - сперва о вере. Два ангела с человеком: один добрый, а другой злой.
Я спросил его:
- Каким образом, господин, я могу узнать действия их, когда оба ангела живут со мною?
- Слушай, - говорит, - и разумей. Добрый ангел тих и скромен, кроток и мирен. Поэтому, когда войдет он в сердце твое, постоянно будет внушать тебе справедливость, целомудрие, чистоту, ласковость, снисходительность, любовь и благочестие. Когда все это взойдет на твое сердце, знай, что добрый ангел с тобою. Верь этому ангелу и следуй делам его. Послушай и о действиях ангела злого. Прежде всего, он злобен, гневлив и безрассуден; и действия его злы и развращают рабов Божиих. Поэтому, когда войдет он в твое сердце, из действия его разумей, что это ангел злой.
- Каким образом, - спросил я, - узнаю его, господин?
- Слушай, - говорит он. - Когда приступит к тебе гнев или досада, знай, что он в тебе; также, когда взойдет на сердце твое пожелание многих дел, разных и роскошных яств и питий, чужих жен, гордость, хвастовство, надменность и тому подобное, тогда знай, что с тобой злой ангел. Поэтому ты, зная его дела, удаляйся от него и не верь ему, потому что дела его злы и несвойственны рабам Божиим. Таковы действия того и другого ангела».
Ангелы видят беспредельную благость Господа к нам, грешным людям. Желая возблагодарить Господа за милосердие, им оказанное, сами всемерно стараются оказать его другим: ибо самый лучший способ приношения благодарности Богу состоит в том, чтобы подражать Ему: «Итак, будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд» (Лк 6, 36).
Они ожидают наших молитв и наших добрых дел, чтобы представить их Богу, ибо знают, что молитвы и добрые дела наши будут благоприятны Ему, если по их ходатайству будут представлены. Так говорит нам Св. Писание, так исполняется слово Иисуса Христа: «Отныне будете видеть небо отверстым и ангелов Божьих восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому» (Ин 1, 51). Они нисходят, чтобы принести благодать нам; они восходят, чтобы вознести наше благодарение и наши молитвы к Богу.
Можем ли мы иметь ходатаев более сильных и более усердных, истолкователей более верных и более преданных, друзей более сердобольных и сострадательных? Кого же мы станем любить, если не будем любить сих духов благодетельных. Истинный друг не дороже ли всех сокровищ? Но какого друга можно сравнить с ангелом-хранителем? Что может быть важнее его достоинства, нежнее его привязанности, щедрее в благотворении, дружелюбнее в обращении, мудрее в советах, благонадежнее в обещаниях, попечительнее в нуждах?
Все вышесказанное обязывает каждого христианина с благоговением чтить своего ангела-хранителя и приносить ему молитвы. Он имеет право на наше почитание, потому что он - посланник Божий, потому что он свят, потому что он - благотворитель наш. Мы должны приносить тройную жертву ангелу-хранителю: жертву почитания, жертву благоговения и жертву сердечного доверия. Мы обязаны уважением к нему по причине его присутствия с нами; благоговением - по причине благотворной его любви к нам; доверием - по причине неусыпной стражи его над нами.
 
Cвящ. Георгий Еглит
 
Кто мой ближний?
Я подала иск против мужа-алкоголика
 
Мой муж - алкоголик. Он растратил и уничтожил все наше совместно нажитое имущество. Выгнал из дома меня и детей. Шестикратно проходил принудительное лечение, но пить не перестал. Измывается над нами. Я подала на него иск за неуплату алиментов и издевательство над семьей и потребовала нового принудительного лечения от алкоголизма и признания его юридически недееспособным. Я знаю, что мне следовало простить, но как? Неужели я должна забрать заявление и позволить ему и впредь истязать детей?
Прощение, конечно же, не заключается в том, чтобы позволить кому-то безнаказанно измываться над самим собой и близкими людьми. Когда все прочие средства защиты уже исчерпаны, судебный процесс, действительно, может быть единственным выходом из ситуации.
Дети имеют право на минимум покоя, на то, чтобы с ними не обращались жестоко. Польское телевидение как-то показало беседу с детьми алкоголика, осужденного за безжалостные издевательства над ними. Маленький сын был рад тому, что «папы больше нет дома. Теперь мы сможем спокойно спать». Дети имеют право на спокойную ночь, на «человеческое» отношение к себе. Когда один из родителей ведет себя неадекватно, другой должен встать на защиту детей. Если иного выхода нет, он обязан бороться за их основополагающие права в судебном порядке.
В таких сложных ситуациях нужно, однако, внимательно прислушиваться к голосу сердца. Требование уважения к собственным правам или правам детей не должно служить формой мести. Поэтому такому решительному шагу, как судебный иск, должны предшествовать попытки более мирного решения проблемы. Скорее всего, в данном конкретном случае все прочие средства были уже испробованы, если отец шестикратно проходил принудительное лечение.
Прежде чем отправиться с иском в суд, не помешало бы разобрать сложившееся положение с каким-нибудь третьим лицом. Нужно искать совета и наставления у людей, способны взглянуть на все со стороны и дать объективную оценку. Будем откровенны: суды завалены семейными тяжбами, и справедливость - не единственное, чего добиваются стороны. Часто истец хочет унизить другого и доказать ему перед всем миром, что тот неправ. Если мы решились обратиться в судебные инстанции, чтобы добиться уважения своих прав и прав своих детей, нужно всерьез задуматься о последствиях этого решения.
Подлинной драмой судебных процессов по семейным делам является участие в них детей, для которых необходимость свидетельствовать против одного из родителей и выбирать, с кем им остаться - всегда трагедия. Когда ребенок вынужден в присутствии посторонних давать показания против отца или матери, это наносит ему глубокую рану, которую, и то с трудом, можно заживить лишь в зрелом возрасте. Дети не должны становиться предметом торгов или дуэлей родителей. Хотя подобная ситуация очень болезненна и для последних, ее последствия для взрослых и детей несопоставимы друг с другом. Ребенок - это слабый, беззащитный человек, ранить которого намного легче, чем взрослого.
Последовательную позицию в отношении алкоголика нужно занять намного раньше, чем ситуация выйдет из-под нашего контроля. Если его разрушительное поведение изначально не воспринималось всерьез, то вряд ли даже коренное изменение подхода может привести к улучшению ситуацию.
С алкоголиком нужно вести себя с большой осторожностью и пониманием. Нельзя поддаваться неверно понимаемому сочувствию и милосердию или, наоборот, мстительным и агрессивным импульсам. Не хорошо также любой ценой ограждать алкоголика от последствий его же поведения. В меру своих сил он должен в максимальной мере нести бремя плодов его безответственности. Как-то мне довелось беседовать с монахиней, работающей в благотворительном центре, где раздаются бесплатные обеды. Туда принципиально не пускают людей в состоянии алкогольного опьянения.
Во многих семьях алкоголизм супруга поощряется его уверенностью в том, что ему не придется нести всех последствий своего поведения: семья скрывает от окружения его склонность к насилию и жестокости с детьми. Когда, наконец, скрывать это становится невозможным, зачастую бывает уже слишком поздно, и положения становится необратимым.
 
Шестикратно проходил принудительное лечение, но пить не перестал.
Принудительное лечение от алкоголизма, как и прочие подневольные акты, обычно неэффективны, поскольку насилуют свободу человека. Любое лечение, в том числе и лечение физических заболеваний, требует внутренней мотивации, которая очень часто имеет решающее значение для результатов работы медиков. Чтобы лечение было успешным, больной должен хотеть выздороветь. Тот, кто хочет жить полной жизнью, должен хотеть жить.
Описанная в вопросе ситуация чрезвычайно драматична и, одновременно, эмоциональна: «…я должна забрать заявление?» Трудно дать однозначный ответ. Можно лишь подсказать определенные варианты дальнейших действий. Окончательное решение следует принимать матери после консультаций с компетентными людьми. Здесь необходима огромная осмотрительность, осторожность, свобода духа и, с другой стороны, огромное мужество защищать свои права и права своих детей. Не стоит решать второпях. И хорошо, если совесть будет уверена, что это правильное решение.
 
Из: Ю. Аугустин (SJ),
“Kdo je můj bližní”,
 “Kostelní Vydři”, 1997 г.
Сентябрь - пора занятий
 
«Учение должно освобождать нас от узких ограничений личного опыта и от предрассудков, открывая широкое пространство истины,  которую никто не в состоянии подчинить себе».
 
Бр. Тимоти Рэдклифф
(магистр Ордена проповедников)
 
19 сентября сего года в карагандинском кафедральном соборе св. Иосифа служением св. Мессы начался пятый учебный год в Катехизическом институте имени о. Бернардо Антонини. В ходе последующей встречи директор института о. Евгений Зиньковский ознакомил студентов с ожидающими их нововведениями и прочими подробностями жизни института в грядущем новом учебном году. Затем начались первые учебные занятия.
Одной из приоритетных задач института является формирование духовного католического просвещения. Так, в первой половине учебного года планируются следующие дисциплины: Св. Писание, патрология, мариология, биоэтика и духовность мирян. Преподавать будут: епископ Атаназиус Шнайдер, ректор семинарии о. Хосе Луис Мумбиела, духовный отец семинарии Хосе Луис Лопез, с. Лея Новикова и о. Леопольд Кропфрайтер.
Через стены института прошло немало людей, вступивших на путь этого паломничества. Некоторые свернули с дороги, кто-то пошел дальше. В прошлом году трое получили сертификаты об окончании института.
Студентам института желаем в новом учебном году по примеру Марии, которая вслушивалась в слова ангела, принесшего Благую Весть, учиться не тому, как поумнеть, но как вслушиваться.
Ушел из жизни слуга Церкви
 
На встрече клира 8 сентября 2009 г. я отслужил св. Мессу за упокой души монсеньора Велемира Чапека, умершего от сердечного приступа в больнице г. Загреб (Хорватия) 24 августа этого года в возрасте 82 лет, 59 из которых он был священником. Монс. Чапек 49 лет прослужил вселенской Церкви в Конгрегации по делам монашествующих и в Конгрегации по делам вероучения. Последние четыре года он провел в Доме престарелых священников, продолжая, однако, трудиться в приходах и женских монастырях в качестве исповедника и ценного эксперта в Загребском межъепархиальном суде.
Монс. Велемир Чапек был похоронен 28 августа на центральном кладбище хорватской стлицы. На заупокойной св. Мессе предстоял архиепископ Загребский кардинал Иосиф Бозаниц. По пожеланию самого усопшего церемония была очень скромной. Все свое имущество он завещал Дому престарелых священников.
Монс. Чапек был примером ревностного священника. Он приезжал в Алматы из Рима, чтобы помочь в организации Церковного суда и всегда был готов дать дельный совет при возникновении юридических проблем, касающихся брачных вопросов «in favorem fidei». О. Велемир проявлял большой интерес к Церкви в Казахстане, просил регулярно присылать ему газету «Кредо» и всегда искренне радовался успехам поместных Церквей в нашей стране.
Да подаст же ему Господь в награду жизнь вечную, обещанную Его верным и благоразумным рабам.
 
Епископ Генрих Феофил Хованец
Заседание Совета европейских епископских конференций в Париже
 
В дни с 1 по 4 октября в Париже прошло пленарное заседание Совета епископских конференций Европы (СЕЕК). Конференция католических епископов Казахстана (ККЕК), принадлежащая к Федерации азиатских епископских конференций (ФАЕК), с 2005 г. является постоянным гостем СЕЕК. Совет собирается один раз в год для обмена опытом и выработки председателями национальных епископских конференций общих позиций относительно тех или иных проблем и совместного поиска их решений. Таким образом, СЕЕК должен служить углублению единства, а также поддержке и защите Церкви.
В СЕЕК в настоящее время входят 33 епископские конференции. Своих представителей в совете имеют Молдавия, Монако и Люксембург, не имеющие отдельных конференций епископов. Президентом организации является венгерский примас кардинал Петер Эрде.
На нынешнем пленарном заседании от имени председателя ККЕК присутствовал епископ Януш Калета. Другие страны бывшего СССР представляли: председатель Конференции католических епископов России епископ Иосиф Верт (Новосибирск), архиепископ Мечислав Мокрицкий (Украина), епископ Антоний Демьянко (Белоруссия), а также представитель Молдавии.
Заседание этого года было посвящено теме: «Церковь и государство двадцать лет спустя после падения Берлинской стены». В первой части епископы и приглашенные докладчики проанализировали политические и социальные перемены, произошедшие в Европе за последние два десятилетия, и обменялись мыслями по поводу отношений между Церковью и государством в разных регионах Европы.
Во второй части в своей деятельности отчитались отдельные комиссии совета (по делам СМИ, миграции, сношений с Европарламентом, сношений с советом Европы, призваний и Комиссия под делам образования «Катехизация, школа, университет»).
Делегация СЕЕК была принята президентом Франции Н. Саркози, встреча с которым завершилась торжественной св. Мессой в соборе Парижской Богоматери, которой предстоял архиепископ Парижский кардинал Андре Вен-Труа.
В заключение участники заседания приняли совместное заявление к 20-летию падения Берлинской стены, озаглавленное: «Доверься, Европа!» В нем подчеркивается, события, символизирующие начало перемен в центральной и восточной Европе были не случайны. К ним привели усилия и самоотверженный труд множества людей, которые были готовы пожертвовать собственные жизни в солидарной борьбе за свободу.
Новые времена принесли новые преобразования, послужившие утверждению свободы и благосостояния, и в то же время сопровождавшиеся некоторыми негативными процессами. Среди последних можно перечислить ослабление семейных уз, связанное с волной миграции, обмирщение общества, материализацию, распространение релятивизма и индивидуализма.
Процесс перемен, начавшийся два десятилетия назад, утратил на сегодня много из своего первоначального энтузиазма. Европа переживает сейчас серьезный кризис, и не только экономический. Отталкиваясь от последней энциклики Бенедикта XVI, епископы напоминают о превосходстве этических ценностей над финансовым расчетом.
Члены СЕЕК призывают не опускать рук, а деятельно включиться в построение нового сообщества, зиждущегося на вере и евангельском учении. Документ заканчивается оптимистическим напоминанием о христианских ценностях, которые могут помочь в преодолении нынешних кризисов: евангельское видение братства и солидарности, достоинство человеческой личности, уважение к жизни: «Созидание Европы – это приключение, которое стоит пережить, – уверяют епископы. – Сегодня более, чем когда-либо прежде, мир стоит на распутье. Не будем забывать, что мы – ученики того, кто говорит каждому из нас: «Не бойся, встань и иди!»