ГЛАВНАЯ
СТАТЬИ
НОВОСТИ
ГАЗЕТА
ПРИХОДЫ
О НАС
Газета "Кредо" №6(226)'14


Духовные ОПАСНОСТИ НЬЮ-ЭЙДЖ


Название “New Age” в переводе с английского буквально означает «новая эра». Это общее название совокупности различных течений и движений, в основном оккультного, эзотерического и синкретического характера. Сторонников этого движения объединяет то, что они возвещают «великое преобразование», наступление новой эпохи, которая должна прийти на смену современной культуре. Они утверждают, что новая культура будет гораздо более совершенной, поскольку произойдет огромный скачок в духовном, интеллектуальном и технологическом развитии человечества.
Нью-эйдж отличается от других религиозных движений тем, что он не представлен какой-то одной организацией, течением или религиозным мировоззрением, а включает в себя множество разных (иногда мало совместимых) духовно ориентированных течений и практик. Американский ученый Норман Гайслер выделяет следующие концепции «Новой эры»: безличный Бог, вечная вселенная, иллюзорность материи, цикличность жизни, необходимость ряда перевоплощений, которые должна пройти душа, прежде чем достигнет совершенства, эволюция человека в божество, тождество человека с Богом, продолжающиеся откровения от разумных существ, оккультизм, синкретизм, всемирный глобальный порядок, вегетарианство и холистические (всесторонние) методы поддержания здоровья.

В ватиканском документе, посвященном “New Age” и озаглавленном «Иисус Христос - обладатель воды живой, восприятие Нью-эйдж» (2003 г.) мы читаем, что, вдохновляясь идеями Карла Густава Юнга, сторонники этого течения проповедуют веру в существование «Бога внутри нас», а потому все проблемы сводят к нашей неспособности постичь нашу собственную «божественность». И эта неспособность преодолевается при помощи применения техник, выявляющих наши скрытые «божественные» возможности. Только сознание отделяет людей от их божественной сущности, о которой они просто не знают. Поэтому для того, чтобы обрести единство со своей божественной сущностью, человек должен «сместить» свое сознание. В итоге человек якобы сможет достичь преображения своей личности, что приведет к планетарной эволюции и всеобщей гармонии. В современном мире, где множество людей часто сталкивается со страданием и одиночеством, нередко впадая или в депрессию, или в агрессию, временами болезненно переживая собственную низкую самооценку, ободряющие призывы последователей Нью-эйдж быстро находят отклик. В своей книге «Психология и Нью-эйдж» всемирно известный доктор богословских наук, демонолог, религиовед, сектовед, кандидат философских наук о. Александр Посацки приводит некоторые утверждения ньюэйджеров из книги П. Г. Лочхауза: истина только то, что мы можем постичь умом; традиционные верования препятствуют полному развитию человека; чтобы развиваться, нужно изменить свои привычки и религиозную систему; никогда не позволяй критиковать тебя и презирать; человек всем обязан самому себе; ты сам себе судья; избавься от суждений других; ты не должен всегда ходить прямыми путями, чтобы тебя не мучила неуверенность; самое важное – это всегда иметь хорошее самочувствие и т.д.

Религиозно-философскую основу Нью-эйдж составляет пантеизм, т.е. учение, отождествляющее Бога и мир. В итоге сторонники этого течения приходят к выводу, что сам человек и есть Бог. Пантеизм учит, что мы никогда не умрем, а следовательно, не подвергнемся суду Божьему. Мы просто продолжим возвращаться к жизни в различных формах (перевоплощение – естественное воззрение пантеистов, полагающих, что мы – «одно целое с природой»). Здесь вспоминает двойное искушение сатаной первой пары – Адама и Евы. Лукавый обещал им, что, если они вкусят запретный плод, то, во-первых, никогда не умрут, а во-вторых, станут подобными Богу.

О. Александр пишет, что Нью-эйдж посягает на суть христианской философии и религии, так как «в связи с отсутствием Благодати в действительности нет и греха, а скорее лишь недостаток познания, необходимого до просвещения, достичь которого можно благодаря некоторым психофизическим практикам». «Новая эра», по мнению Посацки, отрывается от Бога Творца, «ликвидируя статус творения человека, а также позицию грешника». Авторитет переносится на внутреннее «я» (самореализация, самоспасение). Сам человек занимает место Бога. А это противоречит христианскому вероучению и угрожает спасению человека.

Ни один из учителей Нью-эйдж не верит во Христа как единородного Сына Божия, отданного Отцом в жертву ради спасения человечества от смерти – последствия первородного греха. Последователи «Новой эры» признают божественную сущность Иисуса Христа, но считают, что она ничуть не лучше божественного начала в любом другом существе. Разница между Иисусом и другими заключается только в том, что Он осознал и раскрыл Свою божественную сущность в большей степени, нежели кто либо другой (Миллер). Христос – не Бог, а лишь воплощение одной из черт Бога – божественной любви. Ньюэйджеры утверждают, что Христос – это энергетическая сила, имеющая важнейшее значение в процессе эволюции. И эта сила называется «христосознанием». Джеффри Стеффон в своей книге «Сатанизм и новое язычество» пишет, что, согласно учению «Новой эры», рождение Иисуса не было настоящим рождением Христа. Якобы Иисусу Самому пришлось пройти через этапы развития, и при этом Он руководствовался примером Будды. Иисус Христос – обычный человек, который обладал эволюционной силой и был примерно таким же учителем, как Геркулес, Гермес, Рама, Митра, Кришна и Будда.

В упомянутом уже выше ватиканском документе мы читаем следующее: «Нельзя отделять некоторые достаточно безобидные элементы учения Нью-эйдж от общих принципов этого мировоззрения. Гностическая природа данной концепции заставляет нас осудить ее в целом. Нельзя, исходя из принципов христианской веры, отделить одни элементы религиозности Нью-эйдж от других. Невозможно отобрать в этом учении приемлемое для христиан, одновременно отвергая неприемлемое. И поскольку Нью-эйдж сосредотачивает внимание на единстве с природой, космическом знании и всеобщем благе без опоры на содержащееся в христианстве откровение, он не может рассматриваться как позитивное и безопасное учение».

Приверженцы «Новой эры» отождествляют энергию с духом. Они часто носят кристаллы, так как верят, что эти камни обладают необычайной энергетической силой и целительными свойствами и регулируют энергетические потоки в теле и сознании. Вера в силу кристаллов восходит к оккультным традициям. Силу кристаллов старались использовать маги, чародеи, шаманы и др. Ньюэйджеры утверждают, что через кристаллы проходит электрическая энергия, которая помогает исцелять физические заболевания, но у этого суеверия нет никакого научного обоснования. Антоний Кампф, работник Музея истории природы в Лос-Анджелесе, где собрана большая коллекция минералов и благородных камней, говорит, что приписывание метафизических свойств минералам возвращает нас к временам средневековья. А Сэмуэль Адамс, директор Американского геологического общества утверждает, что наделять кристаллы целительными свойствами – «это самое нелепое, что только можно выдумать». Кроме того, последователи Нью-эйдж говорят, что разум и плоть исцеляются с помощью цветов, которые даже можно «услышать». Семь цветов соответствуют семи «энергетическим центрам» человеческого тела, называющиеся «чакрами», через которые человек вбирает энергию свыше. Только вот какую энергию?

Как отметил о. Александр, усвоение в Нью-эйдж «психологии как религии» и «религии как психологии» не может быть принято христианами, так как для нас единственная Истина, единственный Путь и единственная Жизнь – это наш Спаситель Иисус Христос.

Конец I части,
продолжение следует.
Марина Ющенко