ГЛАВНАЯ
СТАТЬИ
НОВОСТИ
ГАЗЕТА
ПРИХОДЫ
О НАС


Крест и Воскресение











«Перед праздником Пасхи Иисус, зная, что пришел час Его перейти от мира сего к Отцу, явил делом, что, возлюбив Своих сущих в мире, до конца возлюбил их» (Ин 13, 1). Так Евангелие от Иоанна начинает свое повествование о Страстях – кульминации жизни, отданной роду человеческому в служении и любви и в полном послушании Отцу вплоть до радикального самопожертвования. «Совершилось» (Ин 19, 30) – эти слова Иисуса на кресте звучат как печать жертвы, не знающей никаких оговорок. Некоторые рукописи Вульгаты добавляли слово «все» для большей ясности: «Все совершилось!» – в том смысле, что спасительный замысел, открытый в Писании и запущенный в воплощении, совершился на кресте в высшем акте любви.

 

* * *

 

Созерцание Иисуса на кресте раскрывает полный смысл Его слов: «Чтобы мир знал, что Я люблю Отца и, как заповедал Мне Отец, так и творю» (Ин 14, 31). Драматическое завершение жизни в послушании Отцу среди людей – самый яркий пример откровения Божьей любви к Сыну и к нам. Вот любовь без остатка, которая не ждет иного ответа, кроме принятия. Послание к Титу гласит: «Он дал Себя за нас» (Тит 2, 14; ср. Гал 1, 4; 1 Тим 2, 6). Павел уточняет: «Сын Божий, возлюбивший меня и предавший Себя за меня» (Гал 2, 20). И нет большей любви, чем отдать свою жизнь за всех (ср. Рим 5, 7-10; 1 Ин 4, 10). Так спасительная миссия Иисуса исполняется ради избавления «своих» (Ин 13, 1), то есть учеников, но эта реальность охватывает все человечество, и лишь наш собственный отказ может исключить нас из нее. Действительно, в самой природе любви заложено то, что она не навязывается.

Послание к Римлянам проясняет глубину дара Господа: Его любовь, явленная на кресте – это основа нашей надежды. «Но Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками… Ибо если, будучи врагами, мы примирились с Богом смертью Сына Его, то тем более, примирившись, спасемся жизнью Его» (Рим 5, 8-10). Позже апостол возвращается к этой теме, размышляя о Страшном суде. Господь Иисус пришел не для того, чтобы осуждать или судить нас, а «умер, но и воскрес: Он и одесную Бога, Он и ходатайствует за нас». Итак: «Кто отлучит нас от любви Божией… Ибо я уверен, что ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем» (Рим 8, 35-39).

 

* * *

 

«Христос Иисус умер, но и воскрес» (Рим 8, 34) – Павел напрямую связывает смерть Господа с воскресением. И это не какая-то несущественная деталь, так как воскресение полностью искупает уничижение Креста.

Ведь кем был бы для нас в итоге Иисус, если бы Евангелия заканчивались смертью и погребением распятого? Это был бы яркий пример солидарности, мужественно воплощенной в жизнь и приведшей к печальной утрате, как это обычно и бывает. Это была бы жизнь пророка, подобная жизням великих пророков Израиля, как и жизням филантропов и великих личностей нашего времени, посвящавших себя другим с отвагой и абсолютной самоотдачей. Что же тогда добавляет весть о воскресении к образу Иисуса, а значит и к личности множества других, сознательно или нет живших так же, как Он?

Воскресением Иисуса Отец возвещает, что жизнь Христа, проведенная в полном самопожертвовании, вопреки кажущейся неудаче (кресту), отмечена знамением победы: жизнь, отданная другим до конца, и смерть ради того, чтобы жить в солидарности с братьями и сестрами – это не конец всего, а семя новой жизни, искупленной жизни, пророчество, которое Христос возвестил Своей собственной плотью и Своей историей. Притча о пшеничном зерне объясняет это так: «Истинно, истинно говорю вам: если пшеничное зерно, пав в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода. Любящий душу свою погубит ее; а ненавидящий душу свою в мире сем сохранит ее в жизнь вечную» (Ин 12, 24-25). И действительно, жизнь – это любовь, растущая и развивающаяся в самопожертвовании и тем самым приносящая плод новой жизни.

 

* * *

 

В этом свете становятся понятны слова Павла: «Если Христос не воскрес, то… тщетна и вера ваша» (ср. 1 Кор 15, 14). Каждый из нас слышит весть воскресшего Христа: что это может значить для нашей жизни?

Нет таких слов, которые могли бы до конца выразить суть столь великой реальности: ее нужно искать, пережить, любить всю свою жизнь и найти в личной встрече с тайной Христовой.

У каждого из нас есть опыт неудач и смерти, ставший нашим собственным опытом и приобретенный нами по-разному и в разное время: неуверенность в завтрашнем дне, слабость, одиночество, непонимание, неудачи, болезни, страхи и страдания. Сегодня во время коронавируса мы особенным образом испытываем уничижение от силы зла: людей поражает мрачная болезнь, которая неумолимо прогрессирует, не знает границ и препятствий, преодолевает стены и колючую проволоку, кажется всемогущей и способной проникнуть без различия во все части мира. Каждый из нас начинает глубоко осознавать собственную уязвимость, бессилие – обескураживающая и пугающая нас истина.

Воскресший Христос идет нам навстречу в каждой такой ситуации: не только, и не столько для того, чтобы возвестить нам радость более полной будущей жизни, сколько чтобы сказать нам, что, если мы мужественно принимаем тяготы жизни, остаемся открытыми любви и солидарности, то это уже знак победы. Несмотря на все возможные неудачи, жизнь, восходящая во Христе уже сейчас, в повседневной жизни, является радостной вестью о том, что Отец любит нас и спасает во Христе: Бог не раскаялся в том, что сотворил нас.

 

* * *

 

Так что притча из Евангелия от Иоанна о Пастыре позволяет нам понять и испытать явление любви Божьей: «Я есмь пастырь добрый: пастырь добрый полагает жизнь свою за овец. А наемник, не пастырь, которому овцы не свои, видит приходящего волка, и оставляет овец, и бежит; и волк расхищает овец, и разгоняет их…, потому что наемник, и нерадит об овцах. Я есмь пастырь добрый; и знаю Моих, и Мои знают Меня. Как Отец знает Меня, так и Я знаю Отца; и жизнь Мою полагаю за овец… Потому любит Меня Отец, что Я отдаю жизнь Мою, чтобы опять принять ее. Никто не отнимает ее у Меня, но Я Сам отдаю ее. Имею власть отдать ее и власть имею опять принять ее. Сию заповедь получил Я от Отца Моего» (Ин 10, 11-18).

 

Источник: La Civiltà Cattolica









.