Различные уровни любви
Любовь, конечно, имеет много уровней. Некоторые люди появились в моей жизни раньше других. Так и уровень отдачи себя в некоторых случаях, как например, в браке или в семье, намного глубже. В нашей жизни нас окружают иностранцы, знакомые, близкие знакомые, одноклассники, коллеги, соседи, друзья, близкие друзья, враги, братья и сестры, родители, мужья, жены, дети. Любящий человек старается распознать и удовлетворить потребности всех, если ему на это хватает сил. В связи с разными степенями близости будут разными и степени любви. Есть целый ряд приоритетов, зависящих от степени обязательства. Первоначально семья, затем друзья. Сначала друзья, а уже потом чужие люди и т.д…
Любовь к себе и любовь к другим
Если мы не скажем о том, что любовь начинается с самого близкого, не возможно говорить о любви к ближнему. Изначально мы должны возлюбить самых себя. Психиатр, который имеет дело с межличностными отношениями, Гарри Стак Салливан, говорит: «Если счастье, безопасность и благо другого человека для вас так же важны, как и ваши собственные или даже важнее, это значит, что этого человека вы любите». Но очевидным условием для этого является, мое личное счастье, безопасность и благо, необходимые для меня. Насколько я не в состоянии возлюбить себя, настолько я не смогу полюбить другого.
Если я должен стать любящим человеком, я должен уважать свое собственное счастье, безопасность и благо так же, как счастье и безопасность других. Я должен свои потребности уравновешивать с потребностями других, тех, которых люблю. Например: я встречаю вас, и вы даете понять, что вам необходимо поговорить со мной. Я должен узнать, насколько это важно для вас сейчас, если это не так важно, то мы договариваемся о встрече с вами на завтра. Мои потребности будут иметь приоритет. Но если вы на данный момент сильно страдаете, возможно, кто-то из ваших родных умер, или вы на грани самоубийства, то моя еда и сон могут подождать. Приоритет будут иметь ваши нужды. Любящий человек призван, решать многие трудные задачи и, безусловно, система приоритетов является одной из них.
Большинство вопросов любви касаются «блага любимого». То, что для вас действительно хорошо не означает, что это будет вам нравиться. Например, вы можете напиться и требовать от меня еще выпивки. Или вы можете требовать, чтобы я поддержал вашу ложь или обман. Вы также можете хотеть от меня, чтобы я вас игнорировал. На все эти требования я должен сказать «нет». Другой пример – эмоциональное запугивание. Вы хотите меня игнорировать или оскорбительно пренебрегать мной. Пытаетесь через гнев или слезы манипулировать мною. Любовь требует, чтобы мы в таких случаях не уступали, даже в малейшем». Любовь не допускает того, чтобы я стал ковриком для вытирания ног или дураком. Любовь просит меня, чтобы я противостоял вам или оставил вас. И пусть о любви говорят многое, ясно одно, что она не для тех, кто ищет простых путей. Она для тех, кто ищет счастья.
Один мой знакомый большую часть своей жизни посвятил преподавательской деятельности. Однажды он признался мне, что двадцать лет своей карьеры преподавателя был алкоголиком. За это время, по его словам, семья и друзья всегда покрывали его позволяя продолжать пить. Когда он был слишком пьян или с похмелья, его часы брали другие преподаватели. И так это саморазрушение продолжалось годами. «Затем, – выдохнул он с облегчением, – Слава Богу, нашелся кто-то, кто любил меня непоколебимой любовью. Кто-то любил меня достаточно сильно, чтобы противостоять мне. Он встал передо мной и сказал, что если я не позволю ему, чтобы он мне помог, то он расскажет все. Друг сказал мне, что я болен и нуждаюсь в помощи. Сказал, что любит меня настолько, что не может безучастно наблюдать, как я себя уничтожаю. Это помогло мне и изменило мой путь».
История моего друга о непоколебимой любви напоминает мне то, что я когда-то слышал: «Если тот, кого я люблю, придет домой в алкогольном тумане или заснет на лужайке перед домом, самым любящим и добрым делом будет оставить его на улице. Потому что это часть его «пути на дно». Человек изменится только тогда, когда мы позволим ему, чтобы он полностью прочувствовал боль и пережил последствия своего пьянства. (Кстати, самым жестоким было бы облить его холодной водой).
Из: „Štestí začíná uvnitř“,