ГЛАВНАЯ
СТАТЬИ
НОВОСТИ
ГАЗЕТА
ПРИХОДЫ
О НАС
Газета "Кредо" №4(248)'16

Духовные опасности  26
 
Зависимость от компьютерных  игр как психическая
и духовная опасность
 
 
Игровая зависимость это не только форма психологической зависимости, проявляющаяся в навязчивом увлечении видеоиграми и компьютерными играми. Проблема намного глубже. Это касается и духовного измерения, духовной жизни и Спасения человека, за которого умер Христос.
Формированию зависимости способствуют ситуации, когда игра позволяет решать психологические задачи и проблемы игрока. Так игры позволяют почувствовать себя иным человеком, чем в реальности, проявиться чувствам, которые человек не позволяет себе открыто испытывать (например, агрессия или даже месть), справиться с тревогой, вызванной реальными отношениями, уходя в виртуальный мир. Но это только иллюзия, потому что игры как раз и способствуют усилению тревоги.
Играми вызывающими самую сильную зависимость чаще всего считаются сетевые, особенно MMORPG. Известны случаи, когда слишком долгая игра приводила к фатальным последствиям – так, в октябре 2005 года умерла от истощения китайская девочка после многосуточной игры в World of Warcraft. Эта проблема, прежде всего касается молодежи, но также и детей.
 
Деградация и депрессия
у детей
 
Среди увлекающихся компьютерными играми людей большинство – дети. Ролевые компьютерные игры (т.е. те, в которых играющий входит в роль компьютерного персонажа) изменяют представление человека о себе и окружающем мире, в ряде случаев способствуют усилению тревоги и дезадаптации. Это у взрослых. А как ролевые игры, зачастую не рассчитанные на детей, могут повлиять на формирование личности в период активной социализации, социально-психологической адаптации, усвоения социальных ролей и ролевой идентификации личности?
По мнению врача-невролога баронессы Гринфилд, игры являются причиной слабоумия, так как современные средства развлечений ведут к повышенной возбудимости нервной системы. Со временем человек привыкает к подобному состоянию, возникает зависимость, в результате повышается риск развития деменции. В качестве доказательства своей теории Гринфилд приводит рост количества троллей (слабоумия) в социальной сети Facebook – что свидетельствует, по ее мнению, о деградации умственных способностей подросткового поколения. Но, с христианской точки зрения, разум является главной основой духовности человека.
Дуглас Джейнтал совместно с Американской академией педиатров провел исследование влияния игр на здоровье человека. Под наблюдение попало около 3 тысяч детей, зависимость отмечается у каждого десятого ребенка. «У детей, попавших в зависимость от игр, повышался уровень депрессии, беспокойства и социофобии, а их успеваемость понижалась. Когда они избавлялись от зависимости, эти симптомы снижались до нормальных значений» – отмечал врач. В ответ на данную работу, Американская ассоциация производителей ПО и компьютерных игр заявила, что никаких конкретных доказательств не представлено, методы сомнительны, а выводы не выдерживают критики. Но это только обыкновенная защита своих денег, ценой приношения в жертву детских душ…
 
 
Научные исследования
психологической
зависимости
 
Немецкие исследователи университета Charite провели эксперимент, в ходе которого группе из 20 человек показывали скриншоты из любимых игр. Их реакция оказалась сходной с той, что проявляют больные алкоголизмом и наркоманией, когда видят предмет своей патологической страсти. Исследования Nottingham Trent University под названием «International Gaming Research Unit» показали, что 12% от контрольной группы из 7000 человек имеют признаки зависимости от компьютерных онлайн-игр. 19% из 250 миллионов пользователей Facebook сознались, что чувствуют сильную игровую зависимость. Некоторые авторы считают, что игровая зависимость возникает из-за онлайн-игр и, соответственно, является разновидностью интернет-зависимости.
В настоящее время игровая зависимость официально заболеванием не признается. Международная классификация болезней такого недуга не содержит. Впрочем, сведения о скором принятии данного термина появлялись неоднократно. С 2007 года Американская врачебная ассоциация проводила исследования в области симптоматики предполагаемого заболевания. Впрочем, после длительных дебатов, врачи пришли к выводу, что в настоящий момент зависимость нельзя признать болезнью.
Психиатр Джеральд Блок отмечает, что зависимость от игр куда сильнее, чем от интернет-порнографии. Британский терапевт Стив Поуп, в статье «Gaming addiction grips youngsters» из газеты «Lancashire Evening Post», заявил, что два часа проведенные с консолью сопоставимы с принятием дорожки кокаина. В качестве негативных примеров зависимости он приводит такие ситуации, когда игроманы отказываются от друзей, переходят на нездоровую пищу, забрасывают учебу, у них повышается агрессивность, склонность к насилию и ряд других факторов. Статья вызвала широкий резонанс в прессе и подверглась жесткой критике из-за предвзятого характера и отсутствия каких-либо доказательств.
 
 
Насилие
в компьютерных
играх
 
В то время как игры становятся все более значительной частью культуры, многие люди продолжают критиковать их за насилие и вызываемую зависимость. Отношение к играм самих игроков строится на их собственном опыте в качестве пользователей и на том факте, что игра становится в их жизни важным, заранее запланированным событием, в отличие от взглядов политиков, психологов, работников сферы образования и других критиков. Хотя количество людей, толерантно относящихся к компьютерным играм, растет, большая часть общества продолжает испытывать глубокие сомнения в отношении игр или же открыто отвергает их. Зачастую такая позиция обусловлена их боязнью возрастания уровня насилия в культуре из-за видеоигр, которые утверждают такие негативные состояния духа, как агрессия, насилие, месть, культ смерти или убийства, что очень опасно для психического здоровья и духовной жизни человека, а может даже и для его Спасения.
Эти обвинения могут быть отнесены к событиям, случившимся в истории США за последние годы. Стрельба в «Колумбайне» придала негативный окрас видеоиграм в умах взрослых людей. Массовое убийство в школе «Колумбайн» было заранее подготовленным нападением двух учеников старших классов: Эрика Харриса и Дилана Клиболда, на остальных учащихся и персонал своей школы с применением стрелкового оружия и самодельных взрывных устройств. Это произошло 20 апреля 1999 года в школе «Колумбайн» невключённой общины Колумбайн округа Джефферсон, штат Колорадо. Нападавшие ранили 37 человек, 13 из которых погибли. После чего Эрик Харрис и Дилан Клиболд застрелились.
Два подростка, одетые как «убийцы в жестоких играх» и подсознательно связанные со всем, что представляют видеоигры. Сейчас видеоигры стали причиной, из-за которой дети издеваются над другими детьми, «вылетают» из школы или обкрадывают дома других людей. Этот сдвиг в восприятии заставил исследователей приспособить их экспериментальные тактики и принять во внимание различные аспекты игр. Сегодня исследования больше сфокусированы на негативных психологических и моральных эффектах видеоигр, что всегда связанно с человеческой духовностью.
 
 
Духовные
и психологические
проблемы
 
Наибольшую психологическую и одновременно духовную опасность, по мнению психолога М. С. Иванова, представляют ролевые игры, поскольку сама механика игры состоит во «вхождении» человека в игру, интеграции с компьютером и – самое главное – потере индивидуальности и отождествлении себя с компьютерным персонажем. Это типичная деперсонализация – утрата личности, самой великой духовной ценности в жизни человека.
Иванов выделяет собственные критерии «вредных» ролевых игр, прежде всего, это сила эффекта погружения. Погружение – это состояние сознания, часто искусственное, при котором самоосведомленность субъекта о своем физическом состоянии уменьшается или теряется совсем. Это психическое состояние часто сопровождается ощущением бесконечности пространства, а также искаженным чувством времени. Но наше Спасение реализуется во Времени, которого нельзя терять, особенно таким образом!
Ощущение погружения в виртуальную реальность (ВР) можно описать как полное присутствие внутри внушаемого пространства виртуальных предметов, где всё относящееся к этому пространству обязательно предполагает его «реальность», а субъект кажется совсем отключённым от внешнего физического мира. Сам механизм состоит в «уходе от реальности» и «принятии роли», то есть обособление от реальных проблем и отождествление себя с выдуманными персонажами виртуальных миров. Этот мир очень часто касается оккультизма или магии, где человек как будто становится богом. Кроме того, кто теряет связь с реальностью, одновременно и постепенно теряет связь с реальным Богом. Это и есть самая опасная духовная угроза!
В конце концов, такой опасный опыт имеет свои последствия. Считается, что зависимые взрослые, дети и подростки нуждаются в психологической и духовной помощи, у детей и подростков наблюдается агрессия, а у взрослых возникают такие проблемы, как несложившаяся личная жизнь, неудовлетворенность собой, утеря смысла жизни и обычных человеческих ценностей. У них, у всех, появляются и другие трудности: сниженное настроение, депрессия, отчаяние, а также повышенный уровень тревожности и социальная дезадаптация, что ведет к опасности самоубийства.
Нарушения психических состояний у игровых фанатиков заметны невооруженным глазом. Это отмечают и родственники жертв этой опасной зависимости, а зачастую и они сами, но не всегда вовремя. Иногда бывает слишком поздно.

О. Александр Посацки
 
Доктор богословских наук
Кандидат философских наук
Член-эксперт Международной
Ассоциации Экзорцистов в Риме