Газета "Кредо" №4(260)'17
Исповедь? НЕТ! Некоторые практические и интересующие нас вопросы
...не хочу!
не знаю!
не справлюсь! 17
Могу ли я исповедоваться у священника, который оставил священническое служение?
Хотя священство принимается один раз и навсегда, и совершает его Бог через епископа, последний может на основании серьезных причин лишить священника возможности исповедовать.
Помимо тех случаев, о которых уже упоминалось в одном из предыдущих вопросов, возможно также, что священник не может справиться с психологическим бременем исповеди; или же был наказан за нарушение тайны исповеди – во всех этих случаях к такому священнику на исповедь ходить нельзя. Исключением является только случай, когда кто-то находится в серьезной опасности смерти.
Тогда власть, которую священник получил во время (сакраментального) рукоположения, и через которую он может помочь умирающему прийти к Богу, сильнее, чем (административное) решение епископа.
Почему во время исповеди мы становимся на колени?
Коленопреклонение не является обязательным условием исповеди. Во время неё допустимо сидеть, ходить, или же, в случае болезни, исповедующийся может лежать. Тем не менее, именно стоя на коленях, мы, как правило, просим о чём-то очень важном. А разве прощение грехов, которые мы совершили, не является чем-то очень важным?
Что я должен делать, если священник не назначил мне молиться какой-либо молитвой?
Разумеется, речь идет о епитимии. Это правда, что многие священники, в качестве епитимии предпочитают назначать какую-либо молитву, но это не самый верный выбор. Не следует пропускать молитву благодарения после исповеди, даже если священник не упоминает о ней. В том случае, когда священник назначает определенную молитву, как епитимию, она не является тем благодарением, которое обязательно должно следовать после исповеди. Покаяние заключается и в том, что я с радостью посвящаю Богу время, которое провожу в молитве. Это не значит, что достаточно формально совершать молитву, важно именно то, как я молюсь.
Возможно ли, чтобы священник не назначил мне никакой епитимии?
Конечно, возможно, но хорошо спросить его об этом, прежде чем закончится исповедь. Вы можете обнаружить, что просто пропустили назначение епитимии, например, когда священник говорил о конкретном деле любви по отношению к вашим родителям. Или же, заметите, что часть покаяния священник взял на себя вместо вас, и это дает вам повод больше дорожить вашим священником и быть благодарным Богу за него. Или же, священник действительно забыл назначить вам епитимию: такое тоже может быть.
Как я могу быть уверен, что священник правильно ведет меня?
Если я отношусь к исповеднику только как к психологу, значит, я не могу быть уверен в этом. Если же я воспринимаю его как помощника на пути к Богу, то необходимо искренне и регулярно молиться за него, прежде чем пойти к нему на исповедь. Несмотря на то, что это не гарантирует мне наличие определенных человеческих качеств, образования или опыта у исповедника, это поможет ему получить божественное вдохновение, чтобы он сказал мне в исповеди то, что мне необходимо услышать на пути к Богу. Даже если я не хочу слышать этого.
Необходимо ли исповедание грехов для прощения?
Нет, Бог может делать то, что хочет. Значит, Он может отпустить грехи без священника и исповеди. Не знаю почему, но Он захотел сделать иначе: это Его решение, что грехи отпускаются нам через человека. Совершенный Иисус доверил эту задачу несовершенному мужчине. Но могут возникнуть ситуации, когда исповедь будет невозможна, а верующий человек очень захочет примириться с Богом. В этих ситуациях я советую просить Его о прощении через совершенное сокрушение. К такому сокрушению относится также готовность при возможности подчиниться решению Иисуса и исповедовать все свои грехи в Таинстве Примирения.
Существует ли так называемое «общее отпущение»?
Да. Есть исключительные ситуации, в которых индивидуальное исповедание грехов не представляется возможным, а опасность того, что большое количество людей останется без Таинства Примирения, очень серьезна. Тогда священник может после призыва к сокрушению, уделить общее отпущение грехов всем желающим. Но, опять же, и здесь действует правило, что к сокрушению относится и готовность уважать Божье решение об Апостолах и их преемниках, и когда закончится эта ситуация, послужившая поводом для общего отпущения, необходимо приступить к индивидуальной исповеди, с перечислением конкретных грехов.
Можно ли исповедоваться у православного священника?
Если нет возможности попросить об исповеди католического священника (любого обряда, включая восточный), такая исповедь позволена с католической стороны. Православные священники действительным образом рукоположены и признают Таинства так же, как и католики. Вопрос лишь в том, уделит ли Вам это Таинство православный священник, поскольку согласно их традиции, они не уделяют Таинства католикам.
Могу ли я пойти на исповедь к протестанту?
Здесь ситуация более сложная. Многие протестантские пасторы характеризуются отличным образованием и личными человеческими качествами. В прошлом, однако, в их Церквях было нарушено апостольское преемство, следовательно, новых священников рукополагали те, у кого уже не было власти отпускать грехи, и поэтому их исповедь не может считаться Таинством Покаяния, так, как его понимает Католическая Церковь.
Кто исповедует священников и епископов?
Любой священник, который не был лишен разрешения совершать это Таинство. Таким образом, даже Папу может исповедовать любой молодой или пожилой священник в любом месте, неважно, в деревне или в городе.
Что делать, если ожидая исповеди, я услышал чужое исповедание грехов?
Во время ожидания, мы должны встать так, чтобы не услышать чужую исповедь.
Имейте в виду, что исповедующийся, вероятно, не рассказал бы о своих грехах даже священнику, если бы не верил, что через него прощает Бог. Сознательно подслушивая чужие грехи, Вы совершаете тяжелый грех. Если вы услышите грехи, которые не хотели услышать, то естественно, что вас связывает тайна, которая не должна быть никому раскрыта. Ее нарушение также было бы смертным грехом.
Что будет со священником, который нарушит тайну исповеди?
Если священник действительно нарушит тайну исповеди, так, что станет ясно, о ком идет речь, и при этом сделает это осознанно и добровольно, то тем самым, он совершит очень тяжелый грех, отпущение которого, ради защиты кающегося, зарезервировал за собой Апостольский Престол, и получит одно из самых серьезных наказаний.
Почему кто-то исповедуется в первую пятницу каждого месяца?
Месяц – это более-менее идеальный период, чтобы помнить о том, что произошло, поэтому, действительно, хорошо не оставлять между исповедями слишком длительный интервал.
В прошлые века существовал обычай напоминать себе о прощающей Божьей любви каждую первую пятницу месяца, поэтому в традиционно-католических странах и в эти дни можно увидеть длинную очередь ожидающих перед конфессионалом. Было бы плохо, если бы этот обычай выродился в мертвую традицию, без глубокого переживания, или даже без настоящего чувства вины. Мы исповедуемся не ради «первой пятницы», но потому, что осознаём свою вину и желаем получить прощение.
Как часто мы должны делать испытание совести?
Идеально, делать испытание совести каждый вечер перед сном: необходимо мысленно вспомнить весь день и найти в нём то, с чем мы не справились. Это поможет нам при «большом» испытании совести перед исповедью, а также гарантирует Божье прощение, если мы не дождемся следующего утра; разумеется, если при этом мы не забудем о сокрушении в грехах, с которым должны закончить этот день.
Что мне делать, если я когда-то не очень хорошо исповедовался?
Если совесть говорит, что некоторые исповеди были совершены так, что могли не вести к прощению грехов (даже если я получил отпущение), – важно найти время для более совершенной подготовки; вернуться в испытании совести к тому моменту, в котором мы сомневаемся, и при ближайшей исповеди перечислить все грехи, которые помним, начиная с момента последней действительной исповеди. Исповедь в этом случае будет длиться дольше, чем обычно, поэтому хорошо договориться об этом со священником заранее.
Что означает так называемая «генеральная исповедь»?
Для совершения генеральной исповеди может быть две причины. Первая, это если у меня есть сомнения, что я исповедовал всё в прошлом, ничего не утаив; или же если я сомневаюсь, что при испытании совести у меня было настоящее сокрушение. Другой причиной может быть какой-нибудь значительный случай в жизни человека, когда он возвращается к своей прожитой жизни не потому, что у него осталось чувство непрощенности, но потому, что он осознаёт, какой большой дар получил от Бога, Которого столько раз оставил, предал и обидел. Таким случаем может быть, например, Таинство Брака, вечные обеты в ордене или рукоположение в священники. Даже из самого названия этой исповеди видно, что она должна совершаться в исключительных случаях, и не должна повторяться слишком часто.
Продолжение следует
о. Милош Шабо