О языке
40 мыслей из Книги Притчей Соломоновых
1. «Смерть и жизнь – во власти языка, и любящие его вкусят от плодов его» (18, 22).
2. «Кто хранит уста свои и язык свой, тот хранит от бед душу свою» (21, 23).
3. «От плода уст своих человек насыщается добром» (12, 14).
4. «Есть золото и много жемчуга, но драгоценная утварь – уста разумные» (20, 15).
5. «Кто любит чистоту сердца, у того приятность на устах» (22, 11).
6. «При многословии не миновать греха, а сдерживающий уста свои – разумен» (10, 19).
7. «От всякого труда есть прибыль, а от пустословия только ущерб» (14, 23).
8. «Кроткий язык – древо жизни, но необузданный – сокрушение духа» (15, 4).
9. «Приятная речь – сотовый мед, сладка для души и целебна для костей» (16, 24).
10. «От плода уст человека наполняется чрево его; произведением уст своих он насыщается» (18, 21).
11. «Язык мудрых – врачует» (12, 18).
12. «Тоска на сердце человека подавляет его, а доброе слово развеселяет его» (12, 25).
13. «Уста праведника источают мудрость, а язык зловредный отсечется» (10, 31).
14. «Кроткий ответ отвращает гнев, а оскорбительное слово возбуждает ярость» (15, 1).
15. «Радость человеку в ответе уст его, и как хорошо слово вовремя!» (15, 23).
16. «В устах разумного находится мудрость» (10, 13).
17. «Уста праведника – источник жизни» (10, 11).
18. «Кто любит ссоры, любит грех» (17, 19).
19. «Добродетельная жена уста свои открывает с мудростью, и кроткое наставление на языке ее» (31, 26).
20. «Уста мудрых распространяют знание, а сердце глупых не так» (15, 7).
21. «Пусть хвалит тебя другой, а не уста твои, – чужой, а не язык твой» (27, 2).
22. «Слова наушника – как лакомства, и они входят во внутренность чрева» (18, 9).
23. «Золотые яблоки в серебряных прозрачных сосудах – слово, сказанное прилично» (25, 11).
24. «Разумный воздержан в словах своих, и благоразумный хладнокровен» (17, 27).
25. «Мерзость пред Господом – уста лживые, а говорящие истину благоугодны Ему» (12, 22).
26. «Сеющий неправду пожнет беду» (22, 8).
27. «Глупый устами преткнется» (10, 10).
28. «Уголь – для жара и дрова – для огня, а человек сварливый – для разжжения ссоры» (26, 21).
29. «Уста праведного пасут многих» (10, 21).
30. «Не будь лжесвидетелем на ближнего твоего: к чему тебе обманывать устами твоими?» (24, 28).
31. «Хватает пса за уши, кто, проходя мимо, вмешивается в чужую ссору» (26, 17).
32. «Коварное сердце не найдет добра, и лукавый язык попадет в беду» (17, 20).
33. «Человек гневливый заводит ссору, и вспыльчивый много грешит» (29, 22).
34. «Слова наушника – как лакомства, и они входят во внутренность чрева» (26, 22).
35. «Устами своими притворяется враг, а в сердце своем замышляет коварство» (26, 24).
36. «Честь для человека – отстать от ссоры; а всякий глупец задорен» (20, 3).
37. «Кто дает ответ не выслушав, тот глуп, и стыд ему» (18, 14).
38. «Лжесвидетель не останется ненаказанным, и кто говорит ложь, погибнет» (19, 9).
39. «От плода уст своих человек вкусит добро» (13, 2).
40. «Кто хранит уста свои, тот бережет душу свою; а кто широко раскрывает свой рот, тому беда» (13, 3).
Нуждается ли мой язык в исцелении?
Иисус Христос о языке
- «Или признайте дерево хорошим и плод его хорошим; или признайте дерево худым и плод его худым, ибо дерево познается по плоду. Порождения ехиднины! как вы можете говорить доброе, будучи злы? Ибо от избытка сердца говорят уста. Добрый человек из доброго сокровища выносит доброе, а злой человек из злого сокровища выносит злое. Говорю же вам, что за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда: ибо от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься» (Мф 12, 33-37).
Этот небольшой фрагмент учения нашего Господа, содержит очень важные истины для духовной жизни. Дерево, о котором говорит Иисус, означает мое сердце, мой внутренний мир. Плоды дерева – это слова, которые я произношу. Наш Учитель в простых образах открывает правду: то, что находится в моём сердце, неизбежным образом появляется на моём языке. Другими словами, то, что сходит с моего языка, показывает состояние моей души. Слова, произносимые моим языком – это надежный показатель содержания моего внутреннего мира, потому что слова идут от полноты сердца. И это касается моего спасения, потому что, по словам Иисуса, на основании моих слов буду признан невиновным, или на основании моих слов буду осужден. Разве это возможно, чтобы слова, которые я произношу, имели влияние на мое спасение?
В другом месте Господь добавляет:
- «Всё исходящее из уст – из сердца исходит – сие оскверняет человека» (Мф 15, 18).
- «Да будет слово ваше: да, да; нет, нет; а что сверх этого, то от лукавого» (Мф 5, 37).
Апостол Иаков о языке
Апостол Иаков подсказывает нам, как распознать подлинность нашей набожности, и приглашает присмотреться к своему языку:
- «Если кто из вас думает, что он благочестив, и не обуздывает своего языка, но обольщает свое сердце, у того пустое благочестие» (Иак 1, 26).
Иаков выражает убеждение, что усмирение языка и его благое использование – это привилегированная дорога к святости:
- «Кто не согрешает в слове, тот человек совершенный, могущий обуздать и всё тело» (Иак 3, 2).
Язык – небольшой орган, но он имеет огромное влияние на различные сферы нашей жизни. Апостол приводит такие сравнения: дикая и сильная лошадь становится послушной благодаря небольшим удилам, а направление большого корабля зависит от незначительного руля (ср. Иак 3, 3-4). Контроль над нашим языком приносит блаженные плоды в разных областях нашей жизни!
Апостол не скрывает того, что смирение и обуздание языка – это непрестанный труд и борьба:
- «Язык – небольшой орган, но много делает. Посмотри, небольшой огонь как много вещества зажигает! И язык – огонь, прикраса неправды; язык в таком положении находится между членами нашими, что оскверняет всё тело и воспаляет круг жизни, будучи сам воспаляем от геенны. Ибо всякое естество зверей и птиц, пресмыкающихся и морских животных укрощается и укрощено естеством человеческим, а язык укротить никто из людей не может: это – неудержимое зло; он исполнен смертоносного яда. Им благословляем Бога и Отца, и им проклинаем человеков, сотворенных по подобию Божию. Из тех же уст исходит благословение и проклятие: не должно, братия мои, сему так быть» (Иак 3, 5-10).
В посланиях апостола Павла находим важные наставления:
- «Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших, а только доброе для назидания в вере, дабы оно доставляло благодать слушающим» (Еф 4, 29).
- «Сквернословие и пустословие и смехотворство не приличны вам, а, напротив, благодарение» (Еф 5, 4).
о. Элиот Марецки, ofm
Чистые сердца на природе
С 29 июня по 3 июля 2015 года в Щучинске прошли библейские реколлекции Движения Чистых Сердец. Двадцать молодых людей из приходов Астаны, Кокшетау, Корнеевки, Келлеровки и Макинска встретились на природе для совместной молитвы и отдыха. Темою размышлений стала история семьи Авраама. Разбирая события связанные с Лотом (Содом и Гоморра) и нетерпением Сарры (случай Агары), участники узнали Учение Церкви относительно вопросов гомосексуализма, суррогатного материнства и аборта. В программе встречи были: Литургия часов, Святая Месса, поклонение Пресвятым Дарам, а также экскурсии на озеро и в горы. Духовным опекуном на реколлекциях Движения Чистых Сердец был о. Лео Кропфрайтер.
с. Лилиана
Поездка в Караганду
С 23 по 25 июня сестрами Общины Блаженств были организованы необыкновенные реколлекции для девушек-прихожанок храма св. Антония Падуанского в Кокшетау – поездка в Караганду, чтобы познакомиться с историей и духовностью Церкви. Программа поездки состояла из двух частей: духовной (молитва, посещение могил о. Владислава Буковинского и епископа Александра Хиры, знакомство с монашествующими и многое другое) и культурную (посещение музея, фотовыставки и Центрального парка культуры и отдыха). В первый день, сразу после приезда, девушки во главе с сестрой Кларой и Татьяной Антоновой побывали в гостях у редакции газеты «Кредо», где познакомились с сестрой Михаэлой, которая рассказала и показала, как создается номер газеты. Затем посетили собор св. Иосифа, где услышали историю строительства храма, историю первых священников, служивших в Казахстане, а также помолились у могил о. Владислава Буковинского и епископа Александра Хиры. В культурной части нашей программы мы познакомились с художницами – Верой Капинус и Любовью Гуменюк и увидели их мастерскую, а также посетили Карагандинский зоопарк.
Второй день паломничества начался с посещения Краеведческого музея г. Караганды и фотовыставки «Наш Афон», затем последовала прогулка в городском парке. Завершился день поездкой в Кармель и Святой Мессой у отцов Марианов в приходе Мария – Матерь Церкви, где было поклонение мощам бл. Станислава Папчинского, основателя их конгрегации.
Завершилось паломничество 25 июня у стен нового Кафедрального собора Пресвятой Девы Марии Фатимской.
Oxi K
Евгений Стариков
Среди гонений /19
Священники Казахстана и Средней Азии
64) Зарицкий Алексий Васильевич (греко-католик) (блаженный). Родился 17 октября 1912 г. в с. Бильче бывшего Меденицкого района Дрогобычской области в семье сельского дьяка (псаломщика) Василия Зарицкого. В 1931 г. окончил гимназию в Стрые, а в 1935 г. – Греко-католическую Богословскую Академию во Львове, приняв целибат (безбрачие). Рукоположение в диаконы получил из рук Митрополита Андрея Шептицкого, а 7 июня 1936 г. во Львове в Соборе св. Юра Митрополит А. Шептицкий рукоположил его в священники. Первый приход – в селах Верхняя и Нижняя Стынава на Стрыйщине затем был переведен в с. Струтин Золочевского района на Львовщине. В этих селах о. Алексий Зарицкий, кроме плодотворной пастырской деятельности, проводил также значительную культурно-просветительскую работу. В условиях первого прихода советской власти на Западную Украину в 1939-1941 гг., когда был наложен запрет на преподавание религии в школах, о. Алексий Зарицкий проводил такие занятия у себя дома. В 1946 г. его перевели в приход в с. Рясное-Русское возле Львова, где он был настоятелем. Алексий Зарицкий категорически отказался переходить в московское православие, а своих прихожан призвал не изменять вере своих родителей. После окончания работы так называемого «собора» («Львовский собор» 1946 г., в результате которого Украинская Геко-католическая Церковь оказалась вне закона – прим. ред.) отца арестовали, шесть месяцев его удерживали в Золочевской тюрьме. В этой тюрьме, печально известной еще с 1939-1941 гг., он продолжал выполнять обязанности священника. Впоследствии на его тернистом пути была Львовская тюрьма на ул. Лонцкого, в которой над ним издевались чрезвычайно жестоко. По политической, 54 статье УК УССР, 29 мая 1948 г. отец Алексий Зарицкий был приговорен ОСО МВД СССР к 8 годам заключения. Наказание отбывал в лагерях Мордовской АССР, Кемеровской и Омской областей.
31 декабря 1954 г. отца Алексия Зарицкого освободили, но запретили возвращаться на Украину (отправлен в ссылку в Караганду – прим. ред.). 10 мая 1956 г. получил разрешение вернуться домой, но не воспользовался им – добровольно остался в Караганде с целью оказывать пастырскую опеку тем, кто еще вынужден был находиться в ссылке. Богослужения отправлял в частных домах на территории шахт 17, 19, 47, 49 и 20. Также отправлял Богослужения в римско-католическом обряде для польских и немецких переселенцев. 26 октября 1957 г. отец Алексий Зарицкий был реабилитирован Военным Трибуналом ПрикВО (Прикарпатского Военного Округа – прим. ред.).
Отец Алексий несколько раз встречался с Митрополитом Украинской Греко-католической Церкви Иосифом Слипым во время его заключения в Красноярской области. Митрополит хорошо знал о. Алексия и его миссионерскую ревность, и особенно его непоколебимую верность Святому Престолу. По этой причине Митрополит Слипый назначил о. Алексия Зарицкого Апостольским Визитатором для греко-католиков Казахстана и Сибири, предназначая ему город Караганду как место резиденции. Об этом Митрополит Слипый проинформировал Римского Папу по своему прибытию в Рим.
С 1957 г. начался последний период миссионерской деятельности о. Алексия Зарицкого на территории Самары, Оренбурга, Урала и Казахстана. Властные структуры постоянно преследовали его, терроризировали, и, наконец, милиция выписала о. Алексия Зарицкого с постоянного места проживания, и он стал человеком «без определенного места жительства», то есть «бомжем». Это позволило власти привлечь его к суду за волокитство и 30 июня 1962 г. осудить, согласно статье 201-1 УК Казахской ССР, на два года лишения свободы. Алексий Зарицкий был отправлен в лагерь Долинка Карагандинской области, где работал портным. В лагере болезнь желудка, которую «заработал» за долгие годы неволи, обострилась, а к ней добавилась еще и последняя стадия гипертонии. Врачебной помощи практически не было, и это привело «Апостола Сибири (и Казахстана – прим. ред.)» к смерти. Умер о. Алексий Зарицкий 30 октября 1963 г. В 1990 г. останки о. Алексия Зарицкого были перевезены на кладбище с. Рясное-Русское Львовской области. Алексий Зарицкий был провозглашен блаженным 27 июня 2001 г. Папой Иоанном Павлом II во Львове. (Ср. Франко П., Репресоване духовенство УГКЦ, (2-е изд. доп.) Львів 2008, с. 228-230; Йосиф Слiпий. Спомини (ред. Iван Дацько, Марiя Горяча). Львiв – Рим: Видавництво УКУ 2014, с. 486; Блаженные Казахстана. Отец Алексий Зарицкий, «Кредо» (2001) № 74-75, с. 6-7. 9).
Продолжение следует
Мы должны отказаться от своих удобств
Мы все паломники в пути. Каждый из нас должен решительно следовать своему компасу, подняться на свою собственную гору, воевать со своею судьбой. Я – это я, а ты – это ты. Иногда кажется, что гораздо безопаснее держаться своей старой протоптанной дорожки. Человеку хорошо, когда он чувствует себя частью толпы. Непротоптанная дорожка – это всегда риск. Но мы все паломники, каждый на дороге своей личной судьбы. Не существует одной дороги для всех. Каждый одарен большими и уникальными способностями. Но встречаясь со своей судьбой, мы должны использовать все возможности, рисковать, быть отверженными и ранеными, быть сраженными и поднимающимися снова. Мы должны научиться жить после своего поражения. Все это так опасно, так ужасно и наполнено приключениями.
Паломники на пути к Земле Обетованной должны быть особенно мужественными и настойчивыми. Иногда нам кажется, что это просто решение, которое ведет нас вперед. Мы подвержены искушению, найдя теплое место оставаться в нём. Богатое воображение нам легко дает тысячу поводов для отговорки: «Это просто не для меня». «Так тоже хорошо». «Зачем пытаться пробовать что-то новое?». Мы также можем подать тысячи сигналов бедствия. Те, кто мягкосердечен, конечно, услышат их и придут нас спасти. Наши спасатели тоже придумают для нас множество оправданий. Объяснят, что любят нас, и что нам не надо пытаться сделать что-то большее.
Поэтому мы обречены «застрять» на одном месте. Продолжайте делать то же самое, что вы делали всегда. Ваши действия можно легко предсказать. Некоторые о нас скажут, что мы не самостоятельны. Другие, возможно, узнают, что мы парализованы страхом. Мы неподвижны и придушены. Каждый день похож на другие дни. Каждый год одинаков. Только наши кости болят немного сильнее. На лице видны новые морщины. Энергия уходит. Но мы, остаемся всё теми же, и живем в мире без вызовов и изменений.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Каждый из нас, чаще всего, живет в безопасных границах своего комфорта. Пока мы находимся в них, мы чувствуем себя защищенными и знаем, что нам делать. С тем, что находится в радиусе нашего комфорта, мы можем справляться очень хорошо. Есть эмоции, которые можем легко проявить, потому что их выражение приятно. Другие находятся за пределами нашей зоны безопасности, а есть и такие, которые кажутся невероятно далекими. Некоторые виды деятельности для нас легки и комфортны. Мы можем легко справиться с ними. Но другие пугают нас. При самой мысли о них мурашки пробегают по коже. Наша зона безопасности затрагивает даже нашу одежду. Мы с удовольствием носим определенные цвета и фасоны, но есть и такие, в которых мы чувствуем себя слишком откровенными, некрасивыми или просто неловко.
Одним из препятствий для нашего роста является то, что эти зоны комфорта мы сами оправдываем. Успешная рационализация всегда начинается цензурой языка. Мы должны выбрать правильные слова. И поэтому мы говорим: «Это не для меня», «Это не мой стиль», «Я не чувствовал бы себя хорошо». Наиболее эффективная рационализация это: «Я просто не могу». Она содержит в себе определенную законченность. Если бы мы просто сказали: «Я не хочу», другие могут спросить почему. Но когда я говорю «Я не могу», люди, в основном, нас оставляют. Раз не может, значит, не может. Смотри! Я одинок в своем комфорте.
Добровольный отказ от удобств, будем называть его «шаг вперед». Этому понятию нужно сразу дать определение. Шаг вперед, будет всегда, когда мы пытаемся сделать что-то, что является разумным и правильным. Мы не пойдем и не станем просто раздеваться публично, делать кому-то зло или кого-то пугать. Выйти – это приглашение сделать что-то, что будет разумным и правильным, но то, от чего, нас всегда удерживал страх. Например, я бы рад выступить публично или открыто выразить свои чувства, но попробовать, мне всегда мешает страх. Но это именно та область, которую я могу освоить.
Каждый возраст уже содержит в себе какой-либо шаг. Если я должен меняться, то должен пробовать что-то новое. Сначала я могу чувствовать себя неуклюжим, громоздким, могу иметь низкую самооценку, но каждый раз, когда я пытаюсь сделать следующий шаг, это будет получаться немного лучше. И, наконец, то, что было для меня вне зоны комфорта, окажется точно в середине неё. Очередной выход за границы комфорта приведет меня к новому, более широкому миру. Я буду намного свободнее. И вместе с этим будет меняться мой менталитет. Я с радостью стану браться за новые вещи. Страх и парализующие запреты, которые меня когда-то сковывали, покажутся совершенно бессмысленными. И я буду удивлен, как мог позволить им удерживать себя.
Этот выход можно даже сравнить с рождением. Вы когда-нибудь видели рождение? Новорожденный ребенок выглядит так, словно он должен скорее вернуться туда, откуда вышел. Но, на самом деле, утроба его уже ограничивала. Ребенок должен был быть с матерью. А теперь пришел в новый большой мир. Со временем, приложив немного усилий, ребенок будет в состоянии исследовать его. Человек, который осмелится выйти, силой своего решения будет введен в мир. Такой человек сможет исследовать весь огромный и замечательный мир. Судорожные пределы тисков своей зоны комфорта постепенно открываются полноте жизни и счастья.
Как мы знаем, к новым возможностям реагирования мы обычно приходим с помощью нового мышления. Например, когда я уверую, что я достаточно способен, то буду в состоянии доказать и более сложные вещи. Выход, однако, подразумевает процесс разворота. Это означает, что действуя, я перейду к новому способу мышления. Так, например, я думаю, что я не в состоянии говорить на публике. В моем представлении самого себя, я не имею такой способности. Просто я не думаю, что способен на это. Но однажды я сделал шаг. Я держал речь, и все говорили мне, что это было замечательно. Постепенно я привык к мысли о себе в качестве спикера. Через этот поступок я пришел к новому способу мышления о себе. Верую, что похожий опыт имеют все. Помните, как вы впервые начали плавать без поддержки других? «Я плыву!» – кричали вы на весь мир. Так же было и с первым тортом, который вы сами испекли, и тогда, когда вы забили свой первый гол. Что-то вы сделали в первый раз, и ваше представление о себе самом изменилось. Раньше вы были уверенны, что не в состоянии сделать это, а теперь вы сами думаете о себе как о том, кто способен. Это следующая победа благодаря сделанному шагу.
Джон Пауэлл
Из: „Štestí začíná uvnitř“,
Продолжение следует.
Остров надежды
Создав свое самое любимое творение – человека, Господь сопровождает его каждую секунду его земной жизни. Только, к сожалению, мы не всегда замечаем Его присутствие, и в повседневной жизни даем Богу новое имя – Случайность. Способность видеть Его наставления и направления в случайностях дает глубокая Вера.
Филипп вырос в обычной советской семье, глава которой был несомненный атеист. Поэтому, втайне от отца, мальчик был крещен в возрасте 2-х месяцев. То, что тетка с сестрами шептали по ночам, он совсем не понимал, но слова «Zdrowaś Maryjo» (Радуйся, Мария) и «Ojcze nasz» (Отче наш) на польском языке, плотно врезались в память маленького Филиппа.
Шло время, и люди уже могли свободно исповедовать свою веру. В страну начали приезжать священники, в городах и селах стали строиться и возрождаться Часовни. В то время, когда отец пристращался к алкоголю, мама стала водить Филиппа с братьями в храм. И когда юношу призвали в армию, он принял таинство исповеди и с чистой совестью отправился на службу.
После армии Филипп остался жить в том городе, в котором служил, где и познакомился со своей будущей женой. Когда он приезжал домой к родителям, то с мамой ходил в храм. Настоятель прихода посоветовал подождать с женитьбой, но Филипп был уверен в своем выборе спутницы жизни, которая на 11 лет была старше его. Тогда он не предал значения тому, что скандалы с будущей женой и тещей стали разгораться еще до свадьбы. Церемония была назначена на февраль и именно в этот день разыгралась свирепая метель. В связи с погодными условиями молодожены после регистрации в ЗАГСе не смогли попасть в Храм на венчание. Тот факт, что торжественный день не задался, и что невеста устроила скандал из-за ревности – Филипп списывал на случайность. Это и был тот самый момент, когда человек ослушивается Бога и всё в его жизни идет кувырком. Постоянные скандалы с женой и тещей уводили Филиппа в «теплую» компанию коллег, где «душу» грел алкоголь. И казалось, что ничто так не спасает как уход в забытье пьяного угара. А после развода он надолго ушел в запой, из которого сам уже не мог выйти. Помогла сестра, – отвезла к так называемому кодировщику. Сколько их потом было, врачей, наркологов, кодировщиков – Филипп уже и не помнит. Зато помнит состояние белой горячки, в которой видел и ад, и рай, и Мессу, а чаще всего сатану, с которым пытался вести борьбу.
Но ничто не пугало и не останавливало его от принятия алкоголя. Даже то, что однажды утром, после того, как в очередной раз напился, он не смог встать с постели – у него отказали ноги. Шесть месяцев Филипп пролежал, глядя в потолок. Каждый день видел, как мама на коленях молится за него. И тогда он припомнил ту самую молитву на польском языке. Филипп стал переводить на русский каждое слово и вдумываться в них: «…да святится имя Твое… хлеб наш насущный…». Филипп перевел молитвы на русский язык и стал молиться каждый день. Постепенно начал вставать, передвигаться, ездить на велосипеде. В кромешной темноте появился маленький луч Света, который показывал путь. Но, как это обычно бывает, мы не сразу видим этот путь, сначала просто радуемся свету. Филипп снова запил. Он надеялся, что теперь сам сможет остановиться, выпить немного для настроения, а утром даже думать не будет об алкоголе. Увы, у зависимого человека так не бывает. Филипп ушел в запой. Опять отказали ноги. Он очнулся от опьянения в наркологии. Его просили покинуть больницу из-за отсутствия документов. Филипп расстроился, потому что надеялся выйти из запоя с помощью врачей. Но именно за это он потом благодарил Бога. Когда он приехал домой, его отец плохо себя чувствовал. Филипп пробыл с ним почти всю ночь, а на утро отец умер. Бог хотел, чтобы отец и сын побыли вместе последние часы на земле.
Сейчас Филипп находится в центре. Только теперь, вспоминая прожитую жизнь, он понимает, сколько знаков Господь давал ему. Филипп точно видит путь выхода из тьмы – это молитва и труд. Трудиться для Иисуса и просить Иисуса, чтобы Он навсегда избавил его от рабства под названием «алкоголь».
Остров надежды
«Жить – значит
творить добро для другого, быть смиренным, терпеливым, прощать, обуздывать каждое слово и каждую мысль, чтобы они способствовали благу».
Бл. Алексий Зарицкий
И Ты можешь помочь другому!
Желающие, в качестве волантеров помогать в работе с зависимыми, или те, кто имеет в своей семье похожие проблемы, могут связаться с нами по телефону:
8 705 292 64 11
(с. Беата)
Летние рассказы
из Книги радости Эдуарда Мартина
Гора
Помню, – рассказывал Я. И., – как много лет назад, я, пятилетним ребенком, отправился со своей двоюродной сестрой и дядей на холм в М.
Это был довольно высокий холм, с крутыми подъёмами. Мы, дети, назвали его горой. Говорили, что там много пещер, в которых хранятся сокровища – и мы с двоюродной сестрой уговорили нашего дядю, чтобы он взял нас на гору.
Дядя был тяжело ранен во время войны, хромал и ходил с тростью, но, несмотря на это, он согласился пойти с нами.
Мы с сестрой шли наперегонки, оставив дядю далеко позади, а он медленно поднимался следом за нами, опираясь на палку.
Мы подбежали к первому повороту и остановились у стоявшей там маленькой часовенки, чтобы отдохнуть.
– Мы убежали от него, – сказал я.
– Уже скоро будем на вершине, – добавила сестра.
Внизу, в излучине дороги, мы увидели силуэт дяди, который медленно поднимался, опираясь на палку.
Мы пробежали еще немного и, уставшие, ждали его.
– Еще посмотрим, кто будет наверху первым, – сказал дядя.
Мы начали смеяться. Как он мог подняться наверх быстрее нас? Мы побежали и, вскоре, дядя был уже далеко позади нас. Поднявшись по крутому склону, мы должны были снова остановиться.
Мы прошли еще немного, и у нас начали болеть ноги. Дядя, медленной походкой, подошел к нам. Он вытащил из своего рюкзака еду и термос.
Мы поели и, галопом, побежали вверх.
Однако это было уже недолго.
– У меня волдыри, – заплакала сестра.
Мы дождались дядю, и он дал ей пластырь.
– Вы слишком торопитесь, будьте осторожны, чтобы дойти, – сказал он с улыбкой.
Мы побежали опять, а потом снова стали ждать дядю. И нам на вершину уже не хотелось…
Дядя догнал нас и продолжил идти своим размеренным шагом.
– Немножко отдохнем – предложил я, – скоро мы его запросто догоним.
Мы лежали на траве и отдыхали.
А затем опять побежали за дядей. Его маленькая фигурка была уже так далеко впереди, хотя раньше, наоборот, едва виднелась позади нас.
Мы достигли его и снова обогнали, и остановились отдохнуть, запыхавшиеся и утомлённые.
Дядя прошел мимо своим равномерным шагом, он шел дальше, медленно отдаляясь от нас.
– Тебе хочется на этот холм? – спросила сестра.
– Не очень, – признался я.
Мы наблюдали за дядей – и просто тащились следом. Потом снова присели отдохнуть...
Дядя исчез в высоте, на дороге над нашими головами.
– Эй, – позвал он, – я подожду вас наверху.
Мы поднялись, желая догнать и перегнать дядю.
Но наши ноги болели от каждого шага.
– Может, вернемся? – предложила сестра.
– Нет – решил я.
Мы бежали всё медленнее, а затем уже ползли. А потом – вернулись. И снизу увидели силуэт дяди, как он медленно соразмеренным шагом поднимается на вершину.
Мы сидели на траве, когда дядя достиг вершины.
Он посмотрел с высоты... А потом увидел нас. Он помахал нам. И стал спускаться.
Эту дорогу «на гору» я запомнил на всю свою жизнь, и встречал ее во многих вариантах. Кто-то бросается и перегоняет всех, кто не так быстр или ловок, он вырывается вперёд. Но затем останавливается. А те, кто медленно, НО непрерывно, плелись за ним, догоняют его, обгоняют, и достигают вершины.
Независимо от скорости, не имеет значения то, что у одного здоровые ноги, а другой идет с тростью.
Это зависит от постоянства.
Не прекращать действовать в своем темпе.
Зависит от непрерывности.
«Вы слишком торопитесь, будьте осторожны, чтобы дойти», – сказал дядя. Молния так быстра, но и она длится несколько секунд. Человек, который идет с тростью, но постоянно, дойдет дальше, чем молния. С этим мы можем встретиться и в студии, и при изучении языков, а также почти в любой человеческой деятельности, когда опрометчивых и непостоянных гениев, наконец, перегоняют их медленные, но тщательные и неоднократно высмеиваемые ими коллеги.
Победа не принадлежит тем, кто имел наилучшие условия для старта.
Так и на работе… и в любви.
Победа принадлежит тем, кто шел непрерывно.
И, возможно, инвалиды, которые идут с тростью, как мой дядя, именно они дойдут на вершину горы. И оттуда помашут тем, кто имел быстрый старт.
Они достигнут пика СВОЕЙ горы.
Очень часто возвращается ко мне воспоминание об этом уроке, об этом давнем путешествии по озаренной летним солнцем природе, о паломничестве к вершине горы, и о моем дяде, идущем с тростью...
«Вы слишком торопитесь, будьте осторожны, чтобы дойти».
Двоюродная
сестра
Это случилось со мной в двенадцать лет… – начала свой рассказ госпожа М. К., когда зашел разговор о наших жизненных ошибках. – Это случилось со мной в двенадцать лет, и это – было моей большой ошибкой, которая осталась в памяти на всю мою жизнь.
Есть мало вещей, за которые я могу быть столь благодарна как за эту ошибку. Я думаю, что мы должны быть благодарны за свои ошибки, и если у нас есть воображение, то мы на самом деле благодарим за них…
Я жила, как и каждое лето, у своей двоюродной сестры и ее семьи в сельской местности в бывшей старой мельнице. Я очень любила свою двоюродную сестру, а также и всю ее семью и с самой осени ждала того, что проведем лето вместе.
Но на этот раз всё случилось по-другому.
Как и каждый год, я поселилась в большой комнате на этаже (под крышей), а сестра в комнате рядом. Хотя мы и были почти всегда вместе, иногда и в комнате ночевали вместе, особенно когда смотрели какое-нибудь страшное кино и потом боялись, или когда перед сном говорили о вампирах, а это мы любили, и в следствие, опять же боялись…
Просто мы, я и Магда, были две замечательные улыбчивые, и были уверены, что ни я, ни она не имеем лучше подруги.
Мы проводили дни на реке или у пруда, на велосипедах, посещали подруг в окрестных деревнях, ходили играть в теннис или читали – дни проходили невероятно быстро…
А потом… потом случилось это.
Исчезло кольцо.
Я положила его на раковину в совместной ванной, распложенной между нашими комнатами; я просто положила это кольцо и пошла спать.
На следующий день, когда мы приятно поздно проснулись, я уже не могла найти его там, где оставила. Я понимала, что его должен был кто-то взять, ведь, в конце концов, кольца просто так не исчезают…
– Ты, не видела моё кольцо?
Магда посмотрела на меня огромными голубыми глазами.
Было ясно, и я могла быть уверенна, что эти глаза не станут лгать… Может быть, если бы она очень захотела, то солгала бы на словах, но не глазами – это бы у нее не получилось.
Но я… словно с ума сошла, я не знаю, что на меня нашло, я сказала двоюродной сестре, что это она его взяла, ведь в дом никто не входил, а в комнате были только мы вдвоем… Опять же, поскольку мы смотрели очень страшный фильм, и были так напуганы, что закрыли окно и заперли двери.
– Я? – двоюродная сестра смотрела с изумлением в ответ на мое обвинение.
– Ты, – сказала я.
Я не знаю, было ли это со злости от потерянного кольца, или же какое-то скрытое отвращение к ней, которая, в отличие от меня, всегда была отличницей, и родители ставили ее мне в пример, когда я не училась хорошо.
– Я только...
Я запнулась.
Магда у себя дома ничего не сказала об этом, наверно ей стало стыдно, что ее подозревают, и даже не подала виду перед своими родителями, но мои отношения с ней полностью изменились. Я даже подумала, что уеду от нее, но потом осталась, хотя почти не разговаривала с ней, и больше времени проводила с друзьями и ее тринадцатилетним братом. Каникулы утекали день за днем, а мы злились друг на друга.
Уже через несколько дней, нам обоим стало жаль, что так случилось. Но... МЫ УПЁРЛИСЬ. Мы обе были гордыми, но на самом деле лишь тщеславными, что так и не смогли сделать шаг навстречу друг к другу.
И потом, в один прекрасный день, прибежал брат Магды размахивая кольцом.
– Где ты его взял?
Он, смеясь, показал на вербу над каналом, недалеко от моего окна; он нашел на ней гнездо сорок, в котором среди нескольких блестящих фантиков лежало и мое кольцо.
Колеблясь, я взяла его.
ЕЩЕ НИКОГДА В МОЕЙ ЖИЗНИ, МНЕ НЕ БЫЛО ТАК СТЫДНО. Я даже хотела, чтобы мое любимое потерянное кольцо лучше бы вообще не находилось.
Я сразу же пошла к своей сестре и, упав ей на шею, со слезами рассказала всё, и мы обе, поплакав, помирились.
Но с тех пор для меня эта история не закончилась, о нет.
Я поняла, как легко мы можем кого-то подозревать, как часто мы можем смотреть вокруг себя не желая примирения, и даже не понимаем, что мы не принципиальны, а просто несправедливы.
Сколько своих плохих привычек мы называем красивыми именами, лишь потому, чтобы нам не было стыдно.
Как легко мы можем кого-то обидеть и потерять друга.
Очень легко.
Но за всем этим может стоять что-то совсем другое, например, сорока, которая стала символом моей глупости и тщеславия.
Всегда, когда я хочу рассердиться на кого-либо, хотя бы и в мыслях, я говорю себе одно слово: сорока.
И тогда я уже знаю, что не должна больше об этом думать.
Печаль, несправедливость и страдания – не это ли последствия только недостатка нашего воображения?
СНЫ В СВЕТЕ ДУХОВНОГО РАСПОЗНАВАНИЯ
Религия, духовность и сны
Все религии серьезно подходят к трактовке снов и замечают в них религиозное или духовное измерение. Допускают возможность контакта с «иной действительностью». Это распространенное мнение. Например, китайская традиция утверждает, что душа, имеет ту же самую форму, что и физическое тело, она покидает его во время сна, направляясь в районы, в которых встречается с теми, кто связан как с материальным телом, так и с духами умерших.
В древних духовных традициях сон был необходимым элементом посвящения. Шаманы в Сибири на начальной стадии своего духовного призвания видят сны, связанные с инициацией. Часто в них появляется мотив смерти посвященного, разложения его членов и реконструкции в новом виде.
В исламской традиции суфизма мистики начинают новый духовный путь под влиянием наставлений, полученных во сне (что является определенным продолжением традиции самого Мухаммеда). Индийские целители проходят через ряд инициационных снов. Похожее встречается у австралийских аборигенов, а также существовало у многих коренных народов Америки, например, у ирокезов или мохаве.
Можно говорить и о других духовных явлениях, связанных со сном, например, инкубация во сне. Это понятие относится к практике или технике вызывающей сонные мечтания с определенной целью, например: для исцеления, получения совета или гадания. Они были необычайно популярны в древнем мире, в странах различающихся культурой, таких как Месопотамия, Египет, Греция или Рим. Теоретические принципы, лежащие в основе этой традиции во всех древних цивилизациях, Скотт Каннингем систематизировал так:
1. Божества интересуются верными.
2. Сны посылаются богами или богинями.
3. Местом конкретных контактов и информации являются храмы.
Это означает, что существует универсальная интуиция человечества, связывающая сны с сакральной, духовной или религиозной сферой. Однако такое посвящение (инициация) туманно и не совсем конкретно, поэтому нуждается в помощи Откровения. Поскольку можно опасно заблудиться, и поддаться злому духовному посвящению. Проблема заключается в точном духовном распознавании. Каково окончательное определение sacrum, кем и чем являются божества и богини?
В ключе христианской интерпретации можно легко совершить грехи святотатства, спиритизма или гадания (что является свойственным язычеству и неоязычеству), которые имеют огромные духовные последствия, включая одержимость. Особенно потому, что переживание сна может входить – и здесь возникают разные дискуссии – в сферу широко понимаемого медиумизма (который является путём к одержимости или его выражением), виды которого связанны между собой, даже если и имеют разные названия.
Христианская традиция и сны
Христианская традиция, так же как и другие религиозные традиции, была направлена на три разных измерения и одновременно причины происхождения снов:
1. Сны приходят от личностного Бога – как в иудаизме, христианстве и исламе, или от божества – как в буддизме, который не признаёт Всемогущего и Личностного Бога, но, несмотря на это, сны могут быть вдохновлены Божьим элементом.
2. От космоса, психики, организма, подсознания или неведения – о чём было известно уже в средневековье, но систематизировано только психоаналитической традицией, хотя и по-своему, согласно принципам материализма (З. Фрейд) или гностической духовности (К. Г. Юнг).
3. От мира духов, добрых и злых, ангелов и демонов. Также повсеместно верили, что сны генерируются умершими, контакт с которыми был запрещен, особенно в иудейской и христианской традиции, где манифестации умерших считались обманчивым и опасным действием демонов.
Поэтому не следует исключать мир духов или демонов в пользу подсознания, как это сделала психоаналитическая традиция с подачи З. Фрейда и К. Г. Юнга. Например, анималистическая символика в видениях и во сне – это, очень часто, демоническая символика. А для психоанализа – это в основном сфера сексуального влечения в материалистической структуре. Здесь мы имеем пример догматического и беззаконного редукционизма.
Принципа избегать всевозможного редукционизма придерживалась и христианская традиция. Тертуллиан в «Трактате о душе», восемь глав посвящает снам и сонным мечтам. Его взгляды имели влияние на богословие западной Церкви. У Тертуллиана можно заметить полное или нередуцированное виденье генезиса снов, чего нельзя сказать о современных авторах. Этот великий богослов классифицировал сны в зависимости от их источника, замечая многомерную проблему. Сонные мечты – согласно Тертуллиану – может посылать человеку как Личностный Бог, так и демоны. Он утверждал, что человек не ответственен за грехи совершённые во сне, что третьим источником сна является климат и влияние космоса, а четвертым – особая природа самой сонной мечты.
По сравнению с Тертуллианом, св. Фома, как рационалист, имел виденье снов немного редукционное, но открытое на духовное измерение. Источником снов (согласно св. Фоме) были, прежде всего, соматические процессы или действия демонов. Он осуждал гадание на основе снов. И его взгляды повлияли на то, что познавательное значение снов долгое время не ценилось, несмотря на тот факт, что Библия трактует сны очень серьёзно, также как форму контакта с Богом, чего Фома недооценивал, возможно, опасаясь иррационализма и злоупотребления в этом вопросе.
Библия и Новый Завет
В Библии сон является непосредственным откровением Личностного Бога, Его вовлеченности в человеческие дела, часто наивысшего ранга. Сны чаще всего были дарованы патриархам, особым образом Аврааму, Иакову и Иосифу. В библейской традиции контакты Бога с людьми происходили по-разному, в том числе непосредственным пониманием Бога или путем духовных символических объявлений. Сны принадлежали к одной из часто встречающихся форм таких контактов.
В противоположность другим древним народам – например, египтянам – евреи никогда не старались вызывать сны, употребляя выдуманные техники, потому что считали полученные таким способом пророчества лживыми. Кроме того, в отличие от других жителей Ближнего Востока, израильтяне имели совсем другой подход к сонным мечтам, а не считали, что они вдохновлены умершими. У них была своеобразная концепция интерпретации снов, основанная на принципах, взятых из Талмуда, в котором пророки предупреждают о лживых снах и формах интерпретации.
Таким лжепророком был в некотором смысле З. Фрейд, который свои определения и вдохновения черпал именно из Талмуда, но дал генезису всевозможных снов исключительно материалистическую интерпретацию (что отвергается не только израильтянами, но и самим Талмудом). Это, конечно, должно было привести и к последующим фальсификациям, где речь идет уже о конкретных толкованиях снов.
Кажется, существует значительная разница между снами, описанными в Ветхом Завете, и сном св. Иосифа и Волхвов (Мф 1, 24; 2, 12, 13-14, 19-21). При этом, чем больше возможных интерпретаций сна, тем серьезнее и авторитетнее должно быть толкование. Св. Иосиф и Волхвы не ищут толкователя сна, но действуют непосредственно и безошибочно (Ю. А. Новак).
Здесь речь идет не о самом сне, но об информации, полученной от Бога, которая в данном случае проста, однозначна, не требует запутанных, не дающих ясного решения интерпретаций, а ведет прямо к действию. Это является важным формальным критерием в оценке духовной ценности снов. Что касается духовного содержания данного зла (например, присутствующего во сне профетизма, который не стоит путать с гаданием), то тут используется другой критерий, который остаётся здесь обязывающим, он касается согласия с христианской догмой.
В данном контексте надо обратить внимание на то, что такие сложные, запутанные, а часто извилистые пояснения снов существуют не только в психоаналитической традиции, но и в связанных с ней гностических, эзотерических и оккультных традициях, что особенно заметно у К. Г. Юнга, мышление которого произрастает из них.
Гадание и сны
Практики гадания, основывающиеся на снах (онейромантия), имеют свои корни в древних религиозных и магических традициях. Самую большую роль они играли в Месопотамии, где гадания были распространены более чем в какой-либо другой цивилизации. Оттуда происходят и самые древние предсказания. В Месопотамии было найдено много клинописных табличек, часть которых содержит предсказания, опирающиеся на интерпретацию снов. Традиция месопотамской онейромантии проникла в эллинистическую и исламскую цивилизации. Онейромантия принадлежит к древнейшим формам предсказания будущего в исламе, потому что влияние этого искусства простирается далеко в предисламскую эпоху. «Онейрокритика» – книга жившего во II веке грека Артемидора, стала основой традиции толкования снов и гадания по ним. В первобытных шаманских культурах гадание по снам тоже имеет фундаментальное значение, что нашло место и в культуре разных народов.
Каждое гадание содержит в себе фатализм, который является философской ошибкой и богословской ересью, многократно осуждаемой Католической Церковью и другими христианскими вероисповеданиями. Выражением фаталистического мышления являются бесчисленные сонники, имеющие не менее древнюю традицию, и предлагающие всевозможные варианты интерпретации снов, но помимо этого часто формирующие определенный детерминизм или фатализм, порабощающий человеческий дух.
Некоторые сонники дают настолько узкие толкования, будто символика снов раз и навсегда догматически принята и неопровержима. Это закрывает человеческую душу, и часто доводит ее до генерации страха по отношению к каким-либо событиям. Эта проблема относится к так называемым снам о неизбежности смерти (уделе всех людей), когда предсказывается смерть близких или знакомых. Такие сны всегда беспокоят и предлагают трагическую форму фатализма в человеческой жизни.
Похожие виденья, кроме беспокойства людей, приводят к формированию фальшивого, опасного для спасения мировоззрения, в котором свобода Божьего действия ограничена фатумом. Люди, имеющие такой опыт и распространяющие его, становятся лжепророками.
В этом контексте надо хорошо понимать фундаментальную разницу между пророчеством и гаданием. Они радикально противоположны, несмотря на внешнее сходство. Пророки всегда побеждали гадающих. Пророчество никогда не предопределено, оно уважает свободу Бога и человека.
Предсказания же вовсе не обязаны сбыться, потому что это, зависит от решения Бога, а также от свободного выбора человека, выражающегося, например, в молитве, которая может повлиять на решение Бога и изменить его (решение), даже если оно ранее было установлено Богом и предсказано пророками.
o. Александр Посацки
доктор богословских наук
кандидат философских наук
Перевод: с. Марина Юрченко
Опубликовано расписание
Юбилейного Года Милосердия
Ватикан. На официальном веб-сайте Папского совета новой евангелизации, посвященном Юбилейному Году Милосердия (http://www.im.va) опубликован подробный календарь событий этого Святого Года, обнародованного Папой Франциском.
Юбилей начинается с открытия Святых Врат в базилике Ватикана на праздник Девы Марии, зачатой без пятна первородного греха, 8 декабря 2015 г. В третье воскресенье Адвента будут открыты Святые Врата в других римских базиликах (Святого Иоанна Латеранского и Святого Павла, в большой базилике Святой Марии это произойдет только 1 января 2016 г.) и в кафедральных соборах по всему миру. В расписании 2016 года будут следовать по месяцам отдельные юбилейные паломничества различных профессиональных, возрастных и духовных групп.
Первым через Святые Врата пройдет персонал паломнических и туристических агентств – в январе следующего года, в феврале будет юбилей посвященных Богу (монашествующих) и учреждений Римской Курии Святого Престола. На весенние месяцы планируются юбилейные паломничества последователей духовности Божьего Милосердия для подростков, диаконов, священников, больных и паломников-инвалидов. Всемирный день молодежи в июле в Кракове с участием Святейшего Отца Франциска станет юбилейным паломничеством молодых людей с их Святыми Вратами. В осенние месяцы следующего года пройдет юбилей благотворительных работников – в сентябре, в день литургической памяти бл. Матери Терезы из Калькутты, а затем юбилейное паломничество катехизаторов, почитающих Марию и заключенных. В воскресенье 13 ноября 2016 года – т.е. на 33-ое рядовое воскресенье – Святые врата в епархиальных соборах и базиликах Рима будут заперты. Юбилейный Год Милосердия вместе со Святым вратами базилики Ватикана закроется на неделю позже – в торжество Христа Царя.