Духовные опастости

КРУГ ДРУЗЕЙ БРУНО ГРЁНИНГА - ЦЕЛИТЕЛЬСКИЙ СПЕРИТИЗМ

В Польше деятельность Круга друзей Бруно Гренинга связана с Обществом Духовной Помощи Жизни. Такая форма позволяет последователям и членам организации законно подтверждать свою деятельность в глазах общественности.

Обожествление личности Бруно Гренинга

Это движение исцеления духа, опирающееся на спиритические внушения, теории и открытия немецкого целителя Бруно Гренинга (1906-1959 гг.). Последователи Гренинга видят в нем религиозного реформатора, который приблизил людей к Богу, показав им Его доброту, опровергнув определение страшного тирана. «Чудесный доктор из Герфорда» в своей науке не опирался ни на авторитеты, ни на религиозные традиции. Он утверждал, что обладает знанием, которое было ему передано духовно. Он ставил себя выше общественного порядка, говоря, что не слушает никого, кроме Бога. В таком способе мышления лежит антицерковный характер. Католикам грозит отделение от Церкви, от Таинств, а также от правильной теологии здоровья и болезни.

По причине упомянутой деификации подражание Гренингу является для членов Круга друзей одной из самых важных обязанностей. Они видят в нем героя, который боролся и страдал для блага человечества, после чего мученически скончался, сжигая себя изнутри, когда ему было запрещено передавать «Божью силу». Публикации последователей представляют его как человека просветленного и свободного от недостатков. «Чудесный доктор» выхваляется в словах полных пафоса. Круг друзей убеждает, что уважает религиозную принадлежность своих членов. В действительности его доктрина забирает у религий право на существование. Учит, что человек, существо несовершенное и не может обращаться к Богу без помощи Гренинга. Круг друзей реализует модель группы, сосредоточенной вокруг «избранной» личности, предводителя, являющегося посредником между верующими и Богом.

Идолотрический культ, объемлющий духовного лидера, переносится и на его фотографию. Поклонение ей является необходимым элементом встреч общины. В публикациях Круга друзей можно прочитать, что концентрация внимания на фотографии Гренинга приносит сильные впечатления. Одна женщина связала себя с группой после того, как увидела фотографию целителя в квартире людей, у которых убирала.

Таким образом, члены Круга друзей становятся зависимыми от личности Гренинга, они должны непрерывно о нем думать, безгранично ему доверять и со смирением обращаться к нему в любой ситуации. Публикации, предназначенные для использования внутри группы, говорят, что Бруно помогает найти работу, получить билеты на концерт, полюбить шумную соседку, отремонтировать дом, купить подходящую обувь и тд. Адепты должны верить, что благодаря «чудесному доктору» они могут удовлетворить все свои нужды и капризы (А. Доминик).

Такая зависимость имеет характер психической зависимости, которая также может быть формой греха идолопоклонства и вести к духовной зависимости, тем более, что мы имеем дело с ритуальным медиумизмом.

Спиритические исцеления

Доказательством божественности Бруно являются многочисленные исцеления или якобы исцеления. Эти доказательства оказываются неубедительными и часто представляют собой собрание анекдотов (Ц. Пилар).

В таком контексте существует опасность пренебрежения естественной заботой о физическом здоровье, но наиболее опасным является психологическая зависимость, а особенно духовные опасности (грех святотатства, одержимость и другие демонические атаки). Речь здесь идет о божественной, «исцеляющей силе», на которую надо настроиться. Принятие «исцеляющей силы» является обязательным ритуалом определенного характера медиумического или спиритического.

Понятие «исцеляющей силы» связанно с тем, что передавая свою науку, Гренинг часто пользовался языком, взятым из мира техники. Называя «исцеляющей силой» проводимую через себя энергию, Гренинг призывал слушателей к тому, чтобы они представили свои руки и ноги как проводники тока. В техническом сравнении соприкосновение двух неизолированных проводов ведет к замыканию. Похожая ситуация происходит и в теле. Скрещивание рук или ног ведет к блокированию энергии и тем самым тонкие энергии не могут двигаться дальше. Таким образом, человек якобы изолируется от целительной силы. Поэтому «чудесный доктор» называл себя трансформатором. Он утверждал, что перерабатывает космическую энергию таким образом, чтобы обеспечить каждому соответствующее количество (знак божественного всемогущества). Согласно Гренингу, человеческий организм действует подобно радиоприемнику: человек должен «настроиться» на получение высылаемых Богом волн, чтобы правильно функционировать. Духовный предводитель Круга друзей учил, что люди как и батарейки должны быть постоянно заряжены энергией.

Идеология энергетизма как скрытый спиритизм

Это типичный пример одновременно эзотерической и псевдонаучной идеологии энергетизма, который может быть скрытым, инициацийным или ритуальным спиритизмом. Что так же типично для идеологии Нью Эйдж. Одновременно это является своеобразной материализацией духовности, представляющей духа как энергию, которой можно манипулировать при помощи магии. Даже если и происходят какие-либо исцеления, то следует задаться вопросом, какой силой это совершается? Критерии христианского различения духов показывают нам, что эти целительские практики зиждутся на антиподах христианства. Какую цену надо будет заплатить за спиритистические исцеления?
Это становится более опасным потому, что исцеление является целью и мотивацией. Отношение к которому были построены согласно схеме: «Обременение», «Как я пришел в науку», «Исцеление». Им сопутствуют «Врачебные комментарии». Но лица, которые высказываются об исцелениях, лишены индивидуальности. Несмотря на то, что это представители разных возрастных групп и культурных кругов, они все пользуются идентичной формулировкой. Наука Гренинга требует принятия упрощенного, иррационального, магического видения мира, – восприятия всех аспектов жизни в категориях энергии. Это своего рода антихристианская догматика, которая переходит в практическую форму спиритической контринициации. Привитию обязательных норм мышления и поведения в Круге друзей, служат такие публикации как «Школьные письма» или собрания свидетельств об «исцелениях» и «помощи». Их регулярно присылают членам группы, так же как и CD диски (А. Доминик).

Судебные процессы против лечебной практики Бруно Гренинга

Практики Бруно Гренинга вызвали определенный интерес со стороны отдельных представителей медицины, но в целом медики относятся к нему, как к шарлатану. Бруно Гренинга за нелицензированное целительство привлекали к суду. В первый раз на судебном процессе 1951-52 гг., по итогам которого ему запретили врачебную деятельность. Бруно Гренинг пытался получить официальное разрешение на целительскую практику, однако, его просьба была отклонена в связи с отсутствием у заявителя соответствующей квалификации. В 1955 г. Бруно Гренинга снова обвинили в нарушении закона о лечебной практике, ему было предъявлено обвинение в непреднамеренном убийстве в 1949 г. 17-летней девушки, больной воспалением легких. Суд первой инстанции приговорил Гренинга к штрафу в 2000 марок за незаконную медицинскую деятельность, но признал его невиновным в смерти девушки. Однако суд второй инстанции не согласился с этим решением, признав «целителя» виновным, и приговорил к лишению свободы на 8 месяцев условно, а также к новому штрафу в 5000 марок.
Нынешние руководители организаций последователей Бруно Гренинга, помня о его печальном опыте и часто сталкиваясь с вопросом о причине смерти его детей, подчеркивают, что пропагандируемая ими лечебная практика не заменяет хирургическое и медикаментозное лечение, и не призывает членов секты отказываться от назначенного официальным врачом лечения и лекарств. Тем не менее, нельзя не исключать возможности, что отдельные адепты, утвердившиеся в вере в чудотворное влияние «хайльштром», могут сами отказываться от этих лекарств и процедур по собственному желанию или запрещать их применение своим недееспособным или несовершеннолетним родственникам. Это может не только приносить вред здоровью, но иметь даже смертельный исход.

Учение Бруно Гренинга и христианство

Бруно Гренинг полагал, что его учение полностью согласуется с католической верой. Как мы уже увидели, это неверно. Во многих своих выступлениях он обращается к личности Христа и даже сравнивает себя с ним (грех идолопоклонства). Гренинг любил повторять высказывание Христа о том, что «нет пророка в своем отчестве». Однако в остальном, как мы уже показали, ничего общего с христианством учение Бруно Гренинга не имеет. Медитации под музыку, которые проводятся на встречах членов секты, сближают ее с восточными религиозными конфессиями. Однако, Бруно Гренинг никогда не поощрял посещения христианских храмов, обращение к таинствам и проч., и не дискутировал о необходимости спасения души. Представители христианских Церквей в Германии и в других странах критически относятся к учению Бруно Гренинга и деятельности его последователей.
В организации с неформальным названием «Круг друзей Бруно Гренинга» в последние годы стараются не афишировать факт полемики Гренинга с христианством. Этому есть несколько причин. Во-первых, члены организации избегают лишнего внимания со стороны Церкви, подчеркивая «оздоровительный» характер своего учения. Во-вторых, влияние Церкви в традиционно христианских странах уже не так велико, как во время жизни Гренинга, так что цитаты из Евангелия вызывают сочувствие далеко не у каждого. В-третьих, лидеры организации стремятся распространять свою практику и среди нехристианского населения, а также в азиатских странах, где упоминание личности Христа может вызвать отторжение.


О. Александр Посацки,
доктор богословских наук,
кандидат философских наук