В этом году исполняется сороковая годовщина со дня смерти раба Божьего о. Владислава Буковинского. Хотелось бы, чтобы на страницах «Кредо» мы смогли понаблюдать за развитием этой удивительной дружбы священника с Иисусом Христом.
Газета «Кредо» регулярно публикует статьи о священниках и сестрах-монахинях, и не скрою, мое сердце радуется, когда я читаю слова благодарности прихожан в адрес и тех, и других, когда миряне поздравляют своих настоятелей и монахинь с днем ангела, высказывают им добрые пожелания в связи с новым назначением или отъездом из Казахстана.
Одновременно как священнику мне понятны многие наши трудности в миру, а также в современном мире, где активно поощряется стремление жить без Бога и решать свои вопросы в обход священника. Так каким же должен быть мой брат-священник, чтобы люди, оказавшиеся в сложной жизненной ситуации, вспоминали о нем в первую очередь? И как должен поступать священник, работая не только в наших общинах, но и по всему миру, а особенно там, где нет света Евангелия.
Однажды на вопрос о том, в каких священниках мы нуждаемся, попытался ответить о. Кшиштоф Вонс (SDS), директор Центра духовного обновления в Кракове. Встречаясь с людьми, он всякий раз просил их высказаться о том, каким они видят СВОЕГО священника, к которому всегда готовы прийти за помощью, утешением и советом. Обобщив полученную информацию, о. Кшиштоф пришел к выводу, что люди ждут и ищут священника:
– человеколюбивого;
– святого (такого, который живет с Господом и доверяет Ему во всем);
– верующего;
– настоящего Отца;
– знающего повседневную жизнь;
– искреннего (всегда поступающего так, как учит сам);
– сознающего собственные слабости;
– жертвенного по отношению к людям;
– смиренного (особенно во время уделения таинств);
– понимающего и наставляющего без осуждения.
Сам я много раз перечитывал этот список и вдруг в один прекрасный день понял, что мне в своей жизни доводилось встречать немало таких священников, но, пожалуй, лишь в одном из них все эти качества были собраны воедино, чтобы показать миру, что есть на свете те, кого по праву называют «alter Christus». Такие священники всей своей жизнью напоминают как верующим, так и атеистам о том, что Иисус Христос, действительно, пребывает с нами в этом мире. Я говорю об о. Владиславе Буковинском.
Мне захотелось еще раз перечитать его «Воспоминания» и найти на страницах жизни о. Владислава все то, чего людям так недостает, когда они ищут настоящего Пастыря. Вложив тот самый список, который вы уже прочли, вместо закладки, я раскрыл книгу...
Скажу сразу, мне не пришлось искать специально. Едва перевернув первую страницу, на которой о. Владислав представляется читателям и вкратце приводит свою автобиографию, я тут же увидел вместо «я» «мы». «Мы» у Буковинского – это прелат Юзеф Кучинский, отсидевший 17 лет в тюрьме за право оставаться католическим священником, прелат Бронислав Джепецкий, в «послужном списке» которого – 15 лет лагерей, и сам о. Владислав, который пишет о себе так: «Я нахожусь на третьем месте. Несмотря на трехразовое тюремное заключение, я "едва" набрал 13 лет, 5 месяцев и 10 дней».
Прочитав это, обычный человек сразу подумает: «Ну вот, сейчас тяжко пойдет про репрессии и лагеря...», но, словно угадывая чужие мысли, о. Владислав прибавляет: «Кто читает слова о Советском Союзе, написанные человеком, который, как я, отсидел 13 лет в тюрьме, тот даже подсознательно ожидает какого-то разочарования, чувства горечи, ожесточения. А если он этого не находит, то возникает подозрение, что этот человек пишет не то, о чем он думает, но то, что ему наказали говорить и писать.
Большая часть бывших заключенных, особенно долголетних, хранит в себе затаенную обиду или даже психическую травму. Эти люди, даже высказываясь откровенно, неспособны на беспристрастный суд. Однако тот, кто победил в себе эту затаенную обиду, способен на объективное мнение, и это в высшей степени так именно потому, что он познал действительность объективно, а также знает всю подоплеку. Мне кажется, что я нахожусь в этом счастливом положении» («Воспоминания священника Владислава Буковинского», Москва, 2000 г., с. 9-10).
...Развернув свою закладку со списком качеств священника, рядом со словами – «настоящий отец должен быть смиренным (это раз!) и знающим повседневную жизнь (это два!)» – я поставил по крестику...
О. Петр Пытлованы