ГЛАВНАЯ
СТАТЬИ
НОВОСТИ
ГАЗЕТА
ПРИХОДЫ
О НАС
Газета "Кредо" №5(237)'15

Св. Карл Лванга и 12 сподвижников

 

3 июня

† Намугонго, Уганда, 3 июня 1886 г.

 

«В 1885-1887 гг. в Уганде разразились ожесточенные антихристианские преследования, унесшие сотни невинных жизней, в том числе и королевского придворного Карла Лванги, сожженного заживо вместе с 12 товарищами 3 июня 1886 г. Начальник пажей монаршего двора, он был крещен так называемыми «белыми отцами». Их миссия в Буганде, как тогда называлась Уганда, началась 1879 г. по инициативе кардинала Лавижерье и поначалу положительно воспринималась как правившим в то время королем Мутезой, так и его преемником Мвангой. Последний, однако, со временем поддался давлению своих советников и племенных вождей и принял решение о физическом устранении христиан, некоторых из которых казнил собственными руками. Сегодня в календаре воспоминаются 22 угандийских мученика, беатифицированных 6 июня 1920 г. Бенедиктом XV и канонизированных Павлом VI 8 октября 1964 г. Им также было посвящено большое святилище в Намугонго, освященное тем же Павлом VI в 1969 г.» (“Avvenire”).

Покровители: Уганды.

Имя: «сильный», «мужественный» или «свободный» (старогерм.).

Символ: пальма.

Римский мартиролог: «Память свв. Карла Лванги и 12 сподвижников, мучеников. Придворные или гвардейцы короля Мванги в возрасте от 14 до 30 лет, новообращенные или давние католики, они не пожелали уступить гнусным требованиям короля и были убиты мечом или заживо сожжены на холме близ Намугонго в Уганде».

Беатификация 22 угандийских мучеников в 1920 г. наделала много шуму. Вероятно, потому, что в ту пору слава алтарей, без сомнения, намного сильнее, чем сейчас, ассоциировалась с определенными расовыми, лингвистическими и культурными канонами. Ведь тогда речь шла о первых представителях (только задумайтесь) «черной Африки», признанных мучениками и в качестве таковых предложенных для почитания верующих.

Их земные судьбы подчинены были воле короля Мванги – молодого властителя, который, хотя и учился у миссионеров (т.н. «белых отцов»), так и не научился ни читать, ни писать из-за своего «упрямства, непослушания и неспособности к концентрации». Впрочем, некоторые его поступки вообще заставляют усомниться в его умственной полноценности и психической вменяемости. А его пажи, по рассказам белых, торговцев, только и делали целыми днями, что курили гашиш, напивались и занимались гомосексуализмом. Что касается последнего, то король устроил даже себе целый гарем из сыновей и слуг своих придворных.

Воспользовавшись в начале своего правления помощью христиан (католиков и англиканцев) в противостоянии натиску исламского халифа Калема, Мванга очень скоро понял, насколько нравы его бывших союзников идут вразрез с его собственной порочностью. Этой сменой настроения не преминули воспользоваться местные языческие колдуны, видевшие в «белых отцах» серьезную угрозу для своего влияния и власти. В итоге, в 1885 г. начались антихристианские гонения, жертвами которых вместе с англиканским епископом Ганнингтоном стали еще как минимум 200 молодых людей.

Так 15 ноября 1885 г. Мванга приказал казнить начальника пажей и распорядителя тронного зала. Чем он так провинился? Тем, что был католиком и, мало того, катехизатором, осудил короля за убийство англиканского епископа и неоднократно защищал юных пажей от сексуальных поползновений монарха. Иосифу Мкасу Баликуддембе из рода Кайози было всего 25 лет.

На почетной должности его сменил Карл Лванга из рода Нгаби, ставший вскоре предметом нездорового «расположения» короля. Но и у нового начальника пажей оказался тот же недостаток - он был католиком. Более того, в то жестокое время он заменил собой высланных из страны миссионеров и старался поддерживать веру новообращенных.

25 мая 1886 г. Лванга был приговорен к смерти вместе с несколькими христианами и четырьмя катехуменами, которых он тайно крестил той же ночью. Самому юному из них, Кизито из рода Ммамба, было всего 14 лет. 26 мая были казнены Андрей Каггва, начальник королевских музыкантов, и его родственник Дионисий Ссебугваво, проявивший особую самоотверженность и мужество во время разразившейся незадолго до этого эпидемии.

Остальных заключенных перевели из королевского дворца в Маньоньо, где они до сих пор содержались, в Намугонго - место исполнения смертных приговоров. Этот 45-километровый переход, занявший 8 дней, стал настоящим крестным путем для осужденных. На всем его протяжении они подвергались не ослабевавшему давлению родственников, пытавшихся убедить их отречься от веры, и издевательствам конвоиров. Некоторые из них погибли по дороге, как, например, Понциан Нгондве из рода Нньоньи-Нньянге, королевский паж, убитый ударом копья 26 мая. Он принял крещение уже тогда, когда свирепствовали гонения, и сразу же был арестован за это. Другой королевский паж Афанасий Бадзекукетта из рода Нкима обрел венец мученичества 27 мая. В тот же день лишь несколькими часами позднее под ударами копий пал слуга короля Гонзага Гонга из рода Мпологома. Вскоре за ним последовал Матфий Малумба из рода Лугане, пятидесятилетний судья, тремя годами ранее ставший католиком. А 31 мая воины пригвоздили копьями к дереву и затем повесили другого королевского слугу Ноя Маваггали из рода Нгаби.

Наконец, 3 июня на холме в Намугонго были заживо сожжены оставшиеся христиане: 18 англиканцев и 13 католиков во главе с Карлом Лвангой, незадолго до казни обещавшим Кизито: «Я возьму тебя за руку, и если нам придется умереть ради Христа, то мы умрем вместе рука об руку». Среди этих мучеников были также: Лука Баанабакинти, Гьявиира Мусоке и Мбага Тузинде (все трое из рода Ммамба); Иаков Буузабальяво, сын королевского ткача (род Нгейе); Амвросий Кибуука (род Лугане) и Анатолий Кириггваджо, страж королевских стад; королевский прислужник Мукаса Кириваванву и другой страж королевских стад Адолоф Мукаса Лудико (род Ба’Торо); королевский портной Мугагга Любова (род Нго), Ахиллей Киванука (род Люгаве) и Бруно Ссерункуума (род Ндига).

Палачи были поражены мужеством христиан: они молились до самого конца, и никто из них не просил о пощаде. И с их мученической смертью вера в Уганде не только не угасла, но разгорелась с еще большей силой, как пророчески предсказывал Бруно Ссерункуума: «Источник, который питают много ключей, никогда не иссякнет; когда нас больше не будет, нам на смену придут другие».

Череда мученичеств католиков завершилась лишь 27 января 1887 г. с гибелью королевского слуги Иоанна-Марии Музеи, добровольно исповедовавшего свою веру перед премьер-министром Мванги и за это сразу же обезглавленного.

Карл Лванга и его сподвижники, в общей сложности 13 мучеников-католиков, были причислены к лику святых Павлом VI в 1964 г., а на месте их гибели сегодня высятся два величественных святилища: католическое и протестантское в честь братьев-англиканцев, казненных бок о бок с ними. Стоит также упомянуть и о том, что вместе с католиками и англиканцами отдали свои жизни за веру и несколько мусульман. Все они полагали и засвидетельство-вали собственной кровью, что «Катонда» (т.е. выс-шее божество их предков) – это то же Бог, о котором говорит как Библия, так и Коран.

 

Джанпьеро
Петтити