Папа сел за Римскую Кафедру: Я хочу передать вам то немногое, что у меня есть, и то, кем я являюсь.



















 


В воскресенье 25 мая на церемонии открытия Латеранской кафедры Святейший Отец Лев XIV призвал к обновлению единства, рожденного молитвой и слушанием. Он призвал Римскую епархию отправиться в мужественный синодальный путь, способный воспринимать вызовы мира и отвечать на них с материнской нежностью Церкви.



ПРОПОВЕДЬ СВЯТОГО ОТЦА ЛЬВА XIV
 
Базилика Святого Иоанна Латеранского
VI воскресенье Пасхи, 25 мая 2025 г.

 



Сердечно приветствую присутствующих кардиналов, в особенности Кардинала Викария, вспомогательных епископов и всех епископов, дорогих священников — настоятелей, викариев и всех, кто по-разному сотрудничает в пастырской деятельности наших общин; также диаконов, монашествующих, сестёр-монахинь, власти и всех вас, дорогие верующие.

 

Римская Церковь является наследницей великой истории, укоренённой в свидетельстве Петра, Павла и бесчисленных мучеников. Она имеет особую миссию, хорошо выраженная в надписи на фасаде этой кафедры: быть Mater omnium Ecclesiarum — Матерью всех Церквей.

 

Папа Франциск часто призывал нас к размышлению о материнском измерении Церкви (ср. Апостольское послание Evangelii gaudium, 46-49, 139-141; Катехеза от 13 января 2016 года), а также о тех чертах, которые ей свойственны: нежности, готовности к самопожертвованию и умении слушать, что позволяет не только оказывать помощь, но зачастую предотвращать нужды и ожидания ещё до того, как они будут выражены. Мы желаем, чтобы эти черты возрастали повсеместно среди Народа Божьего, в том числе и здесь, в нашей большой епархиальной семье — среди верующих, пастырей, а прежде всего во мне самом. В размышлении над ними нам могут помочь чтения, которые мы только что слушали.

В Деяниях Апостолов (ср. 15,1–2; 22-29) речь идёт особенно о том, как первая община в проповеди Евангелия столкнулась с вызовом открыться языческому миру. Этот процесс был нелёгким: он требовал много терпения и взаимного слушания; происходило это прежде всего внутри общины в Антиохии, где братья, беседуя — а порой и споря — пришли к общему определению этого вопроса. Затем Павел и Варнава отправились в Иерусалим. Они не принимали решения самостоятельно: стремились к единству с Матерью-Церковью и шли к этому со смирением.

Там они встретили Петра и Апостолов, которые их выслушали. Так начался диалог, который в итоге привёл к справедливому решению: учитывая трудности новообращённых, было решено не накладывать на них чрезмерных обязательств, а ограничиться только необходимым (ср. Деян. 15,28–29). Таким образом, то, что могло показаться проблемой, стало возможностью для размышлений и роста для всех.

 

Однако библейский текст говорит нам больше, выходя за рамки богатой и интересной человеческой динамики этого события.

Это проявляется в словах, которые братья из Иерусалима направляют в письме братьям из Антиохии, информируя их о принятых решениях. Они пишут: «Ибо решение приняли Дух Святой, и мы» (ср. Деян. 15, 28). Таким образом, они подчёркивают, что в этом деле самое важное было услышать голос Бога, который позволил всему остальному состояться. Это напоминает нам, что общину строят прежде всего «на коленях», в молитве и непрестанном стремлении к покаянию. Только с таким настроем каждый может услышать в себе голос Духа, который взывает: «Авва! Отче!» (Гал. 4, 6), а значит — слушать и понимать других как братьев.

 

Евангелие также подтверждает это послание (ср. Ин. 14, 23–29), говоря нам, что в жизненных выборах мы не одни. Дух поддерживает нас и указывает путь, по которому нужно идти, «учит» нас и «напоминает» нам всё то, что сказал нам Иисус (ср. Ин. 14, 26).

 

Прежде всего, Дух учит нас словам Господа, запечатлевая их глубоко в нас, согласно библейскому образу закона, который уже не начертан на каменных скрижалях, но написан в наших сердцах (ср. Иер. 31, 33). Это дар, который помогает нам расти, вплоть до того, чтобы сделать нас «письмом Христовым» (ср. 2 Кор. 3, 3) друг для друга. И так оно и есть: чем больше мы способны провозглашать Евангелие, тем больше мы позволяем ему покорять и преображать нас, позволяя силе Святого Духа очищать нашу внутренность, делать наши слова простыми, наши желания искренними и прозрачными, а наши поступки великодушными.

И здесь появляется второе слово: «помнить», то есть вновь обратить внимание сердца на то, что мы пережили и чему научились, чтобы глубже вникнуть в смысл этого опыта и вкусить его красоту.

 

В этом контексте я думаю о непростой дороге, которой в последние годы идёт Римская епархия, выражающейся на разных уровнях слушания: во-первых, по отношению к окружающему миру — чтобы принимать его вызовы, а во-вторых — внутри самих общин, чтобы понимать их нужды и продвигать мудрые и пророческие инициативы евангелизации и милосердия.

Это путь трудный, всё ещё продолжающийся, стремящийся охватить очень богатую, но и очень сложную реальность. Тем не менее, он достоин истории этой Церкви, которая многократно проявляла способность мыслить великодушно и смело, без оговорок вовлекаясь в смелые проекты и принимая вызовы — даже перед лицом новых и требовательных обстоятельств.

Свидетельством этого является большая работа, которую вся епархия именно в эти дни вкладывает в подготовку к Юбилею — принимая паломников, заботясь о них и реализуя бесчисленные другие инициативы. Благодаря этим усилиям город предстает перед прибывающими — порой издалека — как большой, открытый и гостеприимный дом, и прежде всего — как очаг веры.

Со своей стороны, я выражаю желание и беру на себя обязательство войти в этот обширный «строительную площадку», слушая всех — насколько это возможно — чтобы учиться, понимать и вместе принимать решения: «Для вас я — епископ, с вами я — христианин», как сказал святой Августин (ср. Проповедь 340, 1).

Прошу вас о помощи в этом общем усилии молитвы и любви, вспоминая слова святого Льва Великого: «Всё доброе в наших делах совершает Христос. Мы не хвалимся собой, ведь ничего не можем сделать без Него, но — в Нём. Он есть наша сила» (Проповедь 5 в годовщину вступления на кафедру Петра, 4; пер. епископ Казимеж Томчак, Познань, 1957, с. 20).

 

В завершение я хотел бы добавить слова блаженного Иоанна Павла I, который 23 сентября 1978 года — с сияющим и спокойным лицом, за которое его прозвали «Папой улыбки» — обратился к своей новой епархиальной семье следующими словами: «Святой Пий X, — сказал он, — входя в Венецию как патриарх, воскликнул в базилике Святого Марка: “Что бы со мной было, венецианцы, если бы я вас не любил?” Я говорю римлянам нечто подобное: могу вас уверить, что люблю вас, что хочу только служить вам и отдать в ваше распоряжение все мои скромные силы, то немногое, что имею и чем являюсь» (Проповедь при вступлении на Римскую кафедру, 23 сентября 1978 г.).

 

Я тоже выражаю вам всю мою любовь, желая идти с вами по общему пути — разделяя радости и печали, труды и надежды. Я тоже отдаю вам «то, что имею и чем являюсь» и вверяю это заступничеству святых Петра и Павла, а также многих других братьев и сестёр, чья святость озарила историю этой Церкви и пути этого города. Пусть Дева Мария сопровождает нас и заступается за нас.