ГЛАВНАЯ
СТАТЬИ
НОВОСТИ
ГАЗЕТА
ПРИХОДЫ
О НАС
Газета "Кредо" №4(236)'15

ЕРЕТИЧЕСКАЯ АНГЕОЛОГИЯ

Ангелы часто появляются в Ветхом Завете (например, Быт 3, 24; пророческие книги). Христианство приняло веру в ангелов из иудаизма. В первых веках среди Отцов Церкви существовали определенные споры, касающиеся природы этих существ. Однако Библия об их природе и видах говорит не много. Информацию на эту тему можно найти в каббалистических письмах и апокрифах, а также в эзотерической и оккультной литературе.

 

 

Ангелы в оккультизме

 

Смешение ангелов с оккультизмом (Ангельское Таро, Ангельские карты, Архангельские карты, Карты Ангельских символов, Ангельские послания) появилось задолго до движения Нью-Эйдж, в котором охотно ссылаются на ангелов. Это имело место быть еще в древней гнозе и каббале, которые повлияли на идеологию Нью-Эйдж и на современную эзотерику и оккультизм.

Не следует обманываться позитивными учениями популярной сегодня еретической (неортодоксальной) ангеологии. Потому что подобное, упрочняет впечатление соответствия этого учения с библейской и христианской доктриной. Надо сторониться ангеологии с каким-либо списком имен, которые не упоминаются в литургии или просто неизвестны. Призывая незнакомые и непринятые Церковью имена, можно нехотя призвать злых духов, которые охотно (возможно даже сразу) откликнутся на ваш зов и предоставят свои услуги, за которые придется дорого заплатить.

В эзотерических и спиритических традициях мы встречаем множество обращений к ангелам. Люди часто думают, что здесь речь идет о библейских ангелах. Однако это не так.

Многие имена ангелов и демонов пишутся на амулетах и талисманах, а также упоминаются в учебниках черной магии. Ярким примером здесь является мнение мага эпохи ренессанса Агриппы Неттесгеймского (Agrippa von Nettesheim), который опираясь на каббалу, утверждал, что воззвание к ангелам и демонам уже самой силой ангельских имен может дать людям власть над стихиями и природой. В учении каббалы практикуются также мистические браки с ангелами. Известный провидец Э. Сведенборг считал, что ангелы имеют пол и создают между собой своеобразные супружеские связи (браки), это воззрение от него перенял великий польский поэт Чеслав Милош.

Морони – ангел, который призвал Иосифа Шмидта к основанию Церкви Мормонов. Этот ангел сам раскрыл свое имя, которое в христианстве неизвестно. Сатанист Алистер Кроули был руководим Ангелом Хранителем, которого называл Aiwass.

Елена Блаватская, основательница Теософского общества, ссылалась на информацию, которую в «Разоблаченной Изиде» якобы ей диктовал контрольный дух – Джон Кинг, подобный Ангелу Хранителю. В других случаях она часто говорила о своих связях с «магистром М (Morya)», а в статье, написанной в 1883 году, объяснила сущность этого контакта как «род психического телеграфа», который можно сравнить с автоматическим письмом спиритов. Теософа и спиритку Алису Бэйли в ее люциферийных доктринах учил дух-проводник, который называл себя Джуал Кхул (Djwhal Khul). Спиритка и известный врач Элизабет Кюблер-Росс пользовалась духом-проводником по имени Salem. Рудольф Штейнер писал о творческой и комической роли ангелов в антропософии. Также на картах смертельного оккультного Таро (часто называемого «Библией Сатаны») мы встречаемся с изображениями ангелов.

 

 

Оккультный ангельский
синкретизм на практике

 

Схожие высказывания на тему ангелов – своеобразно переосмысленные – встречаем у многих оккультистов, смешивающих различные практики. Кристалломантия, как ангельское учение практикующее гадание, ищет в ангелах учителей тайного знания. Сегодня можно встретиться с «Ангельской терапией», где Дорин Вёрче дает советы по использованию ангелов для исцеления тела и разума, призывая по имени разных ангелов и архангелов, в том числе и тех, которых христианская традиция не знает. С этим связаны и многочисленные оккультные практики, широко рекламируемые в наше время.

Часто в интернете можно встретить подобные объявления: «Магистр и Учитель Рэйки. Много лет занимаюсь гаданием на картах Таро и Ангельских картах, а также рунами. Провожу терапию…»

Примером современного оккультного или спиритического злоупотребления ангеологией являются «карты с ангельской символикой», которые «будут служить тебе подсказкой в разных жизненных ситуациях. Когда не знаешь, что делать, как поступить, как разрешится какая-либо проблема, – спроси карты. Короткий и конкретный ответ вдохновит и подскажет, как подойти к этому вопросу. Прежде чем займешься гаданием, зажги кадило и обратись за помощью к своему Ангелу Хранителю. Сосредоточься на короткой медитации. Представь, как пространство вокруг тебя заполняется дружественными духовными сущностями. Почувствуй своего покровителя рядом с собой, почувствуй, как легко он кладет ладонь на твою руку. Теперь сосредоточься на проблеме» (фрагмент одной из страниц интернета).

Такой ритуал по своей сути может быть спиритическим обрядом, призывающим ангелов, но чаще всего – падших. Это берет свое начало из контекста (а временами и вопреки ему, если речь идет о гадании), видения или христианской традиции. Опасными в этом случае являются и медиумические техники, и самовольное эгоцентрическое отношение.

 

 

Новая ангеология в католичестве

 

Похожие проблемы в сфере неправильного понимания ангеологии случались и в католической Церкви. В Декрете Конгрегации Доктрины Веры на тему Opus Angelorum читаем: «Письмом от 1 декабря 1977 года, направленном к Апостольскому Престолу, Кардинал Йозеф Хёфнер (Joseph Höffner), Архиепископ Кёльна и Председатель Конференции Епископов Германии просил провести исследование, касающееся общества, называемого Opus Angelorum (Дело ангелов), относительно его учения и особенных практик, предполагаемо происходящих из частных откровений г-жи Габриэлы Биттерлих.

Проведя такое изучение, особенно касающееся писем, содержащих вышеупомянутое учение, Конгрегация Доктрины Веры, письмом от 24 сентября 1984 года оповестила Кардинала Й. Хёфнера о следующих решениях, которые ранее были утверждены Папой Римским на аудиенции 1 июля (AAS 76 {1984} 175-176) {…}: Конгрегация Доктрины Веры сочла необходимым напомнить прежние решения, дополняя их следующими нормами:

«Теории, происходящие из предполагаемых откровений, полученных г-жой Габриэлой Биттерлих, касающиеся мира ангелов, их личных имен, групп и функций, не могут ни преподаваться, ни каким-либо образом употребляться, непосредственно или косвенно, в организации и в структуре действий Opus Angelorum, а также в культе, в молитвах, в духовной формации, в духовности общественной и частной, в служении или апостольстве. Это же решение относится к какому-либо институту или обществу, признанному Церковью» (1992).

 

 

Победа Opus Angelorum, хоть
и с некоторыми условиями

 

Ситуация через несколько лет все-таки изменилась. Вместе с утверждением Opus Angelorum, Церковь в 2010 г. признала существенную правоту интуиции основательницы г-жи Биттерлих. Однако заявила, что в ее обширной переписке нашлись учения, а в частности «теории, касающиеся мира ангелов, их личных имен, групп и функций», которые «чужды Священному Писанию и Традиции», поэтому они не могут быть основой духовности и деятельности обществ, утвержденных Церковью (ср. декрет Litteris diei Конгрегации Доктрины Веры от 6 июня 1992 года).

Подчиняясь в послушании Церкви, Opus Angelorum прекратило распространение этих учений и связанных с ними практик поэтому, и сегодня оно является церковным движением, призванным, согласно своей харизмы, сотрудничать в евангелизации и спасительной миссии Церкви.

Эта тенденция будет повторяться с различными эзотерическими ангеологическими концепциями, которые слишком сложны и запутанны. Они не столько созидают, сколько пробуждают опасное любопытство к тайному. Особенно опасным может быть призыв ангелов с неизвестными именами для нашего спасения, особенно если они появляются в контексте идеологии оккультизма или эзотерики.

 

Основа правильной ангеологии – Священное Писание

 

Сейчас Основой духовности Opus Angelorum является Слово Божье, содержащееся в Священном Писании и живой Традиции Церкви, признанное достоверным учительским правлением Церкви. Обращение учения на тему мира ангелов содержит Катехизис Католической Церкви (ср. ККЦ, стр. 328-336, 350-352). В нём говорится: «Есть духовные существа, бесплотные, в Священном Писании обычно называемые ангелами: это истина веры» (ККЦ 328). «Всем своим существом ангелы – слуги и вестники Божии. Ангелы «на небесах всегда видят лицо Отца Моего небесного» (Мф 18, 10), поэтому они – «крепкие силою, исполняющие слово Его» (Пс 103, 20)» (ККЦ 329).

Они «творения личностные и бессмертные» (ККЦ 330).

Таким образом, ангелы не действуют самостоятельно и самовольно, вне контекста христианской веры и верности Богу в Троице единому, как это встречается в разных формах оккультизма и спиритизма.

 

 

o. Александр Посацки
доктор богословских наук
кандидат философских наук
 
Перевод: с. Марина Юрченко