ГЛАВНАЯ
СТАТЬИ
НОВОСТИ
ГАЗЕТА
ПРИХОДЫ
О НАС
Газета "Кредо" №2-3(174-175)'10
Пост – ограничение для человека или освобождение?
 
Посты существовали у язычников и иудеев с глубокой древности
В то время чаще всего постились, воздерживаясь не от пищи какого-то рода, а вообще ничего не вкушали и не пили; воздерживались также от супружеских отношений. Такой пост длился один день, от рассвета и до захода солнца, или же в течение суток – 24-х часов.
В особых случаях воздержание от пищи и питья продолжалось три дня. Такой пост Есфирь предпринимает перед судьбоносным решением: «пойди, собери всех Иудеев, находящихся в Сузах, и поститесь ради меня, и не ешьте и не пейте три дня, ни днем, ни ночью, и я с служанками моими буду также поститься и потом пойду к царю, хотя это против закона, и если погибнуть – погибну» (Есф 4, 16).
Когда по дороге в Дамаск апостол Павел пережил потрясающую встречу со Христом, он также предпринял такой пост: «Савл встал с земли, и с открытыми глазами никого не видел. И повели его за руки, и привели в Дамаск. И три дня он не видел, и не ел, и не пил».
 
Ветхий Завет о посте
Ветхий Завет говорит о семидневных постах, о постах в течение трех недель и даже о сорокадневном посте.
Сорокадневный пост предпринимался в исключительных случаях – как особый подвиг. Человек ничего не вкушал, но пить ему разрешалось. Вот как говорит Библия о пребывании Моисея на горе Синай, где он получил Заповеди Божии: «И пробыл там [Моисей] у Господа сорок дней и сорок ночей, хлеба не ел и воды не пил; и написал на скрижалях слова завета, десятословие» (Исх 34, 28).
В 3-й книге Царств (19, 8) рассказывается о сорокадневном посте пророка Илии, после того как его накормил Ангел Господень.
В ветхозаветные времена пост соблюдался по разным причинам:
– по случаю смерти близких людей;
– перед решающими событиями, исход которых полностью зависел от Божьей милости;
– в знак глубокого, искреннего покаяния и смирения пред Богом или для достижения полноценного общения с Ним.
Своим постом человек показывал Богу, что готов от многого отказаться, предпринять значительные усилия, лишь бы Господь откликнулся на молитву, помог. То есть пост – это своего рода жертва Богу. Свободная жертва верующего человека.
Новые правила поста появляются у иудеев во время пребывания в Вавилонском плену (VI в. до н.э.).
 
Пост Израильтян
Все израильтяне соблюдали тогда четыре обязательных постных дня в году, а именно:
– девятый день четвертого месяца (таммуз), в который был взят Иерусалим;
– десятый день пятого месяца (ава), в который был разрушен Иерусалим и сожжен Храм;
– один из дней седьмого месяца (тишри) в память об убийстве Годолии;
– десятый день десятого месяца (тевет), когда началась осада Иерусалима.
Конечно, каждый мог предпринять и другие посты, но эти четыре однодневные были обязательными.
После возвращения из плена на родину евреи продолжали соблюдать эти посты. Однако многие делали это формально. Для них пост был телесным упражнением, не связанным с очищением души и нравственным ее возрастанием. Против такого бесчиния выступали пророки.
Об этом говорит Сам Господь через пророка (Ис 58, 1–14).
Обратим внимание на основные моменты критики, содержащейся в словах Господних:
«В день поста вашего вы… требуете тяжких трудов от других..., поститесь для ссор и распрей и для того, чтобы дерзкою рукою бить других… Подлинный пост – это время любви, молчания и смирения. Собственно, такими мы должны быть всегда, но по своему грехолюбию этого не делаем. Так пусть хотя бы дни поста научают нас этому правильному душевному расположению.
Таков ли тот пост, который Я избрал, день, в который томит человек душу свою, когда гнет голову свою, как тростник, и подстилает под себя рубище и пепел?»
 
Время поста – это и время активного доброделания
Подлинный пост, по мысли Божией, – это время осознания нами своей недостаточности, некачественности. Именно поэтому в христианстве сделан особый акцент на покаянии в период поста. Осознать свою греховность (как мытарь в Притче о мытаре и фарисее) – значит быть открытым для изменения.
«Вот пост, который Я избрал: разреши оковы неправды, развяжи узы ярма, и угнетенных отпусти на свободу, и расторгни всякое ярмо; раздели с голодным хлеб твой, и скитающихся бедных введи в дом…».
Время поста – это и время активного доброделания. Во время поста человек ведет борьбу со своим греховным «я» и стремится к нравственному возрастанию. Он борется с ленью, расслабленностью, праздностью, привязанностью к развлечениям и расслабляющей, утучняющей пище, с нечуткостью к людям. Не пожалеть денег – и накормить голодного, не пожалеть времени – и посетить больного, одинокого, оставленного, заключенного в тюрьме. Оказать конкретную помощь нуждающимся…
 
Что говорил о посте Сам Христос?
Упоминание о посте в Его устах встречаем неоднократно.
Сам Спаситель признавал пост, причем выдержал самое суровое из возможных испытание – Он провел в пустыне 40 дней без еды: «Иисус возведен был Духом в пустыню… и, постившись сорок дней и сорок ночей, напоследок взалкал» (Мф 4, 1–2).
Он же говорил, что бесовский род из мира сего изгоняется «только молитвою и постом» (Мф 17, 21).
Христос осуждал показной пост фарисеев (Мф 6, 16-18) и указывал, каким должен быть истинный пост – соблюдаемый втайне, с помазанной головой и умытым лицом, что на современный язык можно перевести как пост, совершаемый с хорошим настроением и не напоказ, а во славу Божию.
Однако, допуская пост для себя, для Своих учеников Спаситель пост на время… отменил. Об этом рассказывает замечательный эпизод:
«Ученики Иоанновы и фарисейские постились. Приходят к Нему [Христу] и говорят: почему ученики Иоанновы и фарисейские постятся, а Твои ученики не постятся? И сказал им Иисус: могут ли поститься сыны чертога брачного, когда с ними жених? Доколе с ними жених, не могут поститься, но придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься в те дни» (Мк 2, 18–20).
То есть Свое пребывание с учениками Спаситель сравнивал со свадебным пиром, а Себя – с Женихом. Идет праздник, веселье, какой тут пост? Вспомним, что в представлении ветхозаветных пророков пир, тем более свадебный, связывался с темой наступления новой эры, эры Мессии. И если Спаситель утверждает, что пир начался, то это означает, что долгожданное время ожиданий сбылось: «истинно говорю вам, что многие пророки и праведники желали видеть, что вы видите, и не видели, и слышать, что вы слышите, и не слышали» (Мф 13, 17).
Пришествие Христа открывает новую эру. Пир начинается. Однако это не значит, что, как того ожидали иудеи, Пришествие Мессии положит конец нашей истории. Эта история еще будет какое-то время продолжаться, время жатвы еще не наступило, Жених медлит (вспомним притчу о десяти девах) – время прихода в Его власти. Как часто говорят богословы, мы живем в пространстве между уже и еще не.
А раз еще нужно ждать, нужно и поститься. «…Придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься».
 
Пост в наше время
Это добровольное ас­ке­ти­ческое делание во сла­ву Божию, которое вклю­чает в себя:
– воздержание от сытной и вкусной пищи (собственно, славянское слово пост указывает на состояние пустого, тощего желудка), развлечений, увеселений;
– особенно тщательную проверку души и исправление ее;
– понуждение себя на добрые дела, молитву, чтение и размышление о духовных вещах.
Результат поста - ощутимый духовный рост.
Пост – весна для души. Подобно весне, растапливающей ледяные сугробы, высвобождающей жизнь из окоченевшей земли, из кажущихся мертвыми веток деревьев, пост пробуждает из спячки, высвобождает из окоченения самые светлые стороны нашей души. Нормальное состояние после выхода из Великого поста – духовная радость и торжественная приподнятость настроения. Ты сумел перерасти самого себя и ощутить, почувствовать, что реально стал ближе к Богу! 
Профессор С. Зарин дает такое обоснование поста: «Пост, в своем ближайшем и непосредственном применении, являясь временным воздержанием от известных наиболее разгорячающих родов пищи, – или иногда на некоторое время от пищи вообще, имея своею главною целью приспособление тела к созерцательной и покаянной деятельности душ, способствует вообще господству духовной жизни над материальною, подрывает и обессиливает физиологические основы телесных страстей».
 
Взгляд на пост святых отцов и христианских авторов.
Так, они часто сравнивают пост с… «лекарством» от греха.
Наша телесная сторона все время оказывает давление на душевную. Христианин, да и вообще всякий нравственный человек, постоянно противостоит этому плотскому давлению, «ибо плоть желает противного духу, а дух – противного плоти» (Гал 5, 17). Пост помогает в этом деле. На какое-то время отказываясь от того, к чему привыкли, без чего и жизнь себе не представляем – вкусной, сытной пищи, лакомств, а то на какой-то период и самой пищи – мы воспитываем душу, учим ее противостоять требованиям плоти.
В этом отношении пост – воспитатель души. Именно поэтому пост не может налагаться на всех механически, без учета того, кто собирается поститься: мужчина ли, женщина, ребенок, старый человек или молодой. Известный подвижник, преп. Иоанн Кассиан говорит, что каждый должен на себя налагать такую степень поста, которая необходима «для укрощения плотской брани». Для мирян «плотскую брань» можно отождествить с диктатурой плоти, потакая которой, мы порой вообще уже становимся рабами ее требований.
 
Пост – это не столько пищевые ограничения.
Человек постящийся понимает, что пост состоится только в том случае, если часто посещать богослужения, усилить домашнюю молитву, наблюдать за душою и исповедоваться и, может быть, самое главное, совершать деятельную любовь к ближним, т.е. доброделание.
Многие христиане спрашивают, чем бы они конкретно могли послужить ближним. Понятно, что мы не оставляем без заботы пожилых родителей, родственников, стараемся в своей собственной семье созидать мир и любовь. Но ведь не только свои… Любовь к своим, забота, о родителях – это, в общем, и не достижение, это долг! Но христианин должен идти дальше. Он своей заботой должен охватывать и других людей.
Когда Спаситель (в 25-й главе Евангелия от Матфея) говорит о суде над праведниками и грешниками, то единственным критерием оправдания или осуждения здесь является конкретная помощь ближнему:
Всякий христианин должен помогать нуждающимся. Деньгами ли, силой своей, душевным участием… Но помогать мы должны. Исключение можно сделать для педагогов и врачей. Их профессиональное служение, если оно совершается честно и с самоотдачей, и есть их христианское служение. Но все остальные должны взять и нести служение помощи ближнему.
 
Как может выглядеть наш пост?
Мы можем помогать деньгами бедной семье, в которой есть больной ребенок (ДЦП, рассеянный склероз и проч.).
Брать летом на дачу пожилого или больного человека из дома престарелых, из приюта.
Участвовать в жизни детского дома, или приюта.
Просто помогать деньгами многодетной или нуждающейся семье (у священников всегда есть такие знакомые семьи).
Брать группу детей гулять (цирк, парк) из детского дома хотя бы раз в месяц…
Вариантов, возможностей – огромное множество, можно поговорить со священником вашего храма, он может что-то подсказать.
Единственное «но»: это нужно делать не только в пост, а в течение всего года, в течение всей нашей христианской жизни.
Ограничивать труды свои временем поста жестоко по отношению к тем, за кем мы взялись ухаживать, окормлять. Помните: раз взявшись за дело помощи, мы должны нести его всегда.
 
Святые отцы учили, что пост установлен в Раю.
«Такую первую заповедь принял Адам: “А от дерева познания добра и зла не ешь от него”. Это “не ешь” есть узаконение поста и воздержания. Если бы постилась Ева, и не вкусила от древа, то и мы не имели бы теперь нужды в этом посте. “Не здоровые имеют нужду во враче, но больные”. Мы повреждены грехом, уврачуемся покаянием, а покаяние без поста [как врачебной терапии приведения телесных желаний к подчинению требованиям души] не действенно» (св. Василий Великий).
В чем была трагедия Адама? Такой вопрос задает протопресвитер Александр Шмеман. В том, что он «отверг ту жизнь, которую предложил и дал ему Бог, и предпочел жизнь, зависящую не от Бога, но от “хлеба единого”. Он не только не послушался Бога, за что и был наказан, но изменил само отношение между собой и миром. Без сомнения, мир был дан человеку как “пища”, как средство жизни; но в то же время жизнь должна быть общением с Богом; она не только должна была иметь в Нем свое завершение, но и свою совершенную полноту...
Мир и пища были созданы, чтобы посредством их человек имел общение с Богом, и только пища, принятая ради Бога, могла быть животворной. Сама по себе пища не имеет в себе жизни и не может ее воспроизводить. Один Бог имеет Жизнь, и Сам есть Жизнь. В самой пище начало жизни – Бог, а не калории. Таким образом, питаться, т. е. быть живым существом, знать Бога и быть в общении с Ним – все это одна и та же реальность. Безмерная трагедия Адама в том и состоит, что он воспринял пищу как “жизнь в себе”. Больше того, он вкусил ее, скрываясь от Бога, вне Его и для того, чтобы быть независимым от Него. Сделал он это, потому что поверил, что пища имеет жизнь сама по себе и что, вкушая от этой пищи, он может сам стать, как Бог, т. е. иметь жизнь в самом себе. Проще сказать: он поверил в пищу, тогда как единственный предмет веры, доверия, уверенности – Бог и только Бог. Земной мир, пища сделались его богами, источником и началом его жизни. Он стал их рабом».
Но Христос – Новый Адам. «Он, – пишет о. А. Шмеман, – пришел для того, чтобы уничтожить болезнь, вселенную Адамом в жизнь, чтобы восстановить человека для настоящей жизни, и поэтому Он тоже начинает свое земное служение с поста... Голод – это то состояние, когда мы сознаем нашу зависимость от чего-то, когда нам срочно, насущно нужна пища, что и доказывает, что нет в нас самосущной жизни. Это тот предел, за которым я или умираю от голода, или, насытив свое тело, сознаю вновь, что я живу. Другими словами, это тот момент, когда перед нами встает ультимативный вопрос: от чего зависит моя жизнь? И так как вопрос это не отвлеченный, так как сама жизнь моего тела зависит от его решения, момент этот оказывается и искушением. Сатана пришел к Адаму в раю; он пришел к Христу в пустыне. Два голодных человека услыхали его слова: ешь, потому что твой голод показывает, что ты всецело зависишь от пищи, что твоя жизнь в пище. И Адам поверил и стал есть; Христос отверг это искушение и сказал: не хлебом единым будет жив человек, но Богом. Он отверг эту всемирную ложь, которую Сатана внушил всему миру, сделав ее не поддающейся обсуждению, очевидной истиной, основой всего человеческого мировоззрения, основой науки, медицины, и может быть даже религии. Отвергнув эту ложь, Христос восстановил верное соотношение между пищей, жизнью и Богом, то соотношение, которое нарушил Адам и которое мы все еще нарушаем каждый день».
 
Что же тогда означает пост для нас, христиан?
«Это участие в постном опыте Самого Христа, которым Он освободил нас от совершенной зависимости от пищи, материи и мира. Но освобождение наше ни в коем случае не может быть полным. Мы живем еще в падшем мире, в мире Ветхого Адама, и, составляя часть этого мира, мы все еще зависим от пищи. Но так как смерть, через которую все мы должны пройти, побеждена Смертью Христовой и стала переходом в жизнь, и пища, которую мы вкушаем, и жизнь, которую эта пища поддерживает, может стать жизнью в Боге и для Бога. Часть нашей пищи уже стала “пищей бессмертия” – Телом и Кровью Самого Христа. Но даже ежедневный, “насущный хлеб”, который мы получаем от Бога, может в этой жизни, в этом мире быть тем, что поддерживает и укрепляет наше общение с Богом, а не отдаляет нас от Него. Однако только пост может осуществить это преобразование, дать нам существенное доказательство того, что наша зависимость от пищи и материи не окончательна, не абсолютна и что в соединении с молитвой, благодатью и служением Богу эта зависимость сама хочет стать духовной. Все это означает, что, понятый по-настоящему, в истинном своем значении, пост есть единственное средство восстановления в человеке его подлинной природы. Это не теоретический, а практический и реальный вызов великому Лжецу, убедившему нас в том, что мы зависим от одного хлеба, и построившему все человеческое знание, науку и существование на этой лжи. Пост изобличает эту ложь. В высшей степени знаменательно, что Христос встретил Сатану в то время, когда Он постился, и что позднее Он сказал, что победить Сатану можно “только молитвою и постом”. Пост – настоящая борьба против Дьявола, это вызов всеобъемлющему закону, делающему дьявола “князем мира сего”. Если человек голоден, но понимает, что он действительно может не зависеть от этого голода, не погибнуть от него, а наоборот, обратить его в источник духовной власти и победы, тогда ничего не останется от той великой лжи, в которой мы живем со времен Адама» (из статьи «Великий пост в нашей жизни» прот. А. Шмемана).
Святые отцы призывали нас:
– осознать свою зависимость от Бога, без воли Которого и волос не упадет с головы человеческой;
– перенести основу своего упования с мира сего, с его лакомствами, удовольствиями на уровне чрева, – на Бога, Которого Одного следует алкать и жаждать;
– потрудиться ради Господа в подвиге воздержания, лишения, чтобы приобрести бодренное состояние души…
Это и многое другое и является богословским обоснованием поста. Пост – это не вегетарианская практика, не терапия, очищающая организм от шлаков, не ограничение человеческой свободы, а духовный подвиг человека, путь к освобождению в Новом Адаме – Христе.
 
Свящ. Георгий Эглит
Уважать человеческую личность
 
Обращение его святейшества Бенедикта XVI к его превосходительству г-ну Мухтару Б. Тилеуберди, новому послу Республики Казахстан при Св. Престоле.
 
Ваше превосходительство!
Рад приветствовать Вас в Ватикане и принять Вашу аккредитацию в качестве чрезвычайного и полномочного посла Республики Казахстан при Св. Престоле. Пользуясь случаем, хочу просить Вас передать мои приветствия его превосходительству президенту Нурсултану Назарбаеву, недавно посетившему меня здесь, в Ватикане, и мои наилучшие пожелания всему народу республики. Можете заверить президента в моих молитвах о благополучии его и всех граждан страны и поблагодарить за те наилучшие пожелания, которые Вы только что выразили от его лица.
Как Вы, наверное, помните, мой досточтимый предшественник Папа Иоанн Павел II посетил Казахстан в сентябре 2001 г. Среди царившей тогда по всему миру растерянности и печали он показал, что Церковь, верно следуя учению Христову, ратует за мир и взаимопонимание между народами и борется за подлинный человеческий прогресс.
Св. Престол призывает народы уважать человеческую личность во всей ее интегральности, признавая как духовные, так и материальные нужды каждого. Человек – вот источник, средоточие и цель всей экономической и общественной жизни (ср. «Caritas in veritate», 25). Поэтому Церковь, как закваска, действует внутри любого общества, освещая достоинство человека, придавая ему необходимых сил для формирования ясного видения самого себя, и вдыхая новую энергию в служение подлинному человеческому развитию.
Господин посол, хотя христиане составляют лишь небольшой процент населения Казахстана, они пустили корни в этой земле уже много веков назад и потому являются важной составляющей богатого многообразия религий и традиций, которое отличает Ваш народ. Условия, при которых эти различные группы живут бок о бок в Вашей стране, а также ее положение как географического связующего звена между Европой и Азией, государствами с большим христианским и мусульманским населением соответственно, создают прекрасную почву для взаимного обмена и братства. Сотрудничество ради развития также дает ценную возможность для встречи культур и народов (ср. «Caritas in veritate», 59). Чтобы эта встреча проходила надлежащим образом, необходимо неуклонное соблюдение государством прав человека, не последнее место среди которых занимает и право на свободу вероисповедания. Религии могут внести огромный вклад в развитие, особенно когда Богу отводится надлежащее место в общественной жизни и, прежде всего, в ее культурном, социальном, экономическом и политическом измерениях (ср. там же, 56).
Со своей стороны, Св. Престол и католическая община в Казахстане поддерживают инициативы, служащие установлению мира и подлинной дружбы между народами, основанной на взаимном признании законных различий, но, прежде всего, на стремлении к общему благу. Соглашение, подписанное в 1998 г. между Св. Престолом и Казахстаном, первое в вашем регионе, базируется на обоюдном доверии и уважении. Юридические гарантии прав и обязанностей способствуют растущему сотрудничеству и доброй воле. Могу заверить Вас, что католическая община в Вашей стране хочет внести свой вклад в укрепление добрых отношений и взаимопонимания между христианским и исламским миром во благо всех. Пусть это сотрудничество и добрая воля день ото дня находит все более обильное благословение!
Ваше превосходительство, 1 ян­­варя 2010 г. Казахстан принимает председательство в Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе, а потому я с радостью желаю Вашей стране всяческих успехов в выполнении ложащихся на нее обязанностей. Международное сообщество недавно отмечало 20-летие падения Берлинской стены. В этом контексте председательство Вашей страны в ОБСЕ является красноречивым свидетельством того, какой огромный путь развития и созревания проделал мир за это время. Празднование данной даты служит также стимулом к укреплению связанных с ней демократических достижений ради блага региона и всего мира. Св. Престол старается поддерживать воцарившуюся в Европе двадцать лет назад политическую свободу, внешние выражения которой могут расцвести лишь тогда, когда уважается и лелеется дар внутренней свободы.
Господин посол, желая Вам успехов в Вашей миссии, спешу заверить Вас, что отделения Римской курии готовы оказать Вам помощь и поддержку в исполнении Ваших обязанностей. Церковь стремится развивать и углублять гармоничные взаимоотношения между Св. Престолом и Республикой Казахстан. Ваше превосходительство, от всего сердца призываю изобильное Божье благословение на Вас, Ваших родных и всех жителей республики.
 
Папа Бенедикт XVI
Климентов зал, четверг,
17 декабря 2009 г.
Новый перевод чина Мессы
Слава в вышних Богу…
 
Мы продолжаем цикл статей, посвященных новому переводу Чина Мессы. В прошлом номере мы говорили об изменениях в тексте исповедания грехов, а на этот раз нам хотелось бы сосредоточиться на гимне «Слава в вышних Богу…».
 
Эта песнь хвалы начинается со слов ангелов, в радости поющих над вифлеемской пещерой. В русском синодальной переводе Св. Писания соответствующий стих из Евангелия от Луки звучит следующим образом: «Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение!» Именно последней фразы касаются изменения в тексте литургии.
Дело в том, что соответствующее выражение в оригинале имеет двоякое звучание в различных копиях и потому может быть переведено и как «в человеках благоволение», и как «людям доброй воли», хотя в греческом тексте все различие заключается лишь в одной букве.
Достаточно беглого взгляда, чтобы заметить разницу в значении обеих версий. Если в первом случае мир и благоволение обещается всему человечеству, то во втором ангелы возвещают мир лишь «людям доброй воли». Можно спорить, какой вариант лучше, но св. Иероним при создании своей «Вульгаты» отдал предпочтение именно второму, который затем и нашел свое отражение в латинском тексте гимна. А поскольку последний должен передаваться как можно точнее, казахстанская епископская конференция высказалась за перевод: «людям доброй воли».
Второе изменение в гимне «Слава в вышних Богу… касается слов «ради великой славы твоей» вместо «ибо велика слава твоя». Смысл обеих версий примерно одинаков, но казахстанский перевод полнее соответствует оригиналу.
И, наконец, третье изменение состоит в замене выражения «берущий на Себя грехи мира» выражением «отъемлющий грехи мира». Данное решение продиктовано тем, что и латинское «tollit», и греческое «airon», употребленное в оригинальном тексте Евангелия от Иоанна, означают именно «отнимать», «устранять», «изглаживать», а не «брать на себя». Искупитель не просто понес наши грехи: Он смыл и смывает их собственной кровью в соответствии с пророчеством Исаии: «Если будут грехи ваши, как багряное, - как снег убелю…».
 
Нурланов Арман
 
Паломничества доверия на земле
 
 
На XXXII Европейской встрече христианской молодежи, орга­­низованной общиной Тезе, побывали семинаристы
из Казахстана.
 
«Пусть Бог наставляет вас в делах и словах, которые будут понятны другим, вселяет надежду, которой вы будете жить, вернувшись домой, и порыв, который Его Дух хочет дать всей человеческой жизни!» - сказал Папа Бенедикт XVI в послании по случаю XXXII Европейской встречи христианской молодежи, организованной общиной Тезе и проходившей в польском городе Познань с 29 декабря 2009 по 2 января 2010 г.
Свыше 30 тысяч молодых людей со всей Европы, некоторых стран Азии (в том числе и Казахстана) и других континентов соединились в это время в единый голос молитвы, совершая «Паломничества доверия на земле».
Эта встреча являлась маленьким, но свидетельствующим о глубокой жажде сердец, символом воплощения желания Иисуса Христа, молившегося Отцу: «да будут все едино» (Ин 17, 21). Мир и открытость, царившие на Встрече, давали возможность каждому, независимо от национальной или культурной принадлежности, воочию увидеть и вложить частичку своего сердца в реализацию единства, «ибо все вы одно во Христе Иисусе» (Гал 3, 28).
Встреча была тематически достаточно насыщена, но оставалось время и для личного размышления и молитвы. У каждого дня было схожее расписание. Утро начиналось с совместной молитвы в приходах, куда были размещены участники. Затем была работа в небольших группах, разделенных по языковому принципу, для чтения отрывка из Св. Писания и «Письма из Китая» брата Алоиса к участникам встречи, и обсуждения представленных тем. После обеда все участники собирались на совместную молитву, в которую входило песнопение, чтение отрывка из Св. Писания, прошения, короткое размышление одного из братьев Тезе, а также время тишины и личной молитвы. Момент тишины, пропитанной духом молитвы, производил глубокое впечатление, т. к. тысячи молодых людей, стараясь не отвлекаться на посторонние вещи, обращались с просьбами и благодарениями к Богу, собравшему их вместе. Далее была возможность присутствовать на семинарах, посвященных разным темам, послушать (и даже дать) свидетельство и поучаствовать в обсуждении интересующих вопросов.
Одним из важнейших мест была комната под названием «Silence», где всегда можно было уединиться для личной молитвы, размышления, беседы со священником и исповеди.
После ужина все вновь встречались на молитве, которая проходила подобно дневной, с той только разницей, что она заканчивалась у креста, к которому каждый мог подойти и прикоснуться для личного поклонения. Вечером все разъезжались по семьям, бескорыстно принявшим паломников, чтобы подготовиться к очередному дню молитвы и общения.
В конце встречи брат Алоис объявил, что «через год очередная европейская встреча молодежи состоится в стране, в которой мы еще никогда не гостили. Она будет проходить с 28 декабря 2010 г. по 1 января 2011 г. в Голландии, в Роттердаме…».
В этом году встречу молодежи в Озерном будет вести брат Гилен из общины Тэзе.
 
Вадим Белокопытов 
и Роман Заможневич,
казахстанские участники
молитвенной встречи в Познани
 
Бог жаждет свидетелей сегодня
 
В истории человечества известно много примеров людей, которые не остались равнодушны перед лицом проблем своего времени и страданий. Они решили собственным подвижничеством показать, что можно жить иначе. Тем самым не позволяли успокоиться совести оглушенных похотями своего эгоизма. Праздник сретения Господня заставляет задуматься над тем, почему сегодня мы не видим среди нас таких личностей, как св. дон Боско, св. Франциск и другие. Нам хотелось узнать, в чем современная молодежь видит проблемы наших дней и рождается ли в них стремление к совершенству как протест против того, что предлагает «князь мира сего». Мы предложили нескольким юношам и девушкам ответить на вопросы, приведенные ниже. Возможно, их идеи покажутся неосуществимыми, но мы хотели побудить всех вас к большей чуткости к актуальным проблемам современности. Бог и в наш XXI в. жаждет таких свидетелей, которые не побоятся идти тесными вратами (даже если это путь нелегок), потому что «тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их».
 
▶ В чем, на твой взгляд, состоят самые большие проблемы нашего времени, чего особенно недостает современным людям?
▶ Представь, что ты – основатель общины людей, которая своим свидетельством могла бы помочь в решении этих проблем. В чем конкретно должна заключаться деятельность такой общины?
▶ Чем твоя община отличалась бы от других?
 
Алексей, 19 лет
  На мой взгляд, одна из самых больших проблем нашего времени – это дезинформация. Большую часть свободного времени человек проводит за телевизором и в интернете, в дороге слушает радио, читает газеты. Посредством СМИ формируется мировоззрение масс, подменяются понятия добра и зла. Отсюда распространение эгоизма, разрушение семей…
Cовременным людям недостает правды, хорошего примера, т.е. примера обычного человека, у которого есть семья, работа, проблемы, который, несмотря ни на что, остается хорошим христианином.
Община могла бы помогать людям посредством СМИ: хорошими поучительными передачами и фильмами, трансляцией современной музыки, но с хорошими текстами. Члены общины свидетельствовали бы своим примером - каждый на своем месте. Они поддерживали бы друг друга молитвой, морально и материально.
Членами общины могли люди в независимости от их биографии, социального статуса и уровня образования.
 
Мурат, 26 лет
Современным людям более всего недостает веры. Они чувствуют себя оставленными, забытыми. В то время как злоба и зависть господствуют повсюду, иные хотели бы противостоять этому, но не могут. Они нуждаются в помощи Божьей, но одни стесняются просить о ней, а другие слишком горды, чтобы признать свою нужду. Люди создали для себя ложные приоритеты: богатство, успех, власть, «свободный», в их понимании, образ жизни, который, на самом деле, состоит во вседозволенности. Необходимо, наконец, осознать истинные ценности: вера, надежда, любовь, милосердие, сострадание и многие другие, о которых говорил нам Иисус, которые преподает нам Церковь и помогает нам претворять в жизнь Приснодева Мария. Человек должен понять, куда направлять свои силы. Понять, что прогресс – не в атомном оружии, генетике и освоении космоса, а в человеческом духе, самосовершенствовании души.
Суета – это тоже одна из основных наших проблем. С каждым днем мир движется все быстрее: семья, учеба, работа. Люди забыли, для чего они живут. Живут, чтобы жить. «Суета – это клетка для жертв гипноза, и хотя дверца этой клетки настежь открыта, мало кто из нас находит в себе силы, чтобы ее покинуть» (Fleur). Мы должны жить, любить, верить и уповать на Бога и знать, для чего мы это делаем.
Если бы Господь сказал мне, чтобы я основал общину, то самым главным было бы послушание Его воле. Я думаю, община должна жить уединенно в месте, отдаленном от мирской суеты. Жизнь в общине строилась бы на основных христианских добродетелях. Она была бы автономной, полностью обеспечивала бы себя. Излишками продукции делилась бы с бедными, помогала бы бездомным, сиротам, старикам. Члены общины соблюдали бы постоянный строгий пост, много молились бы, исповедовались бы каждый день, стараясь любить друг друга и окружающих и уважать все народы и религии. Некоторые бы посещали города и селения и проповедовали. Они не искали бы ничего для себя, только для других, а через них – и для Бога. Члены общины жили бы отдельно, но не как монахи. То есть семья была бы для них основой веры, поскольку любовь к Богу и другим людям начинается с любви к своим домашним (супругу или супруге, детям, родителям и т.д.).
Наша община была бы строже, посты – постоянными, молитвы – более долгими. Досуг не возбранялся бы. Для детей проводили бы катехизацию в игровой форме, молились, восхваляли Бога. Человек ответственен за свою душу, за жизнь и за тех, кого любит с самого своего рождения.
 
Татьяна, 19 лет
  Самым большим пороком во все времена была и остается лень.
Многие стыдятся говорить о своих религиозных убеждениях. Правда, в последнее время верить стало модно, что можно считать как положительным, так и отрицательным явлением. Отрицательным, потому что многие идут в церковь только ради «модного» веяния, ради общения, не понимая истинного смысла.
Современному человеку катастрофически не хватает времени. Поэтому ему всегда приходится выбирать: потратить время на житейские нужды или же уделить его единению с Богом.
  Я думаю, было бы неплохо первоначальной целью поставить помощь людям, ненавязчиво рассказывать им о Спасителе, свидетельствовать не словами, а делом. Ведь когда люди видят, каким человек становится, живя с Богом, то хотят жить так же!
  В этой общине, помимо помощи  другим, уделялось бы большое внимание самим ее членам. Кроме молитвы проводились бы различные психологические тренинги с целью сплочения общины и раскрытия в каждом его потенциала.
 
Анфиса, 23 года
Многим недостает времени, информации или примера, а иногда – смелости, чтобы подумать, понять, найти, что или кто сделает их по-настоящему счастливыми, для чего они живут, учатся, работают, к чему они на самом деле стремятся и для чего живут.
Эта община указывала бы путь. То есть мы старались бы к каждому конкретному человеку в каждом конкретном случае проявить любовь, подобную любви Бога к нам. Мы старались бы открыть то, что на самом деле для людей важно и вечно: не ученые степени, не высокое положение, не достижение больших результатов в работе, а – любовь.
Мы совместно молились бы, воспитывали бы в наших отношениях, прежде всего, любовь друг ко другу, но и были бы открыты на окружающих.Старались бы делать немногое, но по-настоящему важное (молиться, помогать).
 
Астафьев Василий Дмитриевич, 18 лет
Самая большая проблема нашего времени – это, по-моему, недостаток подлинной любви. Многие живут в сожительстве до брака и не любят Бога, потому что не любят себя. Особенно недостает современному человеку Бога, а значит – он не верит ни в высшие, ни в свои силы, не доверяет самому себе.
Такая община проповедовала бы Бога без страха в Духе Святом.
Моя община зижделась бы на крепком фундаменте - Боге и вере в Него.
 
Алевтина, 21 год
Недостает времени. Очень развиты технологии, люди увлекаются ими (например, интернет), забывая о «прямом», живом общении. Современные люди замкнуты, им не хватает открытости и доверия. Но главное – люди не доверяют Богу, надеясь на себя.
Организовывать реколлекции в приходах, помогать людям совместно проводить время, чтобы сплотить их, работать в приходах, служить нуждающимся (например, в детдоме).
Община состояла бы из людей разных возрастов и социальных слоев. Она основывалась бы на принципах взаимопомощи, молитвы, св. Мессы, адорации.
 
Нона, 20 лет
Современные люди слишком заботятся о материальном, думая, что будут жить вечно. Человек, полагая, что для него нет никаких запретов, подменяет понятие свободы.
В мире появляется много возможностей, развиваются технологии и науки, и человеку многое хочется испытать. Люди думают, что верить в Бога несовременно. Человек забывает, что он ограничен. Люди не слышат свою совесть.
Такая община посещала бы университеты и проводила бы лекции для студентов. Миряне давали бы свои свидетельства.
Это может быть община мирян, которым легче влиться в студенческую среду. В нее входили бы также люди, изменившие свой образ и свидетельствующие об этом другим (например, бывшие наркоманы).
Карагандинская Епархия
Тишина внутри тебя
 
Наша повседневная жизнь наполнена суетой, заботами и проблемами. Зачастую нам тяжело за всем этим услышать Бога. Мы привыкли к шуму города: гулу машин, разговорам, музыке, телевидению и т.д. Но наступает момент, когда всем нутром начинаешь чувствовать потребность остановиться, чтобы наполниться покоем и встретиться лицом к лицу с Тем, Кто приходит «в тихом дуновении ветра» и являет Собой мир и тишину.
Такая возможность появилась у меня и еще у 14 молодых людей из карагандинской епархии, которые ответили на приглашение братьев францисканцев, о. Павла Блока и о. Алексея Скаковского, принять участие в реколлекциях с 4 по 7 января в здании духовной семинарии.
Основная тема реколлекций звучала так: «Франциск, почему за тобой следует весь мир?». Первым совместным шагом в поисках ответа на вопрос стал просмотр фильма о святом «Брат Солнце, сестра Луна». После чего нам было предложено в течение трех дней поразмышлять над основными этапами жизни св. Франциска. Для этого было сделано много общих попыток: конференции, молитва, Месса, встречи в группах, совместная работа (например, парни после обильного снегопада убирали снег), а также личных: выспаться, соблюдать тишину, сформулировать свои мысли во время обсуждения, пытаться петь и играть.
В один из дней о. Павел показал фотографии из г. Ассизи. Этот показ легко вписался в контекст тематики упражнений и вызвал неподдельный интерес у всех. Ты видел перед собой стены замка, узкие улочки, лес, которые, быть может, еще помнят события, происходившие в конце XII начале XIII вв. Неизгладимое впечатление на меня произвел храм св. Дамиана, восстановленный самим святым.
Атмосфера, создавшаяся в ходе упражнений, была уникальной. Мы стали одной общиной. Показателем такого доверия друг к другу были свидетельства и истории, которые участники решались высказать в группе. Вместе с тем, эти реколлекции не воспринимались всеми одинаково. Для одних они стали открытием для себя личности св. Франциска, для других – тяжелым трудом над собой, для третьих – мучительным и даже болезненным поиском Бога внутри себя. В любом случае, ни для кого эти дни не прошли бесследно. Последний день стал днем откровений и свидетельств.
Большое спасибо о. Павлу и о. Алексею за то, что не было никакого давления, никаких целенаправленных подсказок, никакой агитации за каким-либо из путей. Большое спасибо организатору этой встречи Оксане Суворкиной, которая, находясь в тени, проделала огромную работу, чтобы мы все встретились. Спасибо отцу-ректору Хосе Луису, что принял нас в семинарии. Спасибо поварам за вкусную еду.
В эти три дня не случилось больших чудес. Хотя, кто знает? Надеюсь, что это были не последние встречи с отцами францисканцами. Реколлекции для нас не закончились, они только начались….
 
Один из участников
реколлекций
 
 
 
Поздравляем!
С 60-летним юбилеем Вас!
 
Ваше высокопреосвященство! Примите наши искренние поздравления и пожелания, какие только можно выразить словами. Поздравляем Вас с этой знаменательной датой! Желаем доброго здоровья, духовной силы, благодати Божьей на долгие годы служения Церкви, укрепления веры Вашей паствы, а также того, чтобы Вы привели как можно больше овец в стадо Христово!
 
Пользуясь страницами газеты «Кредо», нам хотелось бы поделиться своими мыслями и воспоминаниями о том времени, когда в нашем приходе Св. Семейства г. Тайынша работал о. Ян Ленга.
Для верующих и священника это были тяжелые времена – времена атеизма и испытания на прочность веры того поколения. Лишь для того, чтобы создать нормальные условия для прихожан, сколько было вложено труда в реставрацию молитвенного дома. Но это не решило проблемы, так как верующих прибывало все больше, и места не хватало. Тогда пошли к властям с просьбой о расширении помещения и получили отказ. После хождения по разным инстанциям разрешили с условием: «Молитесь в старом доме, а новые стены возводите вокруг него». Так и было сделано, но шла борьба за каждый добавленный метр.
За удивительно короткий срок было построено здание, а старое разобрано. Да, были люди большого дара, который, как надежные орудия в Божьих руках, творили великие дела во славу Божью, и память о них будет жить вечно.
В этом храме о. Ян Ленга принял епископское рукоположение. Шло время, в приходе работали священники из Польши и Австрии, и каждый из них оставил что-то особое в убранстве храма.
Мы благодарим Бога за те дары, которые Он подает нам ежедневно, за благодать и милосердие, так щедро нам ниспосылаемые.
 
С молитвой и любовью прихожане из Тайынши: Антон Ходаковский, Юзик Галицкий, Бронек Гойко, Мария Терлецкая, Ганя Фурман, Саша Тихонов, Янко Гурский, Ян Богульский, Женя Павловский и многие другие, живущие в Вашей памяти!
 
Она для тебя – единственная
 
Ниже мы приводим текст письма отца сыну Владимиру, который как раз готовился к такому важному и ответственному шагу, как вступление в брак.  Это письмо передал нам друг автора, который считает, что советы отца будут полезны не только для Володи, но и для всех молодых людей, стоящих у порога супружеской жизни.
 
Мой любимый Владимир,
 
Мое сердце переполняет горячая и преданная любовь к тебе и Насте в преддверии дня вашего бракосочетания, которое вселяет в меня огромную радость и надежду на будущее. На правах твоего отца я хотел бы сказать тебе несколько слов, над которыми вам стоит поразмышлять во время вашего совместного плавания по «волнам» жизни. Опыт показывает, что выполнение обетов венчания – дело нелегкое: кому как не мне, женатому уже 50 лет, знать об этом! Как ты знаешь, мы с твоей мамой в июне отпразднуем золотую свадьбу.
Я пишу тебе, чтобы ты задумался над значением клятвенных обещаний, которые даются при вступлении в брак. И момент для написания этого письма выдался подходящий, поскольку сейчас идет Великий пост - время великих надежд, и, одновременно, глубочайших страданий и великой тайны.
Эмоциональное «напряжение» любви, которое ты испытываешь сейчас, имеет обыкновение со временем спадать. Ты, наверное, со мной согласишься, если скажу, что постоянство в выполнении любых обязательств является сложной задачей, и это так же верно для меня, как для тебя и всякого человека. Есть множество факторов, способных ослабить решимость человека хранить верность на всем жизненном пути, и ты, мой дорогой Володя, тоже не свободен от таких влияний. Порой тебя будет охватывать страх или неуверенность перед будущим. А иногда лень, эгоизм и невнимательность могут расслабить брачные узы. И это нормально, потому что мы - люди, а не ангелы. Но я хочу, чтобы ты усвоил одну истину: вопреки всем возможным препятствиям преданность в браке возможна, хотя порой бывает не просто.
Кроме того, Настя должна знать, что она для тебя - единственная женщина в мире. Другой просто не существует. Сейчас, когда вы только собираетесь пожениться, это звучит как само собой разумеющееся. Но пройдет лет 25, и картина может существенно измениться. Сделай так, чтобы каждый день вашей жизни был похож на день бракосочетания и давай ей чувствовать свою любовь. Пусть она знает, что тебе дорого то, что дорого ей. Будь рядом, когда она устанет, будь рядом, когда она радуется. Если ей одиноко, узнай, почему. Если что-то ее беспокоит, узнай что. Это тот самый путь открытий и участия в судьбе друг друга, который объединит ваши сердца и укрепит связывающие вас узы.
Помни также, что одной из самых серьезных опасностей для брака, по-моему, является склонность использовать «мелкие» трудности и неурядицы как оправдание собственного эгоизма во вред второй половине и детям. Вот почему тебе нужно очень много работать над собой, чтобы лучше понять себя, увидеть свои ошибки и недостатки, которые есть у каждого. Когда человек знает себя, ему легче быть великодушным к другим. Докажи Насте делом, что любишь ее. Чтобы проявлять как можно больше заботы и нежности по отношению к ней, нужно постараться забыть о себе. Время Великого поста напоминает нам о том, что самопожертвование, т.е. умение думать о других и желать их блага – это ключ к долговечному счастью и, в твоем случае, замечательному браку. Страдая и умирая на кресте за каждого человека на земле, Иисус Христос показал нам Путь. Как бы то ни было, позволь мне привести тебе несколько жизненных примеров, которые покажут, что я понимаю под необходимостью «отдать» себя Насте.
Когда мы с мамой только поженились, я любил играть в шахматы с друзьями в парке долгими летними вечерами – вполне обычное явление: кто-то увлекается компьютерами, другие обожают кино, а я любил играть в шахматы. Мама знала об этом и не особо возражала, пока не родился твой старший брат. Так или иначе, но в один прекрасный день я заметил, что ее несколько раздражают мои вечерние матчи с друзьями в парке, так как я имел обыкновение возвращаться домой довольно поздно, хотя, между прочим, мы никогда не пили алкоголя. Мы поговорили, и я с большой неохотой решил, что ходить в парк только по субботам. Твоя мамочка была несказанно рада моему решению. И для меня было настоящим счастьем – видеть счастливой ее. Я могу сказать тебе по своему опыту, что такие маленькие самопожертвования всегда могут обернуться  радостью, которая не поддается нормальному человеческому объяснению. Ради Насти ты должен постоянно идти на маленькие уступки, подобные этим, потому что любишь ее. И она будет делать то же самое для тебя.
Маленькие поступки - это сделать усилие улыбнуться, когда ты на улыбку не настроен, сделать усилие выслушать, когда у тебя нет желания слушать, сделать усилие помочь в домашних делах, например, с уборкой на кухне, когда тебе это в тягость, тем самым освобождая Настю от этой обязанности. Это означает пойти вместе на прогулку или в кино или попросту посидеть дома и поговорить. Это просто несколько примеров – существуют тысячи других. Некоторые люди определяют «совершение маленьких поступков» как принятие на себя ежедневного маленького креста. Подобно тому, как Христос нес свой крест, мы должны нести свой.
Это то, чего Христос ждет от тебя, от меня и от всех нас, независимо от того, где мы находимся. Если ты выдержишь ежедневную борьбу в несении своих маленьких крестов, то результатом будет углубляющийся со временем внутренний покой, несмотря на множество трудностей и противоречий, с которыми тебе придется столкнуться.
Всегда сохраняй оптимизм и отвагу, даже в случае появления объективных трудностей. Способность любить лежит в основе нашего человеческого достоинства и супружеского союза. Любовь выражается в свободе выбора между двумя альтернативными вариантами. Мы должны делать выбор, чтобы вкладывать больше любви туда, где ее мало, и, таким образом, самим обрести любовь.
И в этом заключается один из возвышенных парадоксов нашей жизни, который был в полной мере выражен в крестной смерти Иисуса Христа, пострадавшего ради нас. Другими словами, наше личное самопожертвование, как я упоминал уже ранее, рождает счастье: чем больше мы думаем о других и чем невероятнее отдаем себя им, тем счастливее мы становимся. Да, это парадокс. Вы с Настей должны помогать друг другу расти в любви практическими и конкретными путями. Итак, «любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает…». Один последний совет: будьте терпимы друг к другу и молитесь вместе.
Будьте уверены, что мама и я всегда помним о вас в наших молитвах, и вы можете всегда на нас положиться. Вам обоим мы желаем огромного счастья. И еще раз: с огромной радостью я ожидаю дня вашей свадьбы и долгих лет счастливой жизни.
Кстати, не пропусти 50-ю годовщину нашей свадьбы в следующем месяце ради участия в каком-нибудь шахматном соревновании! Сынок, никакие оправдания не принимаются!
С глубокой любовью к вам обоим,
Твой отец
 
Хавьер Пьедра 
Lectio divina
 
7 февраля
Пятое Рядовое Воскресенье
ЛОВЦЫ ЧЕЛОВЕКОВ
Лк 5, 1-11
Другие чтения: Ис 6, 1-8; Пс 137, 1-5. 7-8; 1 Кор 15, 1-11
 
Евангелие:
Эта история настолько хорошо известна, что мы, перечитывая вновь описание этого события, порой упускаем его сверхъестественную суть. Лука приглашает нас стать свидетелями чуда и призвания к служению первых трех учеников.
Толпы людей уже следовали за Иисусом, чтобы послушать Слово Божие. Кого они видели в Иисусе – был ли Он для них Кем-то более, чем просто проповедник? Или же они узнавали в Нем Бога?
Симон, став свидетелем чудесного улова рыбы, увидел Иисуса в новом свете. Он узнал в Нем Господа (стих 8) и, почувствовав всю тяжесть своих грехов, припадает к коленям Иисуса, умоляя оставить его. Таким же образом отреагировал пророк Исаия, когда он узрел Бога (см. Ис 6). 
Кажется, что Бог дал им обоим невыполнимую миссию. Иисус говорит Симону не бояться и затем добавляет, что отныне у него будет новое занятие – ловить не рыбу, а людей! На этом этапе нам не даются какие-либо подробности этого невероятного события, но Лука подсказывает, он дает нам намек, что Иисус является Тем, Кто превратит этих скромных рыбаков в «ловцов человеков».
Симон и другие новые ученики, привлеченные речью Господа, остаются с Ним. Очевидно Иисус произносит именно те нужные слова, что они все время пребывают с Ним, отвечая на Его призыв. Сети, лодки, заработок, дома, семьи – все позади. А они как Его ученики отправляются вместе с Иисусом в абсолютно новую жизнь.
Размышление:
Что в реакции Симона на произошедшее чудо показывает нам, за Кого он почитал Иисуса?
Вы когда-нибудь чувствовали тяжесть ваших грехов? Как вы думаете, какого ответа ждет от нас Бог  в такие моменты? Чему учит нас ответ Симона?
Для того чтобы стать «ловцами человеков» Симону, Иакову и Иоанну нужно было проводить время с Иисусом и следовать за Ним. Что это означает для нас сегодня? Каждый ли христианин призван быть «ловцом человеков»? Если вы разделяете это мнение, то какие практические уроки вы можете почерпнуть у Иисуса, когда проводите время в общении с Ним?
Молитва:
Воздайте хвалу Богу за то, что благодаря смерти и воскресению Иисуса наши грехи могут быть прощены. Отрывок из 1 Ин 1, 9 дает нам уверенность в том, что, если мы исповедуем грехи наши, то Он… простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды.
Просите Бога помочь вам забыть обо всех ваших недостатках и даровать вам веру и храбрость, чтобы следовать за Иисусом и говорить другим людям о Нем.
Созерцание:
Созерцайте чистейшую Божью святость. Присоединитесь к серафимам в провозглашении Божьей святости и славы.
 
14 февраля
Шестое Рядовое Воскресенье
ВЕРНЫЕ ПРИОРИТЕТЫ
Лк 6, 17. 20-26
Другие чтения: Иер 17, 5-8; Пс 1, 1-4. 6; 1 Кор 15, 12. 16-20
 
Евангелие:
В Евангелии Матфей и Лука перечисляют этические правила, которым нас учит Иисус. Но между этими двумя отрывками из Евангелия есть некоторое различие. Матфей раскрывает нам учение Иисуса как «настоящее счастье» в девяти утверждениях – заповедях Блаженства (Мф 5, 3-12). Лука же для того, чтобы обратить наше внимание, использует другой метод, применяя технику контраста. Он сокращает количество ситуаций, которые, как учил Иисус, приносят благословение, с девяти до четырех.
А сейчас о самом сердце учения Иисуса. Иисус говорит нам, что четыре ситуации – бедность, голод, рыдания и отверженность во имя Его – становятся источником благословения. Он дает нам абсолютно новую перспективу жизни и предлагает надежду и утешение каждому человеку, оказавшемуся в такой ситуации. Наша человеческая сущность склонна к тому, чтобы стараться избегать подобных положений, но Иисус предупреждает нас, что существуют их противоположности – богатство, чревоугодие, злорадство и так называемая «хорошая» репутация, которые могут привести к разрушению личности.
Возможно, истина написана слишком ясно, так что мы ее не видим. Четыре трудные ситуации могут привести нас к полной зависимости от Бога, когда мы полностью сосредоточены на Нем и когда Он становится центром нашей жизни. В пору изобилия так легко возомнить себя самого и свое имение источником счастья вместо того, чтобы склониться в признательности к Богу и жить в угождении Ему. Иисус видит и знает нечто другое, Он желает, чтобы мы ухватились за Бога, поскольку только в Нем гарантия нашего счастья и безопасности.
Размышление:
Что вы думаете о словах Иисуса из прочитанного Евангелия от Луки? Что вас больше всего поразило?
Поразмышляйте над стихом Мф 6, 33: «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его…» Как мы можем быть уверены в том, что наше поведение, наши самые высокие приоритеты всегда направлены на служение Богу и способствуют осуществлению того, что велит нам Господь?
Подумайте об образе дерева, посаженного при потоках вод в Иер 15 и Пс 1. Как вы можете пустить глубокие корни в Господе Боге нашем?
Молитва:
Помолитесь словами из ответного стиха: «Блажен человек, который на Господа возлагает надежду свою…» (Пс 39, 5). Попросите Святого Духа постепенно открывать вам те сферы вашей жизни, в которых вам нужно еще более возложить надежду на Бога или изменить ваши приоритеты.
Заведите дневник, в котором будете записывать свои молитвы, чтобы таким образом наблюдать постепенный рост вашего доверия Богу. Каждый день кратко записывайте молитвы. Затем в конце недели потратьте несколько минут для добавления комментариев к каждой молитве, на которую вы получили ответ. Так наглядно мы можем увидеть реальное возрастание в вере и доверии Богу.
Созерцание:
Поразмышляйте над примером, который подает нам Иисус. Он преданно слушает Своего Отца и следует Его велениям, Его замыслу.
Вспомните, как в Библии Бог являл людям Свою верность. А теперь подумайте о том, сколько раз Бог являл Свою верность лично Вам.
 
21 февраля
Первое воскресенье Поста
ПРЕОДОЛЕНИЕ ИСКУШЕНИЯ
Лк 4, 1-13
Другие чтения: Втор 26, 4-10; Пс 90, 1-2. 10-15; Рим 10, 8-13
 
Евангелие:
Иисус в Своей Божественной миссии был поведен Духом Святым в пустыню. Там Он оставался сорок дней и все это время постился. Сорок - это особенное число, и в Ветхом Завете оно имеет отношение ко времени подготовки. Оно напоминает нам о Моисее, который сорок дней постился на горе Синай (Исх 34, 28), а также об израильтянах, сорок лет блуждающих по пустыне, прежде чем войти в землю обетованную (Втор 8, 2-3; 29, 5-6).
Мы знаем лишь о трех особых искушениях, но очевидно, что это они не были единственными в жизни Иисуса: дьявол оставил Его «до времени» (стих 13).
Диавол искушает Иисуса применить Свою сверхъестественную силу, чтобы удовлетворить физическую потребность - голод. Иисус же отклоняет это неверное злоупотребление Своей силы. Он сравнивает Себя с нами, ведь нам нужно нечто большее, чем только хлеб насущный. Смысл ясен: мы нуждаемся в «духовной пище» Господа Бога.
Далее дьявол предлагает Иисусу господство над всеми народами, если только Он поклонится лукавому. Иисус и в самом деле пришел на эту землю, чтобы спасти людей от власти дьявола, но не таким образом.
И в третий раз дьявол приступает к Иисусу, предлагая доказать Свою божественную природу и броситься с вершины храма, дабы Бог послал Своих ангелов спасти Его.
В трех искушениях, которым подвергся Иисус, отражена сущность любого искушения вообще: желание отодвинуть Бога в сторону, относиться к Господу как к чему-то второстепенному, излишнему, полагаться только на свои собственные силы, а также исключить Бога из этого мира.
Какими бы коварными ни были уловки дьявола, он не смог обмануть Иисуса, даже когда говорил словами из Писания. Иисус противостоял каждой такой попытке искушения, цитируя в ответ отрывки из Втор 8, 3; 6, 13 и 6, 16. Подлинная интерпретация отрывков из Писания возможна лишь в контексте Священного Писания в целом.
Для Иисуса и для нас суть всех искушений состоит в увлечении на альтернативные пути, отличные от Божьих.
Размышление:
Что помогло Иисусу отвергнуть искушения? Что из того, что мы узнали, может помочь нам справиться с искушениями? Подумайте, какая «духовная пища» поможет вам быть ближе к Богу.
Иисус искренне и преданно исполнял волю Отца, ступая Божьими путями и избегая поступать иначе. Каким образом мы можем попытаться следовать Его примеру?
Поразмышляйте над стихом Евр 4, 15. Чем ободряет нас этот стих?
«Ибо мы имеем не такого первосвященника, который не может сострадать нам в немощах наших, но Который, подобно нам, искушен во всем, кроме греха».
Молитва:
Молитва Господня (Матфея 6:9-13) напоминает нам молиться об искушениях. На этой неделе молитвенно просите Бога избавить вас от того, что вводит вас в искушение.
Для вдохновения вашей молитвы сегодня прочитайте отрывок из 90 Псалма.
Созерцание:
Проведите некоторое время в размышлении о сохранении обетованного нам сокровища в Римлянах 10:9-11:
«Ибо если устами твоими будешь исповедовать Иисуса Господом и сердцем твоим веровать, что Бог воскресил Его из мертвых, то спасешься.» (стих 9)
« …всякий, верующий в него, не постыдится.» (стих 11)
 
28 февраля
Второе Воскресенье Поста
ИЗБРАННЫЙ БОГОМ
Луки 9:28-36
Другие Чтения: Бытие 15:5-12, 17-18; Псалом 26:1, 7-9, 13-14; Филиппийцам 3:17-4:1
 
Евангелие:
Иисус избрал только трех первых Своих учеников – Петра, Иоанна и Иакова – чтобы взойти с Ним на гору и помолиться. Мы не знаем, как долго Иисус молился, но ученики заснули. Пробудились они только в самом конце этого знаменательного события, и увидели, что одежды Иисуса соделались ослепительно белыми, при этом Он беседовал с Моисеем и Илией.
Появление Моисея и Илии само по себе значительно, поскольку Моисей выводил Божьих людей из Египетского рабства, а возвращения пророка Илии до прихода Мессии ожидали многие иудеи. Они говорили с Иисусом о том, что вскоре Он исполнит Божью волю через Свою смерть (или «исход», как буквально здесь пишет Лука) в Иерусалиме. Божий план спасения человечества, принеся истинное и вечное избавление, был исполнен в Иисусе.
Эта встреча должна была укрепить Иисуса для предстоящих суровых дней испытания, наивысшей точкой которых явилась Его смерть на кресте. Лука не дает никаких комментариев по этому поводу. Однако ясно то, что при этом присутствует Бог в облаке, скрывающем Его славу. Как и во время крещения Иисуса, Бог говорит. Он подтверждает, что Иисус есть Его Сын возлюбленный. И в то же время Бог дает ученикам повеление: «Его слушайте».
Произошедшее событие, в окружении уже свершившихся чудес и подкрепленное Его учением, было дано ученикам, как проблеск к пониманию того, Кем был Иисус. Но им еще предстояло проделать дальнейший путь вместе с Господом. Им было нужно встретиться с Ним после воскресения, чтобы на самом деле понять, Кем Он был, и в чем состояла Его миссия на земле.
Размышление:
Представьте себе, что вы как один из учеников Иисуса стали свидетелем этого события. Какие бы чувства вы испытывали? Что бы вы узнали?
Для какой цели был избран Иисус? Каким образом Его смерть в Иерусалиме исполняет Божью волю?
Как мы можем следовать повелению Бога ученикам «Его слушать»?
Поделитесь вашим молитвенным опытом? Вам легче слушать Бога или делиться с Ним своими чаяниями?
Молитва:
Поблагодарите Бога за слова сегодняшнего ответного Псалма:
«Господь – свет мой и спасение мое: кого мне бояться?»
На этой неделе каждый день благодарите Господа за то, что Он ведет вас и хранит. Попросите Его содействовать тому, чтобы ваша признательность Ему за  ваше спасение становилась все глубже и искренней.
Попросите Святого Духа вывести вас из темноты, и так изменить вашу жизнь, чтобы окружающие вас люди увидели, что в вашей жизни есть что-то особенное. Попросите Бога помочь вам, чтобы люди видели в вас отражение Христа.
Созерцание:
Проведите время в созерцании славы преображения Иисуса.
Апостол Павел дает нам христианам потрясающее обещание: «Уничиженное тело наше преобразит так, что оно будет сообразно славному Телу Его…» (Филиппийцам 3:21).
Поразмышляйте о том, что означают слова: «Наше жительство – на небесах» (Филиппийцам 3:20).
 
7 Марта     
Третье воскресенье Великого поста
СОКРУШАТЬСЯ И ВЕРИТЬ
Лк 13, 1-9
Другие чтения: Исх 3, 1-8. 13-15; Пс 102, 1-4. 6-8. 11; 1 Кор 10, 1-6. 10-12
 
Евангелие:
Лука показывает нам Иисуса, который на примере произошедших текущих событий дает нам важные духовные уроки. Эти два события весьма отличаются друг от друга: одно является политическим, другое же – трагическим стечением обстоятельств, но в обоих случаях погибло много людей.
В первом случае, Пилат жестоко убивает Галилеян прямо во время жертвоприношения Богу. Их жизни были внезапно оборваны в тот самый момент, когда они совершали самое священное религиозное действие в святом месте, в храме.
Мы не знаем, почему Пилат решил убить людей именно в храме. Люди думали, что эти Галилеяне были и в самом деле настолько плохими, что были убиты таким образом. Они полагали, что Богу не была угодна их жертва, и потому Он позволил свершиться этому кощунству.
Затем Иисус размышляет о втором событии, которое на сей раз, было чисто несчастным случаем, когда башня обрушилась и погребла под своими обломками восемнадцать человек.
Иисус ясно говорит, что в обоих происшествиях погибшие люди были не хуже Его слушателей или кого-либо еще. Он настаивает на том, что мы все должны покаяться и отвернуться от грехов, иначе мы все будем осуждены и наказаны Богом.
Далее Иисус развивает Свое учение, рассказывая притчу о бесплодной смоковнице. Три года дерево не приносило плодов и его уже собирались срубить. Но виноградарь просил оставить ее еще на один год, чтобы окружить его особым вниманием и помочь дереву стать плодоносным. Но если после всей этой заботы оно останется бесплодным, его срубят.
Иисус предостерегает Своих слушателей, чтобы они не походили на эту смоковницу. Измененные жизни приносят плод Царства Божьего, и Его учение – это возможность взглянуть на собственную жизнь, раскаяться и обратиться к Богу. 
Размышление:
Что в этом отрывке говорится о почитании себя лучше других? Чей пример является для нас единственно важным в этой жизни?
Видите ли вы связь между Иисусом и виноградарем, умоляющем дать еще один шанс, чтобы позаботиться о смоковнице и спасти ее от уничтожения?
Кого в этой притче представляет смоковница?
Подумайте, что в отрывке говорится о Божьем характере – Его терпении, милосердии, святости.
Молитва:
Воспользуйтесь стихами 102 Псалма во время вашего общения и молитвы Богу. Вспомните о Его любви, милосердии и доброте. Поклонитесь Божьей святости. Поблагодарите Его за то, что Он прощает наши грехи, хотя мы этого не заслуживаем.
Спросите Господа, как сделать вашу жизнь более плодоносной для Него.
Созерцание:
Смерть Иисуса на кресте отворила нам дверь в присутствие Божие. (Евр 4, 14-16). Теперь мы можем в любое время подойти к Божьему трону. Какое-то время посидите или преклоните колени перед Божьим присутствием и поразмышляйте о Его святости.
 
14 марта
Четвертое воскресенье Великого поста
ПОТЕРЯННЫЙ И НАЙДЕННЫЙ
Лк 15, 1-3. 11-32
Другие чтения: Нав 5, 9-12; Пс 32, 2-7; 2 Кор 5, 17-21
 
Евангелие:
Эта притча – одна из наиболее известных иллюстраций Божьей любви и милосердия. Она показывает нам, что любовь Иисуса к грешникам начинается в любви Бога Отца.
История развивается от расточения младшим сыном наследства, далее следуют унижение и покаяние, и доходит до принятия им решения рискнуть вернуться домой.
Отец встречает своего сына с распростертыми объятиями и устраивает в его честь праздник, но старший брат возмущен безмерным щедрым прощением отца.
Размышление:
Напишите список проблем, с которыми столкнулись оба сына.
На какого сына вы похожи? Что в этом отрывке говорится вам лично?
Что мы узнаем из поступка отца?
Молитва:
Молитвенно прочтите 2 Кор 5, 17-21.  Спросите Святого Духа, о чем вам молиться, и следуйте Его ведению.
Созерцание:
Поразмышляйте о великой любви отца к обоим сыновьям. Подумайте о Божьей любви и бесконечном милосердии к вам.
 
21 Марта 
Пятое воскресенье Великого поста
УРОК МИЛОСЕРДИЯ
Ин 8, 1-11
Другие чтения: Ис 43, 16-21; Пс 125; Флп 3, 8-14
 
Евангелие:
На этой неделе мы прочли еще один пример прощения и милосердия Иисуса. Женщина была поймана на прелюбодеянии. Фарисеи, зная о сострадании Иисуса к грешникам, попытались использовать эту возможность, чтобы уличить Его.
Представим себе такую картину: Иисус учит в храме – самом святом для иудеев месте, которое Иисус называл «домом Отца»; вокруг столпились люди, внимая Его словам.
И вот, группа фарисеев и учителей Закона приходит и выводит перед Иисусом и другими людьми женщину, обвиняемую в прелюбодеянии, и по закону Моисея она должна быть предана смерти через побитие камнями (Втор 22, 22-24). И тут возникает вопрос: «Ты что скажешь?» Казалось, что они пытаются обвинить только женщину, но на самом деле они ищут случая обвинить Самого Иисуса.
При этом не упоминается ни человек, с которым она совершила прелюбодеяние, ни ее муж. Атмосфера накалилась до предела. Это буквально вопрос жизни и смерти. Взгляды людей устремлены уже не на женщину, чья жизнь в этот момент лежит на чаше весов, а на Иисуса. Что Он скажет?
Иисус же, наклонившись низко, писал на земле. Что Он писал? Почему? Возможно, Иисус хотел отвлечь их от испуганной женщины, а может быть, Он размышлял над ответом. Иоанн не дал нам по этому поводу никаких объяснений.
Ответ Иисуса – это настоящий шедевр. Он прекрасно знает о подготовленной для Него ловушке, но безмолвствует в ответ, не противореча учителям Закона и не потворствуя греху. В конечном итоге, женщину оставляют прямо перед Иисусом. И поскольку Он был безгрешен, то мог осуществить назначенное ей наказание, но Он говорит ей, что она может свободно уйти. Иисус, желая дать ей возможность раскаяться, сказал: «впредь не греши».
Размышление:
Сравните отношение к женщине фарисеев и Иисуса. Подумайте об их поведении и мотивах. Чем они отличаются? Пришли ли они к общему решению по каким-нибудь вопросам?
Попробуйте представить себя сначала в роли одного из фарисеев, а потом на месте испуганной женщины. Как могло бы на вас повлиять произошедшее?
Учит ли этот отрывок по-иному относиться к нашему поведению, что он говорит нам об отношении к другим людям?
Молитва:
Поблагодарите Бога за Его благодать и милосердие. Он знает наши слабости, и, согрешив, мы можем прийти к Нему, чтобы быть прощенными и возрожденными. Попросите Бога сделать так, чтобы ваша признательность Ему за все прекрасные и незаслуженные дары стала более глубокой и искренней.
Помолитесь словами из 125 Псалма и возблагодарите за то, что «великое сотворил Господь над нами».
Попросите Святого Духа показать, что в вашем отношении нужно изменить.
Созерцание:
Поразмышляйте об образе воды в Ис 43 и Пс 125. Пусть Бог откроет вам Свои животворящие, обновляющие и очищающие качества.  Теперь свяжите их с Божьим прощением и благодатью в вашей жизни.
 
28 марта
Вербное воскресенье
ПРИВЕТСТВУЙТЕ ЦАРЯ
Лк 19, 28-40
Другие чтения:  Ис 50, 4-7; Пс 23; Пс 46; Флп 2, 6-11
По желанию можно прочитать полностью  чтение Евангелия на сегодня: Луки 22:14 – 23:56
 
Евангелие:
Мы начинаем Святую неделю с триумфального въезда Иисуса в Иерусалим. Какой же это должен быть праздник, раз он наполнен такими символическими образами и глубоким смыслом!
Путь Иисуса начался с Елеонской горы, что само по себе существенно, поскольку она ассоциируется в Священном Писании с приходом Господа (Зах 14, 4).
Евангелист начинает с описания чудесного поиска ослика для Иисуса. И в самом деле ученики находят его точно так, «как Он сказал им» (стих 32). Лука просто дает нам информацию без каких-либо дальнейших комментариев, Матфей же в 21, 5 интерпретирует событие как исполнение пророчества Захарии (Зах 9, 9-10). Пророк провозглашает Царем того, Кто как Спаситель въедет не на лошадях и колесницах, а на простом ослике. В тот момент только Иисус в полной мере понимает, к чему ведут эти последние дни.
Люди постилают свои одежды на дороге пред Иисусом: так в те времена приветствовали царя-победителя или важную персону (4 Цар 9, 13). Люди кричали: «Благословен Царь, грядущий во имя Господне!» (стих 38), словно эхо вторя хору ангелов, возносящих хвалу рождению Иисуса (Луки 2, 13-14).
Фарисеи меньше всего ожидали этого. Они не принимали ни Иисуса, ни Его учения и хотели воспрепятствовать другим следовать за Ним. Для них не было ничего хуже этого шумного приветствия героя. Возможно, они также боялись вмешательства римских солдат, поэтому они попросили Иисуса велеть Его последователям замолчать.
Но ответ Иисуса (стих 40) показывает, что хвала, возносившаяся Ему людьми, была справедлива и своевременна. И в самом деле, это требовалось для такого событя. И если бы люди не исполнили требование Бога, то произошло бы так, что каждый камень Иерусалима возопил бы хвалу Иисусу.
Драматический въезд Иисуса не мог произойти в более худшее для фарисеев время. Иерусалим был наполнен пилигримами, пришедшими праздновать Пасху. (Лк 22, 7). В 21, 10 Матфей рассказывает нам: «И когда вошел Он в Иерусалим, весь город пришел в движение и говорил: кто Сей?»
Размышление:
Смешайтесь с толпой и представьте себя в самой гуще этого события. Для более полного понимания прочитайте отрывки других авторов Евангелия: Матфея 21:1-11, Марка 11:1-11 и Иоанна 12:12-19.
Поразмышляйте о контасте между скромным Иисусом ехавшем на ослике и торжественном приветствии Его как героя. О чем это нам говорит?
Поразмышляйте о чудесах и «великих делах», совершенных Иисусом во время Его служения.
Ученики с верой последовали просьбе Иисуса найти ослика. Чему нас учит такое поведение учеников? Желаете ли вы слушаться Бога, даже если не полностью понимаете почему Он просит вас поступить именно так?
Молитва:
Напишите свой псалом благодарения Иисусу или просто скажите слова благодарности Богу за нашего прекрасного Спасителя. Сегодняшний Псалом может помочь вам начать.
Созерцание:
В благоговении размышляйте о смирении Иисуса, так выразительно описанного в Филиппийцам 2:6-11 и поклононяйтесь Ему провозглашая «Иисуса Христа Господом в славе Бога Отца».
 
Материал Организации
Объединенных Библейских Обществ (UBS)
Перевод Светланы Семеновой
Епархия в Алматы
Экуменический вечер
 
Неделя экуменизма с 18 по 25 января 2010 года в Епархии Пресвятой Троицы г. Алматы по традиции увенчалась встречей с представителями разных христианских конфессий.
20 января в Кафедральном Соборе зазвучал колокольчик и к алтарю вышли епископ Генрих Феофил Хованец, отец Богумил Беднарски, пастор Пресвитерианской Церкви Виктор Бовадулин и пастор Лютеранской Церкви Александр Бурцев. После чтения Евангелия Виктор Бовадулин, который помимо служения в церкви является также директором Библейского Общества Казахстана, с открытым сердцем, полным любви к Господу проповедовал на тему «Библия сегодня». Выразив надежду, чтобы во всех уголках Казахстана звучало Слово Божие и каждый житель нашей страны имел Библию, гость порадовался за прекрасную возможность быть членом одной большой христианской семьи – всеобщей Церкви, и, поблагодарив за приглашение на прекрасную встречу, вознес славу и честь Господу нашему Иисусу Христу в молитве о единении всех христиан. После намерения о трагических событиях на Гаити все присутствующие объединились в молитве, дарованной нам Господом «Отче наш».
В молитвенной встрече также принимал участие пастор литовской лютеранской Церкви Саулюс Йозайтис.
Завершился экуменический вечер совместным ужином в монастыре гостеприимных братьев Францисканцев.
 
О. Богумил Беднарски