ГЛАВНАЯ
СТАТЬИ
НОВОСТИ
ГАЗЕТА
ПРИХОДЫ
О НАС
Газета "Кредо" №9(181)'10

Хочу спросить
Стоит ли бояться сглаза?

Отвечает:
о. Карлос Лаоз Замарро
 
Говорят, что в течение первых 40 дней после рождения ребенка никому нельзя показывать, чтобы его не сглазили. Я всегда думала, что это глупости. Но, когда родила сама, то все-таки решила перестраховаться и никому не показывала своего малыша. Хорошо ли я сделала? Ведь я заботилась о безопасности младенца
(В. И., Караганда).
 
Вы пишете: «Я всегда думала, что это глупости». И вы правы, потому что действительно глупо верить в сглаз. Если кто-то и впрямь способен навести порчу на другого человека, то ему незачем видеть свою жертву или встречаться с ней. Да и не обязательно в первые сорок дней после рождения: почему бы не тогда, когда новорожденному исполнится два месяца, пять лет или пятьдесят? С другой стороны, что такого происходит с младенцем между 39-ым и 41-ым днем жизни, что у него вдруг появляется иммунитет к сглазу? Уж не нагулянный ли за сорок дней жирок обеспечивает ребенку подобную защиту?
Встречаются такие суеверные католики, которые приписывают какие-то магические свойства тем или иным христианским практикам: «Если буду носить этот крестик, то со мной не случится ничего плохого… Если священник благословит моего новорожденного ребенка, то он никогда не заболеет…». Конечно, стоит носить распятие или просить у священника благословения, но нельзя воспринимать их, как амулет или заклинание. Можно поскользнуться и упасть и с распятием на груди, но это не значит, что оно не действует, просто его предназначение в другом.
Наше вероучение опирается на разум и всецело совместимо с ним (Бог – это Логос, Истина), а потому католичество – самая непримиримая с суеверием религия. В языческой древности люди верили в существование множества богов, которые бывали злобными и капризными и могли убить тебя без какой-либо логической причины. Вполне естественно, что человек испытывал страх перед такими взбалмошными существами, которые к тому же были сильнее его. Поэтому в те времена господствовали суеверия и магия, которая должна была задобрить неразумных божеств, ради чего прибегали даже к человеческим жертвоприношениям. Христианство принесло свет, оно открыло, что Бог добр, что Он не действует из каприза, что у Его деяний есть реальные причины (пусть даже порой нам бывает трудно их понять), а темных божественных сил не существует: есть лишь свободные бытия (ангелы и люди), которые могут поступать хорошо и плохо. И по мере того, как человек понимает и принимает христианство, исчезают страхи и не остается места для суеверия: человек ощущает себя заключенным в любящие объятья Бога и уповает на Его провидение.
Глупо думать, что конец света наступит в 2012 г. только потому, что этот год – последний в календаре майя. Глупо обращаться к гадалкам, чтобы узнать будущее. Глупо думать, что нас ждет беда, потому что черный кот перешел дорогу… Все это – глупость и признак того, что католичество до сих пор неглубоко проникло в наши жизни.
Приведу еще один пример. У одной женщины пропали деньги, хранившиеся дома. Ее подозрения пали на соседа, который побывал у нее за несколько дней до этого и отношения с которым у нее не складывались. Чтобы разузнать побольше, женщина отправилась к гадалке. Та глянула в стеклянный шар и голосом оракула сказала:
– Вижу, вижу, в вашем доме кто-то есть; вот, я вижу, как он входит.
– Да, да, – закивала женщина.
– Так… Вы не ладите с этим человеком, – заявила прорицательница. – Вы кого-нибудь подозреваете? – добавила она.
– Да, своего соседа.
– Подождите, дайте-ка взглянуть еще раз в шар… Опишите мне его.
– Ему лет пятьдесят, смуглый, высокий, в очках.
– Точно, точно… Это ваш сосед, никаких сомнений: описание точно подходит к человеку, которого я вижу.
В тот же день та женщина пришла ко мне и уверенно сказала: «Мои опасения подтвердились – вором оказался именно сосед. Я и раньше была в этом уверенна, но не хотела думать о нем плохо». А примерно через неделю она при встрече рассказала мне, что делала уборку дома и нашла те самые деньги: оказалось, что она просто переложила их в другое место, так что… никто их не крал!