Свидетельство врача
„Zdrowaś, Marjo, łaski pełna...". В детстве под эти слова я засыпал, а иногда и просыпался. Это мама в углу у иконы тихонько молилась. Слова молитвы часто повторялись, но не надоедали мне. Я вслушивался, вслушивался, пытался понять, да так и засыпал. А мама все молилась... Она много работала, очень уставала. Но на молитву времени и сил у нее всегда хватало до последних ее дней. Она молилась по-польски. Но часто переходила на понятный мне «украинско-русский» язык, и тут я уже понимал, что она рассказывает Деве Марии о нас – своих детях, просит за нас заступиться, иногда даже обращается с конкретной просьбой.
Мы жили в маленьком селе, где была только начальная школа. Поэтому все дети рано покидали родной дом, чтобы продолжить учебу. А потом вообще разъехались по разным городам и селам. И, как всегда, тянуло домой! Хотелось вновь вернуться к горячей печке с потрескивающими дровами, к вкусному запаху маминой еды.
Уже сейчас я понимаю, что чем дальше мы уезжали и чем дольше были вдалеке от дома, тем больше молилась мама. А может быть, она молилась, как всегда, много, поэтому, слава Богу, мы и выросли, и выучились, и чего-то в этой жизни достигли.
Надо сказать, что в пору моего детства, да и позднее, большого достатка у нас в семье не было. Не приходилось надеяться и на какую-либо протекцию для последующей учебы. Но в достатке было родительской теплоты и заботы. И были мамины молитвы!
Мне было чуть больше 10 лет, когда я серьезно заболел. И вот меня выписали из больницы, и мы с мамой возвращались домой, в свое село. Была зима. Казахстанская зима. Мела поземка. Ехать нужно было на старенькой грузовой машине, мало приспособленной для перевозки людей. Мама сидела в крытом кузове, я – рядом с водителем. Но и здесь было не теплее, чем на улице, так как отопления в кабине не было, через плохо закрывающиеся двери дул ветер. Как только мы выехали в степь, началась метель. Не метель, а настоящий буран. Ветер, снег, уже перед самой машиной ничего не было видно. Правда, рядом с двумя взрослыми людьми мне не было страшно.
Но вот появились первые снежные заносы на дороге, в которых мы сразу забуксовали, поурчал надсадно мотор и затих.
- Все. Приехали! - и добавив крепкий мат, водитель хлопнул дверцей и скрылся в снежной круговерти. Вернулся угрюмый, попытался вновь поехать, но ничего не получилось. В кабине машины стало холоднее, из щелей, да и из открывавшейся двери водителя налетел снег, холодный, колючий. Подошла мама, заохала, проверила мою одежду, ноги, перевязала шарф. Что больше она могла сделать?
Не знаю, сколько прошло времени. Но тревога проникла и в меня. И вот, как это пишут в книжках, вдруг прямо перед нашей машиной из снежной круговерти появилось что-то темное. Это была лошадь, а рядом с ней в длинном тулупе пробирался человек. Боже, это был мой отец!
Тогда я воспринял это как должное. Кто же должен спасать, как не отец?!
Но это было чудо! Оказывается, прикинув, что мы должны были бы уже приехать, он понял, что случилась беда, выпросил лошадь и поехал нам навстречу. И ведь мы встретились, хотя ехать ему пришлось практически наугад, без дороги, которая под снегом сравнялась с окружающей степью.
Я был закутан во второй тулуп, который отец предусмотрительно бросил в сани, и уже через каких-то полчаса-час мы были дома.
Позднее мама не раз вспоминала эту историю, сетовала, что перенесенное тогда переохлаждение сказалось на моем здоровье. И еще рассказывала, что все время она молилась. Да в этом и не стоило сомневаться.
Следующее воспоминание относится уже к более поздним годам. Я поступал в медицинский институт. Успешно сдал первый экзамен – сочинение по литературе. Но после него вдруг совершенно неожиданно заболел - «атака» ревматизма, которая, к сожалению, очень часто меня настигала весной и осенью, в этот раз пришла в неурочный час – в самом начале августа. Как это бывало и раньше, утром я не смог встать с постели, распухшие суставы сильно болели, повысилась температура. Катастрофа! Через день – следующий экзамен!
Но вместо экзаменов меня увезли домой, в деревню. Помню, глаза мамы, когда меня выносили на руках из машины, в них – страдание, боль, но не было слез. Она сдерживалась.
И вот я дома. Постоянно в постели, день незаметно переходил в ночь, и снова – день... Родственники, соседи, фельдшер с уколами и таблетками (в больницу решили не ложиться, так как лечение было известно) не добавляли разнообразия и надежд. Часто просыпался рано, еще до рассвета. И всякий раз слышал из другой комнаты, а то и рядом с собой: «Matko Boża, módl się za nami grzesznymi;...». Мама молилась и день, и ночь.
Как и раньше, уже через неделю мне стало легче, прошли боли, исчезла отечность. А еще через неделю приехал из города брат с совершенно неожиданной вестью. Оказывается, когда он пошел в институт забрать мои документы, ему сказали, что я, не имеющий никаких оснований на особое к себе отношение сельский юноша, могу попробовать сдать оставшиеся экзамены. Предложение беспрецедентное, при конкурсе в пять человек на место.
До конца приемных экзаменов оставалось четыре дня! А мне нужно сдать три предмета. И вот уже на следующий день мы в автобусе едем в город. На дороге, как всегда, остается мама, осенявшая отъезжающий автобус крестом и беззвучно шевелившая губами. Она молит Господа, Деву Марию за меня.
Много раз мне приходилось прощаться с мамой, и всегда она молилась вслед уходящему автобусу или автомобилю. Но никогда не плакала. Не плакала не только потому, чтобы не расстраивать нас, но и потому, что была уверена в силе своих молитв.
В общем, за три оставшихся дня я сдал успешно все три экзамена и был зачислен в институт.
Прошло много лет. Жизнь мчится стремительно, часто даже не оставляя времени на обдумывание не только прошедшего, но и настоящего. И, тем не менее, все чаще я стал обращаться к прошлому. Вспоминаю в свободную минуту что-то из детства, из школьных лет... Что-то начинаю обсуждать сам с собой, что-то оцениваю по-новому, о чем-то сожалею.
Чаще всего в воспоминаниях возвращаюсь к маме.
Пять лет назад ее не стало. Незадолго до смерти я со всей своей семьей успел в последний раз побывать у нее. Ей было уже 88 лет. А через три месяца пришлось приехать, чтобы проститься.
На похоронах был о. Ярослав. До него у нас много лет работал о. Тадеуш, которого очень любили все жители села – и русские, и украинцы, и немцы, и поляки. И службу он проводил на разных языках. Очень любил петь. Потом он вернулся в Польшу.
О. Ярослава я знал меньше. Но мама о нем так же говорила много хорошего. И мы были очень благодарны ему за то, что он нашел время, чтобы приехать и проводить свою преданную прихожанку в последний путь. Благодарны за теплые слова, которые он говорил о «тете Антосе» - так он ее называл.
Мне на память от мамы остались четки - «ружанец», как она их называла. Я и сейчас всегда их ношу с собой. И вот год назад, 24 декабря, перед самым Рождеством, мама мне приснилась. Она ничего не говорила. Молчал и я. Она просто была рядом со мной, мы куда-то спокойно шли. Надо сказать, что в то время у меня были серьезные проблемы, я искал другое место работы, но не мог найти ничего, что отвечало бы моим пожеланиям.
Проснулся я с одной мыслью – пойти в храм. И пошел. Рассказал вкратце свою историю о. Марио и вскоре стал часто там бывать. Люблю присутствовать на Мессе, участвовать в розарии. Слушаю и как бы ощущаю рядом маму, молюсь вместе с ней.
И еще. Не прошло и месяца, как совершенно случайно получил предложение по новой работе, где тружусь и сейчас. Работа интересная, удовлетворяет и материально. Правда, стало меньше свободного времени, не всегда удается в нужный час быть в храме.
Но знаю, что и тогда, когда я не могу участвовать в молитве, за меня и сейчас это делает мама.
Matko Boża, módl się za nami grzesznymi
teraz i w godzinę śmierci naszej.
Amen.
Петровский Валерий
Нижний Новгород
С 23 декабря 2012 г. по 30 января 2013 г. в центре им. В. Буковинского в Караганде (рядом с собором св. Иосифа) проходит выставка старых елочных игрушек. Выставка – это праздник, а рождественская выставка елочных украшений – праздник вдвойне. Представленные на выставке экспонаты сохранили ощущения волшебства зимних праздников, привнеся элемент чуда. Рождественская экспозиция не очень большая – чуть более 100 предметов, но это ничуть не умаляет ее ценности: каждая представленная игрушка олицетворяет собой определенную эпоху и стала для владельцев своеобразной семейной реликвией.
С годами эти уже кое-где потертые и утратившие цвет старые елочные игрушки становятся все ценнее. Ведь по ним тоже можно проследить историю. Большинство представленных здесь новогодних украшений относятся к 50-80 гг. прошлого столетия.
Стекло, блеск, гирлянды неизменно подчеркивают убранство новогодней елки. Чудным блеском елочные игрушки украшают наш дом в новогодние праздники. История елочных украшений началась в далекие времена, когда существовало поверье, что на деревьях обитают духи, от которых зависят будущий урожай и судьба человека, поэтому духов необходимо было уважить разнообразными подарками. Затем зеленая ель стала олицетворением «райского дерева». На макушку вешали «вифлеемскую звезду» (в советские времена ее заменила красная звезда, аналогичная кремлевской), «яблоки» (сегодня это шары) олицетворяли библейский «запретный плод», горящие свечи (сегодня это электрогирлянды). В средние века на ветки рождественского дерева вешались фигурки из вафель как прообраз пресных хлебцев, а также орехи, сладости и фрукты.
Серебряные звездочки и мишура появились в XVIII в. А в 1848 г. в городке Лауш в Тюрингии были изготовлены первые елочные шары.
Обычай наряжать елку в Россию пришел при Николае I. Его супруга, императрица Александра Федоровна, урожденная принцесса Шарлотта из Пруссии, перенесла в Россию обычай украшать жилище елочкой с горящими свечами. Эта традиция очень скоро завоевала популярность сначала среди придворных, потом по всему Петербургу, а затем и по всей России. Многие игрушки делались своими руками из ткани, ваты и папье-маше.
С 1917 г. до 1935 г. празднование Рождества и Нового года в Советском Союзе было под запретом. Только с 1937 г. возобновилось производство елочных украшений. В тот год была выпущена первая серия елочных шариков с изображением членов политбюро. В годы Великой отечественной войны елки украшали военной техникой – танками, самолетами. А во времена Никиты Хрущева особенно популярной игрушкой стала знаменитая кукуруза. Овощи и фрукты на елке и так были в моде, поскольку считались символами изобилия, а уж когда в Советском Союзе вышла книжка про Чиполлино, то синьоры Помидоры и графы Вишенки оказались и вовсе нарасхват! Не уступали им по популярности и персонажи пушкинских сказок. Часто на елку попадали и мультяшные киногерои и даже такие бытовые предметы, как чайники и кувшины, ну, и конечно, волшебные часы, на которых всегда – без пяти двенадцать.
В наши дни на прилавках магазинов можно увидеть огромное количество елочных игрушек, выполненных из разных материалов и в разных техниках. Набирает обороты мода на эксклюзивные самодельные украшения. Все чаще можно встретить игрушки из соломы, бумаги, лоскутков ткани, пряжи и т.д. Но именно старые игрушки обладают своим неповторимым очарованием, так как они помнят теплоту наших детских рук.
Организаторы выставки выражают глубокую благодарность о. Владимиру Дзуренде, сестрам евхаристкам, а также Ситдиковой Ольге и Суворкиной Нине за предоставленные на выставку елочные игрушки.
Оксана Суворкина
В с. Переменовка (Семипалатинская обл.) состоялась первая от революции торжественная св. Месса «Пастырей» Рождества Христова. В торжестве приняло участие ок. 40 человек. Как сообщил настоятель, после св. Мессы прихожане пообщались в радушной атмосфере, а самым юным преподнесли небольшие подарки, которые предоставили благодетели с юга, которых хочется от всей души поблагодарить за любовь к детям!
Прихожане
В октаву Рождества Христова 28 декабря прошла не совсем обычная встреча священников и монашествующих, несущих свое служение людям в Кокшетауском деканате архиепархии в Астане, так как в этот Год веры к нам приехал его высокопреосвященство архиепископ Томаш Пэта и углубил наши познания в вопросах литургической практики.
Во время интересного доклада о конституции «Saсrosanсtum concilium» все присутствующие могли заново открыть ценность литургии. Отчетливо запомнилась фраза из десятой главы данной конституции: «Литургия – это вершина, к которой направлено делание Церкви, и одновременно источник, из которого проистекает вся ее сила».
Архиепископ подчеркнул, что литургические обряды – не частные действия, а служение Церкви, и это заметно в Казахстане, так как священники, совершая литургию, не занимаются «народным творчеством», а строго следуют предписанным канонам.
Во время преломления рождественских облатков мы вновь окунулись в праздничную атмосферу Рождества, отведали традиционных блюд сочельника и в заключение прославили Бога рождественскими колядками.
С. Франческа М. (PIJ)
6 декабря 2012 г. в Оратории Доброго Пастыря было очень весело. Все с нетерпеньем ждали прихода св. Николая, детки подготовили стихи и песни, а взрослые вместе с с. Моникой (SJE) – праздничный стол и подарки. Благодарим сердечно всех, кто подготовил праздник и участвовал в нем. Благодарение Богу за Его любовь и заботу о нас!
Катя
«...Как же я счастлива, что могу служить Тому, Кому служить есть царствовать не только на этом свете, но и в вечности...»
История Вселенской Церкви – это история миллионов посвященных Богу душ, добровольно выбравших жертвенную жизнь для Христа. В благословенном списке этих подвижников есть имя преподобной матери Иосафаты Гордашевской, соосновательницы и первой сестры Конгрегации сестер служительниц Непорочной Девы Марии (КССНДМ).
27 июня 2001 г. Святой Отец Иоанн Павел II представил Церкви и миру бл. Иосафату Гордашевскую, которую можно назвать «женщиной всех времен». Она была очень чутка к веяниям своего времени и учила сестер идти туда, где наиболее необходимо передавать своим ближним вечные истины Евангелия. Ее жизнь была непрерывной песней прославления Бога не только в часы радости, но и в годины невзгод и трудностей, которых ей выпало предостаточно. Она непрестанно расточала в своем окружении «драгоценное миро» (ср. Мф 26, 7), всегда находя время и место для своих возлюбленных духовных детей, молодежи, женщин и всех страдающих и покинутых. Ее любовь к Иисусу в лице нуждающихся была конкретной. Это лучшее наследие, которое преподобная Иосафата оставила своим последовательницам – сестрам служительницам Непорочной Девы Марии. Как первая служительница она стала образцом посвященной жизни и словно заветом и обязательством для каждой сестры монахини стать святой. «Монах – это человек, который взирает только на Бога, стремится только к Богу, трудится только для Бога, пребывает в мире с Богом и источает дух мирен» (преп. Феодор Студит).
Конгрегация ССНДМ была основана в 1892 г. в Украине, в Галиции как первая деятельная конгрегация монахинь восточного обряда. Первый монастырь был открыт 28 августа на Успение Пресвятой Богородицы в с. Жужель по инициативе о. Иеремии Ломницкого (ЧСВВ), местного настоятеля о. Кирилла Селецкого и с. Михайлины Гордашевской, первой настоятельницы монастыря (в постриге она приняла имя Иосафата).
Служительницы распространяли свою миссию по всей Галиции. В селах, куда они приходили, открывались дошкольные образовательные учреждения, больные получали опеку, девушки и женщины объединялись в женские религиозные организации. Народ очень полюбил радостных и неутомимых сестер. Через десять лет после основания в 20 монастырях проживало около 100 сестер. В 1930 г. КССНДМ становится конгрегацией папского права. После ликвидации Украинской Греко-католической Церкви (УГКЦ) активно действует в подполье. Конгрегация ССНДМ расширилась на миссиях в Канаде, Югославии, Сербии, Бразилии, Чехословакии, Польше, Италии, Франции, Аргентине, Австралии, США и Казахстане.
В Казахстане наше апостольство приняло особенный характер. На протяжении двенадцати лет сестры служительницы трудятся при украинском греко-католическом храме Покрова Пресвятой Богородицы в Караганде, а с 2003 г. еще и в апостольской нунциатуре в Астане. Они служат, прежде всего, молитвой, евангелизацией и катехизацией. Кроме того, осуществляют пение во время литургии, при совершении святых таинств крещения и брака, сопровождают священников на похоронах, руководят молитвенной группой «Матери в молитве».
Каждое воскресенье сестры готовят детей к первой исповеди и торжественному святому причастию, занимаются с дошколятами и подростками, проводят встречи с молодежью, изучают с мирянами катехизис УГКЦ «Христос наша Пасха»; также готовят людей к таинствам крещения, покаяния и Пресвятой Евхаристии, посещают семьи, одиноких и нуждающихся людей, заботятся о чистоте и благоукрашении храма.
Господь призвал нас, сестер-монахинь, к молитве и служению ближним, и поэтому мы все, что делаем, стараемся делать во славу Божию. Ведь не напрасно девиз нашей конгрегации звучит как: «Слава Богу, честь Марии, нам мир».
Сестры служительницы
Непорочной Девы Марии,
монастырь Пресвятой Троицы,
г. Караганда, Казахстан
священник и мученик,
память 12 января
Наконпатом, 31 января 1895 г. –
Бангкок, 12 января 1944 г.
Римский мартиролог: «В селении Томом близ Бангкока, Таиланд, бл. Николай Бункерт Китбамрунг, священник и мучение, выдающийся проповедник Евангелия, во время гонений был брошен в тюрьму, ухаживал за больными, от которых заразился туберкулезом и умер, покрытый славой.
Постоянно растет число святых и блаженных, родившихся на миссионерских землях, и на этот раз мы поговорим об уроженце Таиланда. Николай Бункерт Китбамрунг родился 31 января 1895 г. в Наконпатоме, что примерно в 30 км. от тайской столицы Бангкока, в семье Иосифа Поксанга и Агнессы Тианг, венчавшихся в католической церкви в 1893 г.
Своему первому сыну они дали имя Бенедикт, как записано в его свидетельстве о крещении, но впоследствии его всегда называли Николаем. Мальчик часто общался с миссионерами и получил хорошее христианское воспитание, как, впрочем, и оставшиеся пятеро детей его родителей. Обладая довольно сдержанным характером, Николай любил молиться и прислуживать на Мессе. Когда ему исполнилось 13, его направили в семинарию Бангксанг для получения среднего образования, а в 1920 г. он поступает уже в высшую семинарию в Пинанге, который уже тогда считался международным центром богословия, а сегодня является столицей епархии, зависимой от Куала-Лумпур (Малайзия). В эти годы учебы и подготовки к священству Николай проявляет себя как человек интеллектуально одаренный и обладающий прекрасными качествами характера; немного обидчивый и упрямый, он просил своих воспитателей помочь ему стать лучше.
По возвращении в Бангкок 24 января 1926 г., в возрасте 31 года, Николай вместе с четырьмя своими товарищами был рукоположен в священники в кафедральном соборе Успения. С этого дня начинается важный период его служения в качестве епархиального священника сначала в Бангноккнуеке на должности викария о. Дурана – миссионера из Парижских зарубежных миссий. В октябре 1927 г. в это селение прибывают двадцать молодых клириков-салезианцев во главе с итальянцем Гаэтано Пазотти и несколькими священниками. Они собирались открыть салезианскую миссию, и о. Николай Бункерт Китбамрунг взялся обучать их тайскому языку и вести катехизацию для клириков, не оставляя одновременно и свою апостольскую деятельность.
С 1 января 1928 г. вся миссия в Бангноккнуеке была вверена заботам салезианцев, а о. Николай был назначен викарием французского миссионера о. Мирабеля в Питсанулоке, где он, помимо своих непосредственных обязанностей, начал изучать китайский язык. В 1930-1937 гг. о. Николай выполнял важное поручение по развитию миссионерской деятельности на севере Таиланда, восстанавливая контакты с католиками, которые по различным причинам перестали практиковать свою веру. Задача была огромной, а вверенная его заботам территория, простиравшаяся от границ Лаоса до Бирмы, была покрыта непроходимыми джунглями и еще не до конца исследована. Он построил часовню в Чиангмай, которая стала центром его апостольской деятельности. В 1937 г., когда о. Николаю было 42 года, его назначили настоятелем в округе Корат. Там он развернул активную евангелизацию, которая приносила огромные плоды среди его соотечественников, а с 1938 по 1941 гг. священник окормлял также расположенный неподалеку приход Нонкае.
В этот период расцвета католической миссии, осуществляемой о. Николаем, разразилась вой¬на между Францией и странами Индокитая, в которую был вовлечен и Таиланд. И, как случалось не раз, это сказалось на священниках и миссионерах «европейской» религии. 12 января 1941 г. о. Николай был арестован по обвинению в шпионаже в пользу французов и заключен в окружную тюрьму, а 40 дней спустя переведен в военную тюрьму Бангкока.
Здесь священник был предан суду и приговорен к 12 годам заключения. Конечно же, обвинение не имело ничего общего с правдой и было лишь следствием ненависти к вере католиков и, в частности, к священникам, особенно местным. Но, к большому неудовольствию властей, даже в тюрьме о. Николай продолжал свое священническое служение, утешая, катехизируя и крестя товарищей по несчастью. Поэтому его перевели в отделение для больных туберкулезом с тайным расчетом на то, что он заразится там этой болезнью и умрет.
Так все и произошло. Священник заразился туберкулезом и, лишенный медицинского ухода, умер 12 января 1944 г. в возрасте 49 лет. 7 марта 1995 г. Св. Престол позволил Бангкокской епархии начать канонический процесс беатификации Николая Бункерта Китбамрунга.
27 января 2000 г. его смерть была признана мученической, и уже 5 марта того же года Папа Иоанн Павел II причислил его к сонму блаженных.
А. Боррелли
Итак, мы поговорили уже о многих жестах и позах. И сейчас нам ясно уже, что мы делали?
Каждый раз речь шла о том, что было давно известно, но теперь явилось нам в новом свете. Мы тысячи раз видели все это, но смотрели не под тем углом, и лишь сейчас вроде бы привычное предстало перед нами во всей своей необычайной красоте. Как следует вжились в знаки, которые столько раз уже делали раньше, и отныне делаем их осмысленно, понимая смысл, скрытый в них.
Вот оно – выдающееся открытие! Именно так мы должны добывать то, что давно имели, чтобы оно было действительно нашим. Нам нужно учиться правильно видеть, правильно слышать, правильно делать. Это та великая школа, в которой мы учимся видеть и знать. Пока мы не пройдем эту школу, все останется для нас немым и темным. А когда мы постигнем все, то все откроется; откроется твое сердце, и оттуда, от этой основы, будет создана внешность. И ты узнаешь на личном опыте, что в самых обычные вещах, в обыденных действиях скрыт глубочайший смысл. В самом простом – величайшая тайна.
Вот, например, ступени. Ты тысячи раз уже проходил по ним. Но сознавал ли ты, что при этом в тебе происходило? Ведь что-то в нас происходит, когда мы поднимаемся по ним. Но это что-то мягкое и тихое, что человеку легко не заметить. Здесь скрыта глубокая тайна. Одно из тех событий, которое рождается в глубинах человеческого бытия; событие таинственное, необъяснимое разумом, но при этом каждый его понимает, потому что оно потрясает саму нашу глубочайшую сущность.
Когда мы поднимаемся по ступеням, то движутся не только ноги, но все наше существо. Мы поднимаемся и духом. И если мы делаем это осознанно, то ощущаем, что возносимся к той высоте, где все велико и совершенно, к небесам, где восседает Бог.
Но мы сразу же чувствуем тайну. Разве Бог наверху? Ведь для Него нет ни «наверху», ни «внизу»! К Богу мы можем приблизиться лишь в том случае, если станем чище, честнее, лучше. Но какое отношение с пребыванием «наверху» имеет чистота? Здесь даже нечего и объяснять. «Внизу» самим своим звучанием символизирует что-то низменное, плохое, а хорошее, надлежащее поведение указывает на вознесение нашего бытия в «Всевышнему», к Богу. Мы не можем этого объяснить, но это именно так; мы чувствуем, видим это!
Поэтому с улицы в церковь ведут ступени. Они говорят тебе: «Ты подымаешься в дом молитвы, ближе к Богу». Из нефа опять ступени ведут в пресвитерий, как будто говоря: «Теперь ты входишь в святая святых». И там человек поднимается к алтарю по ступеням. Тому, кто идет по ним, они велят, как некогда Бог повелел Моисею на горе Хорив: «Сними обувь свою, ибо это земля святая». Алтарь – порог вечности.
И это великая вещь! Понимаешь? Поднимайся по ступенях осмысленно, помня, что идешь вверх, оставляешь все низменное внизу и поистине восходишь «ввысь». Ты должен уяснить себе это сердцем, «восходить к Господу» - это самое важное.
Романо Гвардини
(«Сакраментальные знаки»)
Теперь перейдем к самому трудному вопросу: к полной ответственности за наши эмоции и чувства. Многие из нас в процессе взросления усвоили миф о том, что мы не несем ответственности за свои чувства. Но это могло быть правдой, пока мы были детьми. В нас тогда не было взрослого, который обработал бы наши реакции и эмоции. В каком-то смысле, мы были отданы на милость и немилость окружавших нас старших. Но о взрослом так говорить уже нельзя. Эмоции могут по-прежнему рождаться в нас быстро и спонтанно. Но как ответственные и зрелые люди мы способны уже полностью и свободно пережить свои чувства и решить, как конструктивно и зрело их проявить. Потом при самоанализе можно выявить корни этих спонтанных реакций. Почему я реагирую именно так? Согласно определению, эмоция – это восприятие, перерастающее в физическую реакцию. А так как эмоция сочетает в себе восприятие и последующую физическую реакцию на это восприятие, у нас не могло бы быть эмоций без ума и тела. Если я воспринимаю вас как своего друга, то моей реакции будут сопутствовать успокоение и мир. Благодаря своим эмоциям я сознаю, что рад видеть вас. Но, если я воспринимаю вас как врага, то моей реакцией будет «сражаться или бежать». Мои мышцы напрягаются, а сердце начинает биться быстрее. Я буду опасаться вас и того, что вы можете сделать или сказать.
И поскольку я не свободен совладать с этой своей эмоциональной реакцией, то знаю, что ее порождает нечто во мне: способ моего восприятия вас. Моя эмоциональная реакция может быть окрашена какими-то последними переживаниями, но все же именно нечто во мне руководит ею.
Это можно легко объяснить на примере ситуации в университетской аудитории. Я часто говорю своим студентам: «Представьте, что один из вас выйдет из этой аудитории раздраженным. Тем самым он выразит свое негативное отношение как ко мне, так и к моим преподавательским способностям. Что тогда буду чувствовать я?» Мои ученики в большинстве своем быстро отвечают: «Вы разозлитесь. Предупредите того студента, что знаете его имя и что можете повлиять на размер его стипендии». Другие не соглашаются: «Вас это не выведет из равновесия. Мы знаем, что вы стараетесь быть добрым преподавателем. Может быть, только расстроитесь, что все ваши старания пошли прахом». Третьи думают иначе: «Нет, наверное, вы будете чувствовать себя виноватым. Попросите студента вернуться и дать вам еще один шанс. Не задумываясь, попросите прощения». И почти всегда кто-нибудь предположит реакцию сочувствия: «Вам будет жалко этого ребенка. Вы поймете, что у него должны быть какие-то другие проблемы».
К концу дискуссии, как правило, я получаю десять или одиннадцать версий того, какова была бы моя эмоциональная реакция на такую ситуацию (втайне я подозреваю, что большинство из студентов при этом представляет, как вели бы себя они сами). А в заключение я высказываю предположение, что мог бы реагировать любым перечисленным образом, и добавляю: «Но обратите внимание. Есть столько возможных реакций. Я не уверен, как реагировал бы в действительности. Но одно несомненно: мою эмоциональную реакцию порождает нечто во мне, а не студент, который уходит. Этот человек может только стимулировать реакцию. Но мою конкретную эмоциональную реакцию определяет нечто во мне, то, что я сам о себе думаю, как я сам оцениваю себя как преподавателя, значение, которое я придаю тому, чему учу, т.е. внутренние раздражители. И за них я должен нести полную ответственность. И именно это я называю полной ответственностью за свои эмоции.
Многие мои эмоциональные реакции хороши. Другие могут вести к саморазрушению. А потому, анализируя свою эмоциональную реакцию на ту или иную ситуацию, нужно вернуться к тому восприятию, с которого все началось. Я могу изучать это свое восприятие, вскрывать более широкие связи или даже изменять. Возможно, мне нужно посмотреть на ситуацию с иной точки зрения. Возможно, вы просто старались быть дружелюбным и вовсе не хотели чем-то обидеть меня. Возможно, меня самого мучит комплекс неполноценности, и вместо того, чтобы признать это, я сам скрываю это от себя. Правда в том, что, если я пойму и, возможно, поменяю свое восприятие, то изменится и моя эмоциональная реакция.
Джон Пауэлл
Из: „Štestí začíná uvnitř"
Продолжение следует
Отвечает:
о. Карлос Лаоз
Часто можно услышать вопрос: если Бог есть, то как объяснить существование зла в мире, страдания праведных, убийства, землетрясения, смерть невинных? Обычно говорят так: «Если Бог всемогущ и любит нас, то зла быть не должно». Как следствие, или Бога нет, или Он не всемогущ, или Он нас не любит.
Что тут можно сказать? Христианское учение гласит, что ответ на тайну зла – это вся история спасения, начиная с первородного греха и заканчивая смертью и воскресением Иисуса. Людям, знакомым с этой историей, легче понять, почему существует зло. Мне лишь хотелось бы высказать здесь несколько мыслей, которые, надеюсь, помогут глубже осмыслить эту проблему и немного лучше в ней разобраться.
В первую очередь, нужно отметить, что причина зла в нашем мире – это одновременно и причина добра, а потому устранить эту причину значило бы покончить не только со злом, но и с добром. Ведь причина существования и зла, и добра – это свобода. Отнимите свободу, и не будет убийств, воровства, клеветы... Но не будет и таких людей, как св. Максимильян Кольбе, о. Дамиан, проведший жизнь среди прокаженных, и миллионы других добрых людей.
У Бога было только две возможности. Первая: сотворить мир, в котором существовали бы лишь планеты Луна, Марс, Юпитер и т.д., но без планеты Земля, а значит, и людей. В таком мире не было бы никакого зла, никто не страдал бы: мир скал, рек и даже животных, но не более того. Вторая возможность: сотворить известный нам мир, где есть также такие существа, как люди, наделенные свободой, а значит, и способностью творить добро и зло. Да, в этом мире есть боль, но, без сомнения, есть и любовь. Какой из описанных двух миров лучше? Конечно, второй. Именно поэтому Бог выбрал его!
Более того, когда зло вошло в мир (первородный грех), Бог решил полностью погрузиться в него, чтобы исправить и улучшить его, насколько это возможно, не нарушая свободы. Не стану говорить здесь об истории спасения человеческого рода, но именно это и сделал Бог.
Предлагаю читателю немного пофантазировать. Попробуем уничтожить зло в мире, не уничтожив свободы. Посмотрим, что у нас получится.
Какое-то время тому назад один самолет упал в океан; погибли десятки людей. Как оказалось, причиной трагедии стала техническая неполадка: люди, которые должны были следить за исправностью всех устройств самолета, не сделали этого. Представим себе мир, в котором каждый раз, когда кто-нибудь ведет себя безответственно, Бог вмешивается и все исправляет. В случае с тем самолетом Господь вращал бы винты, не отремонтированные вовремя механиками, и борт без происшествий достиг бы пункта назначения. Пассажиры сойдут, и один из них, выйдя в город, станет переходить дорогу, не обращая внимания на несущиеся автомобили. И вот, о несчастье, одна из машин сбила его. Но нет, подождите: прежде чем она сбила его, вновь вмешался Бог и установил светофор за несколько метров до этого места, так что машина остановилась. Однако, так как только что светофора там не было, то другие водители лихорадочно жмут на тормоза, и автомобили врезаются друг в друга. И, выходит, виноват Бог. Постойте! Оказывается, машины в момент столкновения стали резиновыми, а потому никак не пострадали в аварии. Вот сейчас на светофоре загорится зеленый, и они снова станут металлическими и смогут помчаться дальше.
Не правда ли, сюрреалистичный мир?! Если бы Бог так часто вмешивался в нашу жизнь, то мы были абсолютно правы, сказав, что, на самом деле, и не живем. Приходит грабитель с пистолетом, но вмешивается Бог, и оружие дает осечку. Тут появляется полиция, и Бог решает спасти преступника, потому что оказаться в тюрьме – это тоже зло. И вот Господь, как супермен, уносит грабителя по воздуху. Для такого мира есть только одно подходящее слово: смешно!
Мир без страданий, которого требуют многие, просто смешон. Не поленитесь, вообразите себе его, и вы сразу же это поймете. Зачем механику проверять самолеты, если этим занимается Бог? Зачем ему идти на работу, если Бог и так накормит его детей? Зачем жене варить и жарить, если для этого есть Бог? У дома нет крыши, потому что зачем беспокоиться о том, о чем может позаботиться Бог, Который прекрасно справляется с крышами. И так со всем.
Намного труднее проблема природных катаклизмов. Например: землетрясение, унесшее сотни жизней. Почему Бог допускает такое? Христианское вероучение гласит, что стихийные бедствия также отчасти являются следствием первородного греха: человек хотел независимости от Бога и внес беспорядок, из-за которого низшие творения не подчиняются высшим. Кроме того, говорят, что физическое зло не есть зло абсолютное. Попробую объяснить это на самых простых примерах.
Представим себе сильный снегопад в апреле. Для владельца лыжного корта, оказавшегося на грани разорения, это может стать спасением. Для живущего рядом крестьянина – катастрофой. Что делать Богу? Посоветуем Ему сделать так, чтобы снег падал только на лыжню, и все будет в порядке. Но чего хочет мать девочки, которая каталась на этом корте и сломала ногу? Чтобы снега не было вообще. А что посоветовал бы Богу хозяин больницы, где оказалась та девочка и почти нет других пациентов, а ему нужны деньги на дорогостоящее лечение сына, страдающего врожденным заболеванием? Мы можем продолжать такие истории до бесконечности и вряд ли найдем справедливое решение, так как для этого пришлось бы выслушать всех людей, которые тем или иным образом выиграли бы или проиграли на этом снеге. И я вижу здесь только один выход: уж лучше пусть Бог Сам решает, идти снегу или не идти, а мы постараемся приспособиться к обстоятельствам.
Св. Игнатий Лойола, прежде чем посвятить свою жизнь Богу, был солдатом. В одной из битв он получил тяжелое ранение (которого мы постарались бы избежать, чтобы избежать страдания вообще). Лойола не мог двигаться, и пришлось долго пролежать в кровати. Чтобы хоть как-то развлечься, он попросил принести ему какие-нибудь книги о рыцарях. Но в доме нашлись (еще одно страдание!) только религиозные книги. Солдат прочел их и решил стать воином Христа.
Вместо заключения расскажу одну очень поучительную историю. Жил-был один добрый человек по имени Иван. Его сердце сжималось от жалости всякий раз, когда он видел в окно бедную девочку, торговавшую на улице спичками. Наступила холодная зима, а девочка по-прежнему каждый день стояла на улице. «Да при таких морозах эта бедная девочка просто умрет. Почему Бог ничего не сделает с этим?» – часто думал Иван. И вот, однажды ночью ему приснился сон: он увидел старого безногого волка. «Бедный старый волк, – пожалел его Иван, – без лап он не сможет поймать оленя и умрет от голода». Но вдруг появился лев, который поймал оленя, поел сам, а остатки бросил волку. «Как хорошо, что Бог сотворил льва», – решил Иван и проснулся. А на следующий день при виде дрожащей от холода девочки наш сердобольный герой снова спросил, почему Бог не сделает ничего, чтобы помочь ей, и вдруг услышал слова: «Иван, Я уже сделал кое-что, чтобы помочь этой девочке: Я создал тебя».