ГЛАВНАЯ
СТАТЬИ
НОВОСТИ
ГАЗЕТА
ПРИХОДЫ
О НАС
Газета "Кредо" №3(199)'12

Из истории
Последний священник Тираспольской епархии

Как часто мы – люди - оправдываем наши слабости и отсутствие мужества «трудными временами», «обстоятельствами», «грозящими нашей спокойной жизни опасностями», забывая о том, что Бог есть Господин над всяким временем и всеми обстоятельствами, и мы всегда и везде призваны верно исполнять Его волю.
Эта история о человеке, почти вся жизнь которого состояла из таких «трудных времен». О. Михаил Келлер – последний священник Тираспольской епархии.
Он родился 30 октября 1897 г. в с. Иоганнесталь под Одессой в крестьянской семье Келлер Якова и Франциски (урожденной Крафт). Село было основано в начале XIX в. немцами-католиками, переселившимися в Причерноморье из Германии по приглашению императора Александра I. Вместе с другими немецкими колониями региона Иоганнесталь входил в состав Тираспольской епархии. Последняя была образована в 1833 г. Сначала ее центром был г. Херсон, и она называлась Херсонской. Но позднее кафедру перенесли в Тирасполь, и епархия стала Тираспольской. Еще позднее епископ переехал в Саратов, но название осталось прежним, что должно было подчеркнуть отличие от Саратовской православной епархии. В состав епархии входили территории Астраханской, Самарской, Саратовской, Ставропольской, Екатеринославской, Таврической и Херсонской губерний, а также Грузии. В 1857 г. в Саратове была открыта духовная семинария.
Значительную часть прихожан составляли католики-немцы. Весь жизненный уклад немецких колонистов того времени носил религиозный характер: их дела и помыслы были вдохновляемы верой. На духовных интересах и религиозных устоях строилась их жизнь, быт, образ мыслей, характер и нравственный облик. Церковь занимала центральное место в жизни, была основой их существования.
Именно в такой среде рос и воспитывался Михаил Келлер. По окончании прогимназий Шмидта в колонии Зельц и Шерра в Карлсруэ он в 1913 г. поступает в духовную семинарию в Саратове. И вскоре приходит первое испытание – революция и гонения на Церковь. В 1918 г. семинария была вынуждена переехать в Одессу, а затем и вовсе была закрыта. Многие семинаристы эмигрировали в Германию, другие отказались от духовного призвания. Михаил Келлер продолжил свой путь к священству уже в нелегальной семинарии. 21 мая 1922 г. он был рукоположен в священники епископом Антонием Церром. После восьмимесячного служения в качестве викария в Зельце он с 1923 по 1934 гг. был администратором прихода в Шпаере (Николаевский деканат). Приход насчитывал около 4, 5 тыс. прихожан.
30-е годы прошлого века ознаменовались новой волной репрессий против духовенства и верующих в СССР. Начались многочисленные аресты и массовые групповые процессы. Тираспольская епархия прекратила свое существование. Казалось, настали еще более тяжелые и страшные времена. 22 июня 1934 г. о. Михаил также был арестован и заключен в одесскую тюрьму. Вскоре были арестованы еще несколько католических священников Николаевского деканата: о. Иоганн Таубергер, о. Антон Гофман, о. Иосиф Крушинский и о. Рафаэль Лоран. Все они проходили по делу об «антисоветской деятельности». Поводом к фабрикации обвинений послужили письма священников за границу, в которых они просили о помощи для голодающего населения. В то время голод в Украине достиг страшных масштабов. Люди умирали тысячами, вымирали целыми семьями.
О. Михаил был приговорен к десяти годам исправительно-трудовых лагерей. Так его судьба оказалась связанной с Казахстаном, Сибирью и Средней Азией. Находясь в ссылке, он совершал нелегальные богослужения, став одним из тех священников, «которые сами строили алтари и около них посвящали себя Богу и людям, открывали свои сердца и входили со святым Божьим словом и Хлебом в истосковавшиеся сердца».
В марте 1957 г. о. Михаил встретился в Красноармейске (Тайынша) с другими тайно служившими священниками, в том числе с о. Иосифом Кучинским. Здесь он впервые за 12 лет публично совершал св. Мессу в часовне, открытой о. Иосифом.
В 60-е годы священник тайно служил для ссыльных католиков в Казахстане и Сибири и несколько раз посетил верующих в Киргизии, которые долгое время не могли зарегистрировать общину и не имели священника.
14 июля 1967 г. о. Михаил Келлер получил официальное разрешение на проживание в столице Киргизии - г. Фрунзе. Однако саму общину удалось зарегистрировать лишь два года спустя. О. Владислав Буковинский также пишет об этом в своих «Воспоминаниях»: «Перед моим отъездом в Польшу пришла весть о том, что немецкий священник Михаил Келлер получил разрешение властей заниматься душепастырской деятельностью в Киргизии. Скорее всего, это устное разрешение, а не регистрация. Впрочем, в Советском Союзе возможны разные неожиданности, чаще всего отрицательные, однако бывают и положительные».
Сначала верующие в г. Фрунзе переоборудовали под церковь обычный дом. Позже стараниями священника и с Божьей помощью удалось достроить часовню и осветить полноценную церковь. О. Михаил был настоятелем прихода, а викарием стал о. Г. Тодовчич.
Напомним, что общины католиков в Казахстане к этому времени еще не имели официальной регистрации и легально действующих храмов. В католическую церковь во Фрунзе стали приезжать католики не только из разных населенных пунктов Киргизии, но также из Казахстана и Средней Азии. Была среди них и Анна Штанг из г. Зыряновска Восточно-Казахстанской области. Набожная католичка, одна из тех, кого епископ Атаназиус Шнайдер в своей книге «Это Господь» называет «евхаристическими женщинами». В Зыряновске она собирала верующих в молитвенную группу, многие годы ездила в места, где тайно служили католические священники, и получала от них святое причастие для больных и умирающих. В своих воспоминаниях она пишет: «К 1965 г. начали открываться католические церкви... Было уже не так строго, когда построили церковь во Фрунзе. Мы с мужем каждый год стали ездить туда… Там был пожилой священник, который тоже 10 лет провел в тюрьме. Во Фрунзе мы повенчались. Дорога была дальняя, но для нас это было большой радостью, ведь мы долгие годы не видели ни церкви, ни священника... В 1982 г. умер мой муж... Теперь у меня не было сопровождающего... Но Бог снова помог мне, и я познакомилась с молодой женщиной, которая тоже ежегодно ездила во Фрунзе... В церкви у меня было много знакомых. Мне доверяли ключи от храма, и я могла там ночевать. Утром открывала, а вечером закрывала двери храма, вытирала пыль, мыла полы. Когда я была в церкви, то не могла поверить, что нахожусь здесь. Мне казалось, что это сон. Я и подумать не могла, что еще когда-то буду стоять так близко к дарохранительнице... Священник каждое утро после св. Мессы ездил к больным и брал с собой меня и еще одну женщину... Я пела в хоре, каждый день принимала святое причастие.
После смерти мужа я еще десять лет ездила в церковь во Фрунзе. Священник каждый раз давал мне с собой святое причастие для пожилых людей, которые не могли приехать сами. Сердце Иисуса, все через Тебя и для Тебя!»
К 70-м годам прелат Михаил Келлер был последним из оставшихся в живых священников бывшей Тираспольской епархии. В 1972 г. он отпраздновал 50-летний юбилей священства, получив даже официальное разрешение властей на это. Поздравить его приехали священники из других мест, в том числе о. Владислав Буковинский.
О. Михаил дожил до бриллиантового юбилея священства и продолжал служить в Киргизии вплоть до своей смерти в 1983 г. в возрасте 86 лет. Сказав однажды «ДА» воле Божьей и став священником, он остался верен, и смог пройти через трудные, тяжелые и страшные времена, потому что слушал не голос времен, а голос Господа, говорящего: «Будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни» (Откр 2, 10).

Людмила Бургарт,
г. Усть-Каменогорск

Литература:
1. Книга памяти. Мартиролог Католической Церкви в СССР./Сост. о. Б. Чаплицкий, И. Осипова. М., 2000. с. 283.
2. Католическая энциклопедия. Т. 2. М., 2005. С. 1019; Т. 3. М., 2011. С. 1338-1342.
3. Рублева Н. С. Последний патер Тираспольской диецизии: Михаэль Келлер (1897-1983) //Немецкое население в постсталинском СССР, в странах СНГ и Балтии. Материалы IX международной научной конференции. Москва, 4-7 ноября 2002 г. М., 2003. С. 318-325.
4. Буковинский Владислав. Воспоминания о Казахстане//Шченсный Анджей. Отцы Церкви. Отцы наших отцов. Мы дети нашего Отца. Караганда, 2000. С. 199-283.
5. Stang Anna. Erinnerungen. Рукопись. Архив прихода Пресвятой Девы Марии Святого Розария г. Усть-Каменогорска.
6. Schnurr J. Die Kirchеn und das religiöse Leben der Russlanddeutschen. Katholischer Teil. Stuttgart, 1980.