16 мая Святейший Отец Папа Римский Франциск назначил Апостольским Администратором Атырау преподобного о. Дариуша Бураса, священника Тарновской епархии, до сих пор приходского викария Кафедрального собора в Осло (Норвегия).
Вечером 13 мая 2015 г. в день литургической памяти Девы Марии Фатимской в Карагандинском Кафедральном соборе Пресвятой Девы Марии Фатимской – Матери всех народов прошла торжественная служба в честь Покровительницы храма. В ней приняли участие: епископ Караганды Аделио Дель Оро, епископ Алматы Хосе Луис Мумбиела Сиерра, протоиерей Греко-католической Церкви Василий Говера, священники Карагандинской епархии, семинаристы и прихожане из всех карагандинских приходов.
В начале торжества епископ Аделио Дель Оро поблагодарил собрата из южной столицы, который приехал в Караганду, чтобы разделить со всеми собравшимися радость этого дня, и поделиться своим опытом веры и почитания Богородицы.
«Мария – она всегда привлекательна, а главное то, что она у нас есть!» – такими словами начал свою проповедь епископ Хосе Луис Мумбиела Сиерра, главный целебрант из Алматы. – «Это особое благословение, что мы имеем Маму… Особенно в этом приходе, на земле атеизма, где говорили, что Бога нет. Бога нет, но была Мама, и для живущих здесь Она ближе, чем кому-либо!
В первом чтении мы услышали, как пророк говорил о том, что будете радоваться. Караганда имеет прекрасную Церковь, но Она была и тогда, когда не было этого храма. Она была в то время, когда маленькие дети молились в Фатиме за Россию (епископ говорит про трех пастушков, которые в Фатиме (Португалия) в 1917 году увидели Богородицу, и Она просила их молиться за обращение России). Они не знали кто она, они не знали географии, но знали, что она нуждается в молитве… «На руках понесут тебя» – на руках этих маленьких детей, через которых начали молиться и миллионы людей. Мария носила вас на руках как своих детей, брала на колени, чтобы вы отдохнули… Мама-церковь всегда рядом, Она не отходит от больного родственника.
Я видел в вашем городе много билбордов с лицами героев, которые действительно это заслужили, но как приятно было бы видеть на них лица Матерей, которые каждый день в течение всей своей жизни отдают себя детям...
Св. Иоанн, тот который соблюдает волю Божию, получает Марию в Матери, а в нём и все мы. Она важнее, чем телевидение, чем компьютер. Она постоянно рядом. Вместе с ней можно молиться об огне Святого Духа, как на Пятидесятницу. «Будь нашей Матерью, будь Матерью всех народов!» – и Она дает надежду…
Мария, как зажигалка спасения, Она дарит свет, когда нет энтузиазма и радости. Мария любит эту землю и всех людей. Она здесь, с нами, попросим Её, чтобы вместе с Ней пережить «новую Пятидесятницу» для этого народа».
В конце торжества настоятель собора о. Януш Поток поблагодарил всех почитателей Богородицы, всех, кто принес свои молитвы и слезы, и всех, кто принял участие в подготовке этого праздника.
Дальше последовала процессия со статуей Девы Марии Фатимской вокруг храма. А затем в крипте собора дети и молодежь показали отличные сценки и прочитали стихи, которые подготовили вместе с сестрами Евхаристками. В них юные артисты раскрыли самые важные моменты из жизни Девы Марии. Было очень неожиданно увидеть рядом несколько Богородиц, что сделало всю постановку ещё более интересной и оригинальной.
М. Хлахулова
Ватикан. На Площади Святого Петра в общей генеральной аудиенции римского епископа 12 мая приняли участие около 40 тыс. человек. Папа Франциск продолжал цикл катехез о семье и, как и на прошлой неделе, он говорил о высотах богословских тайн, в которых сравнивается отношение между Христом и Церковью с отношениями мужчины и женщины в браке. В эту среду он уделил особое внимание практическим аспектам семейной жизни и сформулировал их в три ключевых слова: «Позволишь?», «спасибо» и «извини». Среди прочего, Папа сказал:
«Первое слово – «Позволишь». Это когда мы переживаем о том, чтобы вежливо попросить то, на что рассчитываем, тогда мы на первый план ставим истинный дух супружества и семейной жизни. Вмешательство в жизнь другого, даже если он является частью моей жизни, требует деликатности, ненавязчивости, что восстанавливает доверие и уважение. Доверие не дает право принимать всё как должное. И любовь, чем более интимной и глубокой она является, тем большего уважения к свободе требует, требует способности ждать, пока второй откроет двери своего сердца. В этом контексте, вспомним слова Иисуса из книги Откровений, которые мы слышали сегодня: «Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною» (Откр 3, 20). Господь тоже просит разрешения войти. Не забывайте об этом».
Ватикан. Папа Франциск утром 7 мая в часовне Дома св. Марты отслужил святую Мессу. В своей проповеди он сказал о критериях истинной любви – конкретности и взаимном обмене, как пишет св. Игнатий из Лойолы в книге Духовных упражнений (230, 231). Клаузурные монахи и монахини – сказал Папа, – на самом деле не живут в изоляции, но в постоянном обмене.
В сегодняшнем Евангелии (Ин 15, 9-11), Иисус приглашает нас «пребывать в Его любви». «Есть два критерия – сказал Папа Франциск, – которые помогают нам отличить настоящую любовь от ложной. Первый – это то, что «любовь должна быть выражена поступками, а не только словами, это не любовь из телесериала, фантастики или истории, которая заставляет сердце биться сильнее, но не более того. Она основывается на конкретных действиях. Иисус предупреждал своих учеников: «Не всякий, говорящий мне: «Господи, Господи!», войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного» (Мф 7, 21), который «заповеди Мои соблюдает» (Ин 15, 10). «Истинная любовь в конкретных делах. Любовь постоянна, а не только в восхищении. Часто она болезненна: вспомните о любви Иисуса несущего крест. Каким делам любви, учит Он нас в 25 главе Евангелия от св. Матфея. Кто любит, тот соблюдает их. Это судебный протокол. Я был голоден, и вы дали мне есть, и т.д. Конкретность. И блаженства, которые выражают пастырскую программу Иисуса, они тоже конкретные».
«Одной из первых ересей в христианстве – подчеркнул Папа Франциск, – было гностическое мышление, которое говорило о далеком Боге, но не конкретизировало. Но любовь Отца – конкретна, он послал своего Сына, который стал плотью, чтобы спасти нас.
Второй критерий истинной любви – это коммуникация. Любовь не остается изолированной, она отдает свое и получает обратно. Так происходит обмен, который существует между Отцом и Сыном, коммуникация, которую выполняет Святой Дух».
«Нет любви без взаимообмена, нет изолированной любви. Некоторые из вас могут сказать мне: «Но отец, монахи и монахини в затворе находятся в изоляции». Но они тоже разделяют и многое: с Господом и с теми, кто ищет Слово Божье... Истинная любовь не может себя изолировать. Если она изолирована, это не любовь, но духовный эгоизм, который остается закрытым в себе и стремится к собственной выгоде – это эгоизм».
«Пребывать в любви Иисуса – значит действовать и уметь делиться, вести диалог с Господом и с братьями». «Это так просто, но в то же время так сложно, потому что эгоизм и корысть привлекает нас. Побуждает нас к бездействию, отрывает нас от совместного созидания. Что говорит Господь о тех, кто остается в Его любви? – «Сие сказал Я вам, да радость Моя в вас пребудет и радость ваша будет совершенна» (Ин 15, 11). Господь, Который остался в любви Отца – радостный. Он говорит нам, что «если мы останемся в Его любви, наша радость будет совершенна». Эта радость, которую нередко приносит крест, никто не в силах отнять, так сказал нам сам Иисус (ср. Ин 16, 22)».
Папа Франциск закончил свою проповедь, просьбой Господа о благодати радости, такой радости, которую мир не может дать.
Ватикан. Сегодня, 13 мая, Церковь празднует память Девы Марии Фатимской, чьей защите Папа Франциск доверил свой понтификат. Преемник Петра на генеральной аудиенции призвал верующих, «чтобы умножили повседневные жесты почтения Матери Божией, и чтобы подражали ей». «Вверьте ей всё, что вы есть, и то, что вы имеете – продолжал Папа, – и так вам удастся быть инструментом Божьего милосердия и нежности для членов вашей семьи, ваших близких и друзей».
«Дорогие молодые люди, научитесь почитать Божию Матерь через ежедневную молитву Розария; дорогие больные, внимайте близость Марии в час креста, и вы, дорогие молодожены, молитесь Ей, чтобы у вас дома никогда не было недостатка любви и взаимного уважения» – призвал Святой Отец.
Сегодняшний день, связан также с печальной 34-ой годовщиной покушения на Иоанна Павла II. Португальский епископ епархии Leira-Фатима Монсеньор Аугусто дос Сантос Марто сказал:
«Иоанн Павел II был Папой Фатимы. Посредством различных обстоятельств, возможно, исторического провидения, каким было покушение 1981 года, он вновь открыл истинное послание Фатимы и привел к нему других. Он посетил несколько раз Фатиму, благодаря чему она вошла в сердце Церкви. После него пришел Папа Римский Бенедикт XVI, который сказал: «Те, кто считает, что послание Фатимы было исчерпано, они ошибаются. Это пророчество еще действительно для путешествия Церкви в мире». А теперь, Папа Франциск, он принял меня две недели назад и сразу же сказал: «Я был бы рад посетить Фатиму в год столетнего юбилея явлений». Затем мы говорили о милосердии с точки зрения Фатимского послания и о внеочередном Святом Годе милосердия, который Папа объявил в этом году».
По мат. Ватиканского радио
– Дорогой отец, вначале хотелось бы выразить нашу радость в связи с тем, что Вы вновь приехали к нам. И сразу хочется задать вопрос: как Вы оказались на территории Средней Азии, а именно, в Туркменистане?
– Я тоже радуюсь каждый раз, когда бываю в Караганде. Как я попал в Среднюю Азию? Искали миссионеров, которые бы поехали служить в Туркменистан. Супериор Генеральный о. Марчелло Дзаго OMI, зная, что здесь еще говорят на русском языке, просил у Провинциала польской провинции о. Яна Белецкого двух облатов, чтобы послать на миссию в Туркменистан. И он – а это было девятнадцать лет назад – стал искать тех, кто знаком с работой в бывшем Советском Союзе или в постсоветской среде, а также владеющих русским языком.
В это время я служил в Киеве. Вдруг раздался звонок от отца Провинциала, который спросил меня: «Поедишь в Туркменистан? – отец Ян знал, что я имею некоторый опыт работы в постсоветской реальности и знаю русский язык. – Дай нам свой ответ. Мы найдем еще одного облата, который поедет вместе с тобой». Я согласился. Азия, бывшая советская республика, большинство жителей – мусульмане, надо знать русский язык и учиться туркменскому, очень маленькое число католиков… Это было в то время, когда Церковь причислила нашего основателя Евгения де Мазенода к лику святых. Примечательно, что Папа Римский Пий XII, зная о нелегкой работе облатов в Северной Канаде, среди эскимосов, назвал нас «специалистами по трудным и сложным миссиям». И действительно, о. Марчелло, видя сложность этой миссии, не мог отказаться. Он принял этот вызов.
Таким образом, я оказался в Туркменистане. И в этом я вижу Божий план.
– У Вас когда-нибудь было желание поехать на миссию и проповедовать Евангелие в другой стране, или это оказалось для Вас неожиданностью?
– И да, и нет. Желание было, но я был очень поглощен работой с молодежью в Польше. Это было движение «Свет – жизнь» – «Оазис». Я также был организатором экуменических встреч молодежи в Польше. Немного увлекался работой в средствах массовой информации: выступал на радио и начинал сотрудничать на телевидении. Все эти дела, в которые я был полностью погружен, приносили мне радость и удовлетворение. И тогда казалось, что желание поехать на миссию – прошло, и я забыл о нем. Но Бог помнил!
Когда я приезжал в отпуск из Туркменистана в Польшу, мои друзья удивлялись: куда я пропал и почему уехал так далеко. «Признайся, а может это в наказание?!» – спрашивали они.
Есть еще одно событие, о котором я должен вам рассказать, чтобы было ясно, как Бог помнил мою молитву. В начале 80-х годов я работал в Кодене, в 20-ти километрах от Бреста и Тересполя, между Беларусью и Польшей, где протекает река Буг. Там находится святилище Божьей Матери Единства. Я служил паломникам, которые туда приезжали. В конце каждого паломничества мы молились под открытым небом, совершая Крестный путь. От последнего стояния до границы оставалось около 500 метров, и я всегда спрашивал паломников, не хотят ли они взглянуть на реку и на границу. Все соглашались, так как это было уже совсем близко. Мы подходили к реке и с волнением смотрели на противоположный берег. Эта река-граница была барьером для тех, кто хотел нести Благую Весть находящимся по ее другую сторону. Мы стояли, беседовали, и я вспоминал, что когда-то здесь был мост, и люди приходили к нам в Кодень, особенно на Торжество Успения Пресвятой Богородицы 15 августа. На этой границе мы молились, чтобы Господь послал свидетелей Благой Вести на Восток. Обычно мы читали молитву Господню «Отче Наш» в этой интенции и так завершали наше паломничество. И честно говоря, когда я молился с паломниками, я не думал, что эта молитва исполнится во время моей жизни, и что она коснется лично меня. Но Бог не забыл нашей молитвы, и спустя чуть более 10 лет, благодаря ей, Церковь отправила меня на восток в Киев.
– Было ли Вам точно известно, где находится Церковь в Туркменистане? Где и как Вы сделали свои первые шаги в этой стране? Как Туркменистан встретил Вас?
– Как таковой, в это время, не было Католической Церкви в Туркменистане. Шел 1991 год – распад Советского Союза. В этот период уже появилась возможность для священников приезжать на миссии в Среднюю Азию. В это время в Красноводске (сейчас Туркменбаши) проживало несколько католических семей немецкого происхождения, которые слышали о том, что в некоторых странах Средней Азии появились католические священники. Тогда госпожа Мария Браун из Красноводска написала письмо Папе Римскому Иоанну Павлу II с просьбой прислать священников и к ним. Папа отправил это письмо в Алматы Апостольскому Нунцию о. Мариану Олесь. В свою очередь, архиепископ Мариан отправился на машине из Алматы в Красноводск, – а это почти 4 тысячи километров, – чтобы встретиться с с ними, посмотреть, сколько католиков там проживает, и узнать их нужды. По возвращении в Казахстан он просил о. Хенрика Срока съездить в Туркменистан. Он прообыл в Туркменбаши три недели, и одну – в Ашхабаде. После возвращения о. Хенрик написал рапорт, как прошло это время, кого он встретил и как служил. С этим отчетом архиепископ Мариан поехал в Рим и рассказал всё Святейшему Отцу Иоанну Павлу II, который дал благословение на возрождение Церкви на туркменской земле. И естественно, нужно было найти тех, кто бы поехал на миссию в Туркменистан. Нунций Мариан Олесь постучал в двери 28 различных конгрегаций, и только одна из них открылась. Это была дверь нашей Конгрегации Облатов Марии Непорочной, согласившихся, взять эту миссию. Так началась история возрождения Римско-католической Церкви на туркменской земле.
– Довелось ли Вам встретиться лично с Марией Браун?
– Впервые я приехал в Туркменистан вместе с Нунцием из Алматы 4 января 1997 года. В то время я на две недели остановился в Ашхабаде – в Красноводск не поехал. На постоянную миссию в Туркменистан мы вместе с отцом Радославом Змитровичем (сейчас он епископ в городе Каменец-Подольский на Украине) прибыли 10 октября того же года. До этого времени католики уже успели уехать на историческую родину, среди них была и Мария Браун. Когда у меня появилась возможность поехать в Германию я смог встретиться с ней и поблагодарить за инициативу, которая дала толчок возрождению Церкви на туркменской земле. Когда я нашел Марию Браун, ей было уже около 90 лет.
– Что бы Вы могли рассказать о Церкви в Туркменистане на сегодняшний день?
Завершается 18-й год нашей службы. В Туркменистане служат три облата Марии Непорочной. Один из них – о. Рафал, приехавший к нам диаконом в июле 2010 года и рукоположенный в священники 21 мая 2011 года в нашей Часовне. В ноябре 2013 года к нам присоединился о. Павел. Наш приход находится в Ашхабаде, при Апостольской Нунциатуре. Каждый день в нашей Часовне мы служим Евхаристию, в воскресенье в 10:00 – на русском языке, а в 18:00 – на английском. После воскресной утренней службы собираются катехумены и дети, а по вечерам в субботу проходят встречи с молодежью. Вечером по четвергам совершается Адорация, каждую неделю в семьях собирается библейская группа, чтобы поделиться Словом Божиим и подготовить воскресную Евхаристию. Свои еженедельные встречи также имеет группа «Оазис». Отец Иренеуш Копач из Германии и его помощница Юлия приезжают к нам два раза в год. Почти каждый раз наша молодежь выезжает на Всемирную молодежную встречу с Папой Римским. И конечно, мы надеемся, что сможем принять участие в очередной такой встрече в Кракове в следующем году. Группы паломников из нашей общины принимают участие в различных событиях Католической Церкви, конечно, благодаря помощи братьев и сестер из других стран. У нас хорошие дружеские отношения с мусульманами. Приходят к нам также на молитву верующие в Иисуса Христа других конфессий.
В 2010 году наша Церковь получила официальную регистрацию в Туркменистане. 13 лет она существовала под крылом Апостольской Нунциатуры в рамках Дипломатического Представительства. Строим Церковь из живых камней, и наша община растет. Также за пределами Ашхабада, в Мары и Туркменбаши есть небольшие общины, с которыми мы поддерживаем связь, и надеемся, что эти зерна принесут обильные плоды.
МХ
Четвертое воскресенье Пасхи для всего католического мира – это Всемирный день молитвы о призваниях к священству. Это воскресенье семинаристы из нашей семинарии провели в приходе святого Авраама в Щучинске. Поездка по приглашению настоятеля прихода о. Рафала Лара стала для нас, семинаристов, и отдыхом перед последним этапом учебного года, и очень полезной пастырской практикой, и временем духовного обновления.
Как это удалось за одно воскресенье? – спросите вы. И я отвечу – НИКАК, мы просто приехали в пятницу. После нескольких часов дороги, уже далеко не ранним вечером, нас радушно встретили о. Рафал и т. Наташа, которая в течение всего нашего пребывания готовила нам вкусную еду. На следующий день мы отдыхали, наслаждаясь природой «Жемчужины Казахстана», гуляли по берегу озера Борового, смотрели на богатства этого края в музее природы, фотографировались и фотографировали – в общем, были самыми настоящими туристами, хоть и очень ранними.
Природа этого края, стоящего посреди бескрайних степей, поразила ребят, особенно тех, кто ни разу здесь не был, а собратьям из Грузии и Армении эти места напомнили родину. Ведь недаром легенда о том, как появился этот край гласит, что Бог при сотворении мира, когда сотворил всё, увидев бескрайние степи, пожалел живущих здесь людей; и из разных мест, взяв по чуть-чуть от лесов, гор, морей и озёр, рассыпал их по этой земле. И теперь здесь есть частичка высоких пиков Кавказа, частичка глубин морей и рек, частика густых лесов.
Воскресенье стало для нас днем пастырской работы и днем свидетельства. На Святой Мессе ректор семинарии о. Пётр Пытлованы говорил о призвании, о семинарии, а потом один из семинаристов произнес небольшое свидетельство о своем призвании. В течение Мессы состоялось духовное усыновление семинаристов Астанинской архиепархии группой прихожан, которые теперь будут ежедневно молиться за них. Прихожане очень тепло встретили нас, а особенно о. Петра, ведь он раньше был их настоятелем.
После Мессы нас ждали встречи в группах. Было большим удивлением количество разных групп, так что ни один из прихожан не ушёл после Мессы, – все остались, чтобы принять участие во встрече. Знаменательным моментом для прихода стало открытие в этот день библиотеки и музея, в котором собраны свидетельства и воспоминания прихожан о том, что они пережили во время гонений.
Понедельник, вопреки пословице, стал не тяжелым днем, а днем обновления. Мы переживали день сосредоточения, который провел для нас о. Рафал. Главными героями этого дня стали Авраам и Дева Мария – покровительница центрального храма прихода, а важным событием – призвание каждого из них. Святая Месса, молитва, конференции, размышления и тишина способствовали глубокому переживанию дня сосредоточения и принесли свои плоды.
Мы благодарим настоятеля прихода святого Авраама отца Рафала Лара, всех, кто заботился о нас в течение нашей поездки и тех, кто молится за нас и нашу семинарию. Пусть Господь благословит Вас за Ваши труды, а мы в свою очередь, молимся о Вас.
МВДС «Мария – Матерь Церкви»
««Альфа-курс» – это программа практического знакомства с христианством. Курс был разработан еще в конце 1970-х годов викарием Лондонской церкви Святой Троицы и представляет собой изложение основ христианского вероучения в непринужденной обстановке для тех, кто интересуется христианством», – такое определение можно найти в интернете. Но что означают эти слова, и как это происходит в реальности?
25 января 2015 года в Караганде в храме прихода Марии – Матери Церкви в 16:00 собралось более 80 человек. На улице было -30°C, дул сильный ветер, но все эти люди, разных возрастов и интересов, пришли на первую встречу «Альфа-курса».
Гостей всегда нужно сначала пригласить за стол и угостить. И всех, кто пришел, аниматоры сразу усаживали за столы. Получилось шесть групп: две группы женщин, группа мужчин, девочки подростки, мальчики подростки и группа молодежи.
Начался этот курс с приветствия настоятеля прихода о. Гжегожа Бурдыньски, а дальше всё проходило по стандартной схеме: чай и разговор в группе, молитва, шутка, катехеза на заданную тему, обсуждение в группах и ужин.
Каждое воскресенье предлагалось рассмотреть одну из тем:
1. Кто такой Иисус?
2. Зачем Иисус умер?
3. Как я могу быть уверен в своей вере?
4. Зачем и как мне следует читать Библию?
5. Зачем и как мне молиться?
6. Кто такой Святой Дух?
7. Что делает Святой Дух?
8. Как я могу быть наполнен Святым Духом?
9. Как я могу противостоять злу?
10. Как Бог направляет нас?
11. Зачем и как нужно говорить другим о своей вере?
12. Исцеляет ли Бог сегодня?
13. Что такое Церковь?
И «Альфа-ужин»!
Очень интересные и увлекательные катехезы провели о. Гжегож Бурдыньски, о. Томаш Садловски, о. Владимир Дзуренда и с. Алма OSF.
Затем последовало обсуждение в группах того, как каждого из нас коснулась эта тема. Было много открытий, откровений, споров: кто-то первый раз задумался над тем, что именно за НЕГО Иисус умер; кто-то открыл для себя КАК читать Библию; кто-то совсем по-новому взглянул на свою ежедневную молитву – каждый нашел что-то свое.
Все встречи заканчивались очень вкусным ужином от о. Гжегожа.
На протяжении нескольких месяцев, каждое воскресенье в 16:00 зал, где проходили встречи, был полон. Люди разных возрастов, разных интересов, с разными взглядами на жизнь… Сначала все осторожно присматривались друг к другу и к тому, что происходит вокруг. От встречи к встрече что-то изменялось в душе, это было видно по тому, как менялись лица: шире и дружелюбнее становились улыбки, глаза сияли, люди начинали искренне радоваться друг за друга, объединяться в молитве, шумная молодежь уже не раздражала степенное старшее поколение, – все становились одной семьей.
И всё это время в храме молились перед Святыми Дарами. Каждое воскресенье с 15:00 до 18:00 шла непрерывная Адорация.
В середине курса был «Альфа-уикенд», посвященный Святому Духу. Он проходил в Епархиальном центре им. Владислава Буковинского. Для очень многих участников это стало знаковым событием в жизни, они почувствовали любовь Бога и открыто об этом говорили.
Вот уже и окончание встреч – 19 апреля – «АЛЬФА-ужин». На ужин приехал епископ Аделио Дель Оро. Вечер прошел очень динамично, интересно, весело: интервью, песни, зажигательные ведущие, искренние свидетельства участников, смешные и серьезные вопросы, а также клип с хроникой курса. Сценка из жизни участников «Альфы» вызвала бурю положительных эмоций. И, конечно, как и всегда, вкусный ужин. После благословения епископа Аделио молодежь с удовольствием танцевала во дворе храма бельгийские, польские и даже грузинские танцы.
Лаконичные и простые строки: «изложение основ христианского вероучения в непринужденной обстановке для тех, кто интересуется христианством», а сколько всего важного они в себя вместили?!
Прихожане Марии – Матери Церкви близко познакомились с приходом Святого Иосифа. На протяжении всего курса каждое воскресенье о. Владимир со своей командой приезжал на Федоровку. Они молились в храме, помогали с техническим обеспечением, несколько раз привозили с собой ужин. Знакомились с основами христианства, – и повернулись лицом друг к другу.
Наверно, рано говорить о плодах, но люди хотят продолжения встреч. И на последнем ужине даже родилась такая шутка: «Где же теперь по воскресеньям мы будет кушать?». А главная пища на этом курсе всё-таки была духовной, потому что в центре всего находилась Любовь – Иисус.
Это Он нас учил согласию, взаимовыручке, радости, молитве, желанию читать Библию и размышлять. И Он продолжает учить нас быть одним целым – Его Живой Церковью.
Татьяна Селедец
Верность
молитве
Тереза часто подчеркивает значение и важность добродетели мужества и непоколебимой решительности быть верным молитве.
В период молитвенной сухости, который длился у св. Терезы почти 20 лет во время ее жизни в монастыре Воплощения в Авиле, она решила оставить молитву размышления, так называемую, умную молитву, потому что видела, что остаётся неверной Богу. Об этом прекращении молитвы, которое длилось год с лишним, она сама в последствии говорила, что это было величайшим искушением, ложным смирением. Не надо ждать, пока мы вдруг станем совершенными своими силами, надо со смирением Магдалины, Самарянки, Хананеянки прийти к Иисусу и просто довериться Ему.
«Я полагаю, – пишет святая – что благодаря молитве, если душа сохранит в ней верность, несмотря на грехи, искушения и падения всевозможными способами, которые внушает лукавый, Господь, в конце концов, приведет ее к гавани спасения. Здесь нечего страшиться, и не сомневайся, избери Бога как Друга и настойчиво возобновляй этот свой выбор день за днем, осознавая незаслуженность этого дара дружбы с Богом».
Из всего сказанного следует, что необходимым условием для молитвы в тишине, является решимость молиться каждый день, определить время в течение дня для пребывания с Богом и не занимать это время чем-то другим, ведь «оно уже принадлежит Другу».
Образмолитвы
втишине
Как же предлагает молиться святая? Она прошла все степени молитвы от устной молитвы, размышлений, мистических восхищений, до вершины христианской мистики – духовного супружества, где воля человеческая сливается воедино с волей Божией. Но характерной чертой терезианской молитвы является «войти внутрь себя (сосредоточиться) вместе со своим Богом» («Царствие Божие внутрь вас есть» говорит Спаситель (Лк 17, 21)); далее Тереза пишет: «Представьте себе, что душа это дворец… и в нём обитает Царь, восседающий на троне, которым является ваше сердце; …и общайся с Тем, Кто является Царем твоей души... и смотри на Него, изливай перед Ним свое сердце, просто будь с Ним и для Него… удаляйся почаще в уединение и не оставляй надолго Такого сладкого Гостя, присутствующего внутри тебя… Когда стоите на молитве – предлагает она, – осознайте перед Кем стоите… Осознавайте Его величие, всемогущество, святость, а после, осознайте кем являетесь вы – свою малость, грешность, неверность, и попросите прощения. И далее предоставьте себя Святому Духу, дабы Он помог умиротворить все мысли, разум, волю, память, чтобы сосредоточить их на присутствующем внутри нас Боге».
«Что же касается меня, признаюсь, что я никогда не знала, чем является хорошая молитва, пока меня Господь Сам не научил», – пишет святая. «Из этого упражнения сосредоточения внутрь себя, я стольких благ снискала, что не в состоянии в достаточной мере выразить свою благодарность Богу».
Почитание
Евхаристии
Святая Тереза имела огромное почтение к Пресвятым Дарам. Почти все благодати и вдохновения, которыми Господь одаривал её, были после принятия Святого Причастия.
В связи с лютеранской Реформацией, когда происходили осквернения Пресвятых Даров, она сама дежурила у Дарохранительницы, а по ночам нанимала сторожей и, бодрствуя, присматривала из своей кельи. Тереза советует: «Когда вы приняли Святое Причастие, и имеете Самого Господа в Его Собственной Личности в вашей душе, постарайтесь тогда закрыть глаза тела вашего, а очи души открыть и глядите на Него, обитающего в центре вашего сердца… Я не требую от вас ни величайших о Нём размышлений, ни напряженной работы ума, ни приобретения прекрасных, возвышенных мыслей и чувств – желаю только, чтобы вы на Него глядели… Когда приобретешь навык постоянно пребывать в Его присутствии, а Он увидит, что ты делаешь это с любовью и стараешься во всём угодить только Ему, тогда уж от Него, как говорится, не отвяжешься…; Говорите с Ним как с Отцом, или как с Братом, как с Господом, один раз так, другой – иначе… пребывайте в молитве с твердым постановлением и горячим желанием хотеть научиться тому, чему Он вас будет учить…».
Почитание
ЧеловеческойСущности
Христа
Святая предлагает размышлять во время молитвы о тех тайнах Спасителя, которые соответствуют нынешнему нашему настроению, она говорит, что Господь здесь, как «супруга», готовая угодить своему супругу: улыбается, когда муж весел, имеет грустный вид, когда он печален. И Господь точно так же ведет Себя с нами. Итак, если тебе грустно, гляди на Страдающего Христа, размышляя над Страстными тайнами; если радостно, думай о Воскресении Спасителя, размышляя о Славных тайнах и о том, в какой славе мы призваны участвовать.
Ещё одной особенной чертой терезианской молитвы является любовное внимание и сосредоточение на Святой Человеческой Сущности Христа. Тереза с раннего возраста имела обыкновение перед сном размышлять о Гефсиманском борении Иисуса, тем самым, испрашивая индульгенции (отпущения вин для усопших).
Она писала: «Человечество Христа – это неисчерпаемый источник для созревания в любви, это врата, ведущие к злачным пажитям созерцания… Влюбленные в Его Человечество, те, кто страстно стараются всегда пребывать в Его обществе и действительно возлюбили Господа, Которому стольким обязаны, те уже, по-моему, далеко преуспели… Этот способ постоянного памятования о Его присутствии полезен на любом этапе внутренней молитвы, и является надежным средством к преуспеянию… Молитва – это дверь, через которую Бог хочет уделять нам великие дары, но если эта дверь закрыта, то и не знаю, как Он мог бы уделять эти дары».
Духовное
чтение
Также хорошим помощником в молитве приобретенного сосредоточения является духовное чтение. Тереза писала, что до того как Господь начал уделять ей сверхъестественную молитву, просто не могла молиться если рядом не лежала книга, даже если случалось, что она не заглянет в неё во время молитвы, но прочитав совсем немного, она тут же сосредотачивалась. Чтение Святого Писания или других душеспасительных книг о молитве и о подвигах святых позволяет нашему разуму кормиться этой духовной пищей и не блуждать бессмысленно и особенно пригодно в периоды сухости. Тереза дает еще один совет: всегда иметь при себе иконку, наиболее любимую, созерцание которой воспламеняло бы благочестие, помогая особенно тем, у кого слабое воображение.
c. Агнесcа,
В этом году Каритас Казахстан принял участие в ежегодной Региональной Конференции Caritas Asia 2015, которая проходила с 9 по 12 марта в Таиланде, Бангкок. Тема конференции: «Партнерские миссии в Церкви». Это мероприятие стало первой мировой встречей с коллегами и партнерами для Каритас Казахстана, Каритас Астаны и Алматы. В первые дни CRS (Каритас в Америке) приготовил для всех участников интересные конференции, тренинги, тема которых звучала так: «Научить лидеров работать и принимать решения в Чрезвычайных ситуациях», а работая в группах, мы разбирали различные ситуации и составляли стратегические планы. Во время конференции прошли перевыборы регионального президента Caritas Asia, следующие 4 года им будет Епископ Isao Yama Kikuchi, а также избрание регионального координатора, которым в очередной раз стал Zar Gomez. На конференции прошло важное голосование, во время которого был открыт субрегион центральной Азии, в состав которого входит Каритас Монголия, Казахстан, Таджикистан, Кыргызстан, Узбекистан и Туркменистан. В этой встрече приняли участие 41 Каритас со всего мира, больше 75 участников и 26 сотрудников CRS. Мы очень рады, что в этом году смогли принять участие в конференции. Благодарим Caritas Asia и CRS за организацию и теплый приём. Мы получили много полезной и необходимой в работе информации. Вся встреча прошла в дружеской атмосфере, которая запомнится приятными знакомствами, интересными разговорами и гостеприимством тайцев.
Весенние каникулы
с Caritas
Встречать школьные каникулы с Каритас, стало приятной традицией для детей из различных уголков Караганды. Этой весной мы встретились снова, чтобы вместе провести веселые дни каникул. На этот раз тема лагеря звучала так: «Весна – Наурыз». Дети нарисовали две большие картины, на которых пытались изобразить то, как они видят весну в природе и весенних праздниках. В эти дни ребята занимались творческими заданиями и показывали мини спектакли. Больше всего радует то, что с начала этого года в Каритас появились десять новых детей. Мы, с большой любовью, приняли ребят в нашу семью. Отдохнувшие, с новыми положительными эмоциями и впечатлениями дети приступили к новой учебной четверти.
Благодарим всех волонтеров Caritas Kazakhstan, которые приняли участие в проведении лагеря. Спасибо за Ваш неоценимый труд, помощь, поддержку и любовь к детям!
Благотворительная
акция «Великопостная копилка»
Caritas Kazakhstan, от чистого сердца выражает огромную благодарность, всем настоятелям и прихожанам, которые приняли участие в акции «Великопостная копилка». Спасибо, что Вы не остались равнодушными и безучастными. Любая маленькая помощь – это большая надежда для нуждающихся людей. Собранные средства пойдут на помощь:
1) детям с раковыми заболеваниями
2) детям-инвалидам
3) одиноким, престарелым людям
Пусть Господь благословит Вас за милосердие и щедрость Ваших сердец!!!
Сысоева Оксана,
менеджер по проектам Caritas Kazakhstan