ГЛАВНАЯ
СТАТЬИ
НОВОСТИ
ГАЗЕТА
ПРИХОДЫ
О НАС
Газета "Кредо" №1(209)'13

Полная ответственность и наши эмоции

Теперь перейдем к самому трудному вопросу: к полной ответственности за наши эмоции и чувства. Многие из нас в процессе взросления усвоили миф о том, что мы не несем ответственности за свои чувства. Но это могло быть правдой, пока мы были детьми. В нас тогда не было взрослого, который обработал бы наши реакции и эмоции. В каком-то смысле, мы были отданы на милость и немилость окружавших нас старших. Но о взрослом так говорить уже нельзя. Эмоции могут по-прежнему рождаться в нас быстро и спонтанно. Но как ответственные и зрелые люди мы способны уже полностью и свободно пережить свои чувства и решить, как конструктивно и зрело их проявить. Потом при самоанализе можно выявить корни этих спонтанных реакций. Почему я реагирую именно так? Согласно определению, эмоция – это восприятие, перерастающее в физическую реакцию. А так как эмоция сочетает в себе восприятие и последующую физическую реакцию на это восприятие, у нас не могло бы быть эмоций без ума и тела. Если я воспринимаю вас как своего друга, то моей реакции будут сопутствовать успокоение и мир. Благодаря своим эмоциям я сознаю, что рад видеть вас. Но, если я воспринимаю вас как врага, то моей реакцией будет «сражаться или бежать». Мои мышцы напрягаются, а сердце начинает биться быстрее. Я буду опасаться вас и того, что вы можете сделать или сказать.

И поскольку я не свободен совладать с этой своей эмоциональной реакцией, то знаю, что ее порождает нечто во мне: способ моего восприятия вас. Моя эмоциональная реакция может быть окрашена какими-то последними переживаниями, но все же именно нечто во мне руководит ею.
Это можно легко объяснить на примере ситуации в университетской аудитории. Я часто говорю своим студентам: «Представьте, что один из вас выйдет из этой аудитории раздраженным. Тем самым он выразит свое негативное отношение как ко мне, так и к моим преподавательским способностям. Что тогда буду чувствовать я?» Мои ученики в большинстве своем быстро отвечают: «Вы разозлитесь. Предупредите того студента, что знаете его имя и что можете повлиять на размер его стипендии». Другие не соглашаются: «Вас это не выведет из равновесия. Мы знаем, что вы стараетесь быть добрым преподавателем. Может быть, только расстроитесь, что все ваши старания пошли прахом». Третьи думают иначе: «Нет, наверное, вы будете чувствовать себя виноватым. Попросите студента вернуться и дать вам еще один шанс. Не задумываясь, попросите прощения». И почти всегда кто-нибудь предположит реакцию сочувствия: «Вам будет жалко этого ребенка. Вы поймете, что у него должны быть какие-то другие проблемы».

К концу дискуссии, как правило, я получаю десять или одиннадцать версий того, какова была бы моя эмоциональная реакция на такую ситуацию (втайне я подозреваю, что большинство из студентов при этом представляет, как вели бы себя они сами). А в заключение я высказываю предположение, что мог бы реагировать любым перечисленным образом, и добавляю: «Но обратите внимание. Есть столько возможных реакций. Я не уверен, как реагировал бы в действительности. Но одно несомненно: мою эмоциональную реакцию порождает нечто во мне, а не студент, который уходит. Этот человек может только стимулировать реакцию. Но мою конкретную эмоциональную реакцию определяет нечто во мне, то, что я сам о себе думаю, как я сам оцениваю себя как преподавателя, значение, которое я придаю тому, чему учу, т.е. внутренние раздражители. И за них я должен нести полную ответственность. И именно это я называю полной ответственностью за свои эмоции.

Многие мои эмоциональные реакции хороши. Другие могут вести к саморазрушению. А потому, анализируя свою эмоциональную реакцию на ту или иную ситуацию, нужно вернуться к тому восприятию, с которого все началось. Я могу изучать это свое восприятие, вскрывать более широкие связи или даже изменять. Возможно, мне нужно посмотреть на ситуацию с иной точки зрения. Возможно, вы просто старались быть дружелюбным и вовсе не хотели чем-то обидеть меня. Возможно, меня самого мучит комплекс неполноценности, и вместо того, чтобы признать это, я сам скрываю это от себя. Правда в том, что, если я пойму и, возможно, поменяю свое восприятие, то изменится и моя эмоциональная реакция.

Джон Пауэлл
Из: „Štestí začíná uvnitř"
Продолжение следует