Александр Эбен никогда не поверил бы истории, которую теперь рассказывает сам: «Тот свет существует, я сам его видел». Эбен, нейрохирург из Гарвардского университета и сын нейрохирурга, всегда верил только в науку и в научное познание. Это была его религия, созданная из фактов и доказуемых теорий. Годами он следовал своему разуму, как поезд по рельсам... Пока не впал в кому и не увидел иной мир.
«Бумажный» христианин Александр написал книгу с красноречивым названием: «Доказательство неба», которая была опубликована 23 октября. Но о том, что с ним произошло, он уже рассказал на первой полосе "Newsweek" (на обложке этого номера так и было написано: «Небо реально»). Все началось с того, что доктор Эбен подхватил инфекционное воспаление мозговых мембран и впал в семидневную кому. «Это был тот особый тип комы, который загасил человеческую часть моего мозга – неокортекс (новая кора мозга), рассказывает сам доктор. Бактерии Е.coli проникли в мою спинномозговую жидкость и пожирали мой мозг». Здесь нейрохирург передает слово человеку и продолжает: «Я очнулся среди безмерного пространства намного выше облаков, заселенного прозрачными и искрящимися существами. Опыт, который я пережил, был настолько глубок, что дал мне научное основание верить, что сознание продолжает жить после смерти».
Обратите внимание, как это звучит: «научный довод»! А ведь в этом рассказе нет ничего нового или из ряда вон выходящего. Сколько подобных историй мы уже слышали, сколько о них написано рассказов и книг, сколько фильмов! Но никогда ничего подобного не переживал ни один нейрохирург, и наш нейрохирург никогда в такое не верил. Парадокс, который заставил его коллег ополчиться против него и вести себя холодно с ним. Одни забрасывали его вопросами, другие, в том числе и пациенты, считали его помешанным. Недостаток озона в мозге? Нет. Галлюцинации, вызванные им самим? Нет. «Пережитый опыт», уверенно отвечает он сам. И пусть этого опять нельзя доказать разумными доводами и математическими вычислениями. «Насколько мне известно, говорит врач, никто пока не побывал в этот параллельном измерении, пока его мозговая кора была отключена, а тело находилось под медицинским наблюдением так долго, как в моем случае – в течение семи дней комы. Обычно подобный пограничный опыт бывает следствием минимальных, временных или частичных нарушений функции мозговой коры. Согласно современной врачебной теории, в том состоянии, в котором я был, я никак не мог находиться в сознании и уж тем более вообразить невероятно живую и логическую одиссею, которую мне довелось пережить». И кто осмелится усомниться в словах нейрохирурга?
«В те дни я побывал в королевстве, созданном из облаков высшим существом, а божественный ветер говорил мне, что я – объект вечной любви и уважения. Очень долго и необыкновенно прекрасное путешествие». С тех пор жизнь доктора Эбена Александра радикально переменилась. В больнице он то и дело ловит на себе взгляды неверующих коллег, которые смотрят на него со смешанным чувством. В церкви он чувствует себя намного лучше: «Я вижу там все новыми глазами и ощущаю новую вселенскую любовь, пока иду в свете цветных витражей под прекрасные звуки органа, глядя на образы Иисуса». «У меня есть план, признается, наконец, Эбен. – Хочу собрать других ученых, чтобы мы вместе начертили новый образ действительности – многомерный мир, который развивается и в центре которого всеведущий Бог».
В научных кругах прозвучало немало насмешек в адрес Александра, который рассказывает в своей статье, как «летал на крыльях бабочки». Это путешествие с эзотерическим оттенком должно, по мнению врачей, восприниматься, как и все остальные: как фантастическая сказка. И их не смущает, что речь идет об одном из ведущих нейрохирургов. Тот свет для них – плод воображения, и если о нем рассказывает видный ученый, то это еще ничего не доказывает. Ведь и Александр, подобно всем нам, поневоле попал под влияние райских картин, которые были нарисованы нам в книгах, на иконах, по телевидению, в катехизисах, в мирской и храмовой музыке. Изменить свои взгляды не просто.
Манила Алфано
(Il Giornale 11.10 2012)