ВЕРБНОЕ ВОСКРЕСЕНЬЕ - Проповедь Святейшего Отца












СВЯТАЯ МЕССА В ВЕРБНОЕ ВОСКРЕСЕНЬЕ, ИЛИ ВОСКРЕСЕНЬЕ СТРАСТЕЙ ГОСПОДНИХ
 
Проповедь Святейшего Отца Франциска,
зачитанная кардиналом Леонардо Сандри

 

Площадь Святого Петра
Вербное воскресенье, 13 апреля 2025 года

 

«Благословен Царь, грядущий во имя Господне» (Лк 19, 38). Так толпа приветствует Иисуса, когда Он входит в Иерусалим. Мессия проходит через врата святого города, широко распахнутые, чтобы принять Того, Который через несколько дней выйдет через них проклятый и осужденный, обремененный тяжестью креста.

 

Сегодня мы тоже последовали за Иисусом, сначала в торжественной процессии, а затем в мучительном путешествии, начав Страстную неделю, которая готовит нас к празднованию страстей, смерти и воскресения Господа.

Глядя на лица солдат и слёзы женщин, стоящих в толпе, наше внимание привлекает незнакомец, чьё имя внезапно появляется в Евангелии: Симон Киринеянин. Этот человек был остановлен солдатами, которые «возложили на него крест, чтобы нёс за Иисусом» (Лк 23, 26). Он просто возвращался с поля, проходил той дорогой и столкнулся с событием, которое ошеломило его, словно тяжелое дерево на плечах.

Идя по дороге на Голгофу, давайте на мгновение задумаемся над жестом Симона, заглянем в его сердце, пойдём по его следам, рядом с Иисусом.

 

Прежде всего его жест — полный неоднозначности. С одной стороны, Киринеянин вынужден нести крест: он помогает Иисусу не по собственной воле, а по принуждению. Но, с другой стороны, он лично участвует в страдании Господа. Крест Иисуса становится крестом Симона. Однако это не тот Симон, называемый Петром, который обещал всегда следовать за Учителем. Тот Симон исчез в ночь предательства после слов: «Господи! Я с Тобой готов и в темницу, и на смерть идти» (Лк 22, 33). Сейчас за Иисусом идёт не ученик, а этот Киринеянин. А ведь Учитель ясно учил: «Если кто хочет идти за Мной, отвергнись себя, и возьми крест свой каждый день и следуй за Мной» (Лк 9, 23). Симон из Галилеи говорит, но не действует. Симон из Киринеи действует, но не говорит: между ним и Иисусом не происходит никакого диалога, не произносится ни слова. Между ним и Иисусом — только дерево креста.

Чтобы понять, помог ли Киринеянин, или он презрел изнемогающего Иисуса, с Которым должен разделить наказание, и чтобы узнать, несёт ли он крест или просто терпит его, нужно заглянуть в его сердце. В то время как вот-вот откроется пронзённое страданием сердце Бога, являющее Его милосердие, сердце человека остаётся закрытым. Мы не знаем, что происходит в сердце Киринеянина. Поставим себя на его место: что мы чувствуем — гнев или сострадание, печаль или раздражение? Если мы помним о том, что Симон сделал для Иисуса, вспомним и то, что Иисус сделал для Симона — так же, как и для меня, для тебя, для каждого из нас — Он искупил мир. Деревянный крест, который нёс Киринеянин, — это крест Христа, несущего грехи всего человечества. Он несёт его из любви к нам, в послушании Отцу (см. Лк 22, 42), страдая вместе с нами и за нас. Именно таким неожиданным и потрясающим образом Симон из Киринеи становится участником истории спасения, в которой никто не является чужим, никто не остаётся незнакомцем.

Пойдём же по следам Симона, ведь он учит нас тому, что Иисус приходит ко всем, в любой ситуации. Когда мы видим толпы мужчин и женщин, которых ненависть и насилие толкают на путь Голгофы, вспомним, что Бог превращает этот путь в место искупления, потому что Сам прошёл по нему, отдав за нас Свою жизнь. Сколько же Киринеян несут крест Христа! Видим ли мы их? Узнаём ли мы Господа в их лицах, искажённых войной и нищетой? Перед лицом ужасной несправедливости зла несение креста Христова никогда не бывает напрасным; напротив, это самый конкретный способ участия в Его спасительной любви.

 

Страдание Иисуса становится состраданием, когда мы протягиваем руку тому, кто уже не справляется, когда поднимаем того, кто пал, когда обнимаем того, кто погружён в отчаяние. Братья и сёстры, чтобы пережить это великое чудо милосердия, выберем, как мы понесём крест в Великой неделе: не на шее, а в сердце. И не только свой собственный, но и тех, кто страдает рядом с нами — быть может, того незнакомца, с которым случай — но разве это случай? — позволил нам встретиться. Подготовимся к Пасхе Господней, становясь друг для друга Киринеянами.



Источник: vatican.va
Перевод: «Кредо»










.