ГЛАВНАЯ
СТАТЬИ
НОВОСТИ
ГАЗЕТА
ПРИХОДЫ
О НАС


CHRISTUS VIVIT - 9 глава






ГЛАВА ДЕВЯТАЯ

Распознавание

 

 

 

278. О распознавании в целом я уже говорил в Апостольском увещевании «Gaudete et exsultate». Позвольте мне воспользоваться некоторыми из этих размышлений, применяя их к распознаванию своего призвания в мире.

 

279. Я напоминаю, что «все люди, а особенно молодежь, подвержены заппингу (переключению каналов). Стало возможным пользоваться одновременно двумя или тремя электронными устройствами, общаясь с другими в одно и то же время в разных виртуальных средах. Без мудрости распознавания мы легко можем стать марионетками, увлекаемыми мимолетными тенденциями» [152]. И это «оказывается особенно важным, когда в нашей жизни появляется какая-то новизна, и мы должны выяснить, является ли она новым вином от Бога или же обманчивой новизной от мирского духа или духа дьявола» [153].

 

280. Это распознавание, хотя «и включает в себя разум и здравомыслие, но превосходит их, поскольку речь идет о смутном различении тайны единственного и неповторимого плана, который Бог имеет для каждого из нас […]. На кону стоит смысл моей жизни пред Отцом, Который меня знает и любит, ее подлинный смысл, о котором никто не знает лучше Него» [154].

 

281. В этой связи важно отметить воспитание совести, которое позволяет распознаванию становиться более глубоким и возрастать в верности Богу: «Воспитание совести – это путь, продолжающийся всю жизнь, во время которого человек учится питать в себе чувства, присущие Иисусу Христу, принимая Его критерии принятия решений и намерения Его действий (ср.: Флп 2, 5)» [155].

 

282. Это воспитание совести подразумевает позволение Христу преображать себя, и одновременно «взятие в привычку совершения добра и его отслеживание во время испытания совести, упражнения, которое касается не только выявления грехов, но также и осознания Божьих дел в нашем повседневном жизненном опыте, в событиях истории и культур, частью которых мы являемся, в свидетельстве стольких мужчин и женщин, которые предшествовали нам или же сопровождали нас своей мудростью. Всё это помогает расти в добродетели благоразумия, определяя общее направление своей жизни конкретными решениями и спокойно осознавая собственные дары и ограничения» [156].

 

 

 

Как распознать свое призвание

 

283. Выражение распознавания – стремление узнать свое призвание. Эта задача требует пространства тишины и одиночества, поскольку речь идет об очень личном решении, которое другие не могут принять вместо нас: «Хотя Господь обращается к нам очень разными способами: в нашей работе и через других людей, и в любое время, нельзя отказываться от тишины основательной молитвы, чтобы лучше воспринять Его язык и истолковать реальное значение вдохновений, которые, по нашему мнению, мы получили, чтобы унять тревоги и восстановить полноту собственной жизни в Божьем свете» [157].

 

284. Эта тишина не форма изоляции, потому что «следует помнить, что молитвенное распознавание должно исходить из готовности слушать Господа, других и саму реальность, которая всегда по-новому бросает нам вызов. Только тот, кто готов слушать, свободен отказаться от собственной частичной или неполной точки зрения […]. Так он становится действительно готовым к тому, чтобы принять такой вызов, который разрушает его чувство стабильности, но ведет к лучшей жизни, поэтому недостаточно, чтобы всё шло хорошо и спокойно. Бог может предлагать нечто большее, но в нашей удобной невнимательности мы не распознаём этого» [158].

 

285. Когда речь идет о распознании своего призвания необходимо задавать себе разные вопросы. Не нужно начинать с вопросов о том, где можно заработать больше денег, или обрести больше славы и общественного престижа. Также не следует начинать с вопроса о том, какие дела были нам наиболее приятны. Чтобы не ошибиться, нужно начать с другого места и спросить себя: Знаю ли я самого себя, независимо от того, каким я кажусь, и что чувствую? Знаю ли я, что радует или огорчает мое сердце? Каковы мои сильные и слабые стороны? Сразу же возникнут другие вопросы: Как я могу лучше послужить и быть более полезным для мира и Церкви? Каково мое место на этой земле? Что я мог бы предложить обществу? Затем следуют другие, очень реалистичные вопросы: Обладаю ли я необходимыми способностями, чтобы осуществлять это служение? И мог бы я приобрести и развить их?

 

286. Эти вопросы нужно задавать не столько по отношению к себе и своим склонностям, сколько по отношению к другим, чтобы наше распознавание помогало нам планировать свою жизнь в ее связи с другими. Поэтому я хочу напомнить о самом важном вопросе: «Очень часто в своей жизни мы теряем время, спрашивая себя: „Кто я?”. Вы также можете спрашивать себя, кто вы, проводя всю жизнь в поисках ответа. Но спросите себя: „Для кого я живу?”» [159]. Несомненно, для Бога. Но Он восхотел, чтобы вы также жили и для других, и поэтому наделил вас множеством качеств, склонностей, даров и харизм, которые предназначены не для вас, а для других.

 

 

 

Зов Друга

 

287. Чтобы распознать свое призвание, нужно осознать, что это призвание – это зов Друга, Иисуса. Если друзьям что-то дарят, то дарят самое лучшее. И это лучшее необязательно самое дорогое или труднодостижимое, но то, о чём мы знаем, что оно порадует другого. Друг ощущает это столь ясно, что может представить улыбку своего друга, когда тот откроет его подарок. Именно такое дружеское распознавание я предлагаю молодым людям, как образец, если они стремятся понять: какова воля Бога в их жизни.

 

288. Я хочу, чтобы вы знали, что, когда Господь думает о каждом из вас, о том, что Он хотел бы подарить вам, Он думает о вас, как о Своем друге. И если Он планирует одарить вас благодатью, харизмой, которая заставит вас жить полной жизнью и преобразит вас в полезного для других человека, то это, наверняка, вас обрадует до глубины души и воодушевит больше, чем что бы то ни было в этом мире. Не потому, что то, что Он собирается дать вам – это какая-то редкая или экстраординарная харизма, а потому, что она идеально подойдет ко всей вашей жизни.

 

289. Дар призвания, несомненно, будет требовательным даром. Божьи дары интерактивны, и чтобы пользоваться ими нужно многое поставить на кон, нужно рисковать. Однако их требования – это не обязанность, налагаемая кем-то со стороны, а нечто такое, что будет стимулировать вас расти и делать выбор, чтобы этот дар зрел и становился даром для других. Когда Господь пробуждает призвание, Он думает не только о том, кто вы есть, но и обо всём, чем вы можете стать вместе с Ним и другими.

 

290. Жизненная сила и сила собственной личности взаимно подпитывают друг друга внутри каждого молодого человека и подталкивают его преодолевать любые ограничения. Неопытность позволяет этому происходить, хотя очень скоро она становится опытом, и очень часто болезненным. Важно соединить это стремление к «бесконечности неиспытанного начала» [160] с безусловной дружбой, которую нам предлагает Иисус. Перед каждым законом и долгом Иисус предлагает нам возможность следовать за ним, как это делают друзья, которые следуют друг за другом, ищут друг друга и встречаются по чистой дружбе. Всё остальное приходит позже, и даже жизненные неудачи могут стать бесценным опытом этой дружбы, которая никогда не разрушается.

 

 

 

Слушание и сопровождение

 

291. Есть священники, монашествующие, миряне, специалисты и даже просто квалифицированные молодые люди, способные сопровождать других при распознавании ими своего призвания. Когда нам доводится помогать другому распознавать путь его жизни, самое главное это слушать. И это слушание включает в себя три вида восприимчивости или внимания, различных, но дополняющих друг друга:

 

292. Первый вид восприимчивости или внимания, это внимание к человеку. Речь идет о том, чтобы слушать другого, который делится в своих словах собственным «Я». Знак этой готовности слушать – время, которое мы уделяем другому. И дело не в количестве, а в том, чтобы другой человек почувствовал, что мое время – это его время, время, которое ему нужно, чтобы поделиться со мной тем, чем он хочет. Он должен почувствовать, что я слушаю его безусловно, без усталости, не обижаясь и не возмущаясь. Именно так слушает Господь, когда отправляется в путь вместе с учениками, идущими в Эммаус, и долгое время сопровождает их на этом пути, в противоположную от правильной сторону (ср.: Лк 24, 13-35). Когда же ученики доходят до своего дома, Иисус показывает им Свое намерение идти дальше, и они осознают, что Он подарил им Свое время, и тогда они дарят Ему свое, предлагая ночлег. Такое внимательное и бескорыстное слушание показывает ценность, которую другой человек имеет для нас, независимо от своих представлений и жизненного выбора.

 

293. Второй вид восприимчивости – это распознающее внимание. Речь идет о том, чтобы четко улавливать и распознавать момент благодати или искушения, потому что порой наше воображение посещают мысли, которые лишь искушают, уводят нас с истинного пути. Здесь мы должны спросить себя, что именно этот человек говорит мне, что он хочет сказать мне, что он хочет, чтобы я понял относительно того, что с ним происходит. Такие вопросы помогают понять связь причин, которые движут этим человеком и ощутить их вес и ритм его чувств, на которые влияет эта логика. Такое слушание направлено на распознание спасительных слов доброго Духа, который предлагает нам истину Господню, а также на распознание ловушек злого духа: его фальши и искушений. Нужно обладать смелостью, теплотой и тактом, чтобы помочь другому отличить правду от обмана или оправданий.

 

294. Третий вид восприимчивости или внимания, заключается в том, чтобы слушать импульсы, которые побуждают человека двигаться «вперед». Это слушание с глубоким вниманием к тому, «к чему по-настоящему стремится другой». Независимо от того, что он чувствует и думает в настоящем, а также того, что он сделал в прошлом, такое внимание направлено на то, кем он хотел бы стать. Иногда это подразумевает, что человек смотрит не столько на то, что ему нравится, не столько на свои поверхностные желания, сколько на то, что более приятно для Господа, на Его план на его жизнь, который выражается в склонностях сердца, за пределами оболочки вкусов и чувств. Такое слушание – это внимание к конечному намерению, которое в итоге и определяет жизнь, поскольку существует Некто такой, как Иисус, Кто понимает и ценит это конечное намерение сердца. Поэтому Он всегда готов помочь каждому распознать его и для этого достаточно, чтобы кто-то сказал: «Господи, спаси меня! Помилуй меня!».

 

295. В этом случае распознавание действительно становится орудием борьбы за то, чтобы лучше следовать за Господом [161]. Так желание распознать свое призвание приобретает наивысшую силу, иное качество и более высокий уровень, который гораздо лучше соответствует достоинству самой жизни. Потому что, в конечном счете, хорошее распознавание – это путь свободы, который заставляет проявиться тому уникальному, что есть в каждом человеке, тому индивидуальному и настолько личному, о чём знает только Бог. Остальные не могут ни полностью понять, ни предвидеть со стороны, как оно будет развиваться.

 

296. Поэтому, когда кто-то слушает другого таким образом, в какой-то момент он должен исчезнуть, чтобы позволить тому следовать тем путем, который он открыл. Это исчезновение подобно сокрытию Господа от взгляда Своих учеников, при котором Он оставил их наедине с пылом их сердец, который стал непреодолимым импульсом, побудившим их отправиться в путь (ср.: Лк 24, 31-33). По возвращении в общину эмаусские ученики получат подтверждение того, что Господь действительно воскрес (ср.: Лк 24, 34).

 

297. Поскольку «время выше пространства» [162], нужно порождать и сопровождать процессы, а не навязывать пути. И эти процессы касаются людей, которые всегда уникальны и свободны. Вот почему трудно составлять справочники с готовыми рецептами, даже когда все признаки положительны, поскольку «речь идет о необходимости подвергать сами положительные факторы тщательному распознаванию, чтобы они не были изолированы друг от друга и не противоречили друг другу, абсолютизируясь и противостоя друг другу. То же можно сказать и о негативных факторах: не нужно отвергать их разом, без различения, потому что в каждом из них может быть сокрыта некоторая ценность, ожидающая раскрытия и возвращения к полноте своей истины» [163].

 

298. Но для того, чтобы сопровождать других на этом пути вам нужно сначала самим обрести навык его прохождения. Мария сделала это, столкнувшись со Своими вопросами и трудностями, когда была еще очень юной. Пусть же Она обновляет вашу молодость силой Своей молитвы и всегда сопровождает вас Своим материнским присутствием.

 

 

 

* * *

И в заключение… пожелание

 

299. Дорогие молодые люди, я буду счастлив видеть, что вы бежите быстрее, чем медлительные и боязливые. Бегите, «влекомые этим столь любимым Ликом, Которому мы поклоняемся в Святой Евхаристии и Который узнаём во плоти наших страдающих братьев. Церкви нужен ваш энтузиазм, ваша интуиция и ваша вера. Нам нужно это! Когда же вы доберетесь туда, куда мы еще не доходили, наберитесь терпения, чтобы дождаться нас» [164].

 

Дано в Лорето, у храма Святилища Святой хижины, 25 марта, в Торжество Благовещения Господня, в 2019 году, седьмом моего понтификата.

 

 

Франциск








Источник : http://w2.vatican.va//es/en

Перевод: КРЕДО












.